На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ШАГ НАВСТРЕЧУ

23 952 подписчика

Свежие комментарии

  • Jolie
    затолокин))они ждали-ждали тебя 5 лет и "померли от тоски"))))А где все? С НОВЫ...
  • Jolie
    нихде)))🤣🤣🤣🤣🤣🤣🤣Когда деревья был...

Календарная копилка. 30 июня - 6 июля.

30 июня. ДЕНЬ МУЧЕНИКОВ МАНУИЛА, САВЕЛА И ИСМАИЛА.

Они жили в IV веке, были родными братьями и происходили из знатного персидского рода. Отец их исповедовал язычество, но мать - христианка воспитывала сыновей в вере Христовой. Они стали знаменитыми воинами. Однажды персидский царь отправил братьев послами к императору Юлиану - отступнику. Тот принял их с подобающими почестями, но когда Маниуил, Савел и Исмаил не стали участвовать в языческих жертвоприношениях, приказал в гневе заключить их в темницу и предать жестоким мучениям. За то, что братья не отказались от христианства, их в 362 году обезглавили. Узнав об убийстве своих послов, персидский царь пошел войной на Юлиана-отступника, который в большом сражении был убит. Святые мощи Маниуила, Савела и Исмаила прославились чудотворениями.

На Руси день трех святых (из которых, правда, чаще поминали Мануйло и Савелия) наложился на древний праздник «ярилки», посвященный богу солнца Яриле. А христианские обычаи перемешались с языческими обрядами и народными поверьями. Во многих районах на Мануйло и Савелия (Мануила и Савела) проходили ярмарки и крестьянские гулянья, носившие название «Молодой Ярило». Следующий базарный день, который устраивается накануне Ивана Купалы, называется уже «Старый Ярило». В народе говорили, что на Мануйло солнце «застаивается», являются мороки-туманы, текут молочные реки. День называли нехорошим: в это время к избам подходила нечисть и пыталась уморить человека. Иногда можно было услышать, как кто-нибудь жалобно зовет: «Выйди за ворота! Дай мне твоего сна!», — или просит огня. Выполнять эти просьбы нельзя было ни в коем случае, иначе на крестьянский двор нападет мор. Боялись в этот день и белых коров, которые вдруг появлялись у ворот. Говорили, что так нечистая сила притворяется скотом, чтобы ее поставили в хлев вместе с другими коровами. Если задуманное у нечисти получалось, она портила все молоко. От имени Мануйло появилось еще два прозвища — Маниха и Манья. Так звали злую старуху и ее дочь, которые в этот день ходили по деревням и заманивали людей в леса, чтобы отдать их лешему. Девушек же Манья манила к реке за белыми кувшинками (они как раз в эту пору распускались), а там утаскивала на самое дно. В этот день было принято разводить на берегах рек и озер костры и варить яйца. Считалось, что чем больше сваришь — тем лучше будут нестись куры. Готовили и другие блюда из яиц — например, омлеты: с хлебом, с луком, с сыром. Существовали для этого дня и свои приметы на погоду. Яркая зарница предвещала хороший урожай, а вечерняя радуга — хорошую погоду. А вот багровый закат сулил сильный ветер и ненастье. На святого Мануила солнце застаивается, т.е. медлит в зените. Начинается бурный рост растительности. “Все пошло в рост”.
Во многих деревнях средней полосы за неделю до Иванова дня (7 июля) начинается «купальскийторг», сопровождавшийся крестьянскими гуляниями. Вечером стреляли из ружий, для того чтобы отогнать болезни и злых духов. Молодёжь оставалась праздновать «ярилки» на ночь.
Последние июньские дни богаты на ритуалы и праздники, не приуроченные к конкретной дате или празднуемые в различных местах в разные сроки.

Именины в этот день Дина, Измаил, Иммануил, Иосиф, Исаакий, Кирилл, Климент, Максим, Никита, Пелагея, Савелий

ИЮЛЬ назван так в честь Юлия Цезаря, великого древнеримского политика и полководца. В 46 году до нашей эры он реформировал римский календарь; несколько лет спустя его преемник Марк Антоний настоял на том, чтобы один месяцев именовался впредь юлиусом.

На Руси этот месяц имел иные названия: во-первых, липец — по времени цветения лип; во-вторых, червец, потому что в июле собирали насекомых — червецов, используемых для изготовления красной краски; в-третьих, седмик — седьмой. А еще: июль — косень и косач — пришла пора сенокоса; сенозарник — начинают ведь косить на ранней заре, недаром говорится: "На травах роса — легче ходит коса"; сеностав — скошенное сено надо сгребать и складывать в стога; жарник — такая уж в это время погода; прибериха и страдник — начинается уборочная страда; грозовик — из-за частых ливневых дождей и гроз. Еще одно старинное название июля — солнцеворот. И действительно, ученые подсчитали, что когда-то, несколько тысячелетий назад, летнее солнцестояние приходилось на июль.

