В северо-западной части горного хребта Котх, в восемнадцати километрах от Водораздельного Кавказского хребта расположена Абадзехская гора. Иначе ее называют Ключевой. Эта величественная горная вершина раскинулась на высоте 415 метров над уровнем моря. Находится она на правом берегу живописной реки Псекупс, прямо в черте города Горячий Ключ. Ученые предполагают, что Ключевая гора появилась около 10-15 миллионов лет назад после того, как здесь случился величайший тектонический подъем одной части берега реки. Кстати раньше, опять же основываясь на догадки ученых, в этой местности находился океан Тетис. Если верить этой гипотезе, именно это и объясняет то, что Абадзехская гора богата песчаниковыми скалами.
Ключевская гора с давних пор славится своими целебными ключами – они бьют прямо у подножия вершины и практически во всех ее окрестностях. Эти минеральные воды получили название Псекупские, в честь названия реки.
1) Крепость Псыфабэ
Крепость Псыфабэ - остатки средневекового оборонительного сооружения на вершине Абадзехской (Ключевой) горы. Псыфабэ по-адыгски - "теплая вода".
Именем этой крепости называлось до окончания Кавказской войны и урочище в том месте, где сейчас находится городская часть курорта Горячий Ключ.
Крепость невелика (100-200 м2).
Исследователи этих мест считают, что она являлась укрепленной частью поселения на северном склоне горного хребта Котх. За ее стенами, в случае опасности, прятались местные жители.
До наших дней сохранились только камни от фундамента стен (высота около 30 см) и также поросший деревьями крепостной ров, отделявший крепость от остальной части отрога.
В конце сентября - начале октября 1989 года отряд адыгейской археологической экспедиции производил разведочные раскопки на северных склонах горы Абадзехская, в результате которых и было открыто древнее укрепление.
Судя по собранному материалу, а именно по обломкам керамики, этот исторический объект датируется V - VII вв. н. э., но здесь же имели место находки более раннего периода, что говорит о еще более раннем заселении этих мест (1 в. н. э.).
Самое позднее время использования крепости - XIII- XVI вв. Этот период позднего средневековья истории адыгов в археологии носит название «Белореченская культура».
В ходе раскопок были обнаружены и расчищены некоторые участки оборонительной архитектуры. Длина самой укрепленной части составляет 67 метров, ширина - 48 метров. Мощность стены, опоясывающей площадку 3,5 метра. Она состоит из двух (внешней и внутренней) стенок шириной 50 и 30 см, сложенных из глыб песчаника на глиняном растворе. Внутреннее пространство забутовано более мелким колотым камнем и щебнем. В южной стене находится башня прямоугольного типа. С противоположной стороны находилась башня в виде многоугольника.
В самом высоком месте скалы стояла наблюдательная вышка, южнее - какое-то культовое сооружение (очевидно, солярное святилище). На нижних террасах, спускающихся на запад к Псекупсу, очевидно, располагались жилые строения. Остатки пока не найдены, лишь открыта частично мосюва, устилающая эти террасы.
По мнению адыгского археолога Нурбия Газизовича Ловпаче, в период ранней бронзы (3-е тысячелетие до н.э.) долину Псекупса населяли кавказские племена хаттов, носителей известной майкопской культуры.
В меотское время (4-1 в.в. до н.э.) долину Псекупса заселяло протоадыгейское племя фатов (фатеев), фигурировавшее в античных письменных источниках с 4 в. н.э. Это было самое земледельческое и самое ремесленное племя в Закубанье. Фатская гончарная культура продолжается и в эпоху «великого переселения народов», т.е. до 7 в. Ни нашествие гуннов в конце 4-го в., ни гибельное завоевание аваров в 7 в. не прервало ее развития. Об этом говорят многочисленные укрепленные городища 5-6 в.в. в низовьях Псекупса, Марты и Пчаса, исследованные краснодарским археологом Н.В. Анфимовым.
Керамика крепости «Псыфабэ» демонстрирует эту культуру в горной части края.
Гунны не первые пришельцы, натиск которых пережили фаты, нашествие аланов в 1 в. и готов в 3-ем заставило их покинуть правый берег Пшиза (Кубани). К 5-му в. племя фатов утратило ту политическую силу и самостоятельность, что имело в период своего наивысшего рассвета при царе Арифарне в 4-м веке до н.э. В период самого раннего средневековья из западнокавказских племен самыми сильными стали зихи. В позднеримское время они имели государственность. Известен царь зихов Стахемфак, номинально зависимый от римского императора. В эпоху «великого переселения народов» это племя располагается в Северо-Восточном Причерноморье от Топсиды (Туапсе) до Синдской Гавани (Анапа) и на политической арене выступает от имени всех адыгов как джихи, циги, зихи. Они объединили всех адыгов в племенной союз.
