Всем привет. Кто еще не знает, сообщаю - я жительница Беларуси. Наткнулась на тему о взгляде на Беларусь жителя России путешествовавшего по Беларуси. Самой интересно стало, завтра почитаю))) А я вот все собираюсь выбраться на экскурсию в Россию, всю, конечно, не охватишь, но интеерсно было бы посмотреть , как вы живете, РОССИЯНЕ! ??? В прошлом году мы были в Питере с экскурсией, потрясающий город! А кто был в Беларуси? Как ваши впечатления?
Беларусь и белорусы. Путешествие в страну-соседку)
Как и обещано было в мае, новый цикл "Неизвестная война" мы начали в Бресте, где провели трое суток, с 20 по 22 июня. Было отснято большое количество материала, и пока идет обработка видео, я решил для начала опубликовать что-то вроде путевых заметок. Думаю, будет показательно, тем более что мы в Беларуси были впервые, а многие из читающих не были вообще. А посещение этой республики вызвало неоднозначные впечатления. Но в большинстве своем положительные.
Перед тем как ехать, я проконсультировался с жителем Бреста, который работает в моем городе. Но, так как это был белорус, то некоторые вещи, вполне обычные для него, сыграли с нами впоследствии злую шутку. Но — по порядку.
1. Граница
В так называемом приграничье мы выполнили совет, данный нам местным агентом: "Танкуйтесь по полной на своей стороне". Это в плане топлива. Задачка была та еще, особенно в отношении газа. Справились, и границу пересекали с полным баком и баллоном. Что впоследствии весьма пригодилось.
Самой границы мы не нашли. Точнее, ее белорусской части. На нашей стороне был погранпост, где пограничники с любопытством посмотрели на нас и напомнили о наличии паспортов. А то обратно не пустят. На этом формальности были закончены, и нам пожелали приятного путешествия. Когда мы спросили, а где граница, то сержант махнул рукой и неопределенно так сказал: "Там... в километре".
Ни через километр, ни через три ничего похожего мы не обнаружили. О том, что мы уже "не тут" стало понятно по придорожным киоскам с табличками "Страховка по России". Привет, Беларусь!
Окружающий пейзаж фактически не изменился, разве что дорожное покрытие стало получше. И мы помчали по направлению к Кричеву, где рассчитывали разжиться местной валютой.
Так вышло, что у себя дома мы "тех" рублей не приобрели. Предстоящая деноминация в Беларуси почему-то так сказалась на наличии белрублей в наших банках. Не было. А учитывая то, что они особым спросом у нас и не пользовались (далековато все-таки), то мы решили что не беда, на месте возьмем.
Мечты, мечты...
2. Белорусские сюрпризы
В Кричеве мы, к своему удивлению, выяснили, что белрубли нам не светят. Ибо воскресенье. И все обменники до единого закрыты. Ладно, не беда, на пути более цивильный Могилев. Щас!
В Могилеве было все в той же поре. Пообщавшись с охранников в одном из найденных банков, мы поняли, что быть нам нищебродами до понедельника. А потому скорректировали маршрут и рванули сразу на Брест. Ну не заезжать же в Минск ради такой мелочи? Тем более что горючки у нас явно хватало, сухпайки имели место в багажнике, да и не факт, что в Минске что-то иначе обстоит. А в случае заезда в Минск и неудачи уже был бы напряг. Ну, мы решили и не рисковать.
Обслуживание по пластиковым картам на дорогах обстоит, скажем прямо, не фонтан. Далеко не все терминалы принимают наши карты и далеко не от всех банков. Самым продвинутым в этом плане является наш "Лукойл", но встречается не часто. "Беларуснефть" произвела впечатление сети, где постоянно что-то ломается в плане терминалов. Ну, или просто нет желания связываться с российскими картами. Сказать сложно.
Исключения, как говорят местные, составляют терминалы у ГАИ. Эти трескают все карты и с удовольствием.
