На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ШАГ НАВСТРЕЧУ

23 952 подписчика

Свежие комментарии

  • Jolie
    затолокин))они ждали-ждали тебя 5 лет и "померли от тоски"))))А где все? С НОВЫ...
  • Jolie
    нихде)))🤣🤣🤣🤣🤣🤣🤣Когда деревья был...

Календарная копилка. 26 мая - 1 июня.

26 мая. ДЕНЬ МУЧЕННИЦЫ ГЛИКЕРИИ ДЕВЫ И С НЕЮ МУЧЕНННИКА ЛАОДИКИЯ, СТРАЖА ТЕМНИЧНОГО.

Русская православная церковь отмечает в этот день память праведной девы Гликерии Новгородской. Сведения о ее жизни крайне скудны, известно лишь, что она была дочерью городского старосты и умерла молодой. Почитать деву стали в середине 16 века, когда было обретено ее нетленное тело и возле него стали происходить чудесные исцеления.

В просторечии называли Лукерьей, а день - "Лукерьи- комарницы". По народному поверью, с этого дня появляются комары. Поговорка гласит: "От комара да в обе руки не отмашешься". С назойливыми кровососущими насекомыми связаны и приметы, приуроченные к 26 мая.
Много комаров — жди назавтра дождя.
Мало комаров — плохо уродятся травы и овес.
Много комаров — готовь по ягоды коробов, много мошек — готовь по грибы лукошек.
В народе считали, что этих насекомых весной приносит теплый ветер, а осенью холодный ветер уносит их на южные моря. Считалось, что если в период с этого дня до летнего солнцестояния убьешь комара — их прибавится дюжина, а если убьешь после этого времени — комариное племя на дюжину убавится. В южных районах Лукерью называют Гречкосейкой, потому что в это время производился первый сев гречи. Правда, она редко бывала урожайной на зерно, а сеялась «для цвета, на поживу пчелам, для пташки Божией». Еще одно прозвище святой — Лукошница. В это время мужики все дни с утра до вечера проводили в полях, куда женщины приносили им обеды в лукошках.

Именины: Макар, Сергей, Ирина, Георгий, Василий, Александр, Ефим.

27 мая. ДЕНЬ МУЧЕННИКА ИСИДОРА (251).

Святой мученик Исидор жил в VI веке на острове Хиосе, родом был из Александрии. В первый год правления императора Декия (249-251) был издан указ переписать всех способных служить в войсках Римской империи. Святого Исидора, рослого, с крепким телосложением, приняли в полк военачальника Нумерия. Святой Исидор был христианин, вел трезвую и воздержную жизнь, был целомудрен, избегая всех языческих обычаев. Другой императорский указ повелевал, чтобы все воины поклонялись римским языческим богам и приносили им жертвы. Не подчинившиеся указу должны были предаваться на мучения и смерть. Сотник донес военачальнику Нумерию, что Исидор христианин. Святой был предан на муки. Во время истязаний он славил Христа Бога и хулил языческих идолов. Военачальник велел отрезать святому язык, но и после этого святой продолжал внятно прославлять Христа. Нумерий в ужасе упал на землю и сам потерял дар речи. Поднявшись с помощью воинов, он знаками потребовал себе дощечку и на ней написал приказ - отсечь голову святому Исидору. Кончина мученика произошла в 251 году. После казни тело его было брошено без погребения, но друг святого, тайный христианин Аммоний, взял его тело и предал земле. Позднее и сам Аммоний принял мученическую кончину в городе Кизике.
В начале ХII века русский паломник игумен Даниил видел мощи святого мученика Исидора на острове Хиосе. Позднее мощи его были перенесены в Константинополь и положены в храме святой Ирины.

