На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ШАГ НАВСТРЕЧУ

23 953 подписчика

Свежие комментарии

  • Jolie
    затолокин))они ждали-ждали тебя 5 лет и "померли от тоски"))))А где все? С НОВЫ...
  • Jolie
    нихде)))🤣🤣🤣🤣🤣🤣🤣Когда деревья был...

Сочельник. Святки.

 

Сочельник – это ночь накануне Рождества. В старину люди проводили эту ночь в храмах за молитвой, девушки гадали, женщины проводили разные ритуальные магические действия с целью благополучия в доме. Готовясь к рождественским праздникам, наши предки строго соблюдали существенное правило – скрупулёзно убирали дом. Возможно, не столь основательно, как перед Пасхой, однако скоблили полы, натирали до блеска кружки, кастрюли, тарелки, чистили столовое серебро. Жилище украшали свечами и ёлкой. Традиционные рождественские цвета во всём мире до сегодняшнего дня – красный и зелёный, и в создании праздничного настроения можно опираться именно на них. Любимая символика праздника – ангелочки, ослики, ясли с младенцем, вифлеемская звезда. В католическом мире принято на стены и входную дверь вешают рождественские венки из соломы и веток хвои, хотя этот атрибут уже широко используется и у нас… Если не венок, то хотя бы ёлочный букетик вешают многие.  В интерьере дома должны присутствовать свечи. Они создают уютную и комфортную атмосферу. На Руси к Новому году и к Рождеству в старину хозяйки сами отливали необычные толстые свечи, которые зажигались с вечера и горели до исхода следующего дня.


Когда-то на сочельник старухи и молодые девушки собирали снег со стогов. Бабушки – для того, чтобы отбеливать холстину, а юные леди – чтобы отбеливать кожу и быть привлекательней. Кроме того, верили, что снег, собранный в этот вечер обладает целебными свойствами, им можно исцелить любые заболевания.

СВЯТКИ --- то-то радость!                                                 
Переход от старого года к новому на Руси издавна знаменовался Святками -- самым любимым и веселым праздником. Эти двенадцать дней -- от рождественского сочельника до Крещения Господня (19 января по новому стилю) -- в соответствии с канонами Русской Православной Церкви, освящены великими событиями Рождества Христова и называются Святками.
Главная роль "внутри" Святок отводилась Рождеству Христову, нынешнему Старому Новому году (Васильев день) и Крещению, которые как бы делили праздники на две части -- "святые вечера" и "страшные вечера",  каждая со своими традициями и забавами.

Ещё одна традиция – колядки. С вечера 6 января взрослые и дети начинали распевать рождественские гимны, которые назывались колядками.
Молодёжь мастерила из небольшого ящичка «вертеп» (пещера) – своеобразный импровизированный кукольный театр, с которым ходила из дома к дому, разыгрывая целые действия на рождественскую тематику.

Коляда, коляда, пригласите со двора!
В хату к вам сейчас придем
И станцуем, и споем.
Хозяев прославляем,
Счастья вам желаем!
Коляда, коляда, вам – забава, нам – еда.
Не скупитесь, поделитесь, вот мешок – пирог сюда!

На Святую вечерю готовили традиционно 12 блюд:
Кутья – каша из обмолотой пшеницы. Крупу перебирала вся семья несколько вечеров. Эту кашу подают традиционно с маком и медом. Кутья - это главное традиционное блюдо сочельника. О ней впервые упоминается в начале XII века в летописи Повесть временных лет.
В старину кутью готовили чаще из пшеницы, реже из ячменя. Зерна толкли в ступке, но так, чтобы не раздробить их, а только содрать с
них шелуху. В более позднее время кутью стали делать из риса.
Первоначально кутью готовили с медом или сытой (разведенным медом). В поздние времена в кутью стали добавлять маковое молоко (запаренный и растертый мак), изюм, а также измельченные орехи и сахарный сироп. Продукты, из которых готовилась кутья, имеют символическое значение.
Зерно является символом воскресшей жизни. Мед считается символом здоровья и благополучного быта (сладкой жизни). А мак символизирует
достаток в семье. Считают, что чем богаче (то есть вкуснее и сытнее) кутья, тем лучше будет урожай и выше достаток в семье. Исходя
из этих соображений, на Украине в канун Рождества (в Святвечер) кутью называли богатой и делали её очень вкусной.
Вар или узвар – компот из сушеных фруктов: груш, яблок, слив и вишни.
Капустняк, заправленный постным маслом и пшеном.
Горох, сваренный до мягкости.
Постный борщ с карасями и грибами.
Жареная рыба.
Холоженная рыба.
Вареники со сливами, грушами, вишнями и черешнями.
Блины (к борщу).
Каша пшенная или гречневая, приготовленная особым способом.
Постные пироги с капустой, сливами, грушами и т. д.
Голубцы (постный вариант с овощами и крупами, часто с рисом, реже с пшеном или гречкой).
Кроме того, как вариант подавали вареную фасоль или бобы, отварные грибы с маслом. Все блюда, которые подавали на Святвечер, имели одну магическую функцию - обеспечить благополучие на целый год.

