На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ШАГ НАВСТРЕЧУ

23 934 подписчика

Свежие комментарии

  • Татьяна Решняк
    Очень правильно говорите. Это человек склочный и не порядочный!!! Она грязью поливает всех и смотреть и слушать Порги...Свадебные фото со...
  • Jolie
    затолокин))они ждали-ждали тебя 5 лет и "померли от тоски"))))А где все? С НОВЫ...
  • Jolie
    нихде)))🤣🤣🤣🤣🤣🤣🤣Когда деревья был...

Календарная копилка. 28 апреля - 4 мая.

28 апреля. ДЕНЬ СВЯТОГО БЛАГОВЕРНОГО ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ МСТИСЛАВА. СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ АРИСТАРХА, ПУДАИ ТРОФИМА.

Святые апостолы Аристарх, Пуд и Трофим были из числа 70-ти апостолов, которых Господь Иисус Христос послал перед Собою с Евангельским благовестием. Святой апостол Аристарх, сотрудник святого апостола Павла, стал епископом сирийского города Апамеи.

Имя его неоднократно упоминается в книге Деяний святых апостолов и в Посланиях апостола Павла.

Святой апостол Пуд занимал высокое положение члена римского Сената. В своем доме святой принимал первоверховных апостолов, собирал верующих христиан. Дом его был обращен в церковь, получившую название "Пастырской". В ней, по преданию, священнодействовал сам святой апостол Петр.
Святой апостол Трофим происходил из города Едессы. Он был учеником и спутником святого апостола Павла, разделяя с ним все скорби и гонения. Все три апостола приняли мученическую кончину в Риме при императоре Нероне (54-68), одновременно со святым апостолом Павлом.

Князь Мстислав (в святом крещении Феодор) родился 1 июня 1076 года и стал княжить в Новгороде, когда ему было всего 12 лет. После смерти своего деда, великого князя Киевского Всеволода, Мстислав занял Ростовский престол. В 19 лет он одержал победу над своим дядей, Черниговским князем Олегом, убившим брата Мстислава Изяслава. Впоследствии миролюбивый Мстислав примирил Олега с князем Святополком и своим отцом Владимиром Мономахом. Князь Мстислав прославился великодушием, миролюбием, строением храмов. Благодарный за милости Божии, благоверный князь заложил в 1099 году на Городище вблизи Новгорода храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Именно для этого храма было написано знаменитое Мстиславово Евангелие, дорогой оклад которого был изготовлен в Константинополе. Писец Евангелия называл князя благоверным и Христолюбивым, а изготовитель оклада писал: «Много труда подъял я и печали. Но Бог утешил меня молитвой доброго князя… Дай Бог его молитву всем христианам». В 1125 году Мстислав занял Киевский престол. Преставился святой князь Мстислав 14 апреля 1132 года и был погребен в построенном им храме святого мученика Феодора Тирона.

По народному календарю крестьяне-пасечники 28 апреля начинали готовить ульи к летнему сезону. Осматривают пасеки. Изгоняют из них смерть. Окликают дождь. В этот день пчеловоды осматривали пасеки и омшаники, проверяли: здоровы ли пчелы, хорошо ли пережили зиму. Если весна была ранней, и к концу апреля появлялись первые цветы, ульи вынимали и выставляли на свежий воздух. «На день святого Пуда вынимай пчел из-под спуда», — говорили знающие люди. А все остальные соглашались: «У кого медок и маслице — у того и праздничек». Мало убыли в пчелах при высадке из омшаника - к урожаю гречихи, много - греча не родится. Пчела считалась священным насекомым, Божьей угодницей, "Божьей пташкой". Чтобы плодились и умножались пчелы, на Руси держали на пасеках кусок меди, отбитый от церковного колокола. Знахари говорили, что всего лучше, если этот кусок будет отбит от колокола на первый день Пасхи, во время звона к заутрене. Осевший пчелиный рой на дом, по мнению древних, предвещал пожар. Рой пчелиный, залетевший на чужой двор, сулит хозяину дома счастье.
В разное время по годам может быть еще только позднее прекращение санного пути. При нормальной весне распускаются листья на березе. Появляются лягушки. В садах раннее цветение вишни, зеленение калины.
У черной смородины и у крыжовника (если он еще не распустился) выщипывают крупные почки, т.к. они поражены клещом.
На Пуда обычно распускали почки калина и рябина. Из них в старину готовили целебные настои. Говорили также, что рябина обладала способностью исцелять от зубной боли. Для этого нужно было подойти к дереву и погрызть его, приговаривая: «Рябина, рябина, вылечи мои зубы, а не вылечишь — я тебя всю изгрызу». Был и другой вариант заговора: «Рябина, рябина, возьми мою зубную болезнь, отныне и до веку не буду тебя есть». Однако, после этого употреблять ягоды с дерева было уже нельзя, иначе боль могла вернуться.

Именины в этот день Александр, Анастасия, Андрей, Аристарх, Василиса, Виктор, Кондрат, Леонид, Лукьян, Савва, Севастьян, Трофим, Федор .

29 апреля. ДЕНЬ МУЧЕНИЦ АГАПИИ, ХИОНИИ, СВЯТОЙ ИРИНЫ.

