На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ШАГ НАВСТРЕЧУ

23 952 подписчика

Свежие комментарии

  • Jolie
    затолокин))они ждали-ждали тебя 5 лет и "померли от тоски"))))А где все? С НОВЫ...
  • Jolie
    нихде)))🤣🤣🤣🤣🤣🤣🤣Когда деревья был...

Календарная копилка. 7 - 13 апреля.

6-я седмица Великого поста завершается Лазаревой субботой и двунадесятым праздником Входа Господня в Иерусалим (Вербное воскресенье).
В Лазареву субботу Церковь разрешает употреблять в пищу, кроме постных блюд (не содержащих мяса, молока, яиц, рыбы), еще и рыбную икру, а в праздник Входа Господня в Иерусалим - также и саму рыбу.

7 апреля - Благовещенье Пресвятой Богородицы (великий двунадесятый праздник). Московской (XVI) Иконы Благовещения Божией Матери.

В этот день Церковью разрешается кроме постной пищи (не содержащей мяса, молока и яиц) употреблять и рыбные блюда.
Этот праздник установлен в честь возвещения Архангелом Гавриилом Деве Марии благой вести (отсюда "Благовещение") о скором рождении Спасителя. Когда Деве Марии исполнилось 14 лет, ее хотели выдать замуж, но Она сказала, что дала обет Богу навсегда остаться девой. Тогда ее обручили с ее родственником старцем Иосифом, который знал об обете. Мария жила у Иосифа в Назарете, где Архангел Гавриил и принес Ей весть о рождении Спасителя: "Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою, благословенна Ты между женами". Имя Иисус, нареченное Архангелом Гавриилом Богомладенцу, означает "Спаситель". И важен не только призыв Архангела Гавриила к Деве Марии, но и ее ответ: "Я Раба Господня, да будет Мне по глаголу твоему", то есть диалог Бога через Ангела с Божьей Матерью, и в Ее лице со всем человечеством, ведь Христос родился в человеческом роде. В этот праздник "девица косу не плетет и птица гнезда не вьет", пост отменяется. Начинается 6-я седмица (т. е. неделя)  Великого поста - Неделя ваий, посвящена воспоминанию торжественного Входа Господня во Иерусалим, куда Он шел для страданий и Крестной смерти. Вайя - от греч. ветка.
На Благовещение ничего нельзя делать, кроме утреннего приготовления так называемой «Благовещенской соли». Если кто хочет узнать как это делается, напишите мне в личку, я отвечу. Если правильно приготовить соль в этот день, то с ее помощью можно поднять даже тяжело больного человека. А все остальные, которые будут есть пищу, в которую добавлена такая соль, смогут избежать очень многих болезней. Да и вообще, если будете иногда этой солью (хотя бы раз в неделю) солить приготовленные блюда (например, салат), пойдёт только на пользу и вам, и домочадцам. Женщина всегда должна стоять на страже здоровья и покоя своей семьи. И Благовещенская соль хороший инструмент для этого.
Теперь несколько слов о так называемых привнесенных болезнях. Все мы и наши домочадцы болеют. Надо знать простую вещь. Дни недели есть мужские (понедельник, вторник, четверг) и женские (среда, пятница, суббота). И только воскресение считается днем среднего числа. Так вот, если человек мужского пола заболел в женский день, а женского пола в мужской день, это и есть привнесенная болезнь. Если же заболели в свой день (мужчина - в мужской, а женщина - в женский) или в воскресение, то это уже происходит от невнимательного отношения к своему организму (переохлаждение, сквозняк, ослабление иммунитета и т.д.) Так что, если болезнь привнесённая, то быстрее вылечить её, помимо лекарств поможет именно благовещенская соль и уж точно болезнь не осядет программой на вашу жизнь.
Описание явления Ангела Господня Деве Марии присутствует только в одном Евангелии – от Луки (Лк. 1, 26–39). На основе этого сюжета и построена иконография «Благовещения», которая весьма разнообразна, насыщена деталями и имеет несколько изводов благодаря дополнениям из многочисленных неканонических источников.
Хотя торжественное празднование дня Благовещения началось в IV веке, но иконы, отображающие это событие, появились в христианской церкви несравненно раньше. Уже в римских катакомбах, в усыпальнице святой Прискиллы, можно найти стенное изображение Благовещения, относящееся к началу II века: здесь бескрылый ангел преклонил колена пред Девой; одну руку он простер к Ней, а в другой держал свиток. Пресвятая Дева изображена сидящей, на лице Ее – выражение удивления и страха.
Позднее на иконе изображался архангел Гавриил с крыльями и райской ветвью, как символом радостного приветствия, в руках, а Богоматерь – сидящей или стоящей и читающей книгу, на которой иногда была видна надпись: «Се Дева во чреве приимет».
На древнерусских иконах, таких, как, например, мозаичное изображение в киевском Софийском соборе на двух столбах, поддерживающих алтарную арку, или в новгородской Борисоглебской церкви Антониева монастыря Благовещение изображено в другом виде: Пресвятая Дева держит в руках веретено, или початок, и прядет. На софийской мозаике в руках Богородицы веретено с пурпурной пряжей, о котором евангелист Лука ничего не говорит. Однако, согласно апокрифическому «Протоевангелию Иакова» (XI, 1), когда к Пречистой Деве явился архангел с вестью о непорочном зачатии Спасителя мира, Она пряла пряжу для завесы Иерусалимского храма. «Благовещение с пряжей» стало одним из главных изводов в иконографии этого сюжета. Именно этот вариант «Благовещения» помещают на Царских вратах, которые ведут в святая святых – алтарь. В мозаике отсутствуют какие-либо атрибуты конкретного места действия: это помогает указать на сокрытый характер начала Боговоплощения. Сведение к минимуму набора «рассказывающих» деталей – характерная особенность византийской иконописи эпохи македонской династии.

