А давно не бьло музыккльной темы.
…Будущий композитор родился в городе Землянске Воронежской губернии. Его отец имел булочную и чайную. После того как отца призвали в армию, семейное дело возглавил дядя Ильи Михаил. Он и занимался воспитанием племянника. Увидев его тягу к музыке, купил ему балалайку и гармонь, и мальчик освоил эти инструменты. После смерти отца в 1893 году Илью определили воспитанником взвода трубачей в Гродненский гусарский полк в Варшаве. В полковой музыкальной команде он научился играть на барабане, духовых инструментах. В 1895 году поступил в Варшавский музыкальный институт, который окончил в 1900 году со званием военного капельмейстера.
В марте 1903 года новоиспеченный музыкант назначен капельмейстером 214-го Мокшанского резервного батальона. В Златоусте он принял на себя руководство оркестром. 30 июня 1904 года в город прибыл император Николай II. Оркестр под руководством Ильи Шатрова играл на параде перед государем. Царь благословил полки на ратные подвиги.
18 февраля 1905 года Мокшанский полк вступил в бои с японцами. В одном из боев полк был окружен. Погиб командир полка, заканчивались боеприпасы. И тогда Шатров отдал приказ играть боевые марши. Под музыку оркестра полк непрерывно атаковал неприятеля и, в конце концов, прорвал окружение.
Фото в марте 1905 года, где 58 пехотный Прагский полк на переправе в Санделу, Маньчжурия. .За этот подвиг Шатров был удостоен ордена Святого Станислава 3-й степени с мечами…
Фото капельмейтера Шатрова. Итог войны для Мокшанского полка оказался печальным: потеряно свыше половины личного состава. Война оставила глубокий след и в душе Ильи Шатрова, потрясенного страданиями и гибелью товарищей. Переживания композитора выразились в прекрасной минорной музыке — вальсе «Мокшанский полк на сопках Маньчжурии» (ныне известен под названием «На сопках Маньчжурии»).
В сентябре 1906 года полк перевели в Самару. Здесь капельмейстер познакомился с педагогом и композитором О. Ф. Кнаубом, который помог И. А. Шатрову завершить работу над вальсом. Шатров дирижировал духовым оркестром, который исполнил перед самарцами вальс, ставший впоследствии знаменитым.
В том же 1907 году в Самаре появилось первое нотное издание вальса. Через год О. Ф. Кнауб переехал в Москву и организовал издательство. Среди прочего публиковал он и ноты уже весьма популярной мелодии. За три года ноты были переизданы 82 раза! Граммофонные пластинки с записью вальса продавались тысячами.
На эту музыку было сочинено несколько стихотворений. Наибольшую известность получили стихи С. П. Петрова (Скитальца).
Дореволюционная запись с пластинки. Музыка: И. Шатров. Исполняет: М. Вавич 1905г. Это надо слушать. В последствии текст песни был изменен.
В Самаре молодой капельмейстер влюбился в купеческую дочь Александру Шихобалову и посвятил ей вальс «Дачные грезы», одно время тоже часто исполнявшийся. Но вскоре возлюбленная Ильи Шатрова умерла. Еще одна тяжкая потеря! Он тяжело переживал ее. Чувства композитора выразились в музыке вальса «Осень настала». В 1907 году Илья Шатров женился на матери своей умершей любимой — на купеческой вдове Е. П. Шихобаловой.
В апреле 1913 года капельмейстер Илья Шатров был уволен в запас. Вплоть до революционных событий 1917 года он жил в Самаре.
В 1918 году композитор оказался в Сибири. Новые испытания судьбы: тиф, потом мобилизация в Красную Армию, где он, как и раньше, служил капельмейстером.
Демобилизовавшись, Илья Алексеевич преподает музыку, а в тридцатые годы вновь служит капельмейстером — в кавалерийском полку в Павлограде.
