На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ШАГ НАВСТРЕЧУ

23 951 подписчик

Свежие комментарии

  • Jolie
    затолокин))они ждали-ждали тебя 5 лет и "померли от тоски"))))А где все? С НОВЫ...
  • Jolie
    нихде)))🤣🤣🤣🤣🤣🤣🤣Когда деревья был...

Календарная копилка 4 - 10 августа.

4 августа. МИРОНОСИЦЫ РАВНОАПОСТОЛЬНОЙ МАРИИ МАГДАЛИНЫ.

В этот день совершается память одной из самых известных женщин в истории религии — Марии Магдалины, последовательницы Иисуса Христа. Отношение православной и католической церквей к Магдалине различается. Если в католицизме ее отождествляют с кающейся блудницей из Вифании, то в православии Марию почитают исключительно как мироносицу. Мария Магдалина родилась недалеко от Капернаума в городе Магдале (отсюда и прозвище). Она была молода и красива, вела грешную жизнь. Господь изгнал из Марии семь бесов, и с тех пор она начала вести новую жизнь, следуя за Господом и служа ему. Она была на Голгофе в момент распятия Христа, когда разбежались все и остались только Богородица, Мария Магдалина и Иоанн. Она присутствовала и при погребении Спасителя. Она была верна ему не только в дни славы, но и в моменты уничижения и поругания. Мария Магдалина первая увидела Иисуса после воскрешения, когда он явился ей. Она вместе с Апостолами пошла проповедать. Императору Тиверию она поднесла красное яйцо как символ Воскресения со словами: "Христос воскрес!", благодаря этому пошел обычай дарить друг другу пасхальные яйца в день Светлого Христова Воскресения. Этот обычай распространился по всему миру среди христиан. Окончила свои дни равноап. Мария в г. Эфесе (Малая Азия), живя в доме святого евангелиста Иоанна Богослова. Мощи ее почивают под алтарем Латеранского собора в Риме, а часть их в городе Провале, близ Марселя, во Франции, в великолепном храме в честь святой. К Марии Магдалине обращаются в особенном бесовском нападении на плоть. В православии Марию почитают как равноапостольную святую. Считается, что Магдалина проповедовала христианство в Риме, помогая Иоанну Богослову.
Это день памяти Марии Магдалины или Марьин день, этот день считается счастливым. В этот день остерегаются делать полевые работы: градом побьет, грозой убьет. День считается и часто бывает громовым. На Марию вынимают цветочные луковицы. Эта дата — самая подходящая для сбора ягод: Марья — ягодница, сладостница.

Пошли девушки в лес по ягоды,
Ой люли, ой люди, в лес по ягоды,
Не за калиной, не за малиной —
Все за черного за смородиной.
Все подруженьки понабралися,
Только я, молода,
не набрала ничего.
Не набравши, горько плакала,
Горько плакала, подруг кликала:
— Вы подруженьки, вы голубушки,
Вы по горсточке, вы по жменечке
Вы наполните мне лукошечко!
Как у вас у всех родны матушки,
У меня, молодой, неродная мать,
Неродная мать, злая мачеха...

Впрочем, хождение в лес по ягоды — занятие приятное и относительно легкое. Для девушек эта работа да для малых ребят, а для взрослых крестьян август — месяц страды, отдыха не дает. Им приходится думать о хозяйстве. Интересно, что на Руси день 4 августа считался счастливым.
В этот день на Руси было принято отправляться в лес за ягодами — черной и красной смородиной, черникой. Хозяйки занимались их заготовкой на зиму — варили варенья и компоты. Поэтому святую Марию называли Ягодницей и Сладостницей. В поле же работать не рекомендовалось. Считалось, что в этот день велик риск пострадать от молнии. В то же время гроза, случившаяся на Магдалину, предвещала хорошее: «Коли гроза — сена будет за глаза». В этот день обращали внимание на то, насколько обильно выпадет роса. Если поля поутру были сырыми, приходилось ожидать серого льна: по поверью, именно роса на Магдалину уничтожает белизну льна, да еще и останавливает его рост. Так и говорили: «На Марию сильные росы — льны будут серы и косы». Вместе с тем, утренняя роса в этот день обладала чудодейственными свойствами: женщины, умываясь ею, верили, что это придаст лицу белизну и чистоту.

Именины в этот день Алексей, Корнилий, Мария, Михаил

5 августа. ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ "ВСЕХ СКОРБЯЩИХ РАДОСТЬ" (С ГРОШИКАМИ). ПОЧАЕВСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ. ТРОФИМ БЕССОННИК.
Календарная копилка 4 - 10 августа.
Эта икона явилась в деревне Клочки близ Петербурга. Образ приплыл по реке Неве и у берега был подобран купцом Куракиным. Икону поместили в часовню на стеклянном заводе. В 1888 году над Петербургом разразилась гроза, молния ударила в часовню, но икона не пострадала, хотя огонь повредил другие иконы, упала и разбилась кружка для подаяния. Икона упала на пол и к ней прилипли 12 медных монет, поэтому ее и называют "с грошиками". Сейчас икона находится в храме Живоначальной Троицы или как говорят в народе "Кулич и Пасха".
Календарная копилка 4 - 10 августа.
Почаевская икона Божией Матери принадлежит к числу наиболее чтимых святынь Русской Церкви. Она известна всему славянскому миру: ее чтут в России, в Боснии, Сербии, Болгарии и других местах. Наряду с православными на поклонение чудотворному образу Пресвятой Богородицы приходят и христиане других исповеданий. В Почаевской Лавре, древнем оплоте Православия, чудотворная икона пребывает около 400 лет. (Сведения о перенесении иконы в Почаевскую обитель помещены 8 сентября). Чудеса, проистекающие от святой иконы, многочисленны и засвидетельствованы в монастырских книгах записями верующих, с молитвою обращавшихся об избавлении от неизлечимых недугов, освобождении от плена и вразумлении грешников. Высокочтимая во всем православном мире Почаевская икона Божией Матери получила свое наименование от горы Почаевской, на которой стоит Успенский монастырь (Западная Волынь), с 1839 г. - Лавра. Вторая после Киевской Лавры. Начало этой обители связано с чудесным явлением Божией Матери двум инокам, поселившимся на Почаевской горе в 1340 г. – для уединенного подвижнического жития. На вершине горы они увидели Богоматерь, стоящую на камне и окруженную пламенем. Они поклонились Пресвятой Деве.

