Когда я решила написать об этой певице, я наткнулась на еек воспоминания. Я, конечно, кое-что знала об этой удивительной женщине, но именно её воспоминания поразили меня той степенью трагических испытаний, что выпали на долю этой отважной и удивительной женщине. В ее жизни были и война, и голод, и боль, и предательство родных и близких и слава, и забвение и потери, но она все превозмогла и осталась очень светлым человеком.
Я не смогла уложиться в короткий пересказ, потому и разбила рассказ об этой удивительной женщине на 2 части. Надеюсь и читатели, познакомившись с жизнью и творчеством этой певицы, по достоинству оценят сколько трудностей было на пути.
МИАНСАРОВА Тамара Григорьевна. Народная артистка России, Заслуженная артистка Украины, лауреат международных фестивалей и конкурсов эстрадной песни. Родилась 5 апреля 1931 года в городе Кировограде Украинской ССР. Отец - Ремнев Григорий Матвеевич, был артистом Одесского музыкального театра драмы и комедии, затем художником. Мать - Алексеева Анастасия Федоровна, певица, работала в Минском оперном театре.
родители
Интерес к музыке у Тамары Миансаровой наследственный. Ее отец и мать, две тетушки пели в церковном хоре. Она родилась в нелегкое голодное время и отец уехал на заработки в Одессу, практически оставив жену с грудным ребенком умирать, потому что он не вернулся. Чудом мать, по рассказам самой Тамары выжила и спасла свою дочь. Уже позже, когда, хоть немного, начала налаживаться жизнь и мама ее работала на заводе и уже выступала в самодеятельном хоре, отец веонулся, но мама не смогла простить и помириться с мужем. Девочку мама всюду брала с собой и таким образом, песня прочно поселилась в семье, и маленькая Тамара ни за что не хотела отставать от старших. Она дебютировала в 4-летнем возрасте, продемонстрировав на сцене Кировоградского Дома культуры сразу пение, танец, художественное чтение. А в местной газете на следующий день появилась первая "серьезная" рецензия.
Рассказывает Тамара: «Когда мне исполнилось девять лет, маму пригласили в Минск работать на радио, солисткой. Мы переехали в Белоруссию. В мае 1941 года в Минске проходили гастроли Одесского музыкально-драматического театра. Мой отец был в нем ведущим актером. Мы втроем гуляли по городу. Я с интересом рассматривала папу, мама улыбалась, а воздух был напоен каким-то особым ароматом июньских трав. В тот вечер мы проводили его на поезд, папа возвращался в Одессу. Судьба дала моим родителям еще один шанс встретиться и, может быть, выяснить что-то недосказанное и важное...»
Но тут грянула война. Из воспоминаний: «Обезумевшие от горя и страха люди покидали Минск, а немцы играючи расстреливали их с бреющего полета. Повсюду валялись тела убитых, брошенные вещи, стонали раненые. Но даже в эти страшные часы люди оставались людьми: кто-то дал мне, маленькой девочке, немного еды, кто-то набросил на плечи теплый платок. Мы шли и шли. Мама ни на секунду не выпускала моей руки, боялась, что потеряюсь. Наконец рядом с какой-то деревней совершенно без сил мы упали на сеновал. Так закончился первый день войны». Тамара помнит, как в толпе беженцев они с матерью отходили на восток, как попали в окружение, как горестно брели обратно, в чужой теперь уже город. Тяжелые годы оккупации, облавы гестапо, дым пожаров, ранение матери... «Выходить на улицу мама не могла, нога сильно распухла. Когда опухоль начала спадать, мы отправились на поиски хоть какой-то еды. Шли, шли, пока не уперлись в территорию, огражденную колючей проволокой. Мы не поняли, что это такое, и попытались рассмотреть, что происходит внутри. Оказалось, там было организовано первое еврейское гетто. Сотни и тысячи евреев, шаркая по дороге (я до сих пор помню этот звук), шли навстречу своей смерти». Это слова женщины, которая видела весь этот ужас в 10-ти летнем возрасте.
«Вы спросите, почему я так подробно пишу о войне? Что ж, отвечу. Потому что таких, как я, видевших все своими глазами, остались единицы. Потому что многие из живущих сейчас не знают настоящего значения слова «плохо». На одну только минуту (и пусть это не покажется вам жестокостью) попробуйте представить своего ребенка стоящим в сквере среди повешенных, и вы поймете, что надо беречь и что действительно ценно...»
