На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ШАГ НАВСТРЕЧУ

23 952 подписчика

Свежие комментарии

  • Jolie
    затолокин))они ждали-ждали тебя 5 лет и "померли от тоски"))))А где все? С НОВЫ...
  • Jolie
    нихде)))🤣🤣🤣🤣🤣🤣🤣Когда деревья был...

Календарная копилка. 8 - 14 сентября.

8 сентября. ДЕНЬ ПАМЯТИ МУЧЕНИКОВ АДРИАНА И НАТАЛИИ (311 ГОД). СРЕТЕНИЕ ВЛАДИМИРСКОЙ ИКОНЫ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ.

Мученики Адриан и Наталия вступили в брак молодыми, всего за один год до страданий. Они жили в Никомидии Вифинской при императоре Максимиане (305-311). Начав гонение, он обещал награды тем, кто будет указывать христиан и приводить их на суд. Начались доносы, и по одному из них были взяты 23 христианина, скрывавшихся в пещере близ Никомидии. Их мучили, принуждали поклониться идолам, а потом привели в судебную палату, чтобы записать их имена и ответы. Начальник судебной палаты Адриан, наблюдая, с каким мужеством переносят люди страдания за веру, как твердо и неустрашимо исповедуют Христа, спросил: "Какой награды ожидаете вы от своего Бога за мучения?" Мученики отвечали: "Такой награды, какой мы не можем описать, а ум твой не может постигнуть". Воодушевившись, святой Адриан сказал писцам: "Запишите и меня, так как и я христианин и с радостью умру за Христа Бога". Писцы донесли об этом императору, который призвал святого Адриана и спросил: "Неужели и ты обезумел и хочешь погибнуть? Пойди, вычеркни свое имя из списков и принеси жертву богам, прося у них прощения". Святой Адриан отвечал: "Я не обезумел, а обратился к здравому разуму". Тогда Максимиан приказал посадить Адриана в темницу. Его жена, святая Наталия, узнав, что муж страдает за Христа, обрадовалась, потому что сама была тайной христианкой. Она поспешила в темницу и укрепляла мужа, говоря: "Блажен ты, господин мой, что уверовал во Христа, ты приобрел великое сокровище. Не жалей ничего земного, ни красоты, ни молодости (Адриану тогда было всего 28 лет), ни богатства. Все земное - прах и тлен. Богу же угодны только вера и добрые дела". За порукой других мучеников святого Адриана отпустили из темницы сообщить супруге о дне казни. Святая Наталия подумала, что он отрекся от Христа и его отпустили на свободу, и не хотела впускать его домой. Святой убедил жену, что он не бежал от мучений, а пришел известить ее о дне своей кончины.
Святого Адриана жестоко мучили. Император советовал святому пожалеть себя и призвать богов, но мученик отвечал: "Пусть твои боги скажут, какое благодеяние они мне обещают, и тогда я поклонюсь им, а если они не могут говорить, то зачем я буду им кланяться?" Святая Наталия не переставала укреплять мужа. Она просила его принести за нее первую молитву Богу, чтобы ее не принудили выйти замуж за язычника после его смерти. Мучитель приказал отбить святым руки и ноги на наковальне. Святая Наталия, опасаясь, чтобы муж, видя страдания других мучеников, не поколебался, просила мучителей начать казнь с него и сама помогала класть его руки и ноги на наковальню. Тела мучеников хотели сжечь, но поднялась сильная гроза, и печь погасла. Многие палачи были убиты молнией. Святая Наталия взяла себе руку своего супруга и хранила в доме. Вскоре тысяченачальник армии просил у императора разрешения жениться на святой Наталии, которая была молода и богата. Но она скрылась в Византию. Здесь ей явился во сне святой Адриан и сказал, что она будет скоро упокоена Господом. Бескровная мученица, изнуренная предшествовавшими страданиями, действительно, вскоре преставилась к Богу.

 Владимирская икона Божией Матери написана Евангелистом Лукой на доске от стола, за которым трапезовал Спаситель с Пречистой Матерью и праведным Иосифом. Божия Матерь, увидев этот образ, произнесла: "Отныне ублажат Меня все роды. Благодать Рождшегося от Меня и Моя с этой иконой да будет".
В 1131 году икона была прислана на Русь из Константинополя святому князю Мстиславу († 1132) и была поставлена в Девичьем монастыре Вышгорода - древнего удельного города святой равноапостольной великой княгини Ольги.
Сын Юрия Долгорукого святой Андрей Боголюбский в 1155 году принес икону во Владимир и поместил в воздвигнутом им знаменитом Успенском соборе.

 

 

С того времени икона получила именование Владимирской. В 1395 году икону впервые принесли в Москву. Так благословением Божией Матери скрепились духовные узы Византии и Руси - через Киев, Владимир и Москву.