 

 

Календарная копилка 4 - 10 августа.

 

 

Свидетелем чуда был и простой пастух, забредший в это пустынное место со своим стадом. На месте, где стояла Богородица, остался отпечаток Ее стопы, (существует и по сей день в Успенском соборе Лавры), из него тут же забил целебный источник.

 

 Календарная копилка 4 - 10 августа.

 

 

Чудотворная Почаевская икона широко прославилась своими чудотворениями. В честь одного из них и был учрежден праздник сегодняшнего дня. 23 июля 1675 г. (по ст. стилю) от Почаевской обители отступило осадившее ее большое турецкое войско. Врагов было так много, что братия обратилась с горячей молитвой к Взбранной Воеводе. И Она явилась над храмом Успения с Ангелами, держащими обнаженные мечи. Турки стали стрелять в явившуюся Богородицу, но стрелы возвращались назад и поражали тех, кто их пускал. Ужас охватил неприятеля. В паническом бегстве, не разбирая своих, они убивали друг друга. Защитники монастыря устремились в погоню и захватили многих в плен. Некоторые пленные впоследствии приняли христианскую веру и остались в обители навсегда.
В 1721 году Почаев был занят униатами. Однако и в это трудное для Лавры время монастырская летопись зафиксировала 539 чудотворений от прославленной православной святыни. Во время господства униатов, во второй половине ХVIII века, например, граф-униат Николай Потоцкий стал благотворителем Почаевской Лавры по следующему чудесному обстоятельству. Обвинив своего кучера в том, что взбесившиеся лошади перевернули коляску, граф достал пистолет, чтобы убить его. Кучер, обратясь к Почаевской горе, поднял руки вверх и воскликнул: "Матерь Божия, явленная в иконе Почаевской, спаси меня!" Потоцкий несколько раз пытался выстрелить из пистолета, никогда ему не изменявшего, но оружие делало осечку. Кучер остался жив. Потоцкий немедленно отправился к чудотворной иконе и решил себя и все свое имущество посвятить на устроение обители.

 

 

Календарная копилка 4 - 10 августа.

 

 На его средства построены Успенский собор и братский корпус.
Возвращение Почаева в лоно Православия в 1832 году было ознаменовано чудесным исцелением слепой девочки Анны Акимчуковой, пришедшей на поклонение святыням с семидесятилетней бабушкой за 200 верст из Кременец-Подольска. В память этих событий архиепископ Волынский священноархимандрит Лавры Иннокентий (1832-1840) установил еженедельное, по субботам, чтение соборного акафиста перед чудотворной иконой. Во время управления Лаврой священноархимандритом Агафангелом, архиепископом Волынским (1866-1876) был устроен особый придел на хорах Свято-Троицкой церкви в память победы над татарами, освященный 23 июля 1875 года.

В церковном календаре этот день обозначен как дата памяти святых Трофима, Феофила и с ними тринадцати мучеников, которые пострадали во время гонений на христиан при императоре Диоклетиане (конец 3 – начало 4 веков). Когда мужчин привели на суд, они отказались принести жертву языческим идолам и отречься от христианства. Мучеников долго истязали, а после, перебив им голени, бросили в огонь, откуда они вышли на своих ногах и совершенно невредимыми. Отчаявшись сломить волю христиан, язычники обезглавили их.
В народе этот день назывался Трофим-бессонник: настала пора самых усиленных работ, даже вздремнуть некогда. О том и поговорки, приуроченные к Трофимову дню.
Хорошему хозяину день мал.
В страду одна забота — не стояла бы работа.
Если идет работа — спать неохота.
Долго спать — добра не видать.
Дни в августе идут “работные”.  Много спать крестьянину не дозволяется, оттого и говорят:  “Долго спать - с долгом вставать”.   Считалось, что тот, кто встает в августе раньше, будет обязательно богаче других,  даже  если финансовые дела его в течение остальных одиннадцати месяцев будут  складываться не  слишком благополучно.
Во время жатвы жнецы старались найти на одном  стебле  самое  большое число колосьев. Если таковых найдется двенадцать, то он называется  “житной маткой”.  Искали  такие  стебли  с  не меньшим  упорством,  чем  цветок папоротника в купальскую ночь.  Счастливцы, нашедшие такие колосья, хранили их в течение всего года - до следующего посева: зерна от этих колосьев рассевали первыми, надеясь получить урожай. Согласно правилам,  передававшимся из поколения в поколение, на жатве всегда молчали;  петь  можно было лишь по  дороге в поле и с поля. На Трофима - калинники-малинники. С малинника лыки не велики, да ягоды сладки; а с калинника лык надерешь, да ягод в рот не возьмешь.
Заканчивается уборка озимой ржи. 5-10 августа - прищипка помидоров. Для лучшего созревания ее опрыскивают марганцовкой.
На Трофима начинали собирать калину и малину, а сам день поэтому называли Калинники-Малинники. Крестьяне говорили: «С малинника лыки не велики, да ягоды сладки. А с калинника лык надерешь, да ягод в рот не возьмешь». Калину наши предки ценили, во-первых, за то, что она является хорошим медоносом, а во-вторых, конечно, за целебные свойства. В народной медицине настои из коры калины применяли при нервных заболеваниях, судорогах, а также в качестве кровоостанавливающего средства. Ягоды использовали при желудочных заболеваниях, авитаминозе; кроме того, это хорошее общеукрепляющее и мочегонное средство. Настоем цветов лечили кожные заболевания. Кроме того, сок ягод калины обладает желирующими свойствами; хозяйки этим пользовались и, добавив яблочное повидло или пюре, варили из него мармелад и пастилу. Но еще больше на Руси любили малину — вкусную, сладкую и очень красивую ягоду, которая содержит множество полезных веществ. О химическом составе ягод наши предки, конечно, не знали, но активно использовали ее как потогонное и антисептическое средство при простудах. Малину крестьяне употребляли в самом разном виде: свежую, в варенье, в джемах, в компотах; из нее делали и вино.

