На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ШАГ НАВСТРЕЧУ

23 934 подписчика

Свежие комментарии

  • Татьяна Решняк
    Очень правильно говорите. Это человек склочный и не порядочный!!! Она грязью поливает всех и смотреть и слушать Порги...Свадебные фото со...
  • Jolie
    затолокин))они ждали-ждали тебя 5 лет и "померли от тоски"))))А где все? С НОВЫ...
  • Jolie
    нихде)))🤣🤣🤣🤣🤣🤣🤣Когда деревья был...

Календарная копилка. 3 - 9 ноября.

3 ноября. ДЕНЬ ПАМЯТИ ПРЕПОДОБНОГО ИЛАРИОНА ВЕЛИКОГО, ПРП. ИЛАРИОНА ПСКОВОЕЗЕРСКОГО, ГДОВСКОГО.

В этот день отмечают память двух святых с одинаковыми именами — Илариона Великого, жившего в 3-4 веках в Палестине, и Илариона Псковоезерского, жившего в 15 веке на Руси, недалеко от Чудского озера.

Иларион Великий изучал науки в Александрии, там же принял христианство.

Вернувшись на родину, преподобный удалился к отшельникам близ Газы. Иларион считается основателем нескольких монастырей и первым проповедником монашества в Палестине. В конце своей жизни святой отправился в путешествие, чтобы вновь посетить Египет и поклониться могиле святого Антония Великого. Скончался Иларион на острове Кипр, заранее предсказав свою смерть.

Иларион Псковоезерский, или Гдовский, был учеником преподобного Ефросина Псковского. Он основал Озерский Покровский монастырь на берегу реки Желчи, впадающей в Чудское озеро, и стал его первым настоятелем. Обитель стала важным религиозным центром, и, несмотря на близость Ливонского ордена, православие быстро распространялось среди местных жителей.

Стоит упомянуть еще одного Иллариона, того, кто был первым русским митрополитом. До него митрополичью кафедру на Руси всегда занимали греки.  Русская Церковь была в то время митрополией, входящей в состав Константинопольского патриархата. Первыми митрополитами на Руси были греки, поставление их совершалось в Царьграде. Через 63 года после крещения Руси св. Князем Владимiром, в 1051 г. происходит событие чрезвычайной важности, как доносит до нас "Повесть временных лет": «Поставил Ярослав Лариона митрополитом, русина, в святой Софии, собрав епископов». Помимо утверждения возросшей самостоятельности Руси, избрание Илариона означало и признание его заслуг как выдающегося церковного деятеля, законодателя, философа и проповедника. Митрополит Иларион положил начало традиции «печерского монашества» на Руси (жизни и молитвы в пещерах). Еще простым священником в великокняжеском селе Берестове он для уединения уходил в лес близ Киева. Здесь для молитвы в уединении он выкопал себе небольшую, двухсаженную пещерку на берегу Днепра. "Движимый промыслом Божиим", эту пещерку найдет потом афонский монах Антоний, который на этом месте основывает Киево-Печерский монастырь и становится его первым игуменом. С этой пещерки Илариона и начинается знаменитая обитель. К сожалению, биографических сведений о митрополите Илларионе мало. Даже год его кончины летопись не отметила. И только исходя из того, что на погребении князя Ярослава Мудрого († 20 февраля 1054 г.) святителя уже не было, а в 1055 г. в Киев прибыл новый митрополит, считается, что свт. Иларион преставился в 1053/54 г.

В этот день была начата переписка «Остромирова Евангелия», состоявшего из 588 страниц. Перепись начал дьякон Григорий. Своим трудом он выразил уважение первому русскому по национальности митрополиту, автору «Слова о Законе и Благодати» Илариону. «Остромирово Евангелие» - самая древняя книга на Руси, имеющая дату написания (1056). Книга окончена в мае 1057 года. Рукопись сохранилась до сего времени. Находится в публичной библиотеке в Санкт-Петербурге.

На Руси подмечали, что с Иларионова дня начинает заметать пороша. Хотя ночи были уже морозными и снежными, днем солнце еще прогревало землю, и было довольно грязно. По этому поводу наши предки говорили: «Первая пороша — не путь». Но большой беды в этом не видели, ведь «бездорожье хулить — по белу свету не ходить». На Илариона примечали: если снег ляжет на сырую землю и не растает — значит, весной рано зацветут подснежники. Если же снег выпадет на мерзлую почву — в следующем году можно ждать хорошего урожая хлеба.

Именины в этот день Аза, Александр, Алексей, Анатолий, Аркадий, Василий, Владимир, Денис, Дмитрий, Захар, Иван, Иларион, Константин, Максимилиан, Николай, Павел, Пелагея, Сергей, Федор, Яков

4 ноября. ПРАЗДНОВАНИЕ КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ.