Июльские поговорки и приметы;

Июль — макушка лета, середка цвета.
В июле на дворе пусто, а в поле густо.
Не топор кормит мужика, а июльская работа.
В июле солнце без огня горит.
Июль — зеленая страда.
В июле хоть разденься, а все легче не будет.
В цвету трава — косить пора.
Гром гремит долго — к ненастью, отрывисто — будет ясно.
В жатву лентяй женится, а зуда замуж идет.
Народные приметы в июле:
Если июльским утром туман стелется по воде — будет хорошая погода.
Если июль стоит жарким, то декабрь будет морозным.
Перед дождем комары звенят громче и пронзительнее.
Перед дождем кроты усиленно роют землю.
Ласточки задевают крыльями поверхность воды — к дождю.
Если июльским утром прошел маленький дождь, то днем установится хорошая погода. Если мокрица утром закрывает цветки, то днем будет дождь.
Перед дождем муравьи убирают вынесенные на воздух личинки (яйца), прячутся в муравейники, а если ожидается сильный дождь — закупоривают входы.
На нижней стороне листьев лебеды появляется влага — к дождю.
Если в июле тучи простираются по небу полосами — будет дождь.
Если в июле утром трава сухая — к ночи ожидай дождя. Зеленоватая окраска луны в июле — признак наступления сильной засухи.
Если в июле можно мысленно повесить ведро на рог месяца — через неделю быть засухе; если же ведро "падает" — жди через неделю дождя. Утром в июле туман стелется по воде — будет хорошая погода.

Июль - это месяц принятия решений и ответственности за то, как пройдет остаток этого года. Определяется, каким будет урожай. Проявляется сила любви и терпение человека.
Июль — самый жаркий летний месяц. Наступает время созревания хлебов. В июле обычно начинают косить и заготавливать на зиму сено для скота. Недаром июль зовется «сенозарником». С 7 июля начинается большой покос сена. Наступает пора сбора лекарственных трав. День Рождества святого Иоанна Предтечи совпадает с языческим летним праздником Ивана Купалы. У древних славян Купала был богом земных плодов. В ночь на Ивана Купалу девушки и парни шли в лес. В лесу разжигался костер, все прыгали через него, водили хороводы. Потом все вместе плыли в лодках по реке. Девушки загадывали желания и бросали в воду венки. Самые храбрые парни в ночь под Ивана Купалу отправлялись в лес на поиски цветка папоротника, который по преданию расцветает только в эту ночь и может исполнить любое желание.

1 июля. ИКОНЫ БОГОЛЮБСКОЙ БОЖЬЕЙ МАТЕРИ

В церкви села Зимарово Рязанской области есть чудотворная икона Боголюбской Божией Матери, которая считается списком с иконы, написанной в начале XII века. Она помогла избавить Рязань от холеры в 1860 году.
Князю Андрею Боголюбскому в 1157 году по пути в Суздаль явилась Богородица под шатром со свитком в руках и сказала, чтобы "в ее честь воздвигнуть Храм на этом месте".

А в память об этом он приказал написать икону Божьей матери в том виде как Она явилась ему. На некоторых списках икон  у её ног в молитве склонён сам князь Боголюбский.

Продолжим разговор об Архангелах.

 Архангел Иегудиил (хвала Божия).
Это имя известно только по преданиям. В Библии и в Евангелии оно не встречается.
"Ангелам своим заповедает о тебе - охранять тебя на всех путях твоих". Покровитель тех, кто хочет очиститься душой. Архангел Иегудиил — покровитель подвизающихся и монашествующих, славитель Бога, укрепляющий трудящихся для славы Божией и ходатайствующий о воздаянии им за их подвиги и труды, споспешник и наставник в работе, заступник в пути, помощник нуждающимся в чем-либо ради славы Божией. Изображается святой Архангел Иегудиил держащим в правой руке золотой венец, а в левой бич из трех черных веревок с тремя концами — этим знаменуется награда от Бога благочестивым и святым людям и наказание грешникам.

Молитва: «О, великий Архангеле Божий Иегудииле, ревностный защитниче славы Божией! Ты возбуждаеши прославлять Святую Троицу, пробуди и мя ленивого славити Отца и Сына и Святаго Духа, и умоли Господа Вседержителя, да созидждет во мне сердце чисто, и дух прав обновит во утробе моей, и духом Владычным утвердит мя поклонятися Богу духом и истиною. Святый Архангеле Божий Иегудииле, присный споспешниче и заступниче всех подвизающихся на пути Христовом! Возбуди мя от тяжкого сна греховной лености, и подвигом добрым подвизатися вразуми и укрепи мя, во имя Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь».

Отцветает малина, а поздняя зацветает. Начинают цвести лилии.
1-10 июля - высадка рассады цветной капусты. 1-5 июля - появляются плоды черники и черной смородины.
Интересная примета подсказывает погоду на одну-две недели: смотрят на то, как повёрнут рог месяца. Если мысленно можно на него повесит ведро – будет сухая погода, если ведро падает – к дождю.
Этот день на Руси издавна посвящали богу Яриле. Даже с распространением христианства эта традиция не прекратилась, зато получила новое истолкование: говорили, что в середине лета все святые меряются силой с языческим богом, а победить не могут. Что интересно, до сих пор нет единого мнения о том, кем именно считали Ярилу наши предки. Существуют, к примеру, версии о том, что он был богом солнца, богом любви и страсти, богом сил природы. Считалось, что на Ярилу все живое «приходит в яр», то есть начинает плодоносить. «Ярило — добрый молодец, на белом коне разъезжает, на русых кудрях — венок, в левой руке — ржи пучок, в правой — палица. Взмахнет Ярило рожью — нивы тучнеют, хлеба колосятся; взмахнет палицей — громы гремят, дожди льют. Куда конь ступит, там трава шелковая с лазоревыми цветами стелется», — так рисовали наши предки образ божества. Ярилин праздник называли особенным; говорили, что его «целый год ждут», что это «всем дням день». На Ярилу ждали сверхъестественных явлений: солнце замедляло ход, а на земле образовывались особые «дыры», сквозь которые можно было посмотреть на другой край света, а то и на потусторонний мир. Для этого нужно было в полдень заплести в косу крепкие березовые ветки и взглянуть сквозь них с крутого берега реки; верили, что таким образом можно увидеть близких, о которых давно не было вестей. В этот день отправлялись на покосы, набивали матрацы свежескошенной и высушенной травой. По вечерам собирались у костров, веселились, водили хороводы, заваривали душистые чаи на травах. Устраивали также «ярилины игрища», ярмарки, посещения родственников. Праздники сопровождались кулачными боями, песнями, плясками и разгульным весельем.