Мозаика Софии Киевской "Благовещение". Архангел Гавриил. Столб предалтарной арки слева,  Дева Мария - слева.

В московском Успенском соборе или в новгородской Мироносицкой церкви – не Сама Богоматерь прядет, а девы, сидящие при Ее ногах, или дева, сидящая за Ней.
Из икон Благовещения, прославившихся своей чудотворной силой, известны две, находившиеся в Москве: в Успенском соборе («Устюжская»)

 

и в церкви Благовещения, что на бывшем Житном царском дворе в Кремле.


Житницы эти примыкали к безымянной башне, служившей местом заключения преступников. Предание говорит, что сюда при Иоанне Грозном был заключен один оклеветанный воевода. Узник, перенося терпеливо свое несчастье, усердно молился о своем избавлении. И вот однажды ему явилась Богоматерь и приказала просить царя о свободе. Он не решался, боясь увеличить гнев царя. Тогда Царица Небесная вторично явилась ему и обещала Свою помощь. Воевода повиновался. Посланные от царя люди, подойдя к тюрьме, были поражены, увидев на стене башни самописанную икону Благовещения.
Царь, узнав об этом чуде, освободил воеводу, а при образе приказал воздвигнуть деревянную часовню. Императрица Анна Иоанновна в 1731 году построила здесь храм таким образом, что внешняя стена башни с иконой стала внутренней южной стеной церкви. Образ этот, изображенный на штукатурке, был украшен великолепным киотом.


Праздник выпадает на Великий пост или на Светлую Седмицу. Поэтому продолжительность празднования бывает разной — от одного до трех дней. Если же Благовещенье совпадает с Пасхой, то православные отмечают двойной праздник, который называется Кириопасхой. Правда, случается такое редко: последняя Кириопасха была в 1991 году, а следующая будет только в 2075-м.
К Благовещению приурочено множество народных примет. Вот некоторые из них: ветер, иней и туман — вообще к урожайному году; гроза — к урожаю орехов; мороз — к обилию огурцов и груздей; ясная погода — к пожарам; на Благовещенье — родится рожь; мокрое Благовещенье — грибное лето; Благовещенье солнечный день — пшеница уродится; если звезд мало — домашняя птица будет плохо нестись. Считалось, что 7 апреля просыпаются от зимней спячие животные: выходят из нор барсуки и еноты, встает из берлоги медведь.
Русский народ очень любил Благовещенье — праздник считался одним из самых важных в году. Во-первых, на Благовещенье всегда ослаблялся пост, даже если оно выпадало на Страстную пятницу. Специально для этого дня готовили кулебяку — особый пирог с рыбой или капустой. Во-вторых, в этот день праздновали третью встречу весны (первая приходится на Сретенье, вторая – на Сороки). Наши предки считали большим грехом браться в этот день за любое, даже самое малое дело. Более того, считалось, что даже неразумные твари чествуют великий праздник.  Хотя праздник Благовещения посвящен событию судьбоносному и счастливому, среди крестьян существовало убеждение, что день этот — неблагоприятный: "ссоры, скандалы и всякие недоразумения происходят"; из яйца, которое курица или гусыня снесет в Благовещенье, родится урод; кукушка потому и живет без гнезда, что начала его устраивать в Благовещенье.
Чтобы не уподобиться кукушке, 7 апреля ни в коем случае нельзя работать, лучше всего вообще избегать бытовых хозяйственных занятий: "На Благовещенье девка косу не метет"; "На Благовещенье под дымом не ходят" — то есть не готовят горячую пищу. Накануне праздника или в сам праздник освящали семена. По народному верованию, в день Благовещенья сам Бог благословляет землю и все, что на ней растет. В связи с этим появилась традиция освящать накануне праздника или в сам праздник семена, предназначенные для посева. Сеять их нужно было обязательно вовремя. «Кто рано сеет — семян не теряет», — говорили в народе. Особая примета существовала для капусты. Крестьянин брал первый кочан, сорванный осенью с грядки (его специально хранили для этого), относил в подвал и оставлял на ночь. На следующий день его осматривали; счастливцы находили в таком кочане семена, которым не страшен никакой мороз — как и капусте, родившейся от них. Также под Благовещение ночью сжигали свои соломенные постели, скакали через огонь и окуривали платья. Все это делалось, чтобы истребить болезни и уберечь себя от колдовства.
Более того, в тот день недели, на который выпало Благовещение, весь год надо отдыхать.
Но и вовсе без дела 7 апреля не сидели.
Во-первых, было принято ловить или покупать у птицеловов птиц и тут же выпускать их на волю: "Благовещенье — птиц на волю отпущенье". В некоторых местностях даже верили, что если птица проспит Благовещенскую утреню и завьет в этот день гнездо, то в наказание она несколько дней не сможет летать. Впрочем, сам праздник считался птичьим. Говорили, что птица станет ходатайствовать перед Богом за того, кто ее освободил. При этом произносилась особая присказка:

Синички - сестрички,
Тетки - чечетки,
Краснозобые снегирюшки,
Щеглята - молодцы,
Боры - воробьи!
Вы по воле полетайте,
Вы на вольной поживите,
К нам весну скорей ведите!

