Ну вот, наконец-то я подошла к последней теме цикла "Хождение к трем морям". Как получилось, что вместо Храма и Храмовой горы евреи стали молиться у одной из стен, Западной стены этой горы?
Картина 1860г.
Немного истории. После того, как Тит Флавий захватил Иерусалим и сжег Второй Храм, он вызвал к себе четырех центурионов и каждому из них поручил разрушить одну из стен, окружающих Храмовую гору. Три военачальника выполнили этот приказ, но четвертый - араб по имени Пангар - приступив к работам по разрушению Западной Стены, внезапно отдал своим легионерам приказ прекратить их. При этом Пангар не мог не сознавать, что, нарушая приказ, он приговаривает себя к смертной казни, но совершенно непонятно почему, он его нарушил. Когда Тит увидел, что Западная Стена осталась почти нетронутой, он спросил у Пангара, как тот на это осмелился:
- Я лишь хотел сохранить ее для потомков, чтобы они восхищались твоими деяниями, Кесарь! Пусть они говорят: "Если такова была только одна стена Храма, то как же был укреплен сам Храм, который взял великий Тит?!".
- Прекрасный ответ, - похвалил Тит. - И за то, что у тебя так хорошо подвешен язык, я не предам тебя смерти за нарушение приказа. Вместо этого ты поднимешься на стену и спрыгнешь с нее - пусть Небеса сами решат, жить тебе или умереть. Пангар прыгнул вниз со стены и разбился насмерть, и так Западная Стена осталась стоять...
После разрушения Храма и еврейской государственности евреям запрещалось под страхом смерти приближаться к Храмовой горе и молиться в Иерусалиме, и лишь раз в году, разрешалось скорбеть о разрушении Храма рядом с его единственной оставшейся стеной... На многие сотни лет евреи оказались отрезаны даже от места Храма....
Упоминания о Западной Стене надолго исчезают из всех исторических хроник и возникают снова лишь в XVI веке - когда Иерусалим оказывается в руках турецкого султана Салима Первого Грозного - современника "бывшего нашего" Ивана Грозного.
И по этому поводу тоже есть легенда. Рассказывают, что, прибыв в Иерусалим, Салим устроил свою резиденцию прямо напротив Храмовой горы, на которой к тому времени возвышалось огромное здание "Кипат а-сэла" - арабской мечети с золотым куполом над Святая Святых разрушенного Храма. И вот в тот самый момент, когда он наслаждался видом из окна, Салим увидел, как к расположенному за окном холму подошла какая-то старуха и выбросила на этот холм целую корзину зловонного мусора. Вид этого мусора так оскорбил глаз султана, что он велел немедленно арестовать старуху и доставить ее пред его ясные очи. Когда же Салим узнал, что арабка, христианка по вероисповеданию, живет в Вифлиеме и тащила эту корзину оттуда, чтобы выбросить его именно на этом месте, он вообще пришел в ярость: неужели от Бейт-Лехема до Иерусалима нет ни одной мусорной свалки, так что мусор надо выбрасывать прямо под окнами резиденции султана?!
- О, повелитель, - ответила старуха, - у меня и в мыслях не было тебя оскорбить! Просто вот уже много лет, как наши священники обязали всех окрестных прихожан выбрасывать мусор именно на это место. Жители Иерусалима должны выбрасывать туда мусор не реже двух раз в неделю, тот, кто живет в одном дне пути от Иерусалима - раз в неделю, а кто в трех днях пути - один раз в месяц.
Заинтересовавшись тайной этого холма, Салим начал ежедневно демонстративно выбрасывать в него несколько мешочков с золотыми монетами, на поиски которых, разрывая мусор, немедленно бросались толпы городских нищих.
Так они постепенно разрывали этот холм, пока однажды из-под груды этого мусора не появилась Стена…Это предание, а исторический факт таков - окончательно очистил Стену от мусора сын Салима Сулейман Великолепный, который и построил вокруг Иерусалима крепостные стены, которые и сегодня окружают Старый город.
В еврейской традиции Западная стена является святыней, так как она представляет собой сохранившуюся часть храмового комплекса. В первые века после разрушения Храма евреи собирались на молитву на Масляничной горе, откуда открывается вид на всю Храмовую площадь. Однако примерно начиная с 5 века возникает обычай молиться у Стены плача, которая постепенно превращается в символ связи еврейского народа с разрушенным Храмом. Святость Западной стены, а также препятствия, в разное время чинившиеся мусульманскими властями доступу к ней, побуждали евреев попытаться выкупить у мусульман Стену плача, но эти предложения всякий раз наталкивались на решительный отказ мусульманских властей; поводом для отказа было нахождение у Западной стены могилы мусульманского святого.
В 1920-х гг. арабское духовенство пустило в обращение легенду (не имеющую основания в мусульманской религиозной традиции), будто пророк Муххамед, прибыв в Иерусалим на своем легендарном коне ал-Бураке, привязал его у Западной стены и тем самым освятил ее. Одним из самых ярых поборников непререкаемости прав мусульман на Западную стену был аль-Хусейни, ставший к концу 1920-х гг. муфтием Иерусалима и возглавивший антиеврейское движение в Эрец-Исраэль. Участились нападения на евреев, молившихся у Западной стены или направлявшихся к ней через арабские кварталы; в Йом Кипур 1928 г. арабы разрушили перегородку, разделявшую молящихся у Западной стены мужчин
и женщин.
