На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ШАГ НАВСТРЕЧУ

23 951 подписчик

Свежие комментарии

  • Jolie
    затолокин))они ждали-ждали тебя 5 лет и "померли от тоски"))))А где все? С НОВЫ...
  • Jolie
    нихде)))🤣🤣🤣🤣🤣🤣🤣Когда деревья был...

Панорама "Оборона Севастополя"

"Надолго оставит в России следы эта эпопея Севастополя, героем который был русский народ"

Л.Н. Толстой, участник обороны Севастополя

"Мы любим отчизну!
Но Вы нам явились
Примером великой отважной любви
Одиннадцать месяцев с лишком вы бились,
Под адским огнём утопая в крови"

Так писал о тех днях поэт А. Григорьев, который был свидетелем Крымской войны

 

Музей героической обороны Севастополя

Здание панорамы «Оборона Севастополя 1854—1855 гг.»

Здание панорамы «Оборона Севастополя 1854—1855 гг.»

Дата основания: 1904 г.

Местонахождение: Севастополь

Панорама «Оборо́на Севасто́поля» — музей-панорама, посвященный первой обороне Севастополя.

Исторические события

В середине XIX столетия у стен Севастополя решалась судьба Крымской войны. В 1854 году войска союзников вплотную подошли к Севастополю, одинадцать с лишнем месяцев Севастополь стоял, в 1855 году он пал, но наши войска с развёрнутыми знамёнами, при оружии перешли на Северную сторону Севастополя, следует заметить, во время осады не было сдано или потеряно ни одного боевого знамени. Англия и Франция пытались вытеснить Россию с Балканского полуострова и бассейна Черного моря. Одиннадцать долгих месяцев отборные силы противника, имея численный перевес и преимущество в вооружении, стояли у стен Севастополя. В марте 1856 года был заключен Парижский мирный договор, который не принес полной победы ни одной из воюющих сторон.

Создание

Автор панорамы, основоположник русского панорамного искусства, профессор класса батальной живописи Петербургской Академии художеств Франц Алексеевич Рубо положил в основу произведения самый яркий эпизод севастопольской эпопеи — бой на Малаховом кургане 6 июня 1855 года. В этот день 75-тысячная русская армия успешно отразила натиск 173-тысячного англо-французского войска.

Главным героем сражения Ф. А. Рубо считал народ, в прославлении его подвига он и видел основную свою задачу. Работу над панорамой художник начал в 1901 году. Приехав в Севастополь, он изучал исторические документы, знакомился с местами боев, беседовал с участниками и очевидцами событий, а затем в Петербурге создал эскиз картины. Огромное живописное полотно (14 м × 115 м) писалось в Мюнхене с помощью художников Шенхена, Мерте, Фроша и 20 студентов Баварской академии художеств. Одновременно велась работа над созданием натурного плана площадью 900 м².

Летом 1904 года произведение доставили в Севастополь, а 14 мая 1905 года, к 50-летию героической обороны города, панорама была открыта для всеобщего обозрения. Одними из первых ее посетителей были ветераны севастопольских сражений, которых удивила и растрогала доподлинность воспроизведенных событий.

Одна из жестоких войн в истории Крыма и Севастополя, вписанная кровавыми чернилами, - оборона Севастополя 1941-1942 годами. Постоянная бомбёжка фактически разрушила Панораму. Советские солдаты и матросы из горящей Панорами выносили фрагменты творения Рубо. Всё, что осталось, погрузили на Лидер Черноморского флота "Ташкент" и доставили в Новороссийск, а потом в Новосибирск, где сразу приступили к восстановлению Панорамы.