Но Тамара даже в то трудное время не порывала с музыкой. После освобождения Минска трудные времена не кончились. Арестовали мать Тамары и выслали за Урал, не обратив внимания на ребёнка. Девочке пришлось побираться и просить милостыню, пока ее не нашли родные тети, которые, не сговариваясь, приехали из разных городов, разыскивая родных. Просто чудом они нашли ребёнка.
Из рассказа Тамары: «Я стала жить у Дуси в Ворошиловграде. А через три года маму освободили, и мы вернулись в Минск. Ее полностью реабилитировали, восстановили на работе и выдали продуктовую карточку — литер «А». Эта карточка была особенной, она давала самые большие по тем временам возможности, но даже с нею мы не были сыты, хотя уже и не голодали».
Город начинал оживать. При Минской консерватории открыли школу для одаренных детей и девочку зачислили одной из первых. Училась с большим увлечением, но вскоре у неё обнаружили туберкулез, и директор — Израиль Григорьевич Герман, очень неравнодушный человек — отправил девочку в санаторий. Вернувшись домой Тамара продолжила учёбу, во время которой подружилась с Эдиком Миансаровым, мальчиком на 2 года младше Тамары. Его родители приехали в уже освобожденный Минск. Мама работала концертмейстером на радио, а отчим — в оперном театре, он был заслуженным артистом Белоруссии. Именно в школьные годы завязалась хорошая творческая дружба. Тамару с Эдиком стали готовить к участию в симфоническом концерте молодых исполнителей. Тамара играла Шопена, а Эдик — Рахманинова. Отзывы в прессе были восторженные.
В четырнадцать лет Тамара уже играла с симфоническим оркестром. В 1951 году она окончила музыкальную школу-десятилетку при Минской консерватории и поступила на фортепьянное отделение Московской консерватории, в класс профессора Оборина, но так получилось, что через некоторое время ее взяли и на вокальное отделение. В Москву приехал и Эдик и дружба переросла во влюбленность. Они вместе учились и жили в одном общежитии.
«Очень хорошо запомнила день, когда Эдик сделал мне предложение, рассказывает Тамара; - наше детское «нежничанье», невинное и смешливое, обрело вдруг значение и серьезность. Вскоре состоялась наша свадьба. Каждый из гостей принес что мог, и мы устроили пир горой. В этот день я стала Тамарой Миансаровой номер два. Первой была мама Эдика».
Самозабвенно Твмара играла Бетховена, Баха, Листа, Шопена... Со 2-го курса обладательница красивого лирического сопрано Тамара Миансарова стала факультативно заниматься и на вокальном отделении, где ее педагогом была профессор Дора Борисовна Белявская.
На четвертом курсе произошла трагедия. Студент, живший в одной комнате с Миансаровым, застрелился. Выяснилось, что Алик с Эдиком уже давно принимали лекарства, которые, как им казалось, вызывали прилив творческой энергии, а на деле просто дурманили сознание. Мне стали понятны перемены в Эдике и его черные круги под глазами: «Эдик видел себя только в музыке. Бог ему судья, но он сразу же заявил: «Если родишь ребенка, я уйду!» Началось расследование и Тамара вынуждена была просить руководство консерватории не исключать мужа из консерватории. У неё уже был приличный срок беременности, и слова действительно нашлись. Эдика не исключили. После этих событий он уехал лечиться в Минск в какую-то особую клинику: «Зимой у нас родился сын, но муж даже не встретил меня из роддома. Он еще очень хорошо относился ко мне, но поскольку был человеком не сильным, ведомым, значительную роль в наших отношениях играла его мать, особой доброжелательности которой ко мне я не помню».
В 1957 году после окончания консерватории Тамара по распределению попала в ГИТИС концертмейстером. Однако работа эта удовлетворения ей не принесла, и через три месяца она ушла в эстраду.
