На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ШАГ НАВСТРЕЧУ

23 933 подписчика

Свежие комментарии

  • Татьяна Решняк
    Очень правильно говорите. Это человек склочный и не порядочный!!! Она грязью поливает всех и смотреть и слушать Порги...Свадебные фото со...
  • Jolie
    затолокин))они ждали-ждали тебя 5 лет и "померли от тоски"))))А где все? С НОВЫ...
  • Jolie
    нихде)))🤣🤣🤣🤣🤣🤣🤣Когда деревья был...

Забытые голоса. Гелена Великанова.

Что-то давненько я вас музыкой не мучала. Сегодня хочу напомнить вам об одной из певиц, которая много сделала для нашей эстрады!

Люди, сидевшие на концерте, знали наизусть её песни, шептали слова: «Клён ты мой опавший...», «Идут белые снеги...», «Дорогой длинною...», «Может быть...», а в последние годы снова, как раньше, «Ландыши».

.. Она вызывала у зала энергию, любовь к жизни, к музыке, к людям! Это должно быть внутри артиста! И школа у неё была великолепная: её педагогом была знаменитая актриса МХАТа Ольга Андровская, народная артистка СССР. И воспитание было отменное — это была польская пани...
Эпоха определяется, наверное, какими-то важными событиями, большими или великими учёными, и конечно, писателями, художниками, артистами, которых знают больше, видят больше, которые помогают людям жить. Во-первых, очень важен пример, модель, на которую равняются молодые. Очень важно ободрить, когда руки опускаются. Да и потом, людям необходимо искусство, они просто не могут без этого. Это божественное начало в нас, душа наша откликается на музыку, живопись, театр, ну и, конечно, кино, эстраду. Представить себе наше время без Леонида Утёсова, Клавдии Шульженко, Гелены Великановой нельзя. А ушедших, как долго их будут помнить? Ведь от них не остаётся ни научных трудов, ни книг. Но всё же какое-то время они остаются нашими кумирами. Они подарили нам радость.


Какая же она была, Гелена Великанова? Женственная, элегантная? Да! Мужественная, чрезвычайно работоспособная? Да! Интеллигентная, умная, с хорошим вкусом? Да! Мастер, делающий каждую песню маленьким спектаклем, и для этого всё продумано: платья, аранжировка песни, движения? Да! Но что же главное? Что даёт возможность продержаться на эстраде с таким успехом столько лет, ведь это немыслимо трудно! Конечно, талант и любовь к профессии, наверное. Она получала удовольствие от песни, от общения с залом, в ней была этакая пружина, кураж, которые заводили зал. Она вызывала у зала энергию, любовь к жизни, к музыке, к людям! Это должно быть внутри артиста!
Гелена Марцелиевна Великанова родилась 27 февраля 1922 года в Москве в семье выходцев из Польши, отец был наполовину литовец с фамилией Великанис. У Гелены были два брата и сестра. Средний брат Владимир погиб в молодом возрасте, он был летчиком и разбился. Гелена Марцелиевна жила в центре — на Арбате, воспетом впоследствии Окуджавой, как обители московской интеллигенции.
Из рассказа самой Гелены: «Я с детства была очень бойкая, энергичная, «заводилой» была. Мы ставили спектакли, разыгрывали настоящие сценки – с костюмами и декорациями. И стихи я читала и пела. А потом… война».
В 1941 года Геля закончила школу, хотела поступать в музыкальное училище, но началась война, и семья эвакуировалась в Томск, где она работала в госпитале, участвовала в концертах для раненых.
Великанова: «Я уехала в Томск в эвакуацию с мамой в «телячьих» вагонах, как их тогда называли. И в первый же год эвакуации маму потеряла… И осталась совершенно одна, «как перст на белом свете». В этом городе я поступила в Московский институт инженеров транспорта. Здесь участвовала во всех вечерах. Профессура мне не раз говорила: «Уходи отсюда, иди учись музыке! Ты хорошо поешь и наш вуз не для тебя». Действительно, я ненавидела математику. Это был совершенно чуждый для меня предмет. Потом, несколько лет подряд видела сон, что не могу поступить в высшее учебное заведение, потому, что не сданы алгебра, геометрия, тригонометрия за десятый класс… Всегда с ужасом просыпалась от этого сна. Я и в жизни никогда этого не сдам, никогда не одолею. Мне в школе гуманитарные науки давались очень легко… А будучи в эвакуации, почти ежедневно бывала в госпиталях: помогала чем могла, а еще читала стихи, пела песни раненым».


