На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ШАГ НАВСТРЕЧУ

23 957 подписчиков

Свежие комментарии

  • Jolie
    затолокин))они ждали-ждали тебя 5 лет и "померли от тоски"))))А где все? С НОВЫ...
  • Jolie
    нихде)))🤣🤣🤣🤣🤣🤣🤣Когда деревья был...

Суздаль. Спасо-Евфимиев мужской монастырь.Часть 1.

Долго я подбиралась к этой теме. Она последняя в цикле о Суздале.

Среди бесценных архитектурных памятников Суздаля особое место занимает ансамбль Спасо-Евфимиевского  монастыря. Чудный таинственный город-крепость был построен на высоком  берегу Каменки как форпост Суздаля в 1352 году. У стен этой обители оживают «преданья старины глубокой», возникает чувство причастности  к судьбам своих далёких предков.

При подъезде к нему справа видится Смоленская церковь.

Эта церковь была построена на рубеже 17-18 вв. и служила храмом для ремесленников, трудившихся в расположенном в нескольких десятках метров Спасо-Евфимиевом монастыре. Позднее рядом построили церковь Симеона Столпника, а еще позже - колокольню.

 


Вот по этому переходу и пойдем к главному входу в бывший монастырь. Спасо-Евфимиев мужской монастырь расположен на левом берегу реки Каменка в северной части Суздаля. Основан в 1352 году суздальско-нижегородским князем Борисом Константиновичем. Первоначально монастырь был Спасским, позже стал называться Спасо-Евфимиевым в честь первого игумена монастыря — святого преподобного Евфимия Суздальского.
Он был нижегородцем (род.в1316г., впоследствии преподобный Евфимий Суздальский чудотворец) и в 1330-х годах был воспитанником и затем сподвижником монаха Киево-Печерского монастыря (ныне лавры) Дионисия (впоследствии св.Дионисий), который пришел с несколькими иноками в Нижний Новгород и ископал в трех верстах от города на склоне высокого правого берега Волги пещеру, где и поселился. Затем здесь Дионисий основал Вознесенский Печерский монастырь, ставший важнейшим духовным и культурным центром Суздальско-Нижегородского княжества.
Первый игумен монастыря - Евфимий - был в начале XVI века канонизирован. Его мощи хранились в монастыре.


Первые постройки монастыря были деревянными. Существующий прекрасный ансамбль сформировался в XVI - XVII вв.


Организация этого монастыря, одновременно с Покровским, расположенным рядом через речку Каменку, не является случайной. Перенеся свою столицу на берега Волги в Нижний Новгород, суздальские князья решили укрепить восточные границы и подступы к Московскому княжеству крепостными сооружениями.
Как видно из письма Андрея Курбского Ивану Грозному, монастырь в то время находился за городом Суздалем. «А что за городом Суздалем имеется Спасский монастырь, где монахи весьма сребролюбивы и зело пьянственны». В настоящее время монастырь вместе со своими слободами находится в границах города в северной части.

Он расположен на крутом берегу реки Каменки. Его могучие стены с бойницами и разнотипными высокими башнями эффектно выделяются своей розоватой окраской среди берегов, отражаясь в глади реки. Вот так он выглядит сверху. Фото из инета.

Во время объединения Суздальского княжества возникла необходимость в создании защитного форпоста. Так монастырь становится крепостью-обителью, оберегая город с западного направления. В истории обители много печальных страниц. Здесь князь Василий Темный проиграл сражение с мощным войском казанского хана Улу-Мухамеда. Много лет монастырь выполнял миссию обороной защиты города. Однако, многочисленным отрядам интервентов не раз удавалось наносить сокрушительные удары на окрестные города и села.

Входная башня, фото 1912 года.

Иконы над входом.

Двенадцать башен, из которых одна двадцатидвухметровая — входная — с двумя пролетами, представляют уникум в архитектуре Суздаля. Из-за стен выглядывают завершения расположенных на территории монастыря памятников архитектуры: большие и малые шатры, звонница и трапезная, массивные купола Преображенского собора, «луковица», покрытая деревянной чешуей надвратной церкви. Крепостное ограждение монастыря построено в 1660—1664 годах.

Крупнейший феодал-крепостник, монастырь обладал обширными вотчинами, пожнями, мостовыми заставами, лесными угодьями, водоемами. Подвластные ему монастыри занимали 94 десятины земли. Подчиненных крестьянских и бобыльских дворов числилось 1665, где проживали обложенные всевозможными податями 6375 крестьян только мужского пола. Большинство из них принимали участие в строительстве крепостных стен. В 1669 году была построена Никольская церковь с больничными палатами.

Из монастырской описи 1701 года видно, что в объемистых погребах и многочисленных хозяйственных постройках хранились обильные запасы. Так, только одной рыбы находилось в запасе: «232 связки сушеной белой рыбы, 540 лытей (связка по 12 рыб) черной рыбы, 2170 вяленых лещей, 32 кади (по 9 мер) щук, 40 калуг, 216 севрюг, 25 пудов икры, 255 белорыбиц, 20 лососей. Кроме того, было 25 пудов меду, 68 пудов коровьего масла, 31 ведро постного масла, 576 пудов соли».

Крестьянское население облагалось и другими видами поборов. На стол монастырской братии, которых было 113 человек, крестьяне ближайших вотчин должны были приносить за лето: масла коровьего — 71 пуд, яиц — 13100 штук, грибов — 71 четверть, груздей — 158 ведер, орехов — 26 четвертей.

Под монастырскими стенами на берегу Каменки и оврага «Дебрь» стояло двенадцать больших сараев, конный завод, в котором находилось: стоялых жеребцов — 5, ногайских коней — 28, меринов — 48, табунных «свиреп» — 42 и 6 «свиреп» ногайских. Под стенами монастыря образованы две слободы, называемые «Скучилихами», в которых проживали крестьяне, вывезенные из подвластных вотчин.

Внутри монастырской ограды находятся следующие памятники: Спасо-Преображенский собор (1591—1594), Надвратная Благовещенская церковь (через нее вход) XVI—XVII вв., Успенская трапезная церковь (рядом со Спасо-Преображенским собором) XVI—XVII вв., звонница XVI—XVII вв., Никольская церковь с больничным корпусом (1664), келейный корпус XVII—XVIII вв., дом архимандрита XVI—XVII вв., тюремный корпус «Крепость» (1764), могила Дмитрия Пожарского.

Вид изнутри монастыря на входную башню.

Это более ранние фото.


Главная проездная башня в высоту достигает двадцати двух метров и доминирует с южного фасада стены. В ее массивном прямоугольном в плане объеме проделаны две проездные арки, в которых сейчас располагаются книжная лавка и билетная касса музея. В ее декоре совмещаются строгость и узорочье; над почти абсолютно гладкой нижней частью в верху башни в изобилии размещены бойницы и кирпичные украшения: наличники, колонки, карнизы, пояски. Венчает башню четырехскатная крыша. В эту крышу в XVIII веке ударила молния, но восстановили ее нескоро, только в 1860г.

Прочие башни украшены гораздо скромнее, но разнообразие их форм не может не оживлять общего вида стен. Выходящие на берег реки башни проще и скромнее; напротив, с восточной части стены, выходящей к городу, башни декорированы более нарядно, с зