На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ШАГ НАВСТРЕЧУ

23 957 подписчиков

Свежие комментарии

  • Jolie
    затолокин))они ждали-ждали тебя 5 лет и "померли от тоски"))))А где все? С НОВЫ...
  • Jolie
    нихде)))🤣🤣🤣🤣🤣🤣🤣Когда деревья был...

Дореволюционный фарфор из коллекции Фарида Юнусова

31 марта в музее «Ингосстраха» открылась выставка фарфора одного из самых известных его производителей в Российской империи — завода братьев Корниловых. В экспозицию вошла лишь часть большой коллекции главы УК «Ингосстрах-Инвестиции» Фарида Юнусова. 

Фарид Юнусов с кувшином в форме античного аска из его коллекции
Фарид Юнусов с кувшином в форме античного аска из его коллекции

Перед открытием выставки гостей ждали угощения и шампанское. Играла классическая музыка, создавая сентиментальное настроение для путешествия по прошлому: некоторым представленным в музее экспонатам больше 150 лет. Когда-то фарфор считался символом успеха, а в наши дни предметы с историей высоко ценятся на антикварном рынке.

Декоративное блюдо по рисунку Николая Каразина (1890-1900 годы)
Декоративное блюдо по рисунку Николая Каразина (1890-1900 годы)
Татьяна Щербакова, директор музея «Ингосстраха»
 Татьяна Щербакова, директор музея «Ингосстраха»
«Мы что-то отдаем, но получаем взамен еще больше, и необязательно это материальные блага, — такими словами открыл экспозицию Фарид Юнусов. — Мы ходим в театры и музеи, путешествуем — все ради позитивных эмоций, которые невозможно измерить деньгами. Собирание интересных артефактов, окружавших наших предков, доставляет не меньшую радость, тем более что оно позволяет прикоснуться к нашей удивительной и многообразной истории, почувствовать дух былого времени».
 
 В витринах музея можно увидеть не только изделия завода братьев Корниловых. Здесь есть удивительно хорошо сохранившиеся сервизы знаменитых фабрик Кузнецовых и Гарднера, Гулиных и живописного заведения Орлова. Известно, что две трети всего дореволюционного российского фарфора производилось на кузнецовских предприятиях.
Сервиз завода Кузнецовых с китайским орнаментом
Сервиз завода Кузнецовых с китайским орнаментом
Но большая часть экспонатов — около 150 — это фарфор, произведенный в Петербурге на заводе Корниловых. Предприятие это было открыто в 1835 году, успешно действовало до 1918-го и на протяжении всего существования всерьез конкурировало со знаменитым Императорским фарфоровым заводом. Среди всех частных производителей фарфора в России Корниловы держали самые высокие цены — настолько ценились их изделия.
Фарфор периода 1884-1917 годов. Внизу — фрагменты чайно-столового сервиза «Ирисы», изготовленного по заказу Минфина Российской империи
 Фарфор периода 1884-1917 годов. Внизу — фрагменты чайно-столового сервиза «Ирисы», изготовленного по заказу Минфина Российской империи
Туалетный набор (1890-1900 годы)
 Туалетный набор (1890-1900 годы)
Конечно, частному предприятию было непросто соперничать с именитым государственным. «Но завод, созданный купцом Михаилом Корниловым, сразу задал высокую планку, — рассказал FP Сергей Набоких, управляющий частным собранием Фарида Юнусова. — Именно он первым вышел на мировой рынок, в то время как Императорский фарфоровый завод работал на потребности страны, а Кузнецовым даже их мощная деловая хватка не помогла завоевать симпатии европейцев: они удачно поставляли продукцию лишь в страны Азии. Корниловым же удалось покорить взыскательные рынки Европы и США».
Сергей Набоких и Наталия Маргиева (Finparty)
 Сергей Набоких и Наталия Маргиева (Finparty)
Магазины с российским фарфором были открыты в Варшаве, Париже и Лондоне. В США, где продукция пользовалась большой популярностью, одним из дилеров предприятия выступала знаменитая фирма Tiffany. Любопытно, что именно на фарфоре завода братьев Корниловых впервые появилась надпись Made in Russia.
Молочник из сервиза с геометрическим узором. Пример русского модерна в изделиях завода
 Молочник из сервиза с геометрическим узором. Пример русского модерна в изделиях завода
 Однако корниловскому фарфору редко удается блистать на моновыставках. Тем интереснее нынешняя экспозиция, которая стала редким исключением. За почти столетнюю историю завод успел охватить множество стилистических течений: от рококо до арт-нуво, переходящего в ар-деко. Декоративные тарелки из «крестьянской» серии, изображающие лубочную деревню, подстаканники без излишеств, строгая трактирная посуда, воздушный чайный сервиз, расписанный мелкими розами, — представленные в музее предметы разнообразны, но все оригинальны и привлекательны.
Чайник из сервиза на шесть персон с золочением (1835-1850 годы)
 Чайник из сервиза на шесть персон с золочением (1835-1850 годы)
Чайный сервиз в стиле «Какиемон»
 Чайный сервиз в стиле «Какиемон»
Посуда для трактиров
 Посуда для трактиров
Для утренней трапезы предназначались легкие чашечки, украшенные «ситцевым» рисунком. Для послеполуденного чаепития выпускались наборы более ярких и сочных цветов. Для особых случаев изготавливались сервизы, щедро расписанные золотом, в которых изысканная белизна фарфора соседствовала с плотным цветным покрытием.
 
