15, 22, 29 марта дни Особого поминовения усопших. В родительские дни православные христиане посещают храмы, в которых совершаются заупокойные службы. В эти дни принято приносить жертвы на панихидный стол (канун) различные продукты (за исключением мясных).
Вторая седмицей Великого поста. Церковь рекомендует исключать из пищи все мясные, молочные, яичные и рыбные блюда.
Однако в духовных учебных заведениях по благословению священноначалия после первой седмицы и до начала Страстной седмицы (недели перед праздником Пасхи), исключая седмицу после третьей Крестопоклонной недели Великого поста, разрешается вкушение рыбы - кроме сред и пятниц. Несомненно, что такое послабление вполне применимо и для людей, занимающихся напряженным умственным или физическим трудом, а также - для не отличающихся крепким здоровьем.
10 марта
День святого Тарасия, архиепископа Константинопольского. Праздник Сороки.
Святитель Тарасий, Патриарх Константинопольский, происходил из знатного рода, родился и был воспитан в Константинополе, где получил хорошее образование. Он быстро выдвинулся при дворе императора Константина VI Порфирородного (780-797) и его матери, святой царицы Ирины (797-802; память 7 августа), и достиг звания сенатора. В те времена Церковь волновали иконоборческие смуты. Святой Патриарх Павел (780-784; память 30 августа), не сочувствовавший в душе иконоборчеству, по слабости характера не мог решительно бороться с ересью и потому удалился в монастырь, где принял схиму. Когда к нему пришла святая царица Ирина со своим сыном-императором, святитель Павел объявил им, что достойным преемником его может быть только святой Тарасий (в то время мирянин). Тарасий долго отказывался, не считая себя достойным столь высокого сана, но потом подчинился общему желанию, с условием, что будет созван Вселенский Собор для осуждения иконоборческой ереси. Пройдя в короткое время все иерархические ступени, святой Тарасий был возведен на патриарший престол в 784 году. В 787 году под председательством святителя - Патриарха Тарасия в г. Никее состоялся VII Вселенский Собор, на котором присутствовало 367 епископов. На Соборе было утверждено почитание святых икон. Те из епископов, которые принесли покаяние в иконоборчестве, были вновь приняты Церковью. Святитель Тарасий мудро управлял Церковью 22 года. Он вел суровую аскетическую жизнь. Святой Патриарх бесстрашно обличил царя Константина Порфирородного, когда тот оклеветал свою супругу, императрицу Марию, внучку праведного Филарета Милостивого, чтобы заточить Марию в монастырь и сочетаться браком со своей родственницей. Святитель Тарасий решительно отказался расторгнуть брак императора, за что подвергся опале. Вскоре, однако, Константин был низложен своей матерью, царицей Ириной. Святитель Тарасий скончался в 806 году и был погребен в устроенном им монастыре на Босфоре. У гроба его совершались многие чудеса.
По народному календарю день назывался Тарас-кумошник, Тарасий Бессонный. Считалось, что с этого дня на людей нападает кумоха - вешняя дрема. Сон валит слабых с ног, все время хочется спать. В русском народе считали, что святой помогает бороться с лихорадкой. Впрочем, болезнь была готова к борьбе и приходила в дома именно на Тараса. Лихорадку представляли как демоническое существо. По мнению крестьян, от нее помогал только сок осиновой коры, соскобленной с дерева непременно снизу вверх. Говорили, что 10 марта нужно непременно помолиться Тарасию, иначе лихорадка вгонит человека в сон, а затем войдет в его тело. Поэтому в этот день не спали до захода солнца. Детей пугали такими присказками: «Весенняя дрема лохмата кудрями, машет руками, глаз с поволокой, заводит в потолоки». Также ни в коем случае нельзя было смотреть с улицы в дом через окно, иначе лихорадка могла поймать именно в этот момент. Были и другие нехорошие приметы для этого дня. Считалось, к примеру, что если сорвется с петель избяная дверь, это предвещает великую беду — смерть кого-то из домочадцев, пожар или мор.
У славян это праздник Сороки, вторичные заклички Великой Матери Живы.
Именинники этого дня: Александр, Антон, Евгений, Николай, Тарас, Федор.
11 марта
День святого Порфирия, архиепископа Газского.
