Все ближе и ближе подкрадывается Новый год. Давайте поговорим про него.
Новый год навсегда вошел в наш быт, став традиционным праздником для всех людей на земле. А между тем, все имеет свое начало. История этого праздника насчитывает, по меньшей мере, 25 веков. Обычай этот впервые родился в Месопотамии (Двуречье).
Здесь, а также в нижней долине Нила в конце IV тысячелетия до нашей эры впервые родилась цивилизация. Здесь возникли знаменитые ее центры Шумер, Вавилон, Ассирия, прославившиеся культурным наследием и величайшими изобретениями человечества, которые до сих пор не перестают нас удивлять и восхищать.
Именно здесь, по мнению ученых, впервые (в третьем тысячелетии) стали праздновать Новый год.
Все земледельческие работы начинались в конце марта, после того, как прибывала вода в Тигре и Евфрате. В течение 12 дней шествиями, карнавалами, маскарадами и было ознаменовано это событие - наступление времени побед светлого бога Мардука над силами разрушения и смерти. Запрещалось работать в это время, наказывать, вершить суды. Клинопись на одной из глиняных табличек рассказала, что это были дни необузданной свободы, когда весь мировой порядок ставился вверх ногами. Раб превращался в господина.
Само слово КАРНАВАЛ, кстати, в переводе с вавилонского означает корабль-море и это, наверное, не случайно, ибо много ритуалов новогоднего праздника было связано с воображаемым плаванием бога Мардука по Евфрату. В один из дней мистерии изображали битву Мардука против чудовища богини хаоса Тиамат (напоминавшей дракона, змею, ящера).
Учеными доказано, что иудеи, находившиеся в вавилонском плену (во время правления Навуходоносора) позаимствовали этот сюжет и внесли его в Библию.
В этом мифе истоки христианского предания о Георгии, побеждающем дракона (Вам что-нибудь напоминает эта символика? Ну, конечно, Георгия Победоносца на гербе Москвы).
От иудеев традиция новогоднего празднования, заимствованная ими, как вы знаете, у вавилонян, перешла к грекам, а через них - к народам Западной Европы.
Как отмечали Новый Год в старину?
Некоторые народы ведут счет времени по лунно-солнечному календарю, и начало года приходится где на осень, где на зиму.
Но в основном празднование Нового года у древних народов совпадало с началом возрождения природы и приурочено, как правило, к марту.
Март у древних римлян считался первым месяцем, потому что в это время начинались полевые работы. Год состоял из десяти месяцев, потом число месяцев увеличили на два. В 46 году до н. э. римский император Юлий Цезарь перенес начало года на 1 января. Названный его именем Юлианский календарь распространился по всей Европе.
Римляне в этот день приносили жертвы Янусу и начинали с него крупные мероприятия, считая первый день года благоприятным днем.
Как вы уже знаете, не всегда Новый год отмечали с 1 января.
Во Франции сначала (до 755 г.) считали с 25 декабря, потом с 1-го марта, в ХII веке - со дня пасхи, а с 1564 года по указу короля Карла IX с 1 января.
В Германии то же происходило в половине XVI века, а в Англии с XVIII века.
А как же обстояло дело у нас, на Руси?
Иначе выглядит языческий Новый Год древних славян. Следы дохристианских праздников остались в новогоднем торжестве, однако, полностью восстановить языческий Новый Год проблемно. Ведь по-новогоднему в языческой Руси выглядели несколько праздников. Кроме этого различные традиции были у разных славянских племен. По-разному назывались праздники и имена ритуальных персонажей.
В древности восточные славяне отмечали Новый Год в соответствии с природным циклом – весной. Год начинался в марте – первом весеннем месяце – время, когда природа просыпается, начинается новый период в жизни животных и растений, новый сельскохозяйственный цикл. Славянским Новым Годом была Масленица, она отмечалась в марте, в районе 20-го числа. Это было время новой луны перед весенним равноденствием.
