«Комсомолка» встретилась с последним супругом Людмилы Марковны Сергеем Сениным, чтобы поговорить о том, какой была эта неподражаемая женщина в обычной жизни.
«Опешил. Онемел. Подарил цветы»
- Я и представить не мог, что мы будем вместе, - признается Сергей Сенин. - 1990 год... «Я жил тогда в Одессе пыльной»... (Сенин - одессит. - Ред.), бросил аспирантуру строительного института и с головой ушел в кино. Открыли с другом кинокомпанию. И понеслось! Опыта - ноль. Амбиций - тьма! Первые работы с легендарными Эфраимом Севелой и Юлиушем Махульским. Вот уж правда лихие 90-е! Режиссер из Москвы Елена Николаева предлагает нам продюсировать фильм по рассказу Набокова «Сказка», куда на одну из главных ролей приглашает Люсю. Ох! Проносится сразу в голове - 1980 год, журнал «Наш современник». Циркульный зал строительного института. Не слушаю лекцию - читаю «Мое взрослое детство». Не читаю - проглатываю. Автор - Людмила Гурченко. Вот это да! Брал журнал, выданный на один день - очередь ждет! - с великим видом скептика, а закрыв последнюю страницу, обнаружил, что сижу в огромной аудитории один. Нет, не один. С ней. С той, которую впервые воочию увижу 10 лет спустя в Вильнюсе, в павильоне Литовской киностудии. Там мы снимаем «Сказку». Сцена Люси и Сергея Жигунова. Я увидел фантастической красоты женщину. Опешил. Онемел. Подарил цветы. После съемок проводил до гостиницы.
«Естественный роман»
- Тогда вы еще были женаты?
- Жена эмигрировала с нашей дочкой в Израиль за полтора года до этого. Для меня вопрос эмиграции не стоял - impossible. Я из тех, кто Родину любит.
С Люсей встретились через год после премьеры «Сказки», в 1992 году. Позвонил - друзья просили о ее гастролях в Израиле с концертом и нашим фильмом. В конце разговора раздухарился: «Давайте еще что-то сделаем вместе». И услышал в ответ лаконичное и простое: «Приходите, поговорим». Встретились. Обсудили программу, которая потом вышла на телевидении под названием «Люблю». Хорошее название - Люся предложила. Люблю. Люблю все - папу, людей, зрителей-читателей, жизнь, собак, профессию, что было, что будет... Но... Звонил в дверной звонок - она открывала - всегда прекрасно выглядевшая, роскошная, аж дыхание перехватывало... И мне казалось, там, за открытой дверью, будет тысяча нянек, помощниц, подруг-друзей. Близких людей, в конце концов... Нет. Я встретил сильного, мощного, не опустошенного, как это Люся придумала в «Вокзале для двоих», - прекрасного! - но очень одинокого человека.
«Как это все случилось? В какие вечера? Три года ты мне снилась...». Мы гуляли с таксой Тузиком, разговаривали, смеялись, грустили, вспоминали (Люся - всегда папу), вкусно ужинали в ресторане Дома кино. Мы поддерживали друг друга. Очень любили колесить по ночной Москве на Люсиной «Ладе»-«девятке». Я на пять дней уехал в Одессу по делам. Казалось, прошла вечность. Вернулся... Думаю, тогда все случилось. Люся снималась в одной из своих лучших, на мой и не только мой взгляд, картин - «Послушай, Феллини». Мосфильм. Я знаю, что она в какой-то из гримерок. Нашел. Распахнул двери. Ради этого, ее объятия при встрече... Она прижалась ко мне как ребенок. Как женщина. Доверяющая... Я влюбился.
|
«Гимнастика для нее - ужас»
- У вас большая разница в возрасте - 25 лет...
- Говорили об этом. Иногда. Но только с юмором. Я всегда ощущал себя старше.
- А как строился ваш быт?
- Быт... Ну куда от него деться... Принцип был определен Люсей: тот, от кого сегодня зависит благополучие семьи (финансовое прежде всего), тот вне быта... Когда работа приносила дивиденды от моего антрепризного бизнеса, Люся была настоящей хозяйкой, женой и, как это там называется, - хранительницей семейного очага. В кулинарном искусстве у нее был небольшой ассортимент. Но то, что она готовила, всегда было сделано изысканно. В овсяную кашу - кусочек горького шоколада, сливы, бананчик, киви. Главное - пропорции. Получалось очень вкусно! Ее фирменный салат - тертое яблоко, морковка, изюм, банан, курага, грецкие орехи, сметана. Любила картошечку пожарить. Обожала эклеры. Всегда поражался: я только посмотрю на булочку и уже чувствую, что поправляюсь, а она могла съесть десяток пирожных - и ничего. Это от бога, ее папа был всю жизнь в одном весе, так и Люся. Никаких тренировок. Гимнастика или зарядка - это для нее ужас! Любимая мизансцена - лежа. Так сочиняла, фантазировала. Роль, музыку, движения, текст. Сначала в голове, потом бралась за ручку.