Кстати, о ворах-воробьях. 7 апреля крестьяне были особенно внимательны: в этот день воры старались обязательно что-нибудь украсть, хоть какую-нибудь мелочь — для удачи в своем неправедном ремесле. Это было частным проявлением более общего поверья: как Благовещение проведешь, так и весь год.
Во-вторых, "кто на Благовещение удачно играл в орлянку, тот весь год будет в эту игру выигрывать".
В-третьих, 7 апреля пекли небольшие хлебцы с пережженной солью, обладающей, по крестьянскому убеждению, целебной силой; хлебцы эти назывались "бяшки" и скармливались скоту.

Именины: Генрих, Тихон.

8 апреля. СОБОР АРХАНГЕЛА ГАВРИИЛА БЛАГОВЕСТНИКА.

Собор Архангела Гавриила. Архангел Гавриил был избран Господом для того, чтобы благовестить Деве Марии, а с Нею и всем людям великую радость о Воплощении Сына Божия. Поэтому на следующий день после Благовещения, прославив Пречистую Деву, верующие благодарят Господа и почитают Его посланника Архангела Гавриила, послужившего таинству спасения. Святой Архистратиг Гавриил - служитель Божественного Всемогущества. Он возвещал ветхозаветному человечеству о будущем воплощении Сына Божия: вдохновлял пророка Моисея при написании книги Бытия; пророку Даниилу возвещал о грядущих судьбах еврейского народа (Дан. 8, 16; 9, 21-24); являлся праведной Анне с вестью о рождении от нее Преблагословенной Девы Марии. Святой Архистратиг Гавриил неотступно пребывал со святой Отроковицей Марией в Иерусалимском храме и впоследствии охранял Ее во все время земной жизни. Он явился священнику Захарии, предсказав рождение Предтечи Господня - Иоанна Крестителя. Господь посылал его к святому Иосифу Обручнику: он явился ему во сне, чтобы открыть ему тайну воплощения Сына Божия от Пресвятой Девы Марии, предупредил о замыслах Ирода и повелел бежать в Египет с Младенцем и Богородицей. Когда Господь перед Своими страданиями молился в Гефсиманском саду до кровавого пота, на укрепление Его, по Церковному Преданию, был послан с Небес Архангел Гавриил, имя которого означает "Крепость Божия" (Лк. 22, 43).
Жены-мироносицы услышали от Архистратига радостную весть о Воскресении Христовом.


Архангел Гавриил — один из ангелов, почитаемых не только в христианстве, но также в иудаизме и исламе. Его имя буквально означает «Всевышний — сила моя». Согласно христианской традиции, Гавриил открывает смертным тайное знание Бога. Отсюда появилось прозвище Гавриила — Благовест, или Благовестник. Несмотря на доброе имя Гавриила, в южных регионах России, особенно в Малороссии, существовало поверье, что все, что родится в этот день, получится нескладным. По этому поводу существовала поговорка: «Что родится на Гавриила — уродливо и некрасиво». Также в этот день женщины заканчивают последнюю пряжу. После Гавриила прясть нельзя было — все равно не пойдет впрок. Причина такого суеверия, очевидно, в том, что весной у женщин много неотложных дел в поле и в огороде, и не стоит тратить время на домашнюю работу. Не зря говорят: «Весной день долог, а нитка коротка». Это означает, что пряха просто не успеет спрясть ее до начала страды. Крестьяне наблюдали: если к Гавриилу зазеленела черемуха — пора сажать ранний картофель (конечно, эта примета действует только в южных областях). Наблюдали и за погодой: какова она 8 апреля — такова будет и 8 октября.
Средний срок сокодвижения у березы. Развертывает почки душистый тополь. Раннее цветение красной вербы. Возобновление вегетации озимых. Посев семян помидоров, кабачков, тыквы, фасоли, дыни, арбуза. Закладка картофеля для прорастания.
Кусты крыжовника и черной смородины обливают кипятком от вредителей и от мучнистой росы. Если снег сошел, подкармливают азотом нарциссы, тюльпаны, снимают укрытия с лилий и пионов.
Кроме того, 8 апреля молились другому святому этого дня — Василию — об избавлении от трясовичной болезни.

Именины: Авив, Авраамий, Агафон, Агн, Алла, Альберт, Анимаиса (Анимаида), Анна, Арпила, Василий, Вафусий, Верк, Гаафа, Гавриил, Дуклида, Евсевий, Игафракс, Ириний (Ириней), Иской, Кодрат, Констанс, Лариса, Малх, Мамика, Моика (Моико), Пуллий, Реас, Сигиц, Сила, Сонирил, Степан, Суимвл, Уирко (Вирко), Ферм, Филл.