Именины в этот день Андрей, Анна, Аполлинарий, Виталий, Михаил, Трофим, Федор, Феофил

6 августа. МУЧЕНИКОВ БЛАГОВЕРНЫХ КНЯЗЕЙ БОРИСА И ГЛЕБА, ВО СВЯТОМ КРЕЩЕНИИ РОМАНА И ДАВИДА.

Святые мученики братья Борис и Глеб были сыновьями св. равноап. вел. кн. Владимира. Св. Борис получил от отца Ростов (Великий), а Глеб - Муром. Оба брата отличались христианским благочестием. Когда св. Владимир в середине июля 1015 г. умирал в г. Вышгороде (на север от Киева), св. Борис был при нем. В это время печенеги напали на Русь, и св. Борис был послан отцом, дать им отпор. Тем временем св. Владимир почил, а его старший сын Святополк (впоследствии прозванный Окаянным) решил расправиться с двумя своими братьями, любимыми народом. Убийцы ворвались в шатер к св. Борису и набросились на него с копьями. Св. Борис был погребен в церкви св. Василия в Вышгороде. После этого Святополк послал гонцов в Муром – к св. Глебу: его хочет видеть умирающий отец. Св. Глеб немедленно отправился в Вышгород. В пути его и застали посланные из Киева убийцы. Долго лежало брошенным тело святого, пока его не нашли жители Смоленска и похоронили в храме. В 1019 г., став великим князем Киевским, Ярослав Мудрый перенес мощи св. Глеба в Вышгород, положив вместе с мощами св. Бориса. В последующие годы Вышгородский Борисоглебский храм с мощами святых страстотерпцев становится семейным храмом Ярославичей, святилищем их братской любви и совместного служения Родине. Символом их единения стало празднование перенесения мощей Бориса и Глеба 2 мая. История его установления связана с предшествовавшими событиями русской истории. 2 мая 1069 года вошел в Киев великий князь Изяслав, изгнанный с княжения за семь месяцев до этого (в сентябре 1068 года) в результате восстания киевлян. В благодарность за Божие содействие в установлении мира на Русской земле князь построил вместо обветшавшего храма, воздвигнутого в 1026 году, новый, "в верх один". На освящении его присутствовали два митрополита, Георгий Киевский и Неофит Черниговский, с епископами, игуменами и духовенством. Перенесение мощей, в котором участвовали все трое Ярославичей (Изяслав, Святослав, Всеволод), было приурочено во 2 мая, это число и было утверждено для ежегодного празднования.
Святослав Ярославич, княживший в Киеве в 1073-1076 гг., предпринял попытку сделать Борисоглебский храм каменным, но успел довести кладку стен лишь до восьми локтей. Всеволод достроил церковь, но она в ту же ночь обрушилась.
Почитание святых Бориса и Глеба сильно развилось в эпоху внуков Ярослава, приводя нередко к своеобразному благочестивому соревнованию между ними. Сын Изяслава Святополк  устроил святым серебряные раки, сын Всеволода Владимир Мономах в 1002 г. тайно, ночью прислал мастеров и оковал серебряные раки листами золота. Но их превзошел сын Святослава Олег, знаменитый "Гориславич", упоминаемый в "Слове о полку Игореве". Он "умыслил воздвигнуть сокрушившуюся каменную (церковь) и, приведя строителей, дал в обилии всего, что нужно". Церковь была готова в 1011 году. Расписав ее, Олег "много понуждал и молил Святополка, чтобы перенести в нее святые мощи". Святополк не хотел, "зане не он создал ту церковь".
Смерть Святополка Изяславича вызвала в Киеве новый мятеж, который едва умирил Владимир Мономах, ставший в этом году великим князем. Решив скрепить дружбу со Святославичами совместным торжеством перенесения мощей в Олегов храм, он дал знать Олегу и Давыду. "Владимир, собрав сыновей, и Давыд и Олег со своими сыновьями пришли к Вышгороду. И все святители, игумены, черноризцы, поповство сошлось, наполнив весь город и по стенам градским не уместились". Наутро, 2 мая 1115 года, в Неделю жен-мироносиц, начали петь утреню в обеих церквах - старой и новой, началось перенесение мощей. При этом произошло своеобразное разделение: "и повезли на санях сначала Бориса, с ним шли Владимир, митрополит и духовенство". За ним на других санях повезли святого Глеба: "с ним шел Давыд с епископами и духовенством". (Олег ждал всех в церкви.)
Это разделение соблюдалось и в дальнейших поколениях. Святой Борис считался небесным покровителем преимущественно Мономашичей, святой Глеб - преимущественно Ольговичей и Давыдовичей. Доходило до того, что Владимир Мономах в своем "Поучении", говоря о Борисе, не упоминает Глеба, а в роду Ольговичей, наоборот, ни одного княжича не назвали именем Борис.
Вообще же имена Борис и Глеб так же, как Роман и Давид, были излюбленными во многих поколениях русских князей. Братья Олега Гориславича носили имена Роман († 1079), Глеб ( 1078) Давыд († 1123), один из сыновей его носил имя Глеб († 1138). У Мономаха были сыновья Роман и Глеб, у Юрия Долгорукого - Борис и Глеб, у святого Ростислава Смоленского - Борис и Глеб, у святого Андрея Боголюбского - святой благоверный Глеб († 1174), у Всеволода Большого Гнезда - Борис и Глеб. Среди сыновей Всеслава Полоцкого († 1101) - полный набор "борисоглебских" имен: Роман, Глеб, Давид, Борис.
Вышгородские святыни были не единственным центром литургического церковного почитания святых страстотерпцев Бориса и Глеба, распространенного по всей Русской земле. Прежде всего, существовали храмы и монастыри в конкретных местностях, связанных с мученическим подвигом святых и их чудесной помощью людям: храм Бориса и Глеба на Дорогожиче, на пути в Вышгород, где святой Борис, по преданию, испустил дух; Борисоглебский монастырь на Тме, близ Твери, где конь Глеба повредил ногу; обители того же имени на Смядыни - на месте убиения Глеба и на реке Тверце, близ Торжка (основан в 1030 г.), где хранилась глава святого Георгия Угрина. Борисоглебские храмы были воздвигнуты на Альте - в память победы Ярослава Мудрого над Святополком Окаянным 24 июля 1019 года, и на Гзени, в Новгороде - на месте победы над волхвом Глеба Святославича.
Ольговичи и Мономашичи состязались в создании великолепных храмов святым мученикам. Сам Олег, кроме Вышгородского храма, воздвиг в 1115 г. Борисоглебский собор в Старой Рязани (почему и епархия называлась позже Борисоглебской). Его брат Давыд строит такой же в Чернигове (в 1120 г.). В 1132 г. Юрий Долгорукий построил церковь Бориса и Глеба в Кидекше на реке Нерли, "где было становище святого Бориса". В 1145 г. святой Ростислав Смоленский " заложи церковь каменну на Смядыни", в Смоленске. В следующем году возник первый (деревянный) Борисоглебский храм в Новгороде. В 1167 г. на смену деревянному закладывается каменный, оконченный и освященный в 1173 году. Строителем церкви новгородские летописи называют Сотко Сытинича - былинного Садко.
Святые страстотерпцы Борис и Глеб были ПЕРВЫМИ русскими святыми, канонизованными Русской и Византийской Церквами. Служба им была составлена вскоре после их кончины, составителем ее был святитель Иоанн I, митрополит Киевский (1008-1035), что подтверждают записи в Минеях ХII века. Свидетельством особого почитания на Руси святых мучеников Бориса и Глеба служат многочисленные списки житий, сказаний о мощах, чудесах и похвальных слов в рукописных и печатных книгах ХII-ХIХ веков. На месте захоронения братьев виделся огненный столп, иногда доносилось ангельское пение. От свв. мощей братьев происходили многочисленные чудеса - и прежде всего исцеления. Братья были канонизированы Православной Церковью в 1073 г. Подвиг их в том, что они пожертвовали своими жизнями, чтобы избежать междоусобной распри на Руси.
К святым Борису и Глебу  обращаются об избавлении от междоусобной брани, во время бедствия и нашествия врагов, о покровительстве посевов и о плодородии, об исцелении болезней, об умиротворении враждующих и умягчении злых сердец. Они считаются покровителями чистоты и целомудрия.

