На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ШАГ НАВСТРЕЧУ

23 951 подписчик

Свежие комментарии

  • Jolie
    затолокин))они ждали-ждали тебя 5 лет и "померли от тоски"))))А где все? С НОВЫ...
  • Jolie
    нихде)))🤣🤣🤣🤣🤣🤣🤣Когда деревья был...

Календарная копилка. 21 - 27 апреля.

 Светлая седмица. Так называются 7 дней празднования Святой Пасхи – от собственно Пасхи до Недели Фоминой. Каждый день после литургии совершается праздничный крестных ход, и в продолжение всей седмицы полагается вседневный звон во все колокола.
В пятницу, когда совершается празднование иконы Божией Матери «Живоносный Источник», после литургии бывает, по обычаю, малое освящение воды.
Восемь дней празднования Христова Воскресения являются как бы одним днем, принадлежащим вечности, где «времени уже не будет» (Откр. 10, 6).
Начиная со дня Пасхи и до ее отдания (на сороковой день) верующие встречают друг друга пасхальным приветствием "Христос Воскресе!", "Воистину Воскресе!"

21 апреля. ДЕНЬ АПОСТОЛА ИРОДИОНА И РУФА.

Светлая неделя, пост отменяется. Во время всей седмицы в храмах не закрываются Царские врата (врата посредине иконостаса, ведущие к алтарю), символизируя то, что Христос пришел и открыл нам врата рая.
Иродион - это родственник Апостола Павла, живший в Риме, он является одним из 70 Апостолов и был епископом в Патрасе и пострадал в царствование Нерона в Риме. Первый из них был родственником и ученик апостола Павла, сопутствовал ему в странствиях, проповедовал вместе с апостолом Петром и принял мученическую смерть в Риме при императоре Нероне. По слегка искаженному в простонародной речи имени Иродиона и в связи с погодными особенностями день называют "Родион-ледолом" или "Родион-гремучие воды".
Апостол Руф тоже был учеником апостола Павла и окончил жизнь епископом города Дивы, проповедуя эллинам-язычникам.

В народе говорят: "На Руфа дорога рушится" — от весенней распутицы никуда не денешься.  «День Руфа - земля рухнет». «На святого Руфа путь рушится».
Долгота дня возрастает на 2,5 часа. Температура воздуха повышается иногда до 10 градусов Цельсия и выше. Раскрываются почки у лесного шиповника. В огородах начинает зеленеть лук-батун, щавель.
В народе святой Родион известен под именем Ледолома, потому что в это время активно ломается и тает лед. За ним наблюдают и делают определенные прогнозы на будущее. Например, считается, что если лед на реке становится грудами, то и хлеба будут груды. Говорили также, что в этот день солнце встречается с месяцем. Осенью, при первых морозах, два светила расходятся в разные стороны: одно на восток, другое на запад, — и больше не видятся до самой весны. Встречаясь на Родионов день, солнце и месяц рассказывают друг другу новости, а бывает, что и ссорятся. Если встреча получится «доброй», то есть с ясным солнцем и светлым днем, то лето будет хорошим. «Худая» встреча, которая сопровождается туманом и пасмурным небом, предзнаменует плохое лето. В этот день можно было начинать пахоту. Так и говорили: «Родион воды принес, ставь соху перепахать овес». Работа это была нелегкой, но выполнять ее нужно было тщательно, не ленясь. Крестьяне знали: «В пашне огрехи — в кармане прорехи»; «Глубже пахать — больше хлеба жевать»; «Не потрудиться — так и хлебу не уродиться»; «Пахать да боронить — часочка не говорить»; «Хоть грязь топчи — а овес мечи». Овес сеять хоть в воду, да в пору, а рожь - обожди часок, да посей в песок. «Топчи овес в грязь, так и будешь князь». «Хоть грязь топчи, а овес мечи». «Лягушка с голосом - сей овес». Наиболее важным для посева овса считается поведение кротов и хомяков: если кроты и хомяки весною начинают выбрасывать из своих нор землю, то это знак, что надо сеять овес. Овес сей, когда береза распускается. Кстати, по поводу того, когда нужно сеять овес, существовали разные приметы. Считалось, что приступать к севу нужно тогда, когда кричит лягушка, либо когда кроты начинают выходить из нор, либо когда распускаются листья на березе и дубе. Посев овса продолжался до тех пор, пока цвели яблони и груши и пока не перестанут летать длинные черные мухи, которые вместе со цветом этих деревьев пропадают: эти мухи называются овсяные.