Открытый памятник археологии и оборонного зодчества следует считать зихско-фатской крепостью V—VII вв. Укрепление «Псыфабэ» служило цитаделью раннего средневекового поселения, располагавшегося с восточной стороны скалы у подножья г. Абадзехской. Очевидно, после 370 г., когда начались набеги гуннов, и особенно в V в., когда при знаменитом царе гуннов Атилле они участились, была воздвигнута южная стена. История адыгов характеризует нашествие аваров в VII в. под предводительством хана Байкана как самое губительное. Главное сопротивление аварскому завоеванию организовал хамышейский (бжедугский) князь Лавристан. Именно тогда и должны были быть воздвигнуты основные фортификационные элементы.
В процессе раскопок, обмеров и вычерчивания плана крепости выяснилось: при сооружении стены, окружавшей верхнюю площадку, площадь цитадели уменьшилась почти на треть - настолько, что в ней вряд ли могло разместиться население посёлка в случае внешней опасности. Но княжеская семья с прислугой располагалась свободно. Возможно, «Псыфабэ» было феодальным замком.
2) Скала Спасения (Петушок)
Скала Петушок прилепилась в узком месте долины на отроге хребта Котх, у подножия горы Абадзехская, и имеет высоту около 15 метров. Вершина скалы состоит из зубцов и напоминает петушиный гребень. По преданию, скалу Петушок называли скалой Спасения. В отвесной песчаной скале выдолблена небольшая пещера. По легенде в те времена, когда на месте Горячего Ключа был адыгский аул, у осужденного на смерть был единственный шанс спастись - это после оглашения приговора успеть добежать до упомянутой пещеры. Если такое мероприятие удавалось, то следующей ночью спасенный имел право беспрепятственно покинуть пещеру и навсегда уйти из родного аула и не попадаться им на глаза, т.е. он из племени изгонялся навсегда.
3) Пещера Звонкая
Вдоль гребня скалы Спасения вниз прорублены ступеньки с перилами из проволоки. Слева (внизу) находится углубление — это пещера Звонкая (скорее это грот, а не пещера). Внутри выдолблена каменная скамейка.
В Звонкой пещере совершенно особенная акустика, которую не встретишь ни в каком другом месте. Человек, который находится внутри пещеры, с легкостью услышит абсолютно все, что творится даже на другом берегу Псекупса. И не просто громкие и резкие звуки – здесь слышно даже тихий плеск волн Псекупса о скалы. А речка эта находится довольно далеко отсюда. Но есть и так называемый обратный эффект – каждое слово, произнесенное внутри Звонкой пещеры, непременно услышть те, кто стоит на противоположном берегу реки. В этом-то и заключается объяснение тому, почему местные жители назвали пещеру Звонкой.
4) Дантово ущелье.
Дантово ущелье - памятник природы у подножья Абадзехской (Ключевой) горы. Природа разделила этой узкой стометровой скальной щелью (глубина до 15 метров) горные склоны. В 70-х годах девятнадцатого века вырубили по дну ущелья каменную Дантову лестницу и облагородили поляну перед входом.
Дантово ущелье названо в честь великого итальянского поэта, мыслителя и ученого эпохи Возрождения Данте Алигьери (1265-1321). Его поэма "Комедия", названная потомками "Божественной", изображает странствие поэта по загробному миру.
Откуда пошло такое интересное название? Все началось в конце 19 века, в 1875 – 1878 годах. Именно тогда и было прорублено это ущелье. Делалось это для того, чтобы проветривать болотистую местность минеральной площадки появившегося в те времена курорта Горячий Ключ. Получившийся проем в песчаных скалах имел некоторое сходство с вратами ада – вот тут-то кто-то и вспомнил красочное и впечатляющее описание подобного входа в Царство мертвых из бессмертного творения великого драматурга Данте Алигьери – «Божественной комедии». Стех самых пор это ущелье называют Дантовым. Абадзехская гора словно расколота на две половины именно в Дантовом ущелье, стены которого поросли мхом.
У входа в долину ручья, протекающего по Дантову ущелью, стоит столб из белого мрамора высотой около 1,5 метров с надписью на древнетурецком языке: «Этот памятник сделал бжедухский князь Айтеч Хаджи (родоначальник князей Хаджимуковых) в честь своего любимого дворянина и спутника Хапача Лакшука, ездившего с ним в Мекку в качестве паломника и скончавшегося на обратном пути в город Дамаск - Сирия. Памятник поставлен 1132 гефшир месяца шеваль» (по русскому исчислению -в 1717 г.).
Фактически же это кенотаф, своего рода символическая могила. Такие надгробные памятники устанавливаются в память о людях, чьи реальные захоронения находятся в совсем ином месте.
Один из потомков Хамыша — князь Айтеч, первый из кавказских горцев, посетивший Мекку. Позже он получил титул "Хаджи", а детиего стали именоваться Хаджи-Мук (сын Хаджи).
Хапач Лакшук, как обнаружили исследователи, упоминается в адыгейских песнях как герой бжедугов и храбрый военачальник.
На верхней части столба находятся солнечные часы.
5) Иверская часовня.
Неподалеку от входа в Дантово ущелье красуется Иверская часовня. Она знаменита тем, что имеет название в честь иконы – Иверской. Считается, что она способна исцелять от любых недугов. Сама часовня сейчас напоминает местным жителям и гостям о том, что некогда здесь, прямо на этом месте из земли бил родник с целебной водой. Его так и называли – Иверский источник. За водой к нему приходили и простые жители, и паломники, странствующие в поисках смысла жизни. Но в двадцатых годах теперь уже прошлого столетия горные пласты сдвинулись, и вода исчезла. А в память об Иверском источнике осталась лишь чаша, сделанная в форме морской раковины, да часовня.
В самом центре Минеральной поляны, которая находится у подножия Абадзехской горы, стоит обелиск – единственный в своем роде памятник, установленный в честь «живой воды». Возник он здесь в 1914 году, в год пятидесятилетия Псекупских минеральных вод.
6) легенды Абадзехской горы
1 ) Легенда гласит...Жил да был... Нет, правильнее сказать, властвовал в те времена князь Хатющук, а может быть, царь Лавристан Хамышейский — назовем его Лаврихат. Человек недюжинной силы и незаурядных умственных способностей. Но то или иное качество помогло завоевать ему самую прекрасную девушку племени абадзехов — доподлинно неизвестно. Долго ли, коротко ли, юная прелестница стала женой сурового князя, обезумевшего от страсти, а потому пожелавшего отгородить от посторонних глаз лучезарность княжны недосягаемыми стенами крепости. Повинуясь законам племени и наставлениям богобоязненных родителей, молодая жена ни в чем не прекословила мужу и в скором времени родила ему двоих прекрасных воинов. Но где хранится золотой ключик от ее горячего сердца — для всех оставалось секретом, да и знала ли об этом она сама, покуда в одной из жесточайших оборонительных битв ее не пронзил завораживающий взгляд очаровательного завоевателя — князя племени гуннов. Захворал с того дня воинственный гунн и начал медленно угасать, и не нашлось ни одного лекаря во всем княжестве, способного остановить таинственную болезнь... Как вдруг прослышали гунны о чудодейственных способностях жены вражеского князя, исцеляющей от самых страшных болезней то ли своей колдовской силой, то ли какими-то удивительными водами из горячих источников.В один из дней измученного страданиями князя верноподданные поднесли к воротам замка «Псыхабэ». Стремительно миновав сотню каменных ступенек, возлюбленная враждующих князей склонилась над своим возлюбленным... И, как бывает не только в сказках, в тот самый момент муж, на лихом коне возвратясь в свою обитель, вознегодовал от увиденного. Смешавшись со слезами и кровью, муки несбывшейся любви пролились в целительный источник, ставший после этого горячим — таким горячим, как сердце таинственной княжны, ключик от которого до сих пор хранится то ли у разрушенных стен замка, то ли в водах Псекупса...
2) Скала Петушок или скала Спасения. Когда-то в древности жила красавица-девушка, не любить которую не мог никто. И вот однажды посватался к ней один из местных парней. Но она отказала ему, потому что тайно была влюблена в другого. Не стерпел этого неудавшийся жених, пошел он к богам и попросил их покарать девушку. Раз не его, так ничьей пусть не будет. Боги прислушались к словам вспыльчивого юноши и превратили красавицу в Абадзехскую гору.
Возликовал сначала юноша, было отомщено его сердце. Но очень скоро он раскаялся, потому что не был злым или самовлюбленным, пошел он снова к богам и стал просить покарать себя, а также вернуть девушку. Боги сжалились над юношей и сказали, что вернуть мы её не можем, но Абадзехская гора всегда будет любима людьми и это подарит ей утешение. А его превратили в другую гору, навсегда отделив от возлюбленной рекой, и сделали так чтобы люди обходили его стороной.
Самое интересное то, что даже сейчас Абадзехская гора действительно очень людная, тут постоянно снуют местные жители и многочисленные туристы, тогда как Пшаф, хоть и освоен людьми, но все же практически безлюден.
3) В древности на Абадзехская гора стоял княжеский замок о красоте и величии, которого слагались бесчисленные легенды. Но самой большой достопримечательностью этого замка была княжеская дочь. Удивительно красивая, умная и добрая девушка. Однажды посватался к ней юноша, но девушка не захотела выходить за него, потому что её испугало его черное сердце.
Тогда обиженный юноша пошел к колдуну и тот превратил его в красивого черного лебедя. Однажды молодая княжна увидела этого лебедя и, не удержавшись, погладила. И тотчас же все тело её покрыли раны и язвы.
Не было утешения князю, не было утешения его жене, не было утешения всем его подданным, и все они молились о благополучном исцелении княжны. И тогда их молитвы дошли до слуха богов, и они заточили злого юношу в скалу. Там он раскаялся и стал лить слезы над своей загубленной жизнью и тогда из гор стали бить ручьи. Княжна умылась, из одного из таких ручейков, и ту же минуту тело её отчистилось от болезни и с тех пор слезы раскаявшегося парня исцеляют недуги всех людей.
Вот такие грустные легенды связаны, с очень красивым местом и скалой Петушок.
P.S адыгский археолог Нурбий Газизович Ловпаче университетский преподаватель и куратор историка Яснева А.В
Свежие комментарии