Владимирской иконе Пресвятой Богородицы празднование бывает несколько раз в году (21 мая, 23 июня, 26 августа (по ст.ст.)). Наиболее торжественное празднование совершается 26 августа (8 сентября по н.ст.), установленное в честь сретения Владимирской иконы при перенесении ее из Владимира в Москву. В 1395 году страшный завоеватель хан Тамерлан (Темир-Аксак) достиг пределов рязанских, взял город Елец и, направляясь к Москве, приблизился к берегам Дона. Великий князь Василий Димитриевич вышел с войском к Коломне и остановился на берегу Оки. Он молился святителям Московским и преподобному Сергию о избавлении Отечества и написал митрополиту Московскому, святителю Киприану, чтобы наступивший Успенский пост был посвящен усердным молитвам о помиловании и покаянию. Во Владимир, где находилась прославленная чудотворная икона, было послано духовенство. После литургии и молебна в праздник Успения Пресвятой Богородицы духовенство приняло икону и с крестным ходом понесло ее к Москве. Бесчисленное множество народа по обеим сторонам дороги, стоя на коленях, молило: "Матерь Божия, спаси землю Русскую!" В тот самый час, когда жители Москвы встречали икону на Кучковом поле, Тамерлан дремал в своем шатре. Вдруг он увидел во сне великую гору, с вершины которой к нему шли святители с золотыми жезлами, а над ними в лучезарном сиянии явилась Величавая Жена. Она повелела ему оставить пределы России. Проснувшись в трепете, Тамерлан спросил о значении видения. Знающие ответили, что сияющая Жена есть Матерь Божия, великая Защитница христиан. Тогда Тамерлан дал приказ полкам идти обратно. В память чудесного избавления Русской земли от Тамерлана на Кучковом поле, где была встречена икона, построили Сретенский монастырь, а на 26 августа было установлено всероссийское празднование в честь сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы.
Пред Владимирской иконой Матери Божией свершились важнейшие события русской церковной истории: избрание и поставление святителя Ионы - Предстоятеля Автокефальной Русской Церкви (1448 г.), святителя Иова - первого Патриарха Московского и всея Руси (1589 г.), Святейшего Патриарха Тихона (1917 г.). В день празднования в честь Владимирской иконы Божией Матери совершена интронизация Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена - 21 мая (3 июня по н.ст.) 1971 г.

Наталья Овсяница. День Адриана и Натальи. Пожинки. Обжинки. В народном речении — Натальи - овсяницы или просто овсяницы. В старину в деревнях этот праздник проводили очень весело: косари делали из овсяных снопов чучело, носили его по домам и получали от хозяев подарки и угощение. Если случаются заморозки 8 сентября — значит, будет ранней и студеной зима.
Заканчивается уборка овса. «Адреан с Натальей овсы закашивают». На Наталью и Адриана варят овсяный кисель и пекут блины. С Натальи Овсяницы на Руси начинали косить овес. «К Наталье не выкосишь овес — намотаешься до слез», — говорили в народе. Первый сноп овса по обыкновению несли с песнями в избу и ставили в красный угол — под образа. Хозяин и работники садились за стол, а хозяйка угощала их деженем — овсяным толокном, замешанным на молоке или на воде с ягодами, а также овсяными блинами. «Несет Наталья в овин овсяный блин, а Адриян — в горшке толокно», — приговаривали за обедом. Запивали кушанья овсяным же киселем на бруснике. Если к этому дню не опали листья с березы и дуба, это означало, что зима будет суровой. Угощение в этот день доставалось также лошадям: им насыпали овса вдоволь. При этом к овсу относились уважительно, помнили: «Не кони везут, овес везет»; «У сытого коня восемь ног»; «Не погоняй кнутом, погоняй мешком». С этого времени день убавляется примерно на три часа от летнего солнцестояния. В народе примечали: «Петр и Павел (12 июля) на час день убавил, Илья Пророк (2 августа) два уволок, а Адриян и Наталья три утащили, канальи».

Именины в этот день Адриан, Виктор, Георгий, Дмитрий, Мария, Наталья, Петр, Роман

9 сентября. ДЕНЬ ПАМЯТИ ПРЕПОДОБНОГО ПИМЕНА ВЕЛИКОГО (450); ПРЕПОДОБНОГО ПИМЕНА ПАЛЕСТИНСКОГО (602), МУЧЕНИЦЫ АНФИСЫ.

В этот день отмечается память двух святых с одинаковым именем — Пимена Великого и Пимена Палестинского. Пимен Великий родился в Египте около 340 года. В юные годы он почувствовал тягу к уединенной жизни и вместе с двумя родными братьями ушел в Скитский монастырь. Однако в 407 году на обитель напали берберы и разрушили ее, а монахи переселились в развалины языческого храма. Живя там, они вели столь строгий и праведный образ жизни, что заслужили этим уважение у местных крестьян. К Пимену и его братьям стали стекаться люди, нуждающиеся в добром совете. Преподобный говорил: "Человеку необходимо соблюдать три главных правила: бояться Бога, часто молиться и делать добро людям. Злоба никогда не уничтожает злобы. Если кто делает тебе зло, сделай ему добро, и твое добро победит его злобу". Наставления монаха позже были собраны в книгу афоризмов. Пимен скончался в возрасте ста десяти лет около 450 года и вскоре стал именоваться "Великим" — в знак своих великих смиренномудрия, скромности, праведности и кротости. Преподобный Пимен скончался в возрасте около 110 лет.
Пимен Палестинский, память которого также отмечается в этот день, жил в 6 веке. Преподобный обитал в пустыне, проводя время в молитвах и размышлениях о Боге. Однажды он рассказал иноку Агафонику о своем грехе, расплаты за который ожидал. «Когда я был пастухом, мимо моего стада шел человек. Мои псы бросились на него и растерзали. Я мог его спасти, но не сделал этого. Мне было открыто, что я и сам умру такой смертью», — сказал Пимен. Так и случилось.
Анфиса Новая. Она была дочерью благочестивых родителей-христиан, живущих в Финикии. Анфиса, в младенчестве окрещенная, при императоре Диоклетиане была обвинена в проповедовании веры среди своих подруг. За приверженность к христианству и отказ принести языческую жертву идолам ее приговорили к жесткому битью. В тот момент, когда она изнемогла и упала, ее посчитали мертвой и выбросили за город. Ночью же она была чудесно исцелена ангелом и явилась вновь к правителю, который снова осудил ее на смерть. Но по молитве святой Анфисы ее смерть последовала ранее казни.

