22 сентября. ДЕНЬ ПАМЯТИ ПРАВОВЕРНЫХ ИОАКИМА И АННЫ, РОДИТЕЛЕЙ ДЕВЫ МАРИИ, МАТЕРИ ХРИСТА.
Святой праведный Иоаким, сын Варпафира, был потомком царя Давида, которому Бог обещал, что от семени его потомков родится Спаситель мира. Праведная Анна была дочерью Матфана и по отцу была из колена Левина, а по матери - из колена Иудина.
Супруги жили в Назарете Галилейском. Они не имели детей до глубокой старости и всю жизнь скорбели об этом. Им приходилось переносить презрение и насмешки, так как в то время бесчадие считалось позором. Но они никогда не роптали и только горячо молились Богу, смиренно уповая на Его Волю.
Однажды, во время большого праздника, дары, которые праведный Иоаким взял в Иерусалим для принесения их Богу, не были приняты священником Рувимом, который считал, что бездетный муж недостоин приносить жертву Богу. Это очень опечалило старца, и он, считая себя самым грешным из людей, решил не возвращаться домой, а поселиться в одиночестве в пустынном месте. Его праведная супруга Анна, узнав, какому унижению подвергся ее муж, стала в посте и молитве скорбно просить Бога о даровании ей ребенка. В пустынном уединении и постничестве о том же просил Бога и праведный Иоаким. И молитва святых супругов была услышана: им обоим Ангел возвестил о том, что родится у них Дочь, Которую благословит весь род человеческий.
По повелению Небесного Вестника, праведные Иоаким и Анна встретились в Иерусалиме, где, по обетованию Божию, у них и родилась Дочь, нареченная Марией. Святой Иоаким преставился через несколько лет по введении во храм Благословенной своей Дочери, в 80-летнем возрасте. Святая Анна скончалась 70-ти лет, через два года после него, проведя их при храме, рядом с Дочерью.
День Акима и Анны - божьих праотцев. Эти праведники считаются помощниками рожениц и бездетным. День Акима (Иоакима) и Анны, который является попразднеством Рождества Богородицы, на Руси называли еще Днем рожениц. Оба святых считаются покровителями рожениц и бездетных женщин. В этот день поздравляли молодых матерей, а также чествовали повивальных бабок. Для этого пекли пироги, варили кашу и звали женщин на пир. А жены, которые еще не смогли завести детей, молились Акиму и Анне о зачатии. Также было принято, чтобы молодые родители или даже еще бездетные новобрачные дарили подарки близким людям. Как правило, родные получали от них в дар круглые пироги.
День осеннего равноденствия. Ночь равняется с днем и будет увеличиваться: все короче день, все длиннее вечера. Долгота дня 12.16, восход 6.14, заход 18.30. Астрономическое начало осени. Плодоносит калина. Последние сроки пересадки луковиц лилий.
Именины в этот день: Александр, Алексей, Анна, Афанасий, Василий, Григорий, Дмитрий, Захар, Иосиф, Никита, Сергей.
23 сентября. ДЕНЬ ПАМЯТИ СВЯТИТЕЛЕЙ ПЕТРА И ПАВЛА, ЕПИСКОПОВ НИКЕЙСКИХ (9 ВЕК).
В этот день отмечается память святителей Петра и Павла, епископов Никейских. В 9 веке, при царе Льве Исаверянине, святой Петр защищал православную веру от иконоборцев и пострадал за это. Известны четыре письма святого Федора Студита к святителю Петру. О жизни Павла, также проповедовавшего православие в Никее, никаких сведений не сохранилось.
В народе этот день считался как осенний Петр-Павел. Рябинник.
По обычаю в этот день собирали рябину, ставшую к этой дате менее горькой, чем прежде, и гроздьями вешали под крышу ("чтобы прозябла, провяла, сахару поднабрала"). Но часть кистей непременно оставляли на ветвях для дроздов, снегирей и всякой другой птицы. После первых заморозков рябина стала более сладкой. «Рябина прозябла, провяла, сахару набрала», про нее пели песенку: «Выйдем на долинку, сядем под рябинку - хорошо цветет». А теперь срок ее сбора. Посадка под зиму чеснока.
Если рябины в лесу много - осень дождливая, если же мало - сухая. Много ягод на рябине предвещает строгую зиму - поэтому заготавливали рябиновый квас от частых суровой зимой воспалительных болезней». К дню Петра и Павла созревшая рябина от осенних заморозков становилась сладкой (говорили, что дерево отмечает свои именины). «С Петрова дня летнего ешь землянику, а с осеннего — рябину», — говорили в народе. Ягоды начинали заготавливать впрок, варили из них компоты и целебные квасы. Рябина считалась отличным средством против болезней и нечистой силы; настой из нее употребляли для излечения от простуды. Рябине приписывали и чудодейственные свойства. Верили, что от бессонницы помогает простой обряд: нужно взять ветку рябины и очертить ею окружность вокруг себя. Поскольку рябину считали средством, изгоняющим злых духов, все окна в доме перед наступлением зимы украшали ее гроздьями. Из рябины делали также любимые в народе настойки и наливки. Для этого нужно было собрать ягоды после первых морозов, тщательно перебрать, засыпать в бутыль, залить водкой и поставить в темное место на два-три месяца. Каждые три-четыре дня бутыль полагалось встряхивать.
