На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ШАГ НАВСТРЕЧУ

23 957 подписчиков

Свежие комментарии

  • Jolie
    затолокин))они ждали-ждали тебя 5 лет и "померли от тоски"))))А где все? С НОВЫ...
  • Jolie
    нихде)))🤣🤣🤣🤣🤣🤣🤣Когда деревья был...

Календарная копилка. 6 - 12 октября.

6 октября. ЗАЧАТИЕ ЧЕСТНОГО СЛАВНОГО ПРОРОКА, ПРЕДТЕЧИ И КРЕСТИТЕЛЯ ГОСПОДНЯ ИОАННА, ДЕНЬ ПАМЯТИ СВЯТОГО ИННОКЕНТИЯ, МИТРОПОЛИТА МОСКОВСКОГО, ПАМЯТЬ ДЕВЫ РАИСЫ (ИРАИДЫ) АЛЕКСАНДРИЙСКОЙ.

В его честь установлены дни памяти: 20 января, 9 марта, 7 июня и 6 октября. Святой пророк Малахия предсказывал, что раньше Мессии явится Его Предтеча, который укажет на Его пришествие. Поэтому иудеи, ожидавшие Мессию, ждали и явление Его Предтечи. В городе Иудином Нагорной страны Палестины жили праведные священник Захария и жена его Елисавета, беспорочно соблюдавшие заповеди Господни. Однако супруги были несчастны: дожив до преклонных лет, они были бездетны и не переставали молиться Богу, чтобы Он даровал им дитя. Однажды, когда святой Захария был очередным священником в храме Иерусалимском, он вошел во время Богослужения в Святилище для каждения фимиамом. Войдя за завесу Святилища, он увидел Ангела Божия, стоявшего по правую сторону кадильного жертвенника. Святой Захария смутился и остановился в страхе, но Ангел сказал ему: "Не бойся, Захария, твоя молитва услышана, жена твоя, Елисавета, родит тебе сына, и наречешь ему имя Иоанн". Но праведный Захария не поверил словам Небесного вестника, и тогда Ангел сказал ему: "Я - Гавриил, предстоящий пред Богом, и послан благовестить тебе это. И вот, ты будешь немым до дня рождения, потому что не поверил словам моим". Между тем народ ждал Захарию и удивлялся, что он так долго не выходит из Святилища. И когда он вышел, то должен был преподать народу благословение, но не смог произнести его, так как был поражен немотой. Когда Захария знаками объяснил, что не может говорить, то народ понял, что ему было видение. Пророчество Архангела исполнилось, и праведная Елисавета разрешилась от уз неплодия, родив миру Предтечу и Крестителя Господня Иоанна.

День памяти святого Иннокентия, митрополита Московского. Его звали «Апостол Америки и Сибири». Святитель Иннокентий, митрополит Московский (в миру Иван Евсеевич Попов-Вениаминов), родился 26 августа 1797 г. в селе Ангинском Иркутской епархии в семье пономаря. Мальчик рано усвоил грамоту и с 7 лет уже читал Апостол в церкви. В 1806 г. его отдали в Иркутскую семинарию. Здесь, как лучшему воспитаннику, юноше дали фамилию Вениаминов, в честь почившего Иркутского архиепископа Вениамина († 8 июля 1814 г.). 13 мая 1817 г. он был рукоположен в диакона к Благовещенской церкви Иркутска, а 18 мая 1821 г.- во священника.
С 1823 г. началось миссионерское служение будущего Апостола Америки и Сибири. 45 лет отдал Святитель Иннокентий делу просвещения народов Камчатки, Алеутских островов, Северной Америки, Якутии, Хабаровского края, совершая свой апостольский подвиг в суровых условиях, с большими опасностями для жизни. Святитель Иннокентий крестил десятки тысяч людей, строил храмы, при которых основывал школы и сам обучал в них основам христианской жизни. Много помогало ему в трудах знание различных ремесел и искусств.
Святитель Иннокентий был замечательным проповедником. Совершая литургии, молебны и всенощные бдения, он неизменно наставлял паству. Во время многочисленных поездок святитель Иннокентий изучал язык, быт и нравы народов, среди которых проповедовал. Его труды по географии, этнографии и языкознанию получили мировую известность. Он составил алфавит и грамматику алеутско-лисьевского языка и перевел на него Катехизис, Евангелие и многие молитвы. Одно из лучших его произведений "Указание пути в Царство Небесное" (1833 г.) переведено на разные языки малых народов Сибири и выдержало более 40 изданий. Благодаря трудам святителя Иннокентия в 1859 г. впервые услышали Слово Божие и богослужение на своем родном языке якуты.
29 ноября 1840 г. митрополит Московский Филарет совершил пострижение отца Иоанна в монашество с именем Иннокентий, в честь святителя Иннокентия Иркутского. 15 декабря архимандрит Иннокентий был хиротонисан во епископа Камчатского, Курильского и Алеутского. 21 апреля 1850 г. епископ Иннокентий был возведен в сан архиепископа.
Промыслом Божиим 5 января 1868 г. святитель Иннокентий стал преемником митрополита Филарета на кафедре Московских первоиерархов. Через Святейший Синод митрополит Иннокентий закрепил вековой миссионерский опыт Русской Церкви (еще в 1839 г. он предложил проект улучшения организации миссионерского служения). Попечением митрополита Иннокентия было создано Миссионерское общество, Московский Покровский монастырь преобразован в миссионерский, в 1870 г. учреждена Японская Православная Духовная Миссия во главе с архимандритом Николаем Касаткиным (впоследствии святитель Николай Японский, память 3/16 февраля), которому святитель Иннокентий передал многое из своего духовного опыта. Весьма плодотворно было и управление святителем Иннокентием Московской епархией. Его стараниями построена церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Московской духовной академии.
Святитель Иннокентий преставился ко Господу 31 марта 1879 г., в Великую субботу, и погребен в Свято-Духовском храме Троице-Сергиевой Лавры.
6 октября 1977 г. Русской Православной Церковью святитель Иннокентий прославлен в лике святых. Память его установлено совершать дважды в год: 31 марта/13 апреля - в день его блаженной кончины, и 23 сентября/6 октября - в день прославления.

