По Переславлю-Залесскому нам осталось посмотреть Горицкий и Никольский монастыри, что мы еще сделаем, но это объемные темы, поэтому я хочу показать и рассказать о других церквях этого города, не менее интересных.
Переславль-Залесский. Часовня Крест (местечко «Крест»)
На подъезде к Переславлю за три километра со стороны Москвы слева от дороги стоит каменная узорчатая шатровая часовня.
На старых фотографиях она изображена краснокирпичной, сейчас ее стены и шатер выкрашены в белый цвет.
фото из интернета
Основание часовни связывается историками с именем Ивана Грозного. В 1557 году царь повелел поставить на этом месте часовню в честь рождения его сына Федора, и посвятить ее покровителю своего сына Феодору Стратилату. Поэтому первое и официальное название часовни – Федоровская. Предание гласит, что место для часовни было выбрано не случайно. Именно здесь, в деревне Собилово, царица Анастасия родила сына Ивана Грозного, так как царская семья как раз ехала на богомолье в Переславль (или уже с богомолья). От деревни давно не осталось и следа.
Возможно, изначально часовня была деревянной. Уход и присмотр за ней Иван Грозный поручил Федоровскому монастырю, для чего передал ему 37 десятин казенной земли вокруг часовни. Точной даты постройки каменной часовни не установлено. Стиль ее можно отнести к русскому узорочью, расцвет которого пришелся на XVII век, но если она и строилась в XVII веке, то, скорее всего, до 1653 года, когда Патриарх Никон запретил строить шатровые храмы.
В центре часовни раньше стоял деревянный крест, отчего она и получила свое второе и более известное название. У часовни останавливались путники, чтобы помолиться перед дальней дорогой.
В конце XIX века часовня обветшала и начала разрушаться. Ее восстановление было поручено известному археологу, академику Санкт-Петербургской Академии художеств Владимиру Васильевичу Суслову. Суслов был одним из выдающихся специалистов по древнерусскому искусству и архитектуре, реставратором, участвовал в создании Общества охраны памятников. В 1889 году он произвел все обмеры, зарисовал узоры часовни, после чего она была капитально отремонтирована (возможно, что частично кирпичную кладку переложили).
В советское время о часовне забыли, она стала снова разрушаться, зарастать кустарниками и молодыми деревцами. Советским властям это, возможно, было на руку – шатер часовни почти не просматривался с трассы, особенно летом. Из-за того, что часовню невозможно запереть, внутренние стороны столпов пострадали от вандалов и тех, кто хочет оставить о себе память (отнюдь не добрую) на знаменитом месте. На старинных кирпичах видны выцарапанные «Васи» и «Пети», сейчас отчасти скрытые побелкой. В 1990-х годах о памятнике вспомнили не сразу. Только к 1999 году выделили деньги на реставрацию.
Сейчас к часовне «Крест» переславцы приезжают отмечать свадьбы, праздники, на большой площадке у часовни уже устроено стилизованное кафе. У часовни непременно останавливаются экскурсии, здесь же по традиции встречают почетных гостей города. Сама часовня стоит на возвышении и немного в стороне от площадки, словно не участвуя в общей шумной жизни. А когда подходишь по ухоженной дорожке к самой часовне, создается ощущение, что и оживленная площадка с машинами и кафе, и шумная трасса, и суета остаются где-то далеко.
Переславль-Залесский. Сретенская церковь
Между Горицким и Троице-Даниловым монастырями, на высокой горке, стоит Сретенская церковь.
Это фото из интернета, когда церковь начали реставрировать.Дата ее постройки обозначена в документах под 1785 годом, но ее история началась гораздо раньше.
Вплоть до 1753 года у самой ограды Горицкого монастыря стояли две деревянных церкви в честь Сергия Радонежского (летняя) и Сретения (зимняя). Они относились к Сергиевскому приходу. В 1753 году переславский епископ Серапион выдал разрешение на постройку одной новой каменной церкви взамен обветшавших. Церковь должна была быть Сретенской, с приделом в честь Сергия Радонежского. Но строительство успели только начать. В это время в Переславль прибыл новый епископ, Амвросий, при котором началось грандиозное строительство в Горицком кафедральном монастыре. Стоящие в непосредственной близости от монастыря приходские церкви велено было убрать, а кирпич с начавшегося строительства вернуть прихожанам и употребить его на строительство церкви на новом месте, более удаленном от монастыря.
(Фото тоже из интернета). Новая церковь должна была быть освящена в честь Сретения Господня, с двумя приделами – в честь Сергия Радонежского (как прежняя церковь) и Александра Невского (так как он был из князей переславских). Но ничего этого сделано не было: на указанное место просто перенесли старую деревянную церковь и освятили ее в честь Александра Невского, по настоянию того же епископа Амвросия. Через 20 лет старое деревянное здание пришло в негодность и обветшало. Тогда священники Александро-Невской церкви Стефан Иванов и Василий Иванов обращаются к новому переславскому епископу Феофилакту с просьбой вернуть их приходу столько кирпича, сколько было потрачено на недостроенную церковь у стен Горицкого монастыря (ее разобрали и пустили на материалы для обновления монастыря). Прошение было подано в 1778 году, но кирпича прихожане так и не получили.
Наконец 26 октября 1785 года новый Сретенский храм с одним приделом Александра Невского был освящен. Первоначально предполагалось устроить два придела, но по какой-то причине это не удалось, и памяти о Сергиевском храме не осталось нигде, кроме документов да двух предметов церковной утвари – напрестольного креста и напрестольного Евангелия, где указано название старинной Сергиевской церкви. Сохранились ли они в советское время – неизвестно.
Архитектура Сретенской церкви проста и красива , это хороший образчик провинциального классицизма.
В советское время церковь была закрыта, всю ценную утварь местным священникам было приказано сдать. С 1988 года храм снова возвращен верующим, довольно быстро началась его реставрация, и сейчас с трассы хорошо видна красивая белая церковь с высоким шпилем, стоящая на пригорке.
Никольский монастырь находится недалеко от места впадения реки Трубеж в озеро Плещеево. А там располагается церковь Сорока мучеников ХVIII века (ул. Левая Набережная, д. 165).
Эта церковь пятиглавая. Причем, четыре малые главы расположены на фронтонах. Храм имеет одну апсиду и трехъярусную колокольню со шпилем. Церковь Сорока мучеников выкрашена в красный цвет и отличается разнообразным оформлением наличников в каждом ряду окон.
Церковь Сорока мучеников Севастийских.
Фото сделано со стен Горицкого монастыря. Церковь, называемая также Четыредесятской, стоит на берегу Плещеева озера при устье р. Трубеж. Она существовала уже в начале XVII в. Престолов два: в холодной в честь Сорока мучеников Севастийских, в тёплом приделе в честь Рождества Пресвятой Богородицы.
Храм Сорока мучеников Севастийских был закрыт и разорён, но сохранился до наших дней.
Расположена в красивейшем уголке Переславля, у места впадения реки Трубеж в озеро Плещеево. С незапамятных времен здесь стояли два деревянных храма — одноименный и в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Каменный храм в честь Сорока Мучеников с приделом Рождества Богородицы построили на средства московских купцов Щелягиных в 1755 году (рядом, на правом берегу реки, возвели церковь Введения во храм Богородицы, которая была разрушена после революции).
Вот это фото 1985 года. Предполагают, что нижний этаж церкви Сорока Мучеников более раннего происхождения. Настенные росписи начала ХХ века утрачены. В советское время в храме располагалась спасательная станция. Службы возобновились лишь в 1996 году.
Переславль-Залесский. Покровская церковь.
Покровская церковь была построена в XVIII веке, в 1789 году. Немного позднее к ней была пристроена трехъярусная колокольня со шпилем. Приходская церковь едва ли не единственная во всем Переславле сохранила свою изначальную планировку и внутреннее убранство, так как в советское время не была закрыта, в ней продолжали идти службы.
Изначально на ее месте стояла деревянная церковь Параскевы Пятницы, упомянутая в писцовых книгах под 1628 годом. В 1659 году ее сменила новая деревянная церковь во имя Покрова Богородицы. Наконец в 1789 году на пожертвования купца П.Быкова и уездного секретаря Д.Тольского был построен нынешний храм.
Церковь Покрова находилась в то время на оживленной Торговой площади, где сосредоточились торговые лавки, склады, кабаки. В базарные дни здесь было особенно шумно и многолюдно. Торговля в Переславле шла хорошо. Покровская церковь была здесь не одна, но ее «соседки» не сохранились до наших дней.