Народная мудрость Святого Исидора, переименовала в Сидора. Бокогреем святого прозвали потому, что с его праздника прекращают дуть северные ветры — «сиверы». Наши предки говорили: «На день Сидора отойдут все сиверы». Также на Сидора прилетают из-за теплых морей стрижи и ласточки-касаточки, которые несут на Русь тепло. Раннее возвращение ласточек сулило счастливый год. В то же время говорили: «Одна ласточка весны не делает»; «Первой касатке не верь». Это означало, что только массовый прилет птиц мог быть свидетельством окончательного прихода весны. В этот день обращали внимание на приметы. Если день на Сидора был ясный — то ждали хорошего урожая огурцов. Если же погода была холодной — то и все лето должно было быть таким. Этот день потому еще и прозвали днем Сидора-огуречника
В народном земледельческом календаре рекомендуется в этот день сажать огурцы. Причем надо иметь в виду, что если 27 мая ясно, то урожай огурцов будет отличным, а если утро холодное и пасмурное, то посадку лучше перенести на более поздний срок, потому что потепление не за горами: "Как пройдут Исидоры, пройдут и сиверы" (то есть холода). Первые огурцы полагалось сажать скрытно, так чтобы не видел никто из соседей и даже домашних, не занятых этим делом, а если кто подсмотрит, уродится много желтых и водянистых. Но это было ранее, а что творится с погодой в этом году – уму непостижимо. Стоит летняя жара. И все-таки это не происходит каждый год.

Именины: Макар, Марк, Никита, Тихон, Леонтий, Иван, Александр, Максим

28 мая. ДЕНЬ ПРЕПОДОБНОГО ПАХОМИЯ ВЕЛИКОГО (348).

Преподобный Пахомий Великий, наряду с Антонием Великим (память 17 января), Макарием Великим (память 19 января) и Евфимием Великим (память 20 января), является столпом пустынножительства и основателем монашеского общежития в Египте. Родился преподобный Пахомий в III веке в Фиваиде (Верхний Египет) от родителей язычников и получил хорошее светское образование. С юности он имел задатки доброго нрава, был целомудрен и рассудителен. Когда Пахомию исполнилось 20 лет, он был призван в войска императора Константина (по-видимому, в 315 году). Новобранцев разместили в здании городской темницы под охраной стражи. Местные христиане пришли с запасами пищи, кормили воинов и усердно им служили. Когда юноша узнал, что эти люди так поступают ради своего Бога, исполняя Его заповедь о любви к ближним, это глубоко запало в его чистую душу. Пахомий дал обещание сделаться христианином. Вернувшись из войска после победы, Пахомий принял святое Крещение, поселился в уединенном селении Шенесит и сразу же стал вести строгую подвижническую жизнь. Почувствовав необходимость в духовном руководителе, он обратился к Фиваидскому пустыннику Паламону, был принят старцем с любовью и стал ревностно проходить монашеские подвиги по примеру своего наставника.
Однажды, после 10 лет пустынной жизни, преподобный Пахомий, идя по пустыне, остановился у развалин селения Тавенниси и услышал Голос, приказавший ему построить на этом месте обитель. Пахомий рассказал об этом старцу Паламону, и оба, приняв услышанные слова за указание Божие, отправились в Тавенниси и начали строить небольшое иноческое жилище. Святой старец Паламон благословил начало основания обители и предсказал будущую ее славу. Вскоре преподобный Паламон отошел ко Господу. Тогда святому Пахомию явился Ангел Божий в образе схимника и вручил ему устав монашеской жизни. Вскоре к преподобному пришел его старший брат Иоанн и поселился вместе с ним.
Постепенно к преподобному Пахомию стали собираться ученики. Всех их поражало трудолюбие наставника, который успевал исполнять все монастырские работы: возделывал сад, беседовал с приходящими, просившими наставления, и служил больным. Однажды к преподобному Пахомию пришла его сестра Мария, которая давно желала увидеть брата. Но строгий подвижник отказал ей в свидании и через привратника передал ей благословение вступить на путь монашеской жизни, обещая в этом свою помощь. Мария заплакала, но поступила согласно указанию брата. Тавеннисские иноки построили для нее жилище на противоположном берегу Нила. К Марии стали собираться инокини, и вскоре создалась женская обитель со строгим уставом, который был передан преподобным Пахомием.
Число иноков монастыря быстро возрастало, что вызвало необходимость постройки еще 7-ми монастырей поблизости. Количество иноков доходило до 7000, и все они находились под руководством преподобного Пахомия, который посещал все монастыри и управлял ими. В то же время преподобный Пахомий оставался глубоко смиренным иноком, который всегда готов был повиноваться и принимать замечания от каждого брата.
Преподобный учил всячески опасаться осуждения других и сам боялся даже в мыслях осудить кого-либо.
Господь сподобил преподобного Пахомия дара чудотворения и исцеления болезней.
Ему были открыты Господом последующие судьбы монашества. Святой знал, что последние монахи не будут иметь такой ревности к подвигам, как первые, будут ходить как во тьме, не имея опытных руководителей. Простершись на земле, преподобный Пахомий горько плакал, взывая к Господу и прося милости к ним. В ответ он услышал Голос: "Пахомий, помни о милосердии Божием. О последних монахах знай, что и они получат награду, ибо им придется страдать от тяжкой для инока жизни".
Скончался преподобный Пахомий около 348 года в возрасте 53-х лет и был погребен у горы возле обители.

