На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ШАГ НАВСТРЕЧУ

23 934 подписчика

Свежие комментарии

  • Татьяна Решняк
    Очень правильно говорите. Это человек склочный и не порядочный!!! Она грязью поливает всех и смотреть и слушать Порги...Свадебные фото со...
  • Jolie
    затолокин))они ждали-ждали тебя 5 лет и "померли от тоски"))))А где все? С НОВЫ...
  • Jolie
    нихде)))🤣🤣🤣🤣🤣🤣🤣Когда деревья был...

Календарная копилка 12-18мая

12 мая. ДЕВЯТИ МУЧЕНИКОВ КИЗИЧЕСКИХ (286 — 299). МНЕМНОНА ЧУДОТВОРЦА.

 Это день, в который отмечают память погибших девяти мучеников от языческих гонений в 286 - 299 году. В конце III века в городе Кизик (Малая Азия) были замучены и убиты за веру и проповедование девять мучеников. Их нетленные мощи исцеляют от болезней.

В России недалеко от города Казани был устроен в честь 9-ти мучеников Кизических иеродиаконом Стефаном, который принес с собой из Палестины часть мощей святых. Этот монастырь был основан в уповании избавления их предстательством и молитвами от различных недугов и болезней, особенно горячки, свирепствовавшей в Казани в 1687 году.  В этот день над тяжело больным читают специальный заговор, в котором соединились языческие верования и христианский церковный канон:

 «Девять святых мучеников, Феогнид, Руф, Антипатр, Феостих, Артема, Магн, Феодот, Фавмасий и Филимон, исцелите Раба Божия (имя) от девяти недуг, от девяти напастей: чтобы его не ломало, не томило, не жгло, не знобило, не трясло, не вязало, не слепило, с ног не валило и в сыру землю не сводило. Слово мое крепко — крепче железа! Ржа ест железо, а мое слово и ржа не ест. Заперто мое слово на семь замков, замки запечатаны, ключи в окиян-море брошены, Кит-рыбой проглочены. Аминь».

 Они издавна почитались избавителями от оспы, а 12 мая считалось в народе днем исцеления.

 Кроме того, эта дата — день Мнемнона-чудотворца. С юности он жил отшельником в Египетской пустыне, укрепляя дух постом и молитвой. Борясь с искушениями, Мнемнон получил дар прозорливости: по его молитве, среди песков открылся источник, погибла саранча, спаслись терпящие кораблекрушение. В народе полагают, что обращение к святому Мнемнону разрушает любые козни.

 По народным поверьям, Девять мучеников помогают при телесных болезнях и эпидемиях. Поэтому и сам их день считается днем целителей. В это время полагалось произнести специальный заговор от девяти напастей. Он звучит так: «Чтобы напасти крови не сушили, по жилам не ходили, опухоли не наводили, костей не ломали, суставов не воротили; чтобы человек был от земли чист, от воды светел».

Был и такой обычай: нужно было в полдень выйти на дорогу и подставить лицо теплому ветру. После этого здоровья должно было прибавиться на целый год. Девять мучеников считаются в народе также толкователями сновидений. На Девять мучеников страда была в разгаре, но крестьяне думали не только о труде, но и о сохранении душевного здоровья. Поэтому старались особенно тщательно соблюдать обычаи рода, начинать пахоту и сев только с молитвами и с советами стариков. По этому поводу говорили: «Без времени и без меры — будет грех на душе, а в теле — недуг». Раньше говорили: «День туманный, год не карманный», т.е. в этом году будет мало денег.

 Именины в этот день Арсений, Василий, Иван, Федот, Фома.

 13 мая. АПОСТОЛА ИАКОВА ЗЕВЕДЕЕВА. СВЯТИТЕЛЯ ИГНАТИЯ БРЯНЧАНИНОВА, ЕПИСКОПА СТАВРОПОЛЬСКОГО.

 Святой Иаков - это брат Иоанна Богослова, он был одним из двенадцати Апостолов. Отцом Иакова был Зеведей, а мать Саломия. В ранние годы он вместе с отцом и братом занимался рыболовством на Геннисаретском озере. Иаков присутствовал при некоторых важнейших событиях жизни Спасителя. Вместе с Петром и Иоанном он был свидетелем Его преображения на Фаворе, был при воскрешении дочери Иаира и находился в Гефсиманском саду во время молитв и страданий Иисуса.

 После Вознесения Христа, он проповедовал в Испании. Потом он вернулся в Иерусалим и в 44 году был казнен по приказу Ирода ему отсекли голову, а значит исполнилось предсказание Спасителя.

 Один из виднейших аскетических писателей Русской Православной Церкви, человек святой жизни – епископ Игнатий (Брянчанинов). Его творческое наследие насчитывает более семи томов. Среди известнейших работ особое место занимает “Аскетический опыт”. Сам автор называл эту книгу “даром Божьим современным православным христианам”. 13 лет управлял святитель Никита новгородской паствой и мирно скончался в 1109 году. В 1558 году, при царе Иоанне Васильевиче, состоялось прославление святителя. Ныне его святые мощи почивают в Новгородском соборе в честь святого апостола Филиппа.