В этот день отмечали память девы Раисы (Ираиды) Александрийской. Святую мученицу казнили при императоре Максимилиане в начале 4 века.

На Руси существовал интересный обычай для этого дня. Люди, у которых были проблемы с деньгами, гадали о своей судьбе. Для этого нужно было подойти к месту слияния двух рек и набрать в два кувшина одинаковое количество воды. Затем эти кувшины нужно было принести домой и наблюдать, из какого вода испарится быстрее. Если раньше начнет убывать вода, набранная из более полноводной реки, значит, денежные неурядицы будут продолжаться. В то же время гадать о судьбе считалось делом бесполезным — все равно изменить ничего нельзя. «От сумы да от тюрьмы не зарекайся», — говорили в народе. А вот пересчитывать свои беды было и вовсе запрещено. Говорили: сколько насчитаешь, столько и накликаешь. Зато старались привлечь удачу: чтобы быть всегда с прибылью, в кошелек клали монетку с изъяном, но обязательно не подобранную на дороге, а полученную от кого-либо — в уплату труда, за проданный товар или на сдачу. С Ираиды начиналась настоящая холодная осень. Наши предки считали, что третье время года длится до самого Рождества. Хозяйки в этот день готовили особое блюдо — наливушки. Для этого толкли вареный картофель, сдабривали его яйцами и молоком, наливали смесь на ржаную лепешку, заворачивая ее края, а после пекли в печи.  Иногда бывает тепло, но редко и ненадежно. На зиму укрывают розы, обработав их железным купоросом.

Именины в этот день Андрей, Антонина, Иван, Иннокентий, Ираида, Николай, Петр, Раиса

7 октября. ДЕНЬ ПАМЯТИ СВЯТОЙ ПЕРВОМУЧЕНИЦЫ РАВНОАПОСТОЛЬНОЙ ФЕКЛЫ (1 ВЕК).

В этот день отмечается память Феклы Иконийской — раннехристианской святой, почитаемой в лике равноапостольной, стала одной из первых христианских великомучениц.
Фекла родилась в городе Иконии (современная турецкая Конья) в семье богатых язычников. В 18 лет она обручилась со знатным юношей, но услышав проповедь апостола Павла, решила не выходить замуж, а посвятить себя служению Богу. Ее жених, обескураженный таким решением, попросил правителя арестовать апостола по обвинению в том, что он «воспрещает девам вступать в брак». Фекла тайно посещала Павла, подкупая тюремных стражей своими драгоценностями. Когда об этом стало известно, обоих святых предали суду. Феклу возвели на костер, но внезапный дождь погасил пламя. Красавица Фекла была обречена за свою веру на растерзание. Ее привязали к двум быкам, но, когда потянули, веревка разорвалась как паутина.
Испугавшись, что мученицу хранил Бог, и уразумев это, ее отпустили. Фекла поселилась в пустыне и продолжала проповедовать Христову веру. Известно, что позже Фекла обратила в христианство свою мать. Сама же она дожила до 90 лет и умерла в пещере, скрываясь от языческих жрецов.
Когда ей было уже 90 лет, к ней подослали наемников с целью убийства. Гора, около которой стояла святая, вдруг расступилась и скрыла ее.