Именины в этот день Иван, Мария, Родион, Сергей


22 апреля. ДЕНЬ МУЧЕННИКА ВАДИМА. ПРАЗДНОВАНИЕ ИВЕРСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ (25 ФЕВРАЛЯ, 13 АПРЕЛЯ, 26 ОКТЯБРЯ И ВО ВТОРНИК СВЕТЛОЙ СЕДМИЦЫ)

Вадим жил в IV в. в персидском городе Вифлапате, при царе Сапоре. На свои средства соорудил монастырь за городом, хотя в это время в Персии поклонялись солнцу и огню. Сапор начал преследовать христиан. Многих из них заключили в темницу, в числе них и Вадима. Некоторые отреклись от веры. В числе отрекшихся был некто Нирсан князь. Сапор потребовал от Нирсана, чтобы он, в доказательство своего искреннего отречения, умертвил Вадима. Нирсан согласился, но лишь поднял руку с мечом, как он затрепетал, и рука опустилась. Но Нирсан не послушался голоса совести, снова поднял дрожащую руку с мечом и, хотя не сразу, обезглавил преподобного. Преподобный Вадим, к удивлению всех, мужественно стоял под всеми этими ударами. Нирсан же погиб, - совесть не давала ему покоя, и он убил самого себя. Произошло это в 376 г.
Об Иверской  иконе (которая сейчас хранится на Афоне) можете посмотреть Календарную копилку за 25 февраля. Ее чудотворная сила славится во всем православном мире. Даром чудотворения обладают и списки (копии) с этой иконы. Особенно известен один из них, хранившийся в приходской Успенской церкви села Стромынь неподалеку от Москвы.

В этот день ветер иней или туман – к урожайному году. Гроза к тёплому лету и к урожаю орехов. Ясный солнечный день к пожарам. Пасмурный день – хлеб будет с бурьяном. Кусты крыжовника опрыскивают от огневки. Раннее начало цветения клена остролистного. Зеленение рябины.
В день Вадима, прозванного в народе Ключником, люди ходили к источникам (ключам), чистили их и приговаривали: «Подземная водица, отмыкаем тебе пути вешние». После этого из родников брали воду, умывались ею и пили ее — считалось, что это укрепит здоровье. Также на источниках гадали о смерти и жизни больных людей. Когда шли на ключ за водой, ни с кем не говорили, а придя, молились на все четыре стороны и спрашивали про человека: на живое или на мертвое? Если загаданному предстояла долгая жизнь — вода должна была стоять светлая, как стеклышко. Если же больного ожидала кончина — ключи могли сильно забурлить. На Вадима Ключника начинался также выгон скота на луга, где уже достаточно выросла свежая трава.

Именины в этот день Вадим, Гавриил.

Я хочу немного рассказать о перекрёстках. Перекрёсток издавна считается мистическим местом, где пересекаются параллельные миры. В таких местах осуществляется множество ритуалов, не всегда направленных на добрые деяния. Считается, что можно перенести болезнь или неудачу на какой-то предмет и выбросить его на перекрёсток, и таким образом можно избавиться от нее навсегда. Именно для того, чтобы не принять на себя чужие проблемы не нужно ничего подбирать на перекрёстке, так как, чем дороже найденная вещь, тем сильнее неприятность перенесённая на неё. Хочу добавить, переведя болезнь на какой-то предмет, дорогой предмет, его подкидывают на перекресток, где считается, в определенную фазу луны, приходят собирать свои "подарки" те, кому на "откуп" были они отданы, а они уже в свою очередь решают, кому эти "подарки"сделать видимыми. А тут уж как человек себя поведет, возьмет он эту вещь или нет. Ему дан выбор. Скажу только, что порчу сделанную на женщину, как правило переводят на ювелирные украшения, что бы их обязательно подобрала тоже женщина, а приворот на мужчину/тоже порча/, как правило, переводят на деньги. Так что решать только вам.

23 апреля. ДЕНЬ МУЧЕНИКОВ ТЕРЕНТИЯ И ДРУЖИНЫ ЕГО.