Анфисы день и двух Пименов. «Двое Пименов с Анфисой об руку стоят, к Савве Скирднику (10 сентября) навстречу вышли».
День еще называется Рябинником. В этот день рябина именинница. «Большой урожай рябины - к морозу». «В лесу много рябины - осень дождливая, малосухая». «Рябины уродилось много - к мокрой осени и суровой зиме». На Пименов крестьяне выходили кланяться рябине и собирали ягоды. Правда, первыми лакомились всегда птицы. Но, как говорили, милостива будет зима к людям, если после пташек на рябине останется много ягод. Впрочем, большой урожай рябины предвещал суровые морозы. В этот день рябину заваривали с чаем, варили из нее варенье, заготавливали на зиму. В народной медицине ягоды применяли как антицинготное, бактерицидное и мочегонное средство. На Пименов было принято вывешивать гроздья рябины под крышей избы. Сбор рябины, калины.

Именины в этот день Александр, Анфиса, Владимир, Дмитрий, Иван, Михаил, Пимен, Степан

10 сентября. ДЕНЬ ПАМЯТИ ПРЕПОДОБНОГО САВВЫ  КРЫПЕЦКОГО, ПСКОВСКОГО; ПРАВЕДНИЦЫ АННЫ ПРОРОЧИЦЫ; ПРЕПОДОБНОГО МОИСЕЯ МУРИНА (400).

Святой Савва Крыпецкий, или Псковский, жил в 15 веке. Приняв монашеский постриг в Афоне, он отправился в Псков и поселился неподалеку от города, в уединенной Крыпецкой пустыни. Савва соблюдал строгий пост, а все свободное время проводил в молитвах. К нему часто приходили люди за советом и благословением. Однажды к Савве приехал псковский князь Ярослав вместе с больной супругой; после молебна женщина чудом исцелилась. Известно, что преподобный учил мирян соблюдать чистоту — телесную и нравственную, ратовал за праведный образ жизни людей. Даже после смерти Савва не оставил свою обитель, а много раз оказывал ей помощь, например, однажды защитил от разбойников, а их главаря заставил покаяться. Преподобный Савва скончался в 1487 году.

Святая Анна из Иерусалима была благочестивой вдовой, которой вместе со святым Симеоном Богоприимцем выпала честь встретить младенца Иисуса Христа в храме, куда его принесли родители, чтобы возблагодарить Бога за первенца.

Преподобный Моисей Мурин жил в IV веке в Египте. Он был эфиоп, лицом был черен и поэтому назван "мурин". Проведя много лет в иноческих подвигах, преподобный Моисей был рукоположен во диакона. Епископ облек его в белую одежду и сказал: "Авва Моисей ныне весь бел". Святой ответил: "Владыко, что делает чистым - внешнее или внутреннее?" По смирению преподобный считал себя внутренне недостойным принять сан диакона. Однажды епископ решил испытать его и велел клирикам гнать диакона из алтаря, ругая его недостойным мурином. С полным смирением преподобный принимал бесчестие. Испытав его, епископ посвятил преподобного во пресвитера. В этом сане преподобный Моисей подвизался 15 лет и собрал вокруг себя 75 учеников.
Когда преподобному исполнилось 75 лет, он предупредил своих иноков, что вскоре на скит нападут разбойники и умертвят всех насельников. Святой благословил иноков уйти заблаговременно, чтобы избежать насильственной смерти. Ученики стали просить преподобного уйти вместе с ними, но он ответил: "Я уже много лет ожидаю времени, когда на мне исполнится слово Владыки моего, Господа Иисуса Христа, сказавшего: "Вси, приимшии нож, ножом погибнут"" (в молодости он сам подвизался на тропе разбоя). Тогда с преподобным остались 7 братьев, из которых один, при приближении разбойников, спрятался неподалеку. Разбойники убили преподобного Моисея и оставшихся с ним шесть иноков. Кончина их последовала около 400 года.

В народе Моисей считается избавителем от запоя. Ему предназначена особая молитва. «Моисей Мурин - избавитель от запоя». День исцеления от пьянства.
День в народе кликали: день Моисея, Моисей Мурин (что значит черный), Анна Скирдница, Анна Пророчица и Савва Псковский, Анна и Савва Скирдники, Скирдницы.
 «Пскович Савва скирды ставит, на ум направит».
В народном земледельческом календаре это важная дата: если к приходу дня Анны-скирдницы хлеб не собран в скирды, урожай может погибнуть, и зимой наступит голод. Уборка последнего сжатого хлеба в скирды. «Красно поле снопами, а гумно - скирдами». Идет усиленный вывоз с полей снопов. Хлеб складывают в склады, спеша убрать его перед наступлением сентябрьского ненастья. Уборка конопли. Завершается сев озимой пшеницы. Поздний листопад у березы. Начало листопада у дуба.
10-25 сентября - сбор осенних сортов яблок: Штрейфлинг, Десертное Полосатое, Коричное Полосатое, Анис Полосатый, Осеннее полосатое, Звездочка. 10-20 сентября - сбор поздних сортов сливы. На Анну и Савву завершалась последняя жатва хлебов. С полей вывозили снопы, которые складывали в скирды — отсюда и название праздника, Скирдники. На Руси в это время славили урожай, устраивая большие праздники и ярмарки. Как ни странно, именно в этот день молились об избавлении от пьянства. А вот свататься на Анну и Савву не стоило: приход жениха в гости к родителям невесты сулил беду.

Именины в этот день Александр, Алексей, Анатолий, Анна, Арсений, Афанасий, Василий, Вениамин, Георгий, Григорий, Денис, Ефим, Захар, Иван, Игнатий, Иларион, Иосиф, Лаврентий, Леонтий, Лукьян, Макар, Моисей, Николай, Павел, Савва, Сергей, Степан, Сусанна, Федор.

11 сентября. УСЕКНОВЕНИЕ ГЛАВЫ ПРОРОКА ПРЕДТЕЧИ И КРЕСТИТЕЛЯ ГОСПОДНЯ ИОАННА.

 В то время правителем Галилеи был Ирод Антипа. Этот царь галилейский был сыном того Ирода Великого, который убил 14 тысяч вифлеемских младенцев. После смерти Ирода Великого римляне разделили территорию Палестины на четыре части и в каждой из них назначили своего правителя. Галилеей, где жил Иоанн, управлял Ирод Антипа. У правителя была законная жена, но он оставил ее и сожительствовал с Иродиадой, женой своего брата при его жизни. Креститель не раз укорял Ирода в грехах, чем вызвал гнев его любовницы, которая поклялась извести Иоанна. Она просила Ирода, чтобы он убил Иоанна. Ирод не соглашался на это, потому что считал Иоанна великим пророком и боялся народа, но в угоду ей посадил его в темницу. Иродиада же не успокоилась на этом, тем более что ее раздражало расположение Ирода к Иоанну. Ирод с удовольствием слушал наставления Иоанна и во многом поступал по словам его.
Примерно через год Ирод, празднуя день своего рождения, давал пир вельможам своим, тысяченачальникам и старейшинам галилейским. На пир пришла дочь Иродиады (падчерица Ирода) - Саломея, и стала плясать, чем угодила Ироду. Он сказал ей: "Проси у меня чего хочешь" - и клялся, что отдаст ей даже полцарства. Саломея вышла и спросила у матери своей: "Чего мне просить у него?" Иродиада потребовала голову Крестителя. Саломея с поспешностью возвратилась к Ироду и сказала: "Хочу, чтобы ты дал мне теперь же на блюде голову Иоанна Крестителя".
Ирод опечалился, но ему не хотелось при гостях изменить своему слову, и он послал воина в темницу отсечь голову Иоанну. Воин, выполнил приказание царя, принес на блюде и отдал Саломее голову Иоанна Крестителя, а Саломея отнесла ее матери своей Иродиаде. Ученики Иоанновы, услышав о смерти Иоанна Крестителя, пришли, взяли тело его и похоронили в городе Севастии в 32 году после Рождества Христова. Мощи его (кроме головы и правой руки) были сожжены вместе с Севастийским храмом по приказанию императора Юлиана-Отступника в 362 году.

 Предания говорят о правосудии Божьем, свершившимся над Иродом, Иродиадой и Саломеей.
***
По одним источникам, вскоре по казне Предтечи римский император лишил царя Ирода всей власти, богатств и вместе с прелюбодейной женой Иродиадой и Саломеей послал в заточение, где они бедственно окончили жизнь свою.
По другим - Ирод и Иродиада были поглощены землей живыми, но прежде всего погибла Саломея. Она в зимнее время, проходя по льду через реку, провалилась и погрузилась в воду по шею так, что лед стиснул ее и она повисла в воде, держась головой на льду. Тогда та, которая некогда плясала на земле, должна была плясать в воде, не доставая дна реки, наконец острым льдом совсем перерезало ей шею. Обезглавленный труп унесен был водой, а к Ироду и Иродиаде принесена была одна голова погибшей! Так правосудие Божье покарало плясавшую, для которой отсечена была глава святого Иоанна.
В этот день вспоминается великий подвиг Иоанна Предтечи, не побоявшегося обличать сильных мира сего. День строгого поста как выражения скорби. Иоанн считается ближайшим предшественником Иисуса Христа, предсказавшим пришествие Мессии. По преданию, он крестил в водах Иордана самого Сына Божия. Евангелия от Матфея и Марка повествуют о мученической кончине Иоанна Предтечи.
Полностью он именуется так: день Усекновения честной главы пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна.
Этот день звался на Руси "Иван Постный". Почему же именно так? Иванов день — день поста, и поста строгого. Ничего скоромного русская деревня в этот день не ела: "Поститель Иван — пост внукам и нам"; "Не соблюдешь Иван-пост — прищемят в аду хвост". Однако это не мешало устраивать в праздник сытные застолья: осень — пора благодатная, в лесу — ягоды, в реке — рыба, в огороде созрели овощи, амбары полны, запасов хватает. Поэтому "на Ивана Постного хоть и пост, а разносол". Грибная похлебка, овсяный кисель, кулага (пареное тесто с калиной) были обязательной пищей на праздничном столе. И, конечно, пироги: и такие, и сякие, но ни в коем случае не круглые. Памятуя об отрубленной голове Иоанна, нельзя было употреблять в пищу ничего круглого — ни картофель, ни капусту, ни арбузы, ни лук. Приготовить еду нужно было заранее: нож 11 сентября в руки брать категорически запрещалось. И топора брать нельзя, и заступа, и косы — они острые и напоминают о гибели Крестителя. Так что Иван Постный повсеместно был днем выходным.
В стародавние времена к этой дате проводились расчеты с работниками, собирался оброк, платились дани, открывались ивановские ярмарки. Не было на них обычного ярмарочного разгула: "Пей, купец, на Иван-торг квас да воду, закусывай пирогами ни с чем", но шумели все-таки балаганы, веселили народ скоморохи-потешники, потому что "смех — не грех, а коли и грех, так меньшой из всех!"
Еще в двадцатые годы XIX столетия этнографы наблюдали в разных российских губерниях своеобразный обряд, справлявшийся 11 сентября. Молодежь со всего села сходилась к околице. Туда же приносили заранее сделанную кем-нибудь из стариков-умельцев глиняную куклу без малого в человеческий рост, одетую в просторную холщовую рубаху. Особенность куклы заключалась в том, что ее делали без головы. Безголовую куклу поднимали две девушки и бережно, в благоговейном молчании, несли на руках впереди толпы к реке, где на крутом берегу клали наземь. Раздавались общие причитания, и безголовую куклу бросали в воду. Прощай, Иоанн Креститель! Прощай, лето!
Именно с этого дня осень считалась в деревнях российских полностью вступившей в свои права. Неспроста же говорилось:
• Иван Постный пришел, лето красное увел.
• Иван Постный — осени отец крестный.
• С Постного Ивана не выходит народ без кафтана.
День 11 сентября считался хорошим днем для предсказаний будущего по поведению птиц: если журавли летят от Тулы на Киев, вскоре наступят холода; лебеди летят — к снегу; сколько раз филин будет бухать, столько пудов хлеба будет намолочено.
А еще Иоану Предтече молились в этот день об исцелении от головной боли.
Иван Постный. Это очень почитаемый в народе праздник. На Предтечу не рубят капусты, не срывают мак, не копают картофель, не рвут яблоки. Не берут в руки кесаря, топора, заступа. «В этот день круглого не едят, щей не варят», так как кочан напоминает голову. Не поют, не пляшут. Запрет на песни и пляски связан с тем, что племянница царя Ирода Саломия выпросила ими у дяди голову Иоанна Крестителя».
 В народе Иоанн Предтеча считается целителем от глазных болезней. Созревает черноплодная рябина - арония. Обильно поливают ягодники, опрыскивают раствором кальцинированной соды.
«В этот день православная Церковь совершает поминовение воинов, на поле брани убиенных.
Иоанн Постный считается переломным рубежом в крестьянских заботах. Полевые работы заканчивались, зато начиналась заготовка разносолов на зиму. Открывались также осенние торги и ярмарки. Получалось, что на Предтечу сходились в одном месте запреты и соблазны, и пост поэтому переносился особенно тяжело. «Иванов пост не велик, а перед ним и Филиппов пост кулик», — говорили в народе. Также замечали: лебедь летит к снегу, а гусь — к дождю. Наступает большой поворот и в природе: заканчивается лето, вместе с первыми заморозками приходит осень. Существовали и другие поговорки на ту же тему: «С Ивана мужик осень встречает, баба бабье лето начинает»; «Иван Полетовщик доводит красное лето»; «Иван Постный - осени отец крестный»; «Иван Предтеча гонит птицу за море далече»; «Иванов день гонит птицу за море». Кстати, по поведению разных птиц в этот день судили о погоде. Если на Ивана Постного летели на юг журавли — это предвещало короткую осень и ранний снег. Если скворцы долго не улетали — ждали сухую осень, а если темными вечерами над землей тянулись стаи грачей — надеялись на хорошую погоду. Также замечали: лебедь летит к снегу, а гусь — к дождю. На Ивана Постного было принято убирать репу. «Репный праздник» отмечали скромно: без песен и без застолий, зато одаривали постной едой нищих и странников. Если на Ивана Купалу собирают преимущественно травы, то на Ивана Постного - коренья.

