31 марта в музее «Ингосстраха» открылась выставка фарфора одного из самых известных его производителей в Российской империи — завода братьев Корниловых. В экспозицию вошла лишь часть большой коллекции главы УК «Ингосстрах-Инвестиции» Фарида Юнусова.
Фарид Юнусов с кувшином в форме античного аска из его коллекции
Перед открытием выставки гостей ждали угощения и шампанское.
Играла классическая музыка, создавая сентиментальное настроение для путешествия по прошлому: некоторым представленным в музее экспонатам больше 150 лет. Когда-то фарфор считался символом успеха, а в наши дни предметы с историей
высоко ценятся на антикварном рынке.
Декоративное блюдо по рисунку Николая Каразина (1890-1900 годы)
Татьяна Щербакова, директор музея «Ингосстраха»
«Мы что-то отдаем, но получаем взамен еще больше, и необязательно это материальные блага, — такими словами открыл экспозицию Фарид Юнусов. — Мы ходим в театры и музеи, путешествуем — все ради позитивных эмоций, которые невозможно измерить деньгами. Собирание интересных артефактов, окружавших наших предков, доставляет не меньшую радость, тем более что оно позволяет прикоснуться к нашей удивительной и многообразной истории, почувствовать дух былого времени».
В витринах музея можно увидеть не только изделия завода братьев Корниловых. Здесь есть удивительно хорошо сохранившиеся сервизы знаменитых фабрик Кузнецовых и Гарднера, Гулиных и живописного заведения Орлова. Известно, что две трети всего дореволюционного российского фарфора производилось на кузнецовских предприятиях.
Сервиз завода Кузнецовых с китайским орнаментом
Но большая часть экспонатов — около 150 — это фарфор, произведенный в Петербурге на заводе Корниловых. Предприятие это было открыто в 1835 году, успешно действовало до 1918-го и на протяжении всего существования всерьез конкурировало со знаменитым Императорским фарфоровым заводом. Среди всех частных производителей фарфора в России Корниловы держали самые высокие цены — настолько ценились их изделия.
Фарфор периода 1884-1917 годов. Внизу — фрагменты чайно-столового сервиза «Ирисы», изготовленного по заказу Минфина Российской империи
Туалетный набор (1890-1900 годы)
Конечно, частному предприятию было непросто соперничать с именитым государственным. «Но завод, созданный купцом Михаилом Корниловым, сразу задал высокую планку, — рассказал FP Сергей Набоких, управляющий частным собранием Фарида Юнусова. — Именно он первым вышел на мировой рынок, в то время как Императорский фарфоровый завод работал на потребности страны, а Кузнецовым даже их мощная деловая хватка не помогла завоевать симпатии европейцев: они удачно поставляли продукцию лишь в страны Азии. Корниловым же удалось покорить взыскательные рынки Европы и США».
Сергей Набоких и Наталия Маргиева (Finparty)
Магазины с российским фарфором были открыты в Варшаве, Париже и Лондоне. В США, где продукция пользовалась большой популярностью, одним из дилеров предприятия выступала знаменитая фирма Tiffany. Любопытно, что именно на фарфоре завода братьев Корниловых впервые появилась надпись Made in Russia.
Молочник из сервиза с геометрическим узором. Пример русского модерна в изделиях завода
Однако корниловскому фарфору редко удается блистать на моновыставках. Тем интереснее нынешняя экспозиция, которая стала редким исключением. За почти столетнюю историю завод успел охватить множество стилистических течений: от рококо до арт-нуво, переходящего в ар-деко. Декоративные тарелки из «крестьянской» серии, изображающие лубочную деревню, подстаканники без излишеств, строгая трактирная посуда, воздушный чайный сервиз, расписанный мелкими розами, — представленные в музее предметы разнообразны, но все оригинальны и привлекательны.
Чайник из сервиза на шесть персон с золочением (1835-1850 годы)
Чайный сервиз в стиле «Какиемон»
Посуда для трактиров
Для утренней трапезы предназначались легкие чашечки, украшенные «ситцевым» рисунком. Для послеполуденного чаепития выпускались наборы более ярких и сочных цветов. Для особых случаев изготавливались сервизы, щедро расписанные золотом, в которых изысканная белизна фарфора соседствовала с плотным цветным покрытием.
