Ромашка . предлагает Вам запомнить сайт «ШАГ НАВСТРЕЧУ»
Вы хотите запомнить сайт «ШАГ НАВСТРЕЧУ»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

Говори - и тебя услышат, приходи и оставайся с нами

История одной песни. Болеро Равеля.

развернуть

Это конечно не песня, но цикл назван так, а хочется и об этом произведении вспомнить. Причина необычайной популярности Болеро Равеля- гипнотическое воздействие неизменной множество раз повторяющейся ритмической фигуры, на фоне которой две темы также проводятся много раз, демонстрируя необычайный рост эмоционального напряжения и вводя в звучание все новые и новые инструменты.

История одной песни. Болеро Равеля.

Итак, Равель, танцуем болеро!
Для тех, кто музыку не сменит на перо,
Есть в этом мире праздник изначальный -
Напев волынки скудный и печальный
И эта пляска медленных крестьян...
Испания! Я вновь тобою пьян!
Цветок мечты возвышенной взлелеяв,
Опять твой образ предо мной горит
За отдаленной гранью Пиренеев!
Увы, замолк истерзанный Мадрид,
Весь в отголосках пролетевшей бури,
И нету с ним Долорес Ибаррури!
Но жив народ и песнь его жива.
Танцуй, Равель, свой исполинский танец.
Танцуй, Равель! Не унывай, испанец!
Вращай, История, литые жернова,
Будь мельничихой в грозный час прибоя!
О, болеро, священный танец боя!
Николай Заболоцкий

История одной песни. Болеро Равеля.

Рождением этого произведения мы обязаны переплетению двух жизненных линий в судьбе Равеля, этого француза - линий испанской и, как ни странно... русской. Русские связи Равеля дали внешний толчок к написанию второй части этого балетного представления. Испанские - той внутренней силой, которая побудила Равеля написать именно "Болеро", иными словами, вновь, как уже не раз у него было, обратиться к испанской теме, испанскому фольклору, попытаться передать испанский дух и колорит.

История одной песни. Болеро Равеля.
Уже долгие годы Равель связан с деятелями русской культуры, особенно с композиторами, покорившими Париж в начале 900-х годов. Это, прежде всего, русский театральный деятель Сергей Павлович Дягилев с его "Русским балетом" и "Русскими сезонами" в Париже. Именно по заказу Дягилева Равель еще в 1912 году написал балет "Дафнис и Хлоя". На написание "Болеро» Равеля подвигнула Ида Рубинштейн.

История одной песни. Болеро Равеля.
Ида Рубинштейн задумала исполнить на сцене Гранд-Опера в Париже хореографическую композицию на музыку уже тогда написанного "Вальса" Равеля. Но одной этой оркестровой пьесы для того, чтобы представить ее в театральном спектакле, было недостаточно. И тогда она обратилась к Равелю с просьбой, чтобы он написал еще одно произведение для этой постановки. Решено было, что это будет "Болеро".

История одной песни. Болеро Равеля.

По некоторым данным танец болеро был создан испанским танцовщиком Себастьяно Сересо около 1780 года. Хотя он всегда был трехдольным, доли это в разное время по-разному дробились: три равные доли в первом такте (три четверти, если выражаться профессиональным музыкальным языком), затем на сильную долю следующего такта остановка (четверть с точкой) и три короткие ноты (восьмые). Один из ритмических вариантов болеро: первый такт дробится на короткие ноты; в таком случае их шесть (восьмые), причем, вместо первой ноты пауза. Второй такт такой же, как в первом варианте.

История одной песни. Болеро Равеля.Впоследствии дробление становится еще более мелким. Темп классического болеро умеренный, можно сказать, даже сдержанный.

История одной песни. Болеро Равеля.

Движение полно внутренней силы и страсти. Танцуется такое болеро под аккомпанемент гитары и барабана, а сами танцующие отбивают на кастаньетах дополнительно сложные ритмические фигуры, сплетающиеся в необычайно прихотливый узор. Известно много разновидностей болеро, характерных для разных областей Испании.

История одной песни. Болеро Равеля.

Парадокс, однако, состоит в том, что ни один из этих вариантов не совпадает с ритмической структурой "Болеро" Равеля. На замечание одного музыканта (кубинского пианиста и композитора Хоакина Нина) об этом Равель ответил: "Это не имеет никакого значения". "Конечно, - соглашается с Равелем Рене Шалю, издатель писем композитора. - И все-таки произведение, пользующееся столь большой популярностью и завоевавшее весь мир, с трудом принимается испанской аудиторией - исключительно из-за названия". Отмеченное выше обстоятельство дает, кстати, повод задуматься над проблемой подлинности или, как теперь говорят, аутентичности, "национального колорита" в произведениях на национальный сюжет, написанных композиторами-иностранцами. То, что во внешнем мире воспринимается как своего рода музыкальная эмблема той или иной страны, отнюдь не всегда является таковым для жителей самой этой страны.