Именины в этот день Иван

12 сентября. ПЕРЕНЕСЕНИЕ МОЩЕЙ СВЯТОГО БЛАГОВЕРНОГО ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО В АЛЕКСАНДРО-НЕВСКУЮ ЛАВРУ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ.

Александр Невский был причислен к лику святых Русской церковью и канонизирован на Московском соборе в 1547 году. Невским стали именовать его после одержанной им в 1240 году победы над иноземцами на реке Неве. В дальнейшем князь прославился не только воинскими подвигами, но и дипломатическим искусством. Например, он выторговал у ордынского хана освобождение Руси от тяжкой повинности поставлять татарам молодых воинов.
Умер князь Александр в 1263 году и был похоронен в городе Владимире. История праздника перенесения мощей ведет начало с 1721 года, когда Петр Первый заключил перемирие со шведами. В честь этого события император решил перевезти мощи святого князя Александра из Владимира, где они хранились до сих пор, в только что отстроенный Санкт Петербург. По убеждению Петра, реликвия должна была защищать новую столицу от возможных нападений врагов. Мощи Александра Невского привезли из Владимира в 1723 году, и они целый год хранились в Шлиссельбурге, пока не нашли свое пристанище в Троицком соборе Александро-Невской Лавры.
30 августа 1724 года по указу Петра I мощи святого были перенесены в церковь, построенную в честь Александра Невского в Петербурге (позднее здесь возвели Александро-Невскую Лавру).

 Перенесение мощей в Санкт-Петербург было осуществлено по велению Петра I в 1724 году. Таким образом Петр 1 освятил северную столицу России и основанную им в 1710 году Александро-Невскую лавру прахом любимого и чтимого в народе святого. В честь этого Петр 1 установил празднование памяти Александра Невского 30 августа (по старому стилю).

 В 1753 году императрица Елизавета соорудила серебряную раку для его мощей и был учрежден ежегодный крестный ход в этот день. В 1790 году мощи были перенесены в троицкую церковь в присутствии императрицы Екатерины 2.


Сытником день Александра на Руси прозвали за то, что в его день было принято накрывать богатые столы, собирать гостей, устраивать пиры. Обыкновенно готовили сытную кашу — ячменную на молоке. И, конечно, подавали на стол свежий хлеб из зерна нового урожая. Неслучайно в народе говорили: «Сытно с хлебом жить». Крестьяне на Сытника совершали особый обряд на будущий урожай. Для этого завивали ячменные стебли в одну косу с льняными и овсяными.

Именины в этот день Александр, Алексей, Ангелина, Аполлинарий, Арсений, Василий, Гавриил, Григорий, Даниил, Евгения, Елизавета, Ефрем, Иван, Игнатий, Макар, Максим, Николай, Павел, Петр, Савва, Семен, Степан, Федор.
 
13 сентября. ДЕНЬ СВЯЩЕННОГО МУЧЕНИКА КИПРИАНА, ЕПИСКОПА КАРФАГЕНСКОГО (258). ПОЛОЖЕНИЕ ЧЕСТНОГО ПОЯСА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ В КОНСТАНТИНОПОЛЬСКОМ ВЛАХЕРНСКОМ ХРАМЕ ПРИ ИМПЕРАТОРЕ АРКАДИИ (395-408).

Отмечается день святого Киприана Карфагенского, жившего в 3 веке. Он был епископом Карфагена и прославился как искусный богослов; большая часть его сочинений была посвящена осмыслению вопросов отступничества. Также Киприан считается создателем канонического учения о единстве церкви. Киприан родился и вырос в языческом обществе, в молодые годы был известен как успешный юрист. Однако со временем он осознал верность христианской веры, принял крещение и вскоре был избран епископом. Когда начались гонения на христиан, Киприан не отрекся от убеждений и был казнен. Таким образом, он стал первым из африканских епископов, принявших мученический венец.

