На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ШАГ НАВСТРЕЧУ

23 934 подписчика

Свежие комментарии

  • Татьяна Решняк
    Очень правильно говорите. Это человек склочный и не порядочный!!! Она грязью поливает всех и смотреть и слушать Порги...Свадебные фото со...
  • Jolie
    затолокин))они ждали-ждали тебя 5 лет и "померли от тоски"))))А где все? С НОВЫ...
  • Jolie
    нихде)))🤣🤣🤣🤣🤣🤣🤣Когда деревья был...

Календарная копилка 11 - 17 августа.

11 августа. ПРЕПОДОБНЫХ КОНСТАНТИНА И КОСМЫ КОСИНСКИХ, СТАРОРУССКИХ; МУЧЕНИКА ЕВСТАФИЯ МЦХЕТСКОГО. МУЧЕНИКА КАЛЛИНИКА.

Преподобный Константин и сподвижник его Косма были в иночестве учениками преподобного Варлаама Хутынского и его преемника преподобного Антония Дымского. Около 1220 года, оставив Хутынскую обитель, они удалились на пустынный полуостров, расположенный в 3-х верстах от города Старая Русса, между реками Полистью и Смежною, и со временем основали там монастырь во имя святителя Николая, настоятелем которого преподобный Константин был до самой кончины († ок.

1240). Преподобный Косма продолжал подвиг своего наставника. Он погребен в одной гробнице с преподобным Константином. Тела их покоились под папертью Николаевской церкви, построенной в 1820 году на месте погребения святых.

Святой мученик Евстафий происходил из рода персидских жрецов-огнепоклонников, но принял христианскую веру. По приказу сатрапа Святой Евстафий был обезглавлен в 589 году, его тело, брошенное в поле, было перевезено христианами в город Мцхет в собор.

Святой Калинник относился к числу тех христиан, которые не уставали печалиться о заблудших язычниках, скорбеть об их погибающих душах. Святой неутомимо ходил по городам и селам и проповедовал там спасительную веру. Когда он пришел в Галатию (область в центре Малой Азии), он был схвачен в г. Анкире (современная Анкара) и приведен на суд к правителю города Сакердону. Он стал угрожать Каллинику мучительнейшими пытками и смертной казнью, если он откажется принести жертву языческим богам. Святой отказался. Мученика стали бить воловьими жилами и рвать его тело железными гребнями. Все это св. Каллиник переносил с величайшим смирением. Тогда правитель велел обуть мученика в сапоги с острыми гвоздями внутри и плетьми гнать его в г. Гангр, на сожжение. Стоял страшный зной, и за долгий путь воины, сопровождавшие приговоренного, стали изнемогать от жажды и попросили святого силой своей молитвы извести из земли источник. Святой проявил истинно христианское милосердие к своим мучителям - и совершил это чудо. В Гангре его предали огню. Тело его, однако, не сгорело, и местные христиане с честью погребли его.

Калинник. Калиникин день. Калинов день. Эта дата известна несколькими старинными сельскохозяйственными приметами. Считается, что одиннадцатого числа весьма возможны туманы. Хорошо это или плохо? С одной стороны, туман 11 августа неблагоприятен для пчел, с другой — полезен для овса и ячменя: "Коли на Калину туман, припасай косы про овес с ячменем". Зато с заморозками все совершенно однозначно: если их не будет, то не случится подобного и 5 сентября, в день памяти святого Луппы: "Коли Калина не закалинит, то и Луппа не залупит".
«Коли на Калинника туман - припасай косы про овес с ячменем», или «готовь закрома про овес с ячменем». В отдельные годы в этот день и около него бывают холода, вредные для хлеба.  Если спелый овес во второй раз зазеленеет - осень будет ненастной. Сбор крыжовника.
Поскольку имя проповедника очень похоже на название хорошо известной на Руси ягоды, которая к тому же поспевает к этому времени, то Каллиник стал еще и праздником калины. Это растение наши предки считали символом чистой и непорочной красоты, а горький вкус ягод символизировал горькую судьбу девушки, отданной замуж без любви. Из калины крестьянки варили кисели и компоты, толкли ее с медом, делали мармелад, смешивая с яблочным пюре. Калинниками на Руси называли пироги с горькой ягодой. Владимир Даль так описывает их приготовление: «Щепоть калины завернет в ржаное тесто хозяйка пирожком, расправит, запеленает сухим капустным листом — и на противень, в печь, на вольный дух, пусть потомится и зажарится. А как хлебом потянет, как запахнет лакомством — открывай заслонку, вынимай готовые калинники. Лист капустный отрясется – и вот он, пирог с калинкой, с лесным душком!». Также калинниками называли утренние морозы, которые уже случались в это время и губительно действовали на хлеба, оставшиеся на полях. В северных губерниях молились: «Пронеси, Господи, мороком, а не морозом». Морок, или туман, в этот день предвещал хороший урожай ячменя и овса.

Именины в этот день Александр, Алексей, Анатолий, Вениамин, Константин, Кузьма, Михаил, Николай, Роман, Серафима

12 августа. ДЕНЬ АПОСТОЛОВ СИЛЫ, СИЛУАНА,  КРИСКЕНТА, ЕПЕНЕТА, АНДРОНИКА. ДЕНЬ ПАМЯТИ СВЯТОГО СИЛЫ.

Сила был одним из 70 Апостолов, называемый в книге Деяний "начальствующим между братьями" и "верным братом". Он был уроженец из Антиохи и член Антиохийской Христианской Церкви. Сила сопутствовал Апостолу Павлу во время нескольких его путешествий и был вместе с ним в заключении в Филиппах. Он был епископом в Коринфской Церкви и здесь скончался. В книге Деяний его называют пророком.

