Первая часть Суздаль. Спасо-Евфимиев мужской монастырь.Часть 1.
Главная достопримечательность монастыря – Спасо-Преображенский собор.
Спасо-Преображенский собор входит в комплекс построек этого монастыря. Он был сооружен в 1594 г. в незыблемых традициях Владимир-суздальского зодчества. Внутреннее убранство храма представлено росписями известного изографа Гурия Никитина. Известно, что более двухсот лет эти художественные работы сохранялись в первозданном виде.
В 19 веке неизвестными людьми была произведена «подрисовка». Вследствие этого росписи стали выглядеть более ярко, с трудом вписываясь в интерьер храма. Умелыми руками современных реставраторов удалось почти полностью восстановить истинные цвета и оттенки росписей. Основные их темы посвящены деяниям апостолов, жизни Христа. Его украшение – живописнейший ковёр фресок XVII века, покрывающий его стены. А исполнение в соборе православных песнопений ансамблем «Благовест» оставляет глубокий след в душе каждого пришедшего сюда. В монастыре работает выставка «Книжные сокровища шести столетий», где можно увидеть собрание древних рукописных книг, работы первых книгопечатников, прижизненные издания великих русских писателей. Необычна выставка под названием «Сплетение судеб». Посетив экспозицию, можно узнать о судьбе итальянских военнопленных, оказавшихся в лагере в Суздале после разгрома под Сталинградом в 1943 году и вернувшихся сюда спустя 50 лет, о съёмках фильма «Андрей Рублёв» Андрея Тарковского и о знаменитом итальянце Тонино Гуэрра, работавшем с режиссёром в Италии.
Монастырская звонница, состоящая из необычных архитектурных элементов, создавалась в несколько приемов. Столб, к которому со временем пристроили галерею, является самым древним из них. Звонница монастыря состоит из нескольких разновременных фрагментов, создавших своеобразную «звонницу с галереями».
В 1592 году Демид Иванович Черемисинов пожертвовал первый колокол. Другой колокол весом в 355 кг Черемисинов пожертвовал в 1609 году.
Фото с другой стороны.
Звонили в колокола с помощью очепа – шеста, шест крепился к деревянному подвижному валу, к которому неподвижно подвешивался колокол, т.е. качали не язык, а сам колокол. Сегодня на звоннице – 17 колоколов.
фото из более ранних посещений музея.
Слева расположена Успенская трапезная церковь, которая выделяется своим высоким восьмигранным шатром, поставленным на ярусы кокошников и массивный четверик.
С восточной ее стороны три апсиды, разделенные гранями, имеют узкие оконные проемы. У нижних частей апсид — оригинальное декоративное оформление, состоящее из небольших кокошников с вставленными в них горлом на фасад горшочками, заполненными известью, образующими окружности правильной формы. Это редчайший прием декоративной обработки фасада здания.
Успенская церковь двухэтажная, второй этаж в настоящее время не сохранил свои начальные формы. Он был перестроен в XIX веке. Зато нижний этаж сохранил свой первоначальный план. В центре квадратного помещения расположен могучий столб, на который со стен опираются своды коробовой системы. Этот обычный прием в архитектуре XVI—XVII веков был применен и здесь.
Подобное расположение было и во втором этаже. Внутреннее помещение второго этажа когда-то было расписано фресковой живописью, но при позднейших перестройках и ремонтах роспись была утрачена. Успенская церковь — один из самых ранних памятников архитектуры шатрового типа в истории древнерусского зодчества (1525 г.).
С северной стороны к трапезной палате примыкает бывшая монастырская «келарня», необходимая при трапезных. Как раз я с нее и снимала и колокольню и Успенский собор.
Здание двухэтажное. В нижнем этаже размещались хозяйственные помещения. Верхняя палата имеет прекрасную конструкцию высокого сомкнутого свода с распалубками. Карниз фасада здания украшен излюбленными у строителей Спасского монастыря небольшими балясинками. Этот узор мы видим и на монастырских церквях, приписанных к Спасскому монастырю, например, на трапезной Золотниковской пустыни.
В нижнем этаже палаты размещались кухни, хлебные, а рядом находятся два помещения, одно из которых, по монастырским преданиям, являлось каменным мешком для заключения колодников.
фото со 2 этажа палат в сторону Братского корпуса.
Именно в этот монастырь на богомолье и благословение перед решающим сражением приезжал князь-освободитель Пожарский. Вообще, Пожарские в течение нескольких поколений жертвовали монастырю большие денежные средства. Здесь же, в наружной алтарной части храма, находится их родовая усыпальница.
Мавзолей Пожарских был восстановлен по обмерам, чертежам и фотографиям, в большом количестве сохранившимся в архивах.
Памятник-часовня князю Дмитрию Пожарскому был открыт и освящен 4 ноября 2009г. в присутствии президента России Дмитрия Медведева. Точная копия возведенной более ста лет назад и полностью разрушенной в 30-е годы прошлого столетия часовни.
Сооружена из кирпича, облицованного литовым мрамором, резной декор восстановлен по архивным рисункам. На главном фасаде установлена копия мозаичной иконы Спаса Вседержителя.
