Продолжение, начало здесь:
http://chagnavstretchy.mirtesen.ru/blog/43679296650/Eschyo-n...
http://chagnavstretchy.mirtesen.ru/blog/43127214847/Eschyo-n.....
.
До этого мы говорили о проявлениях любви: со- чувствии и со- страдании, элементарной благодарности, взаимопонимании. Но природа любови всегда жертвенна и высшим проявлением ее является самопожертвование, вплоть до "… жизнь отдать за други своя".
Кстати, так называемые дикие, то есть языческие народы, причем все без исключения, ясно осознавали идею жертвы. Они приносили в жертву кого угодно: быков (греки), козлов (иудеи, а в особых случаях – пару голубков[1]), баранов (народы Кавказа). Кроме жертвенных животных в ход шли и продукты земледелия. Впрочем, те из читателей, кто хотя бы поверхностно знаком с библейской историей, эту ситуация должны узнать. Но были еще и другие – особые – жертвы. Приносили в жертву пленных (очень многие из народов от древних германцев и до американских индейцев), девушек (тоже многие народы, в том числе и славянские), детей (финикийцы). Но человеческие жертвоприношения – это, видимо, от нашего – человеческого – чрезмерного усердия, как говориться, покажи дураку, как Богу молиться, он и…
С приходом в этот мир Слова, пришла Любовь, пришел Сын Человеческий. Он, Который есть воплощенная Любовь, Сам принес Себя в жертву во искупление первородного греха, совершенного человеками. И как же нам – каждому из семи миллиардов – после этого жить, тому из нас, кто захочет показать и доказать свою любовь к Нему? Элементарно! Долг платежом красен.
Конечно, никому из нас не требуется восходить на крест, в прямом смысле этого слова. Однако жертва, вернее, самопожертвование, дабы доказать и показать свою любовь, необходимо. В жертву должно приносить только самое дорогое для себя и если в стародавние языческие времена это были, в основном, продукты питания, то после прихода в мир Агнца Божия мы можем принести в жертву только себя: свой труд, свое время, свой комфорт etc.
Вот в некоторых католических странах есть обычай истязать себя на Страстную Пятницу, ничего худого здесь, конечно же, нет. Но если молодой человек один раз в году истязает себя, а остальные 364 дня истязает своих близких – пусть даже и морально – толку от его жертвы чуть (выше мы уже упоминали охламонов, которым показали, как Богу молиться). По нашему скромному разумению, молодому человеку, поистязавшему себя в Страстную Пятницу, остальные 364 дня все нужно просто жить по Его – Новому – Завету.
Нам, по недомыслию нашему, кажется, что в этом мире за все мы расплачиваемся нашими деньгами. Это далеко не так. Деньги в этом мире самая мелкая из валют. За блага этого мира мы платим своим здоровьем, своими нервами, своим временем, своей душой (вспоминаем Фауста), всем тем, что имеем. Вот, например, Некто любит вкусно и много поесть. Сначала он за свою страсть расплачивается деньгами. Потом здоровьем телесным – он страдает ожирением. Если же это его страдание не вразумляет нашего имярека и он не оставляет своей страсти (а мы бы сказали, греха чревоугодия), его постигает расстройство здоровья душевного или, говоря языком мирских врачей, психическое расстройство – булимия (Э. Тейлор, Ж. Депардье и иже с ними). Понятно, что соответствующая расплата нас ожидают, и в том случае, когда мы предаемся иным страстям, или говоря по-простому – грехам. Для греха прелюбодеяния – сначала, всем известные, "потешные, как сказано в одном замечательном фильме[2] болезни, на следующем этапе - маниакальные наклонности, выраженные в той или иной форме, в той или иной степени. При известной доли фантазии подобные цепочки можно выстроить для всех остальных страстей.
Понятно, что при самопожертвовании в жертву мы можем также принести только то, что имеем сами, козлом отпущения – по еврейскому обычаю – тут уже не отделаешься. Наши деньги (на минуточку, для многих – это овеществленный труд) и здесь самая мелкая валюта для жертвы (сумма, конечно же, не имеет абсолютно никакого значения и две лепты бедной вдовицы для Него играют значительно бо́́льшую роль, чем многие тысячи какого-нибудь иного).
Любовь – наша простая, человеческая – проявляется в наших делах. И эти дела не обязательно должны быть видимыми это может быть и движение души – сострадание, – которое проявится в никому со стороны не заметному взгляду, брошенному в спину незнакомого инвалида. Это может быть и героический поступок, когда человек ценой своей жизни спасает жизнь другого человека[3]. Это может быть даже сознательно взятый на себя грех, ради спасения близкого человека, ради проявления любви. Пути Господни неисповедимы.