Именины в этот день Андрей, Василий, Гавриил, Глеб, Евгений, Иван, Климент, Константин, Николай, Павел, Петр, Семен, Татьяна.
24 сентября. ДЕНЬ ПРЕПОДОБНОЙ ФЕОДОРЫ АЛЕКСАНДРИЙСКОЙ. КАПЛУНОВСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ.
В этот день отмечается память преподобной Феодоры Александрийской, жившей в конце 5 века. По преданию, Феодора пребывала со своим мужем в любви и согласии, но один богатый горожанин, прельстившийся ее красотой, стал соблазнять молодую женщину. Он подкупил сводню, которая обманула Феодору, сказав, что грех, совершенный ночью, не вменяется человеку в вину. Женщина послушалась и изменила мужу, однако вскоре осознала всю омерзительность прелюбодеяния. Феодора возненавидела свое тело и подвергала себя всяческим мучениям. Знакомая игуменья, видя страдания грешницы, напомнила ей историю Марии Магдалины, омывшей слезами ноги Христа. Это побудило Феодору уйти в монастырь — причем втайне от всех. Но она понимала, что в женской обители муж найдет ее, поэтому переоделась в мужское платье и поступила в мужской монастырь с именем Феодор. Позже, уже после смерти Феодоры, ее супруг, узнав о подвиге жены, принял постриг в этой же обители.
Каплуновская икона Божией Матери после чудесного явления во сне священнику Иоанну, 11 сентября 1689 года была куплена им у московского иконописца, проходившего через слободу Каплуновку. Однажды, в третью неделю Великого поста, икона озарилась необыкновенным светом и была перенесена в местный Каплуновский храм. Изображение этой иконы похоже на образ Казанской иконы Божией Матери.
Чудотворная икона Божией Матрери Каплуновская была на поле битвы под Полтавой в 1709 году. Русские воины не раз обращались с молитвой к чудотворному образу. Празднование Божией Матери в честь Каплуновской иконы было установлено в 1766 году.
День Федоры. Федора - Замочи хвосты. Федора Осенняя. Федорин день. Федора-Обдера. Федорины вечорки. Третья встреча осени.
В году отмечают две Федоры: одна - осенняя, другая - зимняя (12 января). Начало Золотой осени (21 день до 15 октября). Удаляют прикорневую поросль у яблонь, слив, вишни.
В деревенском быту ее называли Федора-замочи хвосты: к этому времени обычно окончательно устанавливается слякотная осень, все чаще идут дожди. Говорили об этом и так: "Осенние Федоры подол подтыкают", а еще: "Не всякое лето до Федоры дотянет". А еще наблюдали за пчелами. Если пчелы заводят в другой раз летку, то будет продолжительная и долгая осень. Становится слякотно, все чаще идут дожди: Федора - замочи хвосты. Федоры-обдеры: обивается оставшийся на корню хлеб. В этот день осень ездит на гнедой кобыле.
На Руси на Федору (Феодору) отмечали третью встречу осени. «Всякое лето кончается, осень начинается», — говорили в народе. В это время вовсю шли дожди, начиналась слякоть. Поэтому про святую шутили: «Федора — замочи хвост». Вспоминали еще один Федорин день — зимний: «Две Федоры в году. Осенняя Федора подол подтыкает, а зимняя Федора платком рыло закрывает». Крестьяне подводили итог осенним трудам: убирали последний лук с грядок, уносили в омшаник ульи с пчелами. «Преподобная Федора — всякому делу аминь», — говорили наши предки. В этот день также ходили в поле смотреть, как растут озимые. Если из-под земли уже были видны сильные и густые всходы, это обещало хороший урожай на следующий год. Девушки и женщины рубили капусту и квасили ее на зиму. На Федору был обычай собирать всей деревней дары для священника ближайшей церкви. Матушке миряне помогали делать запасы на зиму, убираться в доме и на дворе. Этот обычай назывался «осенщина». С Федоры начинались капустные вечерки. В течение двух недель девушки и женщины рубили капусту, квасили ее на зиму, травили байки, шутили и смеялись. Такие сборища назывались также капустниками — это слово дожило и до наших дней. На стол в такие вечера подавали блюда из капусты — голубцы, пироги, щи. Мужики же варили пиво. Самым вкусным считалось корчажное, которое выдерживали в больших глиняных корчагах. Об этом напитке говорили так: «Пиво не пьяно — то грешно. Пиво пьяно — грешней того. А пива не станет — тошней всего».
Именины в этот день Виктор, Герман, Дмитрий, Евдокия, Ия, Карп, Лев, Николай, Петр, Роман, Сергей, Федора.
25 сентября. ДЕНЬ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА АВТОНОМА, ЕПИСКОПА ИТАЛИЙСКОГО (313), ДЕНЬ ПЕРЕНЕСЕНИЯ МОЩЕЙ ПРАВОВЕРНОГО СИМЕОНА ВЕРХОТУРСКОГО
В это время отмечается память священномученика Автонома, который в 4 веке служил епископом в Италии. Проповедник обратил в христианство столько язычников, что образовалась большая община, для которой он построил и освятил храм. Император Диоклетиан, поощрявший гонения на христиан, велел схватить Автонома, но святитель сумел скрыться. В дальнейшем он продолжал проповедовать. Однажды его новообращенные разрушили идольское капище, а язычники, пожелав отомстить христианам, напали на храм и убили святого Автонома.