Святитель Порфирий, архиепископ Газский, родился около 346 года в Фессалониках, в Македонии. Имея склонность к иноческой жизни, в двадцать пять лет он оставил родину и отправился в Египет, где подвизался на горе Нитрийской под руководством преподобного Макария Великого. Он решил идти к святым местам Иерусалима.Черех некоторое время патриарх Иерусалимский посвятил святого Порфирия в пресвитерский сан и поставил хранителем Честного Древа Креста Господня.В 395 году скончался епископ города Газы (в Палестине). Местные христиане отправились в Кесарию к митрополиту Иоанну с просьбой поставить им нового епископа, который мог бы противодействовать язычникам, преобладавшим в их городе и притеснявшим христиан. Святитель Порфирий к концу жизни полностью утвердил христианство в Газе и совершенно оградил свою паству от притеснений язычников. По молитвам святителя совершались многочисленные чудеса и исцеления. В течение 25 лет наставлял архипастырь словесное стадо и преставился в преклонном возрасте, в 420 году.
Порфирий. В этот день утром лужи затянуты льдом - к теплому лету. Про начало второй декады марта говаривали: день упустишь - годом не вернешь. В этот день православная церковь отмечает память святителя Порфирия, архиепископа Газского, жившего в 5 веке. На Порфирия мудрые люди говорили: «Ранняя весна ничего не стоит, а поздняя — обманет». Несмотря на приближение тепла, крестьяне боялись приниматься за полевые работы, ведь опасность заморозков была еще велика. А если вдруг ударит холод — все посевы погибнут. О погоде судили по поведению птиц. Считалось, что если перелетные пташки уже вернулись домой, можно ждать хорошего урожая хлеба. Наблюдали также за тем, как пернатые строят гнезда: если они располагают свои будущие жилища на солнечной стороне домов и деревьев, лето будет холодным; и наоборот — если птицы не боятся селиться с северной стороны, значит, и люди могут рассчитывать на погожие дни.
Именинники: Анна, Иван, Николай, Петр, Порфирий, Севастьян, Сергей.
12 марта
День Прокопия Декаполита, исповедника; преподобного Тита, пресвитера Печерского.
Преподобный Прокопий Декаполит жил в VIII веке в области Декаполиса или Десятиградия (Мк. 7, 31), к востоку от озера Галилейского. Там он и спасался, предаваясь иноческим подвигам. Святой Прокопий вместе со своим сподвижником святым Василием (память 28 февраля) и другими ревнителями Православия мужественно противостал возникшей в то время иконоборческой ереси. По приказу императора Льва Исаврянина (716-741) преподобный Прокопий был схвачен, предан жестокому бичеванию и брошен в темницу, где вместе со святым Василием томился до самой смерти царя-мучителя, после чего преподобные исповедники были выпущены на свободу. Остальное время жизни преподобный Прокопий провел мирно, в иноческих подвигах, наставляя многих на путь добродетели и спасения. Скончался он в глубокой старости, около 750 года.
Преподобный Тит, пресвитер Печерский, в Ближних пещерах, жил в великой дружбе с диаконом Евагрием, которая впоследствии обратилась в сильную ненависть и вражду. Когда преподобный Тит впал в тяжелую болезнь и стал готовиться к смерти, он послал к Евагрию просить прощения, но Евагрий не хотел примириться. Печерская братия насильно привела Евагрия к одру больного. Преподобный Тит со слезами просил его о прощении, но Евагрий упорствовал. Он объявил, что не простит Тита ни в этом веке, ни в будущем. Сказав это, он упал замертво, пораженный копьем от Ангела, в тот же миг сам Тит получил исцеление. Преподобный Тит удвоил свои подвиги, прославился особым смирением и стал чудотворцем. Преставился преподобный Тит не ранее 1190 года. Память его кроме 27 февраля, совершается 28 сентября с Собором преподобных Ближних пещер.
