На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ШАГ НАВСТРЕЧУ

23 934 подписчика

Свежие комментарии

  • Татьяна Решняк
    Очень правильно говорите. Это человек склочный и не порядочный!!! Она грязью поливает всех и смотреть и слушать Порги...Свадебные фото со...
  • Jolie
    затолокин))они ждали-ждали тебя 5 лет и "померли от тоски"))))А где все? С НОВЫ...
  • Jolie
    нихде)))🤣🤣🤣🤣🤣🤣🤣Когда деревья был...

Прогулки по Коломенскому. Храм Вознесения.

Того же года в Коломенском  было завершено строительство церкви Вознесения Господа нашего Иисуса Христа, и была та церковь чудна своей высотой, красотой и светлостью, какой не бывало доселе на Руси…

                                                                                                                             Никоновская летопись.



Построено это чудо было в либо в 1529, либо в 1530 году в честь рождения наследника престола Великого князя Московского Василия III – будущего русского царя Ивана Грозного. Прообраз всех шатровых каменных храмов на Руси. Самое высокое здание Москвы того времени – 62 метра. Есть мнение, что основание храма в форме 12-конечного креста - напоминание о горнем Иерусалиме.


Церковь на первый взгляд кажется довольно простой, и только потом, обежав вокруг не раз и не два, понимаешь все величие замысла. Описывать бесполезно – шедевры надо ехать и смотреть. Реставрацию необходимо было вести с особой осторожностью, ничего существенно не изменяя. Ведь этот храм за все годы своего существования не претерпел значительных изменений в облике и дошёл до нас практически в первоначальном виде.


Это первый шатровый храм на Руси, положивший начало замечательному храмовому стилю, просуществовавшему, увы, только до реформы Патриарха Никона в середине XVII века. Это первый каменный шатровый храм (есть предположение, что и деревянные шатровые церкви стали строить уже только в подражание Коломенскому) на Руси, поражающий своей грандиозностью и при этом гармоничностью форм. Он даже кажется не очень высоким, пока рядом с ним не появляются люди, − только тогда понимаешь, насколько огромна эта церковь. Есть большая вероятность того, что строили Вознесенский храм итальянские зодчие, возможно, Петрок Малый, прибывший в Москву в 1528 году. В пользу «итальянской» версии говорит и декор, не встречавшийся прежде в русской архитектуре, и проставленная на капители колонны дата арабскими цифрами по новому летоисчислению (от Рождества Христова), которые на Руси в то время не использовались.


Здание было построено из большемерного кирпича, при строительстве в кладку подклета  были заложены кованые железные связи. Композиция храма – центрическая, даже алтарная часть не обозначена снаружи апсидой. Крестообразный в основании храм увенчан восьмериком, на который поставлен высокий шатер.

Переход от нижней части к восьмерику скрывают ряды тройных кокошников, из которых как бы «вырастает» восьмигранный столп. По низу храм опоясывают галереи-гульбища, опирающиеся на аркады; на галереи ведут крытые лестницы. Первоначально гульбища были открытыми, а за алтарем на них находилось царское место с «теремной» крышей, по всей вероятности, устроенное при Алексее Михайловиче. Оттуда царь раздавал милостыню после богослужения.

Это тот самый встроенный трон. А вот его фото, сделанное в 1910-х году.


А это в 1980 году.

Украшен храм чрезвычайно искусно и богато, при этом без излишеств: грани нижнего объема отделаны пилястрами, по низу шатра проведен ряд кокошников, стены галереи и лестницы также не гладкие. Но наиболее интересна поверхность граней самого шатра: они украшены белокаменными тягами в виде «бриллиантового руста», и в то время, когда шатер был выкрашен в красный цвет, оставались белыми. Внутри шатер открыт, что создает ощущение простора внутри небольшого по площади храма.


Первоначальный тябловый иконостас был разобран при Николае I и заменен иконостасом из кремлевского Вознесенского монастыря. Позднее был восстановлен иконостас с сохранившимися древними иконами, хотя и не в первоначальном виде.
В советское время церковь Вознесения вместе с остальными памятниками села Коломенского была передана в ведение музея-заповедника, организованного в 1928 году. В 2007 году окончилась длительная реставрация памятника, вокруг которой шла серьезная дискуссия на тему ее качества.

Это фото, так же как и старые, сделанные еще до реставрации, не мои. Но так или иначе, леса, долгое время скрывавшие древнейший шатер Москвы, теперь сняты, и главная вертикаль высокого берега Москвы-реки снова видна отовсюду.


