21 июля. ДЕНЬ ОБРЕТЕНИЯ ИКОНЫ КАЗАНСКОЙ БОЖЬЕЙ МАТЕРИ. ПРОКОПИЙ.
В многочисленных чудотворных списках с Казанской иконы прославляется на Руси Пречистая Богородица, Покровительница православного русского народа. Из множества икон Богородицы, почитаемых в Русской Православной Церкви, ни одна не распространена в таком числе, как Казанская.
Всей Православной Русью она свято чтится, к ней чаще всего обращают взоры в бедах и болезнях, взывая: "Заступнице усердная, Мати Господа Вышняго, за всех молиши Сына Твоего Христа Бога нашего... всем полезная даруй и вся спаси, Богородице Дево, Ты бо еси Божественный покров рабом Твоим".
Благодатным осенением расположились иконы Пречистой Богородицы по лицу нашей Отчизны, воистину образуя Небесный покров. Ее неустанным ходатайством ниспосланный Божественным Сыном, принесшим Себя в жертву для спасения человечества. Древний Владимирский святой образ Богородицы хранит и благословляет наши северные пределы, Смоленская и Почаевская иконы ограждают запад, а на восток, до края земли сияет лучами неизбывной благодати чудотворный Казанский образ Пречистой нашей Матери.
В 1579 году девятилетней казанской девочке явилась во сне Богородица и указала, где искать ее образ. В 1612 году она освящала ополчение Дмитрия Пожарского в борьбе с польскими захватчиками во время нападения на Москву. По призыву новгородского гражданина Минина и князя Пожарского стали собираться к Москве народные ополчения. Казанские ополченцы привезли с собой Казанскую икону Божьей Матери, которую вручили Дмитрию Пожарскому. Икона стала являть чудеса и усилила веру в победу над захватчиками.
Архиепископу Арсению ночью перед сражением явился Преподобный Сергий Радонежский и сказал: "Арсений, наши и ваши молитвы услышаны, представительством Богоматери Суд Божий об отечестве преложен на милость, заутра Москва и Россия будет спасена". После победы князь Дмитрий Пожарский поставил Казанскую икону в своей приходской церкви на Лубянке, в честь введения в Пресвятой Богородицы. Затем икона была перенесена в Казанский Собор на Красной площади, построенный князем в качестве благодарности Господу и Его Пречистой Матери за спасение России. Сейчас эта икона находится в Богоявленском соборе в Москве.
Князь Дмитрий Пожарский поставил Казанскую икону Божией Матери в своей приходской церкви в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, что на Лубянке.
Около 1636 года икона была перенесена в Казанский собор на Красной площади, сооруженный князем в благодарность Господу и Пречистой Его Матери за спасение Москвы и России. Ныне этот святой образ находится в Богоявленском соборе в Москве.
Уже много веков Казанская икона охраняет нашу страну от чужеземных захватчиков и дарует победы русскому воинству. В 1709 году, Петр Первый перед началом Полтавской битвы, узнал, что в селе Каплуновка находилась копия Казанской иконы Божьей Матери.
Он приказал привезти ее под Харьков, где находилась русская армия, очень долго молился сам, а потом эту икону пронесли через все полки. Во время решающей битвы эта икона стояла прямо на поле боя. В честь этой победы Петром Первым был построен в Санкт-Петербурге Сампсониевский Собор,
в который была помещена эта икона, называемая "Каплуновская Божья Матерь", а в XIX веке перенесен в новопостроенный Казанский собор.
Спустя сто лет перед этим образом стоял на коленях князь Михаил Кутузов, со слезами моля Пречистую Богородицу спасти Россию; в день празднования Казанской иконы, 22 октября 1812 года, русские отряды под предводительством полководцев Милорадовича и Платова разбили арьергард маршала Даву, что явилось первым поражением считавшейся дотоле непобедимой французской армии. И в Великую Отечественную войну Казанская икона Божией Матери хранила русскую землю: покров Богородицы был простерт и над осажденным Ленинградом, и над Москвой.
В России числится около 300 почитаемых икон Божьей Матери, и каждая имеет свое имя. В Куликовской битве помогала Донская икона Богородицы, в спасении Москвы от Тамерлана и во время великого стояния на Угре и при сражении с поляками - Казанская Божья Матерь. При восхождении на трон династии Романовых - Федоровская икона, в Полтавской битве - Каплуновская, во время Великой Отечественной войны при освобождении города Тихвина, свою любовь и силу явила Тихвинская икона Божьей Матери.
Святой великомученик Прокопий, память которого отмечается в этот день, жил в Иерусалиме во времена императора Диоклетиана. Отец Неания (такое имя получил будущий святой Прокопий при рождении) был христианином, но рано умер, поэтому отрока воспитывала мать — язычница Феодосия. Получив прекрасное светское образование, он начал служить императору и быстро продвигался по службе. В 303 году, когда начались открытые гонения на христиан, Неания отправили в Александрию с заданием беспощадно истреблять приверженцев молодой религии. Однако в дороге с молодым человеком произошло чудо: он увидел распятие и услышал голос Иисуса Христа. С тех пор Неаний из гонителя христианства превратился в его ревностного защитника. Его мать, узнав об этом, сама пришла к императору с жалобой на сына, отвернувшегося от языческих богов. Неания арестовали и бросили в тюрьму. Ночью в темницу пришел сам Иисус Христос и совершил таинство крещения, дав узнику новое имя — Прокопий. Мученика подвергали многократным пыткам, заставляли отречься от веры, но он был непреклонен. Более того, многие язычники, видевшие страдания и стойкость Прокопия, обращались к Христу. В конце концов, император, отчаявшись добиться от мученика отречения от веры, приказал казнить его.