эти две фотографии сделаны в прошлом веке в 20-х годах.
Эта ситуация, усугубленная антиеврейским погромом в Иерусалиме в 1929 г., побудила британские мандатные власти учредить специальную следственную комиссию, которую позднее заменила международная комиссия Лиги Наций. Эта комиссия летом 1931 г. постановила, что мусульмане обладают непререкаемым правом на Западную стену, однако евреи имеют неоспоримое право молиться там. Вместе с тем им запрещается устанавливать у Западной стены скамьи, перегородку и трубить в шофар! (еврейский ритуальный духовой музыкальный инструмент, сделанный из рога животного).
Итак, вот по этой лестнице нашу группу (и не только нашу) ведут к Стене плача.
С не видна площадь перед Стеной и вот эти строения под пластиковыми выгнутыми крышами пропускные пункты с военнизированной охраной и с детекторми и металлоискателями, но проводится еще и личный досмотр сумок. Просто так там не пройдёшь. Но столпотворений нет. Все проходят очень быстро.
Далее проходим по узкой улочке
и после досмотра оказываемся на площади перед Стеной.
Там, где виден Золотой купол, и были построены Первый и Второй храмы (а теперь стоит мечеть), но я о них рассказывала, если помните, ранее. А эта часть Стены мужская.
Видите, там у стены стоят мужчины. А ниже - вид с площади, если стоять спиной к Стене.
А вот часть "женской" Стены. Обратите внимание на девушек в военной форме.
Ближе я могу показать только женскую часть.
Смотрите, сколько заложено в щели записок с молитвами, просьбами, пожеланиями и благодарностью.
А это если смотреть выше на Стену.
На лестице как раз шла группа военных для принятия присяги, которую проводят перед Стеной, как нам объяснила экскурсовод.
Теперь посмотрим на саму площадь перед Стеной. В кадр попал и "ортодокс")))))
Мало кто знает, что еще каких-нибудь пятьдесят лет назад площади не было, рядом с Котелем гнездились арабские дома, оставляя небольшую полоску для молящихся тут много столетий евреев. А в последнее время, благодаря туристам и много других людей молятся у Стены.
На самом деле видимая сейчас часть Западной Стены, называемая с большой буквы Котелем — "Стеной", — это лишь малая часть полукилометровой подпорной стены Храмовой горы, практически на всем протяжении застроенной вплотную арабскими домами. Внизу - общий вид площади.
А вот арабские кварталы, которые стоят левее Стены плача.
И еще немного данных о населении. Опять же, мало кто знает, что здесь, в мусульманском квартале, как минимум сто лет — вплоть до образования государства Израиль в 1948 году — евреев в было гораздо больше, чем мусульман и христиан. До 1921 года в "мусульманском" квартале жило больше евреев, чем в том, который англичане впоследствии назвали "Еврейским". Многие годы евреи и арабы жили там вперемешку. В начале прошлого столетия в этом квартале жило около тысячи еврейских семей. В 1921 году арабы устроили погром, и евреи вынуждены были оттуда бежать. В квартале осталось лишь около десяти еврейских семей. Вот тогда-то и закрепилось за ним название "Мусульманский". Затем последовали еще два погрома — в 1929 и 1936 годах. В "мусульманском" квартале евреев не осталось... Весь Старый Иерусалим можно считать арабским городом по той же логике, что и "Мусульманский" квартал. С 1948 года, когда Иордания захватила Старый город с Западной стеной, там не было евреев вплоть до 1967 года: всех их убили или изгнали.
Британника на основании турецкой переписи 1844 года сообщает, что в Иерусалиме жило 7120 евреев, 5 тысяч мусульман и 3390 христиан. Во французском справочнике за 1876 год мы находим, что в 1876 году в Иерусалиме жило 12 тысяч евреев, 7560 мусульман и 5470 христиан. А вот палестинский календарь за 1895-1896 годы. Население Иерусалима: 28112 евреев, 8560 мусульман и 8748 христиан — евреев много больше, чем мусульман и христиан, вместе взятых! (Данные, скорее всего, не только по Старому городу). По переписям Британской мандатной власти за 1922 год — 33 971 евреев и только 13 413 мусульман и 14 699 христиан. 1931 год — 51 222 еврея, 19 894 мусульманина и 19 335 христиан. В 1948 году при образовании Государства Израиль во всем Иерусалиме жило 100 тысяч евреев, 40 тысяч мусульман и 20 тысяч христиан. После Шестидневной войны 67-го года в Старый Иеруссалим стали медленно возвращаться евреи, хотя купить у арабов дома практически невозможно — палестинцы убивают каждого, кто продает землю или дом евреям. Вот такая история. И еще интересный снимок, который я нашла в интернете.
Как видим, для папы очистили от людей Стену.
Вот так и сторожат еврейские омоновцы вход на Храмовую гору, святое еврейское место. Ну и напоследок фотография части Старого города, сделанная с вертолёта. Фото не моё. Но именно им хочется закончить, чтоб Вы лучше имели представление.
Наши прогулки в этом цикле завершились. Надеюсь Вам они понравились. Однако это не все. Во второй поездке я побывала в Кейсарии, в некоторых монастырях, в Хайфе, о чем непременно расскажу в дальнейшем. На Мертвом море, конечно, тоже была. Но о нем я уже рассказывала. Разве что просто выложить часть фотографий новых?
Свежие комментарии