Если в этот день непогода, говорили «всю зиму промаешься».

 С Якова (то есть с 30 апреля по старому стилю) на Руси прекращали всякое сватовство, поскольку наступающий месяц май считался крайне неподходящим для вступления в брак. Поэтому даже предложение о сватовстве считалось обидным: плохо бы говорили о том семействе, которое в это время помышляет о свадьбе. И до сих пор сохранилась поговорка: «В мае жениться — всю жизнь маяться». В этот день было не принято отправляться в дальний путь, не искупавшись перед этим в воде из мартовского снега, специально припасенной для такого случая. Крестьяне верили, что на Якова по земле начинают бродить болезни, а спасти от них может только мартовская вода. На Якова наблюдали восход солнца. Если небо при этом было чистым и ясным, то лето должно было быть солнечным. А если вечером взойдут звезды и подует с юга теплый ветер, то лето будет грозным, зато теплым и изобильным.

 Именины в этот день Василий, Игнатий, Климент, Максим, Никита, Яков

 14 мая. СВЯТОГО ПРОРОКА ИЕРЕМИИ (VI В. ДО Р. ХР.). СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА МАКАРИЯ, МИТРОПОЛИТА КИЕВСКОГО. ИКОНЫ БОЖЬЕЙ МАТЕРИ "НЕЧАЯННАЯ РАДОСТЬ". ЯРЕМНИК.

 Святой пророк Иеремия, один из четырех великих ветхозаветных пророков, сын священника Хелкии из города Анафофа (сейчас это город Аната), всего в трех милях от Иерусалима, жил за 600 лет до Рождества Христова при израильском царе Иосии и четырех его преемниках. К пророческому служению был призван на 15 году своей жизни, когда Господь открыл ему, что прежде рождения Он определит его быть пророком. Иеремия отказывался, указывая на свою молодость и неумение говорить, но Господь обещал всегда быть с ним и охранять его. Он коснулся уст избранника и сказал: "Вот Я влагаю слова Мои в уста твои, поручаю тебе с сего дня судьбу народов и царств. По твоему пророческому слову они будут падать и восставать" (Иер. 1, 9-10). С того времени двадцать три года пророчествовал Иеремия, обличая иудеев за отступление от Истинного Бога и поклонение идолам, предрекая им бедствия и опустошительную войну. Он останавливался в воротах города, у входа в храм, всюду, где собирался народ, и увещевал с угрозами и нередко со слезами. Когда же он стал предсказывать, что царь вавилонский опустошит землю египетскую и уничтожит поселившихся в ней иудеев, то иудеи убили пророка Иеремию. В том же году предсказание святого исполнилось. Существует предание, что через 250 лет Александр Македонский перенес мощи святого пророка Иеремии в город Александрию.

 Пророк Иеремия написал книгу "Пророчеств", книгу "Плач" о разрушении Иерусалима и Послание. О временах, когда он жил и пророчествовал, говорится в 4-й Книге Царств, во 2-й Книге Паралипоменон и во 2-й Книге Маккавеев.

В Евангелии от Матфея указано, что предательство Иуды предсказано пророком Иеремией: "И взяли тридцать сребренников, цену Оцененного, Которого оценили сыны Израиля, и дали их за землю горшечника, как сказал мне Господь".

В 1495 году, после смерти Киевского митрополита Ионы Глезны, был избран и рукоположен на его место собором святителей: Вассианом Владимирским, Лукою Полоцким, Вассианом Туровским и Ионою Луцким. Из Константинополя от патриарха Нифонта были присланы благословенные листы, утверждавшие избрание святителя Макария на митрополичью кафедру. 1 мая 1497 года вторгшиеся на Русскую землю татары убили митрополита Киевского и всея Руси Макария в селе Стриголове, на реке Вжище, где святитель совершал богослужение. Вместе с ним были убиты и захвачены в плен многие из его паствы.

Святые мощи святителя Макария, прославленные от Бога нетлением и чудесами, покоятся ныне в Киеве во Владимирском кафедральном соборе.

 Икона НЕЧАЯННАЯ РАДОСТЬ

 Названа так в память об исцелении одного грешника. Некий беззаконник проводил жизнь в грехах, однако имел обыкновение преклоняться перед образом Божией Матери и приносить ей архангельское приветствие: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою». Как-то, собравшись идти на греховное дело, он, даже не задумываясь о кощунственном своем деянии, снова обратился к Богородице с молитвой. Неожиданно страх и трепет объял его: Божия Матерь явилась на иконе живой, а у Божественного Младенца открылись язвы на руках, ногах и в боку, и оттуда потекла кровь. Пав на землю, грешник вскричал: «О, Госпожа, кто это сделал?» – «Ты и прочие грешники, – отвечала ему Божия Матерь, – вновь распинаете Моего Сына. Вы называете Меня милосердной, зачем же вы оскорбляете Меня своими беззаконными делами?» Потрясённый до глубины души, с сокрушенным сердцем раскаявшийся грешник молил Бога о прощении его грехов и просил Божию Матерь умолить Сына Своего, чтобы Он простил его.

