Что я татарин на сайте не знает только ленивый. А что родом из Нижегородской области, села Уразовка мало кто знает. Решил перепостить статью ещё и потому, что там показана одна из моих многочисленных тёток Уммагульсум Фейсханова.
В селе Уразовка Краснооктябрьского района Нижегородской области в минувший уик-энд прошли праздничные мероприятия, посвященные открытию памятника выдающимся певцам Рашиту Вагапову и Хайдару Бигичеву.
За тем, как Валерий Шанцев говорил на татарском, а Рустам Минниханов призывал нижегородских татар к сохранению языка и традиций, наблюдала корреспондент «БИЗНЕС Оnline».В селе Уразовка Нижегородской области открыли памятники певцам Рашиту Вагапову и Хайдару Бигичеву
«ПОБОЛЬШЕ БЫ ТАКИХ ПРАЗДНИКОВ, БЛАГОДАРЯ КОТОРЫМ ОТРЕМОНТИРОВАЛИ АЛЛЕЮ, ДОМ КУЛЬТУРЫ И ДОРОГИ»
Необходимо сразу же сделать небольшое отступление и отметить, что татары Нижнего Новгорода компактно проживают на юго-востоке области. Выходцы из этой местности представляют весьма значительную часть — больше 40% — современного татарского населения Москвы и Московской области, также они образуют небольшие, но довольно активные и самобытные общины в Санкт-Петербурге, Эстонии и Финляндии, куда эмигрировали в начале ХХ века. Несмотря на то, что Нижний Новгород находится ровно на полпути из Казани в Москву, взоры татар нижегородчины или сергачских мишар, как они себя называют, обращены на Москву, а не на Казань. И Рашит Вагапов с Хайдаром Бигичевым — это редкое исключение из общего правила.
Татары в Нижегородском крае известны еще с XIV века. И село Уразовка, где и открылись памятники, является не только районным центром Краснооктябрьского района, но и центром всех татар Нижегородской области. Татарское население в нем составляет подавляющее большинство. Здесь есть кафе «Туган як», татарское радио, а въезжающего в деревню встречают татарским приветствием «Рәхим итегез».
Праздник, посвященный открытию памятника, растянулся на два дня. Если в первый день на центральной площади села прошел праздничный концерт международного фестиваля татарской песни имени Вагапова, то ранним утром следующего дня состоялась сама церемония открытия памятника с участием президента РТ и губернатора Нижегородской области.
Композиция памятника состоит из двух бюстов, отлитых из бронзы, установленных на отдельных постаментах и объединенных стилобатом. На территории также размещены две стелы с информацией о татарских певцах.
Что касается самих героев, то если Вагапова можно по праву назвать основоположником татарской эстрады — он на протяжении 20 лет оставался одним из самых популярных татарских исполнителей, то Бигичев, в свою очередь, 20 лет прослужил в татарском театре оперы и балета в Казани. Он обладал редким по красоте и насыщенности драматическим тенором.
На фестивале им. Вагапова
Несмотря на палящий зной, народу собралась полная площадь, все пришли поглазеть на артистов из телевизора. Отметил это и министр строительства Нижегородской области, депутат заксобрания Валерий Антипов. «Судя по количеству людей, праздник удался, — подчеркнул он и добавил. Побольше бы таких праздников, благодаря которым отремонтировали аллею, дом культуры и дороги».
Центральная площадь Уразовки напоминала майдан Сабантуя: для детей здесь были организованы отдельные площадки, шла активная торговля сувенирами и колбасой казы — самым известным мясным татарским деликатесом, всюду слышалась татарская речь, неспешно прогуливались бабаи в тюбетейках и бабушки в белых платках. О том, что это все-таки Нижегородская область, а не Татарстан, напоминал разве что маленький уголок-экспозиция Болдинского пушкинского музея-заповедника. Местные жители окружили сцену плотным кольцом, высматривая артистов из телевизора. «А Халида приехала? А это не Зухра? А это кто, не узнаю. Сфотографируется ли она со мной? Наверное, она очень крутая, сфотографируется ли?» — то и дело слышалось из толпы.
