Среди обширных жилых микрорайонов на юге Москвы расположено одно из самых необыкновенных мест столицы. Примерно двести лет тому назад очевидец, А. Ф. Раевский, писал о нем: «Все, что природа изящного, что искусство прекрасного имеет, - все найдете Вы в Царицыне».
Земля, которую теперь занимает музей-заповедник «Царицыно», таит в себе глубокую историческую память, уходящую корнями во времена древних вятичей, связанную с именами знатных боярских и княжеских родов Стрешневых, Голицыных, Кантемиров.
В Царицыне, получившем славу красивейшей усадьбы Подмосковья, бывали многие деятели культуры и искусства, оставившие восхищенные описания увиденного, - Н. М. Карамзин, П. А. Вяземский, И. С. Тургенев, И. А. Бунин и многие другие. Действительно, в Царицыне слились воедино восхитительный по красоте природный ландшафт и величайшие архитектурные творения, созданные гениальными русскими зодчими В. И. Баженовым и М. Ф. Казаковым.
Удивляют и привлекают странная судьба Царицына, не разгаданная до сих пор загадка, связанная с его строительством, сам облик огромной усадьбы, романтический и несколько таинственный, неоднократные попытки достроить ее, медленное, на протяжении двух сотен лет, угасание. Судьба и время оказались безжалостными к Царицыну. Многое погибло, было утрачено, иногда безвозвратно. Но в наши дни произошло почти невероятное возрождение несостоявшейся подмосковной резиденции Екатерины Великой. И сегодня это самое популярное место во всей Москве. Людской поток не иссякает ни летом, ни зимой, ни днем, ни вечером.
У этого дворца непростая история. Работа первого его автора, славного российского зодчего Василия Ивановича Баженова, спроектировавшего его в мавританско-готическом стиле по заказу Екатерины II, не была одобрена заказчицей, а постройки с незавершенной отделкой снесены. Можно было бы сказать, что его преемник и сподвижник, архитектор Матвей Федорович Казаков был более удачлив. Но… наследник престола после кончины великой императрицы остановил возведение построек и их отделку, стройка была предана забвению и отдана во власть неумолимого времени, которое донесло до нас лишь полуразваленные стены с проваленной крышей и запущенный парк. После М. Казакова не осталось даже эскизов внутреннего оформления. Это затруднило работу потомков знаменитых зодчих, которые взялись за современную реконструкцию Царицынского комплекса, но с другой стороны дало им творческую свободу. Специалисты воспроизвели в проекте отделки залов дворца стиль екатерининской эпохи. Музейная площадка принимает выставки из коллекций российских собраний и из-за рубежа, а может быть, со временем обзаведется и постоянной экспозицией, объединенной темой екатерининского века.
Давайте немного окунёмся в историю. Первые славянские поселения появились на землях будущего Царицына, вероятно, в конце IX века. Свидетелями далекого прошлого являются курганы – захоронения вятичей XI-XII веков; несколько их групп сохранилось в царицынском парке и его окрестностях возле бывших деревень Шипилово, Орехово, Зябликово, Борисово и Братеево. Находки, сделанные в курганах, немногочисленны. В основном преобладают украшения из сплавов меди, бронзы, предметы из глины. В заповедной долине реки Язвенки археологи обнаружили следы древних поселений и пашен. Большинство местных поселений прекратили свое существование в XIII веке после татаро-монгольского нашествия, и эти места на несколько столетий погрузились во тьму забвения.
Местность, ставшая впоследствии Царицыном, известна с конца XVI века как вотчина царицы Ирины, сестры Бориса Годунова, под названием село Богородское. Никаких документальных свидетельств о постройках того времени не сохранилось. В период Смутного времени постройки Ирины Годуновой были уничтожены, местность пришла в запустение, однако сохранился каскад прудов, обустроенный при Годуновых.