В годы Великой Отечественной войны капельмейстер Шатров руководил оркестром танкового полка гвардейской механизированной дивизии. Его знаменитый, но с годами несколько подзабытый вальс пережил второе рождение и снова стал популярным. И вновь его музыка звала на подвиги.
Войну Шатров закончил с двумя медалями и орденом Красной Звезды. Создатель «русского национального вальса» скончался в Тамбове 2 мая 1952 года и был похоронен на местном Воздвиженском кладбище.
Иван Козловский
Как несложно понять, в исполнении Ивана Козловского прозвучал первый вариант, хотя и с немного иными словами. Например "кровавая тризна" - это все таки слишком круто, даже если принять во внимание состояние исторического момента (а про "кровожадность" русского народа мы наслушались уже вдоволь!). Кроме того, политика и подлинное искусство несовместимы.
В 1945 году поэтом-фронтовиком Павлом Шубиным был написан еще один стихотворный тест на музыку Ильи Шатрова. Идею текста навеяли бои Красной армии с войсками милитаристской Японии. Этот текст можно считать наименее известным, тем более удивительно что запись вальса сохранилась в грамзаписи. В 2007 году эта, ранее неизвестная исследователям запись, была сделана Константином Вершининым с пластинки Артели "Пластмасс" под номером 1891. Запись песни в исполнении П.Т.Киричека датируется 1958 годом.
Пётр Киричек
И так, вальс облетел весь мир. За рубежом он назывался «Русским национальным вальсом». В России же имя его автора начали потихоньку забывать. Сначала из названия вальса исчезло посвящение Мокшанскому полку. Осталось просто «На сопках Маньчжурии». Потом исчезло и имя автора. На советских пластинках писали, что вальс стал просто «старинным».
Марш
До конца своих дней сам И.Шатров настаивал на том, что "На сопках Маньчжурии" - это не реквием в ритме вальса, а объяснение в любви к Родине. Однако приходится признать, что это произведение действительно очень похоже на реквием. Причина в тексте.
Вальс
Вальс, написанный композитором вообще не имел текста, он задумывался не для того, что бы превратиться в песню. Текст, написанный Скитальцем, предвосхитил появление ставшего популярным художественного течения, получившего впоследствии название декадентства. Для русла сложившихся поэтических течений того времени этот текст вовсе не был чем-либо выдающимся. Этим и объясняется столь большое количество довольно вольных текстов, присочиненных параллельно простым народом. Русь скорбила по жертвам, но песня, в которой об этом пелось, исполнялась почему-то таким образом, что больше напоминала то ли светский романс то ли похоронный марш.
Зыкина
Именно поэтому мне больше нравится советский вариант. Говоря простым языком, его текст обращает нас к будущему и в нем нет безутешного надрыва, ни жажды слепой мести, ни могильно-кладбищенских идеализаций. Дело в том, что дореволюционный вариант песни, который сегодня кажется нам таким экзотичным, был для своего времени вполне традиционен и по форме и по содержанию. Россия переживала тяжелые годы, и поражение в русско-японской войне стало одним из факторов, оказавших влияние на формирование направлений развития поэтической мысли. Однако еще задолго до 1904 года современникам уже грезилось, что Россия - на краю гибели, творческую общественность мучили кошмарные сновидения, горестные мысли о будущем, в поэтических кругах появилось новое направление, которое впоследствии получило название декадентства. Приверженцы этого направления писали произведения, насквозь проникнутые духом разочарования, нежеланием жить, ожиданием неминуемой гибели.
Хворостовский
Лучшим памятником ему стал вальс, который сегодня звучит не только в исполнении скромных духовых оркестров, но и на самых престижных мировых сценах в исполнении народного артиста России, всемирно известного баритона Дмитрия Хворостовского и заслуженного артиста России Олега Погудина.
Уже после прочтения поста наша Галина дала ещё одну ссылку достойного исполнения этого произведения.: "Я добавлю ещё одно исполнение этого вальса замечательной певицей Евгенией Смольяниновой, оно очень необычное, своеобразное и тоже очень талантливое..."
Свежие комментарии