Святой мученик Терентий и его дружина пострадали при императоре Декии (249 - 251). Император издал указ, в котором повелевалось всем подданным приносить жертвы языческим идолам. Когда те отказались, правитель наложил на них тяжелые оковы и приказал морить в темнице голодом. Ночью Ангел Господень снял с мучеников оковы и напитал их. Наутро стража нашла святых бодрыми и полными сил. Тогда Фортунатиан приказал волхвам и заклинателям навести в темницу змей и всяких гадов. Стражи через отверстие в крыше заглянули в темницу и увидели невредимых мучеников, которые молились, а змеи ползали у их ног. Когда заклинатели, исполняя приказание, открыли двери темницы, змеи, не слушая заклинаний, бросились на них и стали жалить. Разъяренный Фортунатиан повелел обезглавить святых мучеников. Христиане взяли их святые тела и погребли с честью за городом.

В этот день солнце должно показываться в мареве — то есть в тумане. Отсюда появилось и прозвище святого Терентия. «Если солнце взойдет красное в туманной дымке - год будет хлебородный. Если выкатится из-за гор-горы, что на ладони, - придется перепахивать озимое поле да засевать яровиной».
Раскрываются почки у груши, у дуба. Всходят нарциссы, крокусы (а у меня уже давным-давно они отцвели), а при ранней и теплой весне могут зацветать. Массовое появление лесных муравьев и бабочек-крапивниц. Вылетают последние мухи.
В саду подкармливают золой пионы, зольной водой поливают лилии. В этот период в разгаре было весеннее бездорожье, повсюду текли ручьи, глина и почва размягчались. В народе говорили: «На Терентия дорога рушится»; «Кругом грязь — ни проехать, ни пройти».

Именины в этот день Александр, Григорий, Дмитрий, Максим, Терентий, Федор, Яков

24 апреля. ДЕНЬ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА АНТИПЫ (ПОЛОВОДА).

В этот день Православная церковь почитает священномученика Антипа, епископа Пергама Асийского, в царствование императора Нерона (54 - 68). Он был учеником святого апостола Иоанна Богослова. В то время по повелению императора всех, кто не приносил жертвы идолам, подвергали казни или изгнанию. Тогда был заточен на остров Патмос (в Эгейском море) святой апостол Иоанн Богослов, которому Господь открыл будущие судьбы мира и Святой Церкви. Святитель Антипа своим примером, твердой верой и неустанной проповедью о Христе достиг того, что жители Пергама начали уклоняться от жертвоприношений идолам. Языческие жрецы упрекали епископа в том, что он отвращает народ от поклонения отечественным богам, и требовали прекратить проповедь о Христе и принести жертву идолам. Святитель Антипа спокойно ответил, что не станет служить богам-бесам. Жрецы возразили, что их боги существуют издавна, а Христос появился недавно и был распят при Пилате как злодей. Святитель ответил, что языческие боги созданы руками людей и все сказания о них исполнены беззаконий и пороков. Он твердо исповедовал веру в Сына Божия, воплотившегося от Пресвятой Девы. За что его и принесли в жертву жрецы в храме Артемиды. Ночью христиане взяли не тронутое огнем тело священномученика Антипы и с честью похоронили в Пергаме. Гробница священномученика стала источником чудес и исцелений от различных болезней.