 С тех пор бывший грешник стал жить чистой и богоугодной жизнью. Так Божия Матерь даровала грешнику уже нечаянную им радость прощения и оставления грехов, а события эти послужили поводом к написанию образа «Нечаянная Радость». На ней изображён человек, на коленях молящийся пред образом Богородицы с Её Предвечным Младенцем. Под образом обыкновенно помещаются первые слова повести «Человек некий беззаконный...»

Известны сохранившиеся чудотворные списки иконы «Нечаянная Радость», например, в московских храмах пророка Илии в Обыденном переулке и в честь иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» в Марьиной роще. От списков иконы Нечаянная Радость происходили всевозможные чудеса, но наиболее часто от нее получали исцеления от глухоты.

Свое народное прозвище Еремей святой получил потому, что в это время на Руси шли важнейшие сельские работы — вспашка и засев полей. Они были изнурительными как для земледельцев, так и для рабочего скота, и крестьяне просили небесной помощи. Они верили, что в это время сам пророк Иеремия запрягает свою колесницу и помогает тем, кто обращается к нему с молитвой. Поводом для такого поверья послужило, вероятно, созвучие имени святого со словом «ярмо». В народном земледельческом календаре утверждается, что в этот день обычно хорошая погода: "Редко случаются такие годы, чтобы на Еремея нельзя было выехать в поле". Так что с утра пораньше запрягай лошадь (потому и "запрягальник"), надевай на нее хомут (иначе говоря, ярмо): "На Еремея иди на посев по ранней росе", да примечай погоду: «на Еремея ненастье — всю зиму промаешься; коли на Еремея погоже, то и уборка хлеба будет пригожа» (то есть август будет сухим и солнечным).

 Есть такая пословица: «Кто на Еремея посеет - у того не взойдут семена», значит, в самый этот день сеять не следует, только по раннему утру. «Раннее яровое сей, когда сольет вода, а позднее, когда цвет калины будет в кругу».  «Кто рано сеет, семян не теряет». Если «еловые почки распускаются рано и скоро - не медли с посевом». Смотрели и на приметы. Если на Еремея день погож, то убирать хлеб тоже предстоит при хорошей погоде. Наблюдали за муравьями: если они чистые да сытые — пшеница уродится. Для того, чтобы год был плодородным, на Еремея воздерживались от того, чтобы давать взаймы — ни денег, ни куска хлеба.

Зеленеет желтая акация, вишня. Посев гороха, фасоли. Если лук-репу не посадили, то сажайте, еще есть время.

 А еще готовили «яремники», нехитрую запеканку из варённых и протёртых овощей. Считалось, что такое блюдо приносит здоровье и даже изменение социального статуса. Так, после угощения, из холостяка можно превратиться в женатого, а из девушки - в молодуху. Но упаси вас Всевышний приготовить яремник мужу, сочтут, что вы готовитесь стать вдовушкой, и уж тогда лёгкой пощады не ждите.

Именины в этот день Герасим, Ефим, Еремей, Игнатий, Макар, Нина, Пафнутий, Тамара

   15 мая. ПЕРЕНЕСЕНИЕ МОЩЕЙ БЛАГОВЕРНЫХ КНЯЗЕЙ БОРИСА И ГЛЕБА, ВО СВЯТОМ КРЕЩЕНИИ РОМАНА И ДАВИДА.

 Их мощи были перенесены в 1115 году в городе Киеве во вновь построенную церковь по указанию Владимира Мономаха. Борис и Глеб - младшие сыновья князя Владимира I - были вероломно убиты по приказу князя Святополка Окаянного, их старшего брата, пасынка князя Владимира.

Это первые русские святые, канонизированные Русской и Византийской церквами. День Бориса и Глеба отмечается еще 6 августа и 18 сентября.

Почитание святых Бориса и Глеба сильно развилось в эпоху внуков Ярослава, приводя нередко к своеобразному благочестивому соревнованию между ними. Сын Изяслава Святополк (†1113) устроил святым серебряные раки, сын Всеволода Владимир Мономах (†1125) в 1002 г. тайно, ночью прислал мастеров и оковал серебряные раки листами золота. Но их превзошел сын Святослава Олег (1115), знаменитый "Гориславич", упоминаемый в "Слове о полку Игореве". Он "умыслил воздвигнуть сокрушившуюся каменную (церковь) и, приведя строителей, дал в обилии всего, что нужно". Церковь была готова в 1011 году. Расписав ее, Олег "много понуждал и молил Святополка, чтобы перенести в нее святые мощи". Святополк не хотел, "зане не он создал ту церковь".

 Смерть Святополка Изяславича (1113) вызвала в Киеве новый мятеж, который едва умирил Владимир Мономах, ставший в этом году великим князем. Решив скрепить дружбу со Святославичами совместным торжеством перенесения мощей в Олегов храм, он дал знать Олегу и Давыду (1123). "Владимир, собрав сыновей, и Давыд и Олег со своими сыновьями пришли к Вышгороду. И все святители, игумены, черноризцы, поповство сошлось, наполнив весь город и по стенам градским не уместились".  Наутро, 2 мая 1115 года, в Неделю жен-мироносиц, начали петь утреню в обеих церквах - старой и новой, началось перенесение мощей. При этом произошло своеобразное разделение: "и повезли на санях сначала Бориса, с ним шли Владимир, митрополит и духовенство". За ним на других санях повезли святого Глеба: "с ним шел Давыд с епископами и духовенством". (Олег ждал всех в церкви.)

