Сегодня на миг взгрустнула, не взирая на множество забот, ее величество Вселенная. Ушел из жизни Фазиль Искандер. Не то, чтобы писатель, не то, чтобы поэт. Прекрасный, мудрый, светлый, искрометно-шутливый, добрый и бесконечно талантливый полу-абхаз, полу-перс и ЧЕЛОВЕК в квадрате, доживший до возраста глубокой мудрости, да плюс к этому еще и замечательный ироничный писатель и поэт.
Грущу и я. И хочу напомнить нам о нем. Просите за ворох цитат.
…пустую душу нельзя ничем заполнить. Пустота духа – это вещество, которое нам неизвестно.
В нашей огромной родне и вообще в кругу наших знакомых на детей, и в том числе на меня, обрушивалось неимоверное число поцелуев. Господи, как я ненавидел эти поцелуи! Жестко-небритые, винно-водочные, чмокающие, скребущие, сосущие. Особенно женские, противно пахнущие помадой, особенно же среди особенных поцелуи женщин с неудавшимися судьбами, я их сразу отличал по какой-то свойственной им тупиковой силе удара. От поцелуев было трудно увернуться, приходилось терпеть, чтобы не обидеть взрослых.
И вот однажды исполнилась великая мечта – дядя купил мне настоящий двухколесный велосипед. Приятно пахнущий резиной и свежей краской, легкий, нарядный, чем-то похожий на самого дядю, он стоял у него в комнате, молодцевато прислоненный к подоконнику. Что это была за радость – трогать новенький руль, еще туго поворачивающийся, бесконечно звонить в звоночек на руле, понюхать кожаное седло, треугольную сумочку, висящую на раме и чем-то грозно похожую на кобуру пистолета, гладить клейкие шины, как живое тело, чувствуя ладонью их шершавую, рубчатую поверхность!
Гнилой человек сам свой запах не чувствует.
Фазиль Искандер «Сандро из Чегема. Собрание в 3 томах»
Вот одно из забавных наблюдений тех лет. Я заметил, что в те времена на лицах взрослых, главным образом городских людей, появилось что-то новое и очень смешное. Теперь, вспоминая эти лица, самые различные и в самых различных положениях, повторяющие одну и ту же гримасу, я могу сформулировать свое наблюдение так: на лицах людей появилось выражение политической настороженности.
Иногда, казалось бы, у человека совсем другое выражение на лице, но какой-то миг, какая-то быстрая перемена во внешней обстановке, которую он не сумел осознать и дать ей оценку, – и это выражение настороженности выпархивает на лицо. Точнее сказать, не успев осознать быструю перемену во внешней обстановке, он ее осознает как враждебную вылазку, даже если эта перемена вызвана явлением природы.
Зависть - черная повязка на глазах разума.
Фазиль Искандер «Сандро из Чегема. Собрание в 3 томах»
Все это было похоже на фантазию, но и время было фантастическое. Газеты были переполнены сообщениями о злодеяниях врагов народа, повсюду искали вредителей. Достаточно было в городе кому-нибудь отравиться несвежей рыбой, как выползали слухи, что на консервной фабрике засели вредители. Исчезали самые неожиданные люди. Бывало, еще вчера человек на митинге или по радио призывал к беспощадной классовой борьбе с врагом, а сегодня сам, как бы не договорив речь, летел в пропасть.
…когда уходит от нас все, что мы любили, все, что сияло нам светом надежды, мужества, нежности, благородства, когда от нас уходит все это, я и глупость готов прижать к груди, потому что глупость тоже часть человека, и, если от человека больше ничего не осталось, я тем более готов припасть к ней с сыновней грустью. Ведь она видела своими глазами, слышала своими ушами всех, кого мы потеряли, и мне ли не ценить последнюю свидетельницу нашей жизни.
Человек, который все имел, а потом все потерял, еще сорок лет чувствует себя так, как будто он все имеет. А человек, который был нищим, а потом разбогател, еще сорок лет чувствует себя так, как будто он нищий.
Люди стремятся друг к другу, видимо, по признаку душевной близости, где нету разницы в нациях, в профессиях и даже в уровне благосостояния. А когда нет у людей душевной общности, они объединяются по национально-видовому признаку, как стая. И опасны, как стая.
Фазиль Искандер «Сандро из Чегема»
К сожалению, смелость слишком часто бывает следствием чувства обесцененности жизни, тогда как трусость всегда следствие ложного преувеличения ее ценности.
Фазиль Искандер «Кролики и удавы»
Не надо злоупотреблять словом "победа"... Я бы заменил его словом "преодоление". В слове "победа" мне слышится торжествующий топот дураков.
Фазиль Искандер «Кролики и удавы»
Простота есть безусловное следствие сознания внутренней полноценности.