История одной песни. Болеро Равеля.

Что же касается собственно испанского болеро, то этот танец вдохновил не одного только Равеля. Болеро писал Бетховен (обработка болеро входит в его цикл "Песни разных народов" - тетрадь 1, № 19 и 20). Этот танец включается в оперы и балеты - "Слепые из Толедо" Мегюля, "Прециоза" Вебера, "Черное домино" и "Немая из Портичи" Обера, "Бенвенуто Челлини" Берлиоза, "Лебединое озеро" Чайковского и "Коппелия" Делиба. Глинка со своей страстью к Испании, использовал болеро в своих песнях и романсах ("Победитель" "О, дева чудная моя"). Как ни странно (хотя быть может и объяснимо в виду некоторого сходства ритма болеро с ритмом полонеза), Шопен написал фортепианную пьесу, которая так и называется "Болеро" (Op.19). Но, несмотря на такой урожай болеро в европейской музыке, первая ассоциация, возникающая с этим танцем, конечно же "Болеро" Равеля.

История одной песни. Болеро Равеля.

Поначалу это был своеобразный композиторский эксперимент: какого эффекта можно достичь с помощью лишь одного композиторского средства - оркестровки. Ведь пьеса, звучащая пятнадцать минут (очень много, для того, чтобы удерживать внимание слушателя в постоянном напряжении), построена всего на двух упорно повторяемых без всякого развития темах. К тому же в ней нет модуляций, то есть переходов в разные тональности, иными словами, смен гармонических красок. И, наконец, жесткое ограничение ставит Равель темпу - по замыслу композитора, он должен оставаться неизменным на протяжении всего произведения.

История одной песни. Болеро Равеля.
Итак, "Болеро" - настоящий композиторский фокус Равеля. Сам композитор так охарактеризовал свое произведение: "Это - танец в очень сдержанном темпе, совершенно неизменный как мелодически, так гармонически и ритмически, причем ритм непрерывно отбивается барабаном. Единственный элемент разнообразия вносится оркестровым crescendo. В упорном повторении двух тем Равелю виделся арабский элемент, характерный для этого танца.

История одной песни. Болеро Равеля.

Премьера "Болеро" в качестве балетного спектакля состоялась в Париже 20 ноября 1928 года. Танцевала Ида Рубинштейн, декорации написал Александр Бенуа. Триумф был полный. Вот свидетельство одного из очевидцев: "Слабо освещенная комната в испанской таверне; вдоль стен, в темноте, за столами беседуют гуляки; посреди комнаты большой стол, на нем танцовщица начинает танец... Гуляки не обращают на нее внимания, но постепенно начинают прислушиваться, оживляются. Их все больше захватывает наваждение ритма; они поднимаются со своих мест, приближаются к столу; необычайно возбужденные, они окружают танцовщицу, которая с триумфом заканчивает выступление. В то вечер 1928 года мы сами чувствовали себя этими гуляками. Сначала мы не понимали, что же происходит, и только потом осознали... ".


 

Надо сказать, что хотя этот сценарий был, естественно, согласован с Равелем, сам композитор иначе представлял себе то, что он изобразил звуками. Главнейшим отличием было то, что, по замыслу Равеля, действие должно было проходить на открытом воздухе. Причем, Равель точно знал, где именно (и это должно было быть отражено в декорациях) - на фоне стены заводского корпуса! Неожиданное и кажущееся странным художественное решение. Но если знать обстоятельства биографии Равеля, то не будешь удивляться. Композитор всегда питал пристрастие к индустриальному пейзажу. Он восторгался заводов в Бельгии и Рейнской области, которые он видел, когда в свое время - летом 1905 года - путешествовал на борту яхты "Эме". Одно высказывание Равеля на этот счет: "То, что я видел вчера, врезалось мне в память и сохранится навсегда, как и Антверпенский порт. После скучного дня на широкой реке, между безнадежно плоскими невыразительными берегами, открывается целый город труб, громад, извергающих пламя и клубы рыжеватого и синего дыма. Это Хаум, гигантский литейный завод, на котором круглые сутки работают 24000 рабочих. Так как до Рурорта слишком далеко, мы причаливаем здесь. Тем лучше, иначе мы не видели бы этого изумительного зрелища. Мы поравнялись с заводами, когда уже смеркалось. Как передать Вам впечатление от этого царства металла, этих пышущих огнем соборов, от этой чудесной симфонии свистков, шума приводных ремней, грохота молотов, которые обрушиваются на вас! Над ними - красное, темное и пылающее небо, К тому же еще разразилась гроза. Мы вернулись страшно промокшие, в разном настроении: Ида была подавлена и чуть не плакала, я тоже готов был плакать, но от восторга. Как все это музыкально!.. Непременно использую".
Завод, рисовавшийся Равелю в "Болеро", существовал в действительности и находился неподалеку от того места, где композитор приобрел небольшой дом под Парижем, названный им Бельведером. Гуляя здесь с друзьями, Равель часто говорил, указывая на этот завод: "Завод из 'Болеро'".