День Прокопа Перезимника. В народе говорили, что в этот день март дорогу рушит, да вязнет в сугробе. Прокоп-Перезимник. Прокоп Зимний (5 декабря) дорогу прокопает, Прокоп Перезимный рушит. Если к этому дню птицы уже прилетели, жди хорошего урожая. В этот день вспоминают преподобного Прокопия Декаполита — исповедника, жившего в 8 веке. На Прокопа, как правило, наступала настоящая весна, снег таял, зимние дороги переставали существовать. В народе говорили: «Прокоп Зимний дорогу прокопает, а Прокоп Перезимний порушит»; «Прокоп дорогу рушит, а сам в сугробе увяз»; «На Прокопия снег лежал-лежал, а потом в речку убежал». Поэтому, прежде чем выехать со двора, слушали дорогу: надежна ли. Также прислушивались к капели: если она была обильной, в долгий путь лучше было не отправляться. Зато при хорошей капели можно было собираться в лес охотиться на зайцев. У охотников, кстати, были свои приметы: если заяц перебежит дорогу — это к неудаче, а если то же самое сделает собака — беды не будет, но и большого успеха тоже. Крестьяне наблюдали за вербой. Если ее почки начинают распускаться с макушки, то начинать сеять лучше пораньше. А вот если верба на макушке пушиться не спешит, то хорошим будет второй посев. Ждали и подснежников: как только они появлялись — это означало, что пора начинать пахоту.
Именинники: Макар, Михаил, Нисон, Петр, Сергей, Степан, Тимофей, Юлиан, Яков.
13 марта
День преподобного Василия исповедника; блаженного Николая Псковского, Христа ради юродивого; преподобных жен Марины и Киры.
Преподобный Василий исповедник был иноком и пострадал в царствование иконоборца Льва Исавра (717-741). Когда началось гонение на почитателей святых икон, святой Василий вместе со своим сподвижником преподобным Прокопием (память 27 февраля) был предан многим истязаниям и заключен в темницу, где оба мученика томились долгое время, до самой смерти нечестивого императора. Когда святых исповедников Василия и Прокопия освободили вместе с другими почитателями святых икон, они продолжили свой иноческий подвиг, наставляя многих в православной вере и добродетельной жизни. В 750 году преподобный Василий мирно скончался.
Блаженный Николай Псковский более трех десятилетий нес подвиг юродства. Еще задолго до смерти он стяжал благодатные дары Святого Духа и был удостоен дара чудотворения и пророчества. Современники-псковичи звали его Микула (Микола, Никола) Саллос, что в переводе с греческого означает "блаженный, юродивый", и еще при жизни почитали как святого, называя также Микула Свят.
В феврале 1570 года, после опустошительного похода с опричным войском на Новгород, царь Иоанн Грозный двинулся на Псков, подозревая измену и готовя ему участь Новгорода. Как свидетельствует Псковская летопись, "прииде царь... с великою яростию, яко лев рыкая, хотя растерзати неповинныя люди и кровь многую пролити".
Весь город молился об отвращении царского гнева. Услышав колокольный звон к утрени по всему Пскову, царь, как гласит надпись на чудотворной Любятовской (в Любятове стояло царское войско) иконе Умиления Божией Матери "умилившись сердцем, сказал своим воинам: "Иступите мечи о камень, да престанут убийства"".
Все жители Пскова вышли на улицы, и каждая семья стояла на коленях у ворот своего дома, вынеся хлеб и соль для встречи царя. На одной из улиц навстречу царю выбежал блаженный Николай верхом на палке, будто скача на коне, и закричал царю: "Иванушко, Иванушко, покушай хлеба-соли, а не христианской крови".
Царь приказал поймать юродивого, но тот стал невидим.
Блаженный Николай скончался 28 февраля 1576 года и был погребен в Троицком соборе спасенного им города. Такой чести удостаивались лишь псковские князья и, впоследствии, архипастыри.
Местное почитание блаженного началось спустя всего 5 лет после его кончины. В 1581 г., при осаде Пскова войсками польского короля Стефана Батория, кузнецу Дорофею было явление Божией Матери с сонмом псковских святых, молившихся за город, среди которых был и блаженный Николай (сведения о Псково-Покровской иконе Божией Матери помещены I октября). В кафедральном Троицком соборе Пскова и ныне почивают мощи блаженного Николая Псковского, который "плотски в юродстве быв,... горняго Иерусалима гражданин явися.., царску державу и смысла свирепство на милость обратив".
Преподобные Марина и Кира родные сестры, которые родились в сирийском городе Берии у знатных и известных родителей. Они удалились из города, отгородили для себя небольшой уголок земли, завалили вход камнями и глиной, оставив небольшое отверстие для подачи пищи и беседы с людьми. Они молчали в течении 50 дней и только один день они разговаривали. В течении трех лет они принимали пищу один раз в 40 дней и перешли к вечной жизни.
Вершина позимья. Солнечник, капельник, капитель. Дождь в этот день предвещал богатый урожай. Василий Капельник. В этот день всегда оттепель. Если южный ветер, а на улице капель - лето будет жарким. На Василия было принято приносить в дом сосновую ветку: она очищает воздух и дает здоровье всей семье. Из сосновой хвои и веток готовили целебные настои. Популярен был витаминный напиток: 20 граммов хвои заваривали в стакане воды и принимали по две столовые ложки трижды в день. Лечили в этот день детей, страдающих водянкой (эту болезнь еще называли овечьей одышкой). Делали это так: мать закутывала ребенка в овчинный тулуп и клала возле порога, а отец в это время загонял овец в избу, а потом выгонял на улицу. Крестьяне верили, что животные уносили с собой недуг. В день Василия Капельника начинал таять снег на крышах. По этому поводу говорили: «Посмотри на Васильев день на капельники (сосульки) — и капель пойдет»; «Придет Василий — и зима заплачет». На сосульки смотрели не только забавы ради, но и для предсказания урожая. Так, длинные капельники обещали долгий лен. Существовали и другие приметы. Если шел дождь — лето должно было быть добрым. Наблюдали также, как тают круги вокруг деревьев: если края круты — то и весна будет крута, если пологи — то и весна протяжна.
День именин: Арсений, Артем, Василий, Кира, Марина, Николай, Сергей.
14 марта
День преподобномученицы Евдокии; мучеников Нестора и Тривимия.
Святая преподобномученица Евдокия была самарянкой, родом из города Илиополя Финикии Ливанской. Языческое нечестие оттолкнуло ее от доброго пути, и она долго вела греховную жизнь. Однажды в полночь Евдокия проснулась и услышала за стеной, в другой половине дома, где жил христианин, молебное пение и чтение Священного Писания, в котором говорилось и о вечном блаженстве, уготованном праведникам, и о возмездии, ожидающем грешников. Утром Евдокия поспешила призвать к себе человека, молитвенное правило которого слышала ночью. Это был старец Герман, возвращавшийся с паломничества по святым местам в свою обитель. Евдокия долго слушала наставления старца. Она попросила старца Германа прийти к ней через несколько дней, а сама затворилась в доме и в покаянии предалась посту и молитве. Старец Герман пригласил пресвитера, и после испытания и оглашения Евдокия приняла святое Крещение от епископа Илиопольского Феодота. Раздав все свое имущество нищим, она удалилась в монастырь и приняла на себя самые строгие подвиги покаяния. Прошло немного времени, как последовали испытания. Жители Илиополя донесли правителю Аврелиану, что, приняв христианство, Евдокия якобы скрыла в монастыре свои богатства. Аврелиан послал отряд воинов, чтобы изъять эти мнимые сокровища. Однако в течение трех дней воины тщетно пытались приблизиться к стенам обители: невидимая сила Божия охраняла ее. Аврелиан снова послал воинов к монастырю, на этот раз под предводительством своего сына. Но в первый же день пути сын Аврелиана сильно повредил себе ногу и вскоре умер. Тогда Филострат посоветовал Аврелиану написать преподобной Евдокии, моля ее оживить юношу. И Господь, по Своей бесконечной милости, молитвами святой Евдокии вернул юношу к жизни. Став свидетелями великого чуда, Аврелиан и его ближние уверовали во Христа и крестились. Когда усилились гонения на христиан, преподобную Евдокию схватили и привели на мучения к правителю Диогену. Истязавший ее военачальник Диодор получил известие о внезапной смерти своей жены Фирмины. В отчаянии он бросился к святой Евдокии с просьбой помолиться об умершей. Преподобномученица, исполненная великой веры, обратилась к Богу с молитвой и испросила у Него возвращение Фирмины к жизни. Воочию убедившись в силе и благости Господа, Диодор и Диоген через некоторое время крестились со своими семьями. Преподобная Евдокия некоторое время жила в доме Диодора и просвещала новообращенных христиан. Однажды единственный сын некоей вдовы, работая в саду, был ужален змеей и умер. Мать горько оплакивала умершего сына. Узнав о ее горе, святая Евдокия сказала Диодору: "Настало и тебе время показать свою веру во Всемогущего Бога, Который слышит молитвы кающихся грешников и по Своему милосердию исполняет их прошения". Диодор смутился, не считая себя достойным такого дерзновения пред Богом, но, повинуясь святой Евдокии, помолился и Именем Христовым повелел покойнику встать. На глазах у всех присутствовавших юноша ожил. Преподобная Евдокия возвратилась в свой монастырь, в котором подвизалась 56 лет.