В 1944 года Гелена вернулась в Москву и поступила в музыкальное училище им. Глазунова. Училась она успешно, преподаватели нацеливали её на оперетту, но её привлекала только эстрада. Окончив училище, она поступила на эстрадное отделение Школы-студии МХАТа. На профессиональную сцену вышла впервые в 1948 г., а через несколько лет к ней пришло признание.


Из воспоминаний: «Потом, когда я стала зрелой артисткой, уже довольно известной, окончила еще и режиссерский факультет ГИТИСа. Я всегда готовила свои программы сама и в Театре эстрады и в концертном зале «Россия». Никогда не работала с режиссерами. Мне много раз говорили: ты попробуй с режиссером. Но я говорю: как? Если, допустим, меня бросил любимый человек. Откуда режиссер знает, как я себя буду вести! Побегу ли я за ним, буду ли хвататься за его пиджак или скажу: «Иди, дорогой, ради Бога. Мне ты не нужен..» Ведь это все настолько индивидуально. И на эстраде все-таки артист должен оставаться самим собой. Он – личность на эстраде. А в театре актеры играют концепцию режиссера. А я стремилась к тому, чтобы все делать самостоятельно».


С 1950 года Великанова — солистка Москонцерта. Среди первых песен, спетых ею, — жанровые произведения советских и зарубежных композиторов: «Мне весело», «Письмо к матери», «Маринике», «Возвращение моряка», «Маленькая Мари». Удавалось ей и исполнение детских песенок.
Популярность певицы возросла, когда она обратилась к песням, раскрывающим глубокие человеческие чувства, с ярко выраженным гражданским содержанием. Таковыми были «На кургане», «Другу», «Идут белые снеги», песни на стихи С.Есенина и Н.Матвеевой, которые стали свидетельствами как бы второго рождения певицы, обретения ею подлинного мастерства, при котором высокий уровень стал отметкой не только исполнительства, но и того, что пела певица.
Во многом поэтическая культура певицы сформировалась благодаря её супругу известному поэту Николаю Доризо. За Геленой Великановой ухаживали многие высокопоставленные лица, но она отдала предпочтение Николаю Доризо.

Личная жизнь Гелены сложилась непросто. Ее муж — поэт Николай Доризо. Их дочь Елена — переводчица с английского. Была любовь, которая прошла через всю жизнь к человеку, чьи песни она исполняла. Говорила: «Это чувство умрет только вместе со мной».
Из рассказа дочери Николая Доризо и Гелены Великановой: « Папа для мамы всегда был любовью номер один. У них был совершенно бешеный роман, очень красивый, о котором говорила вся Москва. Они познакомились на каком-то концерте, и закрутилось… Даже несмотря на то, что через несколько лет они расстались по ее инициативе, я уверена, что мама продолжала любить отца. Это чувствовалось по тому, как она о нем говорила. Мне было шесть лет, когда родители развелись, я осталась с мамой. Но мне всегда разрешалось общаться с отцом».
Вторым браком Гелена Великанова была за режиссером документального кино Николаем Генераловым. Между ними были отношения из серии любовь-дружба. Они прожили вместе 12 лет.
И школа у неё была великолепная: её педагогом была знаменитая актриса МХАТа Ольга Андровская, народная артистка СССР. И воспитание было отменное — это была польская пани, и она с трудом переносила невоспитанность других, порой высказывала всё в глаза, без обиняков, а потому были у неё не только друзья, но и враги. Но зато и восхищаться умела, была щедрой на похвалы. Она была в восторге от Аллы Пугачёвой с самых первых дней, с того конкурса, где Гелена Великанова была в жюри. Она восхищалась Валерием Леонтьевым, Ларисой Долиной, Иосифом Кобзоном. Нравилась Гелене её ученица Валерия. Гелена всегда мечтала увидеть на конкурсе новый талант. Но уж если кто не нравится — и скажет в глаза, и в газете напишет.