Это разделение соблюдалось и в дальнейших поколениях. Святой Борис считался небесным покровителем преимущественно Мономашичей, святой Глеб - преимущественно Ольговичей и Давыдовичей. Доходило до того, что Владимир Мономах в своем "Поучении", говоря о Борисе, не упоминает Глеба, а в роду Ольговичей, наоборот, ни одного княжича не назвали именем Борис.

 Вообще же имена Борис и Глеб так же, как Роман и Давид, были излюбленными во многих поколениях русских князей. Братья Олега Гориславича носили имена Роман († 1079), Глеб († 1078) Давыд († 1123), один из сыновей его носил имя Глеб († 1138).  У Мономаха были сыновья Роман и Глеб, у Юрия Долгорукого - Борис и Глеб, у святого Ростислава Смоленского - Борис и Глеб, у святого Андрея Боголюбского - святой благоверный Глеб († 1174), у Всеволода Большого Гнезда - Борис и Глеб. Среди сыновей Всеслава Полоцкого († 1101) - полный набор "борисоглебских" имен: Роман, Глеб, Давид, Борис.

Вышгородские святыни были не единственным центром литургического церковного почитания святых страстотерпцев Бориса и Глеба, распространенного по всей Русской земле. Прежде всего, существовали храмы и монастыри в конкретных местностях, связанных с мученическим подвигом святых и их чудесной помощью людям: храм Бориса и Глеба на Дорогожиче, на пути в Вышгород, где святой Борис, по преданию, испустил дух; Борисоглебский монастырь на Тме, близ Твери, где конь Глеба повредил ногу; обители того же имени на Смядыни - на месте убиения Глеба и на реке Тверце, близ Торжка (основан в 1030 г.), где хранилась глава святого Георгия Угрина. Борисоглебские храмы были воздвигнуты на Альте - в память победы Ярослава Мудрого над Святополком Окаянным 24 июля 1019 года, и на Гзени, в Новгороде - на месте победы над волхвом Глеба Святославича.

 Ольговичи и Мономашичи состязались в создании великолепных храмов святым мученикам. Сам Олег, кроме Вышгородского храма, воздвиг в 1115 г. Борисоглебский собор в Старой Рязани (почему и епархия называлась позже Борисоглебской). Его брат Давыд строит такой же в Чернигове (в 1120 г.). В 1132 г. Юрий Долгорукий построил церковь Бориса и Глеба в Кидекше на реке Нерли, "где было становище святого Бориса". В 1145 г. святой Ростислав Смоленский " заложи церковь каменну на Смядыни", в Смоленске. В следующем году возник первый (деревянный) Борисоглебский храм в Новгороде. В 1167 г. на смену деревянному закладывается каменный, оконченный и освященный в 1173 году. Строителем церкви новгородские летописи называют Сотко Сытинича - былинного Садко.

 Святые страстотерпцы Борис и Глеб были первыми русскими святыми, канонизованными Русской и Византийской Церквами. Служба им была составлена вскоре после их кончины, составителем ее был святитель Иоанн I, митрополит Киевский (1008-1035), что подтверждают записи в Минеях ХII века. Свидетельством особого почитания на Руси святых мучеников Бориса и Глеба служат многочисленные списки житий, сказаний о мощах, чудесах и похвальных слов в рукописных и печатных книгах ХII-ХIХ веков.

 15 мая — самый разгар сева. "Борис и Глеб сеют хлеб", — говорили в народе. Благоверные братья - князья вообще представлялись в крестьянском воображении неутомимыми сельскими тружениками, пашущими небесную ниву выкованным ими самими плугом, который тащит запряженный крылатый Огненный Змеей.

День Бориса и Глеба называли соловьиным; считалось, что с этого времени начинают петь соловьи. Иногда по пению соловья даже определяли время начало посевной. Если запел соловей, значит вода на убыль пошла, и потому можно приступать к посеву. Если поют громко, основательно — значит, не за горами лето. Если соловей поет всю ночь — следующий день будет солнечным. А если соловья услышишь раньше, чем кукушку, то все лето проживешь счастливо. Говорили также, что если при первой соловьиной трели скинуть рубаху, то блохи кусать не будут.

 А еще его именовали "барыш-день", а святого Бориса — барышником и старались непременно что-нибудь 15 мая с выгодой продать, чтобы весь год оставаться с деньгами. Принято было праздновать этот день, чтобы весь год получать от продажи барыш. Иногда этот день называли также «барыш-день», Купцы бурно праздновали его память в надежде получать за это барыши в течение всего года. Успешный год сулила и удачная продажа чего-либо в этот день.  «Святого Бориса - сам боронися» (так как барышники плутуют).

 Могут быть еще заморозки в воздухе и поздний сход снежного покрова.