Коли на Антипа воды не вскрылись, то лето плохим будет. Если гусь выйдет на лед, то еще долго стоять воде. Прежде говорили: если Антип без воды, то крестьянам не зерна от поля ждать, а беды. Родившимся в этот день следует носить корунд.
По народным представлениям, день Антипа-половода, Антипа-водопола тесно связан с водной стихией. Также Антипа называли Водогоном — поскольку в его день половодье было на самом пике. Люди говорили: «Антип очищает реки ото льда»; «Антип воду распустил», — потому что льдин к этому времени почти не оставалось. Однако бывали годы, когда реки ко дню Антипа даже не вскрывались — это обещало плохой урожай хлеба и неблагополучное лето. Если же вода разливалась широко — следовало ждать плодородного года: «Была бы водица, а хлеб народится». Наблюдали в этот день и за погодой. Дожди предвещали, что в лесу будет много грибов. А если ударят заморозки, то обильно пойдут грузди. На Антипа крестьяне никогда не проводили полевые работы — семян не сеяли, рассаду не высаживали. Этот день считался неблагоприятным для посадок. Кроме всего прочего, считалось, что именно на Антипа медведь выходит из берлоги. Всех примет и присловий, посвященных важному для крестьянской жизни периоду, не перечислишь. Назовем хотя бы некоторые.
По Антиповой воде о хлебушке гадай: была бы водица, а хлеб народится.
Антип без воды — закрома без зерна.
На Антипа-водопола стоит полая вода.
 Снег после половодья — большое для озими невзгодье.
Если воды на Антипане вскрываются, то жди плохого лета.
Кроме того, священномученик Антипа помогает, как считалось, от некоторых болезней. В старом исследовании сообщается: "Иногда в случае зубной боли наши простолюдины прибегают к такого рода способу: берут мелкую монету и, подержав ее некоторое время на больном зубе, пробивают насквозь и вешают у иконы святого Антипы в надежде, что он избавит их от докучливой болезни".
Существовало великое множество заговоров-заклинаний от зубной боли. У каждого знахаря свои, только ему известные.
Одни читали так: "Месяц в небе, медведь в лесу, камень в поле. Все вы - три брата. Как сойдутся в чистом поле гулять, тогда только у раба Божьего (имя), молитвенного и крещеного, начнут зубы играть. Тьфу, тьфу, тьфу!".
Другие заговаривали по-своему: "Ты, мисяцю молодый! Пытай ты мертвых и живых: у мертвого зубы не болять? У мертвого зубы николы не болять, кости задубилы, зубы занимилы. Даруй, Господи, чтоб у мены, раба Божьего (имя), зубы занимилы, николы не болилы". Третьи брали небольшую кисть красной рябины, водили ею вокруг больных зубов по часовой стрелке и три зари читали: "Рябина, рябина, по веку тебя не есть, уничтожь мою болезнь!" После этого надо было эту рябину выбросить и больше ее никогда не есть.
А если надо было вырвать зуб, то считалось, что его можно вырвать только в понедельник, если хочешь избежать беды, потому что понедельник - день ведьм и русалок, когда им в жертву приносили зуб. Но не каждому дано было вылечивать болезни заговорами; больше всего это удавалось тем, кто рожден в семье первым и особенно последним.
Но… заговаривать опасно, зуб-то болеть перестанет, а вот гнить и разрушаться продолжит. Поэтому не затягивайте поход к стоматологу. Так что снимать советую, только если рядом нет поликлиники.

Именины в этот день Антип, Ефим, Иван, Николай, Петр, Прохор, Яков

25 апреля. ДЕНЬ ПРЕПОДОБНОГО ВАСИЛИЯ ПАРИЙСКОГО. СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА. ЗИНОНА, ЕПИСКОПА ВЕРОНИЙСКОГО (ОК. 260), МУРОМСКОЙ-РЯЗАНСКОЙ (XII) И БЕЛЫНИЧСКОЙ (XIII) ИКОН БОЖИЕЙ МАТЕРИ.

В Светлую седмицу в этот день празднуется Сретение Пресвятой Богородицы и прав. Елисаветы, матери св. Иоанна Предтечи, Иконы Божией Матери "Живоносный Источник", Иконы Божией Матери "Почаевской".
Сретение Пресвятой Богородицы и прав. Елисаветы, матери св. Иоанна Предтечи (переходящее празднование 30 марта, если этот день не попадает на время от Лазаревской субботы до Пасхи; иначе переносится на пятницу Светлой седмицы).
Иконы Божией Матери "Живоносный Источник" (переходящее празднование в пятницу Светлой седмицы).
Память обновления (освящения) храма Пресвятой Богородицы у Живоносного Источника в Константинополе (V) (переходящее празднование в пятницу Светлой седмицы).