Святые мученицы Агапия, Ирина и Хиония были родными сестрами и жили в конце III - начале IV века вблизи итальянского города Аквилеи. Они остались сиротами в юном возрасте. Девушки вели благочестивую христианскую жизнь и отклоняли домогательства многочисленных женихов. Их духовным руководителем был священник Зинон. Ему было открыто в сонном видении, что в ближайшее время он скончается, а святых дев возьмут на мучение. Такое же откровение было и находившейся в Аквилее великомученице Анастасии († ок. 304, память 22 декабря), которую называли Узорешительницей за то, что она безбоязненно посещала находившихся в тюрьмах христиан, ободряла их и помогала им. Великомученица Анастасия поспешила к сестрам и убеждала их мужественно постоять за Христа. Вскоре предсказанное в видении исполнилось. Священник Зинон скончался, а три девы были схвачены и направлены на суд к императору Диоклитиану (284-305).
Увидев юных прекрасных сестер, император предложил им отречься от Христа и обещал найти знатных женихов из своей свиты. Но святые сестры отвечали, что имеют одного Небесного Жениха - Христа, за веру в Которого готовы пострадать. Они называли языческих богов идолами, сделанными человеческими руками, и проповедовали веру в Истинного Бога.
По повелению Диоклитиана, направившегося в Македонию, туда были отвезены и святые сестры. Их отдали на суд правителю Дулкицию.
Когда он увидел красоту святых мучениц, то воспылал страстью. Он взял сестер под стражу и передал им, что они получат свободу, если согласятся исполнить его желание. Но святые мученицы ответили, что они готовы умереть. Тогда Дулкиций решил тайно ночью овладеть ими насильно. Когда святые сестры встали ночью на молитву и славословили Господа, Дулкиций подкрался к двери и хотел войти. Невидимая сила поразила его, он потерял рассудок и кинулся прочь. Не находя выхода, мучитель по дороге попал в поварню, где стояли чугуны, сковороды и котлы, и весь перепачкался в саже. Слуги и воины с трудом узнали его. Когда он увидел себя в зеркале, то подумал, что святые мученицы околдовали его, и решил им отомстить.
На суде Дулкиций велел обнажить перед ним святых мучениц. Но воины, как ни старались, не могли этого сделать: одежды как бы приросли к телам святых дев. Во время суда Дулкиций внезапно заснул, и никто не мог разбудить его. Но только его внесли в дом, он тотчас проснулся.
Когда обо всем происшедшем донесли императору Диоклитиану, он разгневался на Дулкиция и передал святых дев судье Сисинию. Тот начал свой допрос с младшей сестры Ирины. Убедившись в ее непреклонности, он отправил ее в темницу и попытался принудить к отречению святых Хионию и Агапию. Но и их невозможно было склонить к отречению от Христа, и Сисиний приказал сжечь святых Агапию и Хионию. Когда огонь погас, все увидели, что тела мучениц и их одежда не опалены огнем, а лица прекрасны и спокойны, как у людей, уснувших тихим сном. На другой день Сисиний приказал привести на суд святую Ирину. Он пугал ее участью старших сестер и уговаривал отречься от Христа, а потом стал угрожать отдать ее на поругание в блудилище. Но святая мученица отвечала: "Пусть мое тело будет отдано на насильственное поругание, но душа моя не осквернится отречением от Христа".
Когда воины Сисиния повели святую Ирину в блудилище, их нагнали два светлых воина и сказали: "Ваш господин Сисиний повелевает вам привести девицу на высокую гору и оставить там, а затем придти к нему и доложить о выполнении приказа". Воины так и поступили. Когда они доложили об этом Сисинию, тот пришел в ярость, так как не давал такого распоряжения. Светлые воины были Ангелы Божии, спасшие святую мученицу от поругания. Сисиний с отрядом воинов направился к горе и увидел на ее вершине святую Ирину. Долго искал он дорогу к вершине, но так и не смог найти. Тогда один из воинов ранил святую Ирину стрелой из лука. Мученица крикнула Сисинию: "Я смеюсь над твоей бессильной злобой и чистой, неоскверненной отхожу ко Господу моему Иисусу Христу". Возблагодарив Господа, она легла на землю и предала дух свой Богу за день до Святой Пасхи († 304).
Великомученица Анастасия узнала о кончине святых сестер и с честью погребла их тела.

Есть еще одна святая Ирина - это византийская царица, которая управляла государством за малолетнего сына Константина с 780 до 802 года. Ее имя означает "мир" и она, в самом деле, водворила мир в государстве и в церкви. Святая великомученица Ирина, крещена Святым апостолом Тимофеем; проповедью и чудесами обратила в Христову веру тысячи людей, претерпела за то великие мучения, но осталась невредимой; скончалась в пещере (II век).

Радоница. Поминовение усопших. Всю Светлую седмицу не положено поминать усопших, не совершаются и панихиды, не ходят на кладбище. Для этого установлен специальный день - Радоница, когда мы разделяем радость о Воскресении Христа и Его победе над смертью с нашими близкими, уже отошедшими в мир вечный.