В 1633 году пустошь Чёрная Грязь (так стало именоваться Богородское) перешла во владение бояр Стрешневых, родственников супруги первого царя из династии Романовых, Михаила Фёдоровича. В 1684 году боярин Иван Фёдорович Стрешнев уступил село Чёрная Грязь своему внуку, Алексею Васильевичу Голицыну (сыну князя Василия Голицына, фаворита царевны Софьи). После низложения Софьи имущество князя Василия Голицына и его сына было конфисковано. Пётр I в 1712 году пожаловал Чёрную Грязь и близлежащие селения князю Дмитрию Кантемиру, молдавскому господарю, союзнику России в противостоянии с Турцией, вынужденному переселиться в Россию. Вместе с ним в России осели около шестисот верных Кантемиру молдавских воинов с жёнами и детьми; они поселились в сёлах Чёрная Грязь, Сабурово, Булатниково, в деревнях Ореховке и Хохловке. По приказу Дмитрия Кантемира в 1722 году в поместье на месте деревянной церкви, построенной ещё при Голицыных, возник каменный однокупольный храм в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» (посвящение его осталось тем же, что и у предшествующей церкви).
Известно, что в новом владении Кантемиров был построен интересный деревянный дворец и заложены фруктовые сады и парк с регулярной планировкой.
Весной 1775 года императрица ЕкатеринаII, проезжая во время прогулки из Коломенского по территории Чёрной Грязи, была очарована красотами поместья и без промедлений выкупила его у князя Сергея Дмитриевича Кантемира, заплатив за усадьбу 25 000 рублей — при том, что князь был готов продать её за 20 000. Не обошлось здесь без рекомендаций князя Григория Потёмкина (он хорошо знал поместье); вероятно, он придумал новое звучное название для Чёрной Грязи и подал Екатерине идею строительства новой подмосковной императорской резиденции.
В июне 1775 года для Екатерины II и её фаворита рядом с главным домом усадьбы Кантемиров за две недели был построен небольшой деревянный дворец из шести комнат (по проекту архитектора Петра Плюскова), и несколько временных служебных и парковых строений (они не сохранились). (Картина Царицино 1836г.)
Работы были начаты в мае 1776 года. 11 июля Баженов сообщал П. Завадовскому, кабинет-секретарю императрицы: «...прошедшего майя было зачато строение, то есть мост и три домика от него к церкви, которая уже прежде сего тут была». В октябре 1776 года, когда строительный сезон закончился, архитектор писал, что хотя «лето было мочливое, которое делало немало остановки в работе», но «со всем тем окончен двенадцати саженный приятного вида мост с четырьмя по углам башнями и парапетами, кроме малых на оном украшений, кои будущею весною не замедлятся к поставке на свои места». Стилистика Фигурного моста выразила те архитектурные принципы, которые Баженов воплотил во всем царицынском ансамбле. Характерное сочетание кирпичной кладки с белокаменными цоколями, башен с колонками парапета, орнаментальных карнизов со стрельчатыми проемами — все это стилистически роднит сооружение с готическими традициями. Однако построенный дворец не понравился императрице и она передала работу другому архитектору Казакову, а отстроенный большой дворец был снесен.
При создании в парке Царицыно большого дворца перед М.Ф. Казаковым стояла сложная задача - ему предстояло встроить новое здание в уже сложившийся ансамбль.
По первоначальному проекту Большой дворец представлял собой два квадратных в плане трехэтажных корпуса, по углам которых располагались граненые восьмиугольные башни под шатровыми кровлями. Эти два корпуса соединялись между собой четырехэтажной узкой галереей с высокой скатной кровлей, увенчанной бельведером. Но первый вариант проекта не был осуществлен. В результате корпуса, башни и галерея были понижены на один этаж, а декор стен и кровель упрощен.
Выполненный в характерной для Царицына стиле псевдоготики, Большой Царицынский дворец несёт в себе явные черты классицизма и является ярким памятником архитектуры XVIII века. За всю свою историю постройке не нашлось достойного применения, уже в начале XIX века она стала превращаться в живописную руину.
После смерти Екатерины II в 1796 г. Большой дворец остался недостроенным. В начале 1880 х годов большой царицынский дворец, не ремонтировавшийся больше столетия, стал стремительно разрушаться, и во избежание катастрофы или пожара с него решили снять остатки крыши и уничтожить покрытия башен.
Строительство Хлебного дома началось только летом 1784 г. в тот момент, когда почти все основные постройки царицынской резиденции императрицы были уже возведены. Уже через год к лету 1785 г. Хлебный дом был поставлен. Правда, его не успели покрыть кровлей и выполнить парапет. Осенью 1786 г Кухонный корпус накрыли временной лубяной «крышкой» и только в 1787-1788 годах – постоянной железной.