Леон Лейритц, художник, скульптор и декоратор, близкий друг Равеля, сделал макет декораций к "Болеро". Этот макет был продемонстрирован в Салоне художников-декораторов еще при жизни композитора и получил полное его одобрение. Зная об этом, дирекция Град-Опера, ставя "Болеро" уже после смерти Равеля, поручила Лейтрицу оформление спектакля. Серж Лифар, балетмейстер "Русских сезонов" Дягилева, а на момент этой постановки (1938) бывший главным балетмейстером Оперы, решительно протестовал против этого завода. Но брат композитора Эдуард Равель, хорошо знавший художественные намерения автора, проявил твердость и пригрозил, что не даст разрешения на постановку, если не будет исполнена воля его брата. Воля Равеля была исполнена, и успех был полным.
Испания, завод, болеро тореро... (француза Равеля). Невольно в сознании возникает другой ряд: Испания, табачная фабрика, хабанера, тореро... Конечно, "Кармен" (француза Бизе).

Жизнь "Болеро" как блестящей именно оркестровой, а не только балетно-сценической пьесы, дал Атуро Тосканини. 1930 год. Тосканини готовит исполнение "Болеро" в Париже. В это же время "Болеро" дирижирует и сам Равель. Композитор, как уже упоминалось, придавал очень большое значение тому, чтобы темп пьесы выдерживался неизменным от начала и до конца. Именно это - при непрерывно нарастающем звучании оркестра и остинатном (то есть тоже непрерывном) отбивании одной и той же ритмической фигуры барабаном - оказывает гипнотическое воздействие на слушателей. И вот, Равель пришел на репетицию Тосканини. Знаменитый дирижер на протяжении всей пьесы делал заметное ускорение. Тогда Равель подошел к эстраде и обратил на это внимание дирижера. Тосканини очень спокойно и сильным итальянским акцентом ответил: "Вы ничего не понимаете в Вашей музыке. Это единственный способ заставить ее слушать". "После концерта, на котором Тосканини повторил это ускорение, - цитирую Рене Шалю, - Равель решил не идти к нему в артистическую с поздравлениями, но находившийся в зале португальский дирижер Фрейтас Бранко уговорил Равеля не привлекать всеобщее внимание подобной нелюбезностью. Равель позволил себя убедить, но, пожимая руку маэстро, сказал ему: "Так разрешается только Вам! И никому другому!" Он не хотел - и был совершенно прав, - чтобы среди музыкантов утвердилась ложная традиция исполнения. Впрочем, вопреки мнению Тосканини, публика слушала "Болеро" и без всякого ускорения темпа, да еще как слушала!"

Знаменитое "Болеро" Равеля нашла своё воплощение в танце в хореографии Мориса Бежара. Исполняют Майя Плисецкая и труппа Мориса Бежара "Балет ХХ века", оркестр Брюссельского Королевского Театра де ла Монне.

Bolero / Морис Равель - Болеро

 

 

 

Bolero | Maurice Ravel | Gran Gala of Dance Paris | Maurice Bejart

 

С использованием статьи  Александр Майкапар

 Уже после того, как тема ушла Самба Гопкинс в комментарии предоставил вот такую ссылку:

 


Мультфильм, снятый в начале девяностых, завоевал главный приз на фестивале «Золотой медведь» в Берлине и российскую «Нику» в 1993 году. Как говорил сам автор, в нем пародируются паузы в элитарном кино, когда в фильме подолгу ничего не происходит, чтобы дать зрителю поразмышлять над увиденным. Именно этим и определяется подзаголовок названия: «Фильм повышенной духовности».

