Тема написана под впечатлением биографической книги: «Царь зверей не лев» И. Вагнера. Все названия оставлены.
Я, ловец африканских животных для чешского зоопарка «Сафари», где животные содержатся в приближенных к природе вольерах. Моя задача – отловить молодых и здоровых животных разных видов.
Это нелегко даже не из-за опасности, подстерегающей на каждом шагу, а из-за сложнейшего искусства дипломатии с местным населением. Мне пришлось освоить эту деятельность в совершенстве.
В каждой местности приходится начинать с нуля. Набирать рабочих для строительства лагеря и загона. Вот об этом я и расскажу.
Муго, мой помощник объяснил мне, что здесь живут два племени: ПОКОМОТО и БАРАНО. Они не общаются между собой, поэтому придется с ними иметь дело по отдельности. Чтобы встретиться с ПОКОМОТО, нужна лодка, - они живут на островке реки.
- Зачем? Ведь мелководье? – наивно спросил я
- В реке много крокодилов, а ты должен вернуться домой! Но если ты не вернешься, я продолжу твое дело! – серьезно ответил Муго, потряхивая черными кудряшками.
На следующий день я предстал перед вождем маленького племени ПОКОМО, живущего изолированно и которого не коснулась цивилизация. Большое и могучее племя БОРАНО презирало ПОКОМОТО, как отсталую часть населения, ведь у БОРАНО были полицейский, бензозаправка и лавка, а у этих дикарей только заросли на острове! О, если бы я знал последствия своего обращения к этим презренным! Впереди будут развороченные загоны с выломанными изгородями и убежавшими животными! Так, по свойски БОРАНО выразят свое несогласие с моей политикой..
Для начала я пытался задобрить невозмутимо молчавшего вождя ПОКОМОТО различными подношениями: от бус до перочинного ножика. Ножик вождю понравился и он благосклонно согласился выслушать гимн в его честь! Я пел, выражая свое благоговение перед великим человеком на все лады заученными фразами на их языке. О, лесть! Ты слетала с моего языка необыкновенно легко и проникновенно! И главное, искренне! Ведь за моей спиной мерцал силуэт жесткого плана по ловле животных, и я готов был пасть ниц перед вождем, лишь бы заполучить рабочую силу для строительства лагеря для людей и загона для животных.
- Ты велик! Ты – мудр! Вся Земля слушает только Тебя! И солнце встает для Тебя! И дождь льет для Тебя! Ты – Бог на Земле!
Наконец, великий вождь снизошел до решения моего жизненно важного вопроса и царственным кивком головы определил мою судьбу.
Утром я и мой помощник уже мучились, по сотне раз проговаривая команды мужчинам ПОКОМОТО, пытаясь внедрить в их кучерявые головы организацию труда в виде определенных рабочих функций! И они это сделали! Лагерь и загон были построены! Но радость была преждевременна! В политические действия вступили БОРАНО! Одной ночью было разрушено все, что с таким трудом было построено. Ведь ломать, не строить. Я понял, что дипломатия по африкански снова буксует. Надо было срочно решать вопрос мирного урегулирования, иначе все жирафу под хвост.
Чтобы найти контакт с африканцем, надо переходить на его уровень мышления. Ведь действительно, я нанес смертельную обиду вышестоящим по иерархии БОРАНО, отдавая предпочтение низшим. И я, оказавшись перед их вождем начал завывать:
- ПОКОМОТО глупые. БОРАНО умные. Поэтому я дал ПОКОМОТО тупую работу: строить загон. Но загонять животных в загон – это умная работа. Только БОРАНО могут с этим справиться! Я приглашаю умных БОРАНО! Твои люди смелы! Твои люди сильны! Пусть глупые ПОКОМОТО еще раз построят загон для умных БОРАНО!
Вождю явно понравилась моя дипломатия, и он по дружески попросил: - Еще раз скажи это!
До сумерек я повторял эти фразы, заглядывая в глаза вождю. Но, он, похоже, готов был слушать ласкающую ухо, речь, - вечно! Когда зажглась первая звезда, вождь БОРАНО отпустил меня с Богом.
Загоны были восстановлены без последствий и затем ПОКОМОТО тихонько исчезли из лагеря… а мужчины БОРАНО уже сидели кружком вокруг меня и я объяснял им:
- Задача простая! Образуя сплошной ряд, вы пойдете через заросли прямо к загону. Будете кричать и бить палками. Животные боятся шума, они зайдут в загон, дальше мы сами закроем вход.
Затем я несколько дней учил их командам: Стоять! Хлопать! Стучать палкой!
Они тоже… терпеливо объясняли мне, белокожему недоумку, что сделать все одновременно невозможно! Они перечисляли мне все опасности в кустарниках (от львов до ядовитых колючек), явно напрашиваясь на увеличение вознаграждения! О, мой Бог! Я был терпелив с ними, как толстокожий носорог! У меня просто не было другого выхода, ведь если я обращусь к другому племени, то загоны вновь будут поломаны. Так вот откуда произошел рекет! Наконец, вроде нашли общий язык.
И я на радостях, пообещал им, что кто поймает маленькую антилопу персонально, получит премию!
О, это была глубочайшая ошибка всей моей африканской дипломатии! В первый же день ловли животных, БОРАНО вместо сплошных рядов, бросились врассыпную, как только показались маленькие антилопы! Они начали их ловить персонально! Мало того, они забежали в загон, где уже было четыре антилопы и начали гоняться за ними, пока не выгнали из загона! Итак, загон оказался пуст!
Наш первый рабочий день по отлову животных закончился моей смертельной тоской по Родине! Я понял, что Африка не дает мне шансов быть с местным населением простым дипломатом, здесь дипломатом надо было родиться! Предрассветная прохлада наконец склонила меня в сон, и это было небольшое облегчение перед вторым рабочим днем.
--------------------------------
В процессе отлова мне часто приходилось лечить прихваченными лекарствами не только своих работников, но и местное население. Один случай особенно остался в памяти. Меня пригласили ПОКОМОТО на свой остров, оказалось, единственный сын вождя был болен обширным воспалением легких. Я понимал, что племя уже попрощалось с ним, настолько безнадежным было положение ребенка. И все –таки я, игнорируя шамана, чем сразу завоевал авторитет, сравнимый с революцией, начал проводить курс лечения антибиотиками и дня через три кризис отступил.
Конечно, мне было не до работы, но есть вещи важнее любого плана. Ребенок выздоровел, но ПОКОМОТО не выразили ни радости, ни благодарности мне. Вроде так, само собой разумеется, что я провел сумасшедшую неделю над безнадежно больным ребенком и спас ему жизнь. Работы было много и я забыл об этом случае.
Но вот последний день, перед отъездом. Я упаковываю вещи, раскладываю подарки всем желающим. И вдруг, в палатке писк! Детеныш антилопы в великолепной резной клетке! Молчаливое племя ПОКОМОТО не сказало ни слово, но при этом так много выразило! Это была не просто благодарность, а символ зарождающейся жизни в джунглях. Я был растроган до слез! Я вынужден был срочно принимать меры к поискам детского питания, стоило мне это очень дорого, но разве измерить в деньгах человеческие чувства! Я много раз убеждался, что в Африке человеческие ценности не чуть не меньше, чем у нас, людей цивилизации.
Свежие комментарии