Что только не размещалось в Хлебном доме в XIX-XX веках: больница и богадельня (в 1852-1859 гг.), земское училище, а после революции 1917 года в Хлебном доме разместились коммунальные квартиры, которые просуществовали до 1970-х годов!
В 2005 г началась грандиозная реконструкция большого царицынского дворца. В сентябре 2007 г. Он был торжественно открыт. Посмотрим с вами старые фотографии во что превратилось Царицино.
Старая открытка
ХIХ век.
Руины в начале 1970-х годов.
В 2003 году.
в 2005 фасады уже отреставрированы.
Фигурный мост.
Большой мост.
Павильон Нерастанкино.
Малый гротесковый мост. Башня "Руина" 1848 год.
Виноградные ворота.
Восстановление Хлебного дома.
Это все были, как вы догадываетесь фото из интернета. А теперь пройдемся по дворцово-парковому комплексу сегодня вместе со мной.
Перед нами постепенно разворачивается живописный архитектурный ансамбль, построенный архитектором Василием Баженовым для императрицы Екатерины Великой и не принятый ею. Подмосковная царская резиденция задумывалась как ансамбль, состоящий из множества маленьких дворцов, оформленных в одном стиле, но каждый в своем роде. Первая остановка - у Фигурного моста, первой постройки парка Царицыно. Но мост ли это или крепостные ворота? Зачем в загородной царской резиденции массивные крепостные башни с окнами-бойницами? От кого хотел защитить В. Баженов свою императрицу?
Фигурным мостом и тремя «домиками» рядом с ним, из которых сохранился только один, Василий Иванович Баженов начал долгое и несчастливое строительство села Царицына для государыни Екатерины II. Баженов первоначально предполагал украсить мост цветными изразцами, но Екатерина II отклонила это предложение — в итоге вся декорация выполнена только из белого камня. Фигурный мост — уникальнейшее и красивейшее сооружение не только царицынского архитектурного ансамбля, но и всего российского зодчества второй половины XVIII столетия.
Двигаемся дальше, по прямой, как стрела Березовой перспективе - вот Малый Екатерининский дворец. Главная цель постройки дворца - гимн Екатерине II . Каждый завиток, украшающий фасад, славит Великую императрицу. Еще при Кантемирах на этом месте была поставлена большая деревянная беседка, своего рода бельведер, где в 1775 году проходил Совет Екатерины II. Прекрасное местоположение постройки, видимо, было замечено императрицей. Поэтому не случайно сооруженный Баженовым вместо беседки Малый дворец был определен под собственные покои державной владелицы Царицына. Размеры здания очень невелики, площадь его составляет около двухсот квадратных метров. В 1803 г. в Малом дворце разместилась кофейня, которая просуществовала недолго, всего несколько лет. После этого Малый дворец оказался заброшенным. Постепенно от некогда великолепного дворца остались только полуобрушившиеся стены.
Малый дворец был восстановлен в 1989-1996 гг. Теперь в нем проводятся выставки.
Вот Средний дворец, называемый сегодня Оперным домом за прекрасную акустику, предназначенный для балов и официальных приемов (сейчас он находится на реконструкции). Общепринятое в наши дни название «Оперный дом» появилось только в начале XIX века и не совсем соответствует действительному назначению этого здания. Сам В.И. Баженов обозначал его как «дворец, что на луговине сбоку саду, по горе ж в роще». Есть основание предполагать, что Оперный дом был задуман как место, где могли бы проходить придворные праздники и церемонии, хотя, видимо, в довольно узком кругу, на что указывают относительно небольшие размеры постройки. После реставрации, осуществленной в 1988-1995 годах, во дворце проводятся выставки и концерты.
Фигурные ворота (Виноградные) (1777-78), арх. В.И. Баженов. Находятся рядом с Оперным домом в конце аллеи (б. Березовой перспективы), ведущей из архитектурного ансамбля в парк. Краснокирпичные ворота с круглыми башнями-опорами богато украшены. Главное и необычайное украшение ворот - сложный и загадочный узор из граненых белых камней на металлическом каркасе, заполняющий проем стрельчатой арки и завершающийся снизу "золотой" виноградной гроздью. Ранее декор был еще пышнее: из описи 1825 известно, что ворота украшали "ваз четыре, собак две, купидонов два" (сохранилась одна керамическая собака).
И, наконец, Большой дворец - главная драма и загадка парка Царицыно. В глаза сразу бросается отличие архитектуры дворца от архитектуры всех остальных построек. Чей же дворец мы видим? Василия Баженова? Увы, нет.