В России, со времени введения христианства, исполняя обычаи своих предков, так же начинали летоисчисление или с марта или, реже, со дня святой Пасхи. В 1492 году великий князь Иоанн III окончательно утвердил постановление Московского собора считать за начало как церковного, так и гражданского года, первое сентября, когда велено было платить дань, пошлины, различные оброки и т.п. А для того, чтобы придать большую торжественность этому дню, сам царь накануне являлся в Кремль, где каждый, будь то простолюдин или знатный боярин, мог подойти к нему и искать непосредственно у него правды и милости (кстати, нечто подобное происходило и в Византии во времена Константина Великого).
Последний раз Новый год на Руси был отпразднован с царской пышностью 1-го сентября 1698 года.
Оделяя каждого яблоком, царь, называя каждого братом, поздравлял с Новым годом, с новым счастьем.
Каждый заздравный кубок царя Петра Великого сопровождался выстрелом из 25 орудий.
Когда на Руси впервые стали отмечать Новый Год 1 января?
Последний раз осеннее Новолетие отпраздновали 1 сентября 7207 года от сотворения мира. Возвратившись из путешествия по Европе, Петр I своим указом в один день перенес страну 7208-го года от сотворения мира в 1699 год от Рождества Христова, который как раз встречала тогдашняя Европа. С разницей во времени было покончено!
Таким образом, в 7208 году «от Сотворения мира» 19 декабря Пётр I своим указом перенёс празднование Нового года на 1 января 1700 года (7209 год), ошибочно посчитав 1700 год годом начала века. Не желая совершенно изгонять обычай празднования Нового года, он установил его по обычаям, заимствованным им из Голландии и других стран Западной Европы. В оправдание своих начинаний Царь приводил те простые и очевидные основания, что "не только во многих Европейских и Христианских странах, но и в народах славянских, которые с восточною нашей церковью во всём согласны, и все греки, от которых наша вера православная принята, согласно лета свои исчисляют от Рождества Христова в восьмой день спустя, т.е. генваря 1 числа. А в знак доброго начинания и веселья поздравить друг друга с Новым годом, желая в делах благополучия и в семье благоденствия. В честь Нового года учинять украшения из елей, детей забавлять, на санках катать с гор. А взрослым людям пьянства и мордобоя не учинять – на то других дней хватает».
С 1700 года Царь Петр издал указ - отмечать Новый год не со дня сотворения мира, а Рождества Богочеловека, ссылаясь на европейские народы. Запрещено было отмечать 1 сентября, а 15 декабря 1699 года барабанный бой возвестил народу на Красной площади (из уст царского дьяка) о том, что в знак доброго начинания и начала нового столетия после благодарения Богу и молебного пения в церкви велено было по большим проезжим улицам, и знатным людям перед воротами учинить некоторое украшение от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых. А людям скудным (т.е. бедным) хотя по древу или ветви над воротами поставить. И чтоб то поспело к 1-му числу 1700 сего года; а стоять тому украшению инваря (т. е. января) по 7-е число того же года. В 1-й день, в знак веселья, друг друга поздравлять с Новым годом, и учинить сие, когда на Красной площади огненные потехи начнутся, и стрельба будет.
В указе рекомендовалось по возможности всем на своих дворах из небольших пушечек или мелких ружей учинить трижды стрельбу и выпустить несколько ракет. С 1-го по 7 января по ночам огни зажигать из дров, или из хвороста, или из соломы.
Первым пустил ракету царь Петр I. Извиваясь в воздухе огненной змейкой, она возвестила народу наступление Нового года, а вслед за тем началось празднование и по всей Белокаменной.
В знак всенародного праздника палили из пушек, а вечером, в темном небе вспыхивали разноцветные невиданные прежде огни фейерверка. Полыхала иллюминация. Люди веселились, пели, танцевали, поздравляли друг друга и дарили новогодние подарки. Петр I неуклонно следил за тем, чтобы этот праздник был у нас не хуже и не беднее, чем в других европейских странах.
Был он человеком решительным и одним махом разрешил все календарные неудобства.
Царь Петр опирался на юлианский календарь, который был ещё принят во многих протестантских государствах Европы. Россия тогда праздновала Новый год одновременно с этими странами, но на 11 дней позже стран католических, где c 1582 действовал григорианский календарь. Однако в 18 веке практически все протестантские государства перешли на григорианский стиль, и Новый год в России вновь перестал совпадать с западноевропейским.
