На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ШАГ НАВСТРЕЧУ

23 951 подписчик

Свежие комментарии

  • Jolie
    затолокин))они ждали-ждали тебя 5 лет и "померли от тоски"))))А где все? С НОВЫ...
  • Jolie
    нихде)))🤣🤣🤣🤣🤣🤣🤣Когда деревья был...

Календарная копилка.14 - 20 июля.

14 июля. ДЕНЬ КОСМЫ И ДАМИАНА В РИМЕ ПОСТРАДАВШИХ

День памяти святых чудотворцев бессребренников Космы и Дамиана, в Риме погибших в 284 году. Косма и Дамиан - родные братья, врачи по профессии. Обладали даром исцеления больных, чудотворцы. За бескорыстное лечение их назвали «безвозмездными врачами» - бессребрениками. Они открыто проповедовали веру в Христа.
В суде Рима братья говорили: «Мы никому не причинили зла, мы не занимаемся волшебством и чародейством, в чем вы нас обвиняете. Мы врачуем недуги силой Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа и не берем никакого вознаграждения за помощь больному, что Господь завещал ученикам: «Даром получили, даром давайте». Косма и Дамиан исцелили римского императора Карина и за это были отпущены.
«Старый врач-наставник, у которого в свое время братья изучали врачебное искусство, стал завидовать их славе. Он призвал братьев, будто бы для собирания редких лекарственных трав и, заведя их далеко в горы, убил, а тела бросил в реку».
В народе их имена, как обычно, упростили, сделали более привычными, стали называть Кузьмой и Демьяном и почитать почему-то как покровителей кузнечного дела.

Кузьма и Демьян. Косма и Доминеан. Летние Кузьминки. 14 июля в народном земледельческом календаре есть совет полоть огородные грядки и собирать корнеплоды. Кроме того, в этот день вовсю продолжается покос.
В этот день для женского праздника есть свои основания: "Кузьма-кузнец кует свадьбу крепкую".  «Кузьма и Демьян пришли - на покос пошли». «Кто рано встает, тому Бог подает». «Где работно, там и густо, а в ленивом дому пусто». «Без труда и отдых не сладок». «Жить в соседях, быть в беседах». На Руси в этот день в самом разгаре был сенокос. По этому поводу говорили: «Кузьма-Демьян ни свет ни заря встают, баб на покос ведут»; «Козьма и Демьян пришли — мы на покос пошли». В трудах проводили свои дни и огородники: нужно было полоть гряды и начинать собирать первые корнеплоды, в том числе для продажи. «Огород — бабий доход», — приговаривали крестьяне. На Кузьму (Косьму) и Демьяна (Дамиана) также собирали ягоды - малину и крыжовник, из которых варили варенье, делали компоты. Кстати, малиновое варенье, сваренное в этот день, получается особенно вкусным. Крыжовник использовали и при приготовлении вторых блюд: с ним, например, тушили цыплят. И все-таки, справившись со всеми делами, крестьянки не забывали в летние Кузьминки справить свой чисто женский праздник — с хождением в гости, обязательным вегетарианским угощением, собранным в складчину, с пивом, разговорами и песнями. Несмотря на жаркую страду, женщины в этот день успевали не только поработать, но и отметить свой праздник — Летние Кузьминки. Бабы и девки собирались на пиры, варили кашу-сыпчину или сборную кашу (в котел попадало все, что каждый принес: кто крупу, кто муку, кто молоко, кто яйца), пили пиво. Застолье сопровождалось песнями, обменом полезными советами и задушевными разговорами. Летние Кузьминки - женский, бабий, девичий праздник. Бабьи посиделки, ходят в гости. Собираются вскладчину, обязательно с растительной пищей, с пивом, с песнями. «Мешай дело с бездельем, проводи время с весельем».
Позднее зацветание зверобоя. Варка варенья из крыжовника.
Именины в этот день Алексей, Ангелина, Аркадий, Василий, Иван, Константин, Демьян, Кузьма, Лев, Никон, Павел, Петр, Тихон

И последний из списка, а на самом деле главный над всеми Архангелами Архистратиг Архангел Михаил (кто как Бог) вождь небесного воинства.