Гелена первая спела на эстраде серьёзных поэтов: Марину Цветаеву, Сергея Есенина, Новеллу Матвееву, Евгения Евтушенко, Андрея Вознесенского, Римму Казакову. Первая из эстрадных певцов привела на эстраду бардов: Булата Окуджаву, Сергея Никитина. Этим она завоевала интеллигентную публику. Сколько сердец откликнулись на песню «Когда мы были молодыми» (музыка Сергея Никитина, слова Юнны Мориц), как люди были счастливы, когда она ходила между рядами в зале и пела песню Окуджавы «Возьмёмся за руки, друзья!», и весь зал пел с нею! Оскар Фельцман был её постоянным автором и другом. Гелена искала молодых авторов и не боялась исполнять их. Это были Борис и Луиза Хмельницкие, Карина Филиппова, Валерий Миляев, Виктор Фридман и другие.
Из воспоминаний певицы: « Я исполняла разные песни: драматические, шуточные, даже детские, про несчастную и про счастливую любовь…
Затем пришло время, когда я первая на эстраде стала исполнять большую поэзию. В моем репертуаре появились произведения на стихи Цветаевой, Пастернака, Ахматовой, Есенина, Блока, Окуджавы… А петь песни на их стихи в те годы, мягко говоря, не приветствовалось. Булат Окуджава говорил: «Ты даже не понимаешь, что ты сделала! Для тебя - выпустить новую песню, а для меня – это судьба». Ведь его в те годы просто запрещали. И все боялись петь песни на его стихи. А я была «отчаянной девчонкой». Песни-то у него были изумительные! Бывало, поэты, на стихи которых я пела песни, приходили на мои сольные концерты и читали свои стихи – Вознесенский, Евтушенко… - это был такой подарок зрителям!»
Однако и Гелену Великанову не обошли неприятности. Многие из записей, сделанные только на радио, оказались размагниченными. Кто это сделал и по чьему указания просто необъяснимо. Хотя…


Она первая из артисток появилась на эстраде в красивом платье на западный манер и произвела ошеломляющее впечатление. Правда, потом это ей обошлось дорого. Тогдашний министр культуры Екатерина Фурцева не нашла ничего лучшего, как сделать Гелене публично бестактное замечание за смелый фасон и черные перчатки. После этого инцидента, если так можно назвать ту историю, Beликанову сняли со всех концертов, и лет десять замалчивали. Ругали, в частности, за песню «Ландыши». Гелена Великанова была первой исполнительницей этой песни, она стали ее визитной карточкой… «Ландыши», между прочим, не «увяли» до сих пор и по-прежнему любимы как исполнителями, так и слушателями.


Гелену Великанову долго не выпускали за границу. Ее включали в состав различных групп в Госконцерте, выезжавшие на гастроли, но, увы, когда список доходил до соответствующих «инстанций», в том числе и Старой площади, Великанову вычеркивали. Как-то она сказала своей знакомой из Госконцерта  по большому секрету, что один крупный чиновник из Министерства культуры предлагал ей поездку в США и «в нагрузку» свою любовь, но она отвергла его и туда поехала другая, более сговорчивая певица...


Отрывок из книги «Я люблю вас…»  Автор - Людмила Иванова (народная артистка России)
«Гелена была смелым человеком. Спеть песню автора — не члена Союза композиторов, записать эту песню на пластинку в годы советской власти было не так-то легко: цензура, худсоветы. Однажды она звонит мне: «Иду в Кремль, на концерт. Не представила песенку «Про начальника» (репертуар тогда нужно было представлять заранее. — Л. И.), а возьму и спою. Будет прямой эфир, смотрите по телевизору». Спела! Обошлось! Песня стала популярной. Я, конечно, очень благодарна Гелене, это она вывела мои песни на широкую публику, в народ. Часто начинала концерт моей песенкой «Может быть». Очень полюбила песню «Ты живёшь в другом городе». На её творческих вечерах и моих мы даже пели её вместе. С большим успехом спела и песню моего мужа «За стеной пиликает гармошка...» На всех последних концертах до последнего дня пела танго Виктора Фридмана на мои слова «Что такое любовь» и до последнего дня танцевала его в проигрышах легко, изящно, вызывая бурю аплодисментов.