Апостол Силуан был одним из 70 Апостолов, сотрудник и спутник Апостола Павла. Он сопровождал Павла во многих походах, делил с ним лишения и невзгоды. Силуан был первым епископом в Солуне.

Апостол Павел считал Апостола Крискента своим сотрудником, посланный им в Галатию. Апостол Крискент проповедовал Евангелие и был епископом. По преданию, он скончался при Трояне.

Апостол Павел говорил: "Приветствуйте возлюбленного моего Епенета, который есть начаток Ахаии для Христа". Епенет принадлежал к числу 70 Апостолов, он был епископом в Карфагене.

Андроник был одним из 70 Апостолов, он был епископом в Паннонии. Мощи его обретены в царствование Аркадия и Онория в 396 году.

Также в этот день отмечается память святого Иоанна Воина, который жил во времена римского императора Юлиана Отступника, служил в его войске и был вынужден участвовать в гонениях на христиан. Однако, Иоанн и сам верил во Христа, поэтому всегда предупреждал своих единоверцев об облавах и способствовал их побегам из темниц. Иоанн был милосерден также ко всем бедствующим и нуждающимся. Узнав о делах своего солдата, император приказал заточить его в тюрьму, где узник провел много дней в ожидании казни. Но в 363 году Юстиниан погиб, а Иоанна освободили. Известно, что он скончался в глубокой старости, а его мощи сегодня считаются чудотворными.

Свяятой Сила прибавит мужику силы». «Дожить бы бабе до Симеона дня да с яровым управиться, так засилья прибавится». На Силу ведьмы обмирают, опившись молока. В этот день с помощью Святого Силы можно избавляться от ведьм. Усыпить их, они не смогут проснуться, так как засыпают таким крепким сном, забывают дышать и умирают сами. Дело тут вот в чем. Согласно народным поверьям, ведьмы обожают лакомиться молоком и порой за этим занятием задаивают коров до смерти. Но 12 августа это им даром не проходит: напившись, нечисть засыпает таким крепким сном, что забывает дышать и может расстаться с жизнью. Чтобы разбудить опившуюся ведьму, ей нужно жечь пятки горящей соломой. Вы спросите, не лучше ли дать колдунье отойти в мир иной? А вот и не лучше! При кончине ведьмы земля трясется, звери воют, вороны налетают, скот не идет на двор, и в избе утварь скачет, как живая. Кто ж захочет встретиться с такой напастью? А ведьмы с поджаренными однажды пятками больше никогда доить не станут и на коров даже не смотрят.
Озимая рожь, посеянная на Силу и Силуяна, родится сильно». Сбор плодов ежевики. Заканчивают очистку садовой земляники от лишних усов. Посадка новых усов. Сила хлеб силит. На Силы и Силуяна рожь бывает пьяна (полна зерном и клонится к земле). Если в это время дни стоят пасмурные и прохладные, то дождя опасаться не должно, и работы могут продолжаться без остановки; когда же душно и тягостно и насекомые особенно злы и едки, то будет дождь. Яровой сею - по сторонам гляжу; ржаной сею - шапка с головы свалится, не подыму (некогда). Наступают Спасовки - период, продолжавшийся почти до конца августа. В большинстве областей, в этот период начинался ранний посев озимой ржи.  Для  успеха этого мероприятия в тот момент, когда начинали сеять озимые, стаскивали с  печи наиболее ветхого старика – «старинного пахаря» - и, поддерживая за  руки,  заставляли посеять первую горсточку: «Для нашего урожая,  и  для  твоего  стариковского счастья».
Всех, у кого в этот день рождались дети, поздравляли особо. Дело в том, что родившиеся в этот день будут особенно сильны. По поверьям, большинство русских богатырей рождались именно на Силуяна. В это время особое внимание уделяли ржи. Считалось, что силы в этот день прибавляется и у людей («бессильный богатырем живет»), и у животных, и у растений («на Силу от земли берут силу»).
У Иоанна Воина просят заступничества и утешения все обиженные и скорбящие, а на Руси было принято молиться этому святому о возвращении краденого. Люди верили: если в этот день обворованный человек отслужит молебен Иоанну, то воры обнаружат себя сами. Если же преступник не желал сознаваться, приступали к ворожбе. На кого указывали колдун или ворожея — тот должен был поклясться в невиновности именем Ивана Воина. Православные были уверены, что если человек при этом солжет — то святой сам его покарает. В этот день обращали внимание на погоду: если она была пасмурной и прохладной, то дождя можно было не ждать. А вот сильное мерцание звезд на рассвете предвещало скорые и обильные осадки. Если же дождь заморосил под вечер, да еще при ветреной погоде — быть долгой мокроте.

Именины в этот день Агния, Анатолий, Ангелина, Валентин, Герман, Иван, Лука, Максим, Павел, Сила, Силуан

13 августа. СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА ВЕНИАМИНА, МИТРОПОЛИТА ПЕТРОГРАДСКОГО И ГДОВСКОГО.  ЕВДОКИМА КАППАДОКИЯНИНА (IX)

Священномученик Вениамин, в миру Василий Павлович Казанский (1873 -1922), в 1917 году был избран архиеписком Петроградским и ладожским (Петроградским и Гдовским), затем в этом же году возведен в сан митрополита. Вениамин выступил против обновления Высшего церковного управления, предав анафеме его руководителя протоиерея Александра Введенского. Сразу же после избрания он сказал такие слова: "Я стою за свободную Церковь. Она должна быть чужда политике, ибо в прошлом много от нее пострадала". В ночь с 12 на 13 августа 1922 года по приговору Петроградского революционного трибунала митрополит Вениамин был расстрелян. Его арестовали и расстреляли на железнодорожной станции Пороховое под Петроградом. Он был причислен к лику святых сравнительно недавно.