Симеон жил в VII веке, странствовал, юродствовал и, наконец, обосновался в селе Меркушинском, в пятидесяти верстах от города Верхотурье Пермской губернии. Ремеслом его было шитье шуб. Нередко он заходил в бедные дома и обшивал бесплатно всю семью, отказываясь от любого вознагражденья. После смерти Симеон был погребен на Меркушинском погосте.
Вскоре на его могиле свершилось чудо: из захоронения внезапно забил источник чистейшей воды, оказавшейся целебной, а мощи Симеона пребывали нетленными. После необходимых церковных процедур они 12 сентября (по старому стилю) 1704 года были перенесены в церковь Покрова Богородицы в городе Верхотурье.
Святой Симеон почитается как чудотворец в исцелении многих недугов, в особенности глазных и кожных болезней.
День Артамона. Автоном. В народе Артамона (так прозвали святого на русский манер) величали Змеевиком, поскольку считалось, что в день его памяти змеи вереницами ползут из полей в леса, готовясь уйти под землю, чтобы переждать зиму. Наши предки отмечали два змеиных праздника: весной, на Василиска, когда гады выползали на свет Божий, и осенью, когда уходили обратно в подземелье. «Артамон последний раз змей на волю отпускает, а потом затворяет их в глубинах земных на замок», — говорили люди. Остальные животные также готовились к зиме, устраивали норы и берлоги. Этот день считался важным для охотников. Они верили, что если на Артамона убить хотя бы зайца, то удача будет сопутствовать во всех начинаниях. На Артамона звери уходят в леса, вертепы и прячутся. Животная жизнь быстро замирает, осень вступает в свои права.
Может быть первый ранний снежный покров (средний - 1 ноября, поздний - 25 ноября). Опадают листья у клена.
25 сентября - 10 октября - сбор яблок зимних сортов: Лобо, Память Мичурина, Мекинтош, Кортланд, Пепин Шафранный, Розовое, Антоновка.
Именины в этот день Алексей, Афанасий, Даниил, Иван, Николай, Семен, Федор, Юлиан
26 сентября. ДЕНЬ ПАМЯТИ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА КОРНИЛИЯ СОТНИКА. ПРЕДПРАЗДНСТВО ВОЗДВИЖЕНИЯ ЧЕСТНОГО И ЖИВОТВОРЯЩЕГО КРЕСТА ГОСПОДНЯ.
Корнилий был язычником, но вместе с родственниками он вскоре крестился и перешел в веру Христа. Он был первым язычником, принявшим крещение. Его заставляли принести жертвы идолам. Но в языческом храме по молитве Корнилия идолы были разрушены. Так и не смогли вернуть его в языческую веру. Скончался Корнилий в глубокой старости (1 век). Этот римский воин был обращен в христианство самим апостолом Петром и, несмотря на гонения, оставался предан вере до самой своей мученической смерти.
В день памяти Обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме воспоминается торжество по случаю освящения храма Воскресения Христова, сооруженного равноапостольным Константином Великим и матерью его равноапостольной царицей Еленой. Праздник этот еще называется в народе "Воскресением словущим" и означает, что он словет, или слывет, Воскресением, в отличие от Праздника Светлого Христова Воскресения и относится именно к освящению храма в честь Воскресения Христова. История сооружения этого храма такова. После вольных страданий и Крестной смерти Господа и Спаса нашего Иисуса Христа священное место Его страданий долго попиралось язычниками. Когда римский император Тит в 70 году завоевал Иерусалим, он разорил город и разрушил храм Соломона на горе Мориа, не оставив там камня на камне, как об этом предсказал еще Спаситель в беседе с учениками (Мк. 13, 1-2). Позднее ревностный язычник, император Адриан (117-138), построил на месте разоренного Титом Иерусалима новый город, который назвал своим именем Елий-Адриан и запретил называть город прежним именем. Святой Гроб Господень он приказал засыпать землей и камнями и на том месте поставил идола, а на Голгофе, где был распят Спаситель, в 119 году построил храм, посвященный богине Венере. Перед статуей ее приносились жертвы демонам и совершались языческие обряды, сопровождавшиеся блудодеянием. В Вифлееме, на месте, где родился Спаситель от Пречистой Девы, нечестивый царь поставил идола Адониса. Все это он делал намеренно, чтобы люди совершенно забыли о Христе Спасителе и никогда более не вспоминали мест, где Он жил, учил, пострадал и воскрес со славою. Когда на царство вступил равноапостольный Константин Великий (306-337), первый из римских императоров признавший христианскую религию, он вместе со своей благочестивой матерью царицей Еленой решил обновить город Иерусалим и на месте страдания и Воскресения Господа Иисуса Христа воздвигнуть новый храм, очистить от скверных языческих культов места, связанные с памятью Спасителя, и вновь все их освятить.
Благоверная царица Елена отправилась в Иерусалим с большим количеством золота, а равноапостольный Константин Великий написал письмо Патриарху Макарию I (313-323), в котором просил его всячески содействовать святому делу обновления христианских святынь. Прибыв в Иерусалим, святая царица Елена уничтожила все идольские капища, очистила город от языческих идолов и освятила осквернявшиеся места. Она горела желанием отыскать Крест Господа нашего Иисуса Христа и приказала раскопать место, где стоял храм Венеры. Там был обнаружен засыпанный Гроб Господень и Лобное место, неподалеку от которого были найдены три креста и гвозди. Чтобы определить, который из трех крестов принадлежал Спасителю, Патриарх Макарий повелел возлагать кресты поочереди на усопшего, которого проносили мимо к месту погребения. Как только Крест Христов коснулся умершего, он тотчас ожил. В величайшей радости благоверная царица Елена и Патриарх Макарий высоко подняли Животворящий Крест и показали Его всему стоявшему народу.