Празднование Пресвятой Богородице, в честь Ее иконы, именуемой "Казанская", установлено в благодарность за избавление Москвы и всей России от нашествия поляков в 1612 году. Конец ХVI и начало ХVII столетия известны в истории России как Смутное время. Страна подверглась нападению польских войск, которые глумились над православной верой, грабили и жгли храмы, города и села. Обманным путем им удалось овладеть Москвой. По призыву святейшего патриарха Гермогена,  русский народ встал на защиту родины. В ополчение, которое возглавлял князь Димитрий Михайлович Пожарский, был прислан из Казани чудотворный образ Пресвятой Богородицы.
Зная, что бедствие попущено за грехи, весь народ и ополчение наложили на себя трехдневный пост и с молитвой обратились к Господу и Его Пречистой Матери за небесной помощью. Молитва была услышана. От находившегося в плену у поляков святителя Арсения (впоследствии епископа Суздальского) пришла весть, что ему в видении было открыто о перемене суда Божия на милость, по заступничеству Пресвятой Девы. Воодушевленные известием русские войска 4 ноября  (22 октября) 1612 года освободили Москву от польских захватчиков. Празднование в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы установлено в 1649 году. И до наших дней эта икона особо почитается русским православным народом. Список, бывший в ополчении поместили в специально построенный на Красной площади Казанский собор.

В этот день кланяются чудотворной Казанской иконе Божией Матери — одной из самых чтимых в Русской православной церкви. Согласно преданию, после пожара в Казани в 1579 году, уничтожившего часть города, девятилетней Матроне явилась во сне Богородица, велевшая откопать ее икону на пепелище. Девочка послушалась, а на месте явления иконы был впоследствии построен Богородицкий девичий монастырь, а одной из настоятельниц этого монастыря стала Марфа, принявшая монашество. Казанско-Богородицкий монастырь Чудотворный список Казанской иконы Божией Матери - главная святыня обители и митрополии.занимал площадь, ограниченную нынешними улицами Большой Красной, Япеева, Нагорной и уже не существующим переулком у Пятницкой церкви.Его первой монахиней стала сама Матрона. С чудотворной иконы было сделано несколько списков. Другой чудотворный список находился в Казанском соборе Санкт-Петербурга. До революции Казань, Москва и Петербург оспаривали право считаться обладателями настоящей чудотворной иконы. К 19 веку Казанский образ стал самой почитаемой на Руси иконой.

В начале 20 века Казанская икона пропала. Некто Варфоломей Чайкин похитил ее из Богородицкого монастыря, продал оклад и драгоценности, а саму икону сжег в печи. Однако существует легенда, что благодаря привычке игуменьи монастыря на ночь подменять настоящую икону точным списком, вор похитил и уничтожил всего лишь копию, а подлинник сохранился. В 1904 году Россию потрясло известие о краже в ночь на 29 июня чудотворной иконы из Казанского Богородицкого монастыря. Похитители вскоре были арестованы, но икона не была найдена. Версия о том, что икона сожжена или продана похитителями старообрядцам не нашла подтверждение. Следствие не дало ответа ни на один из волновавших верующих вопрос.
Однако, похищение иконы не остановило потока паломников к месту ее обретения. В 1910-1913 гг. в подземелье собора, непосредственно на месте обретения иконы был выстроен подземный храм. Более того, в Казани распространилось предание о том, что в действительности похищен был только чудотворный список, а настоящая древняя икона была сокрыта и сохранена старой игуменьей. Многие утверждают, что ныне эта сохраненная древняя Казанская икона Божией Матери находится в церкви Ярославских чудовтворцев.

К началу XX в. Богородицкий монастырь представлял собой обширный архитектурный комплекс разновременных построек, значительная часть которых, к сожалению, разрушена в советское время. Снесен главный монастырский собор, построенный на месте обретения иконы в 1798-1808 гг. по проекту знаменитого столичного зодчего Ивана Егоровича Старова, утрачена шестиярусная колокольня XVII века высотой 55 метров.

Из обширного комплекса монастыря сохранился двухэтажный корпус с Крестовоздвиженской церковью, построенный в 1882-1887 гг. и Софийская надвратная церковь, которая с 1993 года передана Казанской епархии.  В глубине квартала расположены двухэтажные же Настоятельский и Никольский корпуса,

полукругом охватывающие то место, где раньше стоял собор. Они построены в 1810-1843 гг. по проекту архитектора Я.М.Шелковникова.