В народе Пахома прозвали Теплым, или Бокогреем, потому что с его праздника устанавливалось настоящее тепло. Говорили, что черемуховые утренники сменяются рябиновым теплом. По этому поводу существовало множество поговорок и примет: «Пришел Пахом — запахло теплом»; «На Пахома тепло — все лето теплое». В этот день нужно было сеять оставшуюся пшеницу: «Пришел Пахом Бокогрей — досевай пшеницу скорей». А вот никакие другие растения сажать на Пахома не рекомендовалось — особенно в полдень; считалось, что любые посевы и посадки, кроме пшеницы, пропадут. Обращали внимание и на другие приметы. Если на Пахома восход солнца был багряным — ждали грозного, пожарного лета.

Именины: Макар, Дмитрий

29 мая. ВОЗНЕСЕНИЕ ГОСПОДНЕ. ДЕНЬ ПРЕПОДОБНОГО ФЕОДОРА ОСВЯЩЕННОГО.

 На сороковой день после Пасхи Христос собрал Своих учеников, привел их на Елеонскую гору и вознесся на Небо. Вознесение Господа нашего Иисуса Христа - это завершение Его земного служения. Победив смерть, как страшное последствие греха, и тем самым дав человеку возможность воскреснуть, Он показал, что возможно и большее обожение человеческого тела. Своим Вознесением Христос вознес всю человеческую природу. Название праздника отражает суть события - это Вознесение на Небо Господа нашего Иисуса Христа, завершение Его земного служения. Этот праздник празднуется всегда в 40-й день после Пасхи, в четверг 6-й недели по Пасхе.
Число 40 - не случайное. Во всей Священной истории это было время окончания великих подвигов. По закону Моисееву в 40-й день младенцы должны были приноситься родителями в храм, к Господу. И теперь в сороковой день после Воскресения, как бы после нового рождения, Иисус Христос должен был войти в небесный храм Своего Отца как Спаситель человечества.
Победив смерть, это страшное последствие греха и дав тем самым возможность воскреснуть в славе, Господь вознес в Своем Лице человеческую природу, включая тело человека. Тем самым Господь открыл каждому человеку возможность по всеобщем Воскресении вознестись в высшую обитель света к самому Престолу Всевышнего.
О событии Вознесения рассказывают нам евангелисты Марк и Лука, особенно подробно можно прочесть об этом в книге Деяний Святых Апостолов в 1 главе.
 
Дав ученикам последние наставления, Господь "вывел их вон из города до Вифании и, подняв руки, благословил их. И когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо. Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с радостью великой…".
Праздник Вознесения - это праздник Неба, открытия человеку Неба как нового и вечного дома, Неба как подлинной родины. Грех отделил землю от неба и нас сделал земными и одной землей живущими. НЕБО - это Царство Божие, это царство вечной жизни, царство истины, добра и красоты. Но это преходящий праздник.
А в этот день ещё Русская православная церковь чтит память Преподобного Феодора Освященного. Он происходил из Египта и был сыном богатых и знатных родителей-христиан. В нем рано проявилось стремление к иноческой жизни, и в 14 лет Феодор тайно ушел из дома и поселился в одном из монастырей. Услыхав о преподобном Пахомии Великом, он возгорелся желанием увидеть подвижника. Преподобный Пахомий с добротой принял пришедшего отрока и оставил в своей обители, где Феодор быстро преуспел во всех иноческих подвигах. После смерти Пахомия святой Феодор управлял Тавеннисским монастырем, а позднее стал во главе всех Фиваидских обителей. Он прославился святостью жизни и даром чудотворений. Почил Преподобный Феодор в глубокой старости, в 368 году.