Сервиз периода расцвета мануфактуры (1851-1884 годы)
«Завод братьев Корниловых отличала не только многоплановость изделий, но и верность русским традициям, — продолжает Набоких. — Именно его мастера разработали декор, имитирующий традиционную вышивку крестом. Вещей в этом «имитационном» стиле выпускалось множество: тарелки, кружки, стаканы и чайные пары. Простая цветовая гамма — красный и синий на белом фоне — напоминала узоры на крестьянских полотенцах, вышивку петухами, елочками и лошадками».
Тарелка псевдорусского стиля, имитация народных промыслов (1860-1917 годы)
В экспозицию вошел и самый габаритный предмет коллекции — умывальный таз. Крупные фарфоровые изделия бьются в первую очередь — а этот дожил до нашего времени в идеальном состоянии. Дополняет его такой же увесистый кувшин.
Умывальный таз с кувшином (слева)
Мы побеседовали с Фаридом Юнусовым о его увлечении.
— Фарид, как вы находите экспонаты для коллекции?
— В поисках мне помогает специалист по фарфору. У меня же, как у любого коллекционера, присутствует азарт охотника — стремление отыскать что-то потрясающее, уникальное. Мы с помощником задействуем все каналы — от крупнейших аукционных домов до бабушек из Замоскворечья, которым фарфор мог достаться по наследству. Как представишь, сколько всего пережила за два столетия изящная чашка, которую ты держишь в руках, она сразу становится для тебя одухотворенной.
— Как вы считаете, у предметов из фарфора бывает свой характер? — Для меня они — живые. Если им суждено разбиться, то они разобьются. Вот прекрасный пример на эту тему — я купил две парные тарелки, и так получилось, что одна из них раскололась на три части. Она была изготовлена в начале XIX века — пережила наполеоновское нашествие, две революции и много чего еще. А я ее, неудачно вынимая из шкафа, уронил. Нашел реставратора — ее год очень кропотливо восстанавливали. И вот спустя много месяцев она ко мне возвращается, ее берет мой помощник и вдруг спотыкается. Тарелка падает и разлетается уже на сто кусочков. Так что у фарфора есть и характер, и судьба.
Декоративные тарелки с рисунками Ивана Гальнбека из серии «Птицы» (1884-1917 годы)
— Высоко ли ценятся на антикварном рынке фарфоровые изделия из России?
— Безусловно, у собирателей они вызывают интерес. Поскольку фарфор вывозили на экспорт, в мире сохранилось немало предметов, произведенных тем же заводом Корниловых. Да, можно по пальцам пересчитать сервизы с полным набором компонентов: масленками, молочниками, тарелками под сыры... Но тем интереснее их поиск. Вот возьмем английскую посуду: образцы фирм Worcester или Chelsea — это аристократизм, фарфоровая роскошь. Они красивее и изящнее кузнецовских и корниловских экземпляров. Но британских сервизов до наших дней дошло много, а русских — мало.
— Чем вас привлекает именно коллекционирование фарфора? — Ни один материал не дает художнику столько возможностей, сколько дает фарфор. С ним можно делать фантастические вещи, сочетать с другими материалами — со стеклом, бронзой, с деревом, с чем хотите. Он переживет любой кризис и всегда останется современным. Для меня фарфор послужил ключом к пониманию русского искусства, живописи в частности. Кроме того, не забывайте, что фарфор не только доставляет эстетическое удовольствие, он еще и выгоден как инвестиции. Это хорошая альтернатива более привычным объектам вложений.
Творчество русских художников в фарфоре (1884-1917 годы)
Чайник в русском стиле. Изготовлен одним из фарфоровых предприятий Гжели. 1820-е годы
Заместитель генерального директора «Ингосстраха» Андрей Ларкин, Фарид Юнусов, Татьяна Щербакова, генеральный директор «Ингосстраха» Михаил Волков
Свежие комментарии