Пережила смерть внука
- Вы были рядом с женой, когда не стало ее внука? (Сын Марии Борисовны Марк Королев умер 18 декабря 1998 года от передозировки наркотиков. - Ред.)
- Люся лежала в больнице после тяжелой операции. Гайморит - это последствия профессии. Вообще переломы, гаймориты - это профессиональные заболевания актеров... Был декабрь, я заскочил домой. На автоответчике услышал сообщение: молодой голос сказал, что случилось несчастье, Марик умер. Несмотря на протесты врачей, Люся поехала со мной на Ваганьковское кладбище, где хоронили Марка. Он часто к нам приходил. Она очень его любила.
- Многие спорят: Людмила Гурченко и Алла Пугачева дружили или соперничали?
- С Аллой у нее были прекрасные отношения, просто не возникло близких точек пересечения. Только какие-то отдельные работы. Клип «Примадонна», в котором снималась Люся, например. Люся и Алла - это две космические величины, которые жили каждая на своей территории: Алла на эстраде, Люся - в кино. Другой вопрос, что Люся себя свободно чувствовала и на эстраде, это было второе ее призвание. Но подругами они не были, потому что это предполагает более тесные отношения.
- У вас было предчувствие в последний день жизни Людмилы Марковны?
- Тот день начинался прекрасно. Люся во сне увидела, что она пошла - у нее был перелом ноги. Проснулась, встала и сделала несколько шагов...
Люся была для меня... Когда я буду уходить, я буду знать, что прожил жизнь не бессмысленно, потому что рядом была она.
|
КСТАТИ
Оставила более 200 нарядов
Во времена Людмилы Гурченко еще не было выражения «икона стиля». Но именно ею она и была для зрителей в советские годы.
- Люся ко всем купленным платьям добавляла что-то от себя, и получался блеск, - вспоминает Сергей Сенин. - Могла расшить бисером, украсить перьями, кружева вставить. Более 200 рукотворных Люсиных сценических костюмов, аксессуаров, предметов существует сейчас. Все это будет на Трехпрудном - мир Люсин там сохранен, вы его почувствуете.
Любимым партнером она считала Юрия Никулина
О звезде рассказывает личный фотограф и друг Людмилы Гурченко Аслан Ахмадов
- Мы познакомились с Люсей десять лет назад: я предложил ей сняться в фотопроекте, где она должна была сыграть героиню древнего мифа - жену Эдипа Иокасту, - рассказал «КП» Аслан Ахмадов. - На съемках был забавный момент. Стоит Эдип - очень красивый парень. Входит Люся в образе Иокасты в роскошном платье. И вдруг мне говорит: «Я не знаю, как к нему подойти».
- Мы познакомились с Люсей десять лет назад: я предложил ей сняться в фотопроекте, где она должна была сыграть героиню древнего мифа - жену Эдипа Иокасту, - рассказал «КП» Аслан Ахмадов. - На съемках был забавный момент. Стоит Эдип - очень красивый парень. Входит Люся в образе Иокасты в роскошном платье. И вдруг мне говорит: «Я не знаю, как к нему подойти».
«Ну вы подойдите к нему сзади», - советую я. «А у них уже все было в смысле секса?» - «Было». - «Поняла!» - Она оживилась и, подняв обе руки, положила их на спину Эдипу. На этих съемках мы моментально подружились.
«Замужняя женщина не может звонить неженатому мужчине»
- В начале нашего общения она звонила мне исключительно через супруга, - подчеркивает Ахмадов. - Говорила, что замужняя женщина не имеет права звонить неженатому мужчине просто так, без дела. Так что звонил всегда Сережа и передавал ей трубку. А потом мы стали друзьями и общались с Люсей напрямую.
Она очень любила ходить в рестораны, и я ее с удовольствием сопровождал. Помню, однажды спросил: «Люсь, ты была в партии?» Она ответила: «Нет. За мной без конца бегали парторги то в одном театре, то в другом. Я говорила: «Я никогда в жизни не вступлю в партию, я рестораны люблю!» А вот сама готовить она не любила. Говорила: «Боже мой, мне жалко тратить на это время. Стараешься, готовишь,потом все сожрут».
- Ее знаменитая тонкая талия - результат диет?
- Люся ела все что хотела, только не переедала. Заедала все хлебом с маслом и запивала сладким чаем. Кстати, она всегда пила чай и кофе исключительно из блюдца.
Последние пять лет я был рядом с ней буквально каждый день, мы общались с утра до вечера.
|
- В прессе вас называли последним любовником Гурченко, писали, что у вас романтические отношения. Как сама Гурченко реагировали на такие статьи?
- Чтобы Люся читала желтую прессу?! Да вы с ума сошли! Во-первых, она не читала этого. Во-вторых, за годы ее профессиональной деятельности о ней было столько всего написано, что ее это вообще перестало интересовать.
- И все же в одном телеинтервью Людмила Марковна призналась: «Вот Аслан Ахмадов. Как он обнимает, так никто меня не обнимал - я с ума хожу! Красив немыслимо».
- Мне Люся говорила одно только: «Ну ты так ничего такой, нормальный».
- Ее муж не ревновал к вам?