Появление этого образа связано со следующим чудесным событием. В V веке близ Константинополя находилась роща, посвящённая, по преданию, Пресвятой Богородице. В этой роще был источник, с давних пор прославленный чудесами, но постепенно заросший кустарником и тиной. В 450 году воин Лев Маркелл, будущий император, встретив в этом месте заблудившегося слепца, помог ему выбраться на тропинку и устроиться в тени. В поисках воды для выбившегося из сил путника он услышал голос Богородицы, повелевающей найти заросший источник и помазать тиной глаза слепому. Когда Лев исполнил повеление, слепой немедленно прозрел. Божия Матерь предрекла также Льву, что он станет императором, и через семь лет предсказание это исполнилось.
Став императором, Лев Маркелл вспомнил о явлении и предсказании Божией Матери и распорядился очистить источник, обнести его каменным кругом и на нём воздвигнуть храм в честь Богородицы. Святой ключ  был назван императором «Живоносным источником». Так же была названа и икона Богородицы, написанная для новой церкви.
В дальнейшем этот храм неоднократно перестраивался и благоукрашался. Но после падения Константинополя он был разрушен мусульманами. И только в 1834—1835 гг. над Живоносным источником вновь был воздвигнут православный храм.

Монастырские здания, которые сейчас стоят над источником, построены поздно – в XVIII-XX веках, а к самому источнику пускают редко: на Светлой седмице и в другие особые дни. Зато пузырьки с водой из Живоносного Источника стоят в большом количестве в притворе храма.
Так уж сложилась история, что все знаменитые константинопольские монастыри перестроены в мечети или лежат ныне в развалинах. А небольшой, стоящий на источнике - жив до сих пор. Уже полторы тысячи лет приходят люди в место, которое турки назвали «Балыклы», и набирают в бутылочки воду. Кругом источника устроены чуланы, где обливают больных; к воде беспрестанно приходят: греки, турки, турчанки, армяне, католики, - все со слезами просят Царицу небесную и принимают исцеление. Магометане невольно исповедуют Богоматерь и говорят: "велика в женах св. Мария!" и называют воду: "св. Мария"
Иконографически образ Божией Матери «Живоносный Источник» связан с древним византийским изображением типа «Никопея Кириотисса» — «Владычица Победодательница», которая, в свою очередь, восходит к изображению типа  «Знамение».

Иконы Божией Матери "Почаевской" (переходящее празднование в пятницу Светлой седмицы).
Почаевская икона Божией Матери принадлежит к числу наиболее чтимых святынь Русской Церкви. Она известна всему славянскому миру: ее чтут в России, в Боснии, Сербии, Болгарии и других странах. Наряду с православными на поклонение чудотворному образу Пресвятой Богородицы приходят и христиане других исповеданий.

В Почаевской Лавре (Тернопольская область, Украина), древнем оплоте Православия, чудотворная икона пребывает около 400 лет. Чудеса, проистекающие от святой иконы, многочисленны и засвидетельствованы в монастырских книгах записями верующих, с молитвою обращавшихся об избавлении от неизлечимых недугов, освобождении от плена и вразумлении грешников.
Празднование в честь Почаевской иконы Божией Матери 5 августа (по новому стилю) было установлено в память избавления Успенской Почаевской Лавры от турецкой осады 20—23 июля 1675 года.
Летом 1675 года во время Збаражской войны с турками, в царствование польского короля Яна Собесского (1674—1696), полки, состоящие из татар, под предводительством хана Нурредина, через Вишневец подступили к Почаевской обители, обступив ее с трех сторон. Слабая монастырская ограда, как и несколько каменных зданий обители, не представляла никакой защиты для осаждаемых. Игумен Иосиф Добромирский убедил братию и мирян обратиться к небесным заступникам: Пресвятой Богородице и преподобному Иову Почаевскому. Иноки и миряне усердно молились, припадая к чудотворному образу Божией Матери и к раке с мощами преподобного Иова.
Утром 5 августа (23 июля по старому стилю) с восходом солнца татары держали последний совет о штурме обители, игумен же велел петь акафист Божией Матери. С первыми словами «Взбранной Воеводе» над храмом внезапно явилась Сама Пречистая Богородица, «омофор белоблистящийся распуская», с небесными ангелами, держащими обнаженные мечи. Преподобный Иов находился близ Божией Матери, кланяясь Ей и молясь о защите обители.
Татары приняли небесное воинство за привидение, в смятении стали стрелять в Пресвятую Богородицу и преподобного Иова, но стрелы возвращались назад и ранили тех, кто их пускал. Ужас охватил неприятеля. В паническом бегстве, не разбирая своих, они убивали друг друга. Защитники монастыря устремились в погоню и захватили многих в плен. Некоторые пленные впоследствии приняли христианскую веру и остались в обители навсегда.
Более полувека назад, 17 июня 1950 года, в Почаевской лавре произошло чудесное исцеление монахини Варвары (в миру Елена Константиновна Путятина), у которой в течение 48 лет были парализованы обе ноги. Она приехала из города Чкалов (ныне Оренбург), с трудом передвигаясь на костылях при помощи своей спутницы инокини Марии. Приложившись к списку чудотворного образа Божией Матери, монахиня тотчас встала на ноги. Оставленные ею в обители костыли до сих пор стоят у иконы Пресвятой Богородицы, свидетельствуя о происшедшем чуде.
Это были празднования Светлой седмицы, но кроме этого в этот день поиинаются:
Преподобный Василий исповедник, епископ Парийский, жил в VIII веке. Он был избран на епископскую кафедру жителями города Парии, почитавшими святителя как истинного пастыря стада Христова. Когда возникла иконоборческая ересь, святитель Василий решительно выступил за почитание святых икон и отказался подписать постановление об их уничтожении ("Неправедный свиток" Собора 754 года, созванного при Константине Копрониме (741 - 775)). Святитель избегал всякого общения с еретиками и не допускал их в свою епархию. За свою ревность он претерпел многие гонения, голод и нищету. До конца своей жизни святитель Василий был верен православному исповеданию.
Зенон жил в VI веке в Италии и был известен даром чудотворения. Среди множества сотворенных им чудес известно и такое: когда в Вероне в 558 году произошло страшное наводнение, вода не вошла в храм, где молился Зенон, хотя поднялась до самой крыши, а все двери были открыты.