Ну, и еще один маленький минус. АЗС располагаются как-то хаотично. Могут стоять три одна за другой, а потом изрядное количество пути не быть заправок вообще.
В любом случае, для всех, кто решит прокатиться по Беларуси на авто, пара советов. Не поленитесь сделать две вещи: залиться под пробку на своей стороне, ибо изрядно дешевле и запастись тысячей-другой российских рублей в белорусском эквиваленте. Да, страховка у нас дешевле. 840 рублей. У нас ее ни разу не проверили, но если налететь — будет печально. Штрафы в Беларуси вполне европейские и исчисляются в евро.
Вообще, на штрафы лучше не налетать. Не всякий бюджет выдержит. Мы вели себя прилично (за одним исключением), так что обошлось. Но превышать — упаси бог. Тем более, что даже в самой небольшой деревне может стоять камера.
И еще один прикол. Платные дороги. Они есть. Но мы, пока нам не разъяснили, не поняли, как за них рассчитываться. Привычных нам терминалов нет. Просто вывеска: "Платная дорога". И все. Нигде никаких разъяснений на этот счет, соображай по мере продвинутости. Мы не сообразили, потому доехали до Бреста и слегка напугали этим вопросом наших встречающих.
Слава богу, российские авто категории "В" ездят по платным дорогам на халяву. Такой братский бонус. А остальные обязаны платить. Причем сделать это надо самостоятельно, на АЗС, где есть соответствующий терминал. Найти и оплатить — личная обязанность каждого. Не нашел/не оплатил — добро пожаловать в теплые объятия Державной автоинспекции.
Приезжие с Украины, например, обязаны платить. И есть целые стоянки конфискованных машин, владельцы которых предпочли их бросить, нежели выкупать. Вот такая реалия в отношении соседей.
Когда мы выразили удивление тем, что вообще никакой информации на эту тему, то нам было сказано, что штрафы — изрядная часть бюджета страны. Если на каждом углу информировать, то с кого их (штрафы) брать? Такой вот аспект.
О газе как топливе для авто. Настоятельно советую про него там забыть. То, что заливают на белорусских АГЗС, газом считаться может только с большой натяжкой. Обманывают безбожно. Понятия "залить до полного" у них нет. Сколько попросишь — столько и нальют. Первый раз я попросил 50. Залили 50. На "Лукойле". Хотя у нас он газом не торгует. И явно еще можно было бы, хотя баллон у меня 52 литра. В России больше 48 не залезало по законам физики. Проехал на этих 50 литрах аж 325 км. Хотя нормально для моей машины 430-450 км по трассе. Ладно.
Поэкспериментировал второй раз. На "Беларуснефти". Не дрогнувшей рукой заправщик "насыпал" мне ровно 60 заявленных литров. На откровенно издевательский вопрос, как это в баллон на 52 литра (не совсем пустой, кстати) вошло 60, он вполне спокойно ответил: "Вы просили 60? Вот вам 60..." Хватило этих 60 литров на 352 км.
А бензин у них ничего. Только дороже. Но про газ в РБ на всю оставшуюся жизнь я забыл от слова совсем. Себе дороже. Потому что то, что у меня вылили из баллона по приезду, как-либо классифицировать мои газовщики не смогли. Оно воняло вроде как газ, но не горело и не испарялось. Субстанция.
Вот такой советик. Вдруг пригодится.
3. Дороги и вокруг них
Вообще, по состоянию дорог Беларусь — однозначно "цеевропа". Ровно, гладко, чисто. Идеально. Как платные, так и бесплатные. Примерно одинаково. По крайней мере, от границы и до Бреста. То есть, проехав всю страну с востока на запад, мы нигде не увидели привычных ям и колдобин.
И чистота.
Чистота и порядок в Беларуси просто убивают. И в городах, как больших, так и маленьких, и на дорогах. Произвел эксперимент: вышел из машины и углубился в лесополосу вдоль дороги. До ближайшего города было еще километров 50. Порядок. Ни бутылок, и банок, ничего. Девственный лес.