Святая царица немедленно приступила к построению большого храма, который включил в свои стены место распятия Спасителя - Голгофу и Гроб Господень, находившиеся на небольшом расстоянии друг от друга, как об этом пишет святой апостол и евангелист Иоанн Богослов: "На том месте, где Он был распят, был сад и в саду гроб новый, в котором еще никто не был положен; там положили Иисуса ради пятницы иудейской, потому что гроб был близко" (Ин. 19, 41-42). Храм Воскресения строился 10 лет, и святая царица Елена не дожила до завершения строительства. Возвратившись в Константинополь, она преставилась в 327 году. За время своего пребывания в Иерусалиме благоверная царица построила храмы в Вифлееме, на горе Елеонской, в Гефсимании и во многих других местах, связанных с жизнью Спасителя и событиями Ветхого Завета.
Окончание сооружения Новозаветного храма Воскресения Христова, названного "Мартирион", в память Крестных страданий Спасителя, совпало с прохождением I-го Тирского Собора и с тридцатилетием царствования равноапостольного императора Константина Великого. Поэтому состоявшееся 13 сентября 335 года освящение храма Воскресения было особенно торжественным. В освящении храма принимали участие иерархи Христианской Церкви из многих стран: Вифинии, Фракии, Киликии, Каппадокии, Сирии, Месопотамии, Финикии, Гравии, Палестины, Египта. На торжество обновления были приглашены отцы только что закончившегося Тирского Собора. В тот же день был освящен весь город Иерусалим. Память этого знаменательного события отцами Церкви была установлена 13 сентября (по ст.ст.).
День Корнилия. Корнилов день. Корнилий сотник. В крестьянском же календаре день 26 сентября именовался Корнильевым днем и считался лучшим сроком для сбора последних корневых овощей — картофеля, брюквы, моркови, хрена, но не репы: ее время еще не пришло. При этом приговаривали: "Корнильев день на дворе — всяк корешок в своей поре", "Корнилий святой — из земли корневище долой!" На Руси день святого Корнилия стали называть Корнильем, поскольку в этот день убирали с гряд корнеплоды: репу, свеклу, редьку, морковь. «В Корнилов день — последнюю репу с огорода вон», — говорили крестьяне. Считалось, что с этого времени «корень в земле не растет, а зябнет». Заморозки, которые уже случались нередко, могли погубить урожай. Из овощей наши предки готовили множество блюд. Так, редьку ели обыкновенно в двух видах: либо натирали на терке, добавляли лука, заправляли постным маслом и квасом; либо нарезали тонкими ломтиками, посыпали солью и давали постоять, пока не выделится сок. Впрочем, редька считалась едой бедных людей. По этому поводу говорили: «На столе семь перемен, и все одна редька: редька-триха, редька-ломтиха, редька с квасом, редька с маслом, редька в кусочках, редька в брусочках и редька целиком». Корнилье считалось также последним теплым днем осени. Морковь употребляли и в виде салатов, и в вареном виде. Репу парили, варили, ели в сыром виде. А вот из свеклы готовили самое известное русское кушанье — борщ. Правда, свое название это блюдо получило от другого растения — борщевика, который изначально входил в рецептуру супа. Борщи наши предки готовили разные — не только из мяса, но и из птицы, из грибов и даже из рыбы. Корнилье считалось также последним теплым днем осени. Если шел последний теплый дождь, это называли хорошей приметой. «Дождь к земле припадает — землю целить начинает», — говорили крестьяне.
Заканчивается формирование осенних стай грачей. До 20 октября можно делать новые посадки яблонь, до 15 октября - смородины.
Именины в этот день Александр, Илья, Корнилий, Леонтий, Лукьян, Николай, Петр, Степан, Юлиан.
27 сентября. ВОЗДВИЖЕНИЕ ЧЕСТНОГО И ЖИВОТВОРЯЩЕГО КРЕСТА ГОСПОДНЯ (335).
Воздвижение Креста Господня. В этот праздник мы вспоминаем, как святая царица Елена, разрушив языческое капище, обнаружила три креста и пожелала узнать, какой из них Крест Господень. Мимо шла процессия с усопшим, и когда того приложили к Кресту Господа, он воскрес. Крест - не просто орудие пытки, это жертвенник, на котором Христос однажды и навсегда принес Свою жертву, и с тех пор Крест стал и защитой и благодатным источником Жизни.
«Император Адриан (117-138) приказал засыпать землей Голгофу и Гроб Господень. ...Увидев на небе знамение Божие - Крест с надписью «Сим победиши», Константин задался целью отыскать Крест. ...Капище разрушили и обнаружили под ним Гроб Господень и неподалеку от него три креста, дощечка с надписью, сделанной по приказанию Пилата, и четыре гвоздя, пронзившие тело Господа. ...В Константинополь Елена привезла с собой Животворящего Древа и Гвозди. Константин повелел воздвигнуть в Иерусалиме храм в честь Воскресения Христова, включавший в себя Гроб Господень и Голгофу. Храм был освящен 26 (13) сентября 335 года. На следующий день установлено было празднование Воздвижения Честного и Животворящего Креста».