В народе Феодора (Федора) прозвали Житником, поскольку его праздник считался последним днем, подходящим для посева яровых. Так и говорили: «У Житника забота — ячменное поле заборонить». На стол в честь дня Федора подавали кашу — манную, ячневую, гречневую или пшенную. На Федора непременно зацветала рябина. По этой примете люди узнавали о том, что летнее тепло окончательно установилось и больше не сменится заморозками. Тем более что черемуха — главная предвестница холодных утренников — к этому времени уже отцветала.

Именины: Аркадий, Модест, Муза, Николай, Георгий, Петр, Александр, Федор

30 мая. ДЕНЬ АПОСТОЛОВ ОТ 70-ТИ АНДРОНИКА И СВЯТОЙ ИУНИИ, ПОМОЩНИЦЫ ЕГО (I),  ПРЕПОДОБНОЙ ЕВФРОСИНИИ.

Святой апостол от 70-ти Андроник и его помощница в апостольских трудах святая Юния были родственниками апостола Павла. Они много потрудились, проповедуя Евангелие язычникам, о чем упоминает апостол Павел в Послании к Римлянам: "Приветствуйте Андроника и Юнию, сродников моих и узников со мною, прославившихся между Апостолами и прежде меня еще уверовавших во Христа". Святой Андроник был рукоположен во епископа Паннонии, но проповедь его и святой Юнии распространилась и в другие страны, далеко за пределы его епархии. Трудами святых Андроника и Юнии утверждалась Церковь Христова, язычники обращались к Богопознанию, многие языческие капища прекратили свое существование, вместо них возникали христианские храмы. Из службы в честь этих святых известно, что они мученически пострадали за Имя Христово.
В V веке, при императорах Аркадии и Гонории, их святые мощи были обретены в предместье Константинополя вместе с мощами других мучеников "иже во Евгениевых".
Благочестивому клирику Николаю Каллиграду было откровение о том, что среди этих 17 мучеников находятся также мощи святого апостола Андроника. Впоследствии на этом месте был построен величественный храм.

Преподобная Евфросиния, в миру Евдокия, дочь Суздальского князя Димитрия Константиновича († 1383), была с 1367 года супругой Великого князя Московского Димитрия Донского. Их счастливый союз был для Руси залогом союза и мира между Москвой и Суздалем. Большое влияние на духовную жизнь княгини Евдокии оказали Святитель Алексий, Митрополит Московский, а также Преподобный Сергий Радонежский, который крестил одного из сыновей Димитрия и Евдокии. Восприемником других был преподобный Димитрий Прилуцкий. Святая княгиня была строительницей храмов. В 1387 году она основала в Московском Кремле Вознесенский женский монастырь. В 1395 году, при нашествии Тамерлана на южные границы Руси, по ее совету, была принесена в Москву Владимирская икона Божией Матери, чудесно защитившая Русскую землю. Втайне предаваясь подвигу поста, княгиня под пышными княжескими одеждами носила вериги. По ее указанию был написан знаменитый образ Архангела Михаила, ставший впоследствии храмовой иконой Архангельского собора Кремля.
Воспитав пятерых сыновей (шестой умер в младенчестве), княгиня приняла постриг в монашество с именем Евфросиния. В молитве и подвиге свершив свой земной путь, преподобная Евдокия мирно почила 7 июля 1407 года и погребена была в основанном ею Вознесенском монастыре.
Известен проникновенный памятник древнерусской церковной поэзии, излагающий оплакивание княгиней Евдокией своего мужа, скончавшегося в возрасте 39 лет.

В день святой Евдокии, память которой отмечается в это время, было принято окучивать картошку. Кроме того, в народе наблюдали за приметами: какова Евдокия — таково и лето; народившаяся в дождливую Евдокию луна — к мокрому лету, а если дует еще и северный ветер — к лету холодному. Также в этот день почитали святого Андроника — или Ондрона, как его называли на Руси. Этот святой считался избавителем от засухи. Его просили «отворить небесные ворота, чтобы дожди пролились на зерно, которое в землю легло». Для этой же цели произносили особые заговоры и совершали разные обряды. Распространен был, например, такой: крестьянин выходил в чисто поле, кланялся на все четыре стороны, брал осиновую ветвь, обтесывал ее и втыкал в землю. Совершать такое действие мог только мужчина, которому уже исполнилось 33 года.