В городах примерно так же. Вообще, непонятно, то ли убирают на совесть, то ли не мусорят. Видимо, второе. Потому что в Могилеве и Бресте специально уходили в сторону от центральных улиц, просто чтобы проверить. Результат один и тот же.
И это уже не Европа, где чуть в сторону и можно нарыть легко и непринужденно тот еще гадюшник. Что в Праге, что в Гамбурге. Да и вообще почти в любом европейском городе.
На дорогах куча недокемпингов. И выглядят тоже великолепно. Да, это не наша М4, где время от времени встречаются асфальтированные карманы с переполненными мусорными контейнерами и не чищенными со дня создания туалетами.
В Беларуси это выглядит иначе. Обычно в таком кармане присутствует кафе или магазин, лавочки-скамейки, а то и беседки с крышей. Плюс персонал кафе, видимо, и блюдет чистоту на площадке. Непременный атрибут — карта с указанием следующего такого места. На платных дорогах.
Мы же дважды останавливались на обед на "дикой" трассе между Могилевым и Кричевым. Площадка на берегу озера, в лесу. Беседки, штук 5 контейнеров для мусора, столы. Короче, все что надо для полевого обеда. Если есть артезианский источник с водой, об этом всегда будет соответствующий знак.
Вообще, знаков на дорогах пропасть. Предупреждают обо всем, о чем только можно. Самый распространенный: "Увага!", то есть "Внимание!" Белый треугольник с красной каймой и черной точкой посередине. А под ним табличками причины "уваги". Доходит до 5-ти. Не сфотографировал, но видел. Проще было бы повесить знак "локальный апокалипсис". Или "все плохо".
Но когда заезжаешь на участок, где знаков нет (об этом предупреждают заранее), то становится даже как-то неуютно.
О том, что вокруг дорог. Едучи впервые в Беларусь, поневоле настроили себя на то, что увидим вокруг трасс безбрежные поля картохи. Вышел полный облом. Поля-то были, и да, обширные и все такое. Но почему-то засеяны они были сплошь и рядом зерновыми культурами. Даже странно как-то.
И только в одном-единственном месте, километрах в 50 от Минска, мы наконец узрели искомое. Выдохнули, ибо картофан был в наличии, и уже спокойно поехали дальше.
Коровы, а точнее, их количество, тоже внушали спокойствие. Коров было множество. Стада по 100-200 голов мелькали постоянно. Ради справедливости, на обратном пути днем через Брянскую и Орловскую области мы коров не видели вообще. А в РБ — пожалуйста.
Кстати, из леса очень часто выходят партизаны. Невзирая на ограждения. И потом торгуют дарами леса. Ягоды и все прочее. Иногда стихийные базарчики на обочине выглядят весьма... Человек по 30-40.
Белорус за рулем — человек абсолютно законопослушный (а как иначе с такими штрафами и тотальной слежкой) и культурный. За 5 дней, что мы раскатывали по дорогам и городам, у нас было всего ТРИ случая, требующих срочного реагирования. ТРИ. Причем на откровенное хамство тянул только один. Два — так... у нас такие по десятку за день словить можно.
Пропускание пешеходов — это вообще кошмар. Пешеходы не переходят дорогу, они передвигаются. Особенно там, где просто переход, без светофора. Абсолютно не глядя вокруг. Перебарщивают, если честно. А водители ждут.
Мы раз тоже отличились, правда, не совсем по своей вине. Затупивший навигатор выбросил нас на встречную полосу дороги. Там действительно с первого взгляда не совсем понятно, как двигаться. И мы так лихо оказались на четвертой полосе, предназначенной для разворота на перекрестке. Упс, не специально! Но вылетев, осознали, и встали.