- О какой ревности может идти речь? Это же дорогие мне люди. Я человек кавказский, у нас дорогие люди становятся членами семьи.
Айфон от Киркорова так и не освоила
- Что вы ей дарили?
- Украшения, предметы из уранового стекла в ее коллекцию.
- А она вам делала подарки?
- Расскажу такой случай. 12 февраля, в мой день рождения, я собирался за ней заехать, и мы должны были отправиться праздновать в ресторан. И вдруг Люся позвонила и сказала, что сломала ногу. Сергея Михайловича, супруга, в этот момент не было в Москве. Я примчался к ней. Дверь была открыта. Люся лежала на полу в спальне, не могла подняться. Так вышло, что я был первым человеком, кто застал ее в этой ситуации. Звоню в «Скорую помощь». А она мне: «Подожди, вот тебе подарок, запонки». Потом я отвез Люсю в больницу. Даже с переломанной ногой она в первую очередь думала о моем дне рождения, не хотела его испортить. Люся вообще редко думала о себе.
Она каждый день говорила о папе, вспоминала его по сотни раз на дню. А второй человек после папы, кого она вспоминала с любовью, - Юрий Никулин. Он был ей очень дорог. Они снимались вместе в фильме «20 дней без войны», на съемках полгода жили вместе в одном вагоне. Эти отношения их очень сблизили.
- В «Вокзале для двоих» она в кадре обнажала грудь. Не жалела об этом?
- Если она видела художественный смысл в сцене, то делала все, что требовалось. Кстати, о Басилашвили, с героем которого изображала любовь в этом фильме, рассказывала, что он был очень застенчив, уговаривал режиссера: мол, не надо ему с Гурченко целоваться в кадре. И Люсю в союзники звал: «Зачем нам целоваться, у нас же взрослые дети». Но режиссер сказал: надо.
Безусловно, Люся каждой своей ролью проникалась и всегда придумывала нюансы. В фильме «Любовь и голуби» именно она предложила своей героине красный берет с помпончиком. Деталь заиграла.
- Она участвовала в выборе платьев во время ваших фотосъемок?
- Конечно. Она участвовала во всем - в выборе истории, которую собирались снимать, в придумывании характера героя.
- А сама снимала на мобильный, может быть, делала селфи?
- Филипп Киркоров подарил ей айфон. Она долго пыталась его освоить, но у нее не получалось пользоваться сенсорным экраном. Иногда во время гастролей она делала фотографии. Некоторые у меня сохранились.
|
АФОРИЗМЫ
«Если тебе льстят - готовься к удару»
Людмила Гурченко оставила немало метких наблюдений о жизни и профессии.
«Слово «счастье» похоже на «сейчас», а потому оно не может быть чем-то постоянным».
«Если тебе льстят - значит, готовься к удару».
«Женский организм - это вам не гармонь: потолстею - похудею, потолстею - похудею… Надо держать себя в руках».
«Нельзя быть женщиной по команде режиссера: «Будьте женщиной!» Да хоть ты в трусах выйди - все равно ты не женщина. А можно закутаться в паранджу по самые уши - а зал будет все равно трясти, потому что вышла женщина! Особое существо!»
«Моя диета - побольше мучного, поменьше движения. Если хочется - значит, можно».
«Я обожаю операторов. Это мужская работа. Это не актер, который ходит с зеркальцем в кармане. Я вообще не понимаю, как можно в актера влюбиться!»
«Прошлое, как бы оно ни отдалялось, живет внутри».
«Аплодисменты дают тебе крылья. Аплодисменты жидкие их убирают. Когда слышишь стук собственных каблуков - провал».
«Жизнь такая штука, что вроде бы ты вот молодой, молодой, молодой, а потом бац - и конец. Оглядываешься и думаешь о том, как много всего не сделал, потому что боялся, стеснялся, струсил. Не надо ничего бояться. Рискуйте. Пусть даже вы ошибетесь. Это жизнь. И главное, конечно, любите друг друга».
ИЗ ДОСЬЕ «КП»
Людмила ГУРЧЕНКО родилась в 1935 году в Харькове. Отец был музыкантом, играл на баяне и пел на праздниках, мать ему помогала. Окончила ВГИК. Успех пришел после фильма Эльдара Рязанова «Карнавальная ночь». Затем были такие картины, как «Девушка с гитарой», «Соломенная шляпка», «Любимая женщина механика Гаврилова», «Вокзал для двоих», «Любовь и голуби» и т.д. Народная артистка СССР.
Была замужем шесть раз. Первый муж - режиссер Василий Ордынский, Гурченко вышла за него в 18 лет, брак продлился год. Второй - Борис Андроникашвили, сценарист, двоюродный брат грузинских режиссеров Георгия и Эльдара Шенгелая. В этом браке родилась дочь Мария. Третий муж - актер Александр Фадеев, приемный сын писателя Александра Фадеева. Четвертый муж - певец Иосиф Кобзон (в браке с 1967 по 1970 год). Пятый муж - Константин Купервейс, аккомпаниатор актрисы, пара прожила 18 лет. Шестой муж (с 1993 года) - продюсер Сергей Сенин.
Свежие комментарии