 Высадка кустарников. 15-20 мая - высадка рассады огурцов в теплицы. Если высаживать прямо в грунт, то обязательно с укрытием. Также высаживают кабачки, белокочанную, цветную капусту.

 Готовы к употреблению ревень, спаржа, щавель, салат, редис, лук-порей. Если было покрыто пленкой и посеяно осенью или посеяно в теплице (до высадки рассады), то зелень можно получить раньше.

С этого дня начинали сажать огурцы и тыквы. Чтобы они уродились большими — в грядке зарывали пестик от ступки. Кроме того, в этот день продолжали засеивать поля.

 Именины в этот день Афанасий, Борис, Глеб, Давид, Зоя

 16 мая. ПРЕПОДОБНОГО ФЕОДОСИЯ ПЕЧЕРСКОГО. ДЕНЬ СВЯТОГО ТИМОФЕЯ И МАВРЫ (Мавры молочницы).

 Феодосия Печерского (кончина в 1074 году). Основатель и игумен Киево-Печерской лавры, учредитель иноческого общежития на Руси. Феодосия родился в 1306 году в городе Василеве, недалеко от Киева. Он жил и работал долгое время в пещерах около села Берестова. Затем он уговорил братьев выйти из пещер и основать наземную обитель. Так возникла Киево-Печорская Лавра, игуменом которой монахи выбрали Феодосия. Он обладал даром чудотворения.

Святой Тимофей происходил из села Перапеи (Фиваида Египетская), был сыном священника по имени Пиколпосс и состоял чтецом в церковном клире, а также хранителем и переписчиком Богослужебных книг. На святого Тимофея было донесено, что он хранит христианские книги, которые, по повелению императора, отбирали и сжигали. Святого Тимофея привели к правителю Ариану, который потребовал выдачи священных книг. За отказ выполнить приказание святого подвергли страшным мучениям. Ему вонзили в уши две раскаленные железные палки, отчего у страдальца вытекли глаза и он ослеп. Святой Тимофей мужественно терпел боль и благодарил Бога, что сподобился страдать за Него. Мучители повесили святого вниз головой, вложив ему в рот кусок дерева, и привязали к его шее тяжелый камень. Страдания святого Тимофея были настолько тяжки, что сами исполнители казни стали просить правителя ослабить истязания. В это время Ариану сообщили, что у Тимофея есть молодая супруга по имени Мавра, на которой он женился всего 20 дней назад. Ариан приказал привести Мавру, надеясь, что в ее присутствии непреклонность мученика поколеблется. По просьбе Мавры, изо рта мученика вынули кусок дерева, чтобы он мог говорить. Святой Тимофей убедил не бояться мучений и идти вместе с ним на подвиг. Святая Мавра ответила: "Я готова умереть с тобой", - и смело исповедала себя христианкой. Ариан приказал вырвать ей волосы на голове и отрубить пальцы на руках. Святая Мавра перенесла пытки и даже благодарила правителя за муки, претерпеваемые во искупление грехов. Тогда Ариан приказал бросить святую Мавру в кипящий котел, но она не ощущала боли и осталась невредимой. Заподозрив, что слуги, из сострадания к мученице, наполнили котел холодной водой, Ариан подошел и велел святой брызнуть ему на руку воды из котла. Когда мученица выполнила это, Ариан вскрикнул от боли и отдернул обожженную руку. Тогда, мгновенно повинуясь силе чуда, Ариан исповедал Бога, в Которого верует Мавра, истинным Богом и приказал отпустить святую, но сильна еще была власть диавола над правителем, и вскоре он вновь стал убеждать святую Мавру принести жертву богам. Ничего не добившись, Ариан еще более распалился сатанинской яростью и стал измышлять новые мучения. Тогда народ стал возмущаться и требовать прекращения издевательства над ни в чем неповинной женщиной. Но святая Мавра, обратившись к народу, сказала: "Пусть никто не защищает меня, один у меня Защитник - Бог, на Которого я уповаю". Наконец, после долгих истязаний Ариан приказал распять мучеников. В течение девяти дней висели они на крестах лицом друг к другу.

 На десятый день мученического подвига святые предали Господу свои души. Это произошло в 286 году. Впоследствии в Константинополе стала торжественно праздноваться память святых мучеников Тимофея и Мавры и был построен храм в их честь.

 В народе день 16 мая называли "Федосей - зеленые щи". Этнограф XIX века дал этому названию такое объяснение: "Зеленые щи — потому что их варят уже не из кислой капусты, которой к этому времени остается немного в запасе, а из щавеля, лебеды, сыти, крапивы, которая хотя и "жгуча родится, но в щи годится". Эта трава не случайно пользовалась популярностью; весной в ней содержится множество полезных веществ, необходимых человеку после долгой зимы.