Говорят, сатана ставит себе в большую заслугу, что заставил живописцев НЕ ИЗОБРАЖАТЬ себя поверженным под ногами Покровителя рода человеческого. На этой прориси под ногами у Архангела Михаила поверженный диавол.
Когда восстал сатана против Бога, говоря "выше звезд Божиих вознесу престол мой…, буду подобен Всевышнему" (Ис. 14;13-14), тогда же противостал ему Архангел Божий Михаил, отвечая: "Кто подобен Богу? Никто как Бог!". И разделился тогда весь Ангельский мир.
"И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли… И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним. И услышал я громкий голос, говорящий на небе: ныне настало спасение и сила и царство Бога нашего и власть Христа Его, потому что низвержен клеветник." (Апок.12;7-10).
С тех пор Бог благословил сего ревностного Архангела на участие в духовных бранях в качестве Архистратига сил безплотных и назвал его Михаилом, что в переводе означает – Кто яко Бог. Кто равен Богу. Михаил это единственный, о ком сказано, что он «архангел», что означает "предводитель ангелов", или "главный ангел". Этот термин появляется в Библии только в единственном числе. Очевидно, это подразумевает, что есть лишь один, кого Бог обозначил руководителем, или главой, ангельского множества. Защитник славы Божией, воин против нечистой силы, воевода небесных сил. Изображается со щитом в левой руке, а в правой может держать крест (белая хоругвь  с крестом), огненный меч или копьё.

Молитва: «О, великий Архистратиже Божий Архангеле Михаиле победитель демонов! Победи и сокруши всех врагов моих видимых и невидимых, и умоли Господа Вседержителя, да спасет и сохранит мя Господь от всех скорбей и от всякия болезни, от смертныя язвы и напрасныя (внезапной) смерти.
Святый Архангеле Божий Михаиле! Отжени от мене молниеносным мечем твоим духа лукавого, унылаго, искушающего мя, ныне и присно и во веки веков. Аминь».

15 июля. ПОЛОЖЕНИЕ ЧЕСТНОЙ РИЗЫ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ВО ВЛАХЕРНЕ.

В середине V века двое братьев византийцев Гальбий и Кандит отправились из Константинополя в Палестину поклониться Святым местам. В небольшом селе около Назарета престарелая женщина рассказала, что хранит в своем доме ризу Богородицы. Пресвятая Дева подарила ее родственнице этой женщины и завещала передавать ее по наследству. Гальбий и Кандид уговорили отдать святыню им. Братья в драгоценном ковчеге перевезли ризу в Константинополь и во Влахерне. Там, во Влахерне, воздвигли храм в честь Богоматери, и 2 июля 458 года пометили в нем ризу. В конце XIV века часть ее была перенесена на Русь Дионисием, архиепископом Суздальским.
Вот как это было. 18 июня 860 года русский флот князя Аскольда, в составе более 200 ладей, опустошив берега Черноморья и Босфора, вошел в бухту Золотой Рог и угрожал Константинополю. Император Михаил III (842-867), остановив начатый поход на арабов, вернулся в столицу; всю ночь он молился, простершись ниц на каменных плитах храма Влахернской Божией Матери. Опасность возрастала с каждым часом. В этих условиях было принято решение спасать церковные святыни, и прежде всего - святую Ризу Богородицы, которая хранилась во Влахернском храме, недалеко от берега залива. После всенародного молебна святую Ризу Богоматери, взятую из Влахернского храма, с крестным ходом обнесли вокруг городских стен, погрузили с молитвой край ее в воды Босфора, а затем перенесли в центр Царьграда - храм Святой Софии. Божия Матерь Своей благодатью покрыла и усмирила воинственность русских воинов. Заключив почетное перемирие, Аскольд снял осаду Константинополя. 25 июня русские войска стали отходить, унося с собой большой выкуп. Неделю спустя, 2 июля, чудотворную Ризу Богоматери торжественно возвратили на ее место, в раку Влахернского храма. В воспоминание этих событий было установлено святым Патриархом Фотием ежегодное празднование Положения Ризы Богоматери 2 июля.