На улицу Нагорную выходит сильно перестроенная церковь Николы Тульского, возведенная в 1810-1816 гг. на месте приходского храма, в котором первоначально находилась обретенная икона.
В настоящее время полным ходом идут реставрационные работы. Планируется восстановление Богородицкого собора. 21 июля 2005 года обитель посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II где, в торжественной обстановке, Казанской епархии был передан чудотворный "Ватиканский" список Казанской иконы Божией Матери (Акт о передаче чтимого списка Казанской иконы Пресвятой Богородицы Казанской епархии Русской Православной Церкви), установленный в Крестовоздвиженской церкви. В храме ежедневно совершаются богослужения и все верующие имеют возможность поклониться Святыне.

Казанская. Зимняя (осенняя) Казанская - важная дата в народном календаре. Празднуется два раза в году - 21 июля и 4 ноября.
Праздник в народе связан с погодными условиями. «До Казанской не зима, с Казанской не осень». «С Казанской мороз невелик, да стоять не велит». Если на Казанскую «небо заплачет, то следом за дождем и зима придет». Перелом погоды. С этого дня «скачет морозко по ельничкам, по березничкам, по сухим берегам». Первые зазимки.
Казанская считается «бабьей заступницей». Считается, что влияет и на свадьбы. «Кто на Казансскую женится, счастлив будет». «Кабы всякому по нраву невесту, так бы и царства небесного не надо». «Выбирают корову по рогам, а девку по родителям». «Добрая жена да жирные щи - другого добра не ищи».

Песнями красна была Казанская, да не простыми песнями, а свадебными:
Расплакалась яблоня,
Расшаталась, бедная
Не от ветра, не от вихря,
Не от дождика осеннего.
Порасплакалась Прасковьюшка,
Порасплакалась Ивановна,
Перед батюшкой стоючи,
Перед матушкой плакучи.
Унимал ее батюшка
Да голубила матушка:
— Ты не плачь, не плачь, умница,
Ты не плачь, не плачь, разумница.
Мы тебя не в полон даем,
Не дадим тебя полонить,
Отдаем тебя за умного,
За пригожего, разумного,
Отдаем за Ивана Ивановича!
Да по широкой улице
Сыты кони понаставлены,
Им шелком ноги спутаны,
Серебром занузданы.
Там ходил-похаживал
Ваня — добрый молодец,
Он гладил-поглаживал
Вороных своих коней:
— Не потейте, конюшки,
Не потейте, вороны,
Недалече ехати:
До моей до суженой,
До моей до ряженой —
До Прасковий Ивановны

В свадебном обряде печаль сливается с весельем, а старые традиции — с новыми. Долго, а кое-где и до сравнительно недавних дней в обрядах свадьбы сохранялись отзвуки обычаев древних славян-язычников; эти традиции оставили след и в фольклоре, и в языке.
Когда-то девиц просто выкрадывали, уводили. В летописи отмечается: "Древляне живут, как звери. Брака у них не бывало, но умыкание или увод девиц". Вот и поется в свадебной песне:
...Увезут меня недруги-разлучники на сторону чужедальную, в чужи люди незнакомые, к чужому отцу-матери, к чужому роду-племени.
Обычай этот, приняв игровую форму, долго сохранялся в сельском брачном обряде: перед венчанием, заранее условившись с невестой, жених после веселья и плясок, усадив ее в сани, отправлялся в лес и объезжал три раза вокруг заветного дуба; в иных местах объезжали три раза вокруг озера.
Затем с течением времени похищение сменилось куплей: за невесту платили выкуп. Девушку называли "товаром", а молодого человека — "купцом". По совершении договора стороны "били по рукам", то есть подавали друг другу руки: Отсюда и возникло слово "обручение".
Слова "невеста" и "суженый" обязаны своим происхождением старинным обычаям. "Невеста" — не весть кто, неведомая, неизвестная, так как молодые люди сочетались браком по воле родителей и могли до свадьбы вообще друг друга не знать. "Суженый" — от слова "судьба".
Повсеместно на Руси гадали. Например, мать завязывала дочери глаза, водила ее по избе, а затем отпускала идти, куда хочет. Если девушка ненароком оказывалась у печки, то оставаться ей дома, под защитой родителей, если же у двери, то быть скорому замужеству: дверь обозначала скорый отъезд из-под отчего крова. Сваха, приходя с предложением к родителям невесты, старалась сесть на лавку так, чтоб половица под ее ногами шла прямо к двери, видя в этом залог успеха своего предприятия. Когда же ударяли по рукам, невеста, желающая, чтобы поскорее вышли замуж и ее сестры, должна была потянуть скатерть, которой покрыт стол, то есть потянуть за собой в дорогу, стелющуюся белой скатертью, и сестер.
В разных местах России существовали разные свадебные обряды. Но повсюду в свадебных песнях молодой человек называется князем, молодая девушка — княгиней, свиту жениха и невесты величают боярами, а дружку, шафера, — тысяцким воеводой. Поэтому не будет, наверное, большой ошибкой в рассказе о старинной русской свадьбе воспользоваться дошедшим до нас описанием бракосочетания великого князя Василия Иоанновича.
"В княжеских хоромах установлены были два кресла, отделанных бархатом, с шитыми изголовьями. На изголовьях — по сороку соболей. Рядом поставлен был стол, покрытый скатертью, а на нем — калачи и соль. Невеста шла из своих хором с двумя свахами и боярынями, перед нею выступали "плясицы", а за ней несли две большие свечи и каравай, на котором лежали деньги.
В княжеских хоромах невесту посадили на ее место, а на место великого князя — ее младшую сестру. Тогда явился брат жениха, князь Юрий Иванович, чтобы рассадить бояр и детей боярских; распорядившись этим, он послал сказать великому князю: "Время тебе, государю, идти к своему делу".