Дворец, построенный В. Баженовым, не понравился императрице, и она приказала снести его.
Работы по возведению нового дворца были поручены архитектору М. Казакову. Десять лет трудился мастер, но Екатерина II так и не оценила его работу - она умерла в 1796 году, не дождавшись окончания строительства. Оценить работу мастера и парка Царицыно можем сегодня только мы с вами.
Хлебный дом («Кухонный корпус») – одно из самых массивных сооружений Царицыно. Двухэтажный корпус на высоком цоколе имеет форму квадрата со скругленными углами. Декорация стен очень сдержанная. На этом фоне выделяются белокаменные изображения каравая хлеба и солонки. Они же впоследствии и дали второе название Кухонному корпусу – Хлебный дом.
Фото с Фигурного моста на Хлебный дом.
Площадь Хлебного дома огромна - более 4000 квадратных метров. Нередко посетители Царицыно удивляются, зачем был нужен такой крупный Кухонный корпус, и что в нем размещалось? В цокольном этаже Хлебного дома планировалось разместить погреба и ледники, а в двух верхних этажах - три кухни, кондитерские, комнаты для других надобностей, а также жилые комнаты для служителей.
Между Хлебным домом (Кухонным корпусом) и нынешним Большим дворцом стоит Галерея с аркой. Она была отреставрирована в 1988 году одной из первых. Баженов называл это сооружение «ворота и ограда между кухни и крайняго дворца великого князя» или «гальлерея и ворота от кухни к дворцам». Изображения Галереи нет на «Панораме» и первых планах Царицына. Замысел постройки, возможно, появился позднее, в связи с изменениями в планировке центральной дворцовой группы ансамбля, когда между составляющими ее корпусами появились переходы — галереи. Возможно, тогда и возникла мысль соединить дворец великого князя цесаревича Павла с Хлебным домом, превратив все эти здания в единую архитектурную цепочку. Однако, хотя Галерея внешне и напоминает переходы - колоннады в старинных усадьбах, функционального назначения она лишена. Зодчий не предусмотрел проходов во дворец и Хлебный дом. Более того, опорами арки она разделена на самостоятельные компартименты. Таким образом, сооружение имеет чисто декоративное назначение.
Рядом с Хлебным домом стоит памятник двум знаменитым зодчим.
А вот корпуса для многочисленной свиты императрицы - Кавалерские корпуса. Свите в парке Царицыно было отведено даже больше места, чем самой Екатерине. В течение строительного сезона 1784 года одновременно с Хлебным домом Баженов построил «два домика по церковному рву» - Первый и Второй Кавалерские корпуса. Второй Кавалерский корпус был поставлен архитектором неподалеку от церкви.
Первый Кавалерский корпус - самая маленькая из ныне существующих построек резиденции Екатерины II. Спланированный «уголком» он стоит за «Восьмигранником». Через дорогу от него возвышается Хлебный дом, соседство с которым придает павильону особую миниатюрность.
Однако архитектор расположил оба здания на достаточном расстоянии друг от друга так, чтобы их столь разные масштабы не диссонировали. Первый Кавалерский корпус возводился одновременно с «Восьмигранником» (Вторым Кавалерским). По донесению В.И. Баженова, к ноябрю 1784 года в обеих постройках не были окончены парапеты и к внутренней отделке еще не приступали. Возможно, строительство было продолжено весной 1785 года, еще до отстранения архитектора от работ в Царицыне. Главный фасад Первого Кавалерского корпуса, выходящий по центру на внутреннюю сторону угла, имеет портал с двумя парами колонн и высоким гребнем-фронтоном, очень напоминающим те, которые размещены на Втором Кавалерском корпусе. За прошедшие столетия Первый Кавалерский корпус достаточно серьезно менял свой облик, были надстроены два этаже. Во второй половине XIX - начале XX века в Первом Кавалерском корпусе размещались дачи. После революции 1917 г. в этом здании находился исполнительный комитет Ленинского района. Затем в Первом Кавалерском корпусе «поселилось» музыкальное училище. Во время реставрации 1992-1995 гг. надстроенные этажи были разобраны и Первый Кавалерский корпус приобрел свой первоначальный облик.