День Феклы. Фекла Заревница. Запрядальная.
В народном календаре — это день Феклы-заревницы. Прозвище такое дано неспроста, а объяснений этого целых два. По одной версии, из-за природных явлений: ночи становятся все темные, а зори — все багрянее.
Другая версия более печальна: октябрьские дни коротки и холодны, молотить приходится при свете огня; из-за неосторожного с ним обращения в это время в деревнях не один овин сгорел — пылал ярким заревом... Согласно народной молве в этом обвинили овинника или гуменника, мифического хозяина овина.
Он селился обычно в нижней части строения, сидел в углу и днем, и ночью. Глаза у овинника горят калеными угольями, как у котов, и сам он похож на огромного кота величиной с дворовую собаку, весь черный и лохматый. Он умеет лаять по-собачьи, а когда удастся напакостить мужикам, хлопает в ладоши и хохочет не хуже лешего. Главное дело овинника — следить за правильной укладкой снопов, а также наблюдать за тем, как и когда протапливают овин: этого нельзя делать во время сильных ветров и по большим праздникам. Если что не по нему, овинник может больно ударить, а то даже закинуть уголь в овин — и спалить дотла.
Как бы то ни было, а в старину на заревницу действительно начинались "замолотки" — молотьба в протопленных овинах. Начиналась она с песен и веселья, а потом шла работа, перед которой молотильщиков обязательно угощали кашей с маслом, приговаривая: "Хозяину хлеба ворошок, а молотильщикам каши горшок". А после молотьбы — снова угощение: пенная брага, пей, сколько выпьется.
«На Заревницу хозяину хлеба ворошок, а молотильщикам каши гошок».
В этот день с особенным старанием угощали молотильщиков, пели песни и веселились, а с полуночи зажигали огонь в овине и при нем начинали молотьбу. От этих огней святая Фекла и получила имя заревницы.
В осеннюю погоду овина без огня не высушишь, но развести огонь там было непросто, требовался опыт и искусство, и поручалось это опытным мужикам или старикам.
На Руси на Феклу женщины садились прясть — это сулило удачу в домашних делах. Оттого святую называли Запрядальницей. Мужчины же продолжали молотьбу, которую начинали с самого утра. Также справляли именины овина: хозяин собирал в нем всех работников и угощал их кашей. Вечером устраивали гулянья с песнями и играми. Русские люди верили, что на Феклу все, что завяжешь, уже не развязать. Поэтому в этот день часто играли свадьбы. Считалось, что такой брак будет долгим и счастливым, а разлучить жену с мужем не удастся никому. А вот девушки гадали на замужество — несли в баню калач и ждали, кто прикоснется к руке. Если прикосновение было холодным — быть замужем за бедняком, если теплым — возьмет в жены человек состоятельный, а если никто красавицу за руку не взял — сидеть ей в девках. Если на дубе видели много желудей, это обещало теплую зиму и плодородное лето. С Феклы дни стремительно таяли, ночи темнели, а зори становились багряными. «День убегает лошадиным скаком», — говорили наши предки. Подмечали приметы. Если на дубе видели много желудей, это обещало теплую зиму и плодородное лето. В этот день в последний раз ходили за белыми грибами. Если удавалось набрать боровиков, их подавали на стол: жарили с картошкой или пекли пироги. С особым удовольствием ели в этот день борщ. «На Феклу дергай свеклу», — говорили хозяйки, убирали овощ и сразу же готовили из него так любимый в народе суп. Старики же загадывали детям загадки про свеклу: «Красный пан в яму упал»; «Лошадь в ограде, хвост на горе».

Именины в этот день Андрей, Василий, Виталий, Владислав, Галактион, Давид, Павел, Сергей, Спиридон, Степан, Фекла


8 октября. ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ, ИГУМЕНА РАДОНЕЖСКОГО, ВСЕЯ РОССИИ ЧУДОТВОРЦА, ВЕЛИКОГО ПАТРИОТА И ПОДВИЖНИКА ЗЕМЛИ РУССКОЙ (1319-1392).