После смерти Диогена правителем стал Викентий, жестокий гонитель христиан. Узнав о бесстрашной исповеднице христианской веры, он приказал казнить ее. 1 марта (ок. 160-170) святая преподобномученица Евдокия была обезглавлена.
Святые Нестор и Тривимий жили в царствование Декия и были родом из города Пергии. Будучи христианами, они безбоязненно проповедовали о Христе, и за это язычники сделали на них донос правителю области. Последний немедленно же послал большой отряд воинов с приказанием связать их и привести к нему для суда. Когда святые мученики были представлены на суд, то правитель, чтобы устрашить их, велел разложить пред ними все орудия мучений, но они, видя эту угрозу, громким голосом стали проповедовать о Христе. Тогда правитель велел раздеть их и без пощады бить сухими воловьими жилами, после чего их повесили на дерево и строгали тела их до тех пор, пока не обнажились их внутренности. Убедившись, наконец, что святые непоколебимы в своей вере, правитель приказал палачам снять их с дерева и отрезать им головы ножами.
Евдокия Плющиха. По Евдокии смотрели – если день стоял пригожий, то и весна будет хорошей. На Евдокию начинали подтаивать сугробы. Если в этот день шёл дождь, то ожидали, что и лето будет дождливое. Если день сухой, солнечный, то лето будет хорошее. Евдокия Плющиха. Евдокия - подмочи порог. Прозвище Плющиха, день получил из-за того, что снег начинает плющиться, слеживаться. Если на Евдокию ясно - год прекрасный; если пасмурно - год плохой. Поверхность снега шершавая - к урожаю, гладкая - к неурожаю. Этот праздник наши предки праздновали весело и торжественно, а святая получила прозвище Весновка. На Евдокию женщины, девицы и дети залезали на крыши амбаров или просто на пригорки и пели: «Весна красна! Что ты нам принесла? Красное летичко!». Крестьяне уже всерьез задумывались о будущем урожае, подыскивали работников. Именно в этот день оканчивались сроки зимнего найма и начинались наймы весенние. Они могли быть разными: «с Евдокей до Егорья» или «с Евдокей по Петров день». У гусятников с этого дня начинались разговоры о гусиной охоте и о назначении дней, когда пускать гусей на бой. Еще одно прозвище Евдокии — Свистунья — связано с тем, что в ее праздник обычно дули и свистели ветры. По другой версии, святую так прозвали потому, что в этот день многие животные пробуждаются ото сна и возвещают о приближении весны своим криком и свистом. Назывался этот день также Авдотьей Плющихой — потому что весной лед и снег «плющит», раздирает на клочки. Считалось, что полученная из снега в этот день талая вода обладает особой целебной силой. Для этого дня существует множество погодных примет. Например, такие: «На Евдокию теплый ветер — лето мокрое»; «Откуда на Евдокию повеет ветер, оттуда он подует весной и летом»; «С Евдокией погоже — все лето пригоже».
Именинники: Александр, Александра, Анна, Антон, Антонина, Василий, Вениамин, Дарья, Евдокия, Иван, Михаил, Надежда, Ольга, Петр.
15 марта
День Святого Арсения, епископа Тверского; Священномученика Феодота, епископа Киринейского; мученицы Евфалии; мученика Троадия; Преподобного Агафона Египетского; мучеников 440 Италийских; Родительская вселенская суббота 2-й недели Великого поста, Иконы Божьей Матери "Державная".