Именно с 1 января 1700 года народные новогодние забавы и веселья получили свое признание, а празднование Нового года стало носить светский (нецерковный) характер.
Отныне и навсегда этот праздник был закреплен в российском календаре. Вот так и пришел к нам Новый год, с елочными украшениями, огнями, кострами (которые Петр приказал устраивать по ночам с 1 по 7 января с помощью зажигания смоляных бочек), поскрипыванием снега на морозе, зимними детскими забавами ≈ санками, лыжами, коньками, снежными бабами, Дедом Морозом, подарками...
Надо сказать, что новые новогодние обычаи прижились у славян довольно быстро, потому что раньше в ту пору был другой праздник святки. И многие старые обряды веселые карнавалы, проделки ряженых, катание на санях, полночные гадания и хороводы вокруг елки хорошо вписались в ритуал встречи Нового года.
И хоть морозно было в эту пору, но не страшил людей холод. Как вы знаете, жгли они на улицах костры, исполняли вокруг них танцы, призывая солнце (которое испокон веков обожествляли) согреть скованную снегами и морозами землю.
Императоры, как водится, праздновали всласть, вводя новые обряды и традиции. Екатерина Вторая, к примеру, ввела традицию дарить в новогоднюю ночь подарки, а при Николае Первом появилась традиция наряжать общественную новогоднюю елку. Так появилась главная елка страны.
Традиция наряжать елку пришла к нам от языческих германских племен, где этот обряд необходим был для задобрения лесных духов, обитающих среди яловых ветвей. Вначале елку украшали яблоками и пряниками, картофелем, раскрашенным золотой краской. Существует красивая легенда о том, что первые елочные игрушки придумал бедный стеклодув, от отчаянья. Не было у бедняги денег, чтобы нарядить елку, сладостями порадовать свою детвору, вот от нужды он и выдул украшенья из стекла и раскрасил их фосфором. Видимо он же выдвинул идею создания первой светящейся гирлянды.
А первая публичная елка в России была установлена в 1852 году в Петербурге, в большом зале Екатерининского вокзала при большом скоплении народа.
Новой власти – новое время
Новая советская власть очень холодно отнеслась к торжеству встречи Нового года. Может потому , что на нем лежала тень Рождественских празднований, может из-за личной неприязни отдельных лидеров. Старожилы рассказывают, как в Рождественскую неделю специально обученные бдительные граждане ходили по улицам городов и вглядывались в окна: дескать, а не собрался ли кто-то там за праздничным столом? Досталось и главным атрибутам. Так, поэт Валентин Горянский в 1919 году написал язвительное стихотворение "Про елочку!", в котором были такие строки:
«Гадкий праздник буржуазный,
Связан испокон веков
С ним обычай безобразный:
В лес придет капиталист,
Косный, верный предрассудку,
Елку срубит топором,
Отпустивши злую шутку.
Тот, кто елочку срубил,
Тот вредней врага раз в десять…»
Елочные украшения и гирлянды, еловые ветви становились атрибутами новых праздников, например, празднования годовщины Октябрьской революции, достаточно было подменить христианскую составляющую праздника на его революционное содержание.
Но главным ударом по Рождеству стал декрет «О введении в Российской республике западноевропейского календаря». Время в Российской империи снова-таки было иным, чем в Европе. В целях установления в России одинакового почти со всеми культурными народами исчисления времени Совет Народных Комиссаров постановляет ввести по истечении января месяца сего года в гражданский обиход новый календарь. Разница между использованным у нас юлианским и григорианским календарем на тот момент составляла уже 13 дней. Начиная с 1919 года новогодний праздник уже в послереволюционной России стали отмечать в соответствии с григорианским календарём. Даты, соответствующие старому календарю, стали называть «старым стилем», а новому — «новым стилем». Бывшая уже в оппозиции церковь не стала переходить на новый стиль и поныне пользуется юлианским календарем.