О Сергии Радонежском можно написать много. Это один из самых почитаемых святых на Руси. При появлении на свет Сергия звали Варфоломеем. Родился он под Ростовом, в семье благочестивых и знатных бояр Кирилла и Марии. ...Около 1328 года родители Сергия переселились из Ростова в Радонеж. Похоронив родителей, Варфоломей с братом Стефаном удалился в лес. Они поставили келью, потом небольшую церковь. Не выдержав трудностей жизни, Стефан перешел в Московский Богоявленский монастырь, а Варфоломей принял монашество с именем Сергия, остался жить в пустыне. К нему примкнули 12 иноков (инок - одно из названий православного монаха). Сергий обладал даром чудотворения и помог многим страждущим. Постепенно он стал известен другим инокам, искавшим его руководства. Преподобный Сергий всех принимал с любовью, и вскоре в маленькой обители составилось братство из двенадцати иноков. Наставник их отличался редким трудолюбием: строил кельи, рубил дрова, выпекал хлеб, шил одежду, готовил пищу для братии и смиренно выполнял другие работы, соединяя труд с молитвой, бдением и постом. В 1354 году Сергий возведен был в сан игумена обители. Но когда иноки стали роптать на строгость устава, он вынужден был покинуть ее; на реке Киржач им была основана новая обитель в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Но порядок в прежней обители стал быстро приходить в упадок, и оставшиеся иноки потребовали возвращения святого.
Русская земля в то время была под татарским игом. Великий князь Димитрий Иоаннович Донской, собрав войско, пришел в обитель Сергия испросить благословения на предстоящее сражение. В помощь великому князю Сергий благословил двух иноков своей обители: схимонаха Александра (Пересвета) и схимонаха Андрея (Ослябю), и предсказал победу Димитрию. Во время сражения на Куликовом поле Сергий вместе с братией стоял на молитве и просил Бога о даровании победы русскому воинству.  Во время боя Сергий с братией молились о победе. В день Куликовского сражения он собрал братию на молебен и во время общей молитвы пересказывал явленный ему ход боя и называл имена погибших.
Преставился Сергий 8 октября (25 сентября) 1392 года, обратившись перед тем к братии со словами: «Имейте страх Божий, чистоту душевную и любовь нелицемирную...»
Велик духовный вклад Сергия Радонежского в историю Русской церкви, русской культуры. Он составил учение о Троице. Образ Троицы - это указание святого к праведному устроению человеческой жизни: личной, семейной, общественной; указание русского пути к спасению. Сергий Радонежский - основатель Троице-Сергиевской лавры, чтимый народом угодник Божий, «Игумен земли Русской». Через 30 лет, 5 июля 1422 года, были обретены нетленными его мощи, о чём свидетельствовал Пахомий Логофет; день 5 (18) июля является одним из дней памяти святого. При этом на языке древней церковной литературы нетленные мощи — это не нетленные тела, а сохранившиеся и неистлевшие кости.
Мощи радонежского святителя поместили в старейшем монастырском храме — Троицком соборе. Первоначально они находилась в деревянной раке, но летом 1585 года это вместилище заменили новым: по воле царя Ивана Грозного для мощей была изготовлена серебряная позолоченная снаружи рака-ларец. В 1737 году, правительница Анна Иоанновна «устроила над ракой великолепную серебряную сень на четырех столбах, на которую пошло серебра более 25 пудов».


«За всю историю монастыря его главная святыня перемещалась только в случае серьезной угрозы её утраты». Дважды, в 1709 году и в 1746 году, причиной послужил пожар. В первом случае мощи вынесли на прилегающую к монастырю Красногорскую площадь, а во второй — на незастроенную окраину города. «Во время войны с Наполеоном в 1812 г., когда русские войска оставили Москву, мощи вывезли в Кирилло-Белозерский монастырь».
Вскрытие мощей в первые годы Советской власти
«Это случилось в 1919 г. В целях атеистической пропаганды 1 февраля Наркомат юстиции (НКЮ) советского правительства издал постановление об организованном вскрытии мощей». 11 апреля 1919 года, в рамках общей кампании, мощи Сергия Радонежского подвергались вскрытию в присутствии специальной комиссии с участием представителей церкви. Останки Сергия были найдены в виде костей, волос и фрагментов грубого монашеского одеяния, в котором он был похоронен.
О предстоящем вскрытии мощей стало известно Павлу Флоренскому, и при его участии (чтобы защитить мощи от возможности полного уничтожения) глава преподобного Сергия была тайно отделена от тела и заменена головой погребённого в лавре князя Трубецкого. До возвращения мощей Церкви глава преподобного Сергия хранилась отдельно.
Мощи преподобного Сергия после вскрытия были переданы в качестве экспоната Сергиевскому историко-художественному музею, расположившемуся в Троице-Сергиевой лавре. На рубеже 1920–1930-х гг. существовала реальная угроза уничтожения некоторых мощей, отданных в качестве экспонатов в атеистические музеи Москвы и Сергиева Посада, — в том числе и преподобного Сергия. Активисты созданного в столице в 1927 году Общества развития и распространения идей кремации (ОРРИК), неоднократно выступили с идеей показательного сожжения нетленных мощей, предлагая для пущей наглядности кремировать останки нескольких православных святых, чтобы доказать, что они сгорят точно так же, как тела простых покойников. К счастью, этот варварский план не был реализован. Монастырские стены мощи покинули перед угрозой фашистской оккупации. «Опечатанная рака вместе с музейными фондами осенью 1941 г. была эвакуирована в глубокий тыл, в город Соликамск Пермского края».
20 апреля 1946 года мощи Сергия были возвращены Церкви. Существует описание (прямо-таки детективного характера) возвращения и замены головы Сергия Радонежского.  Принимал в этом участие и Московский патриарх Алексий. Сделано это было скрытно, чтоб не будоражить верующих.  А подробности этой эпопеи со спасением головы стали известны много позднее,   благодаря воспоминанием некоторых участников и их детей.

В настоящее время мощи преподобного Сергия находятся в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры. По словам отца Корнилия, время от времени гардероб преподобного обновляют. Но старые обветшавшие покровы не выбрасывают. Их разрезают на маленькие кусочки, и эти святыни вставляют в иконы, которые могут получить верующие. Новые покровы изготавливают золотошвейки лавры. Рассказывают, что монахи меняют тапочки Преподобному – изнашиваются они, потому что святой ходит по Лавре. Поговаривают, что Преподобный Сергий иногда сам благословляет пришедших.



Памятник в Радонеже.