Именины в этот день Александр, Василий, Виктор, Ипатий, Леонтий, Никанор, Сергей, Феодул.

2 июля. ДЕНЬ СВЯТИТЕЛЯ ИОВА, ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ. ДЕНЬ СВЯТОГО ЗОСИМЫ.

Со смертью царя Феодора Иоанновича в 1598 году пресеклась мужская линия династии Рюриковичей, начался период государственных нестроений, известный в истории России как Смутное время. Патриарх Иов, будучи уже старым и больным, составил обличительные грамоты, в которых Лжедимитрий назван своим настоящим именем беглого монаха Григория Отрепьева, обманщика и самозванца. Эти грамоты отрезвили многих, но Лжедимитрий успел заручиться поддержкой Польши и Ватикана, обещая ввести в России унию. В январе 1605 года патриарх Иов предал анафеме Лжедимитрия и поддерживающих его изменников. 13 апреля 1605 года скоропостижно скончался царь Борис Годунов. В Москве вспыхнул бунт, город был сдан самозванцу и полякам. Патриарх Иов отказался присягнуть Лжедимитрию и был низложен. Слуги Лжедимитрия ворвались в Успенский собор Кремля, чтобы убить патриарха. Святитель молился в это время перед Владимирской иконой Божией Матери. Сторонники самозванца сорвали с патриарха архиерейское облачение и не дали окончить Литургию. Он претерпел множество поношений и был сослан в Старицкий Успенский монастырь. В конце дней своих он благословил на патриаршество митрополита Казанского Ермогена. Через два года, 19 июня 1607 года, патриарх Иов скончался и был погребен в Успенском Старицком монастыре. В 1652 г. мощи святителя перенесены в Москву в Успенский собор.

В этот день Православная церковь отмечает и память святого Зосимы. Он родился во Фракии в 89 году, когда христианская вера только зарождалась. Однако юноша загорелся желанием стать христианином — и вскоре осуществил его. Когда Зосима узнал о начавшихся преследованиях христиан, он оставил военную службу, принял крещение и посвятил свою жизнь молитвам и совершению добрых дел. Об этом донесли правителю Домициану, и Зосиме пришлось предстать перед судом. Он оказался тверд в своей вере, отказался отречься от Христа и принести жертву языческим богам. После этого бывшего воина подвергли пыткам, но он снес их, не ощутив страданий. Тогда мученика заключили в темницу, а через некоторое время обезглавили.

Святой Зосима считается Покровителем пчел и пчеловодства, это праздник пасечников. В этот день проводили празднование и различные игры.
«Зосима - пчелы мед запасают». «Пчела жалит только грешника». «Без Зосимы-Савватия рой пролетит мимо». Пчелы начинают заносить мед, заливать соты. Ко 2 июля приурочены специальные "пчелиные" приметы.

• Если пчелы быстро летят к своим ульям, жди дождя.
• Если пчелы часто жалят, жди засухи.
• Если пчелы сидят на стенках улья, не улетают — ожидай жары.

Видимо, потому, что мед и другие сласти так любимы детьми, второй день июля почитался детским днем; в ритуальных песнях и играх малышам отводилась особая роль. Окружив ульи, дети исполняли особые припевки:
«Рой, гуди, в поля иди, с полей иди, медок неси!
Пчелушки малые, крылышки алые, носики вострые, сами пестрые!
В поле идут — гудут, гудут. С поля идут — медок несут».
Игры Зосимова дня тоже носили ритуальный характер. Двое ребят стоят неподвижно — они "ульи". Все другие участники ходят вокруг них и поют:
«Пчелки яровые, крылья золотые, что вы сидите, на полет не летите?
Аль вас солнышком печет? Аль вас дождичком сечет?
Летите за горы высокие, за леса зеленые!»
Пропев песню, все разбегаются, а "ульи" начинают изображать "пчел" и бегут за играющими. Кого они поймают, тот считается "ужаленным" и из игры выбывает. "Пчелы" ловят оставшихся игроков.
Что до погодных наблюдений и примет, то второй день июля считается самым поздним сроком окончания заморозков на почве.
В русском народном календаре несколько дней Зосимы, и все они тем или иным образом связаны с пчелами. В частности, на июльского Зосиму пчелы начинают заносить мед в ульи и заливать соты. Поэтому пчельники старались попусту не беспокоить насекомых; если же доводилось пройти мимо улья, нужно было произнести заговор: «Рой, гуди, в поля лети! С поля домой возвращайся — медок неси!». Без меда на Руси не обходилась ни одна семья. Распространены были среди пчеловодов и другие обычаи, соблюдение которых гарантировало хороший сбор меда. Среди них были как рациональные (например, селить под крышками ульев синиц, которые уничтожают вредителей), так и ритуальные (так, в качестве жертвы для духа — покровителя пчеловодства в землю закапывали кувшин с медовухой). Пчел на Руси почитали всегда. Об этом свидетельствует множество пословиц, поговорок. Среди них такие: «Пчела — божья угодница, доставляет воск на свечи»; «Пчела жалит только грешника»; «Для пчелы всякий урок легок»; «Пчел разорить — что человека убить». Существовали и особые приметы: если пчелы летят к ульям — скоро дождь, а если сидят на стенках — к сильной жаре. Кроме Зосимы, в этот день нередко вспоминали святого Иова. Этому праведнику было принято молиться об избавлении от несправедливой обиды и всяческих наговоров.