По народному календарю - день Ирины. В народе день 29 апреля назывался "Арина-урви берега", "Арина-разрой берега" — половодье, начавшись в день Антипы, все ширится и ширится, водоемы очищаются ото льда, "полая вода подмывает берега". Названия «Урви берега», «Разрой берега» происходят из того факта, что при весенних стоках воды происходят обрывы речных берегов, оползни. Половодье «разворачивает» берега рек. Полая вода подмывает берега. На Ирину-рассадницу сей капусту на рассадниках (на срубах). На базарах семена капусты принято было в этот день продавать по самым низким ценам. Чем больше капустных семян продашь в день Ирины, тем сам по осени богат капустой будешь.
На рябине появляются листья. Цветет ольха. Зацветает сурепка. Наступает пора пахать. К Ирининому (Арининому) дню реки начинают входить в свои нормальные русла, оставляя размытые берега и овражки. На Арину было принято заниматься рассадой. Высаживая молодую капусту, крестьянки приговаривали: «Не будь голенаста, будь пузата; не будь пустая, будь тугая; не будь красна, будь вкусна». Подобные заклинания существовали для каждого овоща. Считалось, что после этого дня должно следовать несколько солнечных, благодаря чему рассада быстро идет в рост. По поведению рассады судили и о будущем сенокосе: если молодые растения активно пьют поливку — он придется на сухие дни. На Арину также полагалось белить стволы садовых деревьев.

Именины в этот день Василиса, Галина, Ирина, Леонид, Михаил, Ника, Павел.

30 апреля. ДЕНЬ ПРЕПОДОБНОГО ЗОСИМЫ или  ЗОСИМА-ПЧЕЛЬНИК.

Преподобный Зосима, игумен Соловецкий, великий светильник русского Севера, основатель иноческого общежития на Соловецком острове, родился в Новгородской епархии, в селе Толвуе близ Онежского озера. С юных лет он воспитывался в благочестии, и после смерти родителей Гавриила и Варвары раздал имущество и принял постриг.
В поисках уединенного места преподобный отправился на побережье Белого моря и в устье Сумы встретился с преподобным Германом (память 30 июля), который поведал ему о пустынном морском острове, где он с преподобным Савватием (память 27 сентября) прожил 6 лет.
Около 1436 года отшельники, благополучно совершив морское плавание, пристали к Соловецким островам. Бог благословил место их поселения видением преподобному Зосиме прекрасной церкви на воздухе. Преподобные своими руками построили келью и ограду, начали возделывать и засевать землю. Однажды поздней осенью преподобный Герман отправился на материк за необходимыми припасами. Из-за осенней непогоды он не смог вернуться. Преподобный Зосима провел всю зиму один на острове. Много искушений он претерпел в борьбе с бесами. Ему угрожала голодная смерть, однако чудесно появившиеся два незнакомца оставили ему запас хлеба, муки и масла. Весной возвратился на Соловки преподобный Герман с рыбаком Марком и привез запас пищи и снасти для рыбной ловли.
Когда на острове собралось несколько отшельников, преподобный Зосима устроил для них небольшую деревянную церковь в честь Преображения Господня с трапезной. По просьбе преподобного Зосимы из Новгорода был прислан в новосозданную обитель игумен с антиминсом для соборного храма. Так было положено начало знаменитой Соловецкой обители.
В суровых условиях отдаленного острова иноки сумели организовать хозяйство. Но настоятели, которых присылали на Соловки из Новгорода, не выдерживали жизни в непривычно трудных условиях, и братия избрали игуменом преподобного Зосиму.
Преподобный Зосима занялся устроением внутреннего быта обители, ввел строгое общежитие. В 1465 году он перенес на Соловки с реки Выг мощи преподобного Савватия. Обитель терпела притеснения от новгородских бояр, которые отнимали у иноков уловы рыбы. Преподобный вынужден был отправиться в Новгород и искать защиты у архиепископа. По совету архиепископа он обходил дома бояр и просил их не допускать обитель до разорения. Влиятельная и богатая боярыня Марфа Борецкая приказала с бесчестьем выгнать преподобного Зосиму, но потом раскаялась и пригласила его на обед, во время которого он вдруг увидел, что шесть знатнейших бояр сидят без голов. Преподобный Зосима поведал видение своему ученику Даниилу и предсказал боярам скорую смерть. Это предсказание исполнилось в 1478 году, когда при взятии Новгорода Иоанном III (1462-1505) бояре были казнены.
Незадолго до кончины преподобный сам приготовил себе гроб, в котором был погребен за алтарем Преображенского храма († 17 апреля 1478). Впоследствии над его могилой была устроена часовня. Мощи его совместно с мощами преподобного Савватия 8 августа 1566 года были перенесены в придел, освященный в их честь в Преображенском соборе.