9 апреля. ДЕНЬ МУЧЕНИЦЫ СВЯТОЙ МАТРОНЫ СОЛУНСКОЙ, МУЧЕННИКОВ МАНУИЛА И ФЕОДОСИЯ (304).

Святая Матрона была рабыней иудеянки в Солуни (Салоники) в III или IV веке, которая мучила ее за веру во Христа. Однажды Павтила, узнав, что блаженная Матрона была в церкви, с гневом спросила: "Почему ты не пошла в нашу синагогу, а ходила в церковь христианскую?" Святая Матрона смело ответила: "Потому что в христианской церкви присутствует Бог, а от синагоги иудейской Он отступил". Матрону избивали а затем связывали и запирали в тесной каморке, но потом ее находили в молитве свободной от веревок. Тогда ее сбросили с городской стены. Мучительницу Павтилу вскоре постиг суд Божий. На том месте, где было сброшено с высокой стены тело святой Матроны, она сама оступилась, упала и разбилась, получив заслуженное возмездие.
Впоследствии Александр, епископ Солунский, построил в ее честь церковь и туда положил ее мощи.
В этот день можно молиться и просить о своей семье, о детях, о любви и взаимопонимании.

Святые мученики Мануил и Феодосий пострадали за веру во Христа в 304 году в Сирмии. Видя, как язычники ежедневно предавали смерти христиан, они уверовали во Христа и решили пострадать за свою веру. Перед правителем они смело исповедали себя христианами. Правитель и окружавшие его удивились их мужеству. По приказу правителя святых Мануила и Феодосия заключили в темницу и велели страже строго охранять их. Через несколько дней правитель приказал привести из темницы святых и стал их убеждать отречься от Христа и принести жертву идолам. Однако святые мученики были тверды в исповедании. Тогда правитель приказал подвесить святых Мануила и Феодосия на дереве и строгать их тела острыми железными крюками, после чего мучеников положили на отточенные трезубцы и, наконец, обезглавили.

В русском народе Матрене (Матроне) дали два прозвища. Одно из них — Настовица — было связано с тем, что весной после больших оттепелей поверхность снега покрывается твердым настом. Так же — настовицами — называли чибисов, которые к Матрениному дню возвращались домой из теплых краев. В это время хозяйки в последний раз выходили отбеливать холсты, выкладывая их на снежный наст. Все женщины (а особенно ткачихи) просили благословения на труд у святой Матрены. Не случайно она считалась покровительницей хозяек. У Матрены просили также урожая репы — одного из главных ингредиентов в крестьянской кухне. В некоторых местах этот день называли Полурепицей, так как было принято делить все запасы овощей на две части: лучшие репки откладывали для будущего разведения семян, а из оставшихся готовили еду. На Руси знали множество блюд из репы: ее фаршировали, варили, парили, делали из нее пюре и запеканки. О том, насколько они были распространены, говорит сохранившаяся до нашего времени поговорка: «Проще пареной репы». Люди примечали: к Матрене реки вздуваются и поднимаются. В эту пору говорили: «Щука лед хвостом разбивает»; «Вешний ледок, что чужой порог – ненадежен»; «Чибис прилетел, воду на хвосте принес». По чибисам, кстати, делали выводы и о предстоящей погоде: если птица кричит с вечера — будет ясно; если летит низко — долго простоят сухие дни.
Время прилета овсянки, пигалиц, чибисов - настовниц. «Чибис прилетел, на хвосте воду принес». «Если чибис кричит с утра - к ясной погоде; низко летает - к сухой». На Матрену «овсянка затягивает свою песенку: «Покинь сани, возьми воз». «Щука хвостом лед разбивает». Ранний срок зацветания серой ольхи.

Именины в этот день Александр, Ефрем, Иван, Макар, Матрона (Матрена), Павел.

10 апреля. ДЕНЬ ПРЕПОДОБНОГО ИЛАРИОНА НОВОГО, ИГУМЕНА ПЕЛИКИТСКОГО (ОК. 754),  СТЕФАНА ЧУДОТВОРЦА, ИГУМЕНА ТРИГЛИЙСКОГО (ОК. 815), ДЕНЬ СВЯТОГО ЕВСТРАТИЯ, ДЕНЬ ЦВЕТКА – МАТЬ И МАЧЕХА.

Преподобный Иларион Новый, игумен Пеликитский, с юности посвятил себя служению Богу и много лет провел в затворе. За непорочность и святость жизни он сначала удостоился сана пресвитера, а затем был поставлен игуменом Пеликитского монастыря (близ пролива Дарданеллы). Преподобный Иларион сподобился от Господа дара прозорливости и чудотворений. Благодатной силой молитвы он низводил дождь во время засухи, подобно пророку Елисею разделял воды реки, отгонял от полей вредных животных, наполнял рыбой сети рыбаков при неудачном лове и совершал много других чудес. Кроме того, он прославился даром исцеления больных и изгнания бесов. Преподобный пострадал в 754 году, когда в Великий четверг военачальник Лаханодракон, преследуя иконопочитателей, неожиданно напал на Пеликитский монастырь, дерзко ворвался в церковь во время Божественной литургии, прервал службу и поверг на землю Святые Дары. Сорок два инока были схвачены, закованы в цепи, отосланы в Ефесскую область и умерщвлены. Оставшимся инокам были нанесены тяжелые увечья, их били, опаляли бороды огнем, лица мазали смолой, некоторым исповедникам отрезали носы. Во время этого гонения мученически скончался за иконопочитание преподобный Иларион.
Преподобный Иларион оставил духовные произведения, в которых содержатся глубоконравственные наставления о духовном подвижничестве. С трудами преподобного Илариона был хорошо знаком преподобный Иосиф Волоцкий, в Богословских произведениях которого также раскрывается значение монашеского подвига.