Вскоре, в октябре - ноябре 860 года, русское посольство прибыло в Константинополь для заключения договора "любви и мира". В условия мирного договора входили положения о Крещении Киевской Руси, о выплате Византией русским ежегодной дани, разрешении им вступать в византийскую армию, вести торговлю на территории империи (прежде всего, в Константинополе), посылать в Византию дипломатические миссии.
Важнейшим был пункт о Крещении Руси. Продолжатель византийской "Хроники Феофана" говорит, что "посольство их прибыло в Царьград с просьбой сделать их участниками в святом Крещении, что и было исполнено".
Перед Аскольдом, как впоследствии перед святым князем Владимиром, стоял нелегкий выбор, его прельщали то иудейской, то магометанской верой. Но под благодатным влиянием святого равноапостольного Кирилла князь сделал выбор в пользу Православия. Аскольд принял святое Крещение с именем Николай, крестились и многие из его дружины. Непосредственно из Царьграда, столицы Православия, трудами святых апостолов славянства пришли на Русь славянское Богослужение и славянская письменность. В Киев был назначен святителем Фотием митрополит Михаил, и русская митрополия была внесена в нотиции - списки епархий Константинопольского Патриархата.
Праздник Положения Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне является, таким образом, одновременно праздником канонического основания Русской Православной митрополии в Киеве. Благословением Божией матери и чудом от Ее святой Ризы совершилось не только спасение Царьграда от самой грозной осады за всю его историю, но и спасение русских из тьмы языческого суеверия к вечной жизни. Вместе с тем, 860 год принес признание Киевской Руси Византией, ознаменовал равноправный выход молодого Русского государства на арену истории.
Попытка князя Аскольда возродить на Днепре христианское благовестие святого апостола Андрея Первозванного, задуманная им религиозная и государственная реформа окончилась неудачно. Время утверждения христианства на Русской Земле еще не настало. Слишком сильны были сторонники языческой старины, слишком слаба княжеская власть. При столкновении Аскольда с язычником Олегом в 882 году киевляне предали своего князя. Аскольд принял мученическую кончину от руки наемных убийц, обманом завлеченный в стан врагов для переговоров.
Но дело блаженного Аскольда (так называет его Иоакимовская летопись) не погибло в Русской Церкви. Вещий Олег, который, убив Аскольда, занял после него киевское княжение, называл Киев "матерью градам русским" - это дословный перевод греческого выражения "митрополия Русская". Важнейшее завоевание Аскольда, навсегда вошедшее в церковное наследие не только Руси, но и всего православного славянства, - славянское Евангелие и славянское Богослужение, созданные трудами святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. В Киеве при дворе Аскольда положено было в 861 году начало их апостольской деятельности среди славян, продолжившейся позже в Болгарии и Моравии. О событиях 860 года повествуют не только византийские, но и русские летописные источники. Преподобный Нестор Летописец, подчеркивая значение русского похода на Царьград, отмечает, что с этого времени "начала прозываться Русская Земля". Некоторые летописи, среди них Иоакимовская и Никоновская, сохранили известия о Крещении князя Аскольда и Киевской Руси после похода на Царьград. При этом народная память прочно связала имена киевских князей Аскольда и Дира, хотя, по мнению историков, Дир княжил в Киеве несколько раньше Аскольда.
Почитание праздника Ризоположения издревле известно в Русской Церкви. Святой Андрей Боголюбский († 1174; память 4 июля) воздвиг во Владимире на Золотых воротах храм в честь этого праздника. В конце ХIV столетия часть Ризы Богоматери была перенесена из Константинополя на Русь святителем Дионисием, архиепископом Суздальским († 1385; память 26 июня).