Именины в этот день Иван, Фаддей.

3 июля. ДЕНЬ СВЯТОГО МЕФОДИЯ. Мефодий – перепелятник.

С юных лет он отличался любовью к Богу и церкви, был сначала пресвитером, а потом уже достиг и епископского сана как человек высокого ума и святой жизни. В своих посланиях и сочинениях он стремился руководить своей паствой в деле достижения ею царствия небесного и, охраняя ее от тревоживших в то время церковь ложных учений и наветов, строго обличал «Оригенову прелесть», за что немало претерпел бед и огорчений. За распространение христианства он был обезглавлен в 312 году в Восточной Халкиде.

Это праздник в народе назывался  Мефодий - перепелятник, он покровительствовал охотникам на перепелов. К добру, если в этот день кружилась паутина.
Если в этот день паук не раскидывает сетей - будет дождь или буря. Паук снова плетет паутину - перемена погоды к лучшему. Этот или следующий день обычно бывает грозовой. «Как наладится дождь, то мать-рожь повалит, горох отяжелит; вечерами станет мглисто, зябко да комаристо».
Всходит поздний картофель. От болезней плодовые деревья опрыскивают 0,1%-ным раствором хлорокиси меди.
Со дня Мефодия охотники живут в предвкушении скорой охоты на перепелов. Замечают: коли над озимью носится тенетник и мошка, будет улов перепелов хорошим. Летят тенета - удачная охота.
Если муравьи прячутся в кучи - жди сильного ветра, дождя, грозы; лягушки по суше прыгают - к дождю; жаба в траву выползла - к дождю.
Особенно удачной будет охота, если над ржаным полем кружится паутина. Ей вообще в этот день придается большое значение. Недаром говорится: Мефодий — паутинный день, погодоуказатель. С давних пор замечено, что пауки лучше всякого барометра предугадывают погоду за двое-трое суток. На день Мефодия их предсказания самые верные. Если паук затаился, не раскидывает свою паутину — скорее всего, следует ждать дождя или бури, а уж если он паутину уничтожает и прячется в щель, вне всякого сомнения, наступит непогода. Когда лесные ткачи снова принимаются за свое занятие, это значит, что погода изменится к лучшему. На Руси к этому дню на полях поспевали хлеба, и на них слетались перепела. Поэтому у охотников начинался период легкой охоты: добыть птицу в это время проще простого. Каждый из них на Мефодия старался подстрелить хотя бы одну перепелку, чтобы не возвращаться домой с пустыми руками. Опытные охотники знали разные приметы: если над озимым хлебом носится паутина и летает мошкара — значит, где-то рядом затаилась птица; а вот там, где перепелиный свист слышней всего, успеха можно ожидать менее всего. Увидеть белого перепела — к большому счастью, а если поймать его — всю жизнь будешь держать удачу за хвост. Зато другая птица могла принести плохие вести. Считалось, что если на Мефодия днем на крышу избы сядет сова, то вскоре в этом доме случится пожар. Существовали и другие приметы — на погоду. Если на Мефодия зарядил дождь — ему идти еще 40 дней. О приближающемся дожде говорила и жаба, выползшая в траву, и раскричавшиеся вечером лебеди. А вот если паук активно плетет паутину — погода будет сухой и ясной.

Именины в этот день Андрей, Афанасий, Глеб, Дмитрий, Иван, Инна, Мефодий, Наум, Николай, Римма, Фома

4 июля. МУЧЕНИКА ИУЛИАНА ТАРСИЙСКОГО.

Святой Мученик Иулиан Тарсийский родился в Киликии в Малой Азии в 305 году, он был сыном сенатора язычника и христианки. Император Диоклетиан начал гонение на христиан, когда Иулиану исполнилось 18 лет. Святого долго мучили, требовали отказаться от веры во Христа. Его зашили в мешок, наполненный песком и ядовитыми гадами, а затем бросили в море. Его тело вынесло на берегу около Александрии, где его и похоронили. Затем его мощи Иулиана перенесли в город Антиохию.