Преподобный Стефан Исповедник, игумен Триглийский, пострадал при императоре-иконоборце Льве Армянине (813-820). С самой юности святой подвижник посвятил свою жизнь Богу и принял монашеский постриг, а потом стал настоятелем Триглийского монастыря, близ Константинополя. Когда началось гонение на святые иконы, святой игумен был вызван на допрос, где его принуждали подписать отречение от иконопочитания. Преподобный Стефан решительно отказался изменить Православию и смело обвинил императора в нечестии. Святого подвергли страшным мукам, после которых, в 815 году, сослали в заточение. Истощенный, больной и исстрадавшийся святой исповедник Стефан вскоре скончался в темнице.

Евстратий был печерским монахом. Во время набега половцев и разграбления ими Киево-Печерского монастыря в 1096 году Евстратия пленили и продали в рабство в город Корсунь (Херсонес) в Крыму вместе с другими 50-ю русскими пленниками. Хозяин-иноверец понуждал их отказаться от православия, грозя в противном случае заморить голодной смертью. Евстратий убедил товарищей по несчастью, что лучше гибель, чем вероотступничество. Один за другим пленники умирали. В живых остался только Евстратий, привыкший как постник к воздержанию от пищи. Разгневанный хозяин, как рассказано в "Житии", подверг монаха мучительной казни: его распяли на кресте. Он оставался живым еще пятнадцать дней, обличал неправоту иноверцев и предрекал возмездие. Так оно и случилось: вскоре хозяин и его слуги были изгнаны из города, а тело Евстратия, брошенное в море и являвшее многие чудеса, осталось ненайденным.

На Руси к этому дню погода становилась совсем теплой. Считалось, что даже если снег долежал до Илариона, то теперь он точно начнет таять — причем очень быстро. Значит, пора выворачивать оглобли из саней и убирать зимний транспорт на хранение. Также в этот день полагалось чистить пруды, которые уже освободились ото льда. На прогалинах, с которых только-только сошел снег, распускались первые весенние цветы — мать-и-мачеха. Этот цветок очень любили в народе. С ним связана такая легенда. У одной женщины умерла любимая дочь. Потеряв самое дорогое, мать отдала всю свою ласку и тепло могиле умершей дочери. Но ни капли ни тепла, ни ласки не досталось другой девушке — падчерице этой женщины. Из чувств матери и мачехи родился цветок, листья которого всегда обращены бархатистой, теплой стороной к земле, а гладкой, холодной — к миру людей. Из листьев мать-и-мачехи готовили на Руси разнообразные лекарственные чаи. В сочетании с алтеем и душицей это растение помогало при грудных болезнях; с малиной служило потогонным средством; при бронхите следовало заваривать мать-и-мачеху с ромашкой. Обязательно заваривают в этот день и пьют из неё чай. В этот день самая сильная целебность этого цветка и самого растения.
В борьбе с долгоносиком под малину засыпают древесные стружки или опилки. Вырезают сушняк на облепихе, вишне и других кустарниках.
Сход снежного покрова. В иные годы - поздний срок начала таяния снега. Если заморозки окончились, выгоняют скот на пастбище. В зависимости от температуры воздуха вылетают шмели, комары. Средний срок прилета чаек, коршунов.
На Илариона, в день, когда появлялись первые весенние цветы, терял свою силу Степанов венок — его в старину плели 15 августа всей семьей. Венок приносили в избу и вешали в красном углу. Считалось, что он охраняет дом от хворей. Когда подступала болезнь, от венка отрывали травинки и окатывали кипятком — разносившийся при этом добрый дух цветущего луга помогал человеку одолеть недуги.

Именины в этот день: Василий, Иван, Иларион, Илья, Николай, Савва, Степан.

11 апреля. ДЕНЬ МАРКА, ЕПИСКОПА АРЕФУССИЙСКОГО, КИРИЛЛА ДИАКОНА И ИНЫХ МНОГИХ ПРИ ИУЛИАНЕ ПОСТРАДАВШИХ (ОК. 364), ДЕНЬ СВЯТОГО МАРКА.

Священномученик Марк, епископ Арефусийский, пострадал за веру во Христа при императоре Юлиане Отступнике (361-363). По указанию равноапостольного императора Константина Великого он разрушил идольское капище. Когда вступивший на престол Юлиан начал преследовать христиан и возрождать язычество, враги решили отомстить святому Марку. Старый епископ сначала удалился от преследования, но, узнав, что язычники в поисках его предают истязаниям многих людей, он добровольно предал себя на мучения. Но святый старец словно не замечал боли, и это еще больше раздражало мучителей. Жители города Арефусии, видя несокрушимую твердость святителя, отпустили его на свободу. Позже многие из них под влиянием его бесед обратились ко Христу. О страданиях святого Марка повествует святитель Григорий Богослов (память 25 января) в Первом слове на Юлиана.