Именины: Адриан, Степан, Евдокия, Афанасий

31 мая. ПАМЯТЬ СВЯТЫХ ОТЦЕВ СЕМИ ВСЕЛЕНСКИХ СОБОРОВ. МЧ. ФЕОДОТА АНКИРСКОГО И МЦЦ. СЕМИ ДЕВ: АЛЕКСАНДРЫ, ТЕКУСЫ, КЛАВДИИ, ФАИНЫ, ЕВФРАСИИ, МАТРОНЫ И ИУЛИИ (303). ДЕНЬ ДУБА.

Святой мученик Феодот и святые мученицы семь дев - Текуса, Фаина, Клавдия, Матрона, Иулия, Александра и Евфрасия, жили во 2-й половине III века в городе Анкире, Галатийской области, и мученически скончались за Христа в начале IV века. Святой Феодот был "корчемником", имел свою гостиницу, был женат. Уже тогда он достиг высокого духовного совершенства: соблюдал чистоту и целомудрие, воспитывал в себе воздержание, покорял плоть духу, упражняясь в посте и молитве. Своими беседами он приводил иудеев и язычников к христианской вере, а грешников - к раскаянию и исправлению. Святой Феодот восприял от Господа дар исцелений и врачевал больных возложением на них рук.
Во время гонения императора Диоклитиана (284-305) на христиан в город Анкиру был назначен известный своей жестокостью правитель Феотекн. Многие христиане бежали из города, оставляя свои дома и имущество. Феотекн оповестил всех христиан, что они обязаны принести жертву идолам, в случае же отказа будут преданы на мучения и смерть. Язычники приводили христиан на мучения, а имущество их расхищали.
В стране наступил голод. В эти суровые дни святой Феодот в своей гостинице давал приют христианам, оставшимся без крова, питал их, скрывал подвергавшихся преследованию, из своих запасов давал в разоренные церкви все необходимое для совершения Божественной литургии. Он бесстрашно проникал в тюрьмы, оказывая помощь невинно осужденным, убеждая быть до конца верными Христу-Спасителю. Феодот не страшился погребать останки святых мучеников, тайно унося их или выкупая за деньги у воинов. Когда в Анкире христианские церкви были разорены и закрыты, Божественную литургию стали совершать в его гостинице. Сознавая, что ему тоже предстоит мученический подвиг, святой Феодот в беседе со священником Фронтоном предсказал, что ему в скором времени доставят мученические мощи на место, выбранное ими обоими. В подтверждение этих слов святой Феодот отдал свой перстень священнику.
В то время смерть за Христа приняли семь святых дев, из которых старшая, святая Текуса, была теткой святого Феодота. Святые девы - Текуса, Фаина, Клавдия, Матрона, Иулия, Александра и Евфрасия, с юных лет посвятили себя Богу, жили в постоянных молитвах, посте, воздержании, добрых делах и все достигли старческого возраста. Приведенные на суд как христианки святые девы мужественно исповедали перед Феотекном свою веру во Христа и были преданы истязаниям, но остались непоколебимыми. Тогда правитель предал их бесстыдным юношам на осквернение. Святые девы горячо молились, прося у Бога помощи. Святая Текуса упала к ногам юношей, сняв головное покрывало, показала им свою седую голову. Юноши опомнились, сами заплакали и ушли прочь. Тогда правитель повелел, чтобы святые приняли участие в праздновании "омовения идолов", как это совершали языческие жрицы, но святые девы снова отказались. За это они были приговорены к смерти. Каждой на шею был привязан тяжелый камень, и все семь святых дев были утоплены в озере. В следующую ночь святая Текуса явилась во сне святому Феодоту, прося достать тела их и похоронить по-христиански. Святой Феодот, взяв с собой своего друга Полихрония и других христиан, направился к озеру. Было темно, и путь указывала горящая лампада. Между тем перед стражей, поставленной язычниками на берегу озера, явился святой мученик Сосандр. Устрашенная стража обратилась в бегство. Ветер отогнал воду на другую сторону озера. Христиане подошли к телам святых мучениц и увезли их к церкви, где и предали погребению. Узнав о похищении тел святых мучениц, правитель пришел в ярость и приказал хватать без разбора всех христиан и предавать их мучениям. Был схвачен и Полихроний. Не выдержав истязаний, он указал на святого Феодота, как виновника похищения тел. Святой Феодот стал готовиться к смерти за Христа; вознеся вместе со всеми христианами усердные молитвы, он завещал отдать его тело священнику Фронтону, которому ранее отдал свой перстень. Святой предстал перед судом. Ему показали различные орудия мучений и вместе с тем обещали большие почести и богатство, если он отречется от Христа. Святой Феодот прославил Господа Иисуса Христа, исповедал свою веру в Него. В ярости язычники предали святого продолжительным истязаниям, но сила Божия поддержала святого мученика. Он остался жив и был отведен в темницу. На следующее утро правитель вновь приказал истязать святого, но вскоре понял, что поколебать его мужество невозможно. Тогда он повелел отсечь голову мученику. Казнь совершилась, но поднявшаяся буря помешала воинам сжечь тело мученика. Воины, сидя в палатке, остались стеречь тело. В это время священник Фронтон проходил близлежащей дорогой, ведя осла с поклажей вина из своего виноградника. Около места, где лежало тело святого Феодота, осел вдруг упал. Воины помогли поднять его и рассказали Фронтону, что стерегут тело казненного христианина Феодота. Священник понял, что Господь привел его сюда. Он возложил святые останки на осла и привез их на место, указанное святым Феодотом для своего погребения, и с честью предал земле. Впоследствии он воздвиг на этом месте церковь. Святой Феодот принял смерть за Христа 7 июня 303 или 304 года, а воспоминается его память 18 мая, в день смерти святых дев.
Описание жизни и мученического подвига святого Феодота и страдания святых дев составил современник и сподвижник святого Феодора и очевидец смерти его - Нил, находившийся в городе Анкире в период гонения на христиан императора Диоклитиана.