Загорелся зеленый для той улицы, но с обеих сторон не тронулась ни одна машина. Народ спокойно оценивал сложившуюся ситуацию, и ждал, чего эти клоуны еще отмочат. А варианты были. Мы могли просто развернуться через все полосы, могли проехать против движения где-то 150 метров до нужного нам разворота, могли и назад поехать.
Из окна ближайшей машины: "Парни, все нормально, но вы определитель побыстрее, куда дальше..."
Мы сдали назад, зарулили на свою сторону, и только тогда, видимо, облегченно вздохнув, все тронулись. Впечатлило.
Вообще, на "Эстиме" по Бресту рассекать было несложно. Так как "праворучки" в РБ запрещены, то наше узкоглазое транспортное средство, да еще и с российскими номерами не самого известного региона, привлекало внимание. Не то чтобы шарахались, но старались держаться на расстоянии. На всякий случай.
4. О жителях
Так как больше всего времени мы провели в Бресте, то и мнение свое составляли по жителям этого города.
Брест изрядно меньше нашего города, раза этак в четыре. Вылизанный, причесанный и вообще, кукольный такой.
Как можно судить о благосостоянии жителей? Наверное, по авто.
Брест удивил. Мы не ожидали узреть такого количества машин, давно и прочно обосновавшихся у нас в категории "автохлам". "Гольфы"-"двойки" — табунами. "Пассаты" 2 и 3, "Форды" "Сьерры" и "Эскорты", "Ауди"-"селедки"... В общем, привет, девяностые.
Российского автопрома не видно. Однажды видели "Весту" на трассе, еще изредка мелькают "шестерки". Гайцы катаются на "десятках", но, видимо, украинских, "Богданах". Все. Остальное — Европа, немцы и французы девяностых годов. Что-то современное тоже присутствует, но в небольших объемах.
В целом, наверное, как у нас. Только наши пересели на корейцев и ВАЗы, а тут еще такой заповедник. Но, следует заметить, что по внешнему виду автохламом это не назвать. Все такое прилично выглядящее, не мятое, не гнилое... Город-музей.
Что еще можно сказать о белорусах, конкретно о жителях Бреста. Своеобразны. Этакие наутилусы в раковинах. Наружу одни клешни и усы. Довольно сложно затеять разговор, сильно надо постараться. И первое время не покидает ощущение, что тебя то ли как-то оценивают, то ли проверяют. Причем какой-либо закономерности мы не вывели.
Как вдруг у белоруса что-то щелкает в башке, какие-то шестеренки зацепляются, и рядом с тобой оказывается этакий рубаха-парень, готовый идти с тобой на другой конец света.
А может и не щелкнуть. И тогда лучше поискать себе другого собеседника или проводника.
Еще мы поняли, фактически сразу, что с белорусами можно говорить на любую тему, кроме политики. "Давайте не будем о политике" — это очень часто встречающаяся фраза. О любой политике. Внутренней, внешней, соседской. И, если хочешь продолжать общение — лучше эту тему снять. И в дальнейшем не поднимать. И все будет замечательно, тем более, что настоящий белорус всегда найдет о чем поговорить и рассказать.
Об отдельных внутренних аспектах, особенно касающихся линии Лукашенко, тоже лучше не спрашивать. Это довольно больная тема для любого местного жителя. Нельзя сказать, что все скопом одобряют то, что делает батька, но и обсуждать это не особенно горят желанием. "Вот так и живем... Это Беларусь...".
Мы для себя сделали вывод, что жизнь в маленьком полицейском государстве довольно сложна и проблематична для народа. В некоторых аспектах.
Но чего не отнять у белорусов, так это патриотизма и любви к своей стране.
Мы часто слышали рассказы по секрету о том, как далеко не все прекрасно в обустройстве, о проблемах. О способах решения проблем вариантов не предлагалось, но когда я сказал, что если все вот так, чего не уехать в Россию, где таких проблем реально нет, то на меня посмотрели довольно странно. Вариант смены гражданства всеми моими собеседниками не рассматривался.