Святая Риза Богоматери, хранившая прежде столицу Византии, спасала впоследствии от неприятеля и первопрестольную Москву. Летом 1451 года под стены Москвы подступали татарские полчища царевича Мазовши. Святитель Иона, митрополит Московский, непрестанными молитвами и церковными службами укреплял защитников столицы. В ночь на 2 июля, сообщает летопись, в татарском стане случилось великое смятение, враги бросили награбленное добро и в беспорядке поспешно отступили.

В память чудесного избавления Москвы святой митрополит Иона в том же году воздвиг в Кремле церковь Ризоположения, ставшую его крестовой (домовой) церковью. Она сгорела, но на ее месте тридцать лет спустя была построена в 1484-1486 гг. новая, также посвященная празднику Положения Ризы Богоматери. Этот храм, стоящий доныне, продолжал служить домовым храмом русских митрополитов и Патриархов до того времени, как был возведен при патриархе Никоне собор Двенадцати Апостолов.

В этот день на Руси чествовали Берегиню — великое славянское божество, почитаемое как мать всех духов и всего богатства земли. Ее нередко представляли в виде белоствольной березы. Поэтому девушки ходили в лес — поклониться этому дереву и попросить счастья в любви. На Берегиню можно было попытаться приворожить возлюбленного. Для этого нужно было взять маленькую березовую веточку и тайно положить на порог. Как только парень переступал эту веточку, девица немедленно подбирала ее и прятала в сухое место, приговаривая: «Как этот прут сохнет, так пусть и он (называлось имя юноши) от любви ко мне сохнет». Березу вообще считали чудесным деревом. Наши предки были уверены, что она охраняет людей и жилища от козней нечистой силы. Поэтому березу нередко сажали около дома. Некоторые исследователи полагают, что берегинями называли также русалок — «береговых дев». Неслучайно Берегиня помогала рыбакам, в ответ на просьбы о помощи дарила им богатый улов. Также ее называли защитницей всех, кто живет по берегам рек. В этот день подмечали: если на деревьях появилось много желтых листьев — осень и зима будут ранними.  Впрочем, Берегиня помогала крестьянам практически в любом начинании: охраняла скот, наделяла травы целебными свойствами, питала плоды и овощи. В сенокосную пору полагалось выносить на луга вышитые полотенца и после умывания утираться ими, чтобы приобрести здоровье и силу. А вот заниматься жатвой в этот день не следовало. С распространением христианства образ Берегини смешался с образом Богоматери, и в этот день люди чествовали «Матушку Сырую Богородицу». Называли праздник также днем Петровой Матки — по имени святого Петра, которого вспоминали незадолго до этого. В этот день подмечали: если на деревьях появилось много желтых листьев — осень и зима будут ранними.
Начало сбора ранних сортов вишни (Владимирская). Она поспевает через 10 дней после зацветания липы. Наибольший урожай вишни бывает при загущенной посадке.
Осыпается жасмин. 15-20 июля - начало цветения воды в реках, водоемах.

Именины в этот день Арсений, Фотий.

16 июля. ДЕНЬ ПЕРЕНЕСЕНИЯ МОЩЕЙ СВЯТИТЕЛЯ ФИЛИППА, МИТРОПОЛИТА МОСКОВСКОГО, ВСЕЯ РУСИ ЧУДОТВОРЦА; ПРЕПОДОБНОГО. МОКИЙ И МАРК.

Митрополи́т Фили́пп II— епископ Русской церкви, митрополит Московский и всея Руси с 1566 по 1568 год, известный обличением опричных злодейств царя Ивана Грозного.
Святитель Филипп, Митрополит Московский, в миру Феодор, происходил из знатного боярского рода Колычевых, занимавших видное место в Боярской думе при дворе московских государей. Он родился в 1507 году. Его отец, Степан Иванович, "муж просвещенный и исполненный ратного духа", попечительно готовил сына к государственному служению. Благочестивая Варвара, мать Феодора, кончившая свои дни в иночестве с именем Варсонофия, сеяла в душе его семена искренней веры и глубокого благочестия. Юный Феодор Колычев прилежал к Священному Писанию и святоотеческим книгам, на которых зиждилось старинное русское просвещение, совершавшееся в Церкви и в духе Церкви. Великий князь Московский, Василий III Иоаннович, отец Иоанна Грозного, приблизил ко двору молодого Феодора, которого, однако, не манила придворная жизнь. Сознавая ее суетность и греховность, Феодор всё глубже погружался в чтение книг и посещение храмов Божиих. Жизнь в Москве угнетала молодого подвижника, душа его жаждала иноческих подвигов и молитвенного уединения. Искренняя привязанность к нему юного княжича Иоанна, предвещавшая большое будущее на поприще государственного служения, не могла удержать в граде земном взыскующего Града Небесного. Он, не прощаясь с родными, тайно, в одежде простолюдина покинул Москву и некоторое время укрывался от мира в деревне Хижи, близ Онежского озера, добывая пропитание пастушескими трудами. Жажда подвигов привела его в знаменитый Соловецкий монастырь на Белом море.
До избрания на московскую кафедру был игуменом Соловецкого монастыря, где проявил себя как способный руководитель. Из-за несогласия с политикой Ивана Грозного и открытого выступления против опричнины попал в опалу. Решением церковного собора лишён сана и отправлен в ссылку в тверской Отроч Успенский монастырь, где был убит Малютой Скуратовым. После мученической кончины святителя Филиппа  тело его было погребено в Отроче монастыре, в Твери. Иноки Соловецкой обители, где он прежде был игуменом, испросили в 1591 году позволение перенести его мощи в свой монастырь. Многострадальное нетленное тело было положено в могилу, приготовленную епископом Филиппом для себя еще при жизни, под папертью храма преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, около гроба старца Ионы (Шамина), любимого наставника его в монашеских подвигах.  29 апреля 1646 года игумену Соловецкой обители Илии послана была грамота Патриарха Иосифа о торжественном открытии мощей святителя и чудотворца Филиппа. 31 мая мощи переложили в новую раку и поставили в Преображенском соборе.
В 1652 году царь Алексей Михайлович по инициативе Новгородского митрополита Никона (который тоже позже попал в опалу) и по согласованию с патриархом Иосифом решил перенести мощи святителя в Москву.  Никон, тогда еще митрополит Новгородский, предложил перенести в Москву мощи трех святителей-мучеников: митрополита Филиппа, Патриархов Иова и Ермогена.
По дороге Никон письмами информировал царя о своём передвижении, на всех остановках мощи вносили в храмы и при большом стечении народа совершали перед ними молебны. В руки святого была вложена покаянная грамота царя Алексея Михайловича, в которой он молил о прощении грехов своего прадеда Иоанна Грозного, "склоняя" свою власть перед властью церковной. 3 июля святые мощи встречали в Москве: "пастырь, невинно изгнанный, был возвращен на свой престол". В Успенском соборе "на самой средине стоял он 10 дней" и во все дни с утра до вечера был звон, как в Пасхальную неделю. Затем святые мощи были поставлены в Успенском соборе у южной двери алтаря.
На месте встречи мощей святителя Филиппа московским духовенством и народом был воздвигнут крест, от которого получила свое название Крестовская застава в Москве (у Рижского вокзала).