Сергий Радонежский. Сергиев день. Сергей Капустник. Сергей Курятник. Сергей - именинник, хранитель кур. Капустники. Вилочники.
Как гласит народная метеорология, если в Сергиев день выпадет первый снег, значит, зима окончательно установится к 21 ноября. "Так говорят в народе, — писал этнограф XIX века, — и далеко не всегда ошибаются".
А вот почему Сергий Радонежский считается покровителем кур, объяснить никто не может. Молитва же, обращенная к Сергию, исцеляет, по поверью, от сорока недугов.
Еще это день в народе называли Сергеем Капустником. На Сергея Капустника русские люди по обыкновению рубили капусту, заготавливая ее на зиму. Опытные хозяйки знали, что солить капусту нужно с первыми заморозками — не раньше, иначе она закиснет. Засолкой занимались всей семьей: дети чистили морковь и яблоки, старики их резали. Мужчины и женщины секли капусту, складывали в кадки, засыпали солью, добавляли морковь, яблоки, бруснику или клюкву. На капустном листе пекли вкусные лепешки. Когда тесто клали на лист, молились, чтобы зима прошла благополучно. На стол в этот день подавали и пирожки с капустой. Второе прозвище, Курятник, досталось святому за то, что он считался хранителем домашней птицы, особенно кур. Правда, почему именно Сергию Радонежскому выпала такая «честь», сказать сложно. На Сергея судили об установлении зимы. Если выпадал первый снег, зиму ждали на Михайлов день, 21 ноября, а если погода стояла ясной, то и три последующие недели должны были быть такими же. Наблюдали и за ветром: если он дул с севера — это предвещало холодную зиму, если с юга — теплую, если с запада — снежную.
 «На Сергия начинается, а с Матрены зимней (22 ноября) устанавливается зима (северные области). Зимний путь устанавливается в четыре семины (седмицы) от Сергия. Первый снег выпадает за сорок дней до зимы. Первый сухой снег обещает хорошее лето. Если снег падает на ущербе да на мокрую землю, зима скоро ляжет (Воронежская губ.). Если первый снег упадет, когда на вишне нет листа, зима ляжет».
Среднесуточная температура воздуха опускается ниже 0 градуса Цельсия. Первые поздние осенние ночные заморозки. День убывает быстро... Ночи темнеют. Зори багряные.

Именины в этот день Александр, Герман, Евгений, Евфросиния, Максим, Николай, Павел, Прохор, Роман, Сергей, Федор

9 октября. ДЕНЬ СВЯТОГО АПОСТОЛА И ЕВАНГЕЛИСТА ИОАННА БОГОСЛОВА. (2 век).



Иоанн был учеником Христа. Иисус Христос особенно любил Иоанна за жертвенную любовь и девственную чистоту. Он следовал за Господом во время его испытаний. Будучи распятым на кресте, Иисус поручил Иоанну заботиться о своей матери — Деве Марии. Свое прозвище — Богослов — Иоанн получил благодаря тому, что в своем Евангелии именовал Иисуса Христа Словом Божьим.  Иоанн проповедовал учение Христа, претерпел много учений.
Иоанн записал «Книгу откровений» (Апокалипсис). В этой книге раскрыты тайны судеб церкви и конца мира, в аллегорической форме предсказал будущее христианства. В книге говорится о «Логосе» - слове. Слово - это Бог. За что Иоанн и был назван Богословом. Иоанном написано Евангелие и три соборных послания. Знак Апостола на иконе - Орел, это символ высокого парения богословской мысли.
«Однажды Иоанн отправился с Прохором на пустынную гору. Там после трехдневного поста и усердной молитвы апостола гора заколебалась, загремел гром. Прохор в страхе упал на землю, но Иоанн поднял его и, сказав, что сейчас его устами будет говорить Сам Господь, велел записывать его речи. То, что возвестил Дух Божий через апостола, и есть Книга Откровения (Апокалипсис) святого апостола Иоанна Богослова. В этой книге раскрыты тайны судеб Церкви и конца мира.
После ссылки Иоанн вернулся в Ефес, где продолжал свою деятельность; там же он написал около 95 года Евангелие».
Ученик Христа, свидетель его жизни и казни, Иоанн прожил долгие годы, больше всех других апостолов, несмотря на многократные попытки врагов умертвить его. Скончался Иоанн в возрасте ста с лишним лет. Он приготовил себе крестообразную могилу, лег в нее и велел ученикам засыпать себя землей. Время кончины Богослова точно не известно: он почил в бозе сном праведника на рубеже I и II веков в городе Эфесе, что в Малой Азии.
Считается, что молитва Иоанну Богослову помогает избавиться от самых разнообразных недугов. Также ему молятся о покровительстве семейного очага. Иоанн Богослов - наставник живописного, иконного дела.