Сервиз периода расцвета мануфактуры (1851-1884 годы)
 Сервиз периода расцвета мануфактуры (1851-1884 годы)
«Завод братьев Корниловых отличала не только многоплановость изделий, но и верность русским традициям, — продолжает Набоких. — Именно его мастера разработали декор, имитирующий традиционную вышивку крестом. Вещей в этом «имитационном» стиле выпускалось множество: тарелки, кружки, стаканы и чайные пары. Простая цветовая гамма — красный и синий на белом фоне — напоминала узоры на крестьянских полотенцах, вышивку петухами, елочками и лошадками».
Тарелка псевдорусского стиля, имитация народных промыслов (1860-1917 годы)
 Тарелка псевдорусского стиля, имитация народных промыслов (1860-1917 годы)
В экспозицию вошел и самый габаритный предмет коллекции — умывальный таз. Крупные фарфоровые изделия бьются в первую очередь — а этот дожил до нашего времени в идеальном состоянии. Дополняет его такой же увесистый кувшин.
Умывальный таз с кувшином (слева)
 Умывальный таз с кувшином (слева)

Мы побеседовали с Фаридом Юнусовым о его увлечении.

— Фарид, как вы находите экспонаты для коллекции?

— В поисках мне помогает специалист по фарфору. У меня же, как у любого коллекционера, присутствует азарт охотника — стремление отыскать что-то потрясающее, уникальное. Мы с помощником задействуем все каналы — от крупнейших аукционных домов до бабушек из Замоскворечья, которым фарфор мог достаться по наследству. Как представишь, сколько всего пережила за два столетия изящная чашка, которую ты держишь в руках, она сразу становится для тебя одухотворенной.

 — Как вы считаете, у предметов из фарфора бывает свой характер? — Для меня они — живые. Если им суждено разбиться, то они разобьются. Вот прекрасный пример на эту тему — я купил две парные тарелки, и так получилось, что одна из них раскололась на три части. Она была изготовлена в начале XIX века — пережила наполеоновское нашествие, две революции и много чего еще. А я ее, неудачно вынимая из шкафа, уронил. Нашел реставратора — ее год очень кропотливо восстанавливали. И вот спустя много месяцев она ко мне возвращается, ее берет мой помощник и вдруг спотыкается. Тарелка падает и разлетается уже на сто кусочков. Так что у фарфора есть и характер, и судьба.
Декоративные тарелки с рисунками Ивана Гальнбека из серии «Птицы» (1884-1917 годы)
 Декоративные тарелки с рисунками Ивана Гальнбека из серии «Птицы» (1884-1917 годы)
— Высоко ли ценятся на антикварном рынке фарфоровые изделия из России?
— Безусловно, у собирателей они вызывают интерес. Поскольку фарфор вывозили на экспорт, в мире сохранилось немало предметов, произведенных тем же заводом Корниловых. Да, можно по пальцам пересчитать сервизы с полным набором компонентов: масленками, молочниками, тарелками под сыры... Но тем интереснее их поиск. Вот возьмем английскую посуду: образцы фирм Worcester или Chelsea — это аристократизм, фарфоровая роскошь. Они красивее и изящнее кузнецовских и корниловских экземпляров. Но британских сервизов до наших дней дошло много, а русских — мало. 
 — Чем вас привлекает именно коллекционирование фарфора? — Ни один материал не дает художнику столько возможностей, сколько дает фарфор. С ним можно делать фантастические вещи, сочетать с другими материалами — со стеклом, бронзой, с деревом, с чем хотите. Он переживет любой кризис и всегда останется современным. Для меня фарфор послужил ключом к пониманию русского искусства, живописи в частности. Кроме того, не забывайте, что фарфор не только доставляет эстетическое удовольствие, он еще и выгоден как инвестиции. Это хорошая альтернатива более привычным объектам вложений.
 
Творчество русских художников в фарфоре (1884-1917 годы)
 Творчество русских художников в фарфоре (1884-1917 годы)
Чайник в русском стиле. Изготовлен одним из фарфоровых предприятий Гжели. 1820-е годы
 Чайник в русском стиле. Изготовлен одним из фарфоровых предприятий Гжели. 1820-е годы
Фарид Юнусов
 Фарид Юнусов
Заместитель генерального директора «Ингосстраха» Андрей Ларкин, Фарид Юнусов, Татьяна Щербакова, генеральный директор «Ингосстраха» Михаил Волков
 Заместитель генерального директора «Ингосстраха» Андрей Ларкин, Фарид Юнусов, Татьяна Щербакова, генеральный директор «Ингосстраха» Михаил Волков
 
 
 
 

 

Картина дня

наверх