Прокопий. Прокоп Жнец. Прокопий Жатвенник. Зажинки.
Праздник Казанской Божией Матери - очень чтимый в народе. Он справляется по нескольку дней. Ходят в гости. Гуляют. «Кто на Казанской женится, счастлив будет».
День летней Казанской почитался праздником, наиболее торжественно его отмечали в тех деревнях, где Казанская была престольным праздником. Сюда съезжались гости, молодежь устраивала гулянья».
«Что Казанская покажет, то и зима скажет». «Коли на Казанскую черница (черника) поспевает, то поспела и рожь». Зажин ржи. «Прокоп летний - жнец и жатвенник, жатву начинает».
Этот праздник всегда был в основном молодежным. "Девицы, — записывал наблюдатель, — по две-три в ряд ходят по деревне; ребята гуляют с гармонями; один играет, а остальные поют песни коротенькие такого рода:
"Уж вы Сашки-канашки мои, разменяйте вы бумажки мои, а бумажечки-то новенькие, двадцатипятирублевенькие!
А бумажечки-то красненькие, наши девушки прекрасненькие, а бумажечки-то синенькие, наши девушки красивенькие!"
Начало самой сильной жары. Готова к употреблению ирга. Появляются черные грузди.
Около Прокопьева дня начинают сено собирать в валы, потом копнить, а из копен складывать зароды. Зерно в колосу - торопись жать полосу. Пока колос в поле - трудись подоле. Зерно в колоске, не валяйся в холодке.
Первый сжатый сноп несут домой, называя его “именинным”. С его помощью выгоняют из дома мух, тараканов и пр. Печь и тем более продавать хлеб из именинного снопа категорически запрещалось.
Во время работы в поле не всегда можно уберечься от болей в пояснице. Как в соответствии с народными наблюдениями можно от этого уберечься? Достаточно с именинного снопа срезать несколько соломинок и заткнув их за кушак или за “гашник юбки” (пояс, поддерживающий поневу, традиционную одежду замужней женщины), продолжать жатву до тех пор, пока соломинки не выпадут. Говорят, что после этого несложного обряда можно считать себя застрахованным на всю страду от ломоты в пояснице.
На Руси Прокопий был известен под именем Жнеца, или Жатвенника, поскольку с его именин начинали жать рожь. Приступая к работе, крестьяне обычно служили молебен в честь святого. После этого накрывали столы, устраивали угощения. На Прокопия было принято произносить различные заговоры. Например, такой — чтобы не уставала спина во время жатвы: «Как ты, матушка-рожь, целый год шаталася, да не скудалася (не болела), так бы и мне рабу Божию, жать, да не скудаться». Существовал также заговор на то, чтобы не жалили осы. Он звучал так: «Осы, осы, железные носы, не жгите меня, а я тебе, всех ос отец, дам пирога конец». Наши предки верили, что в этот день на полях появляется камаха (так называли червеца, насекомое-вредителя). Говорили, что она свивается в клубок, который катается по земле. Если такой клубок попадется человеку под ноги — это предвещает ему благополучие на целый год. Поэтому на Прокопия многие специально выходили в поле — поискать камаху. С Прокопия начинает поспевать черника. Это считалось верной приметой того, что озимый хлеб готов к жатве. «Зреет черника — идет жатва лихо», — говорили крестьяне. По чернику обычно ходили дети, поскольку взрослые были заняты в поле. «В ягодный год дел невпроворот», — такая поговорка появилась не зря. Собирать эту ягоду было делом не простым — мешали комары. «Черника зреет под комариные песни», — замечали люди. Между тем, чернику считали чуть ли не чудесной ягодой, обладающей поразительными целебными свойствами. Такое мнение подтверждается современной медициной. Считается, что особенно полезна черника для зрения; также ее нередко использовали при болезнях пищеварения, цинге, ревматизме и подагре. Продолжали на Прокопия и заготавливать корма для скота. «На острую косу — много сенокосу», — приговаривали крестьяне, выходя в луга.
Именины в этот день Александр, Дмитрий, Николай, Прокоп, Федор
22 июля. КИПРСКОЙ И КОЛОЧСКОЙ ИКОН БОЖИЕЙ МАТЕРИ. ПАНКРАТИЙ И КИРИЛЛ.