День Иоанна Богослова. Иван Богослов.
На Руси в этот день судили о предстоящей погоде. Если на Богослова выпадал снег, то зиму ждали на Михайлов день, 21 ноября. Говорили, что если первый снег упадет, когда на вишне нет листа, то зима придет скоро. По листьям же гадали о зиме: если они опадают с деревьев не чисто, то нужно ждать морозов. Много поговорок и примет существовало непосредственно о самом первом снеге. «Не то снег, что метет, а то, что сверху идет», — говорили люди. Считалось, что снег, выпавший днем, долго не продержится, а настоящий, зимний, снег ложится непременно ночью. Если на Ивана Богослова шел дождь со снегом, это предвещало три сильных оттепели в январе, а если день выдавался теплым и солнечным, ждали дождливого и холодного июня следующим летом. По легенде, однажды Иоанн Богослов чудом обратил в искусного живописца простого пастуха гусей. Поэтому в народе этого святого почитали как покровителя художников и иконописцев. В этот день они молились своему небесному защитнику и просили о помощи в делах и о вдохновении.

Именины в этот день Александр, Афанасий, Владимир, Дмитрий, Ефрем, Иван, Николай, Тихон

10 октября. ДЕНЬ ПАМЯТИ ПРЕПОДОБНОГО САВВАТИЯ СОЛОВЕЦКОГО.

Савватий Соловецкий - первооткрыватель Соловецких островов и один из зачинателей Соловецкого монастыря. Преподобный Савватий Соловецкий пришел в Кирилло-Белозерский монастырь в 1396 году, где принял иноческий постриг.  Узнав, что на Ладожском озере есть каменистый остров Валаам, решил переселиться туда; но и там его стала беспокоить мирская слава. Проведав о существовании необитаемого Соловецкого острова, он ночью оставил обитель и направился к берегам Белого моря. Некоторое время Савватий оставался в часовне вблизи устья реки Выги, где встретился с отшельником преподобным Германом. На утлой ладье, помолившись Богу, старцы отправились по суровому морю и через три дня достигли Соловецкого острова. Подвижники поселились около Секирной горы, где водрузили крест и поставили келью. В суровых условиях Севера они жили несколько лет и своими подвигами освятили безлюдный остров. Почувствовав приближение кончины, Савватий доплыл до материка, пришел в храм на реке Выге и, затворившись в келье, стал готовиться к отшествию в вечные селения. Это совершилось 10 октября (27 сентября) 1435 года».

С этого дня отсчитывается начало возникновения Соловецкого монастыря. В народе этот день именуется "Савватием-пчельником" — пора укутывать на зиму ульи. От других сельскохозяйственных работ, согласно земледельческому календарю, надо воздержаться: "Все сработанное на пользу не пойдет".
На Савватия заканчивались Пчелиные девятины — девять дней, в течение которых нужно подготовить пчел к зиме. Пчеловоды убирали в омшаники последние ульи и просили своих детей помолиться святому Савватию. Дело в том, что пчеловодство и бортничество считались делами, требующими особой нравственной чистоты, которой обладали маленькие дети, а дети до 12 лет считаются безгрешными».  У русского народа существовало множество поговорок и пословиц о пчелах и их главном продукте — меде. Среди них такие:
«Яблоньку за яблочки любят, пчелку — за мед»;
«Бортник горек, да мед его сладок»;
«Масло сластно, а мед лучше»;
«С медом и ошеметок съешь».
Упоминали мед и в шутках: «Наша невестка все трескает: мед и тот жрет». Верили, что на Савватия пчелиная матка уносит ключи от лета в теплые края. Про нее говорили: «Не девка, не вдова, не мужняя жена. Детей водит и людей питает». Заниматься другой работой, кроме той, что связана с пчеловодством, в этот день считалось большим грехом.

Именины в этот день Акулина, Аристарх, Виктор, Герман, Дмитрий, Игнатий, Марк, Михаил, Петр, Савватий, Федор .
 
11 октября. ДЕНЬ ПАМЯТИ ПРЕПОДОБНОГО ХАРИТОНА ИСПОВЕДНИКА (350 ГОД), ДЕНЬ СВЯТОГО ВАРУХА.

Преподобный Харитон Исповедник пострадал в Иконии во время одного из гонений на христиан при императорах Галерии (305-311), Максимиане (305-313) или Ликинии (311-324). В исповедническом подвиге его укреплял благодатный пример святой первомученицы Феклы (память 7 октября по н.ст.), уроженки его родного города, память которой он особенно глубоко чтил. Святой Харитон мужественно обличил языческих богов и твердо исповедал веру в Единого Истинного Бога - Христа - Спасителя. Святой Исповедник претерпел жестокие мучения, но, по Промыслу Божию, остался жив. Когда гонения утихли, святой был освобожден из заключения и всю свою жизнь посвятил служению Господу. Направляясь в Иерусалим на поклонение святым местам, он попал в руки разбойников. Они связали его и бросили в пещеру, намереваясь затем убить, а сами поспешили на промысел. В ожидании смерти святой горячо молился, благодарил Бога и просил Его сотворить с ним по воле Своей. В это время в пещеру заползла змея и стала пить вино из стоявшего там сосуда, отравила его своим смертоносным ядом. Вернувшись в пещеру, разбойники напились отравленного вина и все до одного погибли. Преподобный Харитон, воздав благодарение Богу, стал подвизаться на месте своего чудесного спасения. Награбленное разбойниками золото он раздал нищим и в монастыри, а в разбойничьей пещере устроил церковь, вокруг которой со временем образовался монастырь - знаменитая в Палестине Фаранская Лавра. Преподобный Харитон сам составил строгий устав для своей обители. Стремясь к уединению, преподобный ушел дальше в пустыню, но и там не отвергал тех, кто нуждался в его духовном руководстве, и основал еще две обители - Иерихонскую и Сукийскую, именуемую "Ветхой Гаврой".  В конце жизни преподобный Харитон подвизался в пещере на горе, близ Сукийской обители, но не оставлял руководства братией всех трех основанных им обителей. По преданию, преподобный Харитон составил чин иноческого пострижения. Скончался преподобный Харитон Исповедник в глубокой старости и был погребен, по его завещанию, в Фаранской обители, в церкви, построенной на месте разбойничьей пещеры.