Одна из программ начала 70-х годов была действительно событием: песня «Идут белые снега» на слова Евтушенко привела публику в восторг. Это ведь очень серьёзная, патриотическая песня! На слова Цветаевой «Мой милый, что тебе я сделала?..» (музыка Бориса Хмельницкого). Ах, как она это пела! А «Цыганка» Новеллы Матвеевой! Огонь! Гелена бросала в зал столько любви! Мне выпало счастье сидеть в зале на репетициях этой программы. Гелена советовалась со мной, мы с ней по школе «Современника» выверяли все песни, чтобы, не дай бог, не было эстрадных штампов. Замечательно исполняла песню Карины Филипповой про русского солдата.
Гелена всегда очень тщательно подбирала костюмы к песням. Это ведь очень важно: выйти нарядной на сцену, но чтобы платья соответствовали репертуару. Может быть, теперь, во времена шоу-бизнеса, это трудно понять молодым. Сейчас публику привлекают раздеванием, чем-то очень экстравагантным, не имеющим смысла. Поклонники Гелены помнят её наряды: она пела в голубом парчовом брючном костюмчике и таких же сапогах песню «О русском солдате» и «Про папу-начальника», в белом платье — «Идут белые снеги» и «Клён». А «Цыганку» и «Дорогой длинною» — с цыганским платком. Ей очень важны были детали. Она всегда хорошо двигалась на сцене, отрабатывала движения. Вообще очень много работала, была великой труженицей. Это обязательно для большого артиста!»
Гелена не соблюдала никаких диет. Любила все мучное, особенно пончики с мясом. Они были ее фирменным блюдом, как, впрочем, и мясо с черносливом.
«На праздник можно и разориться, — говорила она, — купить 2–3 килограмма мяса. Посолить, поперчить и положить на противень. Через некоторое время разложить вокруг промытый чернослив, яблоки и нарезанный картофель. Все это долго запекается на медленном огне в духовке. Не менее 2 часов. Зато вкуснота необыкновенная...».
У Гелены была на протяжении всей ее долгой жизни безупречная фигура. Однажды ее спросили, какие упражнения она делает, чтобы сохранить ее. Она ответила: «Использую самое доступное: летом — плаванье, а зимой — лыжи. А кроме того — уборка дома, которой занимаюсь сама. Содержать все в идеальной чистоте — мой главный «секрет изящества». Что касается манер, то это у меня от мамы. Она из дворянского рода. С детства учила сидеть не горбясь, не жеманничать, не жестикулировать, а уметь находить точные слова, выражающие мысли. Словом, вести себя как подобает настоящей леди, просто и естественно. Что касается одежды, то считаю лучше не купить какие-то заморские деликатесы, но на элегантное платье не поскупиться. Всю жизнь мне шили платье две портнихи. Одна из Дома моделей, другая — из театральных мастерских».


С 1986 по 1995 гг. Великанова преподавала в музыкальном училище им. Гнесиных.
В 1992 году ей присвоено звание — Народная артистка России.
Она подняла эстрадную песню на небывалую высоту, сделала ее составной частью духовной жизни своих современников. «Она — певица всех времен, второй такой нет, — сказал о ней гениальный танцовщик Махмуд Эсамбаев. — Это любимая всеми и мудрая актриса».