Богослужение Воздвижения имеет целый ряд особенностей. Вечером накануне праздника, когда Царские врата еще закрыты, священник кладет украшенный цветами Крест на престол и ставит перед ним зажженную свечу. Украшается Святой Крест зеленью и цветами в знак того, что через него (т.е. через страдания и смерть на нем Спасителя) дарована нам вечная жизнь. В это праздник положен однодневный пост в воспоминание крестных страданий Иисуса Христа.
Начинается всенощное бдение - торжественные вечерня и утреня, содержащие в себе множество вдохновенных молитв и песнопений, прославляющих Крест Господень как средство нашего спасения.
За всенощным Богослужением (на утрене) бывает вынос Креста для поклонения. Во время пения великого славословия ("Слава в вышних Богу...") священник в полном облачении кадит с четырех сторон Крест, лежащий на престоле и украшенный цветами, поднимает его над головой и выносит из алтаря. Остановившись у Царских врат, он возглашает:"Премудрость, прости!" (Премудрость, стойте прямо, внимание!) Хор трижды поет праздничный тропарь, священник кладет Крест на аналой, поставленный посреди храма. Во время троекратного пения тропаря "Спаси Господи, люди Твоя..." священник кадит Святой Крест. Потом при пении "Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим" все кланяются и целуют Святой Крест.
В кафедральных соборах и крупных храмах совершается чин воздвижения Креста: епископ или старший священник при произнесении молитвенных прошений и пений "господи, помилуй" воздвигает Крест, осеняя им верующих. Затем поется кондак Воздвижения, и все творят поклонение Кресту с пением "Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим!".
Воздвижение Креста Господня связано с прекращением гонений на христиан в начале IY в. при римском императоре Константине Великом. Император Константин сам убедился в силе и славе крестного знамения Христова. Однажды накануне решительной битвы он и все его войско увидели на небе знамение креста, составившееся из света, с надписью "Сим побеждай" (по-гречески: НИКА). В следующую ночь императору явился Сам Иисус Христос с Крестом в руке и сказал, что этим знамением он победит врага. Иисус Христос повелел сделать воинское знамя с изображением святого Креста.
Константин исполнил повеление Божие и победил врага. Он принял христиан под свое покровительство и объявил веру Христову господствующей (главной). Он отменил казнь через распятие и издал законы в пользу Церкви Христовой. За свои заслуги и усердие в распространении христианской веры Константин Великий и его мать Елена называются святыми царями равноапостольными (т.е. равными апостолам).
Равноапостольный царь Константин захотел построить храмы Божии на священных для христиан местах рождения, страдания и воскресения Господа Иисуса Христа и найти Крест, на котором был распят Спаситель. Исполнить желание царя взялась его мать, святая равноапостольная царица Елена.
В 326 году царица Елена отправилась в Иерусалим. Много труда положила она, чтобы отыскать Крест Христов, так как враги Христовы скрыли Крест. Наконец ей указали на одного престарелого еврея по имени Иуда, который знал, где находится Крест Господень. После долгих расспросов и уговоров он согласился обо всем рассказать. Оказалось, что Святой Крест брошен в пещеру и завален мусором и землей, а сверху выстроен языческий храм. Царица Елена приказала разрушить это здание и откопать пещеру.
Когда откопали пещеру, то нашли в ней три креста и отдельно от них лежащую дощечку с надписью "Иисус Назорей, Царь Иудейский". Нужно было узнать, который из трех крестов есть Крест Спасителя. Иерусалимский патриарх (епископ) Макарий и царица Елена твердо верили и надеялись, что Бог укажет Святой Крест Спасителя. По совету епископа они стали подносить кресты один за другим к одной тяжелобольной женщине. От двух крестов не произошло никакого чуда; когда же возложили третий крест, то она тотчас исцелилась. Случилось, что в это время мимо несли умершего для погребения. Тогда стали возлагать кресты один за другим и на умершего; и когда возложили третий крест, покойный ожил. Таким образом узнали Крест Господень, через который Господь совершил чудеса и показал животворящую силу Своего Креста.
Царица Елена, патриарх Макарий и окружавшие их люди с радостью и благоговением поклонялись Кресту Христову и целовали его. Христиане, узнав об этом великом событии, собрались к месту, где был найден Крест Господень. Всем хотелось приложиться ко святому Животворящему Кресту. Но так как из-за множества народу это сделать было невозможно, то верующие люди стали просить хотя бы показать его.
Тогда патриарх Макарий встал на возвышенном месте и, чтобы всем было видно, несколько раз поднимал Крест. Народ же, видя Крест Спасителя, кланялся и восклицал: "Господи, помилуй!". Святые равноапостольные цари Константин и Елена над местом страданий, погребения и воскресения Иисуса Христа построили великолепный храм в честь Воскресения Христова. Построили также храмы на Елеонской горе, в Вифлееме и в Хевроне у Дуба Мамрийского.
Царица Елена часть Креста Господня принесла своему сыну, царю Константину, а другую часть оставила в Иерусалиме. Этот драгоценный остаток Креста Христова и до настоящего времени хранится в храме Воскресения Христова.
После обретения Животворящего Креста Господня Иуда, указавший место нахождения Креста, стал христианином. Затем за добродетельную жизнь он был рукоположен во епископа с именем Кириака и возведен на кафедру Иерусалимского патриархата. Он пострадал за Христа при Юлиане Отступнике. Память святого священномученика Кириака празднуется 10 ноября (28 октября ст.ст.).