Построенная в конце XVIII века, церковь сохранила многие архитектурные детали стиля барокко, популярного в середине XVIII века. Она вообще считается едва ли не лучшим уцелевшим памятником московского барокко в Переславле. Композиция «восьмерик на четверике» увенчана большим, высоким и широким полусферическим сводом, на котором стоит небольшой барабан с главкой. В куполе проделаны круглые световые отверстия – люкарны. С востока к храму примыкает большая апсида. Окна украшены резными барочными наличниками. Впечатляюще смотрится трехъярусная колокольня, которую венчает не купол, а высокий шпиль на причудливом основании. На стенах храма снаружи сохранились картины на библейские сюжеты, росписи внутри достаточно новые, но также в хорошем состоянии.Покровский храм - единственный в городе, не закрытый и не осквернённый в советское время. В нём сохранился иконостас XIX в.
В храм сносили церковную утварь и иконы из закрытых соседних церквей. Таким образом здесь сохранилась одна из ценнейших икон, находящихся сейчас в Переславском музее, икона Петра и Павла XV века из снесенной Петропавловской церкви.
Сейчас храм Покрова стоит в стороне от оживленной центральной улицы, окруженный высокими деревьями и небольшими домиками.
Переславль-Залесский. Симеоновская церковь.
Церковь Симеона Столпника (1771), построенная примерно в одно время с другим незаурядным переславским храмом – Сорока мучеников, – относится к стилю барокко. Нынешняя кирпичная церковь построена на месте сгоревшей в 1724 году, от которой тогда сохранилась только утварь.
Высокий двухэтажный храм соединяет в себе две церкви – «теплую» зимнюю (внизу) и летнюю (наверху). Вытянутый кверху купол увенчан пятью главами на тонких изящных барабанах и с ажурными крестами. Под боковые главы подведены как бы отдельные маленькие купола, «вырастающие» из основного. В куполе с четырех сторон прорезаны люкарны – световые отверстия.
На храм сверху, с западной стороны, выходящей на улицу, поставлена небольшая шатровая колоколенка. Шатер – невысокий, со слуховыми отверстиями в один ряд – первым виден с улицы, и только подойдя ближе, можно увидеть и всю церковь.
Самое интересное в декоре Симеоновской церкви – роскошные наличники окон, которым стиль барокко вообще уделял немало внимания. Они не только красивы, но и различаются по ярусам. Наиболее изукрашены окна второго этажа, но и верхний, третий ряд окон также богато декорирован. Кроме наличников, стены украшают пилястры, пояски между этажами, тонкие карнизы. Они ярко выделяются на красном фоне крашеных кирпичных стен.
К церкви сбоку пристроена одноэтажная сторожка, соединенная с основным зданием арочным проемом ворот.
В начале 1929 г духовенство было объявлено противником мероприятий советской власти. В средствах массовой информации появились статьи о том, что весенне-летние церковные праздники срывают сельхозработы, а колокольный звон мешает слушать радио. В июле 1929 года в церкви сначала запретили колокольный звон, под предлогом того, что тем самым она мешает работе находящегося по соседству телеграфа, а потом и вовсе закрыли. В 1930 г. в Переславле стали снимать и отправлять в Рудметалторг сначала монастырские колокола, позднее та же участь постигла и колокола церковные.
В начале 1930-х гг. храм Симеона Столпника закрыт, уничтожены его иконостасы. В здании храма располагался клуб строителей, потом в верхней части был устроен красный уголок, а в нижней – склад. В 1980-х годах там работал народный театр.
Это фото 1986 года. По нему хорошо видно, что церковь хорошо сохранилась.
В начале 1990-х храм возвратили церкви и отреставрировали. Сейчас одна из самых нарядных церквей Переславля красуется на центральной улице города, радуя глаз.
Симеоновская церковь, ХVIII в. Эту нарядную церковь невозможно не заметить — она располагается на центральной улице, у самой дороги, радуя глаз прохожего. В далекие 1930-е годы «вершители судеб храмов» заметили у нее сходство с московской Сухаревской башней, и потому Симеоновскую церковь сохранили. О существовании в Переславле-Залесском одноименной деревянной церкви известно уже с начала ХVII столетия.
Переславль-Залесский. Смоленская (Смоленско-Корнилиевская) церковь
Смоленско-Корнилиевская церковь (1694—1705 гг.) стоит на месте, где до XVIII века находился Борисоглебский мужской монастырь «что на песках», или Песоцкий, по соседству с Никольским монастырем.