Спасение бессмертного творения Рубо заснял фронтовой кинооператор Дмитрий Георгиевич Рымарев. Вместе с Лидером "Ташкент" он, не переставая снимать, пошёл на Новороссийск, на палубе находились раненные, документы и многое другое, что не должно было оставаться в осаждённом Севастополе, в том числе фрагменты Панорамы Рубо. Возвращаясь обратно в Севастополь Лидер "Ташкент" попал под мощную бомбандировку и был затоплен немецкой авиацией. Как потом рассказывал Дмитрий Георгиевич: «Меня взрывной волной сбросило в воду, но я не прекращал снимать, после очередного взрыва из рук вырвало камеру, и всё, что я успел снять на обратном пути в Севастополь, погибло вместе с камерой.» И так всю оборону Севастополя Рымарев находился в городе, покинул он его с последним транспортом. А в 1944 году вместе с нашими войсками участвовал в Керченской операции, снял штурм Сапун-горы, один из первых вошёл в освобождённый Севастополь 9 мая 1944 года. После Победы с группой кинооператоров снимал парад Победы в Москве, уже на цветную плёнку. Потом были рабочие будни на Центральной студии документальных фильмов, встречи в фронтовыми товарищами и много работы. В 1971 году создал свой последний фильм "Подвиг Севастополя", где он выступил в роли сценариста и режиссёра. Имеет множество Государственных наград. Умер в Москве 13 декабря 2000 года.

 

 
«Оборона Севастополя 1854—1855 гг.»

Спасение панорамы в годы второй обороны Севастополя

25 июня 1942 года во время бомбардировки и артиллерийского обстрела в здание панорамы попали фашистские бомбы. Загорелось живописное полотно. Борьба за спасение картины длилась около двух часов. Только героическими усилиями моряков-черноморцев и солдат, бросившихся в огонь, удалось спасти 86 отдельных частей картины. Ночью 27 июня уцелевшие фрагменты произведения были погружены на последний корабль, прорвавшийся в осажденный город — лидер эсминцев «Ташкент». На его борту разместились также 2000 человек — раненые, женщины и дети. В невероятно трудных условиях, под непрекращающейся бомбежкой немецких самолетов героическому экипажу корабля во главе с его командиром В. Н. Ерошенко удалось доставить людей и ценный груз в Новороссийск. Но трюмы, где находились фрагменты картины оказались затоплены. Специальной комиссией было установлено, что спасены две трети картины площадью 1116 м², но состояние полотна исключало возможность его реставрации.

Восстановление панорамы

Сразу же после окончания войны возрождение панорамы было включено в пятилетний план восстановления и развития народного хозяйства СССР. Эта почётная миссия возлагалась на группу художников под руководством академика живописи В. Н. Яковлева. После его смерти группу возглавил академик живописи П. П. Соколов-Скаля. В состав творческого коллектива входили профессор П. М. Шухмин, один из старейших мастеров панорамной живописи Н. Г. Котов, художники Б. Н. Беляев, В. И. Гранди, Г. А. Захаров, В. Г. Коржевский, Б. Н. Котов, Б. Ю. Лоран, Е. И. Лобанов, А. П. Мерзляков, В. Е. Памфилов, Н. И. Плеханов, А. П. Романов, А. Ф. Суханов, Н. К. Соломин, Ю. Н. Трузе-Терновская и Н. И. Фирсов. Научную консультацию осуществляли адмирал флота Советского Союза профессор И. С. Исаков и кандидат военных наук А. Н. Кузьмин. Советские художники восстанавливали панораму на основании реставрированных фрагментов, фотографий, авторских этюдов, старых буклетов и других сохранившихся документов. Они стремились наиболее полно и правдиво изобразить военную обстановку, в которой происходили события, четко передать севастопольский пейзаж. Как и Франц Рубо, они непосредственно с Малахова курганасделали большое количество зарисовок и этюдов, впоследствии составивших точный композиционный рисунок панорамы. В процессе работы рождалось много новых художественных решений. Предметный план был обогащен жанровыми сценами «Кок в землянке», «Денщик у бочки с водой». Несколькими новыми эпизодами пополнилось и живописное полотно.

К 100-летию первой героической обороны Севастополя, 16 октября 1954 года, панорама вновь была открыта.

В наружных нишах здания музея-панорамы были установлены мраморные бюсты героев обороны Севастополя: Корнилова, Нахимова, Истомина, Панфилова, Новосильского, Бутакова, Хрулёва, Мельникова, Толстого, Пирогова, Кошки, Шевченко, Михайловой.

Музей-панорама

Бюст Истомина

Бюст Корнилова (автор Нина Петрова)

Бюст Нахимова (автор Н. Петрова)

Бюст Пирогова

Бюст Толстого (автор Н. Петрова)

Бюст матроса Кошки

Даша Севастопольская

Фрагмент панорамы

Картина дня

наверх