Мокий и Марк, которых поминают в этот день, жили во времена императора Максимиана и были верными христианами. Во время гонений язычники их схватили и пытались заставить поклоняться идолам. Существует предание, что когда святых вели к жертвеннику, перед ними и их стражниками вышел маленький ребенок и стал мешать идти. За это язычники жестоко избили невинное дитя. Видя это, Мокий и Марк еще больше укрепились в решении не поклоняться идолам. За это их казнили, обезглавив мечом.

Этот день считался на Руси несчастливым, поэтому советовали не начинать никаких новых дел и вообще проявлять во всем повышенную осторожность. Еще одно название этого праздника — Стожары. Так наши предки именовали скопление Плеяды в созвездии Тельца. Его появление на небе предвещало охотникам удачу; если же его видно не было — в лес не стоило и отправляться, все равно вернешься ни с чем. Наши предки вообще с почтением относились к звездам, считая их ангелами, которые отворяют вечером окошки в своих светлых домиках, чтобы посмотреть, как люди живут на земле. В этот день часто случались грозы. В деревнях в это время продолжался сенокос, но с этим делом нужно было торопиться: если не успеть до периода дождей — запасти достаточно корма на зиму не получится. «Мокий землю мочит, а Марк на стогу стоит»; «Мокий поля орошает, а Марк сено убрать поспешает», — говорили люди. Также на Мокия и Марка было принято собирать мак. Поэтому и сам праздник по созвучию с именами святых называли Маковым днем. Обращали внимание на насекомых. Если комары и мошки вились кругами, это предвещало хорошую погоду на ближайшие семь суток.
Начало уборки озимой ржи. Полное созревание и лесной и садовой земляники.
Примечали, если дуб богат желудями – к урожаю.
Дети с утра соревновались в сборе желудей, полагая, что это принесёт им больше гостинцев от родителей.

Именины в этот день Александр, Анатолий, Антон, Василий, Георгий, Герасим, Иван, Константин, Марк, Михаил, Никодим, Филипп.

17 июля. ДЕНЬ ПАМЯТИ ИКОНОПИСЦА АНДРЕЯ РУБЛЁВА, СВЯТИТЕЛЯ АНДРЕЯ, АРХИЕПИСКОПА КРИТСКОГОИ ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ АНДРЕЯ БОГОЛЮБСКОГО. Андрей – наливы.

Андрей Рублев (1430) вместе со знаменитым иконописцем Феофаном Греком расписывал Благовещенский собор в Московском Кремле; вместе с иноком Даниилом Черным расписал Успенский собор во Владимире и Троицкий собор в обители преподобного Сергия. Им написана икона святой Троицы. Андрей Рублев погребен в Спасо-Андрониковом монастыре в Москве.

День памяти святителя Андрея, архиепископа Критского. Написал много богослужебных сочинений и песнопений. Был великим подвижником. Андрей Критский жил в 650—712 годах во времена упадка Византии, церковных шатаний, наступления ересей, набегов персов и арабов. Охваченный горечью, Андрей, ставший в 690 году епископом Крита, написал несколько религиозных стихотворений. Одно из них — "Покаянный канон" — до сих пор входит в канон вечерней службы первых четырех дней великого поста.

День памяти святого благоверного великого князя Андрея Боголюбского (1110-1174). Был великим распространителем христианства на Руси. Им создано 30 храмов. При нем был установлен в Русской церкви праздник Покрова Божией Матери, а также празднование 14 августа Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице ( в честь крещения Руси и в память о бывшей в 1164 году победе над волжскими болгарами). Этот день известен в народе как Медовый Спас. ...Он погребен во Владимире. Его мощи перенесены в серебряную раку в 1820 году. Память его чтится церковью 29 июня (день убийства) и 17 июля, по особой службе. 14 августа (1 августа по старому стилю) отмечается его день рождения.