В народе реальная основа происхождения праздника, если и была когда-нибудь известна, прочно забылась. Вот одна народная легенда, приуроченная ко дню Воздвиженья. В деревнях рассказывали ее 27 числа.
"Когда это было — уж и не упомнит никто, а было так. Три темные мглы опустились на Цареград и стояли ровно три года: ни солнце в ту пору не грело, ни ветер не веял, ни роса на землю не падала, женщины не рожали детей, овцы не ягнились, великий случился голод; старики золою питались, молодые траву глодали, дети малые поедали песок.
А правил тогда в Цареграде Константин-царь. Стало ему жаль людей. Позвал он мудреца из мудрецов и спросил его, в чем причина беды и как спастись от горького горя. Долго думал мудрец из мудрецов, в тайных книгах искал ответ, колдовал над волшебным зельем, а потом поклонился Константину-царю и говорит:
— Дознался я, царь-государь, в чем причина несчастья нашего. Не настоящие у нас кресты, поддельные. Оттого-то и пришли к нам напасти.
— А где же кресты истинные? — вопрошает Константин-царь.
— И это стало мне ведомо. Спрятаны они в басурманской земле у царя Баеурмана, да так хитро утаены, что секрет тот узнать мне не удалось.
— Что ж, на нет и суда нет, — сказал Константин-царь, щедро наградил мудреца и отпустил его с миром. А на следующий день на все четыре стороны письма пишет, чтобы собрать все, какое ни на есть, войско христианское — истинные кресты из плена выручать.
Собралось христианского воинства видимо-невидимо, отправилась несметная сила в басурманскую землю. Три года бились богатыри, не зная отдыха, наконец, победили и самого царя Баеурмана в плен взяли. Но ни за что не хочет тот рассказать, где настоящие кресты спрятаны, как ни спрашивают его, как ни пытают. И никто из людей его не говорит. Что делать? Снова зовет Константин-царь мудреца:
— Так, значит, и так, опять помощь твоя нужна. Еще дольше думал на этот раз мудрец из мудрецов, но нашел все-таки средство:
— Возьми-ка ты, Константин-царь, у басурманской царицы ребенка, вели разложить два костра, а между ними дитя положи. Станет оно плакать, материнское сердце не выдержит, откроет царица секрет. Так Константин-царь и сделал. Не выдержало материнское сердце:
— Отдай, царь, ребенка, укажу тебе место. Отдали ей младенца.
— Ну так слушай, Константин-царь. Видишь гору? Двинь туда свое войско, пусть оно склон раскопает. Там найдете вы твердый камень. Бросьте на этот камень свои кресты — сами увидите, что будет.
Послушался царь. Раскопали гору. Камень нашли. Бросил Константин на него свой крест — раскололся крест надвое. Стали воины свои кресты на камень бросать — у кого натрое, у кого на мелкие кусочки раскололись кресты. А когда раскололся крест последнего богатыря, рассыпался камень в пыль, и нашлись под ним кресты настоящие".
По другому сказанию, на Воздвиженье происходит битва — бой между честью и нечистью. Поднимаются в этот день одна на другую две силы — правда и кривда, "свято" и "несвято". Идут они друг на друга, и начинает нечисть одолевать, колеблется все, стоящее за веру правую и правду верную. Дрожит-колышется, сотрясается мать сыра земля.
Но вот воздвигается из недр ее Господен Крест; весь мир начинает сиять, подобно солнцу, от его нетленных-негаснущих лучей. И тает, как воск от огня, все злое-нечистое, сильное кривдою, а чистое, праведное побеждает.
Такие вот легенды. Еще дальше от истинного происхождения праздника уводят нас поговорки и приметы на тему Воздвиженья. Большая их часть так или иначе связана с глаголом "двигаться", от которого, вероятно, крестьяне производили и само название праздника.
• Воздвиженье — последняя копна с поля двинулась.
• На Воздвиженье птица в отлет двинулась.
• Воздвиженье задвинет зипун, подвинет шубу.
• Воздвиженье осень зиме навстречу двигает.
А сама зима в свой черед 27 сентября "со бела гнезда снимается, к русскому мужику в гости собирается: дай-ка, говорит, я, зима-зимская, на Святой Руси погощу, серого мужика навещу, пива поотведаю, свадьбы сыграю-отпраздную, капустных пирогов поем!"
Последняя надежда зимы-зимской уж точно сбудется: Воздвиженье называют еще и "капустницами"; недаром говорится: "На Воздвиженье первая барыня — капуста"!
К веселому "капустинскому вечеру", празднику, по большей части девичьему, готовились с раннего утра. Девушки ходили из дома в дом капусту рубить — до 27 сентября делать этого не полагалось. А вечером повсюду шло веселье — пиво, мед, пироги с капустой. Сходились на капустную беседу-пирушку и холостые деревенские парни, себе невест приглядывать, а девушки наряжались в лучшие свои платья, чтобы не ударить в грязь лицом. Существовало поверье, что если, собираясь на Воздвиженский капустник, прочитать семь раз особого рода заклятие, то приглянувшийся молодой человек скоро сделает предложение: "Воздвигни, батюшка Воздвиженьев день, в сердце добра молодца (называется имя) любовь ко мне, девице красной (называется имя), чтобы этой любви не было конца-веку, чтобы она в огне не горела, в воде не тонула, чтобы ее зима студеная не знобила! Крепко мое слово, как железо!"