Святой.Арсений, епископ Тверской, родился в Твери, в молодости принял постриг в Киево-Печерском монастыре. При митрополите Киевском Киприане (1380 - 1382) он служил архидиаконом, во время отсутствия митрополита управлял делами Киевской митрополии. В 1390 году после безуспешных попыток водворить в Твери церковный мир между князем Михаилом Александровичем и епископом Евфимием, митрополит Киприан отставил от епископства" Евфимия, отправил в Москву, в Чудов монастырь, а на Тверскую кафедру назначен св.Арсений. Среди епископов, участвовавших в рукоположении, был святой Стефан, епископ.Пермский. Вступив на кафедру, епископ Арсений, как великий молитвенник и миротворец, прекратил раздоры в Тверском княжестве. В его епископство, с 1390 по 1409 г., построены и освящены соборы Архангела Михаила в Старице и Микулине, обновлен Спасо-Преображенский кафедральный собор, заложена соборная колокольня. Святитель основал на р.Тьмаке, близ Твери, Желтиков монастырь, где по подобию Киево-Печерского построена церковь прпп. Антония и Феодосия Печерских (1394) и каменный Успенский собор (1406). Почил святитель в 1409 г., 2 марта, погребен в созданном им Желтиковом монастыре Успения Пресвятой Богородицы. В 1483 г. мощи обретены нетленными и поставлены в монастырском соборе. На Соборе 1547 г. состоялось общецерковное прославление свт. Арсения.
Священомученник Феодот, из малоазийской Галатии, был епископом г. Киринии на Кипре. Во время гонения на христиан Ликиния (307-324) святитель Феодот открыто проповедовал Христа, призывая язычников оставить идолослужение и обратиться к Истинному Богу. Наместник Кипра Савин приказал привести еп.Феодота на суд. Святой, узнав об этом, не дожидаясь воинов, явился к наместнику со словари: "Я тот, кого ты ищешь, явился, чтобы проповедовать Христа Бога моего". Наместник приказал бить святого без пощады, подвесить на дереве, строгать острыми орудиями, затем отвести в тюрьму. Через пять дней святитель Феодот вновь приведен к наместнику, который полагал, что после пыток епископ отречется от Христа, чтобы не переносить новые мучения. Но святитель Феодот не прекращал проповедовать о Христе. Святого положили на железные решетки, под которыми развели костер, вбили в ноги гвозди и заставили идти. Многие свидетели страданий мученика, пораженные терпением святого и его речами, уверовали во Христа. Узнав об этом, Савин приказал прекратить пытку и заключить святого в тюрьму. В то время св.Константин Великий даровал свободу вероисповедания всем христианам и в числе многих страдальцев освободил святой Феодота. Святитель вернулся в Кирпнию и после двух лет епископского служения мирно отошел ко Господу около 326 г.
Св.мц.Евфалия жила с матерью и братом в г.Леонтине на острове Сицилия. Мать Евфалии, язычница, долго и тяжело болела. Однажды ей во сне явились мчч. Алфий, Филадельф и Киприан и сказали ей, что она исцелится, если уверует во Христа. Приняв Крещение с дочерью, мать исцелилась от недуга. Брат Евфалии, язычник Сирмиан, узнав о крещении родных, пришел в сильнейшую ярость. Матери удалось бежать, а св.Евфалия исповедала себя перед ним христианкой и приняла мученическую смерть. После жестокого избиения святая усечена мечом.
Святой мученик Троадий пострадал за Христа в Неокесарии Понтийской при императоре Декии (249-251), претерпев жесточайшие мучения. О его страдании свидетельствует святой Григорий Неокесарийский, предсказавший его мученический подвиг.
Преподобный Агафон Египетский, современник преподобного Макария Великого, подвизался в Скитской пустыне в Египте. Он отличался необыкновенным смирением, считая себя грешнейшим из людей. Однажды издалека пришли к преподобному Агафону иноки для духовной беседы и обратились к нему: "Ты ли отец Агафон?" "Видите перед собой грешного раба Божия", - ответил преподобный. "Носится слух, что ты человек гордый и невоздержный", - продолжали иноки. "Совершенная правда", - согласился святой. - "Мы слышали также, что ты лжец и любишь пересуживать других". "И это правда", - подтвердил святой Агафон. "Сверх того говорят, что ты еретик?" - не отступали иноки, но тотчас встретили возражение: "Напрасно, я не еретик". Когда же спросили преподобного, почему, приняв на себя прочие пороки, он отрекся от последнего, святой объяснил: "Тех пороков и нельзя не приписывать себе, потому что всякому человеку свойственно погрешать, и все мы, по испорченной природе нашей, невольно увлекаемся пороками, а ересь есть богоотступничество, самовольное отречение от Истины Божией". На вопрос о том, какие подвиги важнее в деле спасения, внешние или внутренние, преподобный Агафон отвечал: "Человек подобен дереву; внешнее или телесное занятие приносит листья, а душевное произращает плод. Но так как Священное Писание уверяет, что "всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь" (Мф. 3, 10), то из этого видно, что более внимания следует обращать на плод. Но дерево также имеет нужду в листьях, чтобы ими поддерживать жизненные соки и чтобы тень листьев подавала защиту дереву и плодам его от иссушающего зноя".