Народное имя "Андрей-наливы" святой получил из-за особенностей этого дня, отмеченных в земледельческом народном календаре: "На Андрея озими в налив пошли", "Озими в наливе, греча на исходе". Наливой преподобного Андрея на Руси прозвали за то, что к его именинам на полях наливаются озимые культуры. Также почитали овес, о котором уважительно говорили: «Батюшка овес до половины урос». Зато гречиха только-только начинала всходить. Если в этот день шел дождь, его называли «андреевским». По погоде судили: «Каков Андрей Налива — таков и Калинник (11 августа)». Если же на Андрея появлялись на деревьях желтые листья, это предвещало раннюю осень. Озими в наливах дошли, а батюшка овес до половины дорос». «Озими в наливе, греча на восходе». «Овес в кафтане, а на грече и рубашки нет».
На яблонях ставят ловчие пояса против вредителей.

Именины в этот день Александра, Алексей, Анастасия, Андрей, Богдан, Георгий, Дмитрий, Ефим, Мария, Марк, Марфа, Михаил, Николай, Ольга, Савва, Татьяна, Федор, Федот.

18 июля. ОБРЕТЕНИЕ ЧЕСТНЫХ МОЩЕЙ ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ, ИГУМЕНА РАДОНЕЖСКОГО. АФАНАСИЙ АФОНСКИЙ.

Мощи Преподобного Сергия († 1392; память его 25 сентября) были обретены 5 июля 1422 г. при преподобном игумене Никоне .
В 1408 г., когда Москва и ее окрестности подверглись нашествию татарских орд Едигея, Троицкая обитель была опустошена и сожжена, иноки во главе с игуменом Никоном укрылись в лесах, сохранив иконы, священные сосуды, книги и другие святыни, связанные с памятью преподобного Сергия.
В ночном видении накануне татарского набега Преподобный Сергий известил своего ученика и преемника о грядущих испытаниях и предрек в утешение, что искушение будет непродолжительно и святая обитель, восстав из пепла, процветет и еще более возрастет. Пред началом строительства нового храма во имя Живоначальной Троицы на месте деревянного, освященного 25 сентября 1412 года, Преподобный явился одному благочестивому мирянину и велел известить игумену и братии: “Зачем оставляете меня столько времени во гробе, землей покровенного, в воде, утесняющей тело мое?” И вот при строительстве собора, когда рыли рвы для фундамента открыты и изнесены были нетленные мощи Преподобного, и все увидели, что не только тело, но и одежды на нем были невредимы, хотя кругом гроба действительно стояла вода.
При большом стечении богомольцев и духовенства, в присутствии сына Димитрия Донского, князя Звенигородского Юрия Димитриевича († 1425), святые мощи были изнесены из земли и временно поставлены в деревянной Троицкой церкви (на том месте находится теперь церковь Сошествия Святого Духа). При освящении в 1426 году каменного Троицкого собора они были перенесены в него, где и пребывают доныне.
В наше время рассказывают, что монахи, преоблачающие святые мощи прп. Сергия Радонежского, всегда с недоумением отмечают странное явление, подошвы башмаков его оказываются истертыми…

Икона игумений горы Афонской "Экономисса" находится в лавре Святого Афанасия на Афонской горе. В X веке в монастыре был голод, все ушли из монастыря, по дороге Афанасий встретил женщину под покрывалом и спросил ее, кто она. Женщина ответила: "Видишь этот камень, ударь в него жезлом и тогда узнаешь, кто говорит с тобою. Знай, что с сего времени Я навсегда остаюсь Домостроительницею (Экономикою) твоей лавры". Афанасий ударил камень, и из него потекла вода. Афанасий вернулся в обитель и увидел, что все кладовые наполнены по воле Царицы Небесной. Вскоре была написана икона.

Если на Афанасия месяц при восходе «играет» (меняет свой цвет или перебегает с места на место) - это к урожаю хлебов.
От капустной бабочки капусту опрыскивают зольной водой.
Как медь желты облака - к дождю. Из гнилого кута наволокло тучи - будет дождь.

19 июля. ПРЕПОДОБНОГО СИСОЯ ВЕЛИКОГО. ЕРЕМЕЙ. ПРАЗДНОВАНИЕ СОБОРА РАДОНЕЖСКИХ СВЯТЫХ.
ДЕНЬ ПЛЕТЕНИЯ ВЕНКОВ.