Это фото из интернета за 2007 года. Борисоглебский монастырь предположительно был основан в 1252г. (точные сведения о нем есть только в источниках XVII-XVIII вв.) после нападения татар на Переславль, в те времена еще именовавшийся Переяславлем. По преданиям, на месте основания монастыря был похоронен переяславский воевода Жидислав. Монастырь был небольшим и с достаточно скромными владениями: ко времени своего упразднения ему принадлежало всего 48 крепостных крестьян. После указа Екатерины II о секуляризации монастырского имущества в 1764г. он был упразднен, а Смоленско-Корнилиевская церковь стала приходской. Вокруг церкви располагалось кладбище, где были похоронены многие видные переславцы, в том числе и городской голова А.А.Темерин.
С историей Борисоглебского монастыря связано и имя переславского святого Корнилия, в честь которого была освящена оставшаяся от монастыря церковь. Святой Корнилий Молчальник (в миру Конон) был родом из купеческой семьи из Переславля-Рязанского (нынешней Рязани). Уйдя в очень юном возрасте из родительского дома, он сначала жил в Лукиановой пустыни, а потом перешел в Борисоглебский монастырь, где принял пожизненный обет молчания. Монастырь был очень беден, и малорослый Корнилий трудился наравне с остальными немногочисленными монахами. Через некоторое время он был пострижен в монахи. После его смерти в 1693г. его мощи хранились в Смоленско-Корнилиевской церкви. Общерусской канонизации Корнилий не был удостоен и почитался как местный святой. Сейчас мощи святого Корнилия переданы Никольскому монастырю, который находится в 70-100 метрах от церкви. На фото внизу золотые купола уже территория Никольского монастыря, о котором будет отдельная тема.
Кирпичная Смоленско-Корнилиевская церковь представляет из себя сложную композицию, в которой соединены храм, трапезная палата, кельи и колокольня. Изначально она строилась как монастырская и была освящена во имя Смоленской иконы Божией Матери.
К храму вплотную примыкают монастырские постройки, сейчас большей частью обветшавшие и обрушившиеся. Это трапезная палата, колокольня и двухэтажные кельи под ней. Необычное соединение этих частей превратило церковь фактически в настоящий монастырь в одном здании.
Храм действовал до 1940г. После его закрытия там планировалось устроить антирелигиозный отдел музея и вскрыть гробницу Корнилия, находившуюся в приделе. Во время войны и вплоть до 1960-х гг. церковь использовалась как склад, а в трапезной и кельях разместились жилые квартиры. В 1988г. обветшавшая колокольня обрушилась, от нее остался только нижний ярус. Крыши на келейной части нет. Смоленско-Корнилиевская церковь – пожалуй, единственный в Переславле храм, который находится в очень плачевном состоянии, хотя более чем заслуживает реставрации.
Фото - из кн. О.Пэнэжко «Храмы и монастыри Переславля-Залесского и окрестностей»
Сегодня она выглядит вот так.
Переславль-Залесский. Часовня Георгия Победоносца.
Немного в стороне от трассы, в новом районе Переславля, на площади Менделеева у завода «Славич» (ОАО «Компания Славич»), стоит небольшая белая церковь с яркими золотыми куполами.
Это часовня Святого Георгия Победоносца, построенная по инициативе ветеранов завода в 2002 году. Средства на постройку выделил все тот же завод, был собрано немало пожертвований и от других предприятий и частных лиц. Проект был заказан архитектору Вячеславу Ижикову.
Храм является частью мемориала памяти защитников Отечества, павших в Великой Отечественной войне. В основание храма заложена капсула с текстом: «Сия храм-часовня в честь Святого Великомученика Георгия Победоносца заложена по благословению Архиепископа Ярославского и ростовского Михея на средства переславских граждан и предприятий городов Переславля, Ярославля, Москвы, Екатеринбурга 18 мая 2000 г от Рождества Христова. г. Переславль-Залесский».
Храм выстроен в стиле древнерусского зодчества, с запада к нему пристроена небольшая двухъярусная колокольня. Главки храма и колокольни – небольшие, луковичной формы, посаженные на тонкие высокие барабаны, ярко сияют на солнце. В оформлении храма архитектор использовал мотивы ордена Святого Георгия ? высшей воинской награды России.
Переславль-Залесский. Черниговская часовня.