На Руси Федота (Феодота) почитали как помощника весны и говорили: «Придет Федот — последний дуб лист развернет». Пора сеять овес. Его урожайность, согласно многолетним крестьянским наблюдениям, напрямую зависит от того, успели ли дубы полностью покрыться листвой. По дубу судили и о будущем урожае: «Если на дубу макушка с опушкой — будешь мерить овес кадушкой». Это означало, что если к Федоту дуб развернет листья, то урожай яровых будет хорошим. Иначе говоря, "сей овес, когда листья дуба развернутся с заячье ухо". Кроме дуба, героем этого дня был лен — его сеяли как раз на Федота и Семь дев. Так и говорили: «Сеют лен у семи Олен». При этом в былые времена подбрасывали в воздух вареные куриные яйца, приговаривая: "Вырасти, лен, выше леса стоячего!" Подтверждает существование обычая и записанный исследователями крестьянский рассказ, вот небольшой отрывок из которого: "Говорят еще, чтобы лен хорошо родился, нужно сеять его нагишом, но мы это никогда не пробовали, стыдно. Говорить-то все говорят, а разденься, так на смех поднимут".
Если же вдруг с дуба начинали опадать зеленые листья, это было плохой приметой и предвещало голодный год. Вообще дуб наши предки почитали особо. Это дерево считалось символом могущества, силы, славы, прочной веры. Говорили даже, что именно на дубе (а отнюдь не на яблоне) растут молодильные яблоки. Под дубом нередко совершали брачные церемонии: молодым нужно было взяться за руки и три раза обойти дерево. Такой союз считался скрепленным на веки. Древесина дуба необычайно прочна и крепка, поэтому всегда была востребованной. Однако рубить дуб считалось чем-то вроде греха. Отчасти поэтому могучее дерево валили всегда сообща — чтобы разделить тяжесть поступка на всех. Рубка при этом сопровождалась различными очистительными обрядами.
Существовали и другие обряды, выполнявшиеся, впрочем, не всегда и не везде. Вот как описывает старинный обычай этнограф XIX века: "При посеве льна раздевается баба догола в том расчете, что лен, глядя на ее наготу, сжалится над нею: мол, эта баба бедная, у нее даже рубашки нет, надо пожалеть ее и получше уродиться".