Кстати, хотелось бы заметить, есть профессии, где любовь является просто-таки необходимым атрибутом, для того, чтобы считаться профессионалом. Врач, педагог, сотрудник правоохранительных органов (в самом широком смысле этого слова), чиновник. Ни один из представителей этих категорий просто не состоянии будет профессионально исполнять свои обязанности, если он не сможет полюбить: пациента, учащегося, потерпевшего, гражданина. Удивительным образом именно эти четыре категории профессий являются самыми опасными в коррупционном плане. Как так? Почему? Элементарно! Врач может быть сколь угодно хорошим специалистом, но если он не любит своего пациента, то для такого врача он будет являться, прежде всего, всего лишь источником обогащения. Мечта такого доктора: "чтобы все богатые постоянно болели, а нищие умирали здоровыми"[4]. Подобный доктор может быть очень и очень хорошим специалистом, но если им движет какой-нибудь иной мотив (не обязательно корыстный), кроме любви к пациенту, он не может считаться профессионалом в высшем смысле этого слова.
Тут только надо ясно понимать, что об истинных мотивах своих поступков, может знать только сам человек да, пожалуй, Господь Бог. Тут даже взятка не может быть однозначным критерием. Яркий пример тому мы видели в сериале "Глухарев". Вся Россия полюбила этого оболтуса именно за то, что несмотря на что бы то не было, он профессионал в высшем понимании этого слова (и такие "Глухаревы" есть и в реальной жизни. Я в это искренне верю, хотя и не встречал ни разу.) Он любит свою профессию, то есть – относится с любовью к своим подопечным-потерпевшим.
Здесь мы решили остановиться, чтобы акцентировать внимание читателя на той мысли, что мы не можем с достоверностью судить о мотивах того или иного поступка какого-либо человека. Истинные мотивы ведомы, только лишь самому этому человеку, да и только лишь том случае, если он находился в здравом уме и твердой памяти. Еще, хотелось бы обратить внимание, люди обладают различной силой в проявлении любви (если можно так высказаться). Ведь, если есть хорошие врачи, педагоги и т.п. и плохие, то это означает, что первые обладают большими знаниями и навыками, владеют лучшими умениями, чем вторые. Но мы также знаем, что есть сердечные врачи, педагоги и т.п., а есть бессердечные. Вот под профессионалом в высшем смысле этого слова, мы как раз и подразумевали одновременно и хорошего, и сердечного специалиста.
А теперь, уж, коль мы говорили о любви, мы с необходимостью должны сказать несколько слов об отсутствии таковой. То есть о нелюбви. Что есть нелюбовь? По нашему глубокому разумению – это равнодушие. И тут нам вспоминается "Афоня"– великолепнейший фильм Георгия Данелия. В одной из сцен герой, которого играет замечательный Евгений Леонов, произносит: "… не так страшны убийцы и предатели, ибо они могут только убить или предать, как равнодушные. Ибо это с их равнодушного молчания совершаются все преступления". Истинный, великий смысл этих слов автор понял совсем недавно.
Во время войны наши санитары и санитарки с риском для жизни выносили раненых с поля боя, наши врачи и фельдшеры работали под бомбежками и артобстрелами – ими подвигала любовь (к кому или к чему – вопрос второй). Недавно по "Новостям" показали сюжет, группа врачей-гинекологов и фельдшеров организовали бизнес по продаже новорожденных детей, матерям объявляли, что тот умер при родах. Все эти "специалисты" как специалисты они были, быть может, и неплохи, но, что подвигло их на этот бизнес? Корысть, – скажите вы. Нет, равнодушие. Равнодушие к роженицам и младенцам. Ибо равнодушие-то и выпустило из моральных уз их корысть. Мы можем и по другим категориям провести подобную параллель, но это была бы лишняя длиннота.
[1] Супружеская пара перед соитием в дни иудейских праздников
[2] "Обыкновенное чудо" М. Захарова
[3] По-моему в конце 70-х годов где-то в горах на юге в реку сорвался троллейбус. Свидетелем был мужчина, пловец-разрядник. Он бросился в реку и помогал людям выбраться из машины и добраться до берега. Спас, что-то более десяти человек. Сам добраться до берега не смог. К сожалению, автору не ведомы подробности этого трагического подвига, и даже имени его не помню, знаю только, что спортсмен-разрядник и что армянин.
[4] Шутка подслушана у М.Задорнова
Продолжение следует...
Свежие комментарии