Клавдий Лебедев, 1883.

Великий князь, войдя в палату, свел со своего места невестину сестру, сел сам и велел священнику говорить молитву, во время которой жениха и невесту причесывали. Затем невесте надели на голову кику, головной убор замужних женщин, набросили на нее покров и начали посыпать молодых хмелем, опахивая соболями. После этого жених и невеста отправились в Успенский собор венчаться; перед санями несли свечи и караваи. Окончив службу, митрополит подал жениху и невесте вино; выпив, великий князь разбил чашу о землю и растоптал ногой; осколки подобрали и кинули в реку.

Константин Маковский 1883.
Возвратившись из Успенского собора, великий князь с молодой княгиней сели за стол; после застолья, длившегося недолго, новобрачные отправились в спальню. Там жена тысяцкого воеводы надела на себя две шубы, одну как должно, а другую навыворот, и опять осыпала князя и княгиню хмелем.
Постель была постлана на тридцати снопах, подле нее в головах в кадке с пшеницей стояли свечи и караваи. У дверей всю ночь стоял конюший с саблей наголо. На другой день после бани новобрачных кормили у постели кашею".

Михаил Шибанов 1777.

Конечно, в деревнях свадьбы праздновались не так пышно, но тоже весело — может быть, даже еще веселей. А баня тоже обязательно была:

Ты топись-ка, топись, банька,
Разгорися, нова каменка,
Разгоритесь вы, сыры дрова,
Да сыры дрова, да березовые!
Мы носили серы камешки
С трех полей, что на семи ветрах,
Мы носили воду чистую
С трех ключей, журчащих ласково.
Мы ломали шелков веничек,
Что со трех берез раскидистых,
Обмывали красоту красну,
Смыли вольну волю девичью.

Если же девушку замуж никто не звал, она совершала специальный обряд. На Казанскую она вставала рано утром и отправлялась в березовую рощу, чтобы найти лист, обернутый в иней. В такой лист нужно было глянуть, словно в зеркало, чтобы стать привлекательной для женихов. Застолья устраивали не только в честь молодоженов, но и по другому поводу — встречали мужчин, вернувшихся с работ из города. Для них накрывали столы, пекли пироги, блины и созывали гостей на пивные праздники. Интересно, что в рецептуру крестьянского пива нередко кроме можжевеловых ягод и хмеля входили свекла и морковь. Кроме свадеб, был на осеннюю Казанскую и другой немаловажный повод для радости. Этот праздник — важная дата в крестьянском календаре, традиционный срок расчетов: заканчиваются все строительные работы; трудившиеся на стороне землекопы, плотники, каменщики, штукатуры получают деньги и возвращаются домой, в свои деревни. Вот и говорят:
• Потерпи, батрак, и у тебя на дворе Казанская будет.
• И рад бы хозяин поприжать батрака, да нельзя: Казанская на дворе!
• На Казанскую у хозяев и пузатая мошна худеет, а у работника и тощая толстеет.
Хотя по календарю Казанская длится всего сутки, но часто веселье продолжалось дольше, уж больно много для этого поводов. Оттого и родились иронические присловия: "Казанская-гулянская", "На Казанскую один день праздник справляли, на другой — опохмел держали, на третий — снова здорово".
Зима на пороге. В день Казанской Богоматери всегда идет дождь. Дождь пойдет, все луночки зальет, а снег пойдет, все дороги заметет. Бывает, что на Казанскую с утра дождь дождит, а ввечеру сугробами снег лежит. Выезжаешь о Казанской на колесах, а полозья в телегу клади. Коли на Казанскую небо заплачет, то следом за дождем и зима придет. Матушка Казанская необлыжную (настоящую, неложную) зиму ведет, морозцам дорожку кажет. С Казанской тепло морозу не указ. Ранняя зима - о Казанской на санях.  Жениться скорее - в дому прибыльнее.
На Руси праздник Казанской иконы Божией Матери всегда был важной датой. Он считался своего рода рубежом между осенью и настоящей зимой. С этого дня ждали наступления морозов. О том, каковы они будут, судили по приметам. Если осенью снимали хороший урожай, то готовились к суровой зиме. Если же на Казанскую пойдет дождь, то ожидали скорого наступления зимы. «С Казанской мороз не велик, да стоять не велит», — говорили наши предки. В это же время можно было обновить санный путь: «Выезжай в Казанскую на колесах, а полозья в телегу клади».