Много чудес было засвидетельствовано, когда преподобный Зосима с преподобным Савватием являлись гибнувшим в морской пучине рыбакам. Преподобный Зосима также покровитель пчеловодства и хранитель пчел, ему усвоено даже именование "пчельник". К преподобному Зосиме часто прибегают и в болезнях. Множество больничных храмов, посвященных ему, свидетельствует о великой целительной силе его молитв пред Богом. Кстати, упомяну, что на обороте современной российской купюры достоинством 500 рублей изображается Соловецкий монастырь со стороны Святого озера, причем времен Соловецкого лагеря особого назначения (отсутствуют купола церквей).
Преподобный Зосима считается покровителем рыбаков и пчеловодов. По народному убеждению, Зосима — покровитель медоносных насекомых и их хозяев. Наступил пчелиный праздник. К дню Зосимы, как и к Пудову дню, приурочивали вывоз ульев на пасеки. Потом посередине пасеки ставили накрытый чистой скатертью стол, на него — хлеб-соль, богоявленскую воду и оставшуюся от пасхальной утрени свечу  и произносили: "Полети, моя пчела, на все четыре стороны за желтыми восками, за сладкими медами, принеси мед в мои ульи; как осетр-рыба бежит в море, так бы ко мне, рабу Божьему, пчела летела на пасеку", после обходили вокруг пасеки с зажженной свечой, окропляя территорию освященной водой. Чтоб пчелиный рой не разлетался, брали пчелу, сажали в улей и приговаривали: "Беру я пчелу, сажаю в улей. Не я тебя сажаю, сажают тебя белые звезды, рогоногий месяц, красное солнышко. Сажают тебя и укрощают". «Рой родится - Зосима-Савватий веселится».
Чтобы в улья не повадились летать чужие пчелы, пасечники делали три осиновых кола, вбивали в землю посередине пасеки, клали на них веник и приговаривали: "Садитесь, чужие пчелы, на осиновые колы да на веник, а дальше не летите".
Пчеловоды внимательно наблюдали за насекомыми, облетающими первоцветы. Если пчелы садятся на вишневый цвет - уродится вишня, если нет - вишни не жди. Говорили, например: «На какой хлеб пошла пчела — тот на зерно будет хорош». Смотрели также, как пчелы пережили зиму: «Мало убыли в пчелах — к урожаю гречихи». Пчел в народе очень почитали. О них сложено множество поговорок: «Без бога ни до порога, а без Зосима-Савватия - ни до улья»;
«Без пчелы (то есть без воска) поп и обедни не служит»; «Мала-мала пчелка, а побольше великого знает»; «Чтобы пчел водить, надо сердцем их любить»; «Для хорошего пчеловода нет плохого года»; «Доброго человека и пчела не жалит». В этот день считалось хорошим делом отведать меда. На Руси, кстати, его ели не только в чистом виде, но и готовили с ним всевозможные блюда. Мед добавляли даже в кушанья из мяса, птицы и рыбы. Большой популярностью пользовались свинина или утка, запеченные в меду. Не меньше любили и медовуху — напиток из меда и пряностей.
Средний срок начала цветения ивы-бредины. Зацветают одуванчики. Сеют морковь и свеклу. Перед этим семена смачивают в родниковой воде. В родник опускают медные деньги для урожая. Если кто-либо увидит эту процедуру — урожай погиб. На ольхе много сережек — к урожаю овса, а много шишек — к урожаю ячменя. Родившийся в этот день любим всеми. Ему следует носить яшму и агат.

Именины в этот день Адриан, Александр, Зосима, Ефрем, Иван, Михаил, Семен, Федор

30 апреля - 5 мая - первое кукование кукушки.
Несколько советов как уберечь маленьких детей. Маленькие детки очень подвержены сглазу, поскольку энергетика ребенка еще слаба. Можно вот таким способом уберечь их от злого чужого глаза. Привязать на ручку верёвочку в виде цепочки, связанной крючком из красной нитки. Нитка любая-"ирис", мулине, хлопчато-бумажная... Главное, чтобы верёвочка не пережимала ручку ребёнка, но и не была настолько свободна, что смогла бы слететь с ручки. Ещё пару советов: идёте на улицу, в гости, в любое место вне дома - положите в нагрудный кармашек, под одеяльце ли, если малыш ещё в коляске, небольшое зеркальце обязательно отражением наружу. Главное, чтобы зеркальце было на уровне груди маленького. Можно приколоть изнутри одежды булавку застёжкой вниз. Когда приходите домой, умойте маленького проточной водой - она смывает негативную энергию. Хорошо для этих целей держать дома святую воду. Её можно давать пить малышу и умывать ею. А под матрасик в кроватке положите осиновую ветку с тремя ответвлениями.  Древесина осины оттягивает негативную энергию и ребёнок спит спокойнее. И, если есть возможность, насыпать в мешочек шишки хмеля и можно повесить его в изголовье или просто положить под подушку. Хмель тоже нормализует сон.
И ещё, шерстяная нить помогает избавиться  от ячменя на глазу, если её намотать "восьмёркой" на безымянный и средний пальцы противоположной от больного глаза руки. Цвет не имеет значения, но предпочитают красный. Это подходит и взрослым тоже.

МАЙ.

