На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ШАГ НАВСТРЕЧУ

23 933 подписчика

Свежие комментарии

  • Татьяна Решняк
    Очень правильно говорите. Это человек склочный и не порядочный!!! Она грязью поливает всех и смотреть и слушать Порги...Свадебные фото со...
  • Jolie
    затолокин))они ждали-ждали тебя 5 лет и "померли от тоски"))))А где все? С НОВЫ...
  • Jolie
    нихде)))🤣🤣🤣🤣🤣🤣🤣Когда деревья был...

Новоиерусалимский монастырь.

Давно уж я подбираюсь к этой теме. Долго, больше месяца она у меня вылеживалась, наконец решила рассказать и показать. Поехали мы в начале июля с о знакомой в Новый Иерусалим, что расположился у реки Истра. Последний раз я там была в году 2008, но слышала, что его восстанавливают. Понимаю, что не многие будут читать историю возникновения и постройки монастыря, но для любителей истории я всё-таки напишу немного и о ней.

Итак, прибыли мы не к главному входу,( промахнулась и проехала мимо поворот), а за него, тас и оставили машину.

История Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря тесно связана с памятью его основателя Святейшего Патриарха Никона. Обитель эта была любимейшей из трех основанных Святейшим Патриархом монастырей: Иверского, Крестного и Воскресенского. Здесь он прожил более восьми лет после своего удаления из Москвы и все свои силы употребил на воплощение своего замысла – создать в Подмосковье точное подобие знаменитого Иерусалимского храма Воскресения Господня, чтобы дать возможность русскому народу созерцать места спасительных страстей и Воскресения Христова не подвергаясь дорогостоящему и небезопасному путешествию на Ближний Восток.
Монастырь был основан в 1656 году патриархом Никоном как его подмосковная резиденция. Здесь, на большой Волоколамской дороге, у переправы через речку Истру, во второй половине XVI века возникла небольшая деревушка Сафарово, перешедшая в первой половине XVII века в собственность бояр Боборыкиных. В 1636 году Роман Боборыкин построил деревянную церковь Воскресения, давшую название селу. В этом месте, по дороге из столицы в Валдайский монастырь, не раз останавливался на ночлег патриарх Никон. Пленившись красивым местоположением села на высоком, поросшем густым лесом берегу извилистой реки, патриарх решил осуществить здесь свой замысел - повторить грандиозный ансамбль древнего Иерусалима с храмом Воскресения и Гефсиманским садом.


Воскресенское с близлежащими деревнями было приобретено для строительства монастыря. Постройкой под Москвой "русского Иерусалима", подобия всемирно известного палестинского прототипа - главной святыни Христианства, Никон пытался создать в России внушительный центр православия, призванный поднять международный авторитет русского патриарха. После падения Византийской империи и взятия турками Константинополя русская церковь являлась, по мнению патриарха, единственным законным наследником древнего христианства. Для решения этой задачи средствами архитектуры были привлечены лучшие мастера, создавшие неповторимый, единственный в своем роде соборный комплекс, определивший значение всего ансамбля.
Монастырь как художественный организм сложился за два строительных периода. Первый из них ограничивается 1656-1666 годами, когда работы велись под руководством самого патриарха. Окрестности будущей обители подверглись перепланировке: лес по берегу реки Истры вырублен, холм, на котором возводился монастырь, досыпан и укреплён.


Прежние наименования изменили на новые, взятые из евангельских текстов. Мужской монастырь был заложен на холме, прозванном Сион. К востоку от него располагался Елеонский холм с каменной Елеонской часовней, на севере — холм Фавор. На берегу реки Истры, переименованной в Иордан, был построен скит патриарха (до середины XIX века назывался «отходной пустынью». В это время на высоком, частично подсыпанном холме - полуострове возводятся деревянные стены и восемь башен, внутри стен появляются каменные службы, заканчивается сооружение собора. Возле монастыря были выстроены Отходная пустынь или "скит" Никона и Елеонская часовня (их покажу в другой теме). Для строительства этого грандиозного комплекса были согнаны крепостные из обширных владений монастыря. В 23 уездах организованы многочисленные мастерские, а все необходимое для строения и украшения колоссального собора делалось на месте.
18 октября 1657 года на её освящении присутствовал царь Алексей Михайлович. Именно он, глядя на постройки обители с Елеонского холма, впервые назвал монастырь Новым Иерусалимом.  Низложение и ссылка Никона прервали работы почти на 14 лет. Строительство возобновилось лишь в 1679 году по указу царя Федора Алексеевича, который передал его в ведение приказа Большого дворца. Сразу после окончания строительства Соборного комплекса в 1685 году, приступили к дальнейшей застройке монастыря каменными зданиями. Этот заключительный этап в формировании ансамбля, совпавший с расцветом Московского барокко, определил в целом художественный облик монастыря.


