Хронический алкоголизм – дело серьезное. А вот изредка выпить – так сказать, расслабиться – вроде бы не зазорно не только людям, но, как оказалось, и насекомым, птицам, зверям и даже рыбам. Причем братья наши меньшие, когда речь заходит о принятии на грудь, в количестве выпитого алкоголя – как и некоторые из нас, собственно, – нисколько не стесняются…
«В некий день, в разгар весеннего ликования природы, над Монтерейским заливом вдруг появляются необычайные темно-оранжевые облака: то несметные стаи бабочек-данаид летят в сосновый бор к нескольким заветным соснам. Бабочки буквально облепляют каждый их юный побег и сосут густую смолистую живицу до тех пор, пока не захмелеют…
Скоро земля в бору покрывается сплошным золотистым ковром из хмельных бабочек; они лежат на спинках, пьяно размахивают лапками и что-то радостно лепечут на своем языке!..
Около недели длится этот праздничный кутеж», – так выглядит «пьянка» бабочек, ежегодно происходящая в одном американском городке, мастерски описанная Джоном Стейнбеком в романе «Благостный четверг».
Думаете, только легкомысленные бабочки таким образом прожигают жизнь? А вот и нет! Забродившие соки растений привлекают муравьев, древоточцев и множество других насекомых. А птички, которые насекомыми питаются, не шарахаются от пьяной мелкоты, а с удовольствием ее поедают, проявляя после этого в полете некую сумбурность и склонность к высшему пилотажу.
Более «домашние» насекомые, например, мухи и прочие, кто обычно порхает над нашими праздничными столами, – с удовольствием, если дать им шанс, присосутся к открытой бутылке с вином, виски или пивом. Некоторые даже там тонут, как вы уже наверняка неоднократно убеждались. А если чистого алкоголя нет, то сойдет и забродившее варенье, особенно любимое мухами.
Кстати, пьяная муха на какое-то время забывает, как надо летать, и передвигается пешком, или просто сидит на одном месте в ожидании протрезвления.
Птицы в отношении алкоголя еще менее разборчивы. Орнитологи уже неоднократно убеждались, что скворцы и воробьи запросто могут пить водку. Ведут они себя после этого так же, как и выпившие люди: ноги у них заплетаются, и несут они что-то несуразное.
А вот рассказ, найденный на одном из интернет-форумов, про домашнего попугая, научившегося самостоятельно готовить себе выпивку.
«Мы начали замечать, что попугай ведет себя странно. Яблоки и груши тщательно пережевывает и мякиш сбрасывает в поилку с водой. После сидит и ждет несколько дней, пока не забродит. А когда бражка готова – начинает активно пить. Налакавшись, залезет на жердочку и давай орать так, что люди из соседних домов жалуются. Во время запоя к нему лучше не подходить – злобно кидается на всех, кто мимо проходит. А недавно заметили, что в брагу он кору и щепки стал добавлять – наверное, коньяк готовит».
На Кубани домохозяйки довольно часто бывали обмануты собственной домашней птицей – индюшками и курами. Вдоволь наклевавшись перезрелой и забродившей вишни, эти почтенные обитатели птичников ложились среди бела дня где-нибудь в тенечке и засыпали мертвым сном. Причем сон этот был настолько «мертвым», что хозяйка, обнаружив еще теплое, но ни на что не реагирующее тело, решала, что птица только что скончалась, и уносила ее на кухню – ощипывать в суп.
Обычно уже в процессе ощипывания индюшка или курица трезвела и начинала вырываться на свободу, что вызывало испуг хозяйки и некоторое облегчение – все-таки живая! Так что до супа обычно дело не доходило.
А венгерские крестьяне обратили птичий алкоголизм себе на пользу. Они подпаивают куриц-несушек и подкидывают им на воспитание утят. Трезвая курица к утятам относится резко отрицательно (вспомните «Гадкого утенка»), а будучи подшофе, проявляет к водоплавающим доброту и даже душевность, воспитывая их наравне с цыплятами.
Нет водки – нет молока
Заложить за воротник всегда готовы и крупные домашние животные. Еще при советской власти в одном стаде коровы регулярно получали в качестве питания барду (отходы винокуренного производства в виде жидкой гущи). И все было хорошо, пока колхозники не подсчитали, что в пяти ведрах барды, положенных корове на день, содержится столько спирта, сколько в бутылке водки.
Коровам перестали давать барду, и что же? Удои резко снизились. Нашли безалкогольный заменитель, но молока при этом не добавилось. Вот она, сила привычки!
Ну а дикие животные, как они относятся к зеленому змию? Оказывается, очень даже положительно. К примеру, в 1964 году Национальный парк Крюгер (ЮАР) на некоторое время превратился в настоящий вертеп. А все потому, что тот год в Африке оказался богат урожаем марулы – эти фрукты содержат большое количество сахара, и потому, созревая, быстро превращаются в брагу.