Еще одно название второго кавалерского корпуса - «восьмигранник», непосредственно указывает на его форму. Интересно, что это здание не имеет главного фасада и каждый из фасадов украшен декоративным четырехколонным портиком. Время не было благосклонно к этому сооружению, и ко времени начала реставрации в конце ХХ века от второго кавалерского корпуса оставались только стены. Тонкие детали его внутреннего архитектурного убранства оказались навсегда утраченными. Однако общая планировка помещений, восстановленная по чертежам, демонстрирует изысканную игру объемов, пространств, форм. Вокруг перекрытого куполом круглого центрального зала расположены чередующиеся попарно и связанные между собой просторные прямоугольные и маленькие треугольные комнаты. После окончания реставрации в 1994 году в здании Второго Кавалерского корпуса была открыта первая временная экспозиция Государственного музея-заповедника «Царицыно.
Третий Кавалерский корпус возвышается на мысу вблизи Большого моста через овраг, выделяясь на первом плане береговой панорамы и начиная ряд построек вдоль «церковного рва». Именно у Третьего Кавалерского корпуса были по указу Екатерины II установлены турецкие пушки, «взятые... после победы при Чесме и истребления в бухте оной отоманского флота». По словам Баженова, он поставлен «... на месте, откуда сматриван фейерверк» Екатериной II летом 1775 года.
В XIX веке Третий Кавалерский корпус был перестроен внутри и приспосабливался под трактир, гостиницу, дачу. С 1927 по 1937 год здесь размещался историко-художественный, а затем краеведческий музей с богатой коллекцией живописи, мебели, предметов дворцового убранства. Позднее в здании устроили дом культуры. После 8 лет реставрационных работ, которые были завершены в начале 2004 г. Третий кавалерский корпус приобрел современный вид.
Большой мост – одно из самых значительных сооружений В.И. Баженова в Царицыно, дошедших до наших дней. Он задумывался как парадный въезд в резиденцию императрицы. Стоит заметить, что строительство Большого (Готического моста) над широким оврагом, а точнее сооружение его фундамента было делом совсем не простым. Баженов сообщал, что, когда начали «рыть ров сырой» под мост, «... то и открылось множество ключей, которыя принудили меня вынуть землю... а потом бить сваи, коих уже и набито более двух тысяч». Строительство моста, за исключением парапета, было завершено в 1784 г. Парапет был сделан только в 1808 г. Я.А. Брюс в письме Екатерине II писал про Готический мост: «...акведюк имеет вид огромный и великолепный, так что достоин памяти потомству царствования Вашего Величества и напоминает век Древнего Рима».
А еще в Царицино построили цветомузыкальный фонтан, который открылся в 2007 году ко Дню города. Всего в его репертуаре фонтана четыре композиции: помимо "Вальса цветов" и "Марш" Чайковского, еще две - на мелодии французского композитора Поля Мориа. Работа фонтана в Царицыно осуществлятся с помощью компьютера. Каждая из 915 струй может подняться на высоту до 15 м и будет точно соответствовать светомузыкальному решению. Площадь чаши фонтана составляет 2400 м2, а глубина воды 1,2–1,5 м. Световые эффекты обеспечат 2583 подводных светильника. "Перед нами стояла сложная задача, – комментирует Александр Харихин, начальник проектно-инженерного отдела компании "Эдлайн", разработавшей техническое и программное обеспечение объекта, - Царицынский фонтан, по сути, единственный светомузыкальный фонтан, возведенный в естественном водоеме, в исторической зоне. Это заставило нас с повышенным вниманием отнестись к выбору оборудования, к его надежности и безопасности. Например, с целью защиты двигателя насосов от примесей в грязной воде у компании-производителя мы запросили фильтры".
Для сохранения красоты ландшафта все конструкции фонтана размещаются на подъемном механизме, который опускает их под воду при остановке фонтана. На зимний период насосы и электромагнитные клапана демонтируются. Подъем оборудования осуществляется подводными домкратами.Вот пару фото из интернета фонтана ночью. Поскольку вечером я не фотографировала.
Да и сам дворец ночью красиво подсвечен.
А это вход в кассы и сам дворец. Этого здания не было. Он построен органично вписывается в ансамбль.
Главный зал дворца. Это фото сделано в прошлом году.
И последняя фотография церкви "Живоносный источник".
Вот, пожалуй и всё про дворцовый комплекс, но впереди еще прогулка по самому парку. Это уже в другой теме.
Свежие комментарии