С этой точки хорошо можно оценить высоту насыпного холма.

Справа Монастырская стена, а слева (тоже пока за забором) Келейный корпус.

Подходим к главному входу.


Великое дело начатое Патриархом в 1656 году, еще во время его дружбы с Царем Алексеем Михайловичем, и продолжавшееся при его пособии даже в период охлаждения этой дружбы с 1658 по 1666 гг., почти на 14 лет приостановилось со ссылкой Патриарха в конце 1666 года, но возобновилось усердием Царя Федора Алексеевича (ученик Никона) и благодаря старанию его тетки Царевны Татьяны Михайловны в 1679 году. В его же царствование исполнилось и желание Патриарха живым или мертвым вернуться в свою любимую обитель, он получил позволение вернуться в Новый Иерусалим, но скончался на пути из ссылки и был погребен в приделе Усекновения Иоанна Предтечи Воскресенского собора 26 августа 1681 года (ст. ст.). К большому сожалению в 30-е годы советские власти вскрыли гроб Патриарха Никона и местонахождение его останков до настоящего времени неизвестно. После смерти Царя Федора Алексеевича, при котором все здание Воскресенского собора было доведено до сводов, строительство продолжалось при Царях Иоанне и Петре Алексеевичах и 18 января 1685 года (ст. ст.) собор был освящен Патриархом Иоакимом. В 1686 году державные ктиторы Воскресенского собора даровали Воскресенской обители жалованную, так называемую «вечно утвержденную грамоту» на все ее тогдашние вотчины и угодья. По завершению строительства Воскресенского собора, 18 января 1685 года он был освящён. После этого события царевна Софья Алексеевна указала место для строительства на территории монастыря у задней стены собора «церкви с трапезною тёплой каменной и службы по чину Иерусалимскому». В день освящения собора дьяку Сыскного приказа Борису Остолопову было поручено его описание. Церковь Рождества Христова с трапезными палатами была освящена в 1692 году.



Воскресенский собор, задуманный как копия Иерусалимского храма, выстроен в 1658-1685 годах из кирпича по модели, описанию и обмерам подлинника, привезенных из Палестины. Основная часть собора - четырехстолпный храм. Вот изображение старой открытки.

С востока к нему примыкает подземная церковь Константина и Елены, а с запада - ротонда, завершенная первоначально белокаменным шатром, перекрывавшим огромный пролет в 22 метра. Помимо основных частей собора в его огромном внутреннем пространстве разместились 29 приделов и отдельных церквей, часть из которых внутристенные. Судьба здания оказалась поистине трагичной. В 1729 году, по невыясненным причинам, возможно, вследствие осадки фундамента, рухнул каменный шатер ротонды, и двадцать лет она простояла без покрытия. В 1729 году по проекту В. Растрелли и под руководством К. Бланка каменный шатер был заменен деревянным.

 

А это вид в обратную сторону на вход и колокольню.

 

Вид справа с лестницей на стены.

 

И слева. Еще идут реставрационные работы.




Подземная церковь Константина и Елены (в Иерусалиме подобная церковь вырублена в скале), — в конце XVII века это было простое прямоугольное в плане здание с плоской кровлей, обведённой балясником. Стены церкви возвышались над уровнем земли на 1,5 метра, её венчала одна глава, украшенная изразцами. К 1666 под Подземную церковь вырыли котлован, при рытье котлована для "земляной" церкви на месте Обретения Креста Господня забил ключ. Образовавшийся источник оформили как колодец, который сохранился и до настоящего времени.

 

Это как раз к источнику, в котором дают воду.


Видна и недавно восстановленная звонница.

 

В 2014 году рядом с Воскресенским собором была восстановлена уничтоженная в советское время колокольня и установлены новые колокола.


Между угловыми башенками, необычно низко над землей, располагается огромная глава подземной церкви (крипты).

  


Тридцать три ступени ведут в нее из центрального храма. Через ров перекинуты два белокаменных арочных мостика, которые ведут к боковым входам в церковь. После колоссальных масштабов ротонды и собора крипта кажется приземистой, хотя высота ее составляет не менее 8 метров. В середине XVIII века для предохранения от грунтовых вод здания, углублённого в землю на 6 метров, вырыли ров. В начале XIX века был устроен тоннель, по которому отводится вода, а сам ров облицован белым камнем.