Причина возведения Вознесенской церкви до настоящего времени остается спорным вопросом. Самая популярная версия гласит, что храм был воздвигнут по случаю рождения в великокняжеской семье долгожданного наследника — будущего царя Ивана Грозного. Согласно другой версии храм был не обетным (единственным), поставленным по данному ранее обещанию за уже исполненную конкретную просьбу (рождение долгожданного наследника), а моленным (одним из множества других, построенных по одному поводу) — по случаю еще только испрашиваемого чадородия.  Известная поездка Василия III и Елены Глинской по монастырям с молением о чадородии состоялась осенью 1528 — зимой 1529 годов. Она сопровождалась большими моленными вкладами в каждый монастырь, на которые уже с весны 1529 года начали строить многие монастырские храмы. Вполне вероятно,  что закладка стен моленной  Вознесенской церкви могла служить торжественным зачином всей религиозно-политической программы, включившей поездку по монастырям с той же целью. Эта версия отчасти подтверждается выбором места постройки Вознесенской церкви. Известно, что неподалёку от центра усадьбы на холме когда-то располагалось древнее поселение - Дьяково городище. Ниже представлено фото археологических раскопок 1935 года.

Ученые считают, что оно образовалось около 2,5 тысяч лет назад. Кроме того, археологи обнаружили  здесь селения, появление которых относят к раннему средневековью, а также уникальное городище Дьяково-пойма, расположенное у подножия Дьяковского холма и датируемое XI-XII веками. Сейчас на месте Дьякова городища расположен приселок Коломенского - Дьяково.


Непосредственно на выбор места закладки церкви повлияло наличие родника, бьющего из основания берега под церковью, прямо на продолжении продольной оси храма. Случайное совпадение здесь полностью исключено — на ключи всегда смотрели как на «чудо», им поклонялись с древнейших дохристианских времен. Наконец, по еще одной версии, Василий III построил церковь Вознесения в благодарность за победу над крымским царевичем Ислам-Гиреем, одержанную в 1528 году.


В XVI веке храм горел. Горело деревянное покрытие папертей, что сильно повредило белокаменную кладку. Возможно, предположить, что паперти имели не простое скатное завершение позднего времени, а венчались кокошниками, бочками или щипцами.
Возможно, что множество фрагментов белокаменной резьбы обнаруженные во время археологических раскопок 1970-1980-х годов были результатом пожаров, произошедших в это время, как и пол церкви утраченный, по мнению реставраторов, уже в XVI столетии, и предположительно выложенный «по мотиву руста из треугольных плиток: из двух белых и двух серых». Во время археологических раскопок было поднято много фрагментов таких плиток.

Первоначальный пол был утрачен вместе с кирпичной выстилкой. Пол 2-го этажа так же был выложен по мотиву «руста» из красных и серых треугольных керамических плиток. При его укладке частично использовались плитки от пола 1-го этажа. В XVIII веке, при следующем ремонте пола, плитку сняли, покрыли его кирпичом «в елку» аналогично кирпичной выростке папертей. При этом ремонте престол и иконостас не разбирали, поэтому под ними сохранились значительные фрагменты 2-го пола XVI века. Пол под «елку» предположительно датируется 1760-ми гг. В 1836 г. устроен двухцветный пол из белой и темно-серой гжельской лещади. В XVII столетии сведения о строительных мероприятиях в Вознесенской церкви отсутствуют. XVIII век для многих дворцовых ансамблей Москвы и Подмосковья время постепенного, но неминуемого упадка.
Фрагментарные ремонты ко времени не частых прибытий царской семьи из Петербурга не соответствовали степени их ветшания, носили косметический и скоротечный характер.


В 1941 году в подклете было устроено бомбоубежище. В 1950-х гг. на уровне капителей пьедесталов сделан гладкий белокаменный цоколь под притвором западного подклета. В 70-х, 80-х гг. продолжались работы по исследованиям.

Храм имеет мировое культурное значение, в 1994 году включен в список Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО.

Два фото на фоне ясного неба, тоже не мои, но уж очень хотелось показать вам всю красоту этого храма.Напоследок хочу представить вашему вниманию снимки разных лет, которые я обнаружила!

1900 год.

1910 год.

1913 год. Был произведен частичный ремонт.

Крестный ход в день храмового праздника святого великомученика Георгия на Воскресенской площади в Коломенском 1926 год.

1940 год.

То же 1940 год.

1974 год.

1989 год.

А так выглядело это место в 1998 году перед началом реставрации. Видна Водовзводная башня, георгиевская церковь и передние ворота. Но о них я расскажу отдельно. А гна сегодня, пожалуй всё.

Картина дня

наверх