Сам концерт украсили лауреаты конкурса им. Вагапова разных лет, среди которых был и солист Екатеринбургской оперы Ильгам Валиев, который специально приехал на мероприятие из Уфы. По словам Валиева, которого по праву называют продолжателем творчества Бигичева, благословение на исполнение его песен дала ему супруга Хайдара Зухра Сахабиева-Бигичева. В Уразовке она также порадовала собравшихся своим вокалом.
Халида Бигичева
Выступила и младшая сестра оперного певца, эстрадная певица из Москвы Халида Бигичева. «Мы еще до конца не поняли значимость этого события. Теперь есть куда приводить внуков, — поделилась она своей радостью после выступления с корреспондентом «БИЗНЕС Оnline». — Из 8 человек нас осталось шестеро, двоих братьев уже нет среди нас. В детстве мы с Хайдаром раздвигали шторы и объявляли друг друга «Народный артист Татарстана Хайдар Бигичев», «Заслуженная артистка Татарстана Халида Бигичева» и пели, пели… У него была феноменальная память, ему стоило только раз услышать песню, он тут же мог ее спеть. Хайдара сложно было уговорить петь, но если он начинал, то невозможно было остановить. Недавно мы построили новый дом, хотим сохранить старый и сделать из него музей Хайдара Бигичева».
«Удивительно, но Вагапов с Бигичевым и в Казани пересеклись, — поделилась она своими наблюдениями с нашей газетой. — Улицы Вагапова и Бигичева находятся на пересечении друг с другом».
«В КАЗАНИ ВСЕ ПАМЯТНИКИ В ОСНОВНОМ УЧЕНЫМ. ПЕВЦАМ ВСЕГО ОДИН — ФЕДОРУ ШАЛЯПИНУ»
«Мы все — и фестиваль, и открытие памятника — хотели провести в один день, послали приглашение президенту на 15 июля, но он поставил визу — 16 июля в 8 утра, — рассказал «БИЗНЕС Online» инициатор проекта, президент фонда им. Вагапова Рифат Фаттахов. — Как у нас, у татар, говорят: человек предполагает, а президент располагает. Вагапов и Бигичев — оба из одного района, центром которого является Уразовка. Уже на протяжении 15 лет мы проводим вечера памяти Вагапова, но последние годы начали объединять вечера, посвященные и Бигичеву, и Вагапову. Это наши земляки, гордость нашего края, выдающиеся певцы. В прошлом году появилась идея увековечить их память более масштабно, через памятник. Нашу идею поддержал конгресс татар Нижегородской области, администрация района и власти. Первым нашу идею поддержал президент Татарстана Рустам Минниханов».
Валерий Шанцев, Рустам Минниханов и Рифат Фаттахов
К слову, скульптуры, отлитые из бронзы, обошлись бюджету Татарстана в 3,4 млн. рублей. Еще 7 млн. рублей добавил губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев. На эти средства было произведено благоустройство территории, ремонт библиотеки, РОНО, реконструкция местного дома культуры, асфальтирование дороги и т. д. «Это совместный проект двух регионов», — подчеркнул Фаттахов.
«Невозможно передать все чувства. Открылся памятник на родине Хайдара, где он вырос, бегал босиком, и Рашиту, на песнях которого мы учились с детства... Я очень ждала этот день, очень переживала, как получится, будет ли похож на Хайдара. Мы ходили с сыном в мастерскую, подсказывали скульптору: какие у него были повадки, какой взгляд. Наш народ зачастую не знает своих выдающихся деятелей. Они оба со всех сторон — и с воспитательной стороны, и с профессиональной — заслуживают подражания и примера. То, что памятник установили здесь, я считаю правильным. Потому что это районный центр, здесь людей больше, проходимость больше, администрация района здесь. Его здесь знают меньше, чем в Казани. И в Казани нужен памятник Бигичеву. В Казани все памятники в основном ученым, а певцам всего один — Федору Шаляпину. А татарским певцам и вовсе ни одного нет. Народ тоже так говорит. Он ведь работал в театре оперы и балета в Казани до последних своих дней. Его личные вещи хранятся в школьном музее, но вечно они там храниться не могут — нужен специальный музей», — поделилась за день до открытия памятника своими переживаниями с корреспондентом «БИЗНЕС Online» народная артистка Татарстана, супруга певца Сахабиева-Бигичева.