До того великая святыня, вверенная апостолу Фоме самой Божией Матерью, после Ее Успения преемственно хранилась в Иерусалиме у благочестивых христиан. Через много лет, в царствование императора Льва Мудрого (886-911), от пояса Божией Матери совершилось чудо исцеления его супруги Зои, страдавшей от нечистого духа.
Императрице было видение, что она будет исцелена от недуга, когда на нее будет возложен пояс Матери Божией. Император обратился с просьбой к Патриарху. Патриарх снял печать и открыл ковчег, в котором хранилась святыня: пояс Матери Божией оказался совершенно целым, неповрежденным от времени. Патриарх возложил пояс на больную императрицу, и она тотчас освободилась от своего недуга. Был отслужен торжественный благодарственный молебен Пресвятой Богородице, а честной пояс положили обратно в ковчег и запечатали печатью.

В память происшедшего чуда и двукратного положения честного пояса был установлен праздник Положения честного пояса Пресвятой Богородицы. Частицы святого пояса Богоматери находятся в Афонском Ватопедском монастыре, в Трирском монастыре и в Грузии.

Киприан. Куприянов день. День клюквы. Журавлиное вечо. Уговор журавлей.
На Руси говорили, что на Куприяна (Киприана) журавли собираются на болоте и держат совет: как лететь на юг, когда отправляться, какой путь выбрать. Отсюда и второе название праздника — Журавлиное вече. После этого дня ходят по клюкву. «Прежде срока ягоду-клюкву брать - тьме угождать». Начинают дергать морковь, свеклу. Копать картошку. «Всяк корешок в своей норе». В этот день было принято начинать сбор клюквы, которую называли журавлиной ягодой, или журавлинкой. До этого срока на болота ходить было нельзя. «Ягоду-клюкву не тронь, покуда не полыхнет она, не отгонит тьму в зыбучую топь», — говорили мудрые люди. Если кто-то нарушал запрет, того, как считалось, ждали неминуемые беды: в девку бесплодница вселится, у парня нечистая ум отберет, а мужиков и баб нечисть может в топь уволочь. На Куприяна первым за ягодами отправляли человека, родившегося 13 сентября; говорили, что он знает дорогу к журавлиннику — месту, где родится самая крупная клюква. Из ягод готовили разнообразные лакомства — такие, как, например, клюква в сахаре или пирожки с клюквой. Варили также компоты и кисели, вкусное варенье. Также на Куприяна обычно выходили в поле убирать корнеплоды — дергать репу, морковь и свеклу, копать картофель. Эти же овощи появлялись на столе в вареном, жареном и печеном виде. Центральное место занимал, конечно, картофель. «Картошка — хлебу присошка», — говорили крестьяне.

Именины в этот день Александр, Владимир, Геннадий, Дмитрий, Куприян, Мирон, Михаил.

14 – 21 сентября. Бабье лето.

14 сентября. ДЕНЬ ПАМЯТИ ПРЕПОДОБНОГО СИМЕОНА СТОЛПНИКА И МАТЕРИ ЕГО МАРФЫ.

Святой Симеон жил в Сирии в 390-459 годах. Жил он в каменной башне, которую сам построил, и долгие годы с нее не спускался.  Башня на древнерусском языке — "столп"; отсюда и прозвище подвижника — столпник. На Руси день 14 сентября именовался Семеновым днем. С конца ХV века до 1700 года этот день был у нас большим календарным праздником — с него отсчитывалось начало нового года. В этот день отмечается память Симеона Столпника, архимандрита Антиохийского. Он родился в середине 4 века в Сирии, в семье бедных родителей. Однажды, придя в храм, юноша услышал прекрасное пение и с тех пор обратился к христианству. Симеон начал усердно молиться Богу и просил указать ему, как жить дальше. В конце концов, он решил стать монахом, покинул родительский дом и поселился в ближайшей обители, а позже уединился в пустыне. Там он положил начало новому виду подвижничества — столпничеству. Построив столб в несколько метров высоты, он поселился прямо на нем и, тем самым, лишил себя возможности отдыхать и даже спать. Днем и ночью он стоял на столбе и молился Богу. К этому добавлялось строжайшее воздержание в пище и прочие лишения. Симеон Столпник дожил до ста лет и скончался во время молитвы.