Через 40 лет после основания монастыря, в 1690-1694 годах, его деревянные стены и башни стали заменять каменными. В конце XVII века монастырские укрепления в значительной мере утратили оборонное значение, и повсюду стали носить, скорее, символический характер. Однако Яков Бухвостов, которому поручили строительство, возвел стены и башни по всем правилам фортификационного искусства своего времени. Об их мощности красноречиво говорят цифры: при общей протяженности стен почти в километр высота их достигает 10 метров. Со стороны монастырского двора стена ритмически расчленена высокими арками, в нижней части которых находятся амбразуры подошвенного боя. На стене вдоль ходовой галереи в шахматном порядке расположены амбразуры верхнего и среднего боя. С ходовой галереи можно попасть в любую из восьми башен, носящих названия аналогичные башням городской стены Иерусалима. Начиная от угловой северо-западной Гефсиманской башни по часовой стрелке следуют: Сионская, Давидов дом, Елизаветинская, Иноплеменничья, Варуха, Ефремова и Дамасская башни. Все башни, за исключением Елизаветинской, во многом схожи между собой и имеют одинаковую (около 19 метров) высоту.

 


Монастырь был необыкновенно богат. В подклетях древних каменных служб хранилось все, что привозили из десятков приписанных к нему сел и деревень. Монастырю принадлежали не только подмосковные, но и отдаленные вотчины в Белозерье, оброчные области в Каргопольском, Рязанском и Новгородском уездах, рыбные ловли в реках Поной и Лахта на Кольском полуострове, соляные варницы в Соликамске, многочисленные пахотные земли, сенные покосы, лесные угодья, звериные ловли и бобровые заповедники.

 

Это терем младшей сестры царя Алексея Михайловича, которая была последовательницей Никона, Великой княжны Татьяны Михайловны. А напротив

вход в храм Воскресения Христова. Входим в сам храм и я ахаю от удивления. Объясню почему.

Это фотография 21 мая 2005 года с интернета. И я такой ее помню, когда была последний раз.

Это фото 2008 года.

Это вход в Крипту Гроба Господня. 2008 год.

Фото купола. А теперь смотрим, как выглядит сегодня. Работы пока не закончены.

 

Но продолжу. В храме Воскресения Христова помещалась чудотворная икона Божией Матери “Троеручица”. Этот образ был прислан патриарху Никону из Хилендарского монастыря на Афоне в 1663 году. Здесь же находилась икона Господа Вседержителя с припадшими к Нему митрополитом Московским св. Филиппом и патриархом Никоном.
Наследники царей, строивших собор Воскресения Христова, продолжали особенно милостиво относиться к Ново-Иерусалимской обители. В царствование Императрицы Елизаветы Петровны, после падения в 1723 году шатрового завершения ротонды, под которым находилась часовня Гроба Господня, и пожара 1726 года, клонившийся к окончательному разрушению собор в 1749-1759 годах был возобновлен по ее воле и отделан внутри лепниной по проекту и рисункам зодчего графа Растрелли, под непосредственным наблюдением настоятеля обители архимандрита Амвросия (Зертис-Каменского), скончавшегося в 1771 году в сане архиепископа. Императрица Екатерина II продолжала благоустройство Воскресенского монастыря и также пожертвовала средства для возобновления монастырских зданий после пожаров 1762 и 1792 годов.

А это уже вход в Кувуклию.

Сам Гроб Господень.


К XIX веку относится начало научного изучения истории Нового Иерусалима, крупнейшим историком монастыря стал архимандрит Леонид (Кавелин), исследователь памятников христианского Востока, рукописей Нового Иерусалима, калужских древностей и надписей Троице-Сергиевой Лавры. Его фундаментальный труд «Историческое описание Воскресенского, Новый Иерусалим именуемого монастыря», изданный 1874 году содержит не только исторический очерк, но и публикацию многих ныне утраченных ценных документов XVII века. Архимандрит Леонид основал монастырский музей, в котором были выставлены личные вещи Патриарха Никона, картины, иконы, книги, ткани из собрания монастыря.