Отмечается память праведного Евдокима Каппадокиянина, жившего в 9 веке в Малой Азии. Евдоким родился в семье знатных и благочестивых христиан Василия и Евдокии. С детских лет будущий святой отличался праведностью и послушанием. Дав обет безбрачия, он старался избегать всяческого общения с женщинами и даже не поднимал на них взгляд. Только со своею матерью он вел беседы. За добродетельную жизнь император назначил Евдокима правителем Харсианской области. Свои обязанности он исполнял так, как подобает слуге Божьему, управлял людьми справедливо и с кротостью, заботился о сиротах и вдовах, защищал всех обиженных. По преданию, своей беспорочной жизнью Евдоким угодил Богу, и тот призвал его к себе в 33-летнем возрасте. Сразу же после кончины праведника у его гроба начали свершаться чудеса, многие больные находили исцеление. Через несколько месяцев гроб открыли и обнаружили нетленные мощи, благоухающие дивным ароматом. Русская православная церковь считает Евдокима одним из покровителей семейного очага — во многом благодаря теплым отношениям, которые святой поддерживал со своими родителями.

Поспевают огурцы открытого грунта, кабачки, баклажаны. Спешили собрать поспевшие ягоды черемухи — прекрасное средство, обладающее вяжущим, мочегонным и потогонным свойствами,  употребляемое при желудочно-кишечных заболеваниях. Настой из плодов черемухи применяется и для лечения воспалительных заболеваний слизистой глаз, в виде примочек. На Руси у этого дня было особенное значение — православные отмечали Евдокимово заговенье перед Успенским постом. Впрочем, сам пост не считался голодным, поскольку приходился на лето, и выбор блюд, которые можно было вкушать, радовал разнообразием. Люди ели новый хлеб, свежие овощи, многочисленные плоды и ягоды. Особой популярностью пользовалась репа — свежая, вяленая, пареная; из нее делали начинку для пирогов, варили из нее кашу, настаивали квас. Говорили, что на Евдокима нужно было обязательно заговорить борону — провести специальный обряд, чтобы при работе в поле не ломались зубья. Люди сложили несколько присказок на эту тему: «Коли не заговоришь борону — не угодишь коню»; «Конь с места не тронется, пока мужик над бороной не наклонится».

Именины в этот день Анна, Антон, Арсений, Василий, Вениамин, Владимир, Георгий, Евдоким, Елизавета, Иван, Иосиф, Константин, Максим, Николай, Сергей, Степан, Юрий

14 августа.  ПРАЗДНЕСТВО ВСЕМИЛОСТИВОМУ СПАСУ И ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ; ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕСТНЫХ ДРЕВ ЖИВОТВОРЯЩЕГО КРЕСТА ГОСПОДНЯ. ДЕНЬ МЕДОВОГО СПАСА. МАККАВЕЙ. НАЧАЛО УСПЕНСКОГО ПОСТА.

В августе существует три праздника в честь Спасителя, три Спаса: первый Спас - 14 августа по народному выражению - "на воде"; второй - 19 августа, "на горе"; третий - 29 августа, "на полотне".

Праздник первого Спаса



Этот праздник пришел к нам из Константинополя. Там существовал обычай выносить Крест Господень на дороги для освещения мест из-за часто бывших в августе болезней. На Руси этот праздник установлен по случаю двойной победы: русский князь Андрей Боголюбский одержал победу над болгарами, а греческий император Мануил - над арабами в 1164 году. Русский князь и греческий император имели в войсках своих Святой Крест Господень. Они оба усердно молились Ему о помощи и оба удостоились с войсками чудного видения: от взятых на войну икон Спасителя и Матери Божьей исходил свет и осенял войска. Храбро кинулись воины на неприятеля и победили. В память этого события установлен был крестный ход на реку, где во время освящения воды крестьяне старались выкупать своих лошадей.
Первый Спас еще называют Медовым Спасом. Этот день - праздник пчеловодов, когда пчеловоды-пасечники заламывают в ульях первые медовые соты, "На первый Спас и нищий медку покушает", говорят в народе. Крестьяне полагали, что с этого дня пчелы перестают вырабатывать мед. Неизвестно откуда зашло в русскую деревню странное понятие о розах, но крестьяне считали, что когда перестают цвести розы, тогда происходит перемена и в росах. Действительно с 14 августа выступают росы хорошие и безвредные. А что касается роз, то их перенесение в русскую землю последовало в царствование Алексея Михайловича (XII век).

Праздник второго Спаса



Второй Спас в день Преображения Господня - Спас "на горе". Раньше до второго Спаса фрукты есть было не положено. 19 августа их несли в церковь для освящения, после чего все фрукты разрешалось употреблять в пищу. Поэтому в народе второй Спас называется "Яблочным Спасом". По освящении часть принесенного выдается притчу, а остальное относится в дом, где освященными яблоками разговляются. В.Селиванов в своей книге "Год русского земледельца" писал : "В этот день после обеда толпы баб и ребятишек осаждают помещичьи сады, которые почти всегда сдаются купцам, и покупают у последних все то, что даже было бы выкинуто за негодностью, лишь бы называлось яблоком. Покупают на гроши, на кудели пеньки и льна, на яйца; например, за одно яйцо получают две или три пригоршни яблок, сколько широкие руки сидельца могут их вместить. В этот день насыпают целые воза падалицы и непадалицы, хороших даже сортов яблок, и разводят по окрестным приходам к церквам, где по окончании обедни все раскупается".