Не "синдром младшего брата", но любой белорус всеми силами постарается показать, что у них как минимум не хуже. Да, многое в их обустройстве им не по вкусу, но выставлять это и жаловаться как-то не принято что ли... Для этого есть оппозиция, которую тоже за людей особо не держат. В принципе, как и у нас.
А в целом народ очень доброжелательный и дружески настроенный. К своим. У нас был случай, перед парадом участников, 21 июня, нас просто атаковали два жителя Гродно, Витя и Юра. Были они немного того... подшофе. Они довольно долго ехидничали на наш счет, пока до их затуманенных алкоголем сознаний не дошло, что мы, несмотря на нашу форму, россияне. Спросить сразу они не смогли почему-то, но решили, что мы то ли из Казахстана, то ли из Израиля. Там были реконструкторы и из этих стран тоже.
Как только это выяснилось, да еще и усугубилось тем, что мы впервые в Беларуси, в качестве извинения и с целью показать нам истинную душу Гродно, была вытащена из недр "Транспортера" стеклянная бутыль литров на 10 с искрящейся (я не вру!) жидкостью. На дне плескалось еще литра полтора.
— Вот... Щас мы вам покажем, что такое душа Гродно... Не отравим, сами понимаете...
Мы, если честно, содрогнулись от перспективы. Нам предстоял поход в центр, потом торжественное мероприятие в час ночи, а в 4-30 мы должны были быть на площадке для реконструкции. Блин...
На мой взгляд и нюх опытного самогонщика со стажем около 15 лет, в жидкости было не менее 60 градусов. И еще появилось сало. Куда ж без него?
Мысленно перекрестился и — бабах! Внутри организма рвануло и заискрилось!
Теперь мы знаем, какова "душа Гродно"...
— О, порозовели! Вот теперь вы весь вечер скакать будете, как заведенные! — прокомментировал Юра. И оказался прав. На этой высокооктановой заправке мы не только прошли все шествие, но на обратном пути вместе с новым знакомым Александром, нашим читателем и историком, обошли еще и весь старый центр Бреста.
— Вы, если что, на обратном пути заходите, — пригласили нас. Подкрепиться. Но мы решили не рисковать.
В целом, если оставить за кадром то, о чем я рассказал и о чем предпочел умолчать, то поездка доставила только положительные впечатления. Интересная страна, прекрасные люди. Ну, нам такие попадались.
И еще один момент. Беларусь, в отличие от наших родных краев, — этакий славянский заповедник. Гастарбайтеров не видели совсем. Все, что мы видели, делалось руками местных. Непривычно, но черт меня побери, выглядит приятно.
Всю обратную дорогу мы заново переживали и обсуждали наши впечатления. И та крошка негатива, которая у нас была, окончательна утонула в том объеме теплоты, радушия, внимательности, которую на нас обрушили те, кто нас встречал, и те, с кем мы познакомились в ходе наших метаний.
Не знаю, как там Египты, Турции и прочие страны, куда было принято таскать свой организм на отдых, но мы в Беларуси схватили такой заряд всего солнечного, какой там курорт... Да, нет моря. Но есть многое другое. Особенно для тех, кто интересуется историей вообще и просто любит красивые места. А уж там их...
Мы уже уезжали, прощались с нашим добрым гением Дмитрием, который угробил на нас кучу своего времени, когда пришло еще одно приглашение. На "Линию Сталина". Но мы были вынуждены отказаться, поскольку закончилось все: силы, деньги, пленка, флешки. А, как нам сказали, как ходим мы — нужно целый день потратить.
Решили, что в другой раз. Причем нам эта идея понравилась изначально. Возвращаться туда, где комфортно и тепло душе, всегда приятно.
Так что... До свидания, Беларусь!
Постскриптум: как вы уже поняли, мы съездили в такую даль не просто так. Впереди много интересных материалов.
Свежие комментарии