Еще один Архангел - Архангел Варахиил (благословение Божие).
Это имя известно только по преданиям. В Библии и в Евангелии оно не встречается.
Святой Архангел Варахиил — податель людям благословений Божиих на добрые дела и ходатай, испрашивающий людям милости Божии и благословение Божие проводить жизнь в душевном здравии и спасении, покровитель благочестивых семейств, хранитель чистоты души и тела.
Имя Варахиил означает — Богом благословенный, благословение Божие. Архангел Варахиил изображается несущим на своей груди, на одежде, белые розы, как предвестие блаженства в Царствии Небесном, а сам Архангел Варахиил является как бы предвестником блаженства и нескончаемого мира в Царствии Небесном. Итак, Архангел Варахиил — это Ангел благословений Божиих, чрез него ниспосылаются людям благословения и благодеяния Божии. А поскольку благословения Божии различны, то и служение сего Архангела различны: чрез него посылаются благословения на добрые дела, на всякое доброе житейское занятие, но только тогда, когда земное благословение люди хотят принимать для стяжания благословений небесных и вечных. Например, когда ожидают обилия плодов земных, чтобы поделиться ими с бедностию, украсить храм Божий, призреть сирого, и тому подобное. В противном случае Господь не пошлет и Архангел не принесет благословения. Он же является и покровителем семьи.

Молитва: «О великий Архангеле Божий Варахииле, предстоящий Престолу Божию и от Престола приносящий благословение в дом рабов Божиих! Испроси у Господа Бога милосердие и благословение, да благословит Господь от Сиона и от горы святыя Своея, и умножит изобилие плодов земных, и подаст нам здравие и спасение, на врагов победу и одоление, и сохранит нас на многая лета.
Святый Архангеле Варахииле, благословение от Господа нам приносящий! Благослови мя положить начало благое исправлению нерадивого жития моего, да угожду во всем Господу Спасителю моему, ныне и присно и во веки веков. Аминь».

А в прироже зацветает липа (ранний срок 27 июня, поздний - 18 июля).
При обнаружении мучнистой росы на ягодниках обрезать их верхушки.   Русский народ сложил поговорки об Ульяне (Иулиане) и о несбыточной встрече, которую вспоминали в этот день: «Ульяна кличет Ульяна, а Ульян кличет Ульяну»; «Ульян Ульяне в лицо не глянет». Рассказывали легенду: «В стародавние времена ходил Ульян по лугам и полян, звал свою Ульяну, а Ульяна сидела на берегу реки, засмотревшись на бегущую воду. Только к вечеру она опомнилась, побежала на луг — а Ульян уже ушел к реке другой тропинкой. Так и не встретились Ульян с Ульяной».
В Ульянов день было принято собирать цветы липы, которые как раз распускались к этому времени. В народе с этим деревом было связано множество поверий. К примеру, липе приписывали способность избавлять человека от сглаза. Также говорили, что тот, кто срубит липу, непременно заблудится в лесу. А если липа возле дома вдруг засыхала — это предвещало плохие перемены в семье. Липу почитали неспроста — ее цветы имеют лечебные свойства, обладают потогонным, жаропонижающим, отхаркивающим, мочегонным и бактерицидным действием. В народной медицине липовый цвет издавна считается надежным средством от простуды, кашля, головной боли. Порошок из листьев и семян этого дерева может останавливать кровотечение и залечивать ожоги. Русские девушки использовали липу и в косметических целях: ее сок укрепляет волосы, а настой из цветов придает коже свежесть.

Именины в этот день Алексей, Анастасия, Василиса, Георгий, Иван, Максим, Никита, Николай, Павел, Терентий, Федор, Юлиан

5 июля. ДЕНЬ СВЯТОГО ГАЛАКТИОНА И СВЯТОГО ЕВСЕВИЯ.

Епископ Самосатский Евсевий, чья память чтится в этот день, жил в 4 веке. Он прославился как защитник православного исповедания, утвержденного на первом Вселенском соборе в Никее. За это он терпел преследования, в том числе от императора Констанция. Однажды правитель узнал, что у Евсевия хранится некий акт, подписанный на соборе, и приказал его отдать. Епископ сказал, что скорей позволит отсечь себе обе руки, чем сделает это. После Констанция на престол взошел Юлиан Отступник, и для христиан начались еще более трудные времена — начались открытые гонения. Но и в это время Евсевий не прекратил свою деятельность: в одежде воина он прошел через всю Сирию, Финикию и Палестину, обращая людей в православие. В это время он обучал священников для пустующих церквей, рукополагал епископов. Когда Юлиан Отступник умер, императором стал благочестивый Иовиан, в правление которого гонения приостановились. В это время Евсевий дал совет архиепископу Мелетию созвать Поместный собор в Антиохии, который подтвердил православное вероучение, принятое на Вселенском соборе. Погиб Евсевий от рук женщины — жительницы города Долихины. Она сбросила с крыши черепицу, которая пробила святителю голову. Умирая, епископ просил окружавших его людей не причинять преступнице зла.

