На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ШАГ НАВСТРЕЧУ

23 957 подписчиков

Свежие комментарии

  • Jolie
    затолокин))они ждали-ждали тебя 5 лет и "померли от тоски"))))А где все? С НОВЫ...
  • Jolie
    нихде)))🤣🤣🤣🤣🤣🤣🤣Когда деревья был...

Немного об Анне Карениной...

-Аннушка… Аннушка?.. – забормотал поэт, тревожно озираясь. (с) М.Булгаков Мастер и Маргарита

 

Разговаривали с дочерью о превратностях любви, что де вначале избранника  видишь таким идеальным и очаровываешься им так, что кажется, более прекрасного существа матушка  Природа не создавала , а потом, со временем что-то такое с глазами и восприятием происходит, и уже удивляешься другому: как раньше можно было быть до такой степени слепой?! Сразу на ум пришла цитата из "Анны Карениной" о том, что, когда любовь в сердце Вронского остыла,  те привычки Анны ( оттопыренный мизинец во время чаепития, к примеру), которые раньше умиляли его, стали раздражать и казаться несносными. Стала искать эту цитату, и невольно погрузилась в  роман... Не весь, конечно, осилила. Но освежила в памяти огромные отрывки. И  столько мыслей и ассоциаций родилось в душе, что переполнили ее и вот ждут, чтобы выплеснуться постом... Вспомнилось вдруг, что моя, широко эрудированная по части театра и кино, подруга как-то в переписке упомянула такой факт: "АННА КАРЕНИНА" - наиболее часто экранизируемое в мире литературное произведение, и это, если не ошибаюсь, даже зафиксировано в книге рекордов Гиннеса."  Меня сей факт сейчас совсем не удивляет  - будь я режиссером, я бы тоже мечтала снять о ней фильм. Безмерное удивление вызвало другое - а именно: прочтение всех рецензий на роман Толстого.  
Большинство из комментаторов, - даже из тех, кому книга вроде бы, как и пришлась по душе,  - так же "сурово осуждают" Анну, как когда-то "советские люди"  -Пастернака. А уж как ей, бедной, досталось от тех, кому роман не понравился... Приведу одно из мнений: "Ужасно, невыносимо жалко Каренина, об которого вытирают ноги только оттого, что он не научился выражать свои чувства (хотя это вовсе не означает, что он не умеет чувствовать). Да и Вронского жалко. И Сережу с Ани - несчастных детей, которых не любит мать (да, я считаю, что и Сережу она тоже не любила - раз бросила, раз пришла потом в гости, зная, как ему будет тяжело). Сама же Каренина никакой жалости не вызывает: самовлюбленная истеричка. Она и под поезд-то бросилась не от несчастной любви, не от того, что ей развод не дают, а от того, что сама себя накрутила и сама себе придумала какую-то дикую историю про коварство Вронского: так пьяные телочки садятся на асфальт и, размазывая тушь, ревут " ты меняааа неее люууубииишь"."