Икона Божией Матери, празднование которой совершается в настоящий день, явилась на вратах одного из монастырей на О.Кипр в 392 г. Она сразу стала пользоваться широким почитанием среди христиан. Особенно прославилась икона после чуда над арабом. Этот нечестивец, проезжая мимо обители и увидев на ее вратах чудотворный образ, выстрелил в нее из лука. Стрела попала в колено Божией Матери, изображенной на иконе. В тот же миг стала обильно истекать кровь, обагрившая всю землю перед монастырскими вратами. Араб пришел в ужас и смятение от этого чуда и стремительно бросился прочь, но, не доехав до дому, упал с коня мертвым. В 1653 г. список с чудотворной иконы был привезен в Москву и поставлен в Кремлевском Успенском соборе.
Обращение – мольба к Кипрской иконе Божией Матери, о возвращении обратно всяких деяний, совершаемых по отношению к нам людьми.
Это означает, что все помышления, направленные от кого – либо в ваш адрес, будут возвращаться к человеку от вас, в удвоенном объеме. Скажем, если вам от всей души желают добра, то эти же позитивные пожелания проистекут и от вас, принеся немалую пользу вашему другу. Если же вам желают неудач, зла, бед, то негативная волна, не ударив и не привнеся вам никого вреда, будет отведена от вас этой мольбой. Нарастая и удваивая силы, она обрушится на адресата «черного» посыла. Но тут я ее давать не буду. Только по просьбе и в личку. Заодно и ясно станет, кто внимательно читает. Значит ему и правда необходимо.
Колочская икона Божией Матери явилась в 1413 году в княжение Василия 1 Димитриевича в 15 верстах от города Можайска в местечке Колоча Смоленской губернии. Обрел этот образ крестьянин Лука и взял к себе в дом. Его домочадцы стали получать исцеление. Через время он передал икону в Можайск. Затем икону перенесли в Москву, потом снова в Можайск.
Они жили в разное время и в разных местах. Панкратий был младшим современником апостолов Петра и Павла, которые и возвели его в сан епископа Тавроменийского. Родители его были родом из Антиохии. Узнав о рождении Иисуса, отец Панкратия взял сына и отправился в Иерусалим. Ему довелось стать свидетелем чудес, после которых он уверовал во Христа; также он познакомился с учениками Иисуса, особенно с апостолом Петром. Один из апостолов позже крестил и родителей Панкратия, и его самого. Когда мать и отец Панкратия скончались, он оставил свое имение и ушел в Понтийские горы, где жил в пещере, проводя время в молитвах и размышлениях. Там его встретил апостол Петр и предложил отправиться вместе в Антиохию и Киликию, где тогда находился апостол Павел. Позже святые Петр и Павел рукоположили Панкратия в епископы сицилийского города Тавромении. Много лет святитель мирно управлял своей паствой, но однажды язычники восстали, напали на Панкратия и закидали его камнями. Так мученически окончил свою жизнь святитель.
Также в этот день вспоминают священномученика Кирилла. Во времена императора Максимилиана (в 3 веке) он служил епископом. Служение его проходило на острове Крит. Когда Кириллу было уже 84 года, его привели на суд, где принуждали отречься от веры и поклониться идолам. Старец отказался исполнить эти требования. Кирилла приговорили к сожжению, но огонь не коснулся мученика. Многие язычники, видя такое чудо, обратились в христианство. Сам правитель изумился и отпустил святителя на свободу. Однако через некоторое время Кирилла вновь схватили; на этот раз казнь состоялась.
Память об этих святых отмечают одновременно, потому что мученическую смерть за веру они приняли хоть и в разные годы, но в один день — 22 июля.
А в хозяйстве заготавливают новые гнезда для кур, а также очищают старые. Племенных птиц и кур начинают кормить овсом: чем больше овса дашь им в конце июля, тем лучше они будут нестись.
Чтобы ни человек, ни земля не были голодны в течение года, приблизительно в эти дни устраивали в некоторых областях любопытный обряд: огромный горячий горшок с приготовленной гречневой кашей ставили в небольшую яму, предварительно вырытую в земле, а затем коллективно съедали. Считалось, что тем самым человек передал земле тепло и сам получил от земли энергию.
На Руси на Панкратия и Кирилла всей семьей пробовали первые огурцы. А самый первый огурец хозяйка должна была сорвать скрытно от всех и закопать в самом потаенном уголке огорода — в таком случае и следующий год будет урожайным. Про огурцы в народе складывали многочисленные загадки. Многие из них известны нам с детства: «Ни окон, ни дверей — полна горница людей»; «Полно корыто народу намыто»; «Лежат у матки телятки гладки. Лежат рядками, зелены сами». Огурцы по праву считались одним из самых любимых овощей. На Руси их ели прямо с грядки, готовили из них разнообразные блюда. И сегодня никого не удивишь салатом из огурцов, но наши предки этот овощ употребляли не только в сыром виде. Например, огурцы жарили — подобно кабачку, вырезая семена и оставляя только толстые мясистые стенки; их тушили с мясом и фаршем; готовили из огурцов суп. А зимой главным лакомством на столе были огурцы квашеные.
Традиционно посадкой и прополкой овощей на Руси занимались только женщины: все, что посадят мужчины, даст только цвет, но не даст плода. Однако срывать и пробовать овощи позволялось всем без ограничений. В некоторых деревнях считали, что первые огурцы должны срывать дети, чтобы получить от земли накопленную ею силу.