Праздник Третьего Спаса

Третий Спас, то есть праздник Спасителя, - 29 августа - Спас  "на полотне", назначенный в память перенесения нерукотворного образа Господня в Константинополь.
Существует предание, что во время земной жизни Иисуса Христа князь Едесский тяжело заболел. Узнав о чудесах Спасителя, князь послал к нему своего художника с письмом, прося исцелить его от тяжелой болезни. Когда художник увидел лик Спасителя, сильно захотелось ему изобразить черты Его на полотне, но все труды остались напрасны - никак не мог он уловить черты лица Господня. Заметив это, Иисус Христос велел принести воды, умылся, вытер лицо Свое платком, и, к удивлению присутствующих, на платке тотчас же получилось изображение Его. Этот нерукотворный образ Свой Иисус Христос послал князю вместе с письмом, в котором писал: "Блажен ты, что уверовал в Меня, не видав Меня. После вознесения Моего придет к тебе ученик Мой и совершенно исцелит тебя от недуга". Князь, получив образ и поклонившись Ему, почти совсем излечился от болезни. Сначала образ хранился в городе Едесс, где жил князь, впоследствии же был перенесен в Константинополь. Перенесение это было совершено 16 августа (29 августа н.ст.).

Итак 14 августа первый  МЕДОВЫЙ СПАС. Церковь называла это "происхождение честных древ честного и животворящего Креста Господня". В Константинополе, чтобы освятить город и предотвратить эпидемии и болезни, из Храма Святой Софии выносили частицу Креста, на котором был распят Иисус.
На Руси в этот день устанавливался строгий двухнедельный Успенский Пост, устраивали день "сиротской и вдовьей помощи" и всем миром помогали самым бедным и нуждающимся людям. Этот Спас назывался еще и Медовым, Пчелы переставали с этого дня носить мед, его освящали и ели. Успенский пост - последний из многодневных постов в году. Продолжается он с 14 по 27 августа. Строгостью правил Успенский пост превосходит и Петровский, и Филипповский, но уступает Великому посту.
Ранее еще в этот день совершали крестный ход к воде, в нем участвовал сам государь. Для него было приготовлено специальное место, священники торжественно освящали воду на Москва реке, напротив Симонова монастыря. Царские выходы с древнейших времен были важной стороной государственной жизни. Каждый большой праздник ознаменовывался ими. Сохранилась точная роспись правил: в каком наряде на какой праздник выходить венценосцу, какую иметь при этом свиту. Не оказался исключением и день первого Спаса. Напротив Симонова монастыря на Москве-реке строился специальный помост и устраивалась 'иордань' — возводился над водой навес на четырех изукрашенных столбах, увенчанный золоченым крестом. На помосте ставились два 'места' — государево (в виде пятиглавого храма) и патриаршее. Их огораживали раззолоченной решеткой, помост застилали алым сукном. Царское место было покрыто резьбой, утверждалась 'на пяти точеных столбцах, стоящих на пяти золотых яблоках, и задергивалось изнутри тафтяной, занавесью'. Вокруг были иконы Иисуса Христа, Пресвятой Богородицы, Иоанна Богослова и Архангела Михаила. Под колокольный звон в положенное время появлялись царь с боярами, идя перед крестным ходом. Начиналось торжественное освящение воды. Все, начиная с государя, получали из патриарших рук зажженные свечи. По прочтении молитв царь сходил под навес 'иордани' и оттуда — в воду. Был он в обычном ездовом платье, но перед погружением возлагал на себя драгоценные кресты. Их было по традиции три — унизанных жемчугом и украшенных драгоценными камнями. Вот, например, как выглядел один из крестов: '...Посредине образ Спаса резной стоящий, по бокам образы Пречистой Богородицы да Иоанна Богослова, позади Архангел Михаил. На кресте изумруд, по бокам двадцать восемь жемчужков, а в середине двенадцать жемчужков да восемь камушков в гнездах, да два яхонта и два рубина...' Пока царь, выйдя из воды, переоблачался в сухое платье, царское место задергивалось алым сукном. Затем государь принимал патриаршее благословение и под благовест возвращался в свои палаты. В этот день народу строго - настрого запрещалось подавать самодержцу челобитные: в Спасов праздник должно блюсти покой государев. Духовенство кропило святой 'иорданскою' водой войска и знамена. Простой люд устремлялся к 'иордани', где особо приставленные люди разливали желающим освященную воду в заранее припасенную посуду. Во дворец же, на царицыну половину, отправлялись две наполненные доверху серебряные чаши. А у Симонова монастыря продолжались народные гуляния - чинные, без плясок и без песен, без винопития: начинающийся Успенский пост строг, позволяет угощаться только медом и квасом.
«Первый сот - сиротам, вдовам, больным». Только с этого дня разрешается есть мед. Пекут пироги с пшенной кашей и медом. «Спасовка - лакомка, а Петровка - голодовка». Строгим блюстителям народных обычаев и постникам разрешается только теперь есть мед. От этого и называют первый Спас медовым. После освящения первого меда в церкви пчеляки разговляются свежим медом, пекут также пироги с пшенной кашей и медом.
На первый Спас святи колодцы. У Спаса всего в запасе: и дождь, и ветер, и ведро, и разнопогодье. Откачка меда из ульев. «Пасечники заламывают (подрезывают) соты». «Не заломишь соты - соседние пчелы вытаскают весь мед». Медовые соты - прекрасное средство лечения некоторых заболеваний дыхательной системы. Целебным свойством при этом обладает воск сотов, из которых полностью откачали мед. Жевание медовых сотов оказывает благоприятное влияние на слизистую дыхательного тракта. Одновременное потребление меда также входит в курс лечения. Лучше жевать сотовый мед, но, если по какой-то причине невозможно его достать, положительные результаты могут быть также получены при потреблении за каждой едой столовой ложки меда на десерт.  Вкусное лекарство начинают принимать именно с 14 августа.
Существует в последнее время очень много не натурального мёда и подделок. Как определить? Во-первых, по цвету. Каждый сорт меда имеет свою окраску, присущую только ему.  Так, например, цветочный мед, светло-желтого цвета, а липовый - янтарного, гречишный же имеет разные оттенки коричневого цвета. Чистый, без примеси мед, как правило, прозрачен, какого бы цвета он не был. Мед, имеющий в своем составе добавки, мутноват, в нем можно обнаружить осадок.
Далее, оцените аромат меда.  Настоящий мед отличается душистым ароматом. Этот запах ни с чем не сравним. А мед с примесью сахара почти не имеет аромата, а его вкус близок к вкусу подслащенной водички.
По вязкости. Возьмите мед на пробу, опустив в емкость тонкую палочку. Если это настоящий мед, то он потянется вслед за палочкой длинной непрерывной нитью. Фальшивый мед поведет себя, как клей: будет обильно стекать, и капать с палочки вниз, образуя брызги.
По консистенции. У настоящего меда она тонкая, нежная. Мед легко растирается между пальцами и впитывается в кожу, именно поэтому его часто используют в косметологии, чего не скажешь о подделке. У фальшивого меда структура грубая, при растирании на пальцах остаются комочки. Обязательно проверьте,  не добавлены ли в мед сахар и вода. Для  проведения этого  теста, на лист низкосортной бумаги, которая хорошо впитывает воду, капните мед. Если он растечется по бумаге, образуя влажные пятна и даже просочится сквозь нее - это подделка.  Определите, есть ли в меде крахмал. Для этого положите в стакан немного меда, и залейте кипятком, размешайте и охладите. После этого капните туда несколько капель йода.  Если состав посинеет - значит в мед  добавлен крахмал.