В народе называли именины Евсевия днем встреч. «Накануне Ульян не нашел Ульяну, а теперь она сама пошла его искать», — говорили люди. На Евсевия примечали приметы погоды. Если шел дождь — это предвещало хороший урожай хлеба. Об этом же свидетельствовал и месяц, мерцающий вечером на небе.
В этот день отмечается Ярилин праздник. Впрочем, не везде; в разных местностях он справлялся в разные дни, но обязательно до Петровок, до 12 июля. Ярило - олицетворение летнего расцвета природы, буйного роста, обновления. По поверью, Ярило — добрый молодец, он разъезжает на белом коне по святой Руси; на русых кудрях — венок, в левой руке — пучок травы, в правой — палица, ноги у Ярилы босые. Взглянет Ярило наветренного — тот без вина пьян, без хмелю хмелен; встретится взором с девицею — ту мигом в жар бросит, так бы ему на шею и кинулась. А вокруг него, куда пи направит Ярило путь, все пестрее и ароматнее расцветают цветы...
Ярило — олицетворение летнего расцвета природы, буйного роста, обновления. Не случайно этот праздник нередко сопровождался обрядом "смотрения невест": девушки сходились в зеленой роще, а парни приходили высматривать пару себе по сердцу. "При этом, — отмечал наблюдатель, — все, впрочем, совершалось с полной благопристойностью".
Любимейшая игра на "смотрении" — горелки. Юноши и девушки становятся попарно в длинный ряд; один из парней, тот, которому не досталось пары, выкликает:
— Горю! Горю!
— Чего ты горишь? — спрашивает его кто-нибудь из девушек.
— Красной девицы хочу!
— Какой?
— Вот такой молодой!
После этого первая пара бросается по кругу в разные стороны, а "горевший" пытается поймать девушку раньше, чем она успеет сбежаться со своим парнем. Если "горевшему" это удается, то он становится с ней в пару, а оставшийся одиноким "горит" вместо него; если не удается, то он продолжает гоняться за другими парами, пока не достигнет успеха.
В некоторых местностях Ярилу "задабривали": уходя из дома, оставляли стол накрытым и уставленным различными яствами. Великое счастье ожидало того, кто, вернувшись домой, найдет все съеденным и выпитым — Ярило принял дар!
Многие народы отмечают праздник "Перуна" - Бога Огня.
Ярило имеет много общего с древнеславянским языческим богом Перуном; в обрядах Ярилиного дня тоже немало языческого. Поэтому православная церковь всегда относилась к этому празднику весьма неодобрительно. В XVIII веке святитель Тихон Воронежский с неудовольствием обращался к пастве: "Видно, что был некий древний идол, прозываемый именем Ярило, который за бога почитаем был, пока еще не было христианского благочестия. Но иные праздник сей, как я от здешних старых людей слышу, ожидают, как годовое торжество, и, когда он приспеет, то одеваются в лучшее платье и предаются игрищу".
Еще раздраженнее писал о Ярилином празднике игумен Памфил: "Стучат бубны и гудят струны, звучат все скверные песни, бесовские обряды свершаются, ног скакание и топтание, мужам и отрокам великое прельщение и падение женам осквернение и девам растление".
Но, как бы ни относилась к древнему обычаю церковь, его во многих местах продолжали соблюдать. Например, в Воронеже, где, кстати, пребывал недоброжелатель праздника Тихон, в Ярилин день сходились на городскую площадь толпы народа. Сообща решали, кому в этом году "ходить 3i Ярилу". Выбранного наряжали в пестрый кафтан, обвешивали лентами и цветами, прикрепляли к рукавам бубенчики, на голову надевали бумажный колпак с петушиными перьями, а в руки давали колотушку. Под задорные крики, звон колокольчиков и грохот трещотки шел "Ярило" по площади, сопровождаемый молодежью, пел, приплясывал, увеселяя и без того возбужденную толпу. Празднество это включало в себя игры и пляски, лакомства, обильное возлияние и по обычаю — кулачный бой, стенка на стенку.
Кое-где был распространен другой обряд — похороны Ярилы. Специально изготовленную куклу клали в гроб и носили по улицам. Женщины при этом причитали, как тогда говорилось, "плакали голосом". Мужики поднимали куклу, трясли ее, как будто пытались оживить. Наконец, гроб закапывали в землю, и начинались поминки.
А вот в Костромской и Симбирской губерниях чучело Ярилы возили по деревенским улицам в телеге, запряженной парой лошадей, причем куклу держала на коленях древняя старуха. Вечером чучело купали и топили в реке, при этом приговаривали: "От Ярилы до Аграфены-купальницы рукой подать!"
Если в этот день будет дождь, то будет урожай хлебов.
5-10 июля - повторный посев редиса. У раннего картофеля появляются цветки. Побеги роз и флоксов промывают 1-2%-ным содовым раствором или 0,01-0,1%-ным раствором марганца от тли.

Именины в этот день Василий, Гавриил, Галактион, Геннадий, Григорий, Ульяна, Федор

6 июля. ДЕНЬ ВЛАДИМИРСКОЙ ИКОНЫ БОЖЬЕЙ МАТЕРИ. ДЕНЬ СВЯТОЙ АГРИППИНЫ. Аграфена Купальница.

Празднество Божией Матери в честь Ее святой иконы Владимирской совершается в благодарение за избавление Москвы от нашествия хана Ахмата. В 1480 году при Великом князе Иоанне III Васильевиче хан Золотой Орды Ахмат с многочисленными полчищами подошел к реке Угре, которую называют «поясом Богоматери», охраняющим Московские владения.
Целый день войска хана и Московского князя стояли друг против друга, не приступая к решительным действиям — «стояние на Угре». Вся Москва молилась своей Заступнице Пресвятой Богородице о спасении православной столицы. Митрополит Геронтий (1473—1489) и духовник князя, архиепископ Ростовский Вассиан, молитвой, благословением и советом подкрепляли русские войска. Митрополит писал князю соборное послание, в котором призывал его мужественно стоять против врага, уповая на помощь Матери Божией.
Пресвятая Богородица заступилась за Землю русскую. Князь приказал своим войскам отступать от Угры, желая дождаться перехода татар, враги же решили, что русские заманивают их в засаду, и тоже стали отступать, сначала медленно, а ночью побежали, гонимые страхом. В благодарность за освобождение России от татар и был установлен праздник в честь Божией Матери.