Торговцы овощами традиционно после Прокопия снижали цены на все овощи без исключения.
Именины в этот день Александр, Андрей, Иван, Кирилл, Константин, Михаил, Панкрат, Федор
23 июля. ДЕНЬ ПОЛОЖЕНИЕ ЧЕСТНОЙ РИЗЫ ГОСПОДНЕЙ В МОСКВЕ, ПРЕПОДОБНОГО АНТОНИЯ ПЕЧЕРСКОГО.
По преданию Грузинской Православной Церкви, Хитон Господень был принесен еврейским раввином Элиозом из Иерусалима в Мцхету и поныне пребывает под спудом в основании Мцхетского Патриаршего собора Светицховели (празднование в честь Хитона Господня совершается 1 октября).
Никто из мусульманских завоевателей не осмелился посягнуть на это место, прославленное знамением милости Божией - Животворящим Столпом. Риза Господня, вернее, одна из ее четырех частей, а именно срачи'ца (известны также части Ризы Господней в Западной Европе - в г. Трире, Германия, и Аржантейле, близ Парижа, Франция), как и Хитон Господень, оказалась в Грузии. В отличие от Хитона, Риза хранилась не в земле, а в сокровищнице собора Светицховели вплоть до ХVII века, когда персидский шах Аббас I, опустошивший Грузию, вывез вместе с другими сокровищами и Ризу Господню. Чтобы расположить к себе царя Михаила Феодоровича, шах прислал в 1625 году Ризу Господню в дар Патриарху Филарету (1619-1633) и царю Михаилу. Подлинность этой ризы была засвидетельствована Нектарием, архиепископом Вологодским, патриархом Иерусалимским Феофаном, прибывшим из Византии, и Иоанникием греком, в особенности же чудесными знамениями, явленными Господом над больными через принесенную святыню. Впоследствии две части Ризы Господней находились в Петербурге: одна в соборе Зимнего Дворца, другая в Петропавловском соборе. Часть Ризы хранилась также в Успенском соборе в Москве и малые частицы - в Киево-Софийском соборе, в Ипатьевском монастыре близ Костромы и в некоторых других древних храмах. В Москве ежегодно 10 июля Риза Господня торжественно выносилась из придела во имя святых апостолов Петра и Павла Успенского собора, и она полагалась на аналое для поклонения во время Богослужения. После Литургии Ризу уносили на прежнее место.
В этот день православная церковь отмечает память преподобного Антония Печерского — основателя Киево-Печерской лавры и покровителя всех русских монахов. Антоний родился в конце 10 века недалеко от Чернигова. Горя желанием увидеть своими глазами места, где родился и жил Иисус Христос, он посетил Палестину, а на обратном пути задержался в Афоне, где принял постриг и прожил несколько лет. По преданию, игумен Афонского монастыря получил знак отпустить Антония домой, чтобы он распространял христианскую веру на русской земле. Вернувшись на родину, Антоний поселился недалеко от Киева в пещере, выкопанной священником Иларионом. К отшельнику приходили многие люди — кто за благословением, а кто и для того, чтобы остаться жить рядом со святителем. Первыми учениками Антония стали Никон и Феодосий. Когда число отшельников достигло 12 человек, они под руководством святителя выкопали большую пещеру, в которой устроили церковь, трапезную и отдельные кельи. С этого и началась Киево-Печерская лавра. Сам же Антоний из обители удалился и выкопал для себя новую пещеру. Однако рядом с ним вновь стали селиться иноки. Когда их число достигло сотни, братия с благословения Антония построила на горе первую деревянную церковь Успения Пресвятой Богородицы. Житие Антония повествует, что святитель обладал даром чудотворения — исцелял больных, предсказывал события. Мощи преподобного в настоящее время находятся под спудом — то есть не обретены.
На Руси в Антониев день особое значение придавали грому. Если именины святителя приходились на среду или пятницу, и в этот день раздавались грозовые раскаты — это обещало хороший улов рыбы. Если гром на Антония был резким — ждали тихого дождя, а если гулким — готовились к ливню. Отмечали также день ряски — растения, маленькие листья которого часто можно увидеть на поверхности реки. Считалось, что в местах скопления ряски водятся русалки. «Дождь ряску растит, а водяные девы рвут», — говорили наши предки. На Антония ряску собирали с воды вилами, наполняли ею корзины и несли на скотный двор, где скармливали птицами. Использовали ее и в качестве удобрения. Девушки же по подобию узоров ряски на воде плели особые кружева, которые так и назывались — рясочники.
Чтобы удачнее была охота на зайцев, охотники ранним утром отправлялись в лес и на нижние ветки деревьев подвешивали по маленькой морковке: считалось, что это послужит хорошей приманкой для косых.
Именины в этот день Александр, Антон, Георгий, Даниил, Леонтий, Петр
24 июля. СВЯТОЙ РАВНОАПОСТОЛЬНОЙ ОЛЬГИ, ВЕЛИКОЙ КНЯГИНИ РОССИЙСКОЙ, ВО СВЯТОМ КРЕЩЕНИИ ЕЛЕНЫ. ЕФИМЬИ - СТОЖАРНИЦЫ.