Муромская икона Божией Матери была принесена в Муром из Киева просветителем этого края святым благоверным князем Константином . Святой Константин убеждал язычников принять христианство, но они упорствовали и решили убить князя. Узнав об этом, святой вышел к заговорщикам с иконой Божией Матери. Благодать, исходившая от Ее Лика, тронула сердца язычников. Они переменили свои намерения и сами стали просить совершить над ними Крещение.
С этой иконой Рязанский святитель Василий приплыл на своей мантии из Мурома в Рязань.

Белыничская икона Божией Матери первоначально находилась в одном из православных храмов Могилевской области. После заключения унии (1596) икона перешла к католикам и была поставлена в костеле Белыничского католического монастыря, основанного в 1622-1624 годах великим Литовским гетманом Львом Сапегой на берегу реки Друти, в 45 верстах от Могилева. Икона почиталась как католиками, так и православными. В 1832 году монастырь был упразднен, и костел действовал как приходский храм.
В 1876 году он был передан православным с восстановлением монастыря. 12 апреля того же года в том храме была совершена первая Божественная литургия на освященном православным епископом престоле в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Белыничская икона Божией Матери является общей святыней христианского мира.

В народных поговорках, посвященных Зенонову дню, отмечено продолжающееся потепление, например: "На Зенона земля запарится, как баба в бане".
Об этом же сообщается и в присловиях, в которых упоминается другой святой этого дня — Василий: "Василий земле пару поддает", "Запарил землю Василий". На самом деле святого, память которого отмечают в этот день, звали Василием Парийским. В 8 веке он служил епископом в городе Пария, считался сторонником иконопочитания и пал жертвой иконоборческих гонений, имевших в то время место в Византийской империи. Однако русский народ, как часто бывает, переиначил прозвище святого и начал именовать его Парильщиком. Объяснение нашлось быстро. «На Василия весна землю парит», — подмечали крестьяне. Землю иногда одушевляли; в этом случае о ней говорили: «Парится, как старуха в бане». Если поговорка оправдывалась, и солнце действительно хорошо прогревало почву, можно было рассчитывать на хороший урожай. Охотники были уверены, что в этот день медведь, вышедший из берлоги, прячется в кустах. Поэтому по лесу нужно было ходить со всей осторожностью. Вспоминали в этот день и поговорки о зайцах. «Заяц, заяц, выскочи из куста», — приговаривали охотники, чтобы обнаружить дичь. Впрочем, жизнь у зайца легкой не была — если не подстрелит человек, поймает хищный зверь. «Заяц сед, навидался бед», — говорили о них, сменивших белую зимнюю шкурку на серую весеннюю. Сильное мерцание звезд на рассвете предвещает через 2-3 дня дождь. К этому времени нет уже ни одного медведя, который бы не вышел из берлоги. Охотники примечали, если медведи ходят недалеко от  дорог или человеческого жилья, значит для животных настала голодная пора. Кончился санный путь: «Выверни оглобли, закинь сани на поветь». В этот же период нападает куриная слепота на лисиц и они не могут отыскать своей норы. Конец апреля именно поэтому считался самой лёгкой порой для охотника.
Раннее цветение черемухи. Распускается ива. Зацветают душистый тополь, черемуха. Массовый вылет шмелей. Летают пчелы. Выходят из нор лисицы.
В садах: начало вегетации яблонь, зацветают ранние сорта крыжовника, вишни.
Почва поспела - взбивай гряды. Хорошо семена в землю спать уложишь - хорошо и разбудишь. Сыт будешь!