А веселого в Стране советов в начале 30-х годов было мало. Религиозные праздники отмечать запрещалось, а своих, пролетарских, было не так уж много. Вот и вспомнили про Новый Год, тем более, что как ни контролируй, а традицию собираться за праздничным столом в рождественские праздники искоренить быстро не удалось. Инициатором возрождения традиции стал Павел Постышев - советский государственный и партийный деятель, второй секретарь ЦК КП(б) Украины. Согласно легенде, тогда же в 1935 г. у товарища Сталина спросили: "А где же будем организовывать главную елку страны?" « У нас все елки главные»- ответил "отец народов". Вождя страны, как и водилось, поняли буквально, и в 1936 году перед первым в стране Дворцом пионеров, в Харькове, организовали первую всеобщую детскую елку. К празднику вспомнили и о Деде Морозе, нарядив его в расписную синюю шубу. В начале 1937 года Дед Мороз и Снегурочка впервые явились вместе на праздник елки в Московский Дом Союзов.
«В дореволюционное время буржуазия и чиновники буржуазии всегда устраивали на Новый год своим детям елку. Дети рабочих с завистью через окно посматривали на сверкающую разноцветными огнями елку и веселящихся вокруг нее детей богатеев.
Почему у нас школы, детские дома, ясли, детские клубы, дворцы пионеров лишают этого прекрасного удовольствия ребятишек трудящихся Советской страны? Какие-то, не иначе как «левые» загибщики ославили это детское развлечение как буржуазную затею.
Следует этому неправильному осуждению елки, которая является прекрасным развлечением для детей, положить конец. Комсомольцы, пионер-работники должны под Новый год устроить коллективные елки для детей. В школах, детских домах, в дворцах пионеров, в детских клубах, в детских кино и театрах — везде должна быть детская елка! Не должно быть ни одного колхоза, где бы правление вместе с комсомольцами не устроило бы накануне Нового года елку для своих ребятишек. Горсоветы, председатели районных исполкомов, сельсоветы, органы народного образования должны помочь устройству советской елки для детей нашей великой социалистической родины.
Организации детской новогодней елки наши ребятишки будут только благодарны.
Я уверен, что комсомольцы примут в этом деле самое активное участие и искоренят нелепое мнение, что детская елка является буржуазным предрассудком.
Итак, давайте организуем веселую встречу Нового года для детей, устроим хорошую советскую елку во всех городах и колхозах!»
А в канун нового 1938 года в Колонном зале Дома союзов поставили огромную 15-метровую елку с 10 тысячами украшений и игрушек, ставшую с тех пор традиционной и называвшуюся позднее главной елкой страны. С 1976 года главной елкой стала считаться елка в Кремлевском Дворце съездов, с 1992 года - в Государственном Кремлевском дворце.
Советская промышленность отреагировала на новый праздник незамедлительно: многократно увеличивается производство шампанского, но не простого, а «Советского шампанского», а другого тогда не было, которое тут же возвели в ранг праздничного напитка рабочей аристократии, для граждан, имеющих подорванное здоровье в результате гражданской войны и царского деспотизма, был налажен выпуск «докторской колбасы».
Конечно же, выпускник духовной семинарии Иосиф Сталин прекрасно понимал всю важность общенародного праздника, который к тому же имел многовековую историю главных героев, придуманных народом и отшлифованных в многовековом фольклоре. Да и тот факт, что в связи с использованием разных календарей празднование Нового года приходилось как раз на разгар Рождественского поста, был немаловажен. Советскому народу Новый год тоже пришелся по вкусу, ведь это был единственный не идеологизированный праздник. На Новый год переносилось ожидание чуда, рождественского чуда, но какое же Рождество в Стране Советов?
В первый, наиболее тяжкий год войны советская власть голосом «всесоюзного старосты» Михаила Калинина обратилась к солдатам и работникам тыла с первым новогодним радиопоздравлением.
Только после войны начали по-настоящему складываться традиции празднования Нового года в СССР, знакомые нам с детства. Стали появляться елочные игрушки: в начале очень скромные – из бумаги, ваты, фольги и прочих материалов, позднее – красивые, яркие, сделанные из стекла и похожие на украшения елок дореволюционного времени.