Именины в этот день Александр, Анна, Василий, Владимир, Герман, Григорий, Денис, Елизавета, Иван, Ираклий, Константин, Максим, Николай, Серафим, Федор

5 ноября. ДЕНЬ ПАМЯТИ СВЯТОГО АПОСТОЛА ИАКОВА (63 ГОД).

В этот день отмечается память одного из апостолов от семидесяти — Иакова Младшего, прозванного «братом Господним». Есть разные версии происхождения этого прозвища. Наиболее распространенной считается та, которая называет Иакова двоюродным братом Иисуса Христа. Еще по одной версии он приходится сыном Иосифу, родившимся еще до его обручения с Девой Марией. Святой Иаков - брат Господень по плоти, сын Иосифа, мужа Пресвятой Богородицы.

С детских лет Иаков был назореем, то есть человеком, особо посвященным Богу. Назореи давали обет соблюдения девства, воздержания от вина, не вкушали мясной пищи, не стригли волос. Обет назорейства означал жизнь чистую и святую, заповеданную некогда Господом всему Израилю. Когда Спаситель начал учить народ о Царствии Божием, святой Иаков уверовал во Христа и стал Его апостолом. За Богоугодную жизнь он был избран епископом Иерусалимской Церкви. Он был первым иерусалимским епископом, посвященным самим Христом. Он многих обратил в христианство. Святой Иаков председательствовал на Апостольском Соборе, в Иерусалиме слово его было решающим (Деян. 15). Именно у него в доме собрались на первый Вселенский Собор апостолы, чтобы решить важный для христианства вопрос: может ли считаться христианином всякий человек, уверовавший в Спасителя, или же только тот, кто ранее исполнял законы Ветхого Завета? Во многом под влиянием Иакова Собор постановил, что - всякий.
Благодаря этому христианство из иудейской секты превратилось в общемировую религию.
За тридцать лет епископства апостол многих иудеев обратил в христианство. Недовольные этим книжники и фарисеи замыслили убить святого Иакова. Возведя святителя на кровлю храма, они приказали, чтобы отрекся от Спасителя мира. Но святой апостол начал громко свидетельствовать, что Христос есть Истинный Мессия. Тогда иудейские учители столкнули праведника вниз. Святой умер не сразу, но, собрав последние силы, молился Господу за своих врагов, которые в это время добивали его камнями. Мученическая кончина святителя Иакова произошла около 63 года.
Святой апостол Иаков составил Божественную литургию, которая легла в основание литургий, составленных святителями Василием Великим и Иоанном Златоустом. Церковь сохранила Послание апостола, которое под его именем включено в книги Священного Писания Нового Завета. В 1853 году Александрийский Патриарх Иерофей прислал в Москву часть мощей святого апостола Иакова. Церковь отличает апостола Иакова, брата Господня, от Иакова Зеведеева (память 30 апреля (13 мая по н.ст.)) и Иакова Алфеева (память 9 октября (22 октября по н.ст.)).

На Руси в этот день было принято играть в так называемые пчелиные игры — подражать жужжанию пчел и есть мед. Говорили, что чем больше меда съест хозяин и чем громче будет жужжать, тем лучше будут роиться пчелы весной, и тем больше меда удастся собрать следующим летом. На Якова (Иакова) старались закончить заготовку дров на зиму. Считалось, что если успеть сделать это вовремя, то в доме всегда будет тепло. Яков считался также покровителем любой мужской работы, которой нужно было заниматься в этот день. Так, крестьяне делали гужи из сыромятной кожи, проверяли конскую сбрую. Существовал обычай «закармливать» землю: разламывали вчерашний пирог, оставшийся от праздника Казанской иконы, и раскидывали куски по ниве, подкармливая птиц. Люди верили, что пернатые своим чириканьем могут успокоить землю и упросить ее дать хороший урожай на следующий год. На Якова справляли последние осенины — проводы осени. Как подмечали наши предки, в этот день падал второй снег. Если он был обильным и не таял, то зима обещала быть мягкой, а лето — урожайным. «Снега надует — хлеба прибудет», — говорили в народе. Если же выпадал мелкий, твердый снег — «крупа» — то зиму ждали с Матрениного дня (22 ноября). Были для этого дня и совсем странные приметы, не имеющие логичного объяснения. Например, такая: если отрок в этот день будет готовить долги в учебное заведение, то в течение полувека не найдет доброй жены.