Дикий мак употребляют как средство от ведьм. По народному верованию, стоит только этим маком обсыпать дом - и все козни ведьм окажутся недействительными. На Маковея собирают мак. Начало Успенского поста называют Госпожинками, или Сапожинками, связывая это название с жатвой хлебов, страдной порой (смотрите еще 28 августа). Проводы лета. Может быть первый осенний ранний ночной заморозок. Начало холодных рос. Начало раннего посева озимой ржи. Сбор лекарственных ягод черемухи. Поспевает малина. Лесная малина - старейшее лекарственное растение. Используют траву, цветки малины. Настой из цветков применяют как противоядие против укусов змей и скорпионов, отваром цветков промывают воспаленные глаза; водным настоем цветков полощут горло при ангине, траву, цветки заваривают при простуде. Грачи, скворцы собираются в стаи. Ласточки и стрижи отлетают в три раза, в три Спаса. Первый пролет журавлей. Отцветают розы. Когда хлеб сеешь в погоду, больше родится приплоду. В сырую погоду и в дождь не должно сеять ржи; как обмочило оглобли, так и поезжай домой. Если во время созревания малины первые ягоды бывают крупные, то рожь следует сеять раньше; при мелких же ягодах средний или поздний посев ржи лучше. Паши под озимь, сей озимь, готовь гумна и овины. На первый Спас защипывают горох. На Урале и в Сибири с первого Спаса начинают шишковать кедры. «Во что Макавеи, в то и разговенье» (28 августа). Дождь на Макавея - мало пожаров бывает. Лошадей, как и весь скот, обычно в этот день купают в последний раз. В некоторых местностях Первый Спас именовался также Мокрым. В этот день совершался чин водоосвящения, для чего служители церкви отправлялись к источникам, озерам и рекам. Крестьяне же считали полезным купание в освященных водах. Пчеловоды строго соблюдали обычай приносить в этот день в церковь свежесобранный мед для освящения. Кроме того, крестьяне несли в церковь семена и овощи, которые освящали как первые плоды летних работ. В южных регионах освящают также маковые головки, поэтому праздник обрел еще одно название — Маковый Спас. В этот день готовили различные кушанья с использованием мака — например, булочки и пирожки, а также маковники. Это лакомство делается так: варят мед и снимают с него пену, затем кладут мак и держат на огне, пока масса не загустеет; после этого ее вываливают на стол и, остудив, режут на тонкие ломтики. Мак наделяли и сверхъестественными свойствами. Считалось, что если обсыпать семенами дикого мака дом, ни одна ведьма в него не проникнет. С Медового Спаса крестьяне начинали распахивать поля под озимые, отделывать овины к зиме, очищать гумна. Когда сеяли озимую рожь, стаскивали с печи самого старого пахаря в селе и вели в поле, чтобы он бросил в землю первую горсть зерна. «Посей ты, дедушко, первую горсточку на твое стариковское счастье!», - просили крестьяне. Если мужчины в это время были заняты в полях, то женщины и дети шли в лес — заготавливать малину. Она, во-первых, была любимым лакомством наших предков, во-вторых, считалась одним из наиболее полезных лекарственных растений, отлично помогающим при простуде. Спешили также собрать ягоды черемухи, которые сушили на зиму; эту ягоду применяли как вяжущее, мочегонное и потогонное средство.

Именины в этот день Александр, Дмитрий, Леонтий, Софья, Тимофей, Федор

15 АВГУСТА. БЛАЖЕННОГО ВАСИЛИЯ, ХРИСТА РАДИ ЮРОДИВОГО, МОСКОВСКОГО. ПЕРЕНЕСЕНИЕ ИЗ ИЕРУСАЛИМА В КОНСТАНТИНОПОЛЬ МОЩЕЙ ПЕРВОМУЧЕНИКА АРХИДИАКОНА СТЕФАНА (428).