 В народе  же говорится, "Борис и Глеб — дозревает хлеб". Работы — невпроворот. И тем не менее во многих местах 6 августа в поле старались не выезжать: "На Глеба и Бориса за хлеб не берися"; считалось, что в противном случае гроза сожжет сложенные копны.    Среднесуточная температура воздуха опускается ниже 15 С0. Пора сбора черемухи. Заготовка березовых веников для бани.
 В основе такого поверья — многочисленные грозы, пора которых начиналась в августе, и которые сопровождались молниями, способными поджигать стога сена. Из-за этого день Бориса и Глеба называли еще Паликопной — от слов «палить копны».  Женщины и дети начинали сбор ягод черемухи. Из них варили компоты и заготавливали впрок — в основном, в сушеном виде.

Именины в этот день Анатолий, Афанасий, Борис, Глеб, Давид, Иван, Иларион, Кристина, Николай, Поликарп, Роман

7 августа. СВЯТЫХ ЖЕН ОЛИМПИАДЫ ДИАКОНИССЫ И ЕВПРАКСИИ ДЕВЫ. УСПЕНИЕ ПРАВЕДНОЙ АННЫ, МАТЕРИ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ.

Святая Олимпиада диакониса была дочерью сенатора Анисия Секунда и внучкой по матери знаменитого епарха Евлалия. Жених Олимпиады умер, она не захотела выходить замуж за другого и осталась девственницей. После смерти родителей, она стала раздавать свое имущество нищим, сиротам, вдовам, помогала храмам, больницам и приютам.
Святой патриарх Нектарий (381-397) назначил ее диакониссой. Она давала приют изгнанным из египетской пустыни христианам, которые приходили в Царьград. Олимпиада была предана Святителю Иоанну Златоусту, за это ее преследовали и пытались опорочить.
После изгнания Иоанна Златоуста, загорелась церковь Святой Софии и сгорела большая часть города. В поджоге стали обвинять сторонников Иоанна Златоуста. Олимпиаду тоже обвинили в поджоге и присудили к уплате большой суммы денег. После этого она покинула Царьград и ушла в Кизик на Мраморное море. В 405 году ее заточили в Никомидии, куда писал ей из своего заточения Иоанн Златоуст успокаивая и поддерживая. В 409 году святая Олимпиада скончалась в заточении.
Святая Олимпиада явилась во сне Никомидийскому епископу и повелела положить тело ее в деревянный ковчег и бросить его в море: "Куда вынесут волны ковчег, там да будет погребено тело мое", - сказала святая. Епископ выполнил повеление святой Олимпиады. Ковчег прибило волнами к месту, называемому Врохти, близ Царьграда. Жители, извещенные об этом от Бога, вышли на берег, приняли святые мощи блаженной Олимпиады и положили их в церкви святого апостола Фомы. Впоследствии во время набегов варваров церковь была сожжена, но мощи сохранились и при Патриархе Сергии (610-638) были перенесены в Царьград и положены в девичьем монастыре, основанном святой Олимпиадой. От мощей ее совершались чудеса и подавались исцеления.

Святая Анна, мать Пресвятой Богородицы, вместе со своим супругом Иоакимом, отцом Пресвятой Девы, жила в г. Назарете. Они не имели детей до самой глубокой старости и мучительно скорбели об этом, т.к. в древней Иудее отсутствие чадородия почиталось сугубым Божиим неблаговолением. Они решили удалиться в пустыню для еще более сосредоточенной и углубленной молитвы к Господу. И сердечная молитва была услышана. По возвращении в Назарет у них родилась дочь (предположительно 15-го или 16-го года до нашей эры), по иудейскому обычаю, имя дочь Анны и Иоакима получила на 15-й день. Ее назвали Марией, как велел ангел.
 Еще в младенчестве Она была введена во храм Господень, где и возрастала, живя во Святая Святых. Праведная же Анна, после смерти своего мужа, два года жила при Храме, рядом со своей Пресвятой Дочерью, и мирно почила здесь 70 лет от роду. В этот день чествуют святую Анну — мать девы Марии, бабушку Иисуса Христа. В силу божественных родственных связей ее величают особым образом — Богопроматерь (по аналогии с Богоматерью).