Царило на капустинских вечерках, длившихся целые две недели, веселье, звучали песни особых склада и лада, приуроченные к этому времени:
Вейся ли, вейся, капуста,
Вейся ли, вейся, белая!
Во саду ли, в огороде
Гуляй, душечка родная!
Как вечор на капусту,
Как вечор на белую
Частый дождик поливал.
В кругу молодец гуляет.
Себе пару выбирает:
Лизавету — по совету,
А Настасью — по согласью.
Я Аленушку люблю,
Шелковой платок куплю,
Сто рублей заплачу.
Сто рублей нам нипочем —
Гуляй девка с молодцом!
День постный: пища без мяса, молока и рыбы. Только с растительным маслом.
Воздвиженье. Третья встреча осени. Третьи осенины. Первые зазимки. Сдвижение. Осенины. В летописях этот день известен под названием «Ставрова дня», от греческого слова «саурос» - крест.
На Воздвижение «птица в отлет двинулась, медведь в берлогу залегает». «Гад и змея не движется, а хлеб с поля сдвижется», отсюда и название Сдвижение - урожай должен быть «сдвинут» в амбар. Рубят капусту. «Смекай, баба, про капусту на Воздвиженьев день». «У доброго мужика на Воздвиженьев день и пирог с капустой».
Вечеринки-капустники, капустницы. На Руси они продолжались две недели. «Капустные вечеринки - на две недели», с пирогами, пивом, плясками, играми. Говорили: «Шуба за кафтаном тянется». «Воздвиженские зазимки мужику не беда». «В Здвиженье сивер, так летом тёпло будет. Здвиженье - хлеб с поля на гумно движется. Воздвиженье - последняя копна с поля двинулась. Воздвиженье осень навстречу зиме двигает. Воздвиженские зазимки не беда, что-то скажет Покров-батюшка. Воздвиженье кафтан с плеч сдвинет, тулуп надвинет.
Подмечали: высоко летят гуси в Воздвиженье - к высокому половодью, низко - к мелкому. Лешие якобы сгоняют в этот день в одно место все подвластное им зверье, как бы делая ему смотр перед наступающей зимою. В лес, по этой причине, на Здвиженье ходить нельзя, где в это время медведь себе берлогу устраивает, а леший осматривает свое царство. Готовились к зиме и змеи, которые прятались под трухлявые пни и лежали там без движения. Говорили, что если змея на Воздвиженье кого-нибудь ужалит, то не сможет уползти и спрятаться от мороза. В это время уже случались заморозки, но они еще не были страшны. «Воздвиженские зазимки не беда, что-то скажет Покров-батюшка», — подмечали в народе.
Крестьяне повсюду верили, что день Воздвиженья принадлежит к числу тех, в которые не следует начинать никакого важного дела, так как все начатое в этот день или кончится полной неудачей, или будет безуспешно и бесполезно.
Копают поздний картофель.
Праздник был постным. Считалось, что «кто на Воздвиженье постится, тому семь грехов простится». За три дня до праздника кочаны было принято убирать с огорода, а далее в течение недели, а то и двух крестьянки занимались заготовкой капусты на зиму. Обычно это делали сообща — на капустных вечерках, которые сопровождались шутками и байками. Продолжались в это время и девичьи вечерки. Существовало поверье, что если девушка, собираясь в этот день на посиделки, семь раз прочтет особый заговор, то ее полюбит приглянувшийся ей парень.
Именины в этот день Иван
28 сентября. ДЕНЬ ПАМЯТИ СВЯТОГО ВЕЛИКОМУЧЕНИКА НИКИТЫ, ДЕНЬ НОВОНИКИТСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ (372).
Святой великомученик Никита был готф. Он родился и жил на берегах Дуная. Тогда христианская вера уже широко распространилась в стране готфов. Святой Никита уверовал во Христа и принял Крещение от готфского епископа Феофила, участника I Вселенского Собора. Распространению христианства стали противиться язычники-готфы, в результате чего возникла междоусобная брань.
После победы Фритигерна, возглавившего войско христиан и нанесшего поражение язычнику Афанариху, вера Христова стала успешнее распространяться среди готфов. Епископ Ульфила, преемник епископа Феофила, создал готфскую азбуку и перевел на готфский язык много священных книг. В распространении христианства среди соплеменников усердно трудился и святой Никита. Своим примером и вдохновенным словом он привел к Христовой вере многих язычников. Однако Афанарих после поражения сумел снова поправить свои силы, вернуться в свою страну и восстановить свое прежнее могущество. Оставаясь язычником, он продолжал ненавидеть христиан и преследовать их. Святой Никита, подвергнутый многим пыткам, был брошен в огонь, где и скончался в 372 году. Друг святого Никиты, христианин Мариан, ночью отыскал тело мученика, не поврежденное огнем и озаренное чудесным светом, перенес его и предал погребению в Киликии. Впоследствии оно было перенесено в Константинополь. Частица святых мощей великомученика Никиты позднее перенесена в монастырь Высокие Дечаны, в Сербии.
Новоникитская икона - одна из древнейших икон Божией Матери. Она явилась святому великомученику Никите († 372). Мученик Никита, бывший воин и ученик Феофила, епископа готфского, еще до принятия им Крещения, видел однажды во сне Отрока, державшего в руке Своей Крест. Проснувшись, он долго размышлял над смыслом видения. Одна девушка-христианка, по имени Иулиания, по откровению от Бога, сказала юноше, чтобы он обратил свой взор на собственную грудь.