Никольская церковь (после 1720г.) — одна из первых церквей, построенных после большого городского пожара 1719г. В это время создается новый тип посадского храма — трехчастно-осевой, состоящий из основного объема, колокольни и соединяющей их трапезной. Вероятно, Никольская церковь стояла здесь и раньше, так как проездные ворота рядом с ней носят то же имя, а святой Николай издревле считался покровителем путешественников, и то, что храм в его честь был поставлен именно на выезде из города, было не случайно.
Это «летний» храм, основной кубический объем которого украшен просто и очень изящно. Перспективный портал с колонками и во втором ярусе Никольская церковь в Суздале с резными наличниками сообщают гладкой стене гармонический вид. Под самой кровлей проведен широкий карниз из кокошников и валиков. Четырехскатную кровлю венчает главка на высоком тонком барабане, украшенном двумя аркатурными поясами.
В здании Никольской церкви расположена выставка « Золотая кладовая». Здесь можно видеть множество изделий из драгоценных металлов. Среди них ценнейшие, уникальные экспонаты древнерусского религиозного искусства. Тонкая и изящная кропотливая работа мастеров представлена в шитье, ювелирном искусстве, огромнейшем разнообразии мелкой пластики.
Чтобы понять, что представляет собой мелкая металлическая пластика, следует пройти в алтарную часть бывшей церкви. Именно здесь экспонируются нагрудные иконы, кресты, ковчеги-мощевики, панагии, декорированные широким разнообразием драгоценных камней. Работы выполнены в технике резьбы по дереву, камню и т.п.
Но пройдем далее.
Тюремный корпус был построен в 1730 году, а в 1923 году, уже после упразднения монастыря, был переделан в тюрьму для духовенства.
В свое время название этого суздальского монастыря бросало в дрожь. С другой стороны, у монастыря была и довольно мрачная слава: в 1766 г. на территории монастыря появилась тюрьма. В годы революции 1905 - 1907 гг. она была упразднена.
Там была одна из самых страшных тюрем России, где в узких каменных мешках томили самых страшных преступников: сексуальных извращенцев, сумасшедших с опасным "антигосударственным бредом", позже - некоторых из декабристов. Там и оказался монах Авель, который не был ни извращенцем, ни сумасшедшим, ни революционером. Но слыл пророком, а это было преступлением. В советское время монастырь был закрыт и уже с 1923 г. вновь стал использоваться как тюрьма. В 1920 - 1940-х гг. здесь были политизолятор, лагерь специального назначения НКВД, фильтрационный лагерь для военнопленных. В 1933 - 1934 гг. за стенами монастыря был совершен кощунственный акт: разобрана усыпальница Пожарского, а мрамор отправлен в Москву (насколько мне известно, на строительство метро).
Тюрьма (уже не политическая, а уголовная) находилась здесь до рубежа 60-х и 70-х годов. После того, как она, наконец, была убрана отсюда, началась реставрация монастыря. С тех пор Спасо-Евфимиев монастырь открыт как музей.
Революция жестоко обошлась с обителью. В 1923 году он был закрыт и на многие годы стал тюрьмой. В годы Великой Отечественной войны в стенах Спасо-Евфимиева монастыря был устроен лагерь для военнопленных. Судьба монастыря изменилась в 1967 году. Его отреставрировали и присвоили статус музея - заповедника. Теперь это популярный музейный комплекс. Здесь расположены выставочный зал, хранилище фондов, реставрационные мастерские. Восстановлена звонница, которая была разорена в 20-30 годы. Теперь этот звон, мощный и звучный, слышен во всей округе.
фото 1912 года.
Комплекс Спасо-Евфимиева монастыря внесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Пережив тяжелые 1920-е, 1930-е и 1940-е годы, успев побывать политизолятором, лагерем специального назначения НКВД, фильтрационным лагерем для военнопленных, он наконец стал музеем, в его стенах разместились экспозиции, посвященные истории и искусству Суздальской земли.
Кинематограф не обходил стороной Суздаль. Известной кинокартиной, снятой в Суздале, становится «Андрей Рублев» Тарковского: здесь снимались только части «Набег» и «Колокол». Любопытно, что по сюжету события «Колокола» как раз происходят в Суздале.
Но, пожалуй, лучше всего атмосфера средневекового города, немало повидавшего за свою древнюю историю, передана в ленте Павла Лунгина «Царь». Сюжет фильма погружает зрителя в эпоху правления Ивана Грозного и рассказывает о конфликте первого русского царя с главным духовным лицом православной церкви митрополитом Филаретом.
В 1975 году в Суздале впервые проходят съемки зарубежного фильма. Им становится польская картина «Ярослав Домбровский», повествующая об истории национального героя Польши. Чуть позже тут же был снят фильм американского производства, посвященный петровской эпохе - «Пётр Великий».
Российский кинематограф также пополнил «кинобиографию» Суздаля. В 90-е годы здесь снимались фрагменты комедии «Про бизнесмена Фому», фильм-сказка «Волшебный портрет» и даже боевик «Классик».
Можно еще вспомнить «Женитьба Бальзаминова», «Мой ласковый и нежный зверь», «Юность Петра Первого». «Метель», «Царская невеста», телесериал «Школа».
Ну и напоследок несколько общих фото снаружи монастыря.
Мостик от Покровского монастыря через речку.
Свежие комментарии