Именины: Богдан, Макар, Юлиан, Клавдия, Фаина, Александра, Давид, Ираклий, Лев, Юлия, Павел, Кристина, Василий, Петр, Андрей, Федор

ИЮНЬ.

У древних римлян Юнона, жена верховного бога Юпитера, считалась царицей неба и земли, покровительницей брака и материнства. В честь нее был назван один из месяцев года, месяц Юноны — "Iunonis". На Руси он именовался "червень", вероятно, потому, что в это время краснеют вишни, а еще — "изок", потому что в июне множество кузнечиков, которых в старину называли "изоки", а еще — "хлеборост"; это название, очевидно, не нуждается в расшифровке, как и четвертое древнее название июня — "разноцвет".
С июня начинается отсчет летних месяцев. Лето в крестьянскрй жизни — напряженная пора, разгар сельскохозяйственных работ, обеспечивающих благополучие на все остальные времена года. Но и для праздников, конечно, оставалось время.

Июньские поговорки и приметы

Июнь — ау, закрома в амбарах пусты.
Июнь, в закрома дунь! Нет ли жита в углах забыто?
Проводит июнь на работу, отобьет от песен охоту.
В июнь-разноцвет дня свободного нет.
Если в июне ночи теплые, можно ожидать изобилия плодов.
Июньские росы — к урожаю.
Коли стадо разревется июньским вечером — быть дождю.
Знойный июнь — на рыбалку плюнь.
Если в июне вокруг муравейников муравьи так и кишат — к хорошей погоде.
Если пчелы роем гудят на рябине — назавтра будет солнечный день.
Трава в июне сильно пахнет к дождю.
В лесу появляются первые ягоды и грибы. 22 июня — самый длинный день и самая короткая ночь. На июнь приходится большой христианский праздник — День святой Троицы. В народе его часто называют просто Троица. Неделя, предшествующая Троице, совпадает с языческим праздником, который также отмечался на Руси — это русальная неделя. Пословицы и поговорки, сложенные об июне Пришел июнь — розанцвет, отбою от работы нет. Не жди лета долгого, а жди теплого. Народные приметы в июне Если первые два дня льет дождь, то весь месяц будет сухим. Если соловей неумолчно поет всю ночь, то следующий день будет ведренным. Когда ночи в июне теплые, то можно ожидать изобилия плодов. Вечерняя радуга в июне предвещает хорошую погоду. Если в июне частые зарницы, то урожай будет хорошим. Каков июнь, таково и сено. Если жаворонок вьет гнездо в ямке, то лето будет сухим, а если вьет на бугорке — то мокрым. Поздний расцвет рябины — к долгой осени. Красные облака до восхода солнца — к ветру, тучи — к дождю. Журавли летают высоко — к ненастью. Сильные росы в июне — предвестники хорошего урожая.

1 июня. БЛАГОВЕРНОГО ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ ДИМИТРИЯ ДОНСКОГО (1389). ПРЕПОДОБНОГО ИОАННА, ЕПИСКОПА ГОТСКОГО.