На Руси люди всегда считали: как святочную неделю проведешь, так и вся твоя жизнь  в этом году пройдет. Именно по этой причине в старину люди старались реализовать все свои планы в эти дни. Если вы хотите всю жизнь жить богато, то надевайте всю неделю только самые лучшие свои вещи. Хотите кушать вкусно, тогда в святочную неделю ешьте то, что вы любите больше всего. А если вы хотите, чтобы в доме всегда царили мир и любовь, тогда говорите друг другу ласковые и нежные слова в течение всей недели.
Сон, приснившийся на святки, обязательно будет вещим. В этот день любые сведения, полученные из потустороннего мира, являются предсказанием.
Святки — пора неуемного веселия, шуток, забав и всеобщей радости! Время подарков и взаимных угощений!

В первые дни празднества по традиции принято посещать знакомых, близких, друзей, дарить подарки -- в воспоминание о дарах, принесенных Богомладенцу волхвами.
Особенно следилось за тем, чтобы никто не был обойден заботой в эти святые дни.
В первый день навещали родителей и родных, еще нужно было молиться об усопших, ведь в это время их души рядом с нами, стоять службу в церквях, заказывать панихиды по умершим. Существует поверье, что в ночь на 8 января все покойники сходятся в храм и им правят службу покойные священники. А за праздничным столом обычно ставили лишние приборы – по количеству родственников, умерших в прошедшем году.
Второй день Святок должен быть посвящен посещению больных, третий -- сирот, четвертый -- заключенных. Считалось, что рождественская радость должна коснуться всех, даже преступников. С собой всегда несли особые святочные угощения: сбитень, ореховое печенье, маковник, шарики из сладких крошек, кутью на молоке и сливочном масле.

Рассказывают, что в древние времена в святки даже цари, переодетые в простолюдинов,
посещали тюрьмы и давали заключенным милостыню.
Только после того, как все почести предкам и другим нуждающимся были отданы, начиналось всеобщее веселье.

Святки праздновались всеми, но в основе своей это был праздник молодежи: ее игры, песни, обходы домов, посиделки, гадания создавали неповторимую атмосферу святочного веселья.
В  первый святочный день нужно  стоять службу в церквях и вести себя пристойно. Зато уже в вечер следующего дня, на улицы высыпали всевозможные ряженые, в вывернутых наизнанку шубах и с лицами, измазанными в саже.

С гоготом и свистом впрягались они в телегу, в которую сажали набитую соломой тряпичную куклу – Коляду, обряженную в шубу и белую посконную рубаху. Лихим голосом выкрикивали: «Веселись, ребятки, наступили Святки!» – и начиналась настоящая святочная вакханалия, которая продолжалась почти десять дней. Вся, так называемая культурная программа праздника, состояла из  всевозможных игрищ: хождений по избам ряженых, посиделок, кулачных и снежных боев, гаданий. Некоторым из этих традиций русские люди следуют до сих пор.