ЕРМИЙ - афинянин, пострадавший за Христа вместе с другими святыми мучениками - Исавром диконом, Иннокентием, Филиксом, Василием, Перигрином в македонском городе Аполлонии при императоре Нумериане (283-284).

Преподобный Сисой Великий, память которого отмечается в этот день, был монахом-отшельником. Он жил в Египетской пустыне в пещере, освященной молитвами его предшественника — преподобного Антония Великого. За 60 лет отшельничества Сисой достиг высокой духовной чистоты и получил в награду дар чудотворения. Этот дар был такой силы, что однажды даже позволил вернуть к жизни умершего отрока. По преданию, Сисой был чрезвычайно строг к себе, но очень милостив к ближним, и всех, кто к нему приходил, принимал с любовью и состраданием. «Важнее всего — считать себя ниже всех, потому что такое уничижение способствует обретению смирения», — сказал как-то Сисой одному паломнику. Когда Сисой лежал на смертном одре, окружавшие его ученики заметили, что лицо преподобного вдруг просияло. Он сказал, что видит святых пророков и апостолов, а за его душой пришли ангелы. Перед смертью преподобный успел сообщить ученикам, что зрит самого Господа; после этого его душа отошла в Царство Небесное.

Православной церковью в этот день установлено празднование Собора Радонежских святых. Основанная преподобным Сергием в XIII веке Троицкая обитель, позже получившая название Троице-Сергиевой лавры, в течение столетий была духовной школой для всех в нее приходивших. Она дала православному миру более семи с половиной десятков святых угодников; ученики Сергия и ученики его учеников основали около семидесяти новых монастырей, в основном на севере России.

На Руси к этому дню полагалось завершить посевные работы там, где они еще продолжались. По этому поводу вспоминали пословицы о том, что каждое дело нужно делать в нужное время: «У каждого дня свои заботы»; «Не то забота, что много работы, а то забота, как нет работы». Считалось, что нынешним утром роса приобретает целебные свойства и дает силы и здоровье и человеку, и зверю, и птице. «Сысой (Сисой) — ходи по росе босой», — говорили в народе. Также верили, что утренняя роса способствует созреванию хлеба: «От Сысоевых зовов роса силу берет, колос наливается. А хлеб поднимается худой — значит, не намолен Сысой». В этот день в деревнях по обыкновению начинали варить варенье из черной смородины.

В этот день можно сплести венок из трав и повесить его на стену кухни для благословения своего дома. Сплетите венки и пустите их плыть по воде - это будет путь от одного любящего сердца к другому.
Всякий Ермей про себя разумей. Еремеев день отводят в основном для очистки погребов и хозяйственных сооружений. В первую очередь борются с мышами и крысами.
Именины в этот день Александр, Анатолий, Андрей, Антон, Архип, Валентин, Василий, Виктор, Глеб, Ефим, Иннокентий, Марфа, Ульяна, Федор.

20 июля. МУЧЕНИЦЫ КИРИАКИИ, ПРЕПОДОБНАЯ ЕВФРОСИНИИ, ЧЕРНИЧНИК.

Кириакия Никомидийская ( ум. ок. 303 года) — раннехристианская святая мученица. Память совершается в Православной церкви 7 июля (по юлианскому календарю).
Согласно жития, родилась в христианской семье. Её родили Дорофей и Евсевия долгое время были бездетными и назвали родившуюся по их молитвам дочь Кириакией (греч. — «Господня, Господу принадлежащая»). Во время гонений на христиан императора Диоклетиана Кириакию разлучили с родителями и отправили на суд в Никомедию к цезарю Максимиану Галерию. Была подвергнута пыткам (житие называет в их числе раскалённую сковороду, диких зверей, которые не причинили ей вреда). Кириакии был вынесен смертный приговор, который не смогли привести в исполнение, так как после его провозглашения святая, помолившись, мирно скончалась.