1 июня — церковь отмечает день памяти святого благоверного великого князя московского Димитрия Донского. Сын Ивана II, родился (12) 20 октября 1350 года в Москве. Его отец умер рано, и Дмитрий стал Великим князем владимирским и московским на десятом году жизни, с 1359 года.
В княжение Дмитрия Донского Москва утвердила свое руководящее положение в русских землях. Опираясь на возросшую мощь Московского княжества, Дмитрий Донской преодолел сопротивление соперников в борьбе за великое княжение суздальско-нижегородского, рязанского и тверского князей.
При нём в 1367 году был построен первый каменный кремль в Москве, в 1368 и 1370 годах его войска отразили нападения на Москву литовского князя Ольгерда. Во время войны с Тверью Дмитрий Донской в 1375 году принудил тверского князя к признанию своего старшинства и союзу в борьбе с Золотой Ордой.
Он был крепок, высок, плечист и грузен, имел черную бороду и волосы, притягательный взгляд. Житие сообщает, что Дмитрий отличался благочестием, незлобивостью и целомудрием.
В 1376 году Московское княжество утвердило своё влияние в Болгарии Волжско-Камской, в 1378 году его рать разбила под Скорнищевом рязанского князя. Дмитрий Донской первым из московских князей возглавил вооружённую борьбу народа против татар: в 1378 на реке Вожа было разгромлено татарское войско Бегича, а в 1380 году Дмитрий Донской во главе объединённых русских сил разбил в Куликовской битве войска татарского темника Мамая, за что был прозван Донским. На сражение с ханом Мамаем их благословил Сергий Радонежский.
В княжение Дмитрия Донского Москва утвердила свое руководящее положение в русских землях. Дмитрий Донской впервые передал великое княжение сыну Василию без санкции Золотой Орды. Битва была долгой и кровопролитной. Достаточно сказать, что из ста пятидесяти тысяч славянских воинов в живых осталось сорок тысяч. Сам Димитрий сражался в первых рядах, "доспехи его биты и уязвлены были, и сам он уязвлен был сильно". После Куликовской битвы татаро-монгольское владычество над русскими землями пошатнулось. Разрозненные княжества стали объединяться вокруг Москвы.
Дмитрий умер рано – на 39-м году жизни (1 июня 1389 года). Погребен в Архангельском соборе в Москве. Канонизирован Русской православной церковью в 1988 году.

Преподобный Иоанн, епископ Готфский (или Готский), жил в VIII веке. Будущий святитель родился в Тавроскифии (в Крыму) по усердной молитве своих родителей и с юности подвизался в иночестве. Преподобный совершил путешествие в Иерусалим и в продолжение трех лет обошел все святые места, а затем возвратился на родину. В то время император Константин Копроним иконоборец (741 - 775) изгнал Готфского епископа, и готфские христиане стали усердно просить святого Иоанна быть их епископом. Святой Иоанн отправился в Иверию (Грузию), сохранившуюся от распространения иконоборческой ереси, где был хиротонисан. По возвращении к готфам он был принужден вскоре покинуть их и, скрываясь от преследования хазаров, удалился в Амастриду, где прожил 4 года. Услыхав о смерти кагана, святитель сказал: "Через 40 дней я пойду судиться с ним перед Христом Спасителем". Действительно, через 40 дней святитель скончался, это произошло в то время, когда он обращался с поучением к народу, в 790 году. Тело святителя было перевезено в монастырь Парфенит, расположенный в Крыму у подошвы горы Аю-Даг, где прежде жил святитель у построенного им большого храма во имя святых апостолов Петра и Павла.

По народному земледельческому календарю, дождь 1 июня — к урожаю пшеницы, а если вороны сидят на ветках, обратив клювы в одну сторону, то следует ожидать сильного ветра.
День Иоанна на Руси называли еще Оберегом Нивы и Иваном Долгим. В это время было принято произносить разнообразные заговоры, которые должны были защитить поля от напастей — от непогоды, от вредителей, от дурного глаза и так далее. Существовал, например, такой заговор от ветра: «Ветер, ветрило, из семи братьев старший брат, ты не дуй с гнилого угла, ты не лей дождем с запада, ты подуй-ка теплым теплом, сослужи службу роду нашему, пригони дожди добрые пахарям на радость, а тебе, буйному, на славу!». Кстати, в народе каждому ветру давали свое прозвище. Юго-восточный называли обеденником, южный — летним, юго-западный — верховым, северо-западный — глубником, северо-восточный — полунощником. Сильный ветер обещала и такая необычная примета: вороны садятся клювами в одну сторону. В народе замечали: если на Ивана Долгого идет дождь, то весь месяц будет сухим. Также говорили: «На Ивана дождь несет рожь», — то есть осадки предвещали еще и хороший урожай. О будущем плодородии свидетельствовали и обильные росы, а частые туманы обещали, что в лесах будет много грибов.

Именины: Матвей, Митрофан, Сергей, Анастасия, Виктор, Григорий, Корнилий, Михаил, Николай, Павел, Игнатий, Дмитрий, Василий, Александр, Максим.

Картина дня

наверх