Зухра Сахабиева-Бигичева
А в день открытия именно Сахабиева удостоилась чести торжественно открыть бюст своего знаменитого супруга в присутствии президента и губернатора. «Настоящий певец!» — не скрывала своего удовлетворения вдова после того, как скинули белую ткань с бюста певца.
На церемонию открытия памятника собрались татары не только из близлежащих татарских сел, но и из Казани, Москвы, Нижнего Новгорода и даже из Финляндии. Так, председатель татарской общины Финляндии Атик Али отметил: «Мы были друзьями с Хайдаром, он был очень душевным человеком, а с Вагаповым нас вообще связывают родственные узы».
ВАЛЕРИЙ ШАНЦЕВ: «ИСӘНМЕСЕЗ, КАДЕРЛЕ ДУСЛАР!»
Несмотря на раннее утро, народу на площади в день открытия памятника собралось не меньше, чем накануне на концерт. Посмотреть вживую на президента Татарстана было так же любопытно, как и на артистов из телевизора.
Первым слово на правах хозяина дали губернатору области. Шанцев, в свою очередь, поприветствовал публику на татарском языке словами «Исәнмесез, кадерле дуслар!», сорвал шквал аплодисментов. «Нижегородская земля взрастила немало славных сынов, но в их ряду особое место занимают эти два великих исполнителя. Открывая памятник, мы не только отдаем дань памяти этим выдающимся личностям, которые прославили нижегородскую землю, но и приобщаемся к уникальной татарской культуре.
Рустам Минниханов, в свою очередь, выразил благодарность губернатору Шанцеву за то, что отметил этих личностей, которые «вознесли нашу татарскую нацию, сделали узнаваемой и оставили огромный след». Обращаясь к татарам области уже на татарском, президент призвал их к единству и сохранению языка, традиций и религии.
Родные Бигичева
Сама церемония открытия была очень короткой. Перед президентом и губернатором выступили молодые вокалисты, которые исполнили песни из репертуара Вагапова и Бигичева. Потом родные и близкие сняли белые материи с бюстов и возложили цветы. После совместного фото на память президент Татарстана и губернатор Нижегородской области отправились на XVI федеральный Сабантуй, который прошел двумя часами позже в Нижнем Новгороде. Местные жители и гости праздника еще долго возмущались тем, что было мало концертных номеров. Народ еще долго не расходился — люди фотографировались, общались.
То ли от того, что близкие родственники Бигичева еще живы или память о нем свежее, но внимание к его бюсту было больше. Шутка ли, Вагапов умер в то время, когда многие нынешние деятели еще только родились. Однако корреспонденту «БИЗНЕС Online» удалось найти человека, который еще помнит Вагапова, был знаком с ним лично
Уммагульсум Фейсханова
Так, отец 80-летней Уммагульсум Фейсхановой работал вместе с Вагаповым в школе, когда тот еще был простым сельским учителем. Своими воспоминаниями она поделилась с читателями нашей газеты: «В 1935 году вот в этом самом клубе проходило традиционное августовское собрание учителей, а Вагапов тогда преподавал в начальных классах. Ведущий собрания, не назвая конкретных имен, сказал: «Пока из зала не выйдет сын муллы, конференцию мы не начнем». Рашид все понял, ведь его отец был муллой, молча встал и вышел из зала. И прямиком направился в Казань, без единой копейки денег. Так и стал певцом».
«В 1938 году его отца Вагапа муллу расстреляли. Здесь осталась его жена с сыном, в Казани он женился вновь. От второй жены Зайтуны у него родились еще два сына. Но вот их организаторы всегда обходят стороной. Это несправедливо, — продолжает она. — Потом он к нам с концертами приезжал. Если первый день проходил концерт по билетам, то во второй день он обязательно пел бесплатно для своих односельчан». К слову сказать, прямых потомков Вагапова на церемонии открытия замечено не было, чести открыть памятник удостоился внучатый племянник певца — главный редактор местной газеты.
«ХОТЕЛИ КАК ЛУЧШЕ, ПОЛУЧИЛОСЬ ЕЩЕ ЛУЧШЕ»
«И в Казани очень хотим поставить памятник Вагапову. Еще 10 лет назад вышло постановление, подписанное Миннихановым в бытность его премьер-министром. Но вы же знаете, как сложно в Казани с памятниками. Возможно, после этого события дело сдвинется с мертвой точки», — рассказал нам Фаттахов.