В 1958 году в Москве проходил Первый международный конкурс имени П.И. Чайковского. В нем принимали участие скрипачи, пианисты и вокалисты. Кандидатуру Эдика приняли без обсуждения. Он был гениальным пианистом. Выступил Эдик великолепно. Было приятно услышать от него: «Я знал, что ты рядом, в зале, поэтому так играл!» Его игру оценил Рихтер, а Шостакович отметил: «Эдуард Миансаров отменно показал свою дерзкую и цепкую технику виртуоза». Лучшими исполнителями были признаны Ван Клиберн и Миансаров.
Во время конкурса они подружились. Но жизнь семейной пары все больше и больше не залаживалась и они расстались. Однако жизнь продолжалась.
В репертуаре начинающей певицы было всего три песенки, и с ними она рискнула принять участие во Всесоюзном конкурсе артистов эстрады. Миансарова покорила жюри блестящим исполнением вальса Штрауса под собственный аккомпанемент на рояле и была удостоена третьей премии. Членами жюри её первого эстрадного конкурса были Утесов и Казанцева. «Молодец», — сказал Утесов. Известный педагог Е. Кангар сказал ей: "Девочка, ты отлично чувствуешь малую форму, тебе надо петь песни" - и стал с ней заниматься.
В тот период перед Миансаровой остро встал вопрос: чем же все-таки заниматься - пением на эстраде или игрой на фортепиано? Вопрос этот решился сам собой. А способствовало этому молниеносное и победное восхождение на "эстрадный Олимп": Миансарова с большим успехом провела первые гастроли, некоторое время выступала со своей программой в оркестре знаменитого Лаци Олаха, а в 1960 году уже выступала в Московском мюзик-холле в спектакле "Когда зажигаются звезды" наряду с такими артистами, как Марк Бернес, Кира Смирнова, Лев Миров и Марк Новицкий, Капитолина Лазаренко. Эстрада, в конце концов, победила, и с ней молодая артистка уже не смогла расстаться.
Воспитание сына полностью лежало на бабушке, которая баловала мальчика. Однажды педагог Андрея, сын уже учился в школе при Московской консерватории, сказал Тамаре горькие слова: «Мальчик с каждым днем становится все более распущенным, безжалостным, злым».
«Я поняла, что без мужского влияния нам с бабушкой,- рассказывает Тамара, - не справиться с его воспитанием. Обратилась к Эдику, попросила уделить внимание сыну. Он зашел пару раз, поиграл с Андреем на пианино, и больше мы его не видели. Миансаров не скрывал, что безразличен к судьбе Андрея. Говорил: «Алименты плачу — чего вы еще от меня хотите?»»
Единственной отрадой в её случае была сцена. Тамаре пришла в голову мысль перепеть по-русски несколько зарубежных песен, которые она любила. Она обратилась к молодому поэту Леониду Дербеневу. Музыка ему понравилась, и были сделаны несколько песен: «Кукла», «Летка-енка», «Купите фиалки». Немцы и итальянцы, услышав свои мелодии в исполнении Миансаровой, были рады их популяризации в СССР и приглашали её к себе для участия в разных программах. Работали весело и дружно. Таким образом получили вторую жизнь — на русском языке — песни «Бабушка, научи танцевать чарльстон», «Я не красавица», «Прощай, моряк», «Лунный свет», «Фабричная труба»...
Кукла
Бабушка, научи танцевать чарльстон
Больше всего Тамаре Григорьевне запомнилась победа на VIII Всемирном фестивале молодежи и студентов в Хельсинки в 1962 году. Правда, ее выступление не планировалось, и для нее это был настоящий экспромт. Миансарова находилась в Финляндии с большой творческой группой вместе с Муслимом Магомаевым, Маргаритой Суворовой, Александрой Стрельченко и другими советскими исполнителями. И вдруг оказалось, что заболел один из артистов и ему нужно было срочно искать замену. Выбор пал на Тамару. Она выступала с ансамблем Игоря Гранова и исполнила веселую песенку Л. Лядовой на стихи Б. Брянского "Ай люли". К удивлению многих да и самой Миансаровой, эта песенка стала очень популярной, и ее стали распевать все участники фестиваля, а сама исполнительница была удостоена первой премии и золотой медали.
Ай люли
В следующем году Миансарова становится лауреатом престижного песенного фестиваля в Сопоте за исполнение песни А. Островского на стихи Л. Ошанина "Солнечный круг" ("Пусть всегда будет солнце"). Перед отъездом на фестиваль начальство без энтузиазма восприняло решение Миансаровой петь именно эту песню: считали, что надо петь что-нибудь посерьезнее. Не одобрял выбора певицы и руководитель ансамбля Игорь Гранов и даже не хотел с ней репетировать. Однако Тамара настояла на своем и оказалась права.