Церковное новолетие. Новый год по церковному календарю начинается с 1 сентября (ст. ст.), что по новому стилю 14 сентября.
Новый год — в сентябре?! Что еще за новости? А это, наоборот, не новости, а наша история. В былые времена новый год в разных странах и у разных народов вообще начинался в разное время, но его приход всегда совпадал с поворотными моментами в природе. Например, установление считать новолетие с месяца авив, то есть с марта, прихода весны, было положено еще ветхозаветными законами пророка Моисея. Так когда-то было и у древних римлян, и у славян. А в 1492 году великий князь Иоанн III Васильевич приказал по примеру Византии праздновать приход как церковного, так и гражданского нового года в день памяти святого Симеона-столпника; этим днем заканчивались лето (сезон), а также отныне и старое лето (год), день получил в народе еще одно название — Семена-летопроводца. Сентябрьское новогодье было событием торжественным и радостным, датой общения царя с народом, стекавшимся со всех уголков Москвы и из ближайших деревень в Кремль "лицезреть пресветлые царские очи". Праздник именовался "действом многолетнего здравия".
Описание торжеств, проходивших в честь прихода одного из таких сентябрьских новых годов, оставил нам иностранный путешественник. Начался праздник ровно в полночь раскатом выстрела из вестовой кремлевской пушки. Она возвестила жителям столицы и всей Руси миг наступления нового года. Вслед за выстрелом начал гудеть большой колокол колокольни Ивана Великого. Распахнулись ворота Кремля. Стал собираться народ.
В десятом часу утра из своих палат вышел царь. К этому времени на дворцовом дворе собрались более двадцати тысяч человек. После торжественного богослужения государь под колокольный звон поднялся через створчатые слюдяные двери на обширный помост, выстланный богатыми коврами и огороженный расписною решеткою. За нею, на специальном налое, — икона святого Симеона. Зажглись свечи в серебряных подналойниках-подсвечниках. С западной стороны были устроены два "места" — государево, обитое золотистым бархатом и серебряной парчой, и патриаршее, крытое персидским ковром. Царское место было подобно трону: вызолочено, расписано и имело вид пятиглавого храма с большою маковкой посередине и четырьмя малыми по углам; на маковках, сделанных из прозрачной слюды, реяли золоченые двуглавые орлы. Патриарх осенил царя крестом, вопрошая "о его царском здравии".
Он говорил так: "Дай Господи, чтобы ты, царь-государь и великий князь, всея России самодержед, здоров был со своею государынею-царицей и великою княгинею, и нашею великого государынею, и со всеми государевыми благородными чадами, с царевичами и царевнами, и со своими государевыми богомольцами, с преосвященными митрополитами, и с архиепископами, и с епископами, и с архимандритами, и с боярами, и с христолюбивым воинством, и со всеми православными христианами. Здравствуй, царь-государь, нынешний год и впредь идущие многие лета и во веки".
Собравшийся на площади народ заключал новогодние пожелания патриарха громогласным "Аминь!" и бил челом в землю, как один человек. Ответив поклоном, приложившись к кресту и приняв патриаршее благословение, царь шел к обедне. Праздник Новолетия закончился. Из казны раздавалась обильная милостыня нищим и убогим, чтобы все они "молили о многолетнем здравии государя царя"; тут же принимались прошения у обиженных и недовольных и относились в царские покои.
Эти и поданные раньше прошения разбирались в Семенов день — он был днем судным. Те дела, которые не могли разрешить наместники, представлялись на личное рассмотрение государю. "На Симеона - летопроводца государи русские давали свой личный суд всем имеющим на кого-либо жалобы". На суд надо было являться к сроку; не пришедший считался виноватым, и его противнику выдавалась "правая грамота".
Так выглядела столичная, официальная встреча сентябрьского Нового года. В деревнях тоже были свои особые традиции и обычаи, свои приметы. «1 сентября, в Семен-день (Симеона Летопроводца), церковь и мир вместе праздновали Новый год. Народ толпился в Кремле с утра: там на открытом месте, на площади между Благовещенским и Архангельским соборами, в присутствии царя служили молебен; после молебна архиереи и вельможи, приказные люди и гости поздравляли великого государя, один из бояр говорил речь, после чего царь шел к обедне».
«Правительство… запретило целый ряд увеселений и повсеместных суеверных обычаев: «В воскресенье, господские праздники и великих святых приходить в церковь и стоять смирно, скоморохов и ворожей в дома к себе не призывать, в первый день луны не смотреть, в гром на реках и озерах не купаться, с серебра не умываться, олову и воску не лить, зернью, картами, шахматами и лодыгами не играть, медведей не водить и с сучками не плясать, на браках песен бесовских не петь и никаких срамных слов не говорить, кулачных боев не делать, на качелях не качаться, на досках не скакать, личин на себя не надевать, кобылок бесовских не наряжать. Если не послушаются, бить батогами; домры, сурны, гудки, гусли и хари искать и жечь».