В Древнем Риме месяц "майус" был посвящен богине Майе. Первого числа ей приносили очистительные жертвы. Имя Майя означает "способствующая росту, произрастанию". Римляне считали, что ей обязаны своим развитием травы, злаки, домашние животные. Кроме того, она была богиней красоты. Так что месяц назван правильно: ведь в мае природа является во всей своей красе и силе.
На Руси май носил названия "травень", "травник", ведь это время, когда зеленеет трава.
Майские поговорки и приметы:
Пришел май — и под кустом рай.
Кто в мае женится, тот всю жизнь промается.
Май обманет.
Наш пономарь понадеялся на май, да и стал без коров.
Май леса наряжает, лето в гости ожидает.
Майская травка и голодного кормит.
Дождь в мае хлеба поднимает.
Коли в мае дождь, будет и рожь.
Аи, аи, государь май: не холоден, так голоден.
Май холодный — год хлебородный.
Сколько за май выпадет дождей, столько лет подряд будут урожайные годы.
Первого мая, заполночь начинается весенний славянский праздник — Живин день. Жива (сокр. форма имени Живена, или Ziewonia, что означает «дающая жизнь») — богиня жизни, весны, плодородия, рождения, жита-зерна. Дочь Лады, супруги Дажьбога. Богиня Весны и Жизни во всех ее проявлениях. Она — подательница Жизненной Силы Рода, делающей все живое собственно живым. Жива — богиня Животворящих Сил Природы, весенних бурлящих вод, первых зеленых побегов, а также покровительница юных девушек и молодых жен. При христианстве культ богини Живы был заменен культом Параскевы Пятницы. В Живин день женщины, взяв метлы, совершают обрядовую пляску вокруг костра, очищая место от нечисти. Таким образом они прославляют Живу, которая оживляет природу, посылая на Землю весну. Все прыгают через Огонь, очищаясь от наваждений (сил Нави) после долгой зимы: Кто прыгнет высоко У того смерть далеко. Здесь же затеваются веселые игрища и ведутся хороводы вокруг костра: Коло яри светом зарим Мару борем, благодарим Ярило, Ярило, яви свою силу! Играют сказку, повествующую о путешествии в мир Нави и возвращении в Явь. С наступлением утра угощаются печеньем в виде жаворонков, отпускают живых птиц из клеток на волю, призывая весну: Жаворонушки, летите! Нам зима-то надоела Много хлебушка поела! Вы летите и несите Весну красную, лето жаркое! Весь наступающий день первого травня посвящают отдыху. В этот день к вечеру разводят обрядовые костры по берегам рек, купаются, очищаясь холодной весенней водой.
Народные приметы в мае Хорошее начало мая сулит холодную вторую половину месяца, и наоборот. В первой половине мая возможны возвраты холодов с заморозками на почве. Если в мае было много дождей, то их будет мало и в сентябре, и наоборот. Во время цветения черемухи всегда наступает прохлада. Особенно холодно бывает, когда разворачивается дуб. Запылил орешник — пора отправляться в поле пахать. Как только лещина украсится сережками, земля больше не будет промерзать — можно сеять редис, мак, васильки, ноготки. Когда летят первые журавли — пора сеять горох.
У последнего весеннего месяца много народных прозвищ: травень, цветень, россеник, Самое верное – листопук, происходящее от «лист»  и «пук травы», так как именно в этот период на деревьях появляются молодые листочки, а землю покрывают густые травы. Зовут месяц май ещё «мур» – от названия «трава-мурава» и «пролетень» -  преддверие лета.
В народе примечали: в мае еще коню сена дай. Если в мае дождь, то будет и рожь. Коли май холодный, то будет год хлебородный.
Давали хозяйственные наставления: окончить посев овса, яровой пшеницы, гороха, ячменя, гречихи, бураков. Посеять кормовые травы, пахать пар, стричь овец, перебороновать картофель и все хлебные поля, пострадавшие от засухи, начать косить травы, пересадить капусту...
Май уже по-настоящему теплый месяц. Прекрасно об этой поре сказано С. Есениным:
Липким запахом веет полынь,
Спит черемуха в белой накидке.
Многие святые особо чтимы русским народом. Среди них Георгий Победоносец и Николай Чудотворец. Это отразилось в приметах: «Егорий с теплом, а Никола с кормом». Николин день.
Но, обо всем по порядку.

1 мая. ДЕНЬ СВЯТИТЕЛЯ КОСМЫ.

День святителя Космы, епископа Халкидонского. За неподчинение иконоборцам был сослан в заточение (820). Он родился в конце VIII века, был епископом в городе Халкидоне. Подвергнутый гоненьям, умер, претерпев множество мучений, в темнице. Случилось это в 816 году.