Это один из самых почитаемых на Руси святых. На Красной площади стоит храм Василия Блаженного (собор Покрова Богородицы), когда там похоронили Василия, то в народе храм стали именовать в его честь.

Святой Блаженный Василий, Московский чудотворец, родился в декабре 1468 года на паперти подмосковного Елоховского храма в честь Владимирской иконы Пресвятой Богородицы. Родители его были из простых и отдали сына в учение сапожному ремеслу. Во время учения Блаженного его мастеру пришлось быть свидетелем одного удивительного случая, когда он понял, что ученик его - не обыкновенный человек. Один купец привез на баржах в Москву хлеб и зашел в мастерскую заказать сапоги, прося сделать их такими, чтобы не сносил их за год. Блаженный Василий прослезился: "Сошьем тебе такие, что и не износишь их". На недоуменный вопрос мастера ученик объяснил, что заказчик не обует сапоги, вскоре умрет. Через несколько дней пророчество сбылось.
В 16 лет святой пришел в Москву и начал тернистый подвиг юродства. В палящий летний зной и трескучий лютый мороз ходил он нагой и босой по улицам Москвы. Странны были его поступки: то опрокинет лоток с калачами, то прольет кувшин с квасом. Рассерженные торговцы били Блаженного, но он с радостью принимал побои и благодарил за них Бога. А потом обнаруживалось, что калачи были плохо испечены, квас приготовлен негодным. Почитание Блаженного Василия быстро росло: в нем признали юродивого, человека Божия, обличителя неправды.
Один купец задумал построить на Покровке в Москве каменную церковь, но трижды своды ее обрушивались. Купец обратился за советом к Блаженному, а он направил его в Киев: "Найди там убогого Иоанна, он даст тебе совет, как достроить церковь". Приехав в Киев, купец разыскал Иоанна, который сидел в бедной хате и качал пустую люльку. "Кого ты качаешь?" - спросил купец. "Родимую матушку, плачу неоплатный долг за рождение и воспитание". Тогда только вспомнил купец свою мать, которую выгнал из дома, и ему стало ясно, почему он никак не может достроить церковь. Вернувшись в Москву, он возвратил мать домой, испросил у нее прощение и достроил церковь.
Проповедуя милосердие, Блаженный помогал прежде всего тем, кто стыдился просить милостыню, а между тем нуждался в помощи более других. Был случай, что он отдал богатые царские подарки купцу-иностранцу, который остался безо всего и, хотя три дня уже ничего не ел, не мог обратиться за помощью, так как носил хорошую одежду. Сурово осуждал Блаженный тех, кто подавал милостыню с корыстными целями, не из сострадания к бедности и несчастью, а надеясь легким путем привлечь благословение Божие на свои дела. Однажды Блаженный увидел беса, который принял облик нищего. Он сидел у Пречистенских ворот и всем, кто подавал милостыню, оказывал немедленную помощь в делах. Блаженный разгадал лукавую выдумку и прогнал беса. Ради спасения ближних Блаженный Василий посещал и корчмы, где старался даже в самых опустившихся людях увидеть зерно добра, подкрепить их лаской, ободрить. Многие замечали, что, когда Блаженный проходил мимо дома, в котором безумно веселились и пьянствовали, он со слезами обнимал углы того дома. Юродивого спрашивали, что это значит, и он отвечал: "Ангелы скорбные стоят у дома и сокрушаются о грехах людских, а я со слезами упрашивал их молить Господа об обращении грешников".
Очистив великими подвигами и молитвой свою душу, Блаженный сподобился и дара предвидения будущего. В 1547 году он предсказал великий пожар Москвы; молитвой угасил пожар в Новгороде; однажды упрекнул царя Иоанна Грозного, что он во время Богослужения был занят мыслями о постройке дворца на Воробьевых горах. Скончался Блаженный Василий 2 августа (15 августа по н.ст.) 1557 года. Святитель Московский митрополит Макарий с собором духовенства совершил погребение святого.

Его тело было погребено у Троицкой церкви, что на рву, где в 1554 году был пристроен Покровский собор в память покорения Казани. Прославлен Блаженный Василий Собором 2 августа (15 августа по н.ст.)1588 года, который возглавил Святейший Патриарх Иов.

 
В описании облика святого сохранились характерные подробности: "наг весь, в руке посошок". Почитание Блаженного Василия всегда было настолько сильным, что Троицкий храм и пристроенная Покровская церковь и доныне именуются храмом Василия Блаженного. Вериги святого хранятся в Московской духовной академии. К нему можно обращаться при тушении пожаров и избавлении от него.

Праздник установлен в честь святого Стефана — первого христианского мученика, происходившего из еврейской диаспоры. По преданию, он вместе с шестью единоверцами был избран апостолами в диаконы для поддержания порядка и справедливости при «ежедневном раздаянии потребностей». Однако деятельность Стефана не ограничивалась возложенным на него служением: он подобно апостолам проповедовал в Иерусалиме слово Божие. Однажды представители синагоги вступили с ним в спор по поводу одной из речей (в ней проповедник заявил о том, что «Всевышний не в рукотворенных храмах живет», и эти слова были расценены как богохульство) и вызвали его на суд. Доподлинно неизвестно, чем закончился спор: был ли Стефану вынесен смертный приговор или же его побила камнями разъяренная толпа. В любом случае, понятно, что святой погиб мученической смертью. Во время экзекуции Стефан просил Иисуса принять его дух, а также молился о своих убийцах.