Именины в этот день Василий, Давид, Иван, Мария, Марфа, Сергей

26 апреля. ДЕНЬ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА АРТЕМОНА, ПРЕСВИТЕРА ЛАОДИКИИСКОГО. ДЕНЬ ПАМЯТИ СВЯТОЙ МУЧЕНИЦЫ ФОМАИДЫ.

Священномученик Артемон был пресвитером в Лаодикии и 77 лет служил при храме. Однажды он вошел в капище богини Артемиды и истребил всех бывших там идолов. Тогда правитель Патрикий призвал Артемона, требовал отречения от Христа и за отказ приказал бросить его в кипящую смолу. Когда же святой оставался невредимым в смоле, Патрикий, не доверяя воинам, подъехал на коне к котлу, чтобы убедиться, есть ли в нем смола, но невидимой силой был низвергнут с коня в смолу и погиб. Воины и народ разбежались. Тогда святой вышел из котла и крестил уверовавших во Христа: жреца Виталия и многих других язычников. После того св. Артемон отправился с евангельской проповедью в Малую Азию и здесь был усечен язычниками в 303 г.
Фомаида  жила в Александрии в V веке. Свекр всячески понуждал ее к греховной связи, она не согласилась, и любвеобильный родственник заколол ее мечом. Но Господь не оставил свекра без наказания: он ослеп и не смог бежать с места преступления. Фомаиде молились об избавлении от блудной страсти.

Появляются первые весенние цветы (при теплой весне появляются раньше). Зеленеет малина. Появляются всходы щавеля (но может быть и раньше). Огородники поливают (если сухо) зеленый лук.
На Фомаиду люди отправлялись в лес собирать медуницу, которую использовали при заваривании чаев и приготовлении салатов. Удивительно, но в народе верили, что этот душистый цветок пчелы облетают за семь верст. По легенде, Бог однажды дал пчеле задание узнать, какие цветы дают больше всего меда. Пчела облетела всю землю, и больше всего ей понравились медуница, черемуха и дятлина. Но она испугалась, что Бог отнимет у нее эти цветы, поэтому скрыла свое мнение о них. Однако Бог узнал об этом, разгневался и запретил пчеле собирать мед с трех медоносов. С тех пор пчела, боясь наказания, облетает медуницу стороной. На Руси было принято, чтобы за медуницей ходила самая опытная хозяйка в доме. А чтобы медведь, которому приписывали нелюбовь к слабому полу, не признал в ней бабу, она надевала тулуп, вывернутый шерстью наружу. Также в этот день можно было рвать первые всходы щавеля, который клали в салат и в щи. Особенно вкусными по весне были щи по-монастырски, в которые кроме щавеля входили петрушка, лук, картофель и масло.

Именины в этот день Артем, Георгий, Дмитрий, Марфа

27 апреля. ДЕНЬ МУЧЕНИКОВ ИОАННА, АНТОНИЯ И ЕВСТАФИЯ ЛИТОВСКИХ, МАРТЫН-ЛИСОГОН. НЕДЕЛЯ 2-Я ПО ПАСХЕ, АНТИПАСХИ ИЛИ АП.ФОМЫ.