В народе святой Косьма зовется Кузьмой или Козьмой. На Козьму сей морковь и свеклу. Кроме того, считалось, что 1 мая плотва мечет икру. В XIX веке в некоторых местностях первый майский день являлся праздником прихода весны. Справляли его таким обрядом: изготавливали соломенное чучело, насаживали на шест, устанавливали на пригорке и устраивали вокруг него пиршество. По окончании застолья чучело сжигали с песнями и плясками.
Этот день — кукушкин: в это время она начинает куковать в лесах и рощах. С этой птицей было связано несколько примет: если кукушка закуковала — пора сеять лен; кукушка кукует на сухом дереве — к заморозку. Также считалось, что если кукушка летает по деревне — быть пожару. На Кузьму (Косму) традиционно сеют морковь и свеклу. Интересно, что посадкой и прополкой овощей на Руси занимались женщины — и не только потому, что эта работа была легче, чем, например, пахота. Считалось, что все, посаженное мужчиной, пойдет в цвет, а плода не даст. Копая грядки, приговаривали: «Пришел Кузьма — заглянул в погреба, лопату взял — у избы землю вскопал». Перед посевом крестьянки шли утром к тайным родникам, которые назывались обетными студенцами, и смачивали семена в воде, а на дно источника бросали медные монеты. По другому обычаю, семена полагалось вымачивать в речной воде в течение трех утренних зорей. Делать это нужно было непременно скрытно, иначе урожай будет худой — ведь завистливый глаз много вреда может принести. Люди говорили: «Чужой глаз завистлив, а зависть, что ржавчина — весь урожай поедом поест». А если сам съешь хотя бы одно семечко из приготовленных к посадке — все выросшие овощи пожрет червяк. О предстоящей погоде судили по разным приметам. Теплое начало мая было верным знаком того, что в конце месяца начнутся холода, и наоборот. По этому поводу говорили: «На Кузьму в рубашке пахать — в шубе сеять». Если же май выдавался холодным — год обещал быть плодородным. Хороший урожай предвещали и обильные дожди. Кстати, первым дождиком смачивали волосы, чтобы они росли густо, как майская трава. Человеку, рожденному в день Кузьмы, полагалось быть добрым огородником, заботиться об овощах, над грядками спину гнуть. В этом случае судьба у него сложится удачно.

Именины в этот день Василий, Виктор, Виссарион, Ефим, Иван, Кузьма, Михаил, Тамара, Фелик.с

Но помимо всего прочего этот день считался днём ведьмовской рябины. Ведьмин день.
Первый майский день в большинстве русских областей встречался как большой народный праздник «маёвка» (отношение к рабочему движению столетней давности не имеет, поскольку известен с ХVI века). Если уже просох лес, то жители близлежащих деревень собирались на одной из полян, разводили костры, приносили с собой огромные самовары, котлы, еду, большое количество выпивки и щедро пировали, устраивая тут же небольшие базарчики.
Помня о том, что 1 мая  «ведьмин день» соблюдают особую осторожность, не забывают о молитве, а у окон и дверей стоит посыпать мак или положить крапиву. Это сбережёт от нападения нечистых сил, уж больно ведьмы не любят крапиву и мак.

2 мая. ДЕНЬ ПРЕПОДОБНОГО ИОАННА ВЕТХОПЕЩЕРНИКА. БЛАЖЕННОЙ МАТРОНЫ МОСКОВСКОЙ (1952).

Согласно одному из церковных текстов середины 16 века, Иоанн с детских лет стремился к иноческой жизни — «от младых ногтей божественою любовию уязвлен, и Богоу прилепився». Он оставил родные места и отправился в Палестину. Всю свою жизнь преподобный Иоанн провел в пустыне, в основанной преподобным Харитоном Древней (Ветхой) или Суккийской Лавре, где предавался аскетическим подвигам. Ветхая Лавра находилась неподалеку от Иерусалима в ущелье. По мнению исследователей, преподобный Иоанн мог заниматься написанием торжественных богослужебных песен. Возможно, он был автором канона в честь преподобного Харитона. Преподобный Иоанн закончил свои дни в монастыре, «добре свершив всякую добродетель». Изображения святого, дошедшие до нашего времени, также весьма немногочисленны. На иконах преподобный Иоанн Ветхопещерник обычно изображается в виде старца с седыми волосами и длинной, раздвоенной на конце, бородой, в монашеских одеждах, со свитком в руке. Преподобный Иоанн жил в VIII веке, его называли "Ветхопещерником" потому, что он служил в Ветхой лавре Святого Харитона недалеко от Вифлиема. Лавра эта находилась недалеко от Вифлеема, близ Мертвого моря. Св. Иоанн в молодых летах оставил мир и поселился в лавре, где достиг высокой степени святости. Жил он в VIII в.

Блаженная Матрона (Матрона Димитриевна Никонова) родилась в 1881 г. в селе Себино Епифанского уезда Тульской губернии. Она была четвертым ребенком в небогатой крестьянской семье, и поэтому ее мать Наталья думала отдать ее в приют. Однако чудесное видение во сне отклонило ее от этого намерения. Девочка родилась слепой, ее глаза были крепко сомкнуты, а на груди был выпуклый природный крестик. С рождения было заметно, что это не обычный ребенок. Когда Матронушку крестил сельский священник отец Василий, всеми почитаемый праведник, имевший от Бога дар прозорливости, во время совершения Таинства столп благоуханного пара поднялся от купели. Родители ночью находили ее в красном углу, по-своему разговаривающей с иконами. Еще в детстве Матронушке было открыто Господом, что для деревенского храма должен быть написан образ Божией Матери «Взыскание погибших», который будет чудотворным. По окрестным деревням были собраны деньги. Известны две иконы - одну Матронушка всегда хранила при себе, сейчас она в Покровском монастыре в Москве, а вторая находилась в сельском храме Успения Божией Матери, а сейчас - в Свято-Успенском монастыре города Новомосковска. Матронушка знала заранее, что ее ждет новый крест: однажды в храме к девочке подошла женщина, после чего у юной страдалицы отнялись ноги, и она с тех пор не ходила. Еще в отроческие годы Матронушка получила от Бога благодатный дар исцеления и прозорливости, много помощи оказывала она односельчанам, приезжали к ней и издалека. В 1925 г. Матронушке пришлось уехать из деревни в Москву, которую она очень любила и называла святым градом. Ее жизнь в Москве была страннической и многострадальной.