Именины в этот день Александр, Афанасий, Владимир, Евфросиния, Емельян, Иван, Игнатий, Максим, Николай, Петр, Яков

6 ноября. ДЕНЬ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ «ВСЕХ СКОРБЯЩИХ РАДОСТЬ» (1688).



Православные в этот день отмечают праздник чудотворной иконы Божией Матери, которая называется «Всех скорбящих Радость». На ней изображена Дева Мария в окружении людей, обуреваемых недугами и скорбями, а также ангелов, совершающих благодеяния. Впервые икона прославилась как чудотворная в 1688 году, когда она находилась в Преображенской церкви в Москве.


Икона Божией Матери "Всех скорбящих Радость" прославилась чудотворением в 1688 году. Родная сестра патриарха Иоакима (1674-1690) Евфимия, жившая в Москве, долгое время страдала неизлечимой болезнью. Однажды утром, во время молитвы, она услышала голос: "Евфимия! Иди в храм Преображения Сына Моего; там есть образ, именуемый "Всех скорбящих Радость". Пусть священник отслужит молебен с водосвятием, и получишь исцеление от болезни". Евфимия, узнав, что такая икона, действительно, есть в Москве, в храме Преображения на Ордынке, исполнила повеление Пресвятой Богородицы - и исцелилась. Это произошло 24 октября (6 ноября по н. ст.) 1688 года. К слову, к тому времени образ уже был настолько ветхим, что его пришлось укреплять ветками кипарисового дерева. Чудо, которое явила икона, заключалось в исцелении родной сестры Патриарха Московского Иова. По преданию, взывая к Богородице об избавлении от болезни, Евфимия услышала голос, велевший ей идти в храм Преображения. После молебна над иконой женщина вылечилась. С того времени, согласно преданию, образ являл еще много чудесных исцелений.
Сведения об иконе Божией Матери "Всех скорбящих Радость" (с грошиками), явленной в Петербурге в 1888 году, помещены 23 июля (5 августа по н.ст.).

6 ноября 1505 года умер великий князь Московский Иван III. «...Иван Васильевич... выработался окончательно в восточного властелина: одно его явление наводило трепет. Женщины, говорят современники, падали в обморок от его гневного взгляда; придворные со страхом за свою жизнь, должны были в часы досуга забавлять его. А когда он, сидя в креслах, предавался дремоте, они раболепно стояли вокруг него, не смея кашлянуть или сделать неосторожно движения, чтобы не разбудить его». В своем завещании он поделил волости между пятью сыновьями: Василием, Юрием, Дмитрием, Семеном, Андреем. Однако старшему он дал все старшинство и 66 городов, в том числе Москву, Новгород, Псков, Тверь, Владимир. Коломну, Переяславль, Ростов, Суздаль, Муром. Нижний и др.»

На Руси с этого дня начинались зимние девичьи посиделки. Как правило, девушки занимались рукоделием, а одновременно пели или беседовали. Происходило все это при свете лучины, оттого и сам день нередко называли Светцем. «Русский светец — отрада девиц», — говорили в народе. Также было принято молиться в этот день иконе Скорбящей Божьей Матери, просить ее избавить от скорби и болезней.

Именины в этот день Алексей, Афанасий, Георгий, Иван, Ираклий, Лаврентий, Николай, Петр

7 ноября. ДЕНЬ ПАМЯТИ МУЧЕНИКОВ МАРКИАНА И МАРТИРИЯ (355 ГОД); ПРЕПОДОБНЫХ МАРТИРИЯ ДИАКОНА И МАРТИРИЯ ЗАТВОРНИКА, ПЕЧЕРСКИХ (XIV ВЕК).

Святые мученики Маркиан и Мартирий служили в Константинопольском соборе в IV веке. Маркиан был чтецом, а Мартирий иподиаконом; оба они несли также послушание в качестве нотариев, то есть секретарей, Патриарха Павла Исповедника (память 6 ноября). Еретики-ариане изгнали и тайно казнили праведного Патриарха Павла, а кафедра его была передана еретику Македонию. Еретики пытались привлечь святых Маркиана и Мартирия на свою сторону лестью, предлагали золото, обещали архиерейские кафедры. Но все усилия ариан были тщетны.
Тогда нечестивцы угрожали опорочить их перед императором, запугивали пытками и смертью. Но святые твердо исповедовали Православие, завещанное отцами Церкви. Маркиан и Мартирий были приговорены к смерти. Узников обезглавили в 335 году. Святые тела их были благоговейно погребены православными христианами. Позднее, по указанию святого епископа Иоанна Златоуста, мощи святых мучеников были перенесены в специально построенную церковь. От многих недугов исцелялись здесь верующие по молитвам святых, во славу Единой Живоначальной Троицы.