Фазиль Искандер «Сандро из Чегема»
Кролики, если мы будем стремиться с самого начала увидеть самый конец, мы никогда не сдвинемся с места. Важно сделать первый шаг, и важно быть уверенными в том, что он правильный.
Фазиль Искандер «Кролики и удавы»
А что, если бедняга Пизанская башня, в сущности, правильно стояла, а это наша земля со всеми нашими земными делами под ней скособочилась?
Фазиль Искандер «Сандро из Чегема»
Кстати, мне ближе человек, который продолжает раболепствовать перед потерявшим власть кумиром, чем тот, что сразу же начинает ему хамить. В первом все-таки проявляется некоторое чувство ответственности за Свое прошлое рабство, ему как бы стыдно сразу переходить в новое состояние, он как бы чувствует, что сам этого не заслужил еще. Тогда как второй, хамством мстя за свое прошлое раболепство, выявляет готовность раболепствовать перед новым кумиром.
Фазиль Искандер «Сандро из Чегема. Собрание в 3 томах»
Человеку дано стать палачом, так же, как и дано не становиться им. В конечном итоге выбор за нами.
Фазиль Искандер «Сандро из Чегема»
Победивший холоп, естественно, превращается в хама. Побежденный хам легко переходит в холопство. Но тот, кто не знал холопства, сразу не мог превратиться в хама. Потребовался некоторый исторический срок.
Фазиль Искандер «Сандро из Чегема»
Споткнуться может любой человек. Дальше все зависит от него. Или у него есть воля выпрямиться, или он находит удовольствие в том спотыкании.
Фазиль Искандер «Сандро из Чегема»
У человека есть еще одна возможность быть счастливым — это умение радоваться чужому счастью. Но взрослые редко сохраняют это умение.
Фазиль Искандер «Сандро из Чегема»
Страх и любовь к истине несовместимы. Но в жизни любовь к истине нередко бывает несовместимой с самой жизнью.
Фазиль Искандер «Сандро из Чегема»
Скромность должна быть скромной. Скромность, слишком бьющая в глаза, это вогнутая наглость.
Фазиль Искандер «Сандро из Чегема»
- Как, - удивляюсь я, - вы доктор медицинских наук, вы профессор этих же наук, неужели вы точно не знаете, может быть у человека два сердца или нет?
- В жизни, - говорит, - все может быть.
- Вот от этого он и пьет, - добавляет жена.
Фазиль Искандер «Сандро из Чегема»
Когда и трус и герой одинаково беспомощны, трус приписывает себе все, что мог бы сделать герой на свободе. Потому что оба беспомощны, а герой молчит. Герой в цепях всегда молчит, трус в цепях всегда говорит. Когда ему еще поговорить о своих геройствах, как не в цепях! Но лев, сидящий в клетке, - это все-таки лев, а не шакал!
Фазиль Искандер «Сандро из Чегема. Собрание в 3 томах»
Жить - это попытка осуществить серьезный замысел. Чем тяжелее на одной чаше весов тяжесть страшного понимания временности нешуточного дара жизни, тем сильнее намеренье уравновесить эту чашу самым серьезным делом жизни. И так человеку от природы дано стремление уйти от праха, от уничтожения, от небытия через серьезное дело жизни.
Фазиль Искандер «Сандро из Чегема. Собрание в 3 томах»
…душа, совершившая предательство, всякую неожиданность воспринимает как начало возмездия.
Фазиль Искандер «Кролики и удавы»
У него сердце не кусается!Так в Чегеме называли толстокожих, равнодушных
людей.
Фазиль Искандер «Детство Чика»
Если мы говорим, что у нас нет выбора, то это значит, что выбор уже сделан. Да мы и говорим о том, что нет выбора, потому что почувствовали гнет вины за сделанный выбор. Если бы выбора и в самом деле не было, мы бы не чувствовали гнета вины...
Фазиль Искандер «Сандро из Чегема»
Я не нахожу ничего плохого в том, что молодой ученый, как это можно заметить даже в моем пересказе, слегка кокетничает эрудицией. Позже ученые стали кокетничать безграмотностью и дошли в этом деле до подозрительной естественности.
Фазиль Искандер «Сандро из Чегема»
Свобода, скрывающая себя, это еще одна разновидность несвободы. Акт дарения свободы есть главный признак самого существования нашей свободы. Подобно тому как в удачности собственной шутки мы убеждаемся, увидев, как другой человек улыбается ей, так и о существовании нашей свободы мы с абсолютной точностью убеждаемся только в момент дарения свободы другому. Если ты свободен - журчи! Иначе твоя свобода уродлива как ручей, журчащий с выключенным звуком.
Фазиль Искандер «Сандро из Чегема. Собрание в 3 томах»
Их еще очень много - мыслей, позитивных и пронзительно точных. Сегодня чистый ключ их иссяк навсегда......
Свежие комментарии