Анна Летняя. Анна Зимоуказательница. Анна Холодная. Анна Холодные утренники. Анна снаряжай зиму. Анна Холодница. Макарий.
Августовская Анна получила прозвище "холодницы": "Анна припасает утренники", то есть утренние заморозки. Вообще этот день считался весьма подходящим для определения будущей погоды. Например, если утро будет холодное, то зиму ждите морозную; какова погода до обеда — такова зима до декабря; какова погода после обеда — такова после декабря; если на Анну идет дождь — жди снежной и теплой зимы. В то же время светлый и теплый день предвещал холодную зиму, а дождливый – снежную и теплую.
Наблюдали и за муравьями: если они начинают резко увеличивать муравейники, следовало ждать холодной зимы. На Анну поспевал первый картофель. Блюда из него были главным украшением стола наших предков, а рецептов разных кушаний — повседневных и праздничных — существовало множество. Кроме традиционных жареной и вареной картошки, русские люди любили картофельные оладьи, картофельные ватрушки, фаршированный картофель и даже картофельные котлеты.
Если за неделю перед Спасом (14 августа) аисты начнут готовиться к отлету, то зима станет рано и будет морозная, а весна теплая. Обрезают отцветающие розы. Второй урожай грибов.
Анна припасает утренники. Муравьи увеличивают муравейники - жди холодной зимы. Светлая и теплая погода предвещает холодную зиму, если же идет дождь - зима снежная и теплая.
В этот день в Нижнем Новгороде открывалась знаменитая всероссийская Макарьевская ярмарка.
День калик перехожих.
Хлебный заговор от бессонницы.
 Берем солонку с солью и кусочек черного хлеба.  Все  это  приносим  к изголовью кровати, где хлеб обмакиваем в соль и говорим текст:
“ Воскресенье с понедельником,
Вторник  со  средой,
Четверг с пятницей,
А тебе,  суббота,  дружки нет,
Вот  тебе хлеб и соль дай мне сон.  Аминь”.
Оставляют кусочек черного хлеба, с солью на нем, рядом с кроватью. Утром хлеб крошат птицам.
Именины в этот день Александр, Анна, Ираида, Макар, Николай

8 августа. СВЯЩЕННОМУЧЕНИКОВ ЕРМОЛАЯ, ЕРМИППА, ЕРМОКРАТА, ИЕРЕЕВ НИКОМИДИЙСКИХ. ПРЕПОДОБНОГО МОИССЕЯ УГРИНА ПЕЧЕРСКОГО.

При императоре Максимиане (соправитель Дисклатиана; 284-305) резко усилились гонения на христиан. Только в области г. Никомидии (на северо-западе Малой Азии) было сожжено 20000 последователей Спасителя. Оставшиеся в живых вынуждены были уйти в глубокое подполье. Среди них были священники Ермолай, Ермипп и Ермократ. Втайне они продолжали проповедовать спасительную веру, крестить обратившихся язычников. Однажды мимо дома Ермолая проходил юноша-язычник Пантолеон (будущий святой мученик Пантелеймон). Выйдя к нему навстречу, христианин начал разъяснять ему ложность и суетность языческих верований. С тех пор Пантолеон стал ежедневно приходить к Ермолаю — до тех пор, пока юношу не изобличили язычники. Когда это стало известно языческим властям, они схватили св. Ермолая, а затем и свв. Ермиппа и Ермократа. Всем им обещали сохранить жизнь, если они публично принесут жертву языческим богам. Священники ответили решительным отказом и выразили готовность исповедать свою веру и пострадать за Христа. Палачи едва успели приготовиться к истязаниям священномучеников, как началось землетрясение. В капище низвергнулись и разбились идолы. Взбешенный Максимиан велел возобновить пытки святых и вынес им смертный приговор. Стойко перенеся все нечеловеческие истязания, свв. Ермолай, Ермипп и Ермократ были обезглавлены. Священномученику Ермолаю, наставнику Пантелеимона, дана благодать исцелять недуги и болезни.

Венгр по происхождению, Моисей служил у благоверного князя Бориса. Когда в 1015 году князь был убит, Моисей скрылся в Киеве. В 1018 году его арестовал польский король Болеслав. Богатая вдова полька, которая пленилась им, выкупила его и  требовала от Моисея взаимной страсти, но праведный муж не изменил своей благочестивой жизни. Ляхиня из мести посадила его в яму, морила голодом, ежедневно секла его, затем осудила быть евнухом и с бесчестием изгнала его, не поддавшись соблазнам ушел в Киево-Печерский монастырь. Господь дал ему силу против страстей.

В старинном "Календаре народных праздников, примет и суеверий" рекомендовалось 8 августа молиться святому пророку Моисею об избавлении от блудной страсти, а святому Иоанну Многострадальному — от плотской похоти, что, кажется, одно и то же.
На Руси на Ермолая, как правило, выпадал теплый день, поэтому крестьяне торопились закончить жатву. «Ермолай — хлеб прибирай», — говорили наши предки. Начинался ранний сбор яблок, однако есть их еще было нельзя — нужно было дождаться Яблочного Спаса. Поспевал и первый картофель. Из него нередко делали окрошку и винегрет, которые в последние жаркие дни лета особенно украшали крестьянский обед. Для винегрета, например, брали отварной картофель, свеклу, белую фасоль и зелень; все это измельчали, заливали растительным маслом и подавали к столу — или самостоятельно, или с вареной говядиной. Были популярны и другие винегреты, например, горячий винегрет с селедкой: картофель протирали сквозь решето, смешивали с мелко нарубленной селедкой и луком, засыпали сухарями и запекали в печи. Считалось, что на Ермолая «осенние марева по травам идут, целебную мощь травам дают». Или, как говорили знающие люди, «утром прохлада росяная листья наполняет, пыль омывает, а в полдень рождается в травах целительная сила». В этот день знахари выходили в леса и луга — запасти лечебные травы.
8-25 августа - сбор яблок ранних сортов (Коробовка, Папировка, Горноалтайское, Брусничное и др.).  День отведен заботам,  связанным  с  пчелами:  пчел  перегоняют,  подчищают ульи, подрезают первые соты. Те, кто пчел в хозяйстве не держал, вечером задабривали пасечника пивом и самыми разнообразными  угощеньями. Делали  это в надежде на то, что именно им на  медовый Спас (14  августа) пасечник подарит первый мед. До Спаса медом не  торговали  и  даже  не угощали знакомых.