• Если на Семен-день теплая погода, то вся зима будет тепла.
• Если на Семен-день сухо, то вся осень сухая.
• На Семен-день ужи выходят на берег, ходят по лугам на три версты.
• Коли на Семен-день не убрали хлеб, считай, пропал урожай: Семен-день — семена долой (то есть семена сами выпадают из колосьев).
Так что время сельскохозяйственных работ подходит к концу. Потому и говорилось: "В Семен-день до обеда паши, а после обеда руками маши". Потому и ходили с песнями до околицы, неся в руках сноп, разукрашенный цветным лентами.
А еще 14 сентября соблюдали обряд "пострига" или "сажания на коня"; о нем сохранились летописные свидетельства еще с начала XII века. Мальчикам при переходе к четвертому году выстригали волосы на темени; мать зашивала прядь в ладанку. Затем ребенка выводили во двор, где его уже дожидался отец с объезженным конем, сажали в седло и давали немного покататься. Потом за торжественным обедом кум с кумой разламывали над головой крестника пирог и желали "новопостриженному" всяких удач в жизни, да еще и одаривали его.
С еще более Давних времен существует обычай в Семенов день, совпадающий с древним праздником славянского Белбога, хоронить мух и тараканов, чтоб на весь год они пропали. Вот как описывает этот, ставший с годами шуточным обряд этнограф XIX века:
"Похороны устраивают девушки, для чего вырезывают из репы, брюквы или моркови маленькие гробики. В эти гробики сажают горсть пойманных мух, закрывают их и с шутливой торжественностью (а иногда даже с плачем и причитаниями) выносят из избы, чтобы предать земле. При этом во время выноса кто-нибудь должен гнать мух из избы "рукотерником" (полотенцем) и приговаривать: "Муха по мухе, летите мух хоронить", или: "Мухи вы мухи, Комаровы подруги, пора умирать; муха муху ешь, а последняя сама себя съешь!" На выносе обязательно поется хоровая песня".
Песни в разных местностях отличались друг от друга. В Калужской губернии, например, особенно популярной была такая:
Два братца, два Кондратца
Баньку строили;
Две сестрички, две лисички
Баньку ладили.
Пригласила вошка блошку
В нову банечку.
Муха пару поддавала,
Вошка парилась;
С перепару вошь упала —
Ножку выломала.
Два дня лечила —
На третий в могилу.
А попы были клопы,
А дьячки были сверчки,
Тараканы погребали,
Мыши голос подавали:
"Помяни нашу рабу,
Серу вошь во гробу".
Тем временем парни, тайком собравшиеся поглядеть на девичью забаву, высматривали себе подходящих невест.
В народе называли: Семенов день; Семен-день; Симеон Столпник; Симеон Летопроводец; Семин день; Семен; Осенины; Марфа; Засидки; Марфино лето; Бабье лето; Лето на проводе; Встреча осени; Зажигание нового огня года; Первая встреча осени.
День считается счастливым. В этот день советуют в народе справлять новоселье. «Семин день - счастливое новоселье».
Первый праздник псарных охотников, выезд в отъезжее поле. Притравка зайца-русака, лисицы.
Осенний праздник - первые Осенины. Начало старого Бабьего лета с 14 по 21 сентября. Название «Бабье лето» в разных странах разное: в Америке - «Индейское лето», во Франции - «Лето святого Мартина», в Германии - «Бабушкино лето», у чехов - «Семенна панна Мария», у карпатских славян - «Бабьи морозы». Бабье лето бывает около 3 недель. «Бабье лето семь дней, по Аспасов день». Если первый день Бабьего лета ясен, то осень будет теплая; сухо - осень сухая; погода теплая - зима будет теплая. «Марфа грязна - осень дождлива». Ветер с юга - зима будет гнилая и теплая.
На Семен-день последний посев ржи.  На Летопроводца оканчивались все торговые и хозяйственные договоры и сделки. С Семена начинали мочить коноплю, сушить и мять лен. Начинается время свадеб. С 14 сентября до 28 ноября - свадебный период. «С Летопроводца до Гурия самое доброе время свадьбы править».
Первые осенние заморозки ночью. Могут быть последние грозы. Листопад. Чем желтее крона, тем сильнее листопад. Созревает санинская китайка. Отлет журавлей.
«Если на Семен-день теплая погода, то вся зима будет тепла. Если Марфа грязна вышла, то осень должна быть дождливой. На Семен-день дует из южного края - будет зима гнилая и теплая. Если на Семен-день ветер из-под солнца, зимой ветры будут с севера. Сухая осень, коли на Семен-день сухо. На Семеновы осенины много тенетника (паутины) - осень долгая да ясная.
Если дикие утки садятся, а скворцы не отлетают - осень протяжная и сухая. Если гуси улетают на Семен-день, жди ранней зимы. После Семена журавли отлетают в теплый край. На Семена Столпника ласточки ложатся вереницами в озера и колодцы. На Семен-день ужи выходят на берег, ходят по лугам на три версты.
В этот день черт меряет воробьев меркою: сколько взять себе, а сколько выпустить; для этого воробьи все собираются к нему, и потому в Семен-день их нигде нельзя увидеть.
Если первый день бабьего лета будет ясный и теплый, то и вся осень будет теплая и ведреная, и наоборот.
Бабье лето ненастно - осень сухая. Семен лето провожает, бабье лето наводит. С бабьего лета - бабий праздник и бабьи хлопоты.
Поскольку по старому календарю день Симеона Столпника приходится на 1 сентября, то с ним было связано большое количество начинаний или завершений работ, сроков и т.д.
С Семена начинались засидки, то есть работа в избах при огне. Под Семен-день вечером гасят старый огонь, а утром зажигают новый. Яровое к Симеону Столпнику обязательно убирается.
Коли на Семен-день не убрали колосовые, считай, пропал урожай: зерно выпало наземь. На Семен-день последний посев ржи. Семен-день - семена долой, то есть семена сами выпадают из колосьев. Семен-день - семена долой: грех хлеб сеять. При этом во многих местах озимый сев указан на Семенов день.
В Семен-день до обеда паши, а после обеда пахаря с поля гони. Присловье это понималось по-разному: либо как намек на то, что с наступлением сентябрьских дней ясная утренняя погода к полудню часто сменяется холодом и ненастьем, либо как напоминание о завершении работ с землей. До обеда паши, а после обеда руками маши.
Мни лен доле, волокна будут боле. Лен стели к бабьему лету, а подымай к Казанской (4 ноября).
Там, где имеются бахчи, в этот день снимают с гряд дыни, арбузы, а также начинают копать картофель.
На Симеона Столпника солят огурцы.
В старину на Летопроводца в сельском быту оканчивались все торговые и хозяйственные сделки и договоры.  Девка на поре - жених на дворе.
Переходы в Семен-день на новоселье - счастье и веселье.
Семин день в старину называли началом бабьего лета. По погоде первого дня судили обо всей осени: если было ясно, то и вся осень должна была быть теплой. Если же видели, что на бабье лето луга опутаны паутиной, то ждали затяжную осень. С бабьим летом начинались и бабьи работы. С раннего утра женщины и девушки мяли и трепали пеньку, мыли в воде лен да стелили его по лугам, чтобы отлежался. Вечером же садились за прясла. Девушки во время прядения замечали, как ложатся нити: если прямо, то муж попадется хороший, если неровно, то будет супруг негодным. Впрочем, не только работой занимались крестьянки. На бабье лето нередко устраивали гуляния с хороводами и песнями. Женихи выходили смотреть невест. В это время матушки пекли пироги, варили меды, накрывали столы, да звали в гости всех красных девушек с округи — а на них посмотреть парни сами сбегутся. С Семина дня начинались свадебные недели. Для этого времени существовало много обрядов. Накануне вечером тушили любой огонь в избе, кроме лампадного, а как только занималась утренняя заря, зажигали новый — но не самостоятельно, а с помощью специально приглашенного знахаря. Он добывал огонь трением из сухого дерева, а молодая невестка или девица поджигала первым пламенем спицу.

Именины в этот день Марфа, Наталья, Семен, Татьяна

Картина дня

наверх