Княгиня Ольга - жена великого князя Игоря Рюриковича. После смерти мужа она правила от имени своего малолетнего сына Святослава. Она наказала врагов за смерть своего супруга. Ольга первая приняла христианство в 957 году. Она проповедовала учение Христа, за что ее назвали равноапостольной.
В этот день православные люди чествуют святую равноапостольную Ольгу, во многом благодаря которой Русь приняла православную веру. По преданию, Ольга была женой киевского князя Игоря. Уже при первой встрече Ольги и Игоря проявился благочестивый нрав будущей святой: молодой князь, увидев прекрасную девушку, воспылал к ней страстью и стал склонять к греху, но она устыдила его. Когда Игорю пришла пора жениться, он твердо решил взять в жены только Ольгу. Вскоре после того, как у Ольги и Игоря появился сын Святослав, князя убили древляне, с которых он собирал подати. Когда правитель древлян Мал предложил Ольге вступить с ним в брак, княгиня сделал вид, что согласна, хитростью заманила в Киев два посольства древлян и всех предала мучительной смерти. После этого она приказала сжечь столицу древлян — город Искоростень, а его жителей либо убить, либо продать в рабство. Наряду с этой легендой, повествующей одновременно о жестоких нравах того времени и о верности Ольги памяти мужа, летописи дают свидетельства того, что княгиня проводила свое время в заботах по устроению политической и хозяйственной жизни страны. «И управляла княгиня Ольга подвластными ей областями русской земли не как женщина, но как сильный и разумный муж, твердо держа в своих руках власть и мужественно обороняясь от врагов», — говорится в житии. На примере Византийской империи Ольга знала, что для благополучия народа необходимо заниматься также устроением религиозной, духовной жизни. Княгиня отправилась в Константинополь, чтобы посмотреть на церковную службу и убедиться в праведности христианской веры. Там она пришла к решению стать христианкой и приняла крещение с именем Елена. В Киев Ольга вернулась с иконами и богослужебными книгами; многих сородичей святительница обратила в Христову веру, положила на Руси начало особенного почитания Пресвятой Троицы. Однако сын самой Ольги, Святослав, не желал принимать крещение, а жил по языческим законам. В его правление язычество процветало и во всей Руси, несмотря на старания Ольги. Впрочем, это не мешало княгине учить внуков, детей Святослава, христианской вере, хотя крестить их она остерегалась, боясь гнева сына. После кончины Ольги ее дело продолжил внук — князь Владимир, будущий креститель Руси, известный в русских былинах как Владимир Красное Солнышко. В его правление началось почитание Ольги как святой.
День великомученицы Евфимии всехвальной (451). В этот день отмечается воспоминание чуда святой Евфимии, которая, будучи мертвой и лежа в гробу, подняла руку со свитком в честь укоренения православного вероисповедания. День ее памяти отмечается 29 сентября.
Страдницей Ольгу прозвали за то, что ее именины на Руси приходились на самый разгар полевых работ. В это время в поля и луга выходили всей деревней: кто занимался жатвой, кто заготовкой сена; детей отправляли в лес — по грибы и по ягоды. «И дряхлым старикам не пора кряхтеть, надобно о хлебе радеть», — говорили наши предки. В этот день крестьяне молились святой Ольге о хорошей погоде, о милосердии к жнецам, о том, чтобы она дала возможность закончить работу раньше, чем рожь начнет гнить от обильной росы, которая вскоре начнет выпадать на поля. «Ольга — на поле подмога», — верили люди. Также эту пору называли страдно-грозовой, поскольку нередко случались грозы. «Сначала блеск, за блеском треск, за треском плеск», — так образно описывали в народе это природное явление. Также подмечали: резкий гром – к тихому дождю, гулкий — к ливню. День святой Ольги называли еще Стожарами — такое имя носило на Руси созвездие, известное нам как Большая Медведица. Яркое сияние Стожар (то есть безоблачное небо) предвещало удачную страду и богатый урожай. Охотникам та же примета сулила хороший шанс добыть медведя. Стоит жаркая погода. Страдно - грозовая пора. День, по наблюдениям, случается как правило, жаркий, “стожарный”. С этим связано и большинство примет дня Ефимьи: гром в жаркий день - к удачной охоте на медведя; если душно становится с самого утра - будет хороший улов рыбы, глухой гром - к тихому дождю; гулкий гром - к ливню.
Варка варенья из малины.
В это время начинают выпадать росы. Конец июля - росистая пора. Эти росы вредные для помидоров. Они приносят заболевание фитофтороз. Рекомендуется помидоры каждый вечер, на ночь, укрывать. Согласно народному поверью, если звезды на рассвете 24 июля мерцали, то медвежья охота непременно окажется удачной.
Именины в этот день Аркадий, Елена, Ольга
25 июля. ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ "ТРОЕРУЧИЦА" ПРОКЛ – ВЕЛИКИЕ РОСЫ.