Святая Агриппина посвятила свою жизнь Богу. Была закована за свою веру в цепи и скончалась (260). От ее гроба совершались многочисленные исцеления. В этот день церковь отмечает память святой мученицы Агриппины (в русской традиции — Аграфена). Еще в молодости римлянка Агриппина решила не вступать в брак, а посвятить свою жизнь служению Богу. Во время гонения на христиан ей пришлось предстать перед языческим судом, где ее подвергли пыткам, а после заточили в темницу. Несмотря на мучения, Агриппина не отреклась от своей веры. В награду за стойкость Бог послал ей избавление: ангел освободил девушку от уз, но от перенесенных пыток она все же вскоре скончалась. Тело мученицы три христианки — Васса, Павла и Агафоника — отвезли в Сицилию и похоронили. У гроба святой Агриппины впоследствии совершались многочисленные чудеса.

В народе ее называют Аграфеной, да еще и с добавлением — Аграфена-купальница. Канун праздника Ивана Купалы, Ивановской ночи. В ночь на Ивана Купалу - обрядовые действия, песни, приговоры, гадания.
С этой даты начинался купальный сезон, до этого дня в реках и озерах для развлечения не купались. Кроме того, с появлением в России в XVIII веке городских общественных бань 6 июля стали считать Всероссийским банным днем. В этот день на Руси исстари с утра парились в бане, а потом днем купались в реках и прудах. После бани завтракали. Водили детей умываться к родникам. От «нечисти» прятали скотину. Днем все девушки надевали свои лучшие наряды и ходили в них по дому, выпрашивая у родных подарки — украшения, ленты, платки. Вечером они собирались в избе у одной из подруг — толочь в ступе ячмень, из которого на следующий день варили кашу. Считалось, что такое блюдо укрепляет женское здоровье. Еще одна кулинарная традиция этого дня — «обетная каша». Так называли обед из постных блюд, который жители деревни собирали вскладчину и выставляли на улице для нищих и путников.
После обеда деревенские девушки и женщины запрягали лошадей и отправлялись в лес заготавливать банные веники. Их делали не только из березовых веток: на Вологодчине, например, их вязали из разных пород лиственных деревьев, так чтобы в каждом венике было по ветке березы, ольхи, черемухи, ивы, липы, смородины, калины, рябины, а также по цветку разных растений. Веники заготавливали на весь год, чтобы работа длилась долго. Вечером обязательно мылись и парились в банях, устлав полы в них свежесорванной травой. А тут и ночь наступает: непростая ночь — ночь с Аграфены на Иванов день.
6 июля заготавливали не только веники, но и травы, и коренья для лечебных целей. Поэтому-то святая Агриппина получила еще одно прозвище: "Аграфена-лютые коренья". Название «лютые коренья» означает, что в это время много крапивы. С Аграфены начинают купаться, «закупываются». В ночь с Аграфены на Иванов день существовал обычай «выкатывать ржи», то есть мять их, валяясь по полосе. На Аграфену обетная каша, складчиной, для нищих. Пожалуй, самым главным событием дня Аграфены Купальницы был сбор трав, кореньев для лечебных и знахарских целей. Накануне Ивана Купала девушки гадали по травам.  Начинался сбор растений ближе к полуночи. По народному убеждению, в эту ночь деревья переходят с места на место и разговаривают между собой посредством шелеста листьев; беседуют друг с другом животные. А травы наполняются особой чудодейственной силой и тоже беседуют с Землёй и между собой. Как бы там ни было, но действительно, травы собранные перед Иваном Купалой и впрямь оказывают более действенное лечение, чем в другое время.
Тот, кто понимает их язык, многого сумеет достичь в жизни, а кто не понимает, может собирать травы и коренья, ориентируясь на старинные знания. Они сохранялись, переходя из рода в род, несмотря на то, что церковь преследовала в XVI и XVII веках знахарей-травоведов жестоко. Достаточно было найти у кого-нибудь неведомый корень или пучок неизвестной травы, чтобы придать этому значение злого умысла. Пойманных "ведунов" пытали, били батогами, чтобы "не повадно было бы носить и собирать травы и коренья". И тем не менее...
Какое растение, сгорая, спасает от несчастий и бед, отгоняет ведьм? Разумеется, шиповник: «Древо древанское, листья моханские, цветы ангельские, когти дьявольские». Шиповник охраняет от бед и несчастий, отгоняет ведьм.
Белую кувшинку, "одолень-траву", собирали по заводям и заглохшим прудам, чтобы при случае взять с собой в дорогу: кувшинка не даст заплутать, поможет избежать опасных встреч.
Растение Иван-да-Марья, положенное в угол избы, прогонит воров: "брат с сестрой" (желтый и фиолетовый цветки) станут разговаривать между собой по-человечьи, а грабитель подумает, что беседует хозяин с хозяйкой, и не посмеет войти.
"До восхода солнца, — учили старики, — рви чернобыльник; под корнем найдешь уголь; он от многих болезней облегчение доставляет — от брюха, от тошноты... Но рви так, чтобы никто тебя не видел: увидят за этим делом — уголь уйдет в землю".
Корень "плакун-травы" дарует удивительную духовную силу, внушает окружающим уважение и даже страх.