Варух - верный спутник ветхозаветного пророка Иеремии, он записывал его слова, а затем огласил их в Иерусалимском храме, за что и был изгнан разгневанными слушателями. Оно и неудивительно, потому что говорил Варух следующее: "Наследие наше перешло к чужим, а домы наши - к иноплеменным; мы протягиваем руку к Египтянам, к Ассириянам, чтобы насытиться хлебом; отцы наши грешили, а мы несем наказание за грехи их; рабы господствуют над нами..." И так далее. Кому же такие слова могут понравиться?

Харитонов день в народе считался недобрым. В этот день нужно было сидеть дома, не ходить в гости и даже, по возможности, не выходить во двор, чтобы злые люди не сглазили и не навели порчу. Домашними делами заниматься тоже не следовало, ни в коем случае нельзя было выметать сор из избы – это считалось плохой приметой. Таким образом, крестьянам волей-неволей приходилось целый день пребывать в безделье. «Харитон — в избе урон», — сокрушались по этому поводу люди. В этот день особенно следовало опасаться кареглазых, а то пуще – черноглазых людей. «Бойся карего да черного глаза»; «Глаз не чист, не хорош, черен»; «Недобрый глаз, не гляди на нас», – так наши предки говорили о людях, способных навести сглаз. На Харитона жених и невеста тайно приходили к деревенской ведунье, угощали ее пирогом и дарили горшок меда. Так они пытались задобрить колдунью, чтобы она не расстроила свадьбу, не наслала на будущую жену бесплодие.

Именины в этот день Александр, Алексей, Анатолий, Анна, Афанасий, Валентин, Василий, Вячеслав, Георгий, Григорий, Ефрем, Иван, Иларион, Илья, Исаакий, Кирилл, Макар, Мария, Марк, Матвей, Моисей, Прохор, Сергей, Татьяна, Ульяна, Федор, Харитон

12 октября. ДЕНЬ ПАМЯТИ ПРЕПОДОБНОГО КИРИАКА, ОТШЕЛЬНИКА (556).