Блаженный Феодорит рассказывает о святом мученике диаконе Кирилле, который в царствование равноапостольного Константина Великого уничтожил много идолов в городе Илиополе. За это он был убит при Юлиане Отступнике. Язычники рассекли его тело и, как дикие звери, кусали его, за что Господь покарал мучителей слепотой, язвами и другими страшными болезнями.
В это же время в палестинских городах Аскалоне и Газе язычники замучили многих христиан - священников, а также жен и дев, посвятивших себя Богу. Мучители рассекали их тела, обсыпали ячменем и бросали на растерзание свиньям. За страшные мучения святые мученики получили победные венцы в Царствии Небесном, а мучители праведное воздаяние - вечную муку в аду.

Пустынник Марк, живший в XVIII веке, был великим молитвенником. Он поселился близ села Моголищи Боровичского уезда Новгородской губернии в небольшой хижине и проводил дни в богословских размышлениях и воздержании. Отовсюду шли к нему люди за советом и благословением. И сейчас в небольшой часовне над могилой Марка 11 апреля служат панихиды. Песок с его надгробья и родник, протекающий рядом, имеют славу чудотворных и целительных.

В этот день на Руси чествовали самое любимое в народе дерево — березу. Ее называли деревом жизни, здоровья и света. У наших предков с березой было связано множество поверий. Заболевшего ребенка, например, нужно было хлестнуть березовым прутиком — и хворь уйдет. Если воткнуть ветку березы в крышу, она будет оберегать дом от молнии. А представить русскую баню без березового веника и вовсе невозможно. Почтительное отношение к березе с приходом христианства получило новое обоснование. По преданию, именно под этим деревом Богородица и младенец Иисус прятались от непогоды. 11 апреля нужно было выходить в березовую рощу — слушать деревья. Это делалось для того, чтобы определить: не началось ли движение сока. Сок заготавливала каждая семья. Из него варили сбитни с добавлением меда и приправ. Свежим березовым соком поили больных. Считалось, что этот напиток чистит кровь и выгоняет из желудка всякую немощь.

Именины в этот день Иван, Исаакий, Кирилл, Корнилий, Марк, Михаил, Станислав, Филипп.

12 апреля. ДЕНЬ НЕБА. СРЕТЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ И ПРАВЕДНИЦЫ ЕЛИСАВЕТЫ, МАТЕРИ СВ. ИОАННА ПРЕДТЕЧИ,  ДЕНЬ ПРЕПОДОБНОГО ИОАННА ЛЕСТВИЧНИКА, ИГУМЕНА СИНАЙСКОГО.

Сретение – вход в храм. Лазарева суббота. Церковь вспоминает событие воскрешения Христом праведного Лазаря. Что такое родительская суббота, думаю, объяснять не надо.
Преподобный Иоанн Лествичник почитается Святой Церковью как великий подвижник и автор замечательного духовного творения, называемого «Лествицей». "Лествичник" к своему имени Иоанн получил потому, что главное его сочинение, написанное для монахов-пустынников, называлось "Лествица небесная" ("лествица" — тоже, что современное слово "лестница"). В своем произведении Иоанн представил 30 добродетелей в виде ступеней, по которым христианин должен восходить к идеалу.
О происхождении преподобного Иоанна почти не сохранилось сведений. Существует предание, что он родился около 570 года и был сыном святых Ксенофонта и Марии. Шестнадцати лет отрок Иоанн пришел в Синайский монастырь.  После смерти аввы Мартирия преподобный Иоанн избрал отшельническую жизнь, удалившись в пустынное место, называемое Фола, где провел 40 лет. Не случайно в "Лествице" преподобный Иоанн так говорит о слезах покаяния: "Как огонь сожигает и уничтожает хворост, так чистая слеза омывает все нечистоты, наружные и внутренние". Сильна и действенна была его святая молитва. Скрывая свои подвиги от людей, преподобный Иоанн иногда уединялся в пещере, но слава о его святости распространилась далеко за пределы места подвигов. В возрасте 75-ти лет, после сорокалетнего подвижничества в уединении, преподобный был избран игуменом Синайской обители. Около четырех лет управлял преподобный Иоанн Лествичник святой обителью Синая. Господь наделил преподобного к концу его жизни благодатными дарами прозорливости и чудотворений.
Во время управления монастырем по просьбе святого Иоанна, игумена Раифского монастыря и была написана преподобными знаменитая "Лествица" - руководство для восхождения к духовному совершенству. "Лествица" предполагает, во-первых, очищение греховной нечистоты, искоренение пороков и страстей в ветхом человеке; во-вторых, восстановление в человеке образа Божия. Хотя книга была написана для иноков, любой христианин, живущий в миру, получает в ней надежного путеводителя для восхождения к Богу, и столпы духовной жизни - преподобный Феодор, Сергий Радонежский, Иосиф Волоколамский  и другие - ссылались в своих наставлениях на "Лествицу" как на лучшую книгу для спасительного руководства.