Преподобный Мартирий, диакон Печерский, в Дальних пещерах (ХIII-ХIV). Его святое имя вспоминается в 7 песни канона преподобным Дальних пещер. Здесь прославляются его трудолюбие, праведность и сердечная чистота, а также дар изгнания бесов и исцеления недугов.

В этот ноябрьский день вся природа плачет — дождем или снегом. И люди стали плакать вместе с ней — устраивать ритуальные плачи, получившие название дедовских, вспоминать умерших родственников и друзей. Полагалось обязательно сходить на кладбище, привести в порядок могилы, зажечь церковную свечу. В прежние времена есть и пить (особенно алкоголь) на погосте было не принято, еду на могиле тоже не оставляли — отдавали ее нищим. Придя домой, накрывали обильный стол, стараясь поставить на него те кушанья, которым отдавали предпочтение умершие родственники. В этот день полагалось зажечь церковную свечу.  Кроме того, полагалось в этот день оказать помощь сиротам и обездоленным, ведь их жизнь обычно была несладкой. Недаром наши предки говорили: «В сиротстве жить — день-деньской слезы лить». Как и нищие, сироты считались обделенными счастьем и удачей. Поэтому о детях, оставшихся без родителей, обычно заботились всей деревней. Обманывать или обкрадывать сироту считалось страшным грехом. На дедовские плачи особые приметы существовали для торговцев — им, например, запрещалось есть хлеб. Те же, кто торговал зерном, не должны были в этот день переезжать с места на место — иначе можно было спугнуть удачу.

Именины в этот день Афанасий, Валерий, Матрона

8 ноября. ДЕНЬ ПАМЯТИ ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ДИМИТРИЯ СОЛУНСКОГО (306).

Димитрий Солунский особенно почитается у славянских народов. Его память связывалась с воинским подвигом, патриотизмом и защитой Отечества. Он изображается на иконах в виде воина в пернатых доспехах, с копьем и мечом в руках. Православная церковь отмечает в этот день память святого Димитрия Солунского, известного также под прозвищем Мироточец и жившего во времена императора Диоклетиана. Согласно житию, родители Димитрия были тайными христианами. Они крестили сына в домовой церкви и воспитали в вере и благочестии. После смерти отца Димитрий занял его место, став проконсулом Фессалоник (современные Салоники, или, как их называли славяне, Солунь). После смерти отца уже взрослого Димитрия вызвал к себе Галерий Максимиан, вступивший на престол в 305 году, и, убедившись в его образованности и способностях, назначил его на место отца проконсулом Фессалоникийской области. Главная задача, возложенная на молодого стратега, состояла в обороне города от варваров и христианства. Но, приняв назначение, Димитрий тотчас... начал открыто учить жителей города христианской вере... Максимиан приказал заточить его в темницу... Между тем император предался мрачным гладиаторским зрелищам, любуясь, как его любимый силач, германец по имени Лий, сбрасывал с помоста на копья воинов побежденных им христиан. Отважный юноша Нестор пришел в темницу к своему наставнику Димитрию и просил благословить его на единоборство с варваром. По благословению святого Нестор одолел свирепого германца и сбросил его с помоста на копья воинов, как убийца-язычник сбрасывал христиан. Разгневанный император приказал немедленно казнить Нестора и Димитрия».
Тело мученика ночью погребли солунские христиане, а раб Димитрия по имени Лупп взял ризу своего господина, орошенную кровью, и его кольцо. С их помощью он впоследствии совершил много чудес.