Гуляли все: слоны, обезьяны, попугаи… Слоны гигантскими стадами носились по джунглям, снося по пути деревья и хижины туземцев, обезьяны в воровстве и проказах превзошли самих себя, а птицы устраивали такие гульбища с песнями и плясками, что потом самим, наверное, становилось стыдно.
К счастью, марула довольно редко дает большой урожай, а потому в национальном парке большую часть времени все-таки тихо и спокойно.
Недавно в Швеции обнаружили застрявшего в дереве лося. Судя по всему, ноги животного запутались в ветвях маленького дерева после употребления забродивших яблок, в изобилии валяющихся в садах и на полях осенью. Пьяного лося застали запутавшимся тремя ногами, и в итоге его освободил местный житель-охотник не без привлечения сил службы спасения. Животное было одурманено, но в остальном чувствовало себя нормально.
Кстати, в Непале слонов полиция использует для поиска самогонщиков. У этих огромных животных нюх на алкоголь развит лучше, чем у самого запойного пьяницы. Достаточно просто пустить слона в путешествие по подозрительной деревне (разумеется, под контролем), и он очень быстро выведет стражей порядка на «точку».
Из крупных животных еще медведи – тоже не дураки выпить. Этим часто пользовались охотники. Они наливали в большую поилку водку и выставляли ее в заранее подобранное место, где топтыгин появлялся чаще всего. Обнаружив угощение, медведь употреблял его до последней капли и тут же, возле поилки, ложился отсыпаться. Здесь его и брали, как говорится, тепленьким, в дугу пьяненьким, а потому совершенно неагрессивным.
Остались у нас неохваченными рыбы. Казалось бы, откуда рыбам взять алкоголь? Да и могут ли они пить? Еще как могут! Когда в какой-нибудь крупной стране – Америке или России – начиналась массовая борьба с алкоголизмом и в проточные реки выливались сотни литров самогона, местным жителям доводилось наблюдать странные вещи.
Караси и ерши начинали вести себя, мягко говоря, неадекватно: они совершенно наплевательски относились к наличию щук, нагло проплывая перед самым их носом, носились бессмысленно по реке и иногда на некоторое время всплывали кверху брюхом.
А трезвые-то животные есть в этом мире? Оказалось, есть. Алкоголь и пьяниц терпеть не могут… собаки. То есть споить пса можно, но именно споить, насильно. Сам он пить не будет, особенно крепкие напитки, максимум, что себе позволит, – вылизать бокал из-под пива или вина. А вот котам лучше алкоголь не предлагать. Они, к сожалению, спиваются очень быстро.
Влияние спиртного на организм животных
Мыши в шампанском
И домашним мышам не чужда страсть к алкоголю. Доказано, что мыши не пьют воду, если находят в доме спиртные напитки. Эти наши нахлебники нередко забираются в стеклянные бутылки из-под шампанского. Они могут пролезть в горлышко даже поллитровой бутылки. В пивных бутылках находили и по две мыши. Натуралист Ленц как-то услышал в погребе странный певучий свист. Направив в угол свет фонаря, он увидел мышь возле опрокинутой бутылки. Она, освещенная фонарем, сидела, не трогаясь с места, и продолжала насвистывать. Причиной такого «легкомысленного» поведения зверька оказалась малага, которая была в бутылке. Мышь слизывала вино, вытекавшее из-под плохо заткнутой пробки...
Захмелевшие рыбы
Можно посочувствовать только рыбам - им неоткуда взять спиртную жидкость и плавать приходится всю жизнь в жидкости безалкогольной. Но бывают и у них «праздники» - однажды индийские рыболовы, удившие на реке Ендрик, заметили странное поведение рыб, которые так и лезли на крючок. В прозрачной воде было видно, как рыба кидалась из стороны в сторону, кружилась на одном месте, пыталась хватать крючки с наживкой и ... промахивалась. Удивленные рыбаки зачерпнули воды из речки, попробовали и сразу все поняли - вода была сильно разбавлена виски. Как выяснилось, спиртовой завод, расположенный неподалеку, по ошибке спустил в реку партию виски, и рыбе пришлось «хлебнуть лишнего». Бывалые рыбаки знают, что немного водки, разведенной водой, «усыпит» улов, и они довезут его до дома живым.
Воробьи-алкаши
Очень охочи до спиртного и птицы. Много лет назад на улицах и в парках Москвы и других городов было множество пивных ларьков, которые представляли собой своеобразные клубы представителей мужской части населения. Возле них собирались работяги и инженеры, пенсионеры и студенты, младшие научные сотрудники и милиционеры не при исполнении. Одни обсуждали служебные проблемы, другие рассказывали анекдоты, третьи вели нескончаемые разговоры о турнирных баталиях «Динамо» и «Спартака», но самым любимым развлечением отдыхающей публики было спаивание воробьев. Кормили их кусочками хлеба, смоченными в пиве, или хлебом, пропитанным ершом - коктейлем из трех четвертей пива и одной четверти водки. Окрестные воробьи, уже привыкшие к пивной «кормежке», ястребами бросались на лакомство, отпихивали друг друга, не обращая внимания ни на ворон, ни на обалдевших от вида легкой добычи котов. Проходило совсем немного времени, и вот уже первый, самый крупный воробей начинал грозно ерошить перья и наскакивать на приятелей по стае, норовя клюнуть в холку. Постепенно движения его теряли точность, бедняга все чаще оступался и, наконец, валился на бок, беспомощно дрыгая ногами и поднимая растопыренными крыльями мусор. Следом валился другой... Вскоре под ногами копошилась вдребезги пьяная стая, потерявшая всякий страх перед людьми и котами...
