В 2005 году были проведены реставрационные работы Колокольни церкви Георгия Победоносца. Данная колокольня была построена во второй четверти XVI века и являлась колокольней при Вознесенском соборе.
Если храм Вознесения был возведен в честь появления на свет наследника Иоанна, то колокольню рядом возвели в честь рождения его брата, Георгия.
Колокольня дополняет церковь и в утилитарном, и в художественном смыслах – подчеркивает возвышенность Вознесенского храма.
В то же время колокольня и сама по себе тоже шедевр – подобных колоколен я не помню на Руси. В конце XVII века, правда, к звоннице пристроили трапезную, и колокольня превратилась в самостоятельную церковь Георгия Великомученика – сначала деревянную, а потом и каменную.
Заметно, что колокольня и ее бывшая пристройка-трапезная диссонируют – последняя явно построена во второй половине XIX века, она, скорее ,современница павильона, стоящего напротив через дорожку. Наверное, именно этим руководствовался П.Д. Барановский, когда в 1928 г. возглавляемая им комиссия снесла часть трапезной, соединяющей колокольню с пристройкой, и теперь колокольня, как и во времена Ивана Грозного, стоит отдельно.
Исследователь Ильин предположил, что храм был выстроен в честь рождения Юрия, второго сына Василия третьего (30 октября 1533г). Можно также предположить, что колокольня была построена в начале 16 в, еще до храма Вознесения, как кладбищенский храм-капелла вместо деревянной церкви времен Дмитрия Донского(в 14 веке на этом месте по преданию стояла деревянная церковь, которую князь Дмитрий Донской приказал поставить в честь великомученика Георгия и в память о битве на Куликовом поле (8 сентября 1380г).
В 17 столетии после пристройки к колокольне деревянной трапезной она была превращена в алтарь и в феврале 1678 года освящена. В кладке арок были обнаружены крепления подвески колоколов, что позволило установить, что они были устроены по принципу католическому, когда не язык ударяет по колоколу, как в православии, а наоборот. Подобная подвеска найдена только в храме Грузинской Богоматери в Никитниках.
В 1843 году церковь и трапезная были разобраны и перестроены в пропорциях деревянного строения. В 1920 г во время реставрации снова разобрана верхняя часть церкви, в 2005 году при реставрации колокольне возвращен первоначальный вид.
В документах 16 в упоминается еще одна церковь, Архангела Гавриила, местоположение которой неизвестно. По одной из легенд это был временный придел, располагавшийся в подклете церкви Вознесения.
Это фото 1930 года. Видна колокольна и часть церкви. А сзади Водовзводная башня, о ней я и хочу сказать дальше.
В 70-ые годы XVII века для обеспечения водой Дворцового комплекса загородной царской резиденции в Коломенском было построено специальное здание Водовзводной башни. В ней с помощью механизмов вода поднималась из колодца в резервуары и по трубам разводилась потребителям.
Башня также известна под названием «Соколиная башня», так как согласно легенде, появившейся в XIX веке, в ней содержались ловчие птицы для царской соколиной охоты.
Также башня функционировала как ворота. В 2002 году проведены реставрационные работы башни.
В восточном крыле до настоящего времени сохранилась лишь часть утраченного водонапорного механизма – белокаменный сводчатый бассейн с колодцами и двумя трубами. Одновременно с вышеупомянутым назначением Башня использовалась и как проездные ворота, ведущие в Вознесенский сад и дворцовое село Дьяково. В первой половине XVIII века с переносом столицы в Петербург загородная резиденция российских правителей утрачивает свои функции. Водонапорный механизм как и часть других сооружений Государева Двора не эксплуатируется. В 2007 г. была выполнена научная реставрация объекта. Ныне помещение Водовзводной башни используется под экспозицию «Государево водовзводное дело».
И вот парочка старых фото.
Так она выглядела в 1960 году.
Это тоже фото 1960 года. На ней видны рядом с Водовзводной башней ещё храм Вознесения и Георгиевская колокольня.
Свежие комментарии