В 716 году на Византийский престол вступил лютый иконоборец – Лев Исаврянин. В ту пору ревностным защитником иконопочитания был первый министр Дамасского калифа Иоанн, будущий великий святой преподобный Иоанн Дамаскин. Его письма к друзьям в Греции переписывались и передавались из рук в руки и немало способствовали утверждению греков в Православии. Желая извести Иоанна, коварный император Лев, приказал подделать его подчерк и отправить в Дамаск поддельное, якобы изменническое письмо. Калиф в гневе не стал припоминать прежних заслуг любимого министра и приказал отсечь руку «изменника», написавшую письмо. Приговор был приведен в исполнение, и рука святого Иоанна была повешена на городской площади. Праведник не стал оправдываться и доказывать свою невиновность, он только попросил отдать ему руку, чтобы похоронить ее. Просьба его была уважена. Иоанн заперся у себя в доме и стал горячо молиться Божией Матери об исцелении руки, чтобы этой рукой писать творения, прославляющие Царицу Небесную. Исцеление было даровано – Сама Владычица предстала перед ним в сонном видении и сказала: « Ты исцелен. Трудись же прилежно твоей рукой». Радость, восторг, благодарность, благоговение излил преподобный Иоанн в песнопении « О Тебе радуется…», которое является одним из любимых песнопений в честь Пресвятой Девы. Святой Иоанн Дамаскин принял иночество в Лавре преподобного Саввы Освященного и передал туда чудотворную икону. Лавра даровала икону "Троеручицы" в благословение святителю Савве, архиепископу Сербскому († 1237; память 25 января). Во время нашествия турок на Сербию христиане, желая сохранить икону, поручили ее попечению Самой Матери Божией. Они возложили ее на осла, который без погонщика пришел на Афон и остановился перед Хилендарским монастырем. Иноки поставили икону в соборном храме. Во время разногласий при выборе настоятеля Матерь Божия благоволила Сама принять настоятельство, и Ее святая икона заняла игуменское место в храме. С тех пор в Хилендарской обители избирается только наместник, а иноки, по монастырскому обычаю, получают от святой иконы благословение на все послушания.
«Как везде поспевать и ничего не забывать» - так можно назвать молитву обращение к чудесной иконе Пресвятой Богородицы «Троеручница».
Выполняется этот обряд при огромном количестве дел, с которыми не справляешься. Но сам обряд могу скинуть в личку.
Православная церковь в этот день вспоминает святых мучеников Прокла и Илария, которые пострадали за веру во 2 веке. Первым взяли под стражу Прокла. Правитель Максим пытался силой и пытками заставить его отречься от Христа, но мученик остался верен своим убеждениям. Более того, он предсказал Максиму, что тот и сам вскоре будет вынужден поверить в единого Бога. Прокла привязали к колеснице правителя и заставили бежать за ней; изнемогая в пути, мученик молился, чтобы Господь остановил повозку. Так и случилось. Никакие усилия не могли сдвинуть колесницу с места, пока Максим не подписал хартию с исповеданием Христа. Однако посрамленный правитель отомстил Проклу — велел привязать его к столбу и расстрелять из луков. Воины, которые получили этот приказ, уговаривали мученика покориться и сохранить себе жизнь, но он отказался и попросил солдат исполнить то, что им было велено. По дороге к месту убийства к процессии подошел племянник Прокла — Илария. Он обнял своего дядю и тоже назвался христианином. Воины задержали и его. На суде он с таким же бесстрашием, как и Прокл, отстаивал свою веру и после многих истязаний был приговорен к смерти. Христиане похоронили святых родственников в одной могиле.
День Прокла и Лария. Прокл. Прокл Великие Росы. На Прокла, говорят, "поле от росы промокло" . Поэтому к двадцать пятому числу надо постараться высушить сено, а то оно начнет загнивать. Но росы прокловы для хозяйства не только опасны, но и полезны: они, по устоявшемуся народному мнению, лучшее средство от "призора", то есть от сглаза. Старушки-знахарки собирали в этот день росу и сохраняли в особых сосудах, чтобы, когда понадобится, с особым заговором, поминая мученика Прокла, окропить страждущего и отогнать от него нечистую силу.Прокловы росы считаются целебными. Их собирают для лечения глазных болезней.
Торговцы сеном (существовала на Руси и такая категория предпринимателей), напротив, никак не могли радоваться большому количеству выпавшей росы: она загнаивает сено, поэтому следует торопиться с его просушкой.
Уборка озимой ржи. Зацветают гладиолусы. Начало сбора яблок ранних летних сортов (китайка Золотая, Летние полосатые, Июльская Черненко и другие).
На Руси Прокла называли Плакальщиком, потому что с этого дня начинали выпадать большие росы. Нужно было спешить и с заготовкой сена, ведь «проклова роса — сеногнойная». До Прокла надо было успеть «высушить сено грядушками и сложить в копнушки». В то же время роса, выпавшая на Прокла, считалась целебной, как уже выше было сказано: было принято по утру собирать росу, умываться и протирать ею глаза. Говорили, что от такой процедуры улучшается зрение, лицо становится красивым, а ум — спокойным. Знахари считали росу, собранную в этот день, лучшим средством от бессонницы. По росе судили и о погоде на ближайшее время. Сильная роса и туман по утру предвещали ясные дни. Если же на Прокла не было росы ни на лугу, ни в низинах — это было верным признаком приближающегося ненастья.