 

Её концерты были настоящими праздниками. Но они не только развлекали, но и заставляли задуматься, воспитывали вкус! Гелена была мастером, и это признавали все. Она была умной певицей, не шла на поводу у публики, лёгкий успех её не привлекал. Считала ниже своего достоинства петь «пустышки». В последние годы она стала петь старые песни. Люди снова захотели их слушать, особенно представители старшего поколения, но в зале было много и молодых. Гелена страстно принимала всё: любовь, обиду, предательство, измену. До самых последних дней была элегантной, молодой, стройной. В 1998 году Великанова отметила 50-летие сценической деятельности. 16 апреля состоялась церемония закладки её звезды перед концертным залом «Россия». Там же был отпразднован и её юбилей (75-летие). Она очень волновалась. Зал был полон, пришли все её поклонники. И снова, как в молодости, звучали её «Ландыши», и Фельцман объяснялся ей в любви романсом. Было много замечательных артистов на сцене и в зале. Фрагменты этого концерта транслировались по телевидению.
Умерла Гелена Марцелиевна 10 ноября 1998 года на 76-м году жизни. В ноябре 1998 года Великанова решила дать еще один концерт - на этот раз прощальный (она сама признавалась, что и возраст поджимает, да и голос уже не тот) в Доме актера. Концерт должен был состояться 10 ноября. Великанова готовилась к нему в полную силу, провела две репетиции. Но концерт так и не состоялся. В назначенный день в пять часов вечера Великанова достала из шкафа свое самое лучшее коцертное платье, разложила его на кровати, а сама отправилась в ванную, чтобы привести себя в порядок. Но из ванной она уже не вышла - сердце певицы не выдержало, и она скончалась буквально за два часа до начала прощального концерта.
Вспоминает подруга певицы Л. Голубь: «Обычно она проезжала задолго до начала концерта. Настраивалась. А в тот день ее ждали, ждали... Телефон тоже не отвечал. Позвонили дочери Лене, она живет этажом выше. Лена очень испугалась, что мамы до сих пор нет в театре, - ведь она с ней только утром разговаривала, и та страшно волновалась. Гелена Марцеловна призналась дочери, что сама удивлена своему волнению, словно в первый раз. «Или в последний», - добавила она... Поехали к Гелечке на квартиру. Дверь заперта, ключ с внутренней стороны. Пришлось взломать дверь. Она была в ванной. Одетая. С полотенцем на плече, как будто зашла помыть руки...»


И напоследок хочу привести слова певицы из одного интервью: « В прежние времена путь эстрадного артиста к пику популярности растягивался на долгие годы, был сопряжен с конкурсами, художественными советами, аттестациями. Имя приобреталось или ценой унижений, или адским каждодневным изнурительным трудом. Сегодня стать артистом эстрады и к тому же попасть в список «звезд» не составляет труда и довольно просто. Это рождает недобросовестное отношение к труду, к сцене, неуважительное отношение вообще к публике. Чего стоит, например, откровенная подмена живого голоса фонограммой. Теперь это считается нормой. Мне бывает неловко, когда я вижу «раскручиваемых» ныне певиц, которые ведут себя на сцене неподобающим образом. Это неженственно и неэстетично. Это безвкусица. Многие певицы — дочки обеспеченных родителей, бизнесменов. У них много денег — так почему не купить «место под солнцем»? Не имея собственного лица, они стараются подражать нам, состоявшимся певцам, но у них это не очень-то получается. Сейчас даже у среднего артиста эстрады целый штат «обслуги», а прежде исполнитель песен был, как говорится, и певец и жнец и на дуде игрец. Было тяжело, но зато в звезды выходили истинные таланты и труженики».
Как говорится не прибавить, не убавить!

Воспоминания самой Гелены с сайта http://gosti.retroportal.ru/velikanova.shtml

А теперь давайте послушаем.

Жаль, что время ушло

 

 

 

 

Я ждала и верила

 

 

 

Когда разлюбишь ты

 

 

 

Цыганка-молдаванка

 

 

Стоят девчонки

 

 

 

 

Ландыши

 

 

 

Эй, рулатэ!

 

 

 

Ты живёшь в другом городе

 

 

Галоши

 

 

 

Может быть

 

 

 

Клен ты мой опавший 

 

 

 

Ах пане панове

 

Картина дня

наверх