Преподобный Кириак родился в Коринфе в семье пресвитера соборной церкви Иоанна и его супруги Евдоксии. Епископ Коринфский Петр, его родственник, видя, что Кириак растет тихим и благоразумным отроком, поставил его чтецом в церкви. Постоянное чтение Священного Писания пробудило в его душе любовь к Господу и стремление к непорочной, богоугодной жизни. Однажды, когда юноше не было еще 18-ти лет, во время церковной службы он был так глубоко тронут словами Евангелия: "Аще кто хощет по Мне идти, да отвернется себе и возмет крест свой и по Мне грядет" (Мф. 16, 24), что тут же, не заходя домой, тайно ушел на пристань, сел на корабль и отправился в Иерусалим. Посетив святые места, Кириак несколько месяцев пробыл в монастыре недалеко от Сиона в послушании у игумена аввы Евсторгия и по его благословению направился в пустынную Лавру преподобного Евфимия Великого (память 20 января). Преподобный Евфимий, провидя в юноше великие Божии дарования, постриг его в иноческий образ и направил под начало преподобного Герасима (память 4 марта), подвизавшегося на Иордане в обители святого Феоктиста. Святой Герасим, видя молодость Кириака, указал ему жить в постоянном общении с братией. Молодой инок прилежно исполнял монастырские послушания, усердно молился, мало спал, пищу принимал через день, питаясь только хлебом и водой. В Великий пост святой Герасим, удаляясь по обыкновению в пустыню Рува, чтобы возвратиться в обитель в Неделю Ваий, стал брать с собой и Кириака. В полном уединении подвижники усугубляли свои труды. Преподобный Герасим каждую неделю причащал своего ученика Святых Таин. После кончины преподобного Герасима 27-летний инок Кириак вернулся в Лавру преподобного Евфимия, но его тоже уже не было в живых. Преподобный Кириак испросил себе уединенную келлию и там подвизался в безмолвии, общаясь лишь с иноком Фомой. Но вскоре Фома был послан в Александрию, где его хиротонисали во епископа, и святой Кириак в полном безмолвии провел 10 лет. В 37-летнем возрасте он был посвящен в сан диакона. Когда между обителями преподобного Евфимия и преподобного Феоктиста произошло разделение, святой Кириак удалился в Сукийский монастырь преподобного Харитона (память 28 сентября). В этой обители вновь поступающих иноков принимали как новоначальных; так же был принят и святой Кириак, который смиренно трудился на общих монастырских послушаниях. Через несколько лет преподобный Кириак был хиротонисан во пресвитера и назначен канонархом и трудился в этом послушании 18 лет. В обители святого Харитона преподобный Кириак провел 30 лет. Строжайший пост и совершенное незлобие выделяли преподобного Кириака даже среди аскетов - подвижников Лавры. Каждую ночь он читал в келлии Псалтирь, прерывая чтение лишь для того, чтобы идти в храм к полунощнице, спал подвижник очень мало. Когда преподобному исполнилось 70 лет, он удалился в пустыню Натуфа, взяв с собой своего ученика Иоанна. В пустыне отшельники питались лишь горькими травами, которые по молитве святого Кириака делались годными в пищу. По прошествии пяти лет о пустынниках узнал один из жителей и привел к ним своего бесноватого сына, и святой Кириак исцелил его. С тех пор много людей стало приходить к преподобному со своими нуждами, но он искал полного уединения и удалился в пустыню Рува, где пробыл еще пять лет. Однако и в эту пустыню к нему приходили больные и бесноватые, и преподобный исцелял их крестным знамением и молитвой. На 80-м году жизни преподобный Кириак удалился в сокровенную пустыню Сусаким, где сходились русла двух высохших рек. По преданию, о Сусакиме возвещал святой пророк Давид: "Ты иссушил еси реки Ифамские" (Пс. 73, 15). Через семь лет к нему пришли братия из Сукийского монастыря, прося его духовной помощи во время наступившего, по попущению Божию, голода и губительных болезней. Они умолили святого Кириака вернуться в обитель, и преподобный поселился в пещере, где раньше подвизался преподобный Харитон.
Преподобный Кириак оказал большую помощь Церкви в борьбе с распространившейся ересью оригенитов, молитвой и словом обращал обольщенных на истинный путь, укрепляя в вере православной. Составитель Жития преподобного Кириака, монах Лавры преподобного Евфимия Кирилл, был свидетелем того, как преподобный предсказал близкую смерть ересеначальников Нона и Леонтия, что вскоре и свершилось, и ересь перестала распространяться. Сама Пресвятая Богородица призывала преподобного Кириака блюсти в чистоте Православное учение: явившись ему во сне со святыми Иоанном Предтечей и Иоанном Богословом, Она отказалась войти в келлию преподобного, потому что в ней находилась книга со словами еретика Нестория. "У тебя в келлии - Мой враг",- сказала Она (память явления Пресвятой Богородицы преподобному Кириаку 8 июня). На 99-м году жизни преподобный Кириак опять удалился в Сусаким и там жил со своим учеником Иоанном. В пустыне преподобному Кириаку служил огромный лев, который охранял его от разбойников, но не трогал приходивших братий и ел из рук преподобного. Однажды в летнюю жару высохла вся вода в яме, куда зимой пустынники собирали воду, а другого источника воды не было. Преподобный Кириак помолился, и тут же в пустыне пролился обильный дождь, наполнивший яму водой. За два года до смерти преподобный Кириак вернулся в монастырь и вновь поселился в пещере преподобного Харитона. До конца жизни праведный старец сохранял бодрость, с усердием пел стоя, никогда не бывал без дела: или молился, или работал. Перед смертью преподобный Кириак призвал братию, благословил всех и с молитвой тихо отошел ко Господу, прожив 109 лет.

Феофан жил в сирийском городе Газа. Подробных свидетельств его жизни и деяний не осталось, известно лишь, что он был человеком богатым и при этом очень добрым. Феофан жил в палестинском городе Газе, постоянно принимал в своем доме странников, давал им приют, пищу и заботу. Неудивительно, что к концу жизни святой обеднел, а в довершение всего его постигла тяжелая болезнь. Однако Феофан переносил страдания стойко и смиренно. Спустя четыре дня после своей кончины святой явился одному человеку и попросил его отвалить надгробный камень на своей могиле. Когда это было сделано, люди ощутили чудесное благоухание, которое исходило от тела угодника. Мощи Феофана источали миро, которое чудесным образом исцеляло больных.

В русском народе Феофана прозвали Милостивым не только в память о добрых делах святого. Обычно в день его памяти на землю возвращалось тепло. «Преподобный нас своим кафтаном укрывает», — говорили люди. Ночью выходили смотреть на звезды: если в небе их было много и светили они ярко, ждали сухой осени. Про звездное небо наши предки говорили: «У нас под окошком полно репы лукошко». На Феофана охотники гуляли по порошам, добывая именинного зайца. Если это удавалось, день заканчивался застольем, во время которого рассказывали охотничьи байки.

 Именины в этот день Иван, Феофан.

Картина дня

наверх