Первый раз я соприкоснулась с этим романом, - смешно сказать, - в 10 лет. Прочитала больше из любви к процессу чтения ( так точно я читала в 3 года газеты "Правда", просто наслаждаясь процессом, когда из сложения букв-знаков рождаются звуки и слова)... Осмыслить "Анну..." я пыталась в 15, когда душа не успела еще ни с чем столкнуться реально в этой жизни - я еще практически ничего о ней не знала,  а, тем более, о взаимоотношениях мужчины и женщины, о браке, любви, которую так сложно спрятать в себе, о страсти и запретах, которые ты сам для себя создаешь. Нет, ничего этого я еще не видела и не знала , потому чтение романа не вызвало у меня ни понимания, ни радости от прочтения. Я, 15-тилетняя, для которой существовало лишь черное и белое, категорически  не понимала Анну Каренину, более того, я ее тихо ненавидела. Для меня Каренина была символом гибели: ведь эта женщина разрушила не только свою жизнь, но и жизнь Вронского, и жизнь своего мужа, и сына, и всех близких ей людей. Для меня это было  верхом неприемлемости. И дело даже не во Вронском и страсти, нет. Дело было в маленьком мальчике - ее сыне. Не знаю, откуда и отчего во мне тогда была  эта позиция, но бросить своего ребенка, наплевав на то, каково ему и что с ним будет  -  это казалось ужасным. Я сама была еще ребенком, и страх потерять опору в виде мамы был очень велик. Ведь, читая, всегда проживаешь прочитанное с позиций тех персонажей, которые тебе ближе. А еще дело в надрыве, в том отчаянии, с которым Анна терзала не только себя, но и всех вокруг  -  ее поступки, ее порывы словно накрывали окружающих черной липкой паутиной меланхолии, смешанной с постоянным давлением и нытьем. Как итог  - я не простила Карениной ее решений, ее издевательств и поступков.  Потом роман Толстого долго-предолго пылился на книжной полке. И пришла очередь фильма. Его я смотрела в свои 35. Уже была не столь категорична, как в 15. Но и тогда образ, чувства и переживания Анны были чужды, малопонятны и несимпатичны вовсе, как и произведения Толстого в целом -  мы вообще тогда с Львом Николаевичем очень редко сходились во мнениях. Казалось, что Анна просто "человек без тормоза  - испорченная машина", посему и финал истории Анны очень логичен, хоть и жесток, ужасен. Тогда мне казалось, что я знаю о жизни все. Обо всем могу зрело рассуждать. И все для меня ясно. Все приоритеты расставлены. Что мой нравственно-ценностный стержень крепок и несгибаем. Что смыслом и наполнением жизни являются долг и работа для блага ближних, а девизом  -  "Делай, что должно, и будь, что будет!". Но тогда же пришло, с опытом, понимание закона: "Не суди  - не судим будешь!" или "Каким судом судите, таким и осуждены будете".  А вот в свои сорок с длинным хвостиком...  Стою на серединке своего пути и понимаю, отчетливо, что не знаю НИЧЕГО наверняка. НЕ ЗНАЮ... НЕ ЗНАЮ!!! Знаю другое: для меня сегодняшней "Анна Каренина" - великая книга великого писателя, не скажу, что самого любимого - отнюдь, но Величайшего - неоспоримо. А таковыми называют лишь тех, кто ставит Вечные вопросы перед лицом человечества. И этот роман, видимо, остается интересным  новым и новым поколениям читателей, зрителей и  кинематографистов по той же причине - потому что вопросы, поднятые в нем, остаются вечными. Он  - о проблеме Выбора, встающей перед человеком в самый неподходящий или неожиданный момент его жизни, о вечном конфликте между чувством и долгом, который разрывает человеческую душу, часто совсем к этому не готовую. О том, что нельзя вернуться к себе прежнему, испытав и прожив то, что приготовила и выдала вдруг тебе жизнь. Как нельзя, к примеру, продолжать считать "сыром" то, что продают у нас под названием "сырный продукт", попробовав настоящего сыра прекрасного качества. Анна - один из самых ярких женских образов в мировой литературе, а для русской литературы  Х1Х века, в которой такие практически не встречаются, это - явление (хе-хе, хотя это утверждение более, чем спорно). Она не выбирала свою судьбу, как и большинство женщин того времени, неважно - богатых или бедных. За нее решили другие. А она, будучи существом незрелым и девственным во всех отношениях, лишь спокойно подчинилась. И могла мирно прожить эту свою чужую жизнь, как Татьяна - "верной супругой и добродетельной матерью": это не так уж сложно, если не знаешь, что бывает другая. Но случилось то, что случилось - она встретила Вронского, и вдруг все стало настолько по-другому, завертелось с такой ужасающей скоростью и накалом, и оказалось, что - да, ВОТ БЫВАЕТ И ТАК !!!  В то время и в том обществе такой шаг, как уход от мужа, был под силу только самым духовно сильным женщинам: ведь это автоматически означало катастрофу и полный общественный остракизм!  Конечно, она могла бы, сделавшись просто любовницей Вронского, прекрасно "совмещать" обе свои жизни, ничего не теряя... И тогда, и сейчас так живут тысячи женщин, и очень довольны собой...  Но это - не для Анны, цельной и бескопромиссной натуры. И так же, как невозможна была для нее подобная двойная жизнь, невозможно для нее было и возвращение к Каренину. Можно вернуться в тот же дом, к тем же обязанностям, и можно даже притвориться, сделать  вид, что ничего не произошло... Но как вернуться к себе прежней? Так же нереально, как бабочке снова влезть в тесный кокон, который она покинула перед тем, как взмахнуть крыльями и увидеть мир с высоты полета! Но если душа ее знала, что возврат невозможен, то все окружающее настойчиво твердило о том, что невозможно и продолжать ту жизнь, которую ведут они с Вронским! Изгоями быть нелегко всегда, а уж в то время и в том обществе - нужно стать просто героем, коим тот же Вронский, конечно, не являлся по определению. Отсюда все истерики Анны, метания, капризы, наркотики... И реальный выход тут только один ? Смерть? Анна должна была умереть. И она умерла. Поскольку даже сам Лев Николаевич не представлял, что делать с ней дальше в сложившихся обстоятельствах: ведь он тоже не знал ответа на многие вопросы. Как не знаю ответов на них и я... Быть может, знаете вы?

Картина дня

наверх