Черниговская часовня имеет древнюю историю. Нынешнее здание было построено в 1702 году, но место это было известно с XII века. По преданию, там, где сейчас стоит часовня, исцелился чудесным образом черниговский князь Михаил Всеволодович.
Князь с детских лет страдал тяжелым недугом, ходил с трудом, у него плохо работали руки (недуг по описаниям был похож на детский церебральный паралич). Услышав о чудесах, которые творит в Переяславском Никитском монастыре преподобный Никита, решил поехать к нему за помощью. Подъехав к Переяславлю, князь велел разбить шатер невдалеке от монастыря и выслал вперед боярина, чтобы тот известил Никиту о его прибытии. Преподобный Никита вручил посланцу князя посох, чтобы Михаил пришел к нему в монастырь, опираясь на этот посох. Как только посох оказался у князя в руках, тот немедленно почувствовал себя лучше и смог сам дойти до монастыря, а для тяжело больного человека это немалое расстояние.
После своего чудесного исцеления князь повелел поставить на том месте, где ему вручили посох, памятный крест, на котором была указана дата события: «6694 (1186) 16 мая».
В начале XVIII века на месте памятного креста возвели кирпичную часовню. Небольшое высокое здание часовни в стиле московского барокко. Цоколь украшен резьбой. Внутреннее убранство часовни сильно пострадало в советское время от рук вандалов: белокаменные плиты пола вскрыты (искали клад?), штукатурка местами сбита. Видны позднейшие поновления росписей, из-под которых проглядывают более старые слои краски. Напротив входа в часовню на стене была сделана надпись: «Сия часовня воздвигнута благов. Князем Михаилом Черниг. в память на сём месте егда получа от преп. Никиты столпника посох и исцеление от недуга».
В 1969 году были проведены реставрационные работы в Черниговской часовне под руководством архитектора И. Б. Пуришева. Отреставрировали кровлю, наружную резьбу, восстановили плиты пола. Сейчас часовня остается в довольно заброшенном состоянии. Она стоит посреди городского кладбища и сильно заросла деревьями. Ее нелегко не только рассмотреть, но и даже найти среди лабиринта кладбищенских оград и крестов, особенно летом, когда деревья покрыты густой листвой. Зимой часовню при некотором усилии можно даже рассмотреть с трассы.
Переславль-Залесский. Знаменская церковь
Знаменская церковь в Переславле – самая новая в городе. Она была построена в 1998 -начале 2000-х годов переславским предпринимателем А.Г.Громыко, на его средства и на пожертвования, собранные прихожанами. Место для возведения храма было выбрано не случайно.
Еще во времена Дмитрия Донского здесь, по преданию, его супруга построила на свои средства деревянную церковь Знамения Пресвятой Богородицы. В XVII веке церковь сгорела (не исключено, что горела она и раньше). В XVIII веке здесь снова значится церковь Знаменская, «что при кораблях». Такое название она получила из-за того, что рядом, на Трубеже, располагалась «потешная флотилия» Петра I. В 1788 году на средства майорши Анны Ивановны Масловой на месте деревянной была построена каменная церковь с двумя престолами (Знаменским и Предтеченским). При Знаменской церкви в 1863 году местным отцом диаконом Воскресенским была открыта первая в Переславле церковно-приходская школа. Ее основатель учительствовал здесь более сорока лет. Со временем школу сделали женской, а позднее, когда в Никольском монастыре открылась новая большая школа, здесь осталась только «школа грамоты».
В 1930-х годах храм был снесен, а на его фундаменте как будто нарочно! выстроен винный магазин. Так и просуществовал на месте храма винный магазин, известный на весь город, и вместо верующих на Трубежной улице собирались очереди пьяниц. Так продолжалось много лет, пока в 1998 году его последний владелец Александр Громыко не решил его снести и возобновить на этом месте храм.
Новая церковь построена по проекту архитектора В.Н.Ижикова, как и Никольский собор Никольского монастыря, стоящего неподалеку. Строительство длилось несколько лет, и сейчас у земляных валов кремля выросла новая красно-белая пятиглавая церковь с яркой шатровой колокольней. Как символ возрождения и восстановления справедливости.