"Терлыч-трава" очаровывает парней — девушки носят ее за пазухой и приговаривают: "Терлыч, терлыч, хлопцев покличь!" Зверобой - антидемоническая трава,
Зяблица помогает от детского крика и бессонницы; пастушью сумку издавна заготавливали как хорошее средство при различных кровотеченьях; страдающим ревматизмом полезна жгучая крапива; для лечения ран и ожогов запасались заячьей капустой; на случай простуд, кашля необходимо иметь дома мать-мачеху, душицу, багульник... Но самым главным героем растительного мира становился в эту ночь папоротник.
"Златоогненный цвет" русских сказок, цветок папоротника раскрывается, если верить легенде, только раз в году, да и то на несколько мгновений, под конец Аграфенова дня, в полночь. Если сорвать его, можно увидеть все клады, сокрытые в земле, как бы глубоко и далеко они ни находились. Правда, добыть такой цветок едва ли не труднее, чем сам клад. По рассказам, около двенадцати часов из широких листьев папоротника внезапно появляется бутон, который, поднимаясь все выше и выше, то колышется, то затихает, то одной стороной поворачивается, то другой. Ровно в полночь бутон с треском раскрывается, и взору предстает сверкающий огненный цветок, такой яркий, что на него невозможно смотреть. В краткие минуты цветения папоротника будто бы слышны голоса и завывание нечистой силы, не желающей допустить человека до чудного, редкостного цветка, имеющего драгоценные свойства. Кто же все-таки сумеет сорвать цветущий папоротник, тот приобретет власть повелевать над всеми. Перед ним бессильны будут грозные правители; злые духи покорятся ему; во всякую сокровищницу, какими бы замками ни была она закрыта, он войдет, как хозяин, и двери сами раскроются перед ним — стоит только приложить к замку волшебный цветок. Невидимкой подберется его обладатель к любой красавице, и нет вообще ничего для него невозможного.
Иногда цветок папоротника может достаться человеку нечаянно. Приведу небольшой народный рассказ.
"Пастух ночью пас быков недалеко от леса и заснул. Проснувшись и видя, что быки ушли, побежал в лес искать их. Бежавши по лесу, нечаянно набежал на заросли папоротника, который уже расцвел. Не заметив этого, пастух перебежал прямо через заросли и случайно сбил ногой цветок. Тот упал ему в башмак. Пастух сразу сделался счастливым, тотчас быков нашел.
Он и сам не знал, отчего так. Целую неделю не разуваясь, он за семь дней нажил много денег и все, что будет завтра, заранее угадывал. Между тем в башмаки за это время насыпалось земли. Пастух, разувшись, стал вытряхивать землю из башмака и вместе с нею вытряхнул и цветок. Так и потерял он свое счастье: деньги невесть куда утекли, и будущее узнавать он разучился".
Много разного случается в волшебную ночь Аграфенова дня. Лучше не ложиться спать, чтобы не оказаться беспомощным перед оживающей и становящейся особенно активной в эту пору всякой нечистью — оборотнями, русалками... Поэтому крестьяне не выпускали лошадей в поле, чтобы злые духи не заездили животных; ходили что ни час проверять хлев, а то ведьмы испортят дойных коров... Бабы-яги, колдуны и ведьмы, кто в ступе, кто верхом на помеле, толпой летели в это время на Лысую гору, на свое ежегодное сборище, шабаш, где бесчинствовали и советовались друг с другом, как бы причинить какое зло людям.
 «На Аграфену потерял соловейко голос через яшный колос», т.е. идет колошение ячменя. «Сей репу на Аграфену - хороша будет».
Аграфена Купальница, идущий за ней Купала и еще через несколько дней «Петры и Павлы» сливаются в один большой праздник, наполненный для земледельца огромным смыслом. Период этот включает в себя множество обрядовых действий, легенд, поверий, гаданий, приговоров, песен.
Собирают днём колючие растения (крапиву, шиповник, малину), которые потом сжигают, чтоб избавиться от несчастий и бед. Растения высушивают и хранят в доме. Время от времени, особенно после «завистливых» гостей проводят обряд очищения дома. Для проведения обрядового действия, растения помещают в металлическую чашу и поджигают. Дым, выделяющийся при сгорании, является очищающим от сглаза и зависти. Чашу, с дымящимися растениями проносят в комнате, двигаясь по часовой стрелке. Рекомендуется хранить эти сухие растения в каждом доме. Крестьяне для предохранения себя от ведьм, кладут в этот день на окна, а в дверях осиновые ветки.
На травах пытались предсказать будущую судьбу и увидеть суженного.
Начало Полного лета. Приступают к уборке озимой пшеницы.
Белокочанную и цветную капусту от бабочки капустницы поливают настоем помидорной ботвы. Хорошо действует промыв струей холодной воды из шланга каждого кочана белокочанной капусты. Цветную закрывают листьями.
На Аграфену гречиха мала, овсу порост. Кроме того, на Аграфену было принято сеять репу. При этом приговаривали: «Матушка-репка, уродись крепка, ни редка, ни густа — до великого поста». Наши предки очень любили репу, старались есть ее при каждом удобном случае. «Мимо девки да мимо репки просто так не пройдешь», — шутили люди.

Именины в этот день Агриппина (Аграфена), Александр, Алексей, Антон, Артемий, Герман, Иосиф, Корнилий, Митрофан, Петр, Святослав, Федор

Картина дня

наверх