Фомино воскресенье. В храмах читается Евангелие о том, как один из двенадцати апостолов, Фома, сказал: "Пока не увижу на руках Иисуса следы от гвоздей и не вложу в эти раны палец, не поверю, что Христос Воскрес!" Укоризненный ответ Иисуса обращен не только к неверующему Фоме, но и к нам: "Блаженны (т. е. счастливы) не видевшие, но поверившие!". С Фомина воскресенья в Церкви начинают венчания (их не совершали с Великого поста).
Священномученики  жили при литовском князе Ольгерде, (по-литовски его имя - Альгирдас) в начале 14 века, когда православная вера здесь только-только появлялась. Ольгерд был женат на витебской княжне, она была православной. У историков есть такое мнение, он тоже тайно принял православие, чтобы жениться на православной княжне, но перед своими подданными он этого не открывал. В Литве тогда было сильно язычество, была партия жрецов, которые поклонялись богу Перуну (по-литовски Пяркунас), это был бог грома, молнии и огня. Поэтому на языческом капище горел неугасимый огонь. В литовском княжестве православные жили и раньше, но мученики замечательны тем, что это люди из княжеской дружины, это элита, высший эшелон, потому что в то время это были ближайшие люди князя, помощники в делах управления княжеством. Это были двое братьев из дружины, по имени Кумец и Нежило, которые приняли православие, в крещении им дали имена Иоанн и Антоний. Они открыто стали исповедовать свою веру, их поведение стало отличаться и конечно это вызвало большое недовольство жрецов, которые требовали от князя, чтобы тот их наказал. Само поведение князя показывает, что, по всей видимости, он сам был христианином, потому что он не хотел их казнить - он посадил их в темницу, в которой они провели целый год. Но в итоге их повесили на священном дубе. Евстафий (в язычестве его звали Круглец) был их родственником, он тоже служил в дружине князя, а пострадал через полгода. Принял крещение от священника Нестора. Пострадал он больше всех, его особенно сильно мучили, вначале жестоко избивали, потом на морозе вливали в рот холодную воду, потом содрали волосы с кожей на голове, потом отрезали нос и уши, перебили ноги, кости до колен. На мощах это очень заметно. Ноги лежат словно неестественные.  У него кости перебиты. У других не перебиты. Почему его особенно мучили? Трудно сказать.  Наверное потому, что это был третий такой случай. Жрецы были особенно недовольны. Он ведь был одним из приближенных князя, отличался храбростью, он тоже был казнен на том же дубе. Святые мученики в 1364 году были причислены к лику святых, прошло почти 17 лет после их кончины. Рака с мощами этих святых находится в Вильнюсе.
В этот день в старину старались приобрести новую обувь.
Будущий святой Мартин, которого чествуют 27 апреля, жил в Константинополе и носил титул папы Римского. Святителя пытались убить по приказу императора, но человек, согласившийся сделать это, неожиданно ослеп, только приблизившись к Мартину. В итоге папу сослали в Херсонес Таврический, где он и умер.

Лисогоном святого Мартина прозвали за то, что в народе верили: именно в его день лисицы покидают старые норы и роют новые. Считалось, что в первые дни после переселения лисы бывают слепы и глухи, и их можно ловить голыми руками. В этот день вспоминали и ворона. Говорили, что на Мартына он купает своих детей в лужах и отпускает «в отдел» — то есть на особое семейное житье. Ворона называли зловещей птицей, приписывали ему магическую силу. «Ворона каркает к ненастью, а ворон — к несчастью», — шептали старики. Были и другие приметы, но все недобрые: если кто-то в лесу запоет и увидит ворона — тот натолкнется на волка; если ворон каркает на церкви — к покойнику в селе, если каркает на избе — к покойнику во дворе. В южных регионах с Мартынова дня начиналась пахота и сев ранних хлебов. Поэтому на погоду обращали особое внимание. Если день выдавался теплым и ярким, можно было надеяться на добрый урожай. На Мартына принято было работать от зари до зари, чтобы подготовить под посев как можно большую площадь. Начало первых гроз. Зацветает ветла. Прилет стрижей и касаток. В садах высадка саженцев.
Вороны переселяются в новые гнезда. В этот день принято привечать ворон: их подкармливают.
Природа продолжает обновляться: лисица меняет старую нору на новую, летнюю, а ворон купает детей и отпускает их вить собственные гнезда.

Именины в этот день Александр, Антон, Валентин, Иван, Лазарь, Мартын (Мартин), Фома. 

Картина дня

наверх