Много раз власти пытались арестовать святую, но Господь хранил ее. Блаженная Матрона несла тяжелый подвиг борьбы с темной силой, получившей большую власть над людьми за неверие и тяжкие нераскаянные грехи. Многих болящих духовными недугами она исцеляла, многим помогала своей молитвой в житейских нуждах. Она несла великий молитвенный подвиг, но тщательно скрывала его от людей. Блаженная Матрона скончалась 2 мая 1952 г. и была похоронена на Даниловском кладбище. Могила блаженной всегда почиталась верующими; в последние годы почитание блаженной усилилось - помощь от ее могилки шла непрерывно. 1 мая 1998 г. (или 2 мая 1999 г.) по новому стилю Русская Православная Церковь по благословению Патриарха Алексия II прославила эту подвижницу благочестия XX в.

Сейчас мощи святой блаженной Матроны покоятся в Покровском женском монастыре. А поскольку это все происходило совсем недавно, то имелось большое количество свидетелей, наших современников.

А по народному календарю, согласно старинному обычаю, крестьянки выносили из дома новые холсты, расстилали их на земле, ставили на них тарелки с пирогами. При этом, повернувшись на восток, следовало сказать: "Вот тебе, матушка весна, новая новина". Обряд этот назывался "обновление новинки". Считалось, что он не только приносит в дом чистоту и порядок, но и способствует хорошему урожаю льна и конопли.
Если уже развернулись листья дуба следует ожидать холодов. Особенно живёт холод, когда цветёт черёмуха. Такие дни в начале мая так и называют «черемуховые холода». В старину, страдающим от безденежья, рекомендовалось, начиная с этого дня умываться росой.

Именины в этот день Виктор, Георгий, Дмитрий, Иван, Никифор, Семен, Трифон.

3 мая. ДЕНЬ ФЕОДОРА. (ФЕДОР НЕВОДНИК)

Время жизни преподобного Феодора точно неизвестно, где-то между IV и IX веками. Он родился в богатой константинопольской семье. В юности он удалился в пустынную обитель во Фракии и принял монашество. Феодор был строгим постником, носил только грубую одежду, поэтому и называли его Трихиною или "Власяничным". Этим именем назвали и монастырь. Святой делал много чудес и исцелений при жизни, а после смерти от его святых мощей истекало целебное миро, исцеляющее много заболеваний и изгоняющее злых духов. Преподобного Феодора Трихины (“Власяничный”, так как носил власяницу).

"На Федора покойники тоскуют в земле", — гласит народное присловье; поэтому 3 мая было принято посещать кладбища. По поверью, на Феодора открывалась земля, души умерших вылетали на Божий свет, и живым можно было встретиться с ними за обеденным столом.
В жизни иногда бывает, что не всегда покойная Душа покидает Землю, даже после смерти. Видимо существует закономерность появления привидений. Надо ли это ушедшим или какой-то урок для живущих, который они преподают, но иногда Душа умершего не уходит, а остаётся среди живых (отсюда – привидения, полтергейст и т.п. явления). Иногда это бывают и те, кого не смогли отпустить родные или любимые (поэтому и говорят, что сильно оплакивать и убиваться на похоронах, а особенно после них нельзя), а иногда и сами Души остаются, чувствуя, что не до конца выполнили свой путь. Суть не в этом, а именно в том, как помочь такой заблудшей душе. Издревле у разных народов (даже среди индейцев) существовали всевозможные обряды, помогающие таким Душам. У нас тоже есть такие обряды, называемые «ласковые проводы Души», но их проводят знающие, ведающие люди – знахари. Я же могу посоветовать съездить в любой монастырь (если Вы уверены, что именно ваш родной мается) и заказать по умершему вечное отмаливание Души, т.е. пока стоит монастырь и есть в нём хоть один монах, прошение к Богу об успокоение Души будет звучать постоянно.
На Руси верили, что в этот день покойники скорбят о своей земной жизни и желают повидаться с родными. Поэтому было принято посещать кладбища — причитать на могилах и окликать родителей. Как правило, это делали пожилые женщины и старухи на утренней заре. Плакальщицы на погосте призывали своих умерших родителей: «Встаньте-пробудитесь, поглядите на своих детушек, выгляньте на нас, сирот, из своих домков, да потешьте словом ласковым!». Считалось, что в этот день земля раскрывается, и души покойных могут вылететь на свет божий. Обеденный стол поэтому накрывали как можно сытнее, чтобы предки убедились, что их детям и внукам живется хорошо. Перед каждым делом в этот день молились всей семьей. Впрочем, к работе и так относились со священным трепетом. В народе в этот день вспоминали поговорки о труде: «Лодырь на пашне — что трутень в улье»; «Хочешь хлеба с медом — берись за лопату»; «На полатях лежать — хлеба не едать». Этот день был важен для всех, кто занимался рыболовством: ловить рыбу 3 мая считалось большим грехом. Возможно, такое поверье было связано с тем, что примерно в это время многие речные виды рыб мечут икру. Кстати, по рыбьему молодняку крестьяне тоже гадали: если мальки разойдутся быстро, то сеять можно пораньше, а если долго будут оставаться вместе — то стоит подождать. «Море – рыбачье поле».
А в старинном "Календаре греко-римского сочинения" этот день считается несчастливым.