Само собой, игрушки не могли избежать советской символики – елки украшали всевозможные алые звезды, дирижабли и изображения пионеров и октябрят. Со временем появилась традиция изображать в игрушках яркие советские достижения, такие как ракеты или олимпийского Мишку.
Сколько лет Деду Морозу?
Представьте себе, что предками Деда Мороза в одних странах считают местных гномов. В других ─ средневековых странствующих жонглеров, которые распевали рождественские песни, или бродячих продавцов детских игрушек. Существует мнение, что среди родственников Деда Мороза значится восточнославянский дух холода Трескун, он же Студенец, Мороз. Образ Деда Мороза складывался веками, и каждый народ вносил в его историю что-то свое.
Но среди предков старца был, оказывается, и вполне реальный человек.
В IV веке жил в турецком городе Мира архиепископ Николай. По преданию, это был очень добрый человек. Так, однажды он спас трех дочерей бедствующего семейства, подбросив в окно их дома узелки с золотом. После смерти Николая объявили святым. В XI веке церковь, где он был захоронен, ограбили итальянские пираты. Они похитили останки святого и увезли к себе на родину.
Прихожане церкви святого Николая были возмущены. Разразился международный скандал. История эта наделала так много шуму, что Николай стал объектом почитания и поклонения христиан из разных стран мира.
В средние века твердо установился обычай в Николин день, 19 декабря, дарить детям подарки, ведь так поступал сам святой. После введения нового календаря святой стал приходить к детям на Рождество, а потом и в Новый год.
Костюм Деда Мороза тоже появился не сразу. Сначала его изображали в плаще. К началу XIX века голландцы рисовали его стройным курильщиком трубки, умело прочищающим дымоходы, через которые он забрасывал детям подарки. В конце того же века его одели в красную шубу, отороченную мехом. В 1860 году американский художник Томас Найт украсил Деда Мороза бородой, а вскоре англичанин Тенниел создал образ добродушного толстяка.
С таким Дедом Морозом все мы хорошо знакомы.
Нам кажется, что этот добрый старик с белоснежной бородой, друг детей и лесных зверей, пришёл к нам очень давно, как и другие известные герои русских сказок. Но на самом деле он самый молодой из русских сказочных героев. Добрым Дедом Морозом, символом новогодних праздников, он стал примерно 100-150 лет назад. Но уже в древние времена русский народ рассказывал сказки и легенды о Морозе – сильном и злом старике, хозяине снежных полей и лесов, который приносил на землю холод, снег, метели. Его называли по-разному: Мороз, Морозко, а чаще, с уважением, по имени-отчеству: Мороз Иванович. В те времена он редко дарил подарки, наоборот, люди, которые верили в его силу, дарили подарки ему, чтобы он стал добрее.
Когда на Руси начали встречать Новый год зимой, в ночь с 31 декабря на 1 января, Дед Мороз стал главным героем нашего праздника. Но его характер изменился: он подобрел и стал приносить детям подарки в новогоднюю ночь. Независимо от имени, образ Деда Мороза – это образ доброго волшебника, который раз в год способен сотворить чудо каждому, кто в него верит.
А вот любимая всеми Снегурочка – персонаж во всех отношениях молодой, появившийся в СССР только в 1935 году и поздравлявший детишек на новогодних утренниках. В бывших странах СССР Новый год без Снегурочки невозможен, поэтому то, с чем справляется Санта-Клаус в странах Западной Европы один, у нас переложено на хрупкие плечи молодой Снегурочки и ее дедушки – Дедушки Мороза. К сожалению, установить недостающей звено между дедушкой и внучкой, в лице родителей Снегурочки, так и не удалось.
Немалую роль в объединении Деда Мороза и Снегурочки сыграли классики детской литературы: автор советского и российского гимна Сергей Михалков и Лев Кассиль, которые долгое время писали сценарии для главных елок страны, являющиеся каноническими, и в различных вариациях используемые на детских утренниках до сих пор.
Наше время.