В 1875 году архимандрит Амфилохий (Казанский) издает «Описание библиотеки Воскресенского монастыря», в котором описаны 242 рукописи XI-XVIII веков и 135 печатных книг XVI-XVII веков. В библиотеке Воскресенского монастыря хранились Воскресенская и Никоновская летописи, «Изборник Святослава 1073 года» - вторая по древности датированная русская рукопись. В 1907 году рукописные книги из монастырской библиотеки были переданы в Синодальную библиотеку, где составили особое Воскресенское собрание, в 1920 году Воскресенское собрание было передано в Исторический музей, где хранится и поныне.

Это Трапезные палаты VII век. Сейчас они на реконструкции, но внутрь тоже можно попасть.

 


На реставрации находится и палаты "монастырских детенышей". Тут жили воспитанники монастыря. 



А это вид с другой стороны Храма Воскресения Господня.



Уникальные изразцы, которыми украшено внутреннее убранство Храмов и наружных окон бережно восстановлены по старым технологиям.







 

В июле 1919 года по решению Звенигородского уездного съезда советов Воскресенский монастырь был закрыт а его имущество национализировано. В 20-х годах ХХ века наиболее ценные предметы из ризницы Воскресенского собора были переданы в Оружейную палату. С 1921 года на его территории работало два музея: Художественно-исторический и родного края, которые в 1922 году объединились в Государственный художественно-исторический музей.

В декабре 1941 года Новый Иерусалим оказался в зоне ожесточенных боев за Москву, здания монастыря сильно пострадали, некоторые были полностью разрушены, сведения о разрушениях в Новом Иерусалиме фигурировали в Нюренбергском процессе.
Начиная с 50-х годов в Монастыре велись активные реставрационные работы, в результате которых архитектурный комплекс монастыря был поднят из руин, начаты работы по реставрации внутренней отделки Воскресенского собора. Некрополь Новоиерусалимского монастыря расположен внутри собора (захоронения XVII века) и собственно на его территории — по обеим сторонам церкви Константина и Елены. В ходе исследований 1999—2003 годов выявлено 100 целых или сохранившихся крупных частей надгробных памятников, среди них лишь небольшое количество объёмных архитектурных форм. Существенный урон некрополю был нанесён во время богоборческой кампании 1920-х — 1930-х годов и в результате взрыва собора в декабре 1941 года. Из-за разрушения в 1941 году многие могилы Некрополя утрачены, однако известно, что внутри собора продолжали хоронить и во второй половине XVIII века.


В соборе и около него находятся погребения членов семей, владевших окрестными землями и лиц, делавших вклады в монастырь: Бестужевых-Рюминых, Самариных, Нащокиных, Олениных, Загряжских, Сухово-Кобылиных (в том числе могилы отца и матери драматурга А. Сухово-Кобылина). В подземной церкви в приделе иконы богоматери «Утоли Моя Печали» похоронены жена и сын А. Суворова.
Реставрационно-восстановительные работы в монастыре начались в 1947 году; особенно интенсивно они велись в 1960-80-е годы. В 1959 году музей возобновил работу; сооружения монастыря восстановлены, за исключением основной архитектурной доминанты — исполинской ярусной звонницы XVII века. В 1994 году начался процесс передачи сооружений монастыря Русской Православной Церкви, в обители возобновилась богослужебная деятельность.

Фото 1984 года.

Фото 2005 года.

Внутреннее убранство и Кувуклия в 200-х годах.


Ворота в Гефсимановский сад Фото 2004 года.

Фото 2006 года.


Подземная церковь Константина и Елены в 2008 г. И ниже ров.



Монастырь зимой 2008г.


А вот что было с изразцами.

6 марта 2009 года Президентом Д.А. Медведевым был подписан указ «О мерах по воссозданию исторического облика Воскресенского Ново-Иерусалимского ставропигиального мужского монастыря Русской Православной Церкви». Указом предусмотрено предоставление Благотворительному фонду субсидий из федерального бюджета на воссоздание исторического облика обители.

Ну и нашла потрясающие снимки с воздуха.



Реставрационные работы в монастыре планируется закончить в 2016 году. Воскресенская обитель, на территории которой расположен музей, является уникальным сооружением. 

Ново-Иерусалимский монастырь 15 Сентября 2009.

Патриарх и Д.А.Медведев посетили Ново-Иерусалимский монастырь 2012

Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь январь 2012

14 февраля 2014 г.

 

Развалины Ново-Иерусалимского монастыря, взорванного немецкими войсками 10 декабря 1941 года. Автор съемки Иванов-Аллилуев С. С сайта Победа http://victory.rusarchives.ru/index.php?p=31&photo_id=620

 

С воздуха http://igor113.livejournal.com/302618.html

Картина дня

наверх