 В русском народном календаре Мавра приобрела несколько прозвищ. Наиболее известное из них — Рассадница — говорит само за себя. В этот день хозяйки высаживали на грядки рассаду капусты и засевали огороды семенами овощей. Иногда свежие посадки окропляли святой водой, чтобы защитить растения от гусениц и тли. Придерживались и некоторых других поверий. Например, капусту было не принято сажать в четверг, даже если на него приходился день Мавры Рассадницы; считалось, что ее будут точить черви. При пересадке растений женщины не ели хлеба, чтобы куры не склевали молодую поросль. Мавру также величали Молочницей. Считалось, что в этот день коровы, наевшись свежей и сочной травы, приносят самое вкусное и густое молоко. «И хозяйке легко, коль на столе молоко», — такую поговорку вспоминали на Мавру. Наблюдали за приметами. И большая роса, и ясный день предвещали хороший урожай огурцов. А вот отсутствие росы утром обещало дождь днем.

 Молочница - увеличение удоев у коров, поэтому и название. Молоко майское очень питательное. Женщины в этот день ели много творога, полагая, что святая Мавра поможет им обрести ещё большую красоту. Если «соловьи запели перед Маврой - весна зацветет дружно».

 Молодая крапива полезна. Из листьев крапивы делают настой, который «всякую черную немочь из тела выгоняет, восстанавливает силы мужские, останавливает внутреннее кровотечение». В обычае этого дня: похлестать себя крапивой как следует! Крапиву для этого надо «рвать голыми руками, а то она свою целебную силу утратит».

 «Мавра молошная, Мавра Зеленые щи, Мавруша, покушая, а Маковей поговей», - так в народе говорят об этом дне.

 А еще я расскажу об обряде, который в сущности можно провести в любой день. Проводят его в час, когда вода обладает самой большой активностью, в так называемы час воды. Это время с 22.00 до 23.00. В это время встаете под душ и, обмываясь водой, произносите заговор:

 «Святая водица, ты мне сестрица,

 Смой, сполощи, с раба Божьего (свое имя), грехи великие, порчу, беды, болезни, сглазы и несчастья, унеси. Аминь.

 Вода Иорданная, богом данная,

 Смой, сполощи, с раба Божьего (свое имя), грехи великие, порчу, беды, болезни, сглазы и несчастья, унеси. Аминь».

 Читается он или вслух, или про себя – это неважно, а главное несложно. На утро вы встанете полными сил. Проделывать это можно часто. Вы же принимаете душ? Соблюдаете гигиену? Вот и не забывайте об очищении и от грязи, налипшей на ваше биополе или тонкие тела. И очень помогает справиться с привнесенными болезнями.

 Именины в этот день Николай, Павел, Петр, Тимофей, Феодосий

 17 мая. ДЕНЬ ПАМЯТИ ПРЕПОДОБНОЙ МУЧЕНИЦЫ ПЕЛАГЕИ, ДЕВЫ ТАРСИЙСКОЙ (290). ПРАЗДНИК СТАРОРУССКОЙ ИКОНЫ БОЖЬЕЙ МАТЕРИ.

Святая дева Пелагия жила в III веке в городе Тарсе Киликийской области Малой Азии. Она была дочерью знатных язычников и когда услышала от знакомых ей христиан проповедь об Иисусе Христе Сыне Божием, уверовала в Него и пожелала хранить целомудрие, посвятив Господу всю свою жизнь. Наследник императора Диоклитиана (усыновленный им юноша), увидев девицу Пелагию, пленился ее красотой и пожелал взять ее в супруги. Но святая дева сказала юноше, что она обручена Бессмертному Жениху - Сыну Божию и отказывается от земного супружества. Такой ответ Пелагии привел в великий гнев царственного юношу, однако он решил на некоторое время оставить ее в покое, надеясь, что она переменит свой образ мыслей. Тем временем Пелагия упросила свою мать отпустить ее к своей кормилице, воспитывавшей ее в детстве, втайне надеясь отыскать епископа Тарсийского Клинона, удалившегося в горы во время гонения на христиан, и принять от него святое Крещение. В сонном видении Пелагии явился образ епископа Клинона, глубоко запечатлевшийся в ее памяти. Святая Пелагия отправилась к кормилице на колеснице, в богатых одеждах и в сопровождении целой свиты слуг, как пожелала того ее мать. Навстречу святой Пелагии по особому указанию Божию вышел епископ Клинон. Пелагия сразу узнала епископа, образ которого явился ей во сне. Она упала к его ногам, прося крещения. По молитве епископа из земли истек источник воды. Епископ Клинон крестил святую Пелагию, во время таинства явились Ангелы и покрыли избранницу Божию светлым покрывалом. Причастив благочестивую деву Святых Таин, епископ Клинон вознес вместе с ней молитвенное благодарение ко Господу и отпустил ее в дальнейший путь. Возвратившись к ожидавшим ее слугам, святая Пелагия проповедала им о Христе, и многие из них обратились и уверовали. Она пыталась обратить к вере во Христа свою мать, но ожесточившаяся мать послала сказать царскому сыну, что Пелагия христианка и не желает быть его супругой. Юноша понял, что Пелагия для него потеряна, и, не желая предавать ее на мучения, сам пронзил себя мечом. Тогда мать Пелагии испугалась гнева императора, связала дочь и отвела ее на суд к Диоклитиапу как христианку и мнимую виновницу смерти наследника престола. Император Диоклетиан увидел очень красивую девушку перед собой и захотел жениться на ней. Но Пелагия ответила ему, что ее истинный и единственный жених это Христос, и она готова принять смерть за него. Обозлившийся император приказал отдать на мучения святую Пелагию и после длительных истязаний тело Пелагии поместили на раскаленного медного быка. Не дозволив палачам дотронуться до своего тела, святая мученица сама, осенив себя крестным знамением, с молитвой вошла в раскаленную печь, в которой тело ее расплавилось, как миро, наполнив весь город благоуханием; кости же святой Пелагии остались в огне неповрежденными и были выброшены язычниками за город. Тогда из пустыни пришли четыре льва и сели около костей, не допуская к ним ни птиц, ни зверей. Львы охраняли останки святой до тех пор, пока не пришел на то место епископ Клинон. Он собрал их и с почестью похоронил. Мучения и смерть святой Пелагии произошли в 290 году. В царствование императора Константина (306-337), когда прекратились гонения на христиан, на месте погребения святой Пелагии была построена церковь.