Именины в этот день Ермолай, Игнатий, Моисей, Прасковья, Сергей, Федор

9 августа. ПРАЗДНИК ПАНТЕЛЕЙМОНА ЦЕЛИТЕЛЯ.
Календарная копилка 4 - 10 августа.
Великомученик и целитель Пантелеимон родился в городе Никомидии в семье знатного язычника Евсторгия и назван Пантолеоном. Его мать Еввула была христианкой. Она хотела воспитать сына в христианской вере, но умерла, когда будущий великомученик был еще юным отроком. Отец отдал Пантолеона в начальную языческую школу, окончив которую юноша начал учиться врачебному искусству у знаменитого в Никомидии врача Евфросина и стал известен императору Максимиану (284-305), который захотел видеть его при своем дворе.
В то же время в Никомидии тайно проживали священномученики пресвитеры Ермолай, Ермипп и Ермократ, уцелевшие после сожжения 20000 христиан в Никомидийской церкви в 303 году. Святой Ермолай неоднократно видел Пантолеона, ходившего мимо их убежища. Однажды пресвитер позвал юношу в свое жилище и рассказал о христианской вере. После этого Пантолеон ежедневно посещал священномученика Ермолая.
Как-то раз юноша увидел на улице мертвого ребенка, укушенного ехидной, которая еще была рядом. Пантолеон начал молиться Господу Иисусу Христу о воскрешении умершего и умерщвлении ядовитого гада. Он твердо решил, что в случае исполнения его молитвы станет последователем Христа и примет Крещение. Ребенок ожил, а ехидна разлетелась на куски на глазах у Пантолеона.
После этого чуда Пантолеон был крещен святым Ермолаем с именем Пантелеимон (всемилостивый). Беседуя с Евсторгием, святой Пантелеимон подготовил его к принятию христианства, и когда отец увидел, как сын исцелил слепца призыванием Имени Иисуса Христа, то он уверовал во Христа и крестился вместе с прозревшим слепцом.
После смерти отца святой Пантелеимон посвятил свою жизнь страждущим, больным, убогим и нищим. Он безвозмездно лечил всех обращавшихся к нему, исцеляя их Именем Иисуса Христа. Он посещал в темницах узников, особенно христиан, которыми были переполнены все тюрьмы, и лечил их от ран. В скором времени молва о милостивом враче распространилась по всему городу. Оставив других врачей, жители стали обращаться только к святому Пантелеимону.
Из зависти врачи донесли императору, что святой Пантелеимон лечит христианских узников. Максимиан уговаривал святого опровергнуть донос и принести жертву идолам, но святой Пантелеимон исповедал себя христианином и на глазах императора исцелил расслабленного Именем Иисуса Христа. Ожесточенный Максимиан казнил исцеленного, восславившего Христа, а святого Пантелеимона предал жесточайшим мукам.
Господь явился святому и укрепил перед страданиями. Великомученика Пантелеимона повесили на дереве и рвали железными когтями, обжигали свечами, потом растягивали на колесе, бросали в кипящее олово, ввергали в море с камнем на шее. Во всех истязаниях великомученик оставался невредимым и с дерзновением обличал императора.
В то же время перед судом язычников предстали пресвитеры Ермолай, Ермипп и Ермократ. Все трое твердо исповедали свою веру во Спасителя и были обезглавлены (сведения о них помещены 26 июля).
По повелению императора великомученика Пантелеимона бросили на растерзание диким зверям в цирке. Но звери лизали его ноги и отталкивали друг друга, стараясь коснуться руки святого. Зрители поднялись с мест и стали кричать: "Велик Бог христианский!" Разъяренный Максимиан приказал воинам рубить мечами всех, кто славил Имя Христово, а великомученику Пантелеимону отрубить голову.
Святого привели на место казни и привязали к масличному дереву. Когда великомученик молился, один из воинов ударил его мечом, но меч стал мягким, как воск, и не нанес никакой раны. Святой окончил молитву, и послышался Голос, звавший страстотерпца по имени и призвавший в Небесное Царство. Услышав Голос с Неба, воины упали перед святым мучеником на колени и просили прощения. Палачи отказались продолжать казнь, но великомученик Пантелеимон повелел выполнить приказ императора, сказав, что иначе они не будут иметь с ним части в будущей жизни. Воины со слезами простились со святым, целуя его.
Когда мученику отсекли голову, из раны потекло молоко. Маслина, к которой был привязан святой, в момент его смерти покрылась плодами. Многие присутствующие при казни уверовали во Христа. Тело святого, брошенное в костер, осталось в огне неповрежденным и было погребено христианами († 305). Слуги великомученика Пантелеимона Лаврентий, Вассой и Провиан видели его казнь и слышали Голос с Неба. Они написали повествование о жизни, страданиях и кончине святого великомученика.
Святые мощи великомученика Пантелеимона частичками разошлись по всему христианскому миру: честная глава его находится ныне в Русском Афонском монастыре во имя великомученика Пантелеимона.
Почитание святого мученика в Русской Православной Церкви известно уже с ХII века. Князь Изяслав, в крещении Пантелеимон, сын святого Мстислава Великого, имел изображение великомученика Пантелеимона на своем шлеме. Заступлением святого он остался жив в войну 1151 года. В день памяти великомученика Пантелеимона русские войска одержали две морские победы над шведами (в 1714 году при Гангаузе, в 1720 году при Гренгаме).
Великомученик Пантелеимон почитается в Православной Церкви как грозный святой, покровитель воинов. Эта сторона почитания раскрывает его первое имя Пантолеон, что значит "лев во всем". Второе имя, данное при Крещении, - Пантелеимон, то есть "всемилостивый", раскрывается из почитания великомученика как целителя. У западных христиан он считается покровителем врачей. Связь этих двух покровительств святого хорошо видна из того, что воины, чаще других получающие раны, больше всех нуждаются во враче-целителе. Именно поэтому христиане, ведущие брань духовную, также прибегают к этому святому с просьбой исцелить язвы души.
Имя святого великомученика и целителя Пантелеимона призывается при совершении таинства Елеосвящения, освящения воды и в молитве за немощного.
День памяти святого великомученика и целителя Пантелеимона в Русской обители на Афоне является храмовым праздником. Предпразднство начинается за 8 дней до праздника, в которые после вечерни поются молебные каноны на 8 гласов, причем для каждого дня имеется особый канон. Второй день праздника - ктиторский день. В самый день праздника после вечерни соборне совершается панихида по почившим строителям и благодетелям обители, освящается и раздается коливо (кутия).
Голова Святого находится в Русском Афонском Свято-Пантелеймоновском монастыре на Афоне в Греции.
К святому целителю Пантелеимону молятся об исцелении от разных недугов и болезней, молятся о покровительстве православных воинов и армии, о покровительстве русского флота. Его имя давали многим российским боевым кораблям. Русский флот одержал победу над шведами при Гангуте и Гренгаме в день памяти святого Пантелеимона.