Дмитриев день. Дмитрий Солунский. Дмитрий.
С этим днем связаны Дмитриевская неделя и Дмитриевская суббота. Это очень чтимые в народе дни. В народном земледельческом календаре особое внимание обращается на приближение устойчивых холодов: "Дмитриев день — зима уж лезет на плетень"; "На Митрия реки замерзают"...
Но погода — все-таки не самое главное: с восьмого ноябрьского дня начинается так называемая родительская, дедова неделя, когда по всей Руси справляли поминки по умершим родственникам. Ходили на кладбище, готовили угощение: варили пиво и мед, разные кисели, жарили пироги. Всеми этими яствами щедро одаривали нищих и калик перехожих, чтобы помянули они усопших в своих молитвах. Жизнь быстротечна, а память долговечна: это прекрасно понимали в народе. Свидетельством этого служили многочисленные поговорки.
• Живы родители — почитай, а умерли — поминай.
• Кто чаще поминает, тот меньше согрешает.
• Добром поминай, зло забывай!
• Родители родили — себя поминать благословили.
• Тот круглый сирота, у кого и помянуть некого.
• Покойники на Русь Дмитров день ведут, Дмитров день ведут, живых блюдут.
Впрочем, вспоминали в это время не только своих родственников, близких и дальних. В субботу перед Дмитриевым днем, в Дмитровскую субботу в церковном месяцеслов устанавливалось поминовение всех усопших. Так ведется со времен великого князя Дмитрия Донского, который, одержав в 1380 году знаменитую победу на Куликовом поле, повелел, чтобы в этот день совершалась вселенская панихида обо всех погибших на поле битвы.
Дмитриевская неделя называется также Родительской, Дедовской неделей. Вся она поминальная. Особенно почитается Дмитриевская суббота - суббота, предшествующая Дмитриеву дню. В такую субботу совершается вселенская панихида, повсеместно проводят поминки по усопшим. Проводится поминовение о всех усопших воинах. Всегда проходит торжественно: ходят на могилы, служат там панихиды, устраивают богатые угощения - тризны.
До Дмитриевской субботы «зима не становится». Если в этот день холод и снег - весна будет поздняя и холодная; если оттепель - зима и весна будут теплые. «Дмитриев день - зима уж лезет на плетень». «Весна получится поздней, если этот день окажется на снегу».
«Покойнички на Русь Дмитриев день ведут; покойнички ведут, живых блюдут. Коли отдохнут на дедовой неделе родители (случится оттепель), то и всей зимушке-зиме быть с мокрыми теплинами.
...Считалось также, что чем щедрее приношения для отправляющих панихиды священников и причта, и обильнее их угощение, тем вернее доставляется загробной душе на том свете покой и отрада.
В Дмитриев день и воробей под кустом пиво варит. Коли 8 ноября холод и снег, весна поздняя и холодная, а если оттепель - зима и весна теплые.
Коли Дмитриев день по снегу, то и Святая (Пасха) по снегу, а Дмитриев по голу, и Святая по тому. На Митрия реки замерзают (Сибирь). На Дмитрия девки хитрые - собираются выйти замуж, так как после этого дня уже редко бывают в деревнях свадьбы до зимнего мясоеда».

Именины в этот день Антон, Афанасий, Василий, Дмитрий, Марк, Феофил

9 ноября. ДЕНЬ ПРЕПОДОБНОГО НЕСТОРА ЛЕТОПИСЦА.

Нестор Летописец Печерскийо, собиратель древних сказаний. Он написал о жизни Бориса и Глеба, житие преподобного Феодосия Печерского. 9 ноября — день памяти святого преподобного Нестора (1050—1114 годы), инока Киево-Печерского монастыря, автора прославленной летописи "Повесть временных лет", первой подробной книги об истории Руси. Совершенно справедливо считается, что Нестор-летописец — основоположник русской исторической науки. Мощи его покоятся в Антониевой пещере Киево-Печерского монастыря.
Главный труд его жизни - «Повесть временных лет», составленная в 1112 - 1113 годах на основании древнейшего летописного свода, преданий и устных рассказов.

9 ноября — канун дня святой Параскевы, христианской великомученицы, жившей в 3 веке в Малой Азии. Как гласит предание, Параскева родилась в семье богатого сенатора, но уже в юности решила вести аскетическую жизнь. Когда император Диоклетиан начал гонения на христиан, святую Параскеву схватили, подвергли жестоким мучениям и обезглавили. В этот день было принято давать обеты — обещания выполнить какую-либо работу или сделать какое-либо нужное дело. Например, крестьянки нередко давали обет выткать за одну ночь пелену для иконы Девы Марии. За выполнение обета Параскева, как считалось, могла осуществить заветное желание или послать здоровье близким людям. Если же в дом приходило несчастье, нужно было дать зарок и выполнить его в полном молчании, а на следующее утро пойти в церковь и помолиться святой Параскеве, попросить ее помощи. В этом случае беда должна была уйти. По этому поводу говорили так: «Когда достойное в думах своих несешь желание, когда в доме твоем кто-то болен и это горько тебе, то вспомяни древнее поверье, прими зарок, возьми на себя дело и в молчании и средоточии исполни».

Именины в этот день Андрей, Афанасий, Вилли, Иван, Капитолина, Максим, Марк, Нестор, Николай, Сергей, Степан, Терентий

Картина дня

наверх