Стефан. Степан Сеновал. Сеновал. В народе его зовут Степан-сеновал, это — традиционная дата окончания сенокосных работ, а также Степан — погодоуказатель: "Каков Степан, таков и сентябрь".
Последний их этап — покос травы, отросшей на уже скошенных лугах. Также в этот день было принято всей семьей собирать цветы и травы, из которых плели так называемый Степанов венок. Его приносили в избу и вешали в красном углу; когда в доме кто-либо заболевал, хозяйка отрывала от венка пучок «могучих трав» и заваривала их, чтобы дух цветущего летнего луга отогнал недуги. Сила венка сохранялась до следующей весны — до Илларионова дня (10 апреля). На Степана особо обхаживали лошадей, поили их «через серебро». Для этого, искупав коня, приводили его к лесному ключу, бросали в воду мелкую серебряную монету, а потом поили животное из шапки, куда тоже клали денежку. После монету доставали из шапки и тайно от всех прятали в конюшне под яслями — до следующего года. Считалось, что от этого лошади становятся покладистыми и перестают бояться нечистой силы, а хозяйство ограждается от конского падежа. Степан известен как покровитель лошадей.  А монета, которую использовали в обряде, часто переходила от отца к сыну. Также наблюдали за приметами погоды. Степанов день и несколько последующих дней считались указателями сентября: каковы они, таков и первый месяц осени будет. На святого Стефана косят отаву (отросшую траву) - «второе сено», «и отавка - сену прибавка». Начало сбора сливы. Сбор яблок сортов Грушовка, Московская, Мантет, Мекентош, Папировка, Бессемянка и других, сбор поздних сортов вишни. 15-25 августа - повторный посев редиса.

Именины в этот день Василий, Иван, Кирилл, Платон, Роман, Степан, Тарас, Федор

16 августа. ДЕНЬ ПАМЯТИ ПРЕПОДОБНОГО ИСААКИЯ, ИГУМЕНА ДАЛМАТСКОЙ ОБИТЕЛИ (383), АНТОНИЯ РИМЛЯНИНА.

Преподобные Исаакий, Далмат и Фавст были игуменами Далматской обители. Преподобный Далмат служил в войске святого благоверного царя Феодосия Великого (379-395) и пользовался его уважением. Оставив мир, преподобный Далмат между 381-383 годами, вместе с сыном Фавстом, ушел в обитель преподобного Исаакия, близ Константинополя. Преподобный Исаакий постриг отца и сына в иноческий чин, и оба они стали вести строгую подвижническую жизнь. Приближаясь к концу своей жизни, преподобный Исаакий в 383 году поставил вместо себя игуменом преподобного Далмата, по имени которого обитель стала называться Далматской.
Преподобный Далмат явился ревностным поборником Православной веры на III Вселенском Соборе в Ефесе (431), осудившем ересь Нестория. После Собора святые отцы возвели преподобного Далмата в сан архимандрита Далматской обители, в которой он и скончался девяностолетним старцем (после 446 года).
О преподобном Фавсте известно, что он, подобно отцу, был великим аскетом и из иноческих подвигов особенно преуспел в посте. После смерти отца преподобный Фавст стал игуменом обители.
Преподобный Антоний Римлянин родился в Риме (отсюда его наименование) в православной богатой семье. Он презирал сребролюбие и полученные от родителей ценности положил в бочку и бросил ее в море. Сам же он удалился в православный скит, где прожил 20 лет. Когда гонения на православных в Италии усилились, прп. Антоний нашел на берегу моря большой камень, на котором подвижнически прожил целый год. В 1105 г. страшная буря сорвала камень с места и понесла по морю. Под праздник Рождества Пресвятой Богородицы камень остановился в 3 верстах от Новгорода на берегу реки Волхова при селе Волховском. Событие это засвидетельствовано в новгородских летописях. На этом месте преподобный, с благословения святителя Никиты Затворника, он и основал монастырь - в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Вскоре к берегам Волхова приплыла бочка, в которую прп. Антоний положил доставшееся ему наследство. Святой истратил его на благоустройство основанной им обители и помощи нуждающимся.

До наших дней сохранился собор в честь Рождества Пресвятой Богородицы, построенный при жизни преподобного в 1117-1119 гг. известным новгородским зодчим Петром, с фресковыми росписями 1125 г. В 1131 году святитель Нифонт Новгородский поставил преподобного Антония игуменом монастыря. Почил прп. Антоний, 3 августа 1147 года, 79 лет от роду, и был погребен святителем Нифонтом, а канонизация его произошла в 1597 г. Он изображен на иконах с ветвью осоки в руке. Первоначальное житие преподобного Антония Римлянина было написано вскоре после его кончины учеником и преемником по игуменству священноиноком Андреем, а обработка жития, сказание об обретении мощей и похвальное слово - пострижеником Антониева монастыря, иноком Нифонтом, в 1598 году (издано в "Православном собеседнике", Казань, 1858, май-июнь). Сохранились духовная и купчая грамоты преподобного Антония, изданные неоднократно.