В "Житии всех святых" рассказано об этом человеке следующее. Юродивый Николай обретался в Новгороде в XVI веке.
Был почитаем согражданами за провидческий дар и презрение к мирским соблазнам. Только в одном не знал удержу смирный нравом Николай. Если другой новгородский юродивый Федор, сильно им не любимый, пытался перебраться через реку Волхов на тот берег, где стояла избушка нашего героя, блаженный принимался браниться и бросать в соперника капустными кочанами, за что и получил прозвание Кочанского.

Возможно, именно поэтому считается, что 9 августа капуста начинает сворачиваться в кочаны, а день называется капусткиным праздником. Вообще капуста была для старой деревни очень важным продуктом. "Хороша закуска капустка — и подать не стыдно, и съедят — не жалко".

Знахари и знахарки служили в этот день  молебны, чтобы научил их Пантелеймон различать и использовать целебные травы, и собирали 9 августа чудодейственные коренья. Соответственно, и на Руси святому Пантелеимону, которого иногда называли еще Палием, молились об излечении от болезней. В его праздник знахари ходили за травами, рвали их с особыми заговорами и обрядами. В то же время этот день считался несчастливым. Говорили: «Кто на Палия работает, у того гроза спалит хлеб»; «Палий — пали копны».
Пантелеймона называют Палий в народе. В этот день боятся грозы. «Кто на Палия работает, у того гроза спалит хлеб». Палий - пали копны. «Палий спалит двор того, кто возит в этот день копны на гумно».  Поэтому было принято доставать из кладовых оставшуюся с прошлого урожая капусту и печь пирожки из слоеного теста. Выпечкой угощали детей, а также нищих и странников. Капуста всегда была одним из самых любимых в народе овощей. Ее ели в сыром виде, делали из нее салаты, тушили, квасили, солили, клали ее в супы и начиняли всевозможные пироги. О капусте сложено множество пословиц и поговорок: «Хлеб да капуста лихого не допустят»; «Ельник-березник — чем не дрова? Хлеб да капуста — чем не еда?»; «Без капусты брюхо пусто». Кроме всего прочего, на Пантелеимона справляли так называемый заживный праздник. Колосья с полей полагалось приносить в церковь для освящения. Впоследствии эти колосья хранили в избе. У хозяина без капусты в брюхе пусто. Ранний листопад у березы.
А я предлагаю вашему вниманию мольбу  к святому Пантелеймону, о даровании покровительства воинам.  Читайте кто за деток, кто за мужей:
«Небесный целитель,
Врачеватель, покровитель,
В битве не оставь,
На путь победы над врагами,
Раба Божьего (имя), направь,
Умоли, угодниче Христов,
Милостивый врач Пантелеймон,
Гибель от раба Божьего (имя) отвернуть,
Врагов победить,
Достойно сражаться,
Врагам не сдаваться.
Голову склоню, искренне благодарю!
                        Аминь».     

Именины в этот день Анфиса, Герман, Иван, Кирилл, Климент, Константин, Наум, Николай, Пантелеимон, Платон, Савва

10 августа. ДЕНЬ АПОСТОЛОВ ПРОХОРА, НИКАНОРА, ТИМОНА И ПАРМЕНА. СМОЛЕНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ.

 

