На фото: МЕЗОН ДЮ МОРТ
Совсем недавно на этом сайте прочитал статью "История некоторых слов и выражений"
(http://chagnavstretchy.mirtesen.ru/blog/43178325591/Istoriya....)
Очень понравилась!
Но номер 10 (перемывать косточки) зацепил некоторым несоответствием между моим внутренним ощущением и объяснением в статье.
Всё-таки, согласитесь, "перемывание косточек" коллегам по работе или соседям не несет мрачно-мистического "иди на кладбище, выкопай кости упыря или вампира и промой их водой!"
И тут я вспомнил, как объяснял это выражение И.В.Давиденко в своей книге "Ложные маяки истории"
Предлагаю ознакомиться.
Как перемывают косточки.
Человек, действительно, мерило всех вещей и даже Вселенной
Все мы соизмеряем с частями своего тела.
И это священное тело наше хранят (ХОРОНЯТ) потомки и товарищи. И понятны слова: гроб, захоронка, схрон, погреб, подвал, склад, саркофаг, могила, курган, мортирий, оссуарий... и ХАТА на санскрите имеет отношение к смерти. Если мальгаш умирает дома, его кладут на вершине горы на пару лет, прикрыв каменьями. Живая биосфера – воспримет все, кроме костей.
В городках и сёлах Мадагаскара и на окраинах столицы страны Антананариву, рядом с жилыми домами можно увидеть ДОМА МЕРТВЫХ ПРЕДКОВ (МЕЗОН ДЮ МОРТ). В таких нередко богато украшенных постройках на стеллажах покоятся косточки и черепа бабушек и дедушек, а то и прапрабабушек. Косточки чистые, завернуты в холстинки, сверху прилажен череп. И ясно, кто есть кто.
Обитатели МЕЗОН ДЮ МОРТ появляются там не сразу. Покойника сначала относят на высокую горку, укладывают на землю, прикрывают каменьями. И оставляют года на два. Трудолюбивые муравьи тщательно очистят косточки до музейно-скелетного состояния. В определённый день к очищенным косточкам приходят родственники покойника. Кости и череп укладывают на простынку и скорым шагом, а то и бегом несут простынку с останками к домашнему склепу. Чтобы покойнику было веселее, носильщики подпрыгивают и даже поддают ногой простынку снизу! Косточки постукивают... Родственники весело покрикивают: весёлый обряд! Предок (РАЗАНА) возвращается домой! Во дворе, где жил покойник, косточки будут любовно омыты и завернуты в чистые тряпочки. Сложенные вместе запеленутые останки внесут в МЕЗОН ДЮ МОРТ и поместят на стеллаж... РАЗАНА вернулся домой!
А во дворе в это время рвут на мелкие части (на счастье!) простынку, на которой прибыли косточки предка. Ведь известно, что если съесть частицу такой простынки, женщина гарантированно забеременеет и в своё время родит нового потомка РАЗАНЫ! Можно, конечно, ещё съесть кусочек жареной курицы (пуле роти) или свинины (нхана ки) и запить пивом...
Через какое-то время кому-то из родственников может присниться один из ПРЕДКОВ из МЕЗОН ДЮ МОРТ. Наутро об этом узнают все родственники. И начинают волноваться: неладно что-то с нашим дедушкой (ВАБАКУТОМ)! Необходимо ПЕРЕВОРАЧИВАНИЕ! Снова праздник! Косточки ПРЕДКА разворачивают, моют, ПЕРЕМЫВАЮТ по сути; снова пеленают в новые холстинки. Упаковывают. Прилаживают на стеллаже. Теперь все хорошо. Можно повеселиться, что-нибудь съесть и выпить. Потанцевать... Поговорить, вспомнить, что хорошего (а может и не очень) сделал за свою жизнь РАЗАНА... И так можно поступать неоднократно. Хороший обычай!
Этот славный мальгашский обычай ПЕРЕВОРАЧИВАНИЯ, ПЕРЕВЕРТЫВАНИЯ, ПЕРЕНОСА ТЕЛА ПОКОЙНОГО из одной могилы в другую обозначается словами ВАДИКА или ФОДИХАНА.
И мы, когда встречаемся с друзьями, вспоминаем прошлое. И приятное, и не очень - ПЕРЕМЫВАЕМ КОСТОЧКИ кое-кому...
Далека Россия от Мадагаскара. Другие люди. Другие обычаи. Могилы предков для россиян священны. Все должно истлеть в земле. Из праха в прах...Разве что в Печерской Лавре хранятся черепа и косточки монахов, да кости некоторых особо отмеченных людей становятся СВЯТЫМИ МОЩАМИ и хранятся в драгоценных РАКАХ в церквях. Мальгаши забывают старинных обычаев, мы лишь в отдельных особых случаях поступаем как мальгаши и храним косточки ПРЕДКОВ НАРОДА
Отражением старинного обряда остаётся наша российская привычка ПЕРЕМЫВАТЬ КОСТОЧКИ (осуждать и пересуживать) и родственников, и совсем посторонних людей. Скорее всего, все мы на Земле родственники. И обычаи у нас были похожие. Да забываем мы многое... Мальгаши хорошо усвоили, что стать предком — РАЗАНОЙ — не так просто. Для мальгаша страшно услышать: ЧТОБ ТЫ НЕ СТАЛ ПРЕДКОМ! Это сильнейшее проклятие. А мы хотим быть уважаемыми предками кого-то?
Маленькая справка: Игорь Владимирович Давиденко - профессор, доктор геолого–минералогических наук. Много лет проработал на Мадагаскаре.
Свежие комментарии