Начало смотрим
Переславль Залесский.
Плещеево озеро и переславские музеи.
Берендеево царство.
Переславль-Залесский. Музей «Рождение сказки»
Переславль-Залесский. Свято-Троицкий Данилов монастырь.
Продолжу рассказ о первой поездке в Переславль-Залесский. Поскольку мы все-таки направлялись к Синему камню, то после посещения центра решили ехать туда. Ан, не тут-то было.
Мост через речку был закрыт на ремонт, так что пришлось огибать Плещеево озеро, о чем мы совсем не пожалели, потому что пришлось сделать крюк с десяток километров. Ехали наугад, потому что дороги-то не знали. Это потом на карте видно, какого дали круголя.
Село Купань, а именно через него проложена дорога, привело нас к чудотворному источнику – Варварин ключ. Долго ехали через лес по грунтовой дороге, но в конце-концов добрались до места, которое оказалось тихим и очень живописным. Покажу несколько домов этого села.
Местный житель ремонтировал забор, у него-то и спросили дорогу.
Весьма интересное решение пристройки к старому дому новой части.
Дорога хоть и побита, но асфальтированная.
Село мне понравилось. Очень опрятное и без пустующих домов.
А вот, когда мы выехали за деревню, началась не дорога, а торфяной тракт, поскольку, как выяснилось в дальнейшем, это были осушенные болота.
Там уже стало не до фотографий, не засесть бы в ямах!
Так что сняла мало, да и снимать-то нечего, по сути.
Очень много сухостоя, и трава по пояс.
Куда едем, как доедем? - сплошные вопросы и опасения, но вроде стало ехать легче, да и дорога стала прямее.
А леса там замечательные. Должны быть грибными!
И вдруг мы натолкнулись на такой вот щит с информацией.
Святой источник иконы Великомученицы Варвары является памятником природы и имеет лечебное, культовое и культурно-историческое назначение. Вода в роднике очень чистая, прозрачная, богата серебром и по народному поверью обладает целебными свойствами – помогает лечить зрение.
До наших дней сохранилось предание о явлении житийной иконы Варвары Великомученицы, которая связана с названием родника. Св.Варвара, жившая в Финикии (территория современного Ливана) почитается как на Востоке, так и на Западе. Житие Св.Варвары рассказывает о расправе жестокого отца над своей дочерью Варварой, принявшей христианство. За отказ отречься от новой веры она якобы подверглась страшным пыткам, от которых и умерла. По народному поверью вода в роднике обладает целебными свойствами.
Еще в 20-е годы нашего века жители ближних селений (Купань, Усолье, Купанское, Хмельники) на Иванов день с 23 на 24 июня по старому стилю устраивали у родника празднества: украшали часовенку, стоящую над родником, цветами и зелеными ветками, водили хороводы и обливали друг друга водой из родника, смывая с себя беды, болезни и наговоры. Омывшись водой, обтирались чистой тряпицей или полотенцем и привязывали их ко кресту, стоящему над родником, или к веткам растущих здесь деревьев. В этом обычае мы наблюдаем весьма характерное для Переславщины явление - слияние христианства и язычества. Второй местный праздник - это Варварин день, 17 декабря. В этот день в селе Купань проводилась большая церковная служба, а потом все население шло к роднику за водой. Вода, взятая в этот день, считалась особо целебной, равной по силе разве что крещенской.
Снимки не совсем удачные из-за положения солнца, но я сделала снимок на эту часовню с другого ракурса, она ниже. Источник пользовался огромной популярностью, привлекал большое количество паломников и приносил, по- видимому, большие доходы, о чем свидетельствует богатая и удивительно красивая для небольшого села Купань церковь, находящаяся сейчас в разрушенном и запущенном состоянии.
Существуют две легенды, объясняющие связь родника с именем святой Варвары, жившей в столь давние времена совсем в другой части света. Жительница с. Купань Мария Петровна Павлова поведала историю о том, как живший в давние времена в этом селе глухонемой паренёк однажды вдруг заговорил. Он звал за собой куда-то в болото, и поражённые сельчане пошли за ним. Пройдя по тропке, обнаружили они ямку с водой, в которой бил родничок и лежала икона Варвары-великомученицы.
