На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ШАГ НАВСТРЕЧУ

23 952 подписчика

Свежие комментарии

  • Jolie
    затолокин))они ждали-ждали тебя 5 лет и "померли от тоски"))))А где все? С НОВЫ...
  • Jolie
    нихде)))🤣🤣🤣🤣🤣🤣🤣Когда деревья был...

Фильм «А зори здесь тихие» и реальные события

Фильм «А зори здесь тихие» и реальные события

Все смотрели хороший советский фильм «А зори здесь тихие». Многие читали и его литературную основу, повесть Бориса Васильева.

Действие разворачивается в Карелии, как ни крути, а это второстепенный театр военных действий, на котором к тому же идут, как сказано в фильме и книге «бои местного значения». Внезапно возникают, не очень понятно зачем, немецкие диверсанты, которых ценой собственных жизней останавливают наши девчонки-зенитчицы.

Но откуда немцы в Карелии? Там же воевали с финнами. И зачем среди глухих лесов и озер высаживать диверсантов, только ли затем, чтобы пробраться к Кировской-Мурманской железной дороге, ее одной диверсией не перекроешь.

Основаны ли они на реальных событиях или это вымысел автора, хоть и талантливый, но вымысел?  

Нет, не вымысел, хотя повесть и не документальная, но основана на реальных событиях, в частности нападении финской диверсионной группы под командованием лейтенанта Илмари Хонканена на продовольственно-техническую базу снабжения Карельского фронта 12 февраля 1942 года, в результате чего был уничтожен военно-полевой госпиталь №2212. Сама база пострадала гораздо меньше.

В Финляндии считается, что этот рейд был самой удачной диверсионной операцией «дальних разведчиков» – финского спецназа. Финны тщательно готовились к операции и целую неделю осуществляли воздушную разведку. Нападение в ночь на 12 февраля 1942 года произвел диверсионный отряд, разделенный на шесть боевых групп. Одна из групп напала на госпитальный городок, где находились лечебные отделения, а другая – на поселок ББК № 12, где располагалось отделение госпиталя для легкораненых. Диверсантам удалось выйти из боя и уйти от преследования. После чего одна из финских газет сообщила о том, что в Петровском Яме был уничтожен гарнизон численностью 500 человек. Если же говорить о действительных потерях, то в донесении начальника гарнизона и санитарной службы погибшими проходят 85 человек. Но из них красноармейцев, имевших оружие, – всего 33 человек. Еще 28 человек – это медперсонал, 9 человек – раненые, находившиеся в госпитале на излечении, и 15 человек – гражданское население. То есть 52 человека – это люди, защищенные международными конвенциями, которые были подписаны Финляндией. Даже в последних книгах финских авторов, посвященных этой теме, по-прежнему фигурирует цифра в 500 человек.

Нападение на советский военный госпиталь № 2212, что было запрещено международными конвенциями. В ночь с 11 на 12 февраля 1942 года финский отряд на лыжах подобрался к госпиталю, когда его медперсонал и раненые, ничего не подозревая, спали. Несмотря на флаг медицинского учреждения, — белый с красным крестом, — финны подожгли все автомашины, складские помещения, а палаты с людьми забросали гранатами. Раненые в одном нижнем белье пытались выбраться из горящего здания, но их тут же расстреливали.

Диверсанты не пощадили и медицинский персонал. На месте были убиты санитары, медсестры, военврач Гиндин. Из медперсонала уничтожено около 30 человек, пятеро ранены… Газеты опубликовали материалы о зверствах финских диверсантов над беззащитными ранеными. Весь Карельский фронт негодовал тогда по поводу действий врага.

А финское командование за эту операцию отметило лейтенанта И. Хонканена, командира диверсантов, крестом Свободы 4-го класса. Такую же награду получил и сержант Суло Охтонен — как один из лучших, расстрелявший более десяти советских раненых.

Как считает Петр Репников (автор книги об атаке на Петровский Ям), нападение финских диверсантов на госпиталь разделило войну в Карелии на до и после трагедии в Петровском Яме. «С 12 февраля 1942 года отношение к финнам – будь то военные, хоть даже и раненые, и гражданское население – изменилось в худшую сторону, – пишет Репников. – В 1941 году партизаны отряда «Вперед» устроили обсуждение, следует ли уничтожить две машины с финскими ранеными, и решили, что этого делать не стоит, так как убийство раненых явилось бы нарушением международного права. Однако летом 1942 года, выйдя к финскому хутору, они приняли уже совсем другое решение, нарушив это право».

Не вяжется с либеральным представлением о сатрапах НКВД и гуманных европейцах-финнах.

Так почему Борис Васильев превратил финнов в немцев, а о самом нападении на Петровский Ям предпочли забыть, причем забыть у нас, а не в Финляндии. Там-то об этом помнят и считают Хонканена героем. Понятно, с Финляндией в 60-е годы были очень неплохие отношения, финны строили советские торговые суда, даже суда обеспечения ВМФ СССР, поставляли оборудование для горной и лесной промышленности, соблюдали нейтралитет и не входили, по сей день не входят, в какие-либо военные блоки.

Так зачем ворошить прошлое-то, не надо. Вот и стали финны немцами. В Карелии.

Да и гораздо раньше, в 1944-м, когда в Финляндии разместились базы Балтийского флота, к финским военным преступникам отнеслись достаточно мягко, в СССР их не выдавали, а СССР особо и не требовал. Почему не потребовали? Почему саму Финляндию не присоединили к СССР?

Единственное объяснение в том, что Сталин потребовал у Турции предоставить военную базу на Босфоре, потребовал уже в начале 1945. И на примере невмешательства советских военных в дела Финляндии туркам объясняли, что ничего страшного от перебазирования Черноморского флота из Севастополя в Стамбул не произойдет.

Но это уже совсем другая история.

Фильм «А зори здесь тихие» и реальные события

Источник

Картина дня

наверх