 Старорусская икона Божией Матери называется так потому, что она долгое время находилась в Старой Руссе, куда была принесена греками из Ольвиополя еще в первые времена христианства на Руси. В Старой Руссе икона находилась до XVII века. Во время моровой язвы 1655 года одному жителю города Тихвина было откровение, что мор прекратится, если туда будет принесена чудотворная Старорусская икона, а Тихвинская икона будет отправлена в Старую Руссу. После перенесения икон мор прекратился, но тихвинцы не вернули иконы и лишь в XVIII веке разрешили снять копию со Старорусской иконы, которая 4 мая 1768 года была привезена в Старую Руссу. В честь этого события было установлено празднество. 17 сентября 1888 года в Старую Руссу был возвращен и подлинник и установлена вторая праздничная дата.

 Зеленеет дуб. Зацветают вишни, яблони, груши, ранние сорта калины, шиповника. В садах - время прививки (копулировки) плодовых деревьев. В этот день, как и в предыдущий, варили зелёные щи, которые больше известны как «пустые щи». Варят их из щавеля, лебеды, сныти, крапивы, особенно из последней, о которой говорили: «жгучка родится, да в щи годится». Не удивляйтесь, поскольку именно в эти дни в этих травах содержится большое количество так необходимых, истощенному за зиму, организму витаминов. В народе святая Пелагия всегда считалась заступницей невинных девиц, а также всех несправедливо обиженных. Кроме того, она покровительствовала птицам. Вечером на Пелагию опытные огородники проводили обряд, который должен был защитить посадки от нечистой силы и разных вредителей. Для этого на огород выносили надтреснутый горшок, клали в него выдернутую с корнем крапиву и ставили горшок вверх дном на самую середину средней грядки. Считалось, что любая вражья сила, прикоснувшись к жгучей крапиве, испугается и убежит с огорода. А сам день святой Пелагии назывался еще и днем баклушников. Именно в это время рубили деревья для выделки ложек и делали заготовки — баклуши.

 Именины в этот день Иван, Исаакий, Кирилл, Климент, Леонтий, Мария, Никита, Никифор, Николай, Пелагея

 18 мая. ВЕЛИКОМУЧЕНИЦЫ ИРИНЫ. ИРИНА РАССАДНИЦА. ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ "НЕУПИВАЕМАЯ ЧАША".

 Святая великомученица Ирина (до крещения Пенелопа) происходила из богатой семьи. Она жила во второй половине I века в одном из македонских городов и была дочерью его правителя Ликиния. Она отказалась от замужества и претерпела много страданий за веру в Христа. Пенелопа приняла крещение и стала Ириной. Разгневанный отец приказал бросить ослушницу-дочь под копыта диким лошадям, но они, ведомые высшей волей, повернули и затоптали самого Ликиния. Ирина вознесла слезную молитву — и он оказался жив, отказался от язычества и принял крещение. Ирина везде проповедовала учение Христа. Смерти предала себя сама, скрывшись в горной пещере и приказав спутникам закрыть вход большим камнем. Второй раз память о святой Ирине отмечается 1 октября.

 Икона "НЕУПИВАЕМАЯ ЧАША»

 Икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша» по иконографии относится к типу «Оранта» – Богоматерь изображена с воздетыми вверх руками, перед Ней – Богомладенец, стоящий в чаше. Это Чаша Причащения – неистощимый источник духовной радости и утешения. Пресвятая Богородица молится за всех грешных и возвещает, что каждому страждущему уготована Неупиваемая Чаша небесной помощи и милосердия.

Появлению этой иконы предшествовало необычное происшествие, произошедшее в 1878 году в Тульской губернии. Некий отставной солдат был одержим страстью к пьянству. Он пропивал все, что у него было, и вскоре стал нищенствовать. От злоупотребления алкоголем у него отнялись ноги, но это не остановило его и он продолжал пить. Как-то во сне бывший солдат, а ныне крестьянин, увидел старца, который приказал ему идти в город Серпухов в монастырь Владычицы Богородицы, где находилась икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша», и отслужить перед ней молебен. Не имея ни гроша, с отнявшимися ногами, крестьянин не мог отправиться в путь. Но святой старец во второй и третий раз явился ему и грозно повелел исполнить сказанное. На четвереньках отправился отставной солдат в Серпухов. В одном из селений, которые лежали на пути, он остановился для отдыха. Чтобы облегчить боль и страдания путнику, старушка-хозяйка растерла ему ноги и уложила на печь. На следующий день солдату полегчало, но хозяйка оставила его еще на одну ночь, снова растерев ему больные ноги. Опираясь на две, а потом и на одну палку, крестьянин потихоньку дошел до Серпухова.