Слоны и самогон
Время от времени появляются сообщения о том, как в Индии слоны растоптали деревню. Но почти никогда не упоминают, что безобразничают исключительно пьяные слоны. Это случается в период созревания тропических плодов, длится этот период недолго - неделю-две. В это время мир джунглей предается безумию. Слоны научились сами добывать себе желанный алкоголь - они стаскивают разные плоды в кучу под палящее солнце, а через несколько дней выкачивают оттуда бананово-манговый «первач». Напившись, они становятся агрессивными - топчут посевы, громят лачуги.
Индусы хорошо знают, когда следует ожидать набега распоясавшихся животных и пережидают их пьянку в укрытиях. Не брезгуют слоны и самогоном. Когда брага, из которой самогонщики индийских штатов делают спиртное, начинает созревать, слоны по запаху находят нужное место, порой наводя полицию на след тех, кто производит незаконное питье. Описан случай, когда стадо слонов наткнулось на погреб с вином и пивом. Утолив «жажду», слоны с ревом принялись крушить все вокруг и, разгромив пару деревень, удалились в джунгли.
Почти непьющие крысы.
Но не все животные, потребляя алкоголь, доводят себя до безобразного состояния. Пример тому интеллектуалы животного мира - крысы. Если крысам предоставить свободный доступ к воде и 5% раствору спирта, то эти хвостатые существа, не раздумывая, отдают предпочтение спирту.
Но 10% раствор спирта уже пьют далеко не все, а от 20% отказываются напрочь даже самые завзятые любители выпить. Крысы любят алкоголь, но употребляют его ровно столько, сколько их организм может усвоить без вреда. Придумывали самые издевательские приемы - лишь бы заставить крыс напиться. Неделями содержали их без воды, периодически преподнося крепкий раствор спирта. Животные держались за жизнь из последних сил, но выпивали только самую малость, не теряя при этом своего крысиного облика. Если крысы решают напиться хмельной браги из глубокой емкости, они сплетаются хвостами в «гирлянду», а нижняя обмакивает в брагу хвост, который все по очереди облизывают. Широко известна легенда-быль о «музыкальной» крысе из Львовского оперного театра имени Марии Заньковецкой. Крыса появлялась во время спектакля и слушала увертюры, возлежа на суфлерской будке. И, по уверениям зрителей, даже одобрительно пощелкивала зубами в такт музыке... Вы представляете, что творилось в первых рядах партера? Все попытки уничтожить любительницу увертюр с помощью отравленного сервелата и других вкусных вещей не увенчались успехом. Но кто-то обратил внимание, что некоторые бутылки с коньяком, остававшиеся в артистических комнатах, опрокинуты, а пробки обгрызены. И в коньяк подсыпали яд... Страсть к алкоголю оборвала жизнь крысы-меломанки...
Есть даже памятник.
В Санкт-Петербурге поставили памятник Чижику-Пыжику, который, как известно, на Фонтанке водку пил. Птичку-алкоголичку несколько раз крали, но затем возвращали на место.
Пьяные оргии в пустыне Калахари
Такое творится не только в Индии. Есть документальный фильм, запечатлевший сцены пьяных оргий животных в пустыне Калахари. Два раза в год пустыня превращается в зеленый рай. Сладкая мякоть плодов быстро гниет и сбраживает. Вот тут-то все и начинается... На экране - пьяные, шатающиеся слоны. Спотыкающиеся и валяющиеся в песке гиббоны... Охмелевший бородавочник с трудом добирается до своего логова и пытается залезть туда, а кормящая самка выпроваживает нетрезвого супруга прочь... Сидит на бревне обезьяна и тупо дергает за лиану, как за струну... Две обезьяны начинают вдруг обниматься и, не удержавшись на ногах, валятся наземь... Они позволяют увести себя под руки, потеряв способность отличать соплеменников от местных жителей... Утром притихшие обезьяны сидят, обняв лапами голову и тихо раскачиваясь... Если бы обезьяны могли говорить, они бы поведали, скольких вожаков они обычно свергают у себя во время плодоношения дерева мерула, перезревшие плоды которого полны браги. Захмелев, обезьяньи короли начинают вести себя не по сану, теряют авторитет, и их свергают более трезвые соплеменники.
Текст частично взят отсюда
http://geopriroda.ru/animals/130-vliyanie-spirtnogo-na-organizm-zhivotnyx.html
Свежие комментарии