 


Ключевые слова: музыка
Опубликовала Светлана Митленко , 13.11.2013 в 01:46
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
Светлана Митленко
Светлана Митленко Галина Бугаева 13 ноября 13, в 02:35 Это правда. Вот надо будет и про Хачатуряна рассказать. Тоже вечная музыка! Текст скрыт развернуть
1
Самба Гопкинс #
Самба Гопкинс # 13 ноября 13, в 15:02 "Болеро" мне оч нравится, но про песню впервые слышу, как и про танец (не балетную постановку)... бум знать))) Есть мультик Болеро

Мультфильм, снятый в начале девяностых, завоевал главный приз на фестивале «Золотой медведь» в Берлине и российскую «Нику» в 1993 году. Как говорил сам автор, в нем пародируются паузы в элитарном кино, когда в фильме подолгу ничего не происходит, чтобы дать зрителю поразмышлять над увиденным. Именно этим и определяется подзаголовок названия: «Фильм повышенной духовности».
Текст скрыт развернуть
1
Светлана Митленко
Светлана Митленко Самба Гопкинс # 13 ноября 13, в 19:26 Ого! Спасибо Самба, классный мультфилм, я такой даже и не видела. Знаю, что могут и не открыть ссылку в коммента, поэтому с твоего разрешения я поставлю его в тему, пусть, кто-то еще удовольствие получит! Текст скрыт развернуть
0
Viktor ррррр
Viktor ррррр Самба Гопкинс # 15 ноября 13, в 20:19 Видел давно. Пересмотрел с удовольствием! Текст скрыт развернуть
1
Светлана Митленко
Светлана Митленко Viktor ррррр 15 ноября 13, в 20:22 ))))) Текст скрыт развернуть
1
Гудвин Гудвин
Гудвин Гудвин 13 ноября 13, в 19:11 Прочитал на одном дыхании. Умеешь ты подать материал, однако! Хотя Болера я всегда любил. Текст скрыт развернуть
1
Светлана Митленко
Светлана Митленко Гудвин Гудвин 13 ноября 13, в 19:32 Спасибо)))) Так и хочется поковырять носиком туфельки землю, опустить глазки долу и промурлыкать, как кот Матроскин: "А я ещё крестиком вышивать могу";))))))
На самом деле я не только "летатеть" (в смысле метлы), но и копатель (в смысле материала). Я просто рою вглубь, а потом компаную, хотя часто и сама пишу.)))))
Текст скрыт развернуть
0
Гудвин Гудвин
Гудвин Гудвин Светлана Митленко 13 ноября 13, в 22:17 Ну что ж, есть умение, есть желание, значит всё правильно. Текст скрыт развернуть
0
Светлана Митленко
Светлана Митленко Гудвин Гудвин 13 ноября 13, в 22:34 Умение и желание всегда присутствует, когда что-то интересует, а поскольку я "девушка" увлекающаяся, так это у меня запросто))) Текст скрыт развернуть
0
Viktor ррррр
Viktor ррррр Светлана Митленко 15 ноября 13, в 20:20 Точно крестиком? А гладью? Может ещё и решелье? :) Про напильник уже знаю.... :) Текст скрыт развернуть
1
Светлана Митленко
Светлана Митленко Viktor ррррр 15 ноября 13, в 20:22 Гладью? Неа... шит умела, вязать умела как спицами, так и крючком, а вот гладью не пробовала.... промах однако))))) Текст скрыт развернуть
1
Viktor ррррр
Viktor ррррр Светлана Митленко 15 ноября 13, в 20:32 ну что ж ты так! срочно за пяльца! Текст скрыт развернуть
1
Светлана Митленко
Светлана Митленко Viktor ррррр 15 ноября 13, в 20:43 А ришелье тоже делала, на кофточках))))
уууууу.... сатрап домашний, а как же газета и телевизор? (хотя я его год не смотрю как)
Текст скрыт развернуть
1
Viktor ррррр
Viktor ррррр Светлана Митленко 15 ноября 13, в 21:11 Конечно можно. и Газетку и телевизор. Крупу переберёщь, рис от мака отделишь, двор подметёшь, постираешь - погладишь, наваришь - напаришь. и пожалуйста - целый день свобона... Текст скрыт развернуть
1
Светлана Митленко
Светлана Митленко Viktor ррррр 15 ноября 13, в 21:16 Всё!!! Я золушкой стала!!!!
Только зачем же продукты портить и рис с маком смешивать? А в крупе что долгоносики завелись?
Стирает машинка, парит пароварка, варит - да полно печей с мультипрограммным обеспечением. Гладить тоже не проблема - естьгладильные прессы домашние - 5 минут делов то... что там осталось двор подмести? А дворники на что? Эх!!! Жизня... не тянет на Золушку-то! И чё будем делать?
Текст скрыт развернуть
1
Viktor ррррр
Viktor ррррр Светлана Митленко 15 ноября 13, в 21:30 Нам электричество пахать и сеять будет, нам электричество из недр всё добудет, нам электричество заменит докторов - нажал на кнопочку и сразу жив - здоров! Текст скрыт развернуть