 Во Владычнем монастыре он рассказал о своих дивных сновидениях и попросил отслужить молебен перед иконой Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Но его просьба привела в замешательство насельниц монастыря: никто в обители не знал такой иконы. Лишь через некоторое время они нашли иконку, висевшую в проходе из храма в ризницу. На оборотной стороне ее была надпись «Неупиваемая Чаша»... В лике же ученика святителя Алексия – преподобного Варлаама – крестьянин сразу же узнал явившегося ему во сне святого старца. Домой из Серпухова отставной солдат возвратился уже свободным от своей пагубной страсти.

 Весть о чудотворной иконе быстро распространилась по всей России. Люди, страдавшие от пьянства, их родные и близкие спешили вознести молитвы к Пресвятой Богородице об исцелении от недуга, многие приходили уже после, чтобы возблагодарить Владычицу за Ее великую милость.

 Чудотворная икона «Неупиваемая Чаша» находилась во Владычнем монастыре до 1919 года, а после его закрытия – в соборе Николы Белого на Калужской улице. Дальнейшая судьба иконы неизвестна.

 В 1993 году в Серпуховском Высоцком мужском монастыре, а в 1995 – в возрожденном Владычнем монастыре были сделаны списки чудотворной иконы, при этом были сохранены все пропорции и академический стиль, характерный для подлинника. Все это послужило началом возрождения почитания чудотворной иконы после долгих лет богоборчества.

 Поклониться иконе Божией Матери «Неупиваемая Чаша» едут со всех уголков России и других стран. Славится чудотворная икона скорым исцелением страждущих от недугов наркомании, алкоголизма и курения. Замечено, что икона не только исцеляет, но и помогает изменить образ жизни человека, приводит его к осознанию своих грехов, покаянию, возвращает к благочестивой жизни.

 К сожалению, точно не известен тот день, в который икона была явлена. В XIX веке празднование в честь иконы «Неупиваемая Чаша» совершалось 27 ноября – в один день с иконой Божией Матери «Знамение», так как обе эти иконы схожи по иконографии.

 В конце XX века, после восстановления почитания иконы «Неупиваемая Чаша», ее празднование было приурочено ко дню преставления преподобного Варлаама Серпуховского – 5 мая, так как явление чудотворной иконы произошло через предстательство этого святого. В 1997 году по благословению Святейшего Патриарха Алексия II было установлено совершать общецерковное празднование иконе Божией Матери «Неупиваемая Чаша» 5 мая (по старому стилю).

 В просторечии святую Ирину называли "Ариной-рассадницей": пора высаживать капустную рассаду. Заниматься этим должны были исключительно женщины: "Если посадит капусту или другие какие овощи мужик, то они зацветут, но не дадут плода". Кое-где существовал и такой обряд: посадив первый кочан, хозяйка накрывала его большим горшком, а горшок, в свою очередь, — белой скатертью. Считалось, что это обеспечивает большие, крепкие, белые вилки. При этом весь день не ели хлеба — иначе курицы капусту выклюют.

В период с 18 по 25 мая принято высаживать рассаду капусты. Высаживая капусту, женщины приговаривали: «Не будь голенаста, будь пузаста; не будь красна, будь вкусна; не будь пуста, а будь туга; не будь стара, будь молода; не будь мала, будь велика». Рядом с капустой по углам грядок сажали крапиву - «крапиву червям, а капусту нам». Перед посадкой капусту поливают. Так она меньше теряет корешков и скорее приживается. «Дай, Боже, час добрый, чтобы капуста моя принималась и в головки складывалась» (отсюда название дня Ивана Головатого - 25 мая).

 Начинает зеленеть липа. Зацветает черника. В садах проводится внекорневая подкормка плодовых деревьев. В огородах начало прополки ранней зелени.

 На Ирину худая трава из поля вон (выжигают в полях траву). По этому поводу существовала поговорка: «На Ирину худая трава из поля вон». В Новгородчине с Ирины начинали садить огурцы». На Арину, как и на Марфу, высаживали рассаду на грядки — главным образом, капусту и огурцы. Кстати, считалось, что этим должны заниматься только женщины — и желательно в полном одиночестве, чтобы никто не сглазил. Капуста была одним из самых любимых в народе овощей. О ней складывали множество поговорок: «Без капусты щи не густы»; «Премудрость во щах, сила в капусте»; «Для чего огород городить, если капусты не садить?». «Капусткой» также называли один из видов хоровода, распространенный в северных регионах. Он образуется так: парень заводит песню и образует цепь из играющих, беря за руку то одного, то другого.

  Именины в этот день Адриан, Ефрем, Ирина (Арина), Яков.

Картина дня

наверх