В народных обычаях 12 апреля сочетались как память о святом, так и отголоски язычества. К первым относилась традиция готовить выпечку, переплетенную в форме маленьких лестниц. Из теста катали две «колбаски», клали их параллельно друг другу, а сверху вместо ступеней укладывали пирожки. Полагалось испечь по лесенке для каждого члена семьи — считалось, что это принесет домочадцам здоровье. Также по обычаю, это печенье приносили в церковь, где окропляли святой водой.
Ко вторым — вера в то, что "на Иоанна Лествичника домовой до полуночи бесится". Говорили, что в этот день домовой «бесится» и не узнает своих домашних, а потому может причинить им вред. Объясняли это по-разному. В одних районах думали, что с домового сходит старая шкура, в других считали, что он собирается жениться на ведьме. Как бы то ни было, домовой куражился всю ночь до первых петухов, поэтому с заходом солнца крестьяне запирали весь скот в хлеву, а сами сидели в избе, не подходя даже к окнам. Считалось, что знающие люди могут смирить беснующегося домового: для этого бьют метлой по стенам избы, тычут вилами в нижние бревна дома. Или, связав траву, называемую в простом народе чертогоном, хозяин ходит по всему двору и хлещет по всем местам, приговаривая: "Не озорничай, дедушко, живи хорошенько, скотинушку-матушку люби!" По поводу домового в народе есть поговорки: «Домовой стучит, возится». «Домовой лошади гриву завил». «Домового можно увидеть во время светлой заутрени, в хлеву, в заднем углу». «У нежити своего обличья нет, она ходит в личинах».
Это день домового. Если в этот день что-то теряется, разбивается, значит домовой сердится и его надо задобрить.  На ночь оставить немного молока в чашке и сладкий пирожок или печенье. И со словами: «Тук-тук, чок-чок, домовой, домовой, перевернись на другой бочок. Прими подношение, наше угощение. Приходи покормись и на меня не сердись» - оставить вечером на кухонном столе. Утром подношение выкидывается во двор, на прокорм птицам (в мусор не надо), поскольку пища потеряла энергетическую ценность. Кстати, если у вас бывает, что подгорает еда – это тоже говорит о том, что дух дома недоволен вами и вашим к нему невниманием. Он отвечает и за вкусную пищу, которую некоторые хозяюшки могут сотворить «из ничего», а будет на удивление вкусной, значит у них хорошая связь с домашним духом. Так что не обижайте своих домашних хранителей и подкармливайте их иногда.
В этот же день наиболее благоприятнее всего провести обряд и привлечение домового в свой дом, если по какой-то причине его у вас нет или образовывается новая семья.
Иоаннов день считался началом тяги вальдшнепов. Если она (вопреки ожиданиям) не начиналась или вдруг прекращалась, ждали похолодания. Лопаются почки у клена.

Именины в этот день Захар, Иван.

13 АПРЕЛЯ — ВХОД ГОСПОДЕНЬ В ИЕРУСАЛИМ, ИЛИ ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ. ДЕНЬ ИВЕРСКОЙ ИКОНЫ БОЖЬЕЙ МАТЕРИ.

Отмечается накануне Страстной седмицы (т. е. недели). За шесть дней до праздника ветхозаветной пасхи Иисус въезжает в Иерусалим, и горожане устилают Его путь пальмовыми ветвями, приветствуют криками: "Осанна!" (т. е. "Спаси нас!"). Иисус избрал для входа в Иерусалим осла - символ мира на востоке, показывая, что Он пришел к людям не как завоеватель, что "Царство Его не от мира сего". Но толпе нужны победы именно в этом, земном мире, она ждет внешних чудес и успехов. Не пройдет и пяти дней, как те, кто приветствовал Спасителя восторженными криками, будут требовать: "Распни Его!" и произнесут страшное проклятие на свой народ:"кровь Его на нас и на детях наших" (Мф. 27, 25). Так торжественная встреча Христа жителями Иерусалима была предвестием Его грядущих страданий. В России нет пальм, поэтому в храм приносят ветки вербы - первой расцветающей весной. Накануне праздника, на всенощном бдении в субботу, вербы освящаются окроплением святой водой после прочтения особой молитвы  и потом хранят в доме весь год,  как символ благословения жилища.
Накануне Господь Иисус Христос совершил чудо воскрешения святого праведного Лазаря, жившего вместе со своими сестрами Марфой и Марией в селении Вифания близ Иерусалима и скончавшегося за четыре дня до прихода Господа в Вифанию (поэтому субботний день, предшествующий Вербному воскресенью, именуется Лазаревой субботой). На следующий день Христос въехал в Иерусалим на молодом осленке, приветствуемый множеством людей, узнавших о чуде воскрешения Лазаря.
По церковной традиции, в этот день в храмах верующие, как бы встречая невидимо грядущего Господа, стоят на богослужении с веточками верб в руках (отсюда и другое название праздника - Вербное воскресенье). Вербы заменяют собой вайя - пальмовые ветви, которые держали в руках встречавшие Христа жители Иерусалима.