Преподобная Евфросиния, в миру Евдокия (в русской традиции — Авдотья), дочь Суздальского князя Димитрия Константиновича († 1383), была с 1367 года супругой Великого князя Московского Димитрия Донского. Их счастливый союз был для Руси залогом союза и мира между Москвой и Суздалем. Большое влияние на духовную жизнь княгини Евдокии оказали Святитель Алексий, Митрополит Московский, а также Преподобный Сергий Радонежский, который крестил одного из сыновей Димитрия и Евдокии. Восприемником других был преподобный Димитрий Прилуцкий. Святая княгиня была строительницей храмов. В 1387 году она основала в Московском Кремле Вознесенский женский монастырь. В 1395 году, при нашествии Тамерлана на южные границы Руси, по ее совету, была принесена в Москву Владимирская икона Божией Матери, чудесно защитившая Русскую землю. Втайне предаваясь подвигу поста, княгиня под пышными княжескими одеждами носила вериги. По ее указанию был написан знаменитый образ Архангела Михаила, ставший впоследствии храмовой иконой Архангельского собора Кремля.
Воспитав пятерых сыновей (шестой умер в младенчестве), княгиня приняла постриг в монашество с именем Евфросиния. В молитве и подвиге свершив свой земной путь, преподобная Евдокия мирно почила 7 июля (20 июля по н.ст.) 1407 года и погребена была в основанном ею Вознесенском монастыре.
Известен проникновенный памятник древнерусской церковной поэзии, излагающий оплакивание княгиней Евдокией своего мужа, скончавшегося в возрасте 39 лет.

Авдотьин день. Авдотья Сеногнойка.
В народном земледельческом календаре сообщается, что из-за дождей в этот день значительно снижается качество хлебов. Время дождей, а от них портится сено. «Сгребешь сено в кучи, так не страшны и тучи». Сеногнойкой Авдотью прозвали за частые дожди, случавшиеся на ее именины и мешавшие заготовке сена. Считалось, что если в этот день начнутся осадки, то выпадать им еще несколько недель, а от большой влажности сено, которое не успели убрать, сгниет прямо на лугах. Поэтому нужно было как можно быстрее собрать его в скирды. Крестьяне знали: «Сгребешь сено в кучи — так не страшны и тучи». На Авдотью начиналась жатва. По старинному обычаю в поле шли с песнями, а серпы несли завернутыми в полотенца. Первый сжатый сноп обвязывали этим полотенцем, а затем несли в церковь и освящали. Для этого дня существовало много разных обрядов. Когда женщина сжинала первые колосья, она делала из них пояс и, подвязавшись им, произносила: «Как матушка рожь год стояла, да не устала, так чтобы и моя спинушка не уставала». После жатвы бабы катались по ниве, приговаривая: «Нива ты, нива, подай мою силу!». Делать это нужно было без посторонних глаз. Когда жали овес, первый сноп ставили в переднем углу избы, а после обеда или ужина этим снопом выгоняли из дома мух. При этом говорили: «Мухи вы, мухи, ступайте вы вон. Мы свою работу кончили, простору нам давайте». Этот сноп хранили до осени, а в день Покрова Богородицы (14 октября) угощали им лошадей, коров, овец и коз, чтобы они лучше ели приготовленный для них на зиму корм. Распространены были и гадания. В день Авдотьи после жатвы бросали в ниву серпы. Если серп воткнется в землю — это предвещало смерть того человека, на которого гадали. Начало посадки усов садовой земляники (до 10 августа). 20-25 июля - повторный посев редиса. 
В ягодный год дел невпроворот. Черника зреет под комариные песни. Черника никогда не считалась в народе только лакомством. Издавна в народе ягоды и листья ее употреблялись в качестве эффективного лекарственного средства, особенно при расстройствах желудка и кишечника, при сахарной болезни, ревматизме и подагре. Многовековой опыт подсказывает, что очень полезно есть чернику в больших количествах в жаркое летнее время.
Отваром плодов черники лечат ожоги. 100 гр. сухих плодов залить 0,5 литра воды, кипятить пока объем не уменьшится до 0,3 литра. Применять охлаждённым для смазывания обожжённых участков кожи, а также для полоскания горла при ангине.
Свежие ягоды черники истолочь и протереть, чтобы они превратились в кашицу, которые прикладывают толстым слоем на пораженные места при ожогах. Известна так же способность плодов черники усиливать остроту зрения и уменьшать усталость глаз в результате продолжительной работы при искусственном освещении.
Отвар из ягод черники применяют для примочек и обмазываний как наружное средство при лечении чешуйчатого лишая.
Сухие плоды черники оказывают вяжущее противовоспалительное и антисептическое  действие при поносе неинфекционной природы, колитах, энтеритах. Широко известным средством является отвар, настой плодов черники и кисель из них. Для настоя 4 чайных ложки сухих плодов залить стаканом холодной воды и настаивать 8 часов. Выпить в течении дня небольшими глотками.

Именины в этот день Акакий, Герман, Евдокия, Евфросиния, Павел, Сергей, Фома.

Картина дня

наверх