С этим вопросом корреспондент «БИЗНЕС Оnline» обратилась к заместителю министра культуры Татарстана Светлане Персовой, которая также присутствовала на церемонии открытия композиции. «А вы уверены, что такое постановление было? — ответила вопросом на вопрос она. — Эту информацию нужно перепроверить. Если бы такое постановление было, я бы знала, даже если это было 10 лет назад. Я считаю, что есть намного лучшие варианты увековечивания памяти — название улиц, мемориальные доски и т. д. В Казани и так много памятников. Невозможно придумать ничего лучшего, чем увековечить его память названием фестиваля. Он же был певцом! Это куда лучше, чем увековечивание в камне».
Ильгам Валиев
«А по поводу музея Бигичева, мы готовы рассмотреть этот вопрос», — заверила замминистра культуры РТ.
Присутствовали на церемонии открытия памятника и скульптор с архитектором. Скульптором композиции выступил Махмуд Гасымов — сибирский татарин, выросший в Узбекистане. В Татарстане он известен как автор памятников Салиху Сайдашеву, Баки Урманче и др. в тандеме с Германом Бакулиным.
«Композиция была создана в суперсжатые сроки — всего за месяц. Сначала был задействован московский скульптор, но ни к чему не пришли. В данном случае они попали на такой спаянный коллектив, которому посильны любые задачи, — указал он на архитектора Бакулина. — Мы осуществили все, что задумали».
«Для меня как архитектора работа была интересной. Они стоят рядом, но есть различия в благоустройстве. Один стоит ближе к дороге, другой — чуть дальше. И цветник мы сделали в разных пропорциях, чтобы показать их разность. Объединяющая платформа — крышка фортепиано, они же оба музыканты. Хотя это разные по возрасту люди. Они не смотрят друг на друга, но они смотрят вдаль, но в одну точку. Хотелось закрепить еще национальные мотивы — на аванплощади мы нарисовали тюльпаны», — рассказал Бакулин.
Я доволен тем, как все прошло. Если Черномырдин говорил «Хотели как лучше, получилось как всегда», то татары говорят «Хотели как лучше, получилось еще лучше!». Так и вышло. «Памятник — совместный проект двух регионов, двух лидеров, двух народов», — подчеркнул Фаттахов.
Рашит Вагапов (1908 - 1962) — татарский певец, народный артист Татарской АССР, родился 7 мая 1908 года в селе Актуково Сергачского уезда Нижегородской губернии. В 1926 году окончил Нижегородский педагогический техникум. В 1936 - 1939 годах учился в татарской оперной студии при Московской консерватории. В 1938 - 1940 годах активно участвовал в музыкальных спектаклях и концертах в центральном доме татарской культуры. С 1941 года — солист татарской филармонии, выступает с концертами по всему Татарстану. В послевоенные годы становится одним из самых популярных исполнителей татарских песен. Награжден знаком министерства культуры СССР «За отличную работу». Заслуженный артист ТАССР (1950), народный артист ТАССР (1968). В течение 20 лет Вагапов оставался одним из популярнейших татарских певцов. Он был прекрасным интерпретатором татарских народных песен и вокальной музыки татарских композиторов. Обладал сильным голосом красивого тембра, умением доносить до слушателя всю глубину произведений, вошедших в золотой фонд национального музыкального наследия. Концерты Вагапова становились событием для татар, проживающих как в Татарской АССР, так и за ее пределами. Скончался 14 декабря 1962 года на 55-м году жизни. Похоронен на татарском кладбище в Ново-Татарской слободе Казани.
Хайдар Бигичев (1949 - 1998) — певец (драматический тенор), солист Татарского театра оперы и балета им. Джалиля, народный артист Татарской АССР, заслуженный артист РСФСР, лауреат Государственной премии Татарской АССР им. Тукая. Родился 16 июня 1949 года в селе Чембилей Краснооктябрьского района Нижегородской области. Бигичев — обладатель редкого по красоте и насыщенности драматического тенора. В полной мере талант певца раскрылся в исполняемых им оперных партиях, таких как Джик в «Алтынчеч» (Жиганов), Батыржан в «Наемщик» (Сайдашев), Самозванец в опере «Борис Годунов» (Мусоргского), Хозе в «Кармен» (Бизе ), Отелло в «Отелло» (Верди) и др.
Свежие комментарии