Преподобный Агафон преставился около 435 года. Три дня перед кончиной святой сидел молча и сосредоточенно, словно всматриваясь во что-то. На недоуменный вопрос иноков он ответил, что видит себя на Суде перед Христом. "Неужели и ты, отче, боишься суда?" - спросили его. "Я по силе моей исполнял законы Господни, но как человек могу ли быть уверен, что угодно Богу мое дело?" - "Разве ты не надеешься на добрые твои дела, которые ты сотворил, угождая Богу?" - спросили иноки. - "Не надеюсь до тех пор, пока не увижу Бога. Одно дело суд человеческий, а другое дело суд Божий". Сказав это, святой отошел ко Господу.
Италийские мученики - 440 человек - отказались участвовать в идолослужении и были зарублены лангобардами (германское племя) в 579 году. Среди погибших за веру известны имена пресвитера Санктула и отшельника Госпиция.
Суббота 2-й седмицы - день поминовения усопших. В Неделю 2-ю Великого поста (второй воскресный день поста) Церковь молитвенно воспоминает святителя Григория Паламу, жившего в XIV веке - ревностного поборника монашеской жизни и духовного делания, выразителя особого церковного учения о Фаворском свете - нематериальном благодатном Небесном свете, которым просиял Господь при Преображении на горе Фавор; это - учение о возможности для человека стяжания благодати Святого Духа, о путях к этому - молитве и доброделании, к чему верующие особенно призываются Церковью в дни поста.
В 1917 году после отречения царя от русского престола, в этот же день произошло явление иконы Заступницы Пресвятой Богородицы "Державная". Крестьянке Евдокии Андриановой из деревни Починок Бронницкого уезда Жирошкинской волости трижды таинственный глас повелел идти в село Коломенское, взять большую черную икону и "сделать ее красной". После долгих поисков священник Вознесенской церкви обнаружил среди ненужных вещей старую узкую черную икону. Когда ее вымыли, появилось изображение Царицы Небесной, величественно восседающей на троне в красной царской порфире, с короной на главе, скипетром и державой в руках, с благословляющим Младенцем на коленях.
Божья Матерь изображена на иконе в красной мантии, с короной на голове, с атрибутами Русского царства – скипетром и державой. С этого дня Пресвятая Богородица объявила русскому народу о Своем покрове над ним. Она Сама правит судьбами Российской державы, имея постоянное попечение о Своем уделе. 27 июля 1989 года чудотворный образ был возвращен в Казанскую церковь в Коломенском. В Москве ежедневно в 17 часов, а по воскресеньям в 14 часов, в храме Христа Спасителя читается Акафист, который был составлен с участием Святейшего Патриарха Тихона.
это та самая обретённая икона.
Ветронос, везде суёт свой нос. По этому дню смотрели, каким будет лето. Если дует тёплый ветер, то ждали тёплого дождливого лета. Если снег, мороз, северный ветер, то летом тепла не будет. А коли с утра зарядит дождь, то лить будет всё лето. Старые люди говорили: «На Федота занос (ветер, метель) - все сено снесешь (долго травы не будет)». Федот. Федот Ветронос, везде сует свой нос, задирает курам хвост. Если на Федота снежный занос, ветер, метель - долго травы не будет. По середине марта судили о лете: подуло с юга - будет лето теплое и мокрое, если же снег и ветер с севера - холодное. В народе сложили множество поговорок по этому поводу: «Федот Ветронос — везде сует свой нос»; «Федот серчает, да к полудню обмякает, видать, и его солнце припекает»; «Евдокия Федота не спросила, весну снарядила, а он то крышу сорвет, то поленницу разворотит, мужиков заботит». Также существовало поверье, что в этот день все подземные источники закипают и выливаются на землю — это становится причиной последней большой оттепели. А вот если вместо ожидаемого потепления вдруг ударял мороз, говорили: «Федот — да не тот». Старики подмечали: если Авдотья и Федот были ясны, то Юрий (6 мая) и Николай (22 мая) тоже ясные будут. Если ветер в этот день был теплым, то и лето должно было быть теплым. Если же шел дождь — это сулило мокрое лето.
Именинники: Арсений, Иосиф, Николай, Федот.