Антон Вихровей. Исакий и Антон Вихровеи. Исакий Малинник. Окружие. Почему день назван Окружие - неизвестно.
В народе день этот получил название Антон-вихревей. Считалось, что он предсказывает погоду на зиму. В старину 16 августа выходили на перекрестки "допрашивать вихрь о зиме" — обычай, сохранившийся с языческих времен. Допрашивавший должен был захватить с собой нож и петуха. Как только начинала виться на дороге пыльная воронка, гадатель вонзал нож в середину ее, держа при этом кричащего петуха за голову. Потом можно было начинать допрос самого "летучего духа". По преданию, вихрь отвечал человеческим голосом на задаваемые вопросы, и все предсказанное им сбывалось с поразительной точностью. Если на Антона вихрь - жди снежную зиму. Каков Антон Вихровей, таков и октябрь. Какой Исакий, таков и Никола Зимний (19 декабря). «На Исакия южный ветер с вихрями - зима будет снежная. На Исаакия вихри - к крутой зиме. Исаакий называется в народе малинником, т.к. в это время поспевает малина. Поспевают лесные орехи. По Исаакию октябрь. Идет полным ходом сбор лесной малины. Кроме ветров в этот день опасались дождей — зарядив в этот день, они продолжались еще долго. Поверья о вихрях находили отражение и в других приметах, не имеющих отношения к погоде. Так, мальчик, родившийся в этот день, считался взбалмошным и отчаянным — одним словом, «с ветром в голове». Про девочку, появившуюся на свет на Антона, говорили: «Не девка — огонь!», – подразумевая крутизну нрава, подобную буре. А вот если день, на удивление, оказывался безветренным, то рожденный в такую пору, как считали, «с виду тих, да вихри в нем крутятся». Этот праздник называли также Малинником, поскольку он выпадал на период, когда в лесах и садах бывало много малины. С глубокой древности и до наших дней эта ягода была любима русским народом, ее упоминали в песнях, сказках, пословицах. Как правило, малина ассоциировалась с чем-то очень приятным и желанным. Так, о хорошей жизни говорили: «Не жизнь, а малина!». Эту ягоду использовали и в лечебных целях (особенно при простуде), и в кулинарии — пекли с нею пироги, делали варенья и компоты. Еще одно название праздника, по аналогии с Малинником, — Орешник. К этому времени поспевали орехи. Любопытно, что на Антона не рекомендовалось устраивать уборку — ни выметать пыль, ни выносить мусор. Говорили, что если приберешься в доме, то и в кошельке весь год будет так же чисто.

Именины в этот день Антон, Вячеслав, Иван, Исаакий, Кузьма, Николай

17 августа. ДЕНЬ ПАМЯТИ СВЯТОЙ ПРЕПОДОБНОЙ МУЧЕНИЦЫ ЕВДОКИИ, СЕМИ ЕФЕССКИХ ОТРОКОВ.

В этот день отмечают память святой Евдокии (в русской традиции — Авдотьи), которая жила в 4 веке и была знатной римлянкой. В числе 9000 христиан ее взяли в плен войска персидского царя Сапора. Находясь в плену, святая проповедовала среди персидских женщин и многих из них обратила в христианство. За это она подверглась жестоким истязаниям, а потом была обезглавлена (364).

День семи Ефесских отроков: Максимилиана, Иамвлиха, Мартиниана, Иоанна, Дионисия, Ексакустодиана (Константина) и Антонина (450). Это семь братьев, семь воинов. За христианскую веру с них были сняты воинские знаки отличия. Но они продолжали нести свою веру и были наказаны: их завалили камнями в пещере, где они находились 200 лет. По легенде, когда пещеру раскопали, все отроки были живы и невредимы. Так была явлена истина православного учения - о воскресении мертвых. Сам император навестил отроков и беседовал с ними, после чего они вновь заснули - в ожидании второго пришествия Христова. Их, спящих, видел в XII в. русский паломник Даниил. Этим святым отрокам молятся о младенце не спящем: «Воззрите с высоты Небесныя славы на нас, любовию память вашу чтущих, наипаче же на младенцы христианские, вашему заступлению от родителей своих препорученныя».

На Руси при бессоннице ребенка, да и при плохом здоровье, часто читают заговор на три зари, две утренних и одну вечернюю:
«Заря-зарница, красная девица!
Возьми болезни, да бессонницу,
А дай рабу Божьему, младенцу (имя),
Сон и доброе здоровие.
         Аминь».
О том, чего русские люди ждали от праздника святой Евдокии, хорошо говорят ее прозвища: Малиновка, Огуречница, Сеногнойка. В эту пору поспевает дикая малина, и детвора спешит в лес с туесами, чтобы набрать побольше сладких ягод — и свой живот потешить, и принести домой, где матери сварят из нее ароматное малиновое варенье на зиму. На Авдотью — последний сбор огурцов. После этого дня они перестают расти. Поэтому рачительные хозяева торопились убрать ботву, пока она не высохла, и сложить ее в компостную яму. Уборка чеснока и лука (у чеснока и лука перья должны быть поблекшими; сухими - у чеснока и лежащими на земле - у лука). И то, и другое часто шло вместе с огурцами в засолку. Сеногнойкой же Авдотью прозвали потому, что в ее день часто идут дожди, из-за которых сено мокнет и гниет. «Не иди где косят, а иди где просят. Не иди где жнут, а иди где ждут», — просили люди в этот день. Сено к Авдотье обычно уже было убрано в копны, но этого мало — даже так оно могло испортиться, нужно было поскорее спрятать его под крышу. «В долгах не деньги, в копнах не сено», — говорили по этому поводу крестьяне. По этому дню обычно судили, каким будет ноябрь.  Семь отроков - сеногной. Семь отроков сено гноят. Семь отроков семь дождей несут. Сеногнойка - дожди губят сено. «Дождь - слепой. Ему говорят: «Иди туда, где тебя просят». А он пошел, где сено косят. Ему говорят: «Иди туда, где тебя ждут», а он пошел, где жнут». Дожди идут средь бела дня, без молний и грома.  Какова Авдотья - таков ноябрь.

Именины в этот день Алексей, Андрей, Дарья, Денис, Дмитрий, Евдокия (Авдотья), Иван, Ирина, Ия, Константин, Кузьма, Максимилиан, Михаил, Семен

Картина дня

наверх