Именины в этот день Арсений, Вероника, Гавриил, Иван, Мария, Михаил, Федор
26 июля. ДЕНЬ СОБОРА АРХАНГЕЛА ГАВРИИЛА. ГАВРИИЛ.
Гавриил - крепость (сила) Божия, провозвестник и служитель Божественного всемогущества. На иконах он изображается с райской ветвью, принесенной им Пресвятой Деве, или со светящимся фонарем в правой руке и зеркалом - в левой.
Чины Архангельские разделяются на три иерархии: высшую, среднюю и низшую. В высшую входят: Серафимы, Херувимы и Престолы. Ближе всех Пресвятой Троице предстоят шестокрылые Серафимы.
Среднюю Ангельскую иерархию составляют три чина: Господства, Силы и Власти.
В низшую иерархию входят три чина: Начала, Архангелы и Ангелы. Начала начальствуют над низшими ангелами, направляя их к исполнению Божественных повелений. Им поручено управлять вселенной, охранять страны, народы, племена. Начала наставляют людей воздавать каждому честь, подобающую его званию. Учат начальствующих исполнять должностные обязанности не ради личной славы и выгод, а ради чести Божией и пользы ближних.
Архангелы благовествуют о великом и преславном, окывают тайны веры, пророчества и разумение воли Божией, укрепляют в людях святую веру, просвещая их ум светом Святого Евангелия. Ангелы наиболее близки к людям. Они возвещают намерения Божии, наставляют людей к добродетельной и святой жизни. Они хранят верующих, удерживают от падений, восставляют падших, никогда не оставляют нас и всегда готовы помочь, если мы пожелаем и призовем.
Все чины Небесных Сил носят общее название Ангелов - по сути своего служения. Господь открывает Свою волю высшим Ангелам, а они, в свою очередь, просвещают остальных.
Над всеми девятью чинами поставлен Господом святой Архистратиг Михаил, особо чтимый на Руси. Обо всех я рассказала вам ранее. Напомню немного Об Архангеле Гаврииле.
Собор Архангела Гавриила празднуется на следующий день после Благовещения, то есть 8 апреля (26 марта по ст.ст.). 26 июля (13 июля по ст.ст.) этот праздник совершается вторично. Поводом к установлению его, вероятно, послужило освящение в ХVII веке в Константинополе храма, воздвигнутого во имя святого Архистратига.
Архангел Гавриил был избран Господом для того, чтобы благовестить Деве Марии, а с Нею и всем людям великую радость о Воплощении Сына Божия. Поэтому на следующий день после Благовещения, прославив Пречистую Деву, мы благодарим Господа и почитаем Его посланника Архангела Гавриила, послужившего таинству нашего спасения. Святой Архистратиг Гавриил - служитель Божественного Всемогущества. Он возвещал ветхозаветному человечеству о будущем воплощении Сына Божия: вдохновлял пророка Моисея при написании книги Бытия; пророку Даниилу возвещал о грядущих судьбах еврейского народа; являлся праведной Анне с вестью о рождении от нее Преблагословенной Девы Марии. Святой Архистратиг Гавриил неотступно пребывал со святой Отроковицей Марией в Иерусалимском храме и впоследствии охранял Ее во все время земной жизни. Он явился священнику Захарии, предсказав рождение Предтечи Господня - Иоанна Крестителя. Господь посылал его к святому Иосифу Обручнику: он явился ему во сне, чтобы открыть ему тайну воплощения Сына Божия от Пресвятой Девы Марии, предупредил о замыслах Ирода и повелел бежать в Египет с Младенцем и Богородицей. Когда Господь перед Своими страданиями молился в Гефсиманском саду до кровавого пота, на укрепление Его, по Церковному Преданию, был послан с Небес Архангел Гавриил, имя которого означает "Крепость Божия".
Жены-мироносицы услышали от Архистратига радостную весть о Воскресении Христовом.
На Руси в этот день говорили: «Архангел Гавриил на хлебное поле ступил. Золотом зерно отливает, со святого неба добрая сила слетает». Продолжалась жатва. «Время дорогое, никому покоя»; «Пот ключом бьет, а жнец свое берет»; «Пока колос в поле, трудись подоле», — говорили наши предки. На архангела Гавриила обращали внимание на приметы. Сухая погода в этот день обещала хорошую и сухую осень. Если же начинались сильные дожди — нужно было опасаться гибели урожая. Поэтому крестьяне обращались к небу: «Не иди дождик, где косят, а иди, где просят. Не иди, где жнут, а иди, где ждут».
По народному календарю этот день считается серединой лета. Сухая погода в этот день сулит хорошую осень, сильные дожди губительны для урожая. На облепихе образуется завязь. Опасаются сильных дождей, губительных для урожая. Кое-где грачи начинают собираться в первые осенние стаи. Ржица-матушка поспела, к земле клониться велит.
Именины в этот день Антон, Гавриил, Степан, Юлиан
27 июля. День Святого Акила, Мучеников Кирика и Иулитты.