Успех был буквально ошеломляющим, обвальным. В песенный фестиваль, основанный на танцевальных ритмах, ворвалась песня-диалог, песня-призыв, песня-утверждение. Польский журнал "Край рад" писал: "Большой зал Гданьской верфи истекает сентиментальностью и через минуту, кажется, поплывет на приливной волне меланхолии... Но, к счастью, ситуацию спасает обаятельная представительница Советского Союза...".
Тамара пела эту песню на все лады: сдержанная, мужественная в начале интонация сменяется в припеве - чистом и ясном, будто звук пионерского горна, - совершенно такой же детской, звенящей, удивленной нотой, а слова "пусть всегда будет мама" воспринимаются как самое потаенное, которым ребенок может поделиться.
Пусть всегда будет солнце
Неожиданное решение первого и последнего куплетов, исполненных мальчишеским дискантом, пришло к певице не случайно: она сама пережила ужасы оккупации в детстве и потому смотрела на эту песню не так, как все, а глазами ребенка, пережившего войну.
Исполнение в Сопоте Пусть всегда будет
После выступления в Гданьске 6,5 тысяч зрителей стоя аплодировали советской солистке. На улице ее узнавали, совсем незнакомые люди жали руки, обнимали. В газетах ее называли "соловей Москвы", а на одной из местных парфюмерных фабрик вышел новый сорт духов, названный в честь певицы - "Тамара". После Сопота певица стала включать "Солнечный круг" во все свои концерты, и на многие годы вперед эта песня стала визитной карточкой Миансаровой. А «Солнечный круг» перевели на восемнадцать языков. Он стал гимном миру. После победы Фурцева прислала поздравительную телеграмму, а в Москве у трапа самолета ее встречали космонавт Герман Титов, Иосиф Кобзон.
Самым урожайным стал, пожалуй, для певицы 1966 год. Он принес ей новую, невиданную доселе удачу. В столицах 6 стран (СССР, ГДР, Чехословакии, Польши, Болгарии, Венгрии) проходил конкурс эстрадной песни "Дружба", где каждый участник должен был исполнить и песню той страны, где проходил тур. Миансарова завоевала сразу 4 первые премии, опередив свою основную конкурентку, болгарскую певицу Лили Иванову.
Обаятельная на сцене, веселая, живая и отзывчивая в жизни, Тамара Миансарова в очень короткий срок завоевала громадную популярность у зрителей. Она много ездила на гастроли по стране и за рубеж, и где бы ни выступала, залы всегда были переполнены. Зрителей привлекала исполнительская манера певицы, ее умение артистически "распоряжаться" своим от природы высоким голосом.
Театральным актерам хорошо известно, как иногда трудно после нескольких месяцев работы над одной ролью "входить" в другую роль. Тамара Миансарова "входила в образ" буквально в течение нескольких минут, причем рождение образа происходило на глазах у зрителя.
Жанровый диапазон певицы необыкновенно широк - от героических музыкальных баллад и драматических вокальных новелл до шуточной и детской песни. И для каждой из них певица находит свои краски, свои выразительные средства. Гневные и задумчивые, веселые и шуточные песни в ее исполнении никого не оставляют равнодушным.
Всего в репертуаре Тамары Миансаровой более 140 песен, многие из которых стали что называется "шлягерами": "Московские улицы", "Мелодия любви", "Глаза на песке", "Для тебя", "Город спит", "Летка Енка", "Первые шаги" ("Топ-топ, топает малыш"), "Кенгуру", "Мамин праздник", "Рыжик" ("Руды-рыдз"), "Давай никогда не ссориться", "Черный кот", "Бабушка, научи меня танцевать чарльстон", "Иван да Марья", "Береза", "Руки" и многие, многие другие.
Глаза на песке
Я тебя подожду
Летка-енка
Топ топ
Чёрный кот
Руды руды рик
Давай никогда не ссориться
Город спит
Часть 2. http://chagnavstretchy.mirtesen.ru/blog/43831357662/Zabyityi....
Свежие комментарии