В честь чудесного исцеления глухонемого и явления иконы начали строить часовенку, но не в низине над родником, а на сухом месте, повыше. Икону перенесли туда, однако наутро она вновь оказалась у родника, указав таким образом, что часовню нужно ставить над ним. Поняли тогда люди, что родник тот святой, что явлен он, чтобы лечить их от хвори, спасать от грехов разных...
Перенесли они часовню на родник. А в болоте с той поры стежка открылась. Многим та вода помогает, только с верой надо идти за ней, да с чистой душой.
Чаще рассказывают другую историю - о старом, богатом и жадном отце, убившем свою невинную дочь Варвару. Варвара, любившая красивого, но небогатого паренька, была заперта отцом в баньке после того, как созналась в своих чувствах. Отец, рассердившись, сказал: "За кого сосватали, за того и выйдешь". Варвара ночь проплакала, а на зорьке крышу разобрала (крыши тогда соломой крыли) и бежать в лес. Бежала она от самого Переславля до Купанских болот. Там её настиг отец, зарубил топором и закопал, а людям сказал, что не догнал, не знает, куда делась. Но на могилке девичьей обнаружилась чаша песка золотого и бьёт из неё струйка воды серебряной, чистой, как слёзы девичьи. Отец понял, что Варвара перед ним не виновата, сказал про то людям, да в болото и бросился - сам себя казнил. А вода-то целебная оказалась, от всякой хвори лечит.
Сам источник, а за ним купальня. Интересно, что эта версия истории о возникновении ключа представляет собой предсказанное на свой лад житие Варвары Великомученицы, где молодым и небогатым женихом был сам Иисус Христос, а вина Варвары состояла в том, что она отвергла языческую веру отца, предпочтя ей веру в Святую Троицу.
Как бы то ни было, часовня над ключом была сожжена в 30-е годы при освоении Купанских болот во имя плана ГОЭЛРО. Потом жители пытались восстановить её, но в 60-е годы она была вновь разобрана, колодец закрыт и засыпан торфом. Об этом попросили сами местные жители, поскольку рабочие-трактористы варварски обходились с открытым колодцем - брали воду для машин грязными вёдрами и мыли трактора рядом с родником. Вода помутнела, покрылась масляной пленкой, утратила хороший вкус и прозрачность, приобрела неприятный запах. Тогда по просьбе жителей села Купань вокруг чаши родника в качестве колодезного сруба была установлена бетонная труба, колодец был закрыт плитой, обложен дерном, и выведена железная труба для стока воды.
В таком виде родник существовал до лета 1992 года. Летом 1991 года по просьбе жителей поселка Купанское был разработан проект, и в 1998 году построена часовня. Вода в источнике прозрачная, без запаха, имеет приятный вкус. Родник не замерзает даже в самые сильные морозы.
Внутри.
Вроде и не глубокая, но водица ледяная!
Я набралась храбрости и окунулась!
Воды мы тоже набрали, благо у меня с собой всегда есть канистры с водой. Уже на выезде я увидела такой вот плакат.
А потом поискала информацию. Это наш мальчик, наш современник. Вся Россия должна бы увидеть, что это ее национальный герой, и это событие должно быть поставлено посередине Церкви, на свещнице, да светит всем в нашем доме.
Что же произошло? Воина захватили в плен в чеченскую войну. Вот о чем рассказал матери Евгения в присутствии представителей ОБСЕ убийца его. Молодым солдатам, захваченным в плен, сказали: «Кто хочет остаться живым, пусть снимет свой нательный крестик и назовет себя мусульманином». Когда Евгений отказался снять свой крестик, его стали жестоко избивать. Потом подвергли издевательствам и пыткам, которые продолжались в течение трех месяцев. Потом — убили, отрубив голову. Могилу его за огромные деньги указали матери сами чеченцы. Мать опознала тело сына по нательному крестику. Поразительно, что даже с мертвого они не сняли крестик — не посмели. Крестик Евгения был найден в могиле на его обезглавленном теле, а позже мать Евгения передала его в храм святителя Николая в Пыжах, в котором он несколько лет хранился в алтаре.
Похоронен Евгений Родионов близ деревни Сатино-Русское Подольского района Московской области, возле церкви Вознесения Христова.
Крест на могиле Евгения Родионова в деревне Сатино-Русское. Надпись на кресте:
«Здесь лежит русский солдат Евгений Родионов, защищавший Отечество и не отрекшийся от Христа, казненный под Бамутом 23 мая 1996 года.»
На Руси никогда не переводились Богатыри Духом и Герои.
Свежие комментарии