16 марта
День мучеников Евтропия, Клеоника, Василиска; праздник Волоколамской иконы Божьей Матери.
Святые мученики Евтропий, Клеоник и Василиск пострадали в городе Амасии Понтийской (Малая Азия) около 308 года. Братья Евтропий и Клеоник и племянник святого великомученика Феодора Тирона (память 17 февраля) Василиск были друзьями. После мученической кончины святого Феодора они находились в заключении и своей проповедью привели к христианской вере многих язычников, бывших с ними в темнице.
Когда истязавший святого Феодора Публий бесславно погиб, пораженный Божиим гневом, правителем Амасии Понтийской был назначен Асклипиодот, не уступавший в жестокости своему предшественнику. Узнав, что друзья мученика Феодора Тирона все еще находятся в темнице, правитель велел привести их к себе. Перед новым правителем святые Евтропий, Клеоник и Василиск так же твердо исповедали веру во Христа. Они были беспощадно избиты, так что тела их превратились в сплошную рану. Святые все муки перенесли с удивительной твердостью.
Утром 3 марта святые Евтропий и Клеоник были распяты, а Василиск оставлен в заточении.
Когда наконец мученик предстал перед Агриппой тот повелел ему принести жертву языческим богам. Мученик ответил: "Я всякий час приношу Богу жертву хвалы и благодарения". Его повели в капище, где на святого Василиска мгновенно с Неба сошел огонь, который сжег капище, а стоявших в нем идолов сокрушил в прах. Тогда Агриппа в бессильной ярости приказал отсечь святому Василиску голову, а тело его бросить в реку. Кончина мученика последовала в 308 году. Христиане вскоре выкупили святые мощи мученика и ночью тайно погребли на вспаханном поле. Через некоторое время на этом месте была построена церковь во имя святого мученика Василиска, в которую перенесли мощи. По святым молитвам мученика стали совершаться исцеления. Святителю Иоанну Златоусту перед его кончиной, происшедшей в Команах, явился во сне святой мученик Василиск и произнес: "Завтра будем вместе". О подвиге святого мученика Василиска поведал миру очевидец его страданий святой Евсигний.
Эта Святая икона явилась в 1677 году в Москве. Образ этот чудотворный. Она была перевезена и хранилась в Иосифо-Волоцком монастыре. Эта икона является списком с иконы Владимирской Богородицы. Отличительной её особенностью является изображение предстоящих святителей Киприана (справа) и Геронтия (слева), митрополитов Московских. С именем митрополита Киприана связано первое прибытие древней Владимирской иконы Божией Матери из Владимира в Москву в 1395 году, а в 1480 году, при митрополите Геронтии, владимирская святыня была перенесена в Москву на постоянное хранение.
В Волоколамский монастырь преподобного Иосифа Волоцкого список Владимирской иконы был привезён в 1572 году из Звенигорода (по некоторым сведениям, икону обители подарил тесть Бориса Годунова Малюта Скуратов). После революции в Иосифо-Волоцком монастыре разместился краеведческий музей. В 1989 году в древней обители возродилась монашеская жизнь. Чудотворная же Волоколамская икона Пресвятой Богородицы, перенесённая в 1954 году в музей древнерусской культуры имени Андрея Рублёва в Андрониковском монастыре, до настоящего времени остаётся достоянием музея.
Василиск и Евтропий. Евтропий - снег топит. В это время просыпается и вылезает из берлоги медведь. В этот день отмечается память мученика Евтропия Амасийского, жившего в 3-4 веках в Малой Азии и погибшего за веру от рук язычников. В народе имя святого зарифмовали в поговорку: «Евтропий путь торопит да снег топит». 16 марта нужно было обойти поле крест-накрест — привлечь внимание солнца, упросить его растопить снег. Однако солнце могло быть не только милостивым, но и грозным, поэтому нужно было знать, как себя с ним вести. О солнце сложено множество присказок. Наши предки, например, говорили: «Когда солнце закатилось, не бросай сор на улицу — пробросаешься»; «По закате солнца хлеба и денег в долг не дают». Судили по солнцу и о погоде: солнце садится в облако — следующий день будет ненастным. А главным событием Евтропиева дня было пробуждение медведя. Считалось, что именно в это время хозяин леса выходит из берлоги.
Именинники: Марфа, Михаил, Севастьян
Свежие комментарии