Все-таки интересна история ее постройки. А.Громыко, известный в городе человек, занимавший к этому времени пост руководителя фирмы «Жилкомсервис», был, если так можно выразиться, 100-процентным атеистом. Все попытки жены привести его к церкви ни к чему не приводили. Но не зря говорится, что человек предполагает, а Бог располагает. Заболел Александр Григорьевич. И тут неожиданно для самого себя он согласился на предложение супруги поехать к блаженной старице Любушке, жившей в Казанском женском монастыре города Вышний Волочек. Слова старицы: «Уйди с фирмы и ничего с собой не бери,»- повергли его в недоумение.
- Как же я буду жить?- спросил он у нее тогда.- Ведь у меня все, что было, вложено в фирму.
- Много денег у тебя будет…
Этот странный для него диалог состоялся в начале мая 1997г. В конце месяца умирает его дядя в Белоруссии и оставляет ему в наследство большой дом. Потом в цене резко поднялись акции Сбербанка, купленные им в свое время. В итоге скопилась довольно приличная сумма. Сбывались пророчества старицы. Это заставило задуматься Александра Григорьевича и над другими ее словами, сказанными в одну из последующих их встреч, - о том, что будет у него красивая церковь.
Следуя ее совету, он ушел из фирмы, расписав долю по другим учредителям. Однако совет Любушки перейти на работу в городскую администрацию или на завод «Славич» проигнорировал. Отойдя от основных дел, он решил заняться торговым бизнесом. При разделе фирмы оставил за собой магазин на Трубежной. Правда, в начале, находясь еще под впечатлением слов старицы, брал его с целью использования под коттедж. Но дела торговые пошли успешно, и он забыл об этом. Как забыл и о прочитанной в газете «Золотое кольцо» статье, где говорилось, что в Ярославле руководители трех предприятий, построенных на месте церквей, не дожили до пенсионного возраста. И не вспомнил бы, наверное, если бы во время встречи Нового,1998, года один из его знакомых не сказал: «Знаешь, почему твой магазин такой крепкий? Потому, что стоит на церковном фундаменте». При этих словах у Александра Григорьевича все похолодело внутри. Неожиданно в памяти всплыло и то, что написано в газете, и то, о чем говорила старица…
Вскоре винный магазин на Трубежной был закрыт, а через год и вовсе снесен. В 1999 году, получив благословение от владыки Ярославского и Ростовского Михея, он приступил к возведению храма. Проект, причем бесплатно, сделал известный не только в Переславле, но и за его пределами православный архитектор Вячеслав Ижиков.
Деньги, вырученные от продажи дядиного наследства и полученные за банковские акции, были истрачены в первый же год. Чтобы продолжить строительство пришлось влезть в долги. Казалось, выхода нет, но неожиданно финансовая помощь стала приходить со стороны – от людей, пожелавших внести в возведение храма свою лепту. Новый храм не похож на своих предшественников, и все же это – храм, стоящий на месте церквей, чьи главы красовались здесь на протяжении многих столетий.
Переславль-Залесский. Церковь Сергия Радонежского
В кругу городских валов, кроме храмового ансамбля на Красной площади, находится еще одна церковь, на ул. Проездной. Это храм Сергия Радонежского, построенный при городской тюрьме в 1911 году.
И сейчас, несмотря на перестройки, можно угадать в нем бывший храм. Это краснокирпичное одноглавое здание с богатым декором в псевдорусском стиле, с несколькими фризами, пышно украшенным крыльцом и одной широкой граненой апсидой. Средства на постройку выделил фабрикант С.Павлов. В церкви был установлен иконостас в стиле модерн.
В советское время храм был закрыт, верх его – разобран. Исчезли и глава над основным объемом, и небольшая главка над алтарной частью. Внутреннее убранство было разграблено. Позднее здание перестроили и отдали Сбербанку. На фотографии можно рассмотреть табличку «Касса по сбору коммунальных платежей».
Поблизости от церкви Петра Митрополита и Владимирского собора, на Проездной улице, находится здание, в котором, несмотря на перестройки, угадывается церковь.
Здание приспособлено под отделение Сбербанка.
Бесприходную церковь во имя Преподобного Сергия Радонежского постройки 1911 года трудно назвать утраченной, поскольку большая часть ее все-таки сохранилась. Ее можно увидеть слева от Пушкинского парка вблизи центральной дороги – это двухэтажная постройка красного кирпича с местом для иконы на фронтоне.
12 июня 2010г. состоялась церемония передачи храма Русской Православной Церкви.
Свежие комментарии