В другие года, когда не выпадает Вербное воскресение, этот день считается днём священомученника Ипатия, епископа Гангрского (ок. 326).
Священномученик Ипатий, епископ Гангрский, был епископом города Гангры в Пафлагонии (Малая Азия). В 325 году он принимал участие в I Вселенском Соборе в Никее, на котором была предана анафеме ересь Ария.
Когда в 326 году святитель Ипатий возвращался из Константинополя в Гангры, в пустынном месте на него напали последователи раскольников Новата и Фелициссима. Еретики изранили его мечами и кольями и сбросили с высокого берега в болото. Подобно первомученику архидиакону Стефану, святитель Ипатий молился за убивавших его. Существует предание, что среди нападавших была женщина. Она нанесла мученику смертельный удар камнем, но тотчас после этого потеряла рассудок и этим же камнем стала бить себя. Впоследствии она получила исцеление на могиле святого, тело которого жители города извлекли из болота и похоронили со всеми почестями. У его гробницы были явлены многие чудеса.
С давних пор священномученик Ипатий особо чтился в Русской земле. Так, в 1330 году в Костроме был построен Ипатьевский монастырь, на месте явления Божией Матери с Предвечным Младенцем и предстоящими святыми - апостолом Филиппом и священномучеником Ипатием, епископом Гангрским.

Этот монастырь впоследствии занимал значительное место в духовной и общественной жизни нашего народа, особенно в годы Смутного времени. Древнейшие списки жития священномученика Ипатия были широко распространены в русской письменности, и один из них вошел в состав Четиих Миней митрополита Макария (1542-1564). В этом житии сохранилась запись о явлении Спасителя святителю Ипатию накануне мученической кончины. Почитаемому святому составлялись молитвы, похвальные слова и поучения в день его памяти. Благоговейное почитание святителя Ипатия выразилось и в литургическом творчестве русских авторов. В ХIХ веке была написана новая служба священномученику Ипатию, отличающаяся от службы, написанной преподобным Иосифом Студитом, содержащейся в мартовской Минее.
Так же это день памяти святителя Иннокентия.
Он родился в 1797 году в глухой деревне Иркутской губернии в семье сельского пономаря. Отец умер, когда Иннокентий был еще отроком; дядя, диакон местной церкви, отвез подростка в Иркутскую семинарию. Шли годы. Молодой священник, отличавшийся исполинским ростом и богатырской силой, испросив разрешения у митрополита, отправился вместе с женой и новорожденным сыном на Алеутские острова для миссионерского служения. Четырнадцать месяцев добирались они через дремучие леса и бурное море до острова Уналашка.
Здесь жили алеуты, которые, плавая в лодках из моржовых шкур, добывали морского зверя, не знали ни дерева, ни кирпича и поклонялись своим идолам. Иннокентий выучил местный язык, начал проповедовать веру Христову, привез на остров строительные материалы, обучил алеутов труду плотников и каменщиков и с их помощью построил храм Вознесения Господня. Иконы для церкви он написал сам.
В 1840 году Иннокентий был посвящен в сан епископа Камчатского, Курильского и Алеутского. Он перевел на здешние языки основные богослужебные книги и напечатал их в Петербурге. Строил новые храмы, открывал семинарии, занимался просветительской деятельностью, провел в далеком краю прививки от оспы.
Умер святитель Иннокентий в 1868 году в сане митрополита Московского и Коломенского, а через сто лет был причислен к лику святых.
На Руси Ипатия почитали как разрешителя бесчадия. Ему молились о прибавлении семейства и об избавлении от бесплодия; он также мог остановить кровотечение у роженицы и приумножить материнское молоко. У Ипатия также просили об изгнании бесов и защите от домовых, которые в этот день куражатся и бесчинствуют. В некоторых регионах этот праздник назывался Огнище. Огнищанка — женщина, родившаяся в этот день, — должна была отнести в поле тлеющие угли и развести там костер. Через него крестьяне проносили сохи и бороны, чтобы они исправно работали.


Иверская икона (которая сейчас хранится на Афоне) в IХ веке находилась у одной благочестивой вдовы, жившей близ города Никеи. При императоре Феофиле (829-842) иконоборцы, уничтожавшие святые иконы, пришли в дом этой христианки, и один воин копьем ударил по образу Богородицы. Тотчас из пораженного места потекла кровь. Вдова, боясь уничтожения святыни, пообещала императорским воинам деньги и просила их до утра не трогать икону. Когда они ушли, женщина вместе с сыном (впоследствии афонским иноком), для сохранения святой иконы опустила ее в море. Икона, стоя на воде, приплыла к Афону. Афонские иноки, несколько дней видя в море огненный столп, восходящий до неба, пришли к берегу и нашли святой образ, стоящий на воде.
После молебна о даровании монастырю явившейся святыни благочестивый инок Иверского монастыря святой Гавриил Грузин, по повелению Божией Матери, явившейся ему во сне, пошел по воде, принял святую икону и поставил в храме.
Однако на следующий день икона была обретена не в храме, а над воротами обители. Так повторялось несколько раз, пока Пресвятая Дева не открыла святому Гавриилу Свою волю во сне, сказав, что не желает быть хранимой иноками, а хочет быть их Хранительницей. После этого образ был поставлен над монастырскими воротами. Поэтому святая икона называется Портаитиссою, Вратарницею.
 
Если весна ранняя и теплая, приступают к севу яровых. Раннее зацветание одуванчика. Раскрывают от зимнего укрытия пионы, розы, обрезают ягодные кустарники.

Именины: Акакий, Анна, Аполлон (Аполлоний), Артур, Вениамин, Влас, Ида, Иннокентий, Иона, Иосиф, Ипатий, Яков.

Картина дня

наверх