(Ттутовский К.А. Колядки в Малороссии. Вторая половина 19 века).
Зимние святки начинались с колядования.
Молодежь рядилась и обходила все дома в деревне со святочными песнями. Коляда и Овсень -- мифологические персонажи песен -- должны были принести крестьянам обильный урожай и домашнее счастье.
По всей территории России был распространен обычай новогоднего обхода домов молодежью или детьми с колядками -- незамысловатыми песенкими. Подобные обходы в течение святок проводились трижды: в рождественский сочельник, под Новый год и накануне крещения. Каждая семья ожидала колядовщиков, приготавливала для них угощение и с неподдельным удовольствием выслушивала колядки:
"Коляда, коляда!
А бывает коляда
Накануне рождества.
Коляда пришла,
Рождество принесла..."
Кончается колядование песнями-заклинаниями. Колядовавшие обещают семье в новом году всех благ. Закончив петь, колядующие получали в подарок специальное обрядовое печенье, выпеченные из теста фигурки домашних животных, съестные припасы, а иногда и деньги.
По преданию, в течение восьми дней после рождения Иисуса Христа бродит по земле нечистая сила, рыскает по улицам, пугает прохожих. Именно  эту нечистую силу и представляли ряженые, которые надевали рогатые и бородатые маски, пугали и веселили людей. Ряженье должно сопровождаться играми, весельем, при этом желательно, чтобы зрители становились участниками действий ряженых.

Традиционно Святки делились на две части -- "святые вечера" (от Рождества до Васильева вечера) и "страшные вечера" (с ночи под Новый год и до Крещения Господня). "Страшные вечера" считались в народе временем разгула нечистой силы, от которого людей освобождало великое водосвятие на Крещение Господне -- символ очищения и возвращения порядка.
Эта языческая традиция осмысливается как пограничный период между старым и новым  годом, а также связана с представлениями о приходе на землю с того света душ умерших, о разгуле нечистой силы в середине зимы.
В старину русские верили, что радость от прибавления тепла, увеличения длины дня, уменьшения продолжительности ночи не дает покоя злым силам, которые мстят людям и поэтому устраивают им различные неприятности. По легенде, Бог, отмечая рождение сына, велел открыть преисподнюю, чтобы выпустить оттуда нечистую силу повеселиться на празднике. Поэтому именно в разгар святок гуляет по святой Руси нечисть.
А поскольку святки, по народному поверью, -- время особого разгула нечисти, то люди ставили мелом кресты на окнах и дверях, чтобы не вошла в жилище нечистая сила или вообще недобрый человек.

Зимние святки всегда были шумным и веселым праздником: жгли костры, собирались на игрища, устраивали посиделки. В Святки принято ходить в гости, навещать больных, стариков, дарить подарки. На Святки отменяются все посты, угощения обильны и разнообразны.
Причем, Святки всегда были общенародным праздником, на это время как будто исчезали сословные границы, всех объединяла общая радость.

"Высший свет" также радостно предавался народным забавам, внося в них изящество и шарм. Также в это время устраивалась многочисленные балы, особенно Балы-маскарады. Немного позднее зародилась традиция благотворительных балов.

Заметим, что дореволюционные Рождественские номера журналов публиковали трогательные святочные рассказы, рассказывали о благотворительности, о тех, кто нуждается в заботе и участии. (Причем, писать о гаданиях и прочих вещах считалось плохим тоном). Вот пример бесхитростного литературного произведения неизвестного автора, соответствующий основному настрою этих дней:
"Праздник великий настал уже снова;
Всюду веселье, пиры, торжество...
Вспомним, какое поведал нам слово
Тот, чье справляем сейчас Рождество:
"Каждый да будет всегда милосердным
К слабым, сиротам, убогим, больным!
Тем, что имеет, поделится с бедным
 И назовет его братом своим!
Так окажите же, други, участье:
 Многие встретят в нужде Рождество!
Доброе дело -- великое счастье.
 Это -- святое души торжество!"

Еще Святки -  это время любимых зимних забав - катаний на санях и тройках,коньках и лыжах. Время строительства снежных крепостей, игры в снежки.  Веселые святочные дни ассоциируются со смеющимися румяными лицами, смехом, незамысловатыми, радостными и веселыми вещами.


Незримое присутствие духов среди живых людей в эти святые дни обеспечивало, по народным воззрениям, возможность заглянуть в свое будущее, чем и объясняются многочисленные формы святочных гаданий. Девушки бросали сапоги, пытаясь узнать с какой стороны жениха ждать, призывали домового, звали суженого чрез зеркало, делали обряды, чтобы будущий муж приснился.
«Настали Святки! То-то радость,
Гадает ветреная младость...
Гадает старость сквозь очки
У гробовой своей доски,
Всё потеряв неотвратимо –
И все равно – надежда им
Лжет детским личиком своим».
                                                           А.С.Пушкин

Сегодня, к сожалению, сохранилось не много старинных традиций, да и те, которые мы знаем, не всегда соблюдаем. А надо бы…

 

Картина дня

наверх