К несказанному удивлению он обнаружил у себя на груди образ Пресвятой Богородицы с Предвечным Богомладенцем, стоящим на коленях Своей Матери и держащим в руке Крест. "Это же самое изображение я видел во сне!" - воскликнул святой Никита. Явление иконы произвело на него такое впечатление, что он немедленно принял святое Крещение. Вскоре началось гонение на христиан, и святой Никита в числе других исповедников принял мученический венец.
Никита Гусятник. Праздник гусятников.
На «гусаря Никиту» стригут овец, бьют гусей.
В народе он издавна назывался "гусарями": "Пришли Никиты-гусари, гусей смотри!" Хозяева начинали забивать домашних гусей, а еще наступал праздник гусятников, охотников на гусей диких. Вот что рассказывает опытный гусятник: "К концу сентября гуси делаются очень жирны, но только тогда получают отличный вкус, когда, по выражению охотников, "хватят ледку", что, впрочем, в исходе сентября у нас не редкость, ибо от утренних морозов замерзают лужи и делаются закраины по мелководью около берегов на прудах и заливах. От ледку или от чего другого, только чем позднее осень, тем вкуснее становится гусь".
Во времена крепостного права в России существовал обычай на осеннего Никиту подносить помещикам от каждой вотчины гуся с гусыней. Делали это старики, которых выбирали всем миром. Подносимую гусыню накрывали красным платком, а гусю на шею привязывали украшение — льняную цепочку.
Есть еще осенний Никита-гусепролет: "Гуси на юг летят — зимушку на хвосте тащат". Существовал один любопытный, почти совсем забытый обычай. С незапамятных времен держали на Руси гусей не только для хозяйства, но и для гусиных боев. Когда-то они были любимейшей народной забавой. Гусаки - бойцы откармливались отдельно от другой птицы. 28 сентября любители гусиного боя собирались в доме "дрессировщика". Входя, каждый гость оставлял на стол калач — "гусям на новоселье". Когда собирались все, хозяин вносил в горницу пару украшенных красными лентами лучших гусей-бойцов. Гусей обрызгивали медом, и они азартно набрасывались друг на друга. Не менее азартно вели себя и зрители: заключали пари, делали ставки. Причем бывало и так, что разгоряченные спором гости вступали чуть не в рукопашную, совершенно забывая о праздничной цели своего прихода. Но обычно все заканчивалось мирно, затем начинался пир горой.
Был еще Никита-репорез — пришла пора собирать репу. Второй раз день великомученика Никиты церковь отмечает 10 июня. С этого дня начинают срезать репу, стричь овец. «Гуси летят - зимушку на хвосте тащат». На Никиту стригли овец. До больших холодов они успевали обрасти новой шерстью, а снятая шла на валенки, шерстяные онучи.
Дергают репу, обрезают ботву и корень. «Поел бы репки, да зубы редки». «Репа брюху не укрепа». Репу ели свежую, пареную, вареную. Пекли пироги с репой, делали репный квас, варили кашу. Проще пареной репы ничего нету».
Отлет стаями диких гусей. В садах и огородах перекопка почвы. Созревают семена дикого лука. На Никиту в деревнях начинался забой гусей, откормленных на лето. Дикие гуси в это же время улетали в теплые края, и охотники выходили на последний промысел. Птица шла и на продажу, и на крестьянский стол. Главным блюдом в этот день был, конечно, печеный гусь. По народному поверью, гусей стережет, от всякого лиха оберегает водяной. Потому-то 28 сентября следует "задобрить дедушку". Ему отдавали лучшего гуся, предварительно отрубив птице голову. Так нужно было сделать для того, чтобы пропажу не обнаружил домовой, который охраняет домашнюю птицу и пересчитывает ее по головам. В этот день говорили: «Гуси летят — зимушку на хвосте тащат, снег несут», — и делали различные предсказания, наблюдая за полетом птиц. Если гуси летели высоко — это предвещало высокое половодье весной. По поведению гусей судили и о погоде на ближайшее время: если птица стоит над лужей, поджимая одну ногу, значит, будет мороз, если полощется в воде — будет тепло. Шутники говорили так: «Если гусь нос под крыло прячет — быть ранней зиме, а если гусь заговорил с тобой — знать, хорошо ты Никиту Гусятника отметил». Репу наши предки очень. Этот овощ, который часто присутствовал на крестьянском столе, наши предки очень любили. «Репа — не мясо, режь да ешь», — говорили люди. Репу ели свежую, пареную, вареную, пекли из нее пироги, делали квас, варили кашу. Детям рассказывали сказку про репку и загадывали многочисленные загадки. Например, такие: «В землю — крошки, из земли — лепешки»; «Кину кидком, вырастет клубком, под зеленым садком с хвостиком»; «Кругла, да не деньга; красна, да не девка; с хвостом, да не мышь»; «Сверху зелено, посередке толсто, к концу востро».
Именины в этот день: Андрей, Виссарион, Герасим, Григорий, Дмитрий, Евдокия, Иван, Игнатий, Иосиф, Леонид, Людмила, Макар, Максим, Мария, Никита, Николай, Петр, Порфирий, Семен, Степан, Федот, Яков.
Свежие комментарии