Традицию новогодних телеобращений открыл Л.И. Брежнев перед наступлением 1971 года. Интересно, что Леонид Ильич всегда отдельно поздравлял старшее и младшее поколение страны. В дальнейшем, в связи с повальным ухудшением здоровья верховных правителей, страну поздравлял рупор эпохи – Игорь Кириллов. В 1986 и 1988 годах случилось невиданное: с наступлением праздника в телевизионном обращении советских граждан поздравлял Президент Соединенных Штатов Америки - Рональд Рейган, а американцев, в свою очередь, Михаил Горбачев.
Но смотрит телеобращение сейчас в основном старшее поколение, стремящееся следовать проверенным новогодним традициям. Терпения современной молодежи хватает в основном только на обратный десятисекундный отсчет.
Основной предновогодней задачей для большинства современных тинэйджеров является поиск съемной квартиры для вечеринки встречи Нового года с друзьями. Зачастую ни о какой культуре застолья здесь и речи быть не может, но, впрочем, здесь, как и везде, все дело в воспитании. «Детишки» посостоятельнее отмечают все праздники в клубах. Однако чем старше становятся люди, тем четче видна тенденция возвращения к семейным традициям.
Времена меняются, и мы меняемся вместе с ними. В наше время отмечать Новый год на вершине горы или в темной пещере стало обычным делом для любителей острых ощущений и трудностей. Уверен, что у каждого найдется несколько знакомых, которые хоть раз в жизни отмечали этот праздник в экстремальных условиях: в аквалангах на морском дне, в полете с парашютом или просто в жарких странах среди песка.
Интересные факты о Новом Годе
Вы, возможно, будете удивлены, узнав, что в Индии, в разных провинциях, разное время празднования нового года, то есть, в общей сложности жители индии празднуют Новый Год 8 раз в году.
А вот жители Бирмы решили отмечать смену лет в один из самых знойных дней в году – 1 апреля.
Индонезийцы, до сих пор празднуют Новый Год в октябре. В этот день в Индонезии принято просить прощения у всех знакомых и близких, чтобы обиды и недопонимание не переносились на следующий год. Впрочем, пожалуй, самый интересный обычай, связанный с Новым Годом и его празднованием, сохранился на одном из островов Микронезии. К ним праздник приходит, как и в большинство других стран, 31 декабря, однако наутро все жители острова просыпаются с новыми именами, которые тайным образом сообщают друг другу. По мнению местных жителей, это насущная необходимость в борьбе со злыми духами.
Особенной популярностью среди европейцев пользуется Китайский Новый Год. Помимо смены лет, он также приурочен к ежегодной смене «стихийных» эпох и животных покровителей (их в общей сложности 12). Происхождение традиционных празднований китайского нового года уходит корнями в далекое языческое прошлое местных народов. Этот праздник считается всенародным празднованием весны и длится около 2-ух недель. Примечательно, что традиционным днем китайского нового года считается зимнее полнолуние, завершающее ежегодный лунный цикл, из-за чего праздник носит относительно переходящий характер.
Елка в Германии считалась символом вечной молодости и силы. Кстати, тогда елки подвешивались к потолку макушкой вниз, только позднее их стали укреплять на полу. (Тогда чего же мы удивились тому, что накануне Нового 2008 Года в одной из психушек в России так нарядили елку??? Они это преподнесли как протест, а оказывается, это совсем и не ново и есть старейший обычай так ставить елку!!!) Некоторые источники сообщают, что перевернутые елки были первым рождественским украшением в Центральной и Восточной Европе еще в XII веке. Деревца, гласит традиция, подвешивали вверх тормашками к стропилам. Священное дерево, растущее корнями вверх и связывающее таким образом небо и землю, упоминается в древнеиндийских Упанишадах.
Православные страны бывшего СССР тоже входят в список стран с необычными традициями празднования Нового Года. Впрочем, в нашем случае удивительная особенность праздновать Новый и Старый Новый Год, с перерывом на Православное Рождество, озадачивающая большинство европейцев, носит скорее социально-политический характер.
Ну чтож! С наступающим Вас всех!
Свежие комментарии