Именины в этот день Александр, Гавриил, Григорий, Николай, Федор.

4 мая. СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА ИАННУАРИЯ И ДРУЖИНЫ ЕГО (305)

Неделя 3-я по Пасхе, св.жен-мироносиц,  прав. Иосифа Аримафейского и Никодима (празднование в Неделю 3-ю по Пасхе ).

Блгв. Тамары, царицы Грузинской (переходящее празднование в Неделю жен-мироносиц ).

Свв. Марфы и Марии, сестер св. Лазаря четверодневного (переходящее празднование в Неделю жен-мироносиц ).

Священномученик Ианнуарий, епископ, и с ним святые мученики Прокул, Соссий и Фавст диаконы, Дисидерий чтец, Евтихий и Акутион приняли мученическую смерть за Христа около 305 года, во время гонения императора Диоклитиана (284-305).
Святителя Ианнуария схватили и привели на суд к правителю Кампании (Средняя Италия) Тимофею. За твердое исповедание христианской веры святителя бросили в раскаленную печь. Но, подобно вавилонским отрокам, он вышел оттуда невредимым. Тогда по приказу Тимофея его растянули на станке и били железными прутьями так, что обнажились кости.
Среди собравшейся толпы были святой диакон Фавст и святой чтец Дисидерий, которые плакали при виде страданий своего епископа. Язычники догадались, что они христиане, и бросили их в тюрьму города Путеола вместе со священномучеником Ианнуарием. В той тюрьме находились заключенные ранее за исповедание Христа два диакона, святые Соссий и Прокул, и два мирянина - святые Евтихий и Акутион.
На следующее утро всех мучеников вывели в цирк на растерзание диким зверям, но звери не тронули их. Тимофей объявил, что все чудеса происходят от колдовства христиан, но тут же ослеп и стал взывать о помощи. Кроткий священномученик Ианнуарий помолился об его исцелении, и Тимофей прозрел. Душевная же слепота не оставила мучителя, и он, с еще большей яростью обвиняя христиан в колдовстве, приказал отсечь всем мученикам головы за стенами города.
Христиане окрестных городов взяли тела святых мучеников для погребения, причем каждый город взял по одному, чтобы иметь своего ходатая пред Богом. Жители Неаполя взяли себе тело священномученика Ианнуария. Вместе с телом они собрали с земли его запекшуюся кровь. Когда сосуд с этой кровью поставили на мощи святого мученика, положенные в церкви города Неаполя, кровь растворилась и сделалась горячей, как только что пролитая. От мощей священномученика Ианнуария происходило много чудес. Во время извержения Везувия, когда жители города молились священномученику Ианнуарию, лава остановилась, не дойдя до города. Благочестивая женщина приложила икону с изображением священномученика к умершему сыну, и он воскрес.

Среди всех святых, почитаемых в этот день, русский народ выбрал для названия праздника имя Прокла — во-первых, как наиболее распространенное в крестьянской среде, а во-вторых, как созвучное слову «проклятие». В календарях крестьянских обычаев и поверий сообщается, что "на Прокла проклинают нечистую силу, чтобы она в доме не завелась". Современные ученые относят это присловье на счет народного пристрастия к созвучиям: "На Прокла — проклинают". Вообще-то проклинать нечистую силу бессмысленно и даже опасно — именно проклятия ее и привлекают: "Если кто-нибудь будет ругать или сквернословить, то нечистые подходят к столу, плюют в блюдо и подменивают в нем на место хозяйского хлеба свой — неблагословенный". От нечистой силы ограждали крестное знамение, святая вода, многочисленные заговоры; самым действенным средством считалось троекратное чтение апокрифа "Сон Богородицы". Кроме того, полагали, что нечистая сила бежит от запаха лука, чеснока, а также некоторых других растений и трав: чертополоха, плакун-травы, петрова креста, адамовой головы. В этот день в крестьянских календарях всегда чистили дома от нечистой силы, чтобы она в доме не заводилась. От нечистой силы читали молитвы, использовали крестное знамение, святую воду, травы, лук, чеснок. В селениях вносили зеленое деревце, радующее крестьянское сердце. Его устанавливали посреди деревни на просторном и возвышенном месте, а в ветви вплетали ленты. Чаше всего это была берёзка. Вокруг дерева водили хороводы, пели и плясали. Свежей зелени украшали и себя, и жилище, и сбрую лошадей.
Старики выходили за околицу, вставали лицом на запад (эта сторона света считалась символом тьмы) и произносили заговоры. Злые силы отступали. Наступало ляльное время — так называли период игр и танцев. Девицы в Проклов день водили хороводы вокруг яблони и распевали песни. По другому дереву, черемухе, судили о погоде. Чем раньше она зацветала — тем более жаркого лета ждали.
Именины в этот день Александр, Алексей, Денис, Иван, Максим, Николай, Прокл, Федор.

Картина дня

наверх