Святой Акила, апостол от 70-ти. Возможно, что он ученик апостола Павла, уроженец Понта, иудей, живший в городе Риме со своей женой Прискиллой. В правление императора Клавдия (41-54) все евреи были изгнаны из столицы. Святой Акила с женой вынуждены были уехать. Поселились они в Коринфе. В скором времени туда пришел из Афин с проповедью Евангелия святой апостол Павел. Познакомившись с Акилой, он стал жить у него в доме и вместе с ними трудился над изготовлением палаток.
Приняв Крещение от апостола Павла, Акила и Прискилла сделались его преданными и ревностными учениками. Они сопровождали апостола в Ефес. Апостол Павел поручил им продолжать проповедь Евангелия в Ефесе, а сам направился в Иерусалим, чтобы провести там праздник Пятидесятницы. В Ефесе Акила и Прискилла услышали смелую проповедь пришельца из Александрии, еврея Аполлоса, наставленного в начатках веры, но знавшего только крещение Иоанна Предтечи. Они позвали его к себе и более точно объяснили путь Господень.
После смерти императора Клавдия евреям было разрешено возвратиться в Италию, и тогда Акила и Прискилла вернулись в Рим. Апостол Павел в своем Послании к Римлянам вспоминал о своих верных учениках: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу, сотрудников моих во Христе Иисусе, которые голову свою полагали за мою душу, которых не я один благодарю, но и все Церкви из язычников и домашнюю их церковь". В Риме святой Акила пробыл недолго: апостол Павел поставил его епископом в Асию. Святой Акила ревностно трудился в Евангельской проповеди в Асии, Ахаии и Ираклии: обращал язычников ко Христу, утверждал в вере новообращенных христиан, поставлял пресвитеров, сокрушал идолов. В апостольских трудах ему неустанно помогала святая Прискилла. Святой Акила окончил жизнь мученически: его убили язычники. По преданию Церкви, вместе с ним была убита святая Прискилла.
Иулитта была знатная и богатая вдова, жила в Иконии вместе с трехлетним сыном Кирика. Во время гонений в III-IV веке, она ушла из своего дома, чтобы спасти сына. Их взяли, мучили, мальчика отшвырнули в сторону, чтобы не плакал, во время допроса, он ударился головой о ступеньку и умер. Улиту усекли мечом (305).
Этим Святым молятся о семейном счастье и выздоровлении детей.
С именем Акилы связывают обычай устраивать в христианских домах киот — небольшую полку для икон, которую вешают напротив двери в правом, так называемом "красном" углу. На киот ставят образа Святой Троицы, Спасителя, Богородицы и наиболее чтимых святых: в России это обычно Николай-Угодник, Сергий Радонежский и Серафим Саровский.
Работу по домашнему хозяйству опять посвящают извечной борьбе с мышами. Делают это своеобразно: заготавливают дрова, но не топором, а только пилою - чтобы получить как можно больше опилок, которые потом необходимо насыпать над потолком в подвале. Полагают, что такое средство может избавить от мышей.
Начало спада лета с 27 июля по 26 августа. При наличии обильного урожая под яблони ставят подпорки.
«Не жни на Кирика и Улиту - маньяки увидишь» (видения, если будешь жать). Матушка Улита считается бабьей заступницей. Кириков день, да все мокро, он льет дождь.
На Руси в этот день было принято угождать Полевому — невидимому духу, хозяину поля (по аналогии с Домовым). У последней полосы жатвы для него оставляли горшок каши, а на самой полосе — пучок ржи. Такой обряд считался залогом хорошего урожая на следующий год. К этому времени «макушка лета» клонилась к спаду, погода становилась переменчивой. Часто на поля налетали ветры с вихрями и дожди с грозами — поэтому урожай нужно было сторожить, выходить дозором (отсюда второе название дня — Дозоры). Крестьяне думали, что в вихрях летает нечистая сила, а то и сам дьявол; если во время грозы в такой вихрь попадает молния — нечисть оборачивается домашним животным, птицей, а иногда и ребенком. Чтобы не принять беса за невинное создание и не дать ему напакостить, люди внимательно наблюдали за полями, особенно в непогоду.
Грозы на Руси боялись и потому, что от молний часто гибли люди — как от самих ударов, так и от пожаров. Впрочем, со временем научились различать: в одни деревья молнии ударяют чаще, чем в другие. Больше всего «небесный огонь» притягивают дубы, ели, сосны и березы — то есть те деревья, корни которых уходят глубоко в землю и которые из-за этого становятся своего рода природными антеннами. А вот в тополь и орешник молния попадает крайне редко. Это знали и наши предки, которые считали самым надежным убежищем от грозы невысокий кустарник. От грозы и от вихрей спасались и заговорами. «Ветры и вихри налетные, наносные, набродные, незаведомые, полдневные, лесовые, болотные, луговые, пошлю я вас во чисты поля, во сини моря, во гнилы болота. Не я вас высылаю, высылает вас Матушка Пресвятая Богородица», — так звучал один из них. После обильных гроз и дождей начинали расти грибы, поэтому детей, не занятых в полевых работах, отправляли в лес. Взрослым же, как правило, было не до этого — хватало дел с уборкой урожая и сенокосом.
Именины в этот день Акила, Иван, Ираклий, Константин, Николай, Петр, Степан, Федор.
Свежие комментарии