Апостол Прохор был одним из 70 Апостолов, ученик Апостола Петра. Он один из семи диаконов Апостольской Церкви, рукоположенных апостолам. Он был спутником и писцом Святого Апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Затем он был епископом в Никомидии и мученически скончался в Антиохии.
Апостол Никанор был одним из семи диаконов Церкви Апостольской и являлся одним из 70 Апостолов. Он вместе с 2000 других христиан был убит в тот же день, в который побит камнями первомученик Стефан.
Апостол Тимон был одним из 70 Апостолов и входил в число семи диаконов, избранных Апостолами. Он был епископом Востры в Аравии, где мученически скончался.
Апостол Пармен был одним из семи диаконов, избранных Апостолами, входивших в число 70 Апостолов. И он умер мученической смертью. В этот день православные поминают апостолов от семидесяти, выбранных учениками Иисуса Христа в числе семи диаконов. История такова: двенадцать апостолов созвали своих учеников и велели выбрать семь человек, которые бы занимались решением бытовых вопросов, пеклись о ежедневных нуждах, раздавали милостыню страждущим — с тем, чтобы сами апостолы могли уделять больше внимания распространению слова Божия. Избраны были Стефан, Филипп, Никанор, Тимон, Николай, Прохор и Пармен. В честь последних двух получил название народный праздник. Предание сообщает, что Прохор был спутником апостола Петра, а впоследствии стал епископом Никомедии и пострадал за Христа в Антиохии. Что касается Пармена, то его житие гласит: он с особенным усердием исполнял поручения апостолов и служил при трапезах, но скончался еще до того, как ученики Христа покинули Иерусалим. Впрочем, существует и другая версия: будто бы Пармен проповедовал Евангелие в Македонии и окончил жизнь мученической смертью при императора Траяне.
Календарная копилка 4 - 10 августа.
Икона Смоленской Божией Матери именуется Одигитрия, что значит  «путеводительница». По преданию, она написана св. евангелистом Лукой еще во время земной жизни Пресвятой Богородицы. Святитель Димитрий Ростовский предполагает, что этот образ был написан по просьбе антиохийского правителя Феофила. Из Антиохии святыня была перенесена в Иерусалим, а оттуда императрица Евдокия, супруга Аркадия, передала ее в Константинополь Пульхерии, сестре императора, которая поставила святую икону во Влахернском храме. Греческий император Константин IХ Мономах (1042-1054), выдавая в 1046 году свою дочь Анну за князя Всеволода Ярославича, сына Ярослава Мудрого, благословил ее в путь этой иконой. После смерти князя Всеволода икона перешла к его сыну Владимиру Мономаху. Сын киевского князя Всеволода-Владимир Мономах (1093-1125) - перенес в начале XII в. икону в стольный город своего княжества  - Смоленск, отчего святыня и получила название Смоленской. В 1238 году по гласу от иконы самоотверженный православный воин Меркурий ночью проник в стан Батыя и перебил множество врагов, в том числе и их сильнейшего воина. Приняв в битве мученическую кончину, он был причислен Церковью к лику святых (память 24 ноября).
В XIV в. Смоленск уже принадлежал Великому княжеству Литовскому.
 В ХIV веке Смоленск находился во владении Литовских князей. Дочь князя Витовта София была выдана замуж за великого князя Московского Василия Димитриевича (1398-1425). В 1398 году она привезла с собой в Москву Смоленскую икону Божией Матери. Святой образ установили в Благовещенском соборе Кремля, по правую сторону от царских врат. В 1456 году, по просьбе жителей Смоленска во главе с епископом Мисаилом, икона была торжественно с крестным ходом возвращена в Смоленск, а в Москве остались две ее копии. Одна была поставлена в Благовещенском соборе, а другая - "мера в меру" - в 1524 году в Новодевичьем монастыре, основанном в память возвращения Смоленска России. Монастырь был устроен на Девичьем поле, где "со многими слезами" москвичи отпускали святую икону в Смоленск. В 1602 году с чудотворной иконы был написан точный список (в 1666 году вместе с древней иконой новый список возили в Москву для поновления), который поместили в башне Смоленской крепостной стены, над Днепровскими воротами, под специально устроенным шатром. Позже, в 1727 году, там была устроена деревянная церковь, а в 1802 - каменная.

 

 

Календарная копилка 4 - 10 августа.
Новый список воспринял благодатную силу древнего образа, и, когда русские войска 5 августа 1812 года оставляли Смоленск, икону взяли с собой для охранения от неприятеля. Накануне Бородинской битвы этот образ носили по лагерю, чтобы укрепить и ободрить воинов к великому подвигу. Древний образ Смоленской Одигитрии, взятый временно в Успенский собор, в день Бородинской битвы вместе с Иверской и Владимирской иконами Божией Матери обносили вокруг Белого города, Китай-города и кремлевских стен, а затем отправили к больным и раненым в Лефортовский дворец. Перед оставлением Москвы икона была взята в Ярославль.
Так благоговейно хранили наши предки эти иконы-сестры, и Матерь Божия через Свои образы охраняла нашу Родину. После победы над неприятелем икона Одигитрии вместе с прославленным списком была возвращена в Смоленск.
Празднование в честь этого чудотворного образа 10 августа (28 июля по ст.ст.) было установлено в 1525 году в память возвращения Смоленска России.
Существует много чтимых списков со Смоленской Одигитрии, которым положено празднование в этот же день. Есть и день празднования Смоленской иконе, прославившейся в ХIХ веке, - 5 ноября по ст.ст., когда этот образ по распоряжению главнокомандующего русской армией М. И. Кутузова был возвращен в Смоленск. В память изгнания врагов из Отечества в Смоленске было установлено праздновать этот день ежегодно.
Святая икона Божией Матери Одигитрии - одна из главных святынь Русской Церкви. Верующие получали и получают от нее обильную благодатную помощь. Матерь Божия через Свой святой образ заступает и подкрепляет нас, путеводствуя ко спасению, и мы взываем к Ней: "Ты верным людям - Всеблагая Одигитрия, Ты - Смоленская Похвала и всея земли Российския - утверждение! Радуйся, Одигитрие, христианом спасение!"
К иконе Божией Матери Смоленская – Одигитрия  Путеводительница, обращаются о сохранении и помощи в пути. Смоленская икона является защитницей от нашествий.
Мольба-обращение к иконе Пресвятой Богородицы Путеводительница, об удачной и безопасной дороге:
 «Я, раб(а) Божий (имя),
В дорогу соберусь, с молитвой обращусь:
- Отведи Пресвятая Богородица от беды,
Скатертью пусть дорога, от порога до порога.
                           Аминь». 

К этой дате приурочено такое присловье: "Прохоры да Пармены — не затевай мены". Откуда оно взялось и чем вызвано, этнографы затрудняются сказать. Один из исследователей ХIХ века предположил, что дело тут "в любви народа к рифмованным созвучиям". Как бы там ни было, 10 августа лучше все-таки поостеречься и не затевать обменов. Приметы запрещают в этот день обмениваться чем-либо.    Иначе  все, что наменял, либо пропадет, либо сломается - словом, все равно человеку долго не прослужит. Объяснить происхождение этого поверья никто давно уже  не может, но иные торговцы даже в начале ХХ века не открывали  в  этот  день  свои лавки.

 

 

На Прохоры-Пармены следовало снимать созревшие груши с деревьев. День Прохора и Пармена был также праздником кузнецов, которых чествовали особенно. Эта профессия почиталась во все времена и во всех районах Руси. Кузнец ассоциировался с силой и мастерством, кроме того, ему приписывали магические способности — ведь он умеет укрощать огонь и металл. Нередко кузнецов считали чем-то вроде колдунов, а их жилье всегда строилось на отшибе. Конечно, этому есть и рациональное объяснение: расположение кузницы в отдалении от других домов деревни требовалось, чтобы обезопасить избы от пожара. На Прохоры-Пармены следовало выкапывать луковицы тюльпанов и снимать созревшие груши с деревьев. Картофельная ботва начинала увядать — значит, можно было копать первые клубни и готовить блюда из молодой картошки.

Именины в этот день Анастасия, Антонина, Василий, Елена, Ефим, Иван, Ирина, Моисей, Никанор, Николай, Павел, Прохор, Сергей, Юлиан

 

Картина дня

наверх