1
Светлана Митленко
Светлана Митленко Viktor ррррр 15 ноября 13, в 21:35 Мечты-мечты, как Вы прекрасны,
а электричество опасно.
У кнопки если нет земли,
Нажал не ту... и всё...свали
(хорошо, если доктор откачает)))))))
Текст скрыт развернуть
1
Viktor ррррр
Viktor ррррр Светлана Митленко 15 ноября 13, в 21:53 вот тебя как прорвало, вот тебя как понесло. отобрала ты наверно у поэтов помело! Текст скрыт развернуть
1
Светлана Митленко
Светлана Митленко Viktor ррррр 15 ноября 13, в 22:21 Что поделать вдохновитель,
Ой, простите повелитель,
Спавших клеток мозговых (это я о себе, не обращай внимания)
Вот кипят как за двоих))))
Текст скрыт развернуть
1
Viktor ррррр
Viktor ррррр Светлана Митленко 16 ноября 13, в 05:42 :) Текст скрыт развернуть
1
Показать новые комментарии
Комментарии с 1 по 20 | всего: 21
НОВЫЕ ТЕМЫ :
Флаги на башнях.
Сергей Софер 13 ноя, 22:25
0 0
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
И как это ПРОСТОМУ народу понимать?
Александр Антипин 8 ноя, 21:02
+15 18
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Самодельная поилка для перепелов
Ромашка . 1 ноя, 23:54
+1 0
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
"Кричали женщины ура и в воздух чепчики бросали".Или-Развели как баранов.
Александр Антипин 1 ноя, 22:40
+15 24
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
перепелки в клетке вместо попугая ))
Ромашка . 1 ноя, 00:13
+1 12
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Даже не знаю,как тему озаглавить...
Александр Антипин 26 окт, 22:03
+16 8
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Украшения у дома.Продолжение.
Александр Антипин 3 окт, 23:00
+5 17
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
А нам слабо?
Ромашка . 2 окт, 00:04
+5 7
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Украшения у дома.Старое и новое.
Александр Антипин 30 сен, 21:35
+6 12
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Что это такое?
Александр Антипин 27 сен, 22:16
+4 9
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
ОСТРОВИТЯНЕ(из книги Идриса Шаха "Суфий")
Лина минова 27 сен, 21:18
0 0
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Кирпичная стена из картона!!! Оригинально и даром)
Ромашка . 27 сен, 00:57
+11 2
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Дезертиры или диверсанты ?
Ромашка . 27 сен, 00:49
+5 4
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Ультиматум: или муж, или мама
Лина минова 24 сен, 20:56
+3 18
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Бедность – расплата за грехи?
Лина минова 24 сен, 20:28
+8 62
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Сравнительная величина важнейших городов Российской империи (1897)
Будимир 23 сен, 22:23
+7 0
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Сохрани тест и проверяй себя в любое время.
Ромашка . 17 сен, 21:45
+30 57
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Всем друзьям ПРИВЕТ!!!!
Ромашка . 17 сен, 21:28
+10 1
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Пляж в Китае))
Ромашка . 17 сен, 20:48
+14 11
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
«Самое худшее — это вынужденные уступки». 10 правил жизни с детьми от Януша Корчака
Анастасия И. 8 сен, 15:12
+5 2
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0

Последние комментарии

Евгений Решетников
Жбан с припаянной башкой
Виктор Виктор
Александр Антипин
Жбан с припаянной башкой
Александр Антипин
Жбан с припаянной башкой
Саш, всегда пожалуйста. )))
Жбан с припаянной башкой И как это ПРОСТОМУ народу понимать?
Александр Антипин
Спасибо за инфу.
Александр Антипин И как это ПРОСТОМУ народу понимать?
Жбан с припаянной башкой
Евгений Акшенцев
Жбан с припаянной башкой
Ромашка .
Ромашка .
Ромашка .
В Гомеле??? Вот это новость.
Ромашка . А кто пробовал есть сало в темноте без ножа? Фото из студенческого альбома.
Светлана Богданович
Евгений Акшенцев
Евгений Решетников
Александр Антипин
Евгений Акшенцев
Виктор Виктор
Это Вы про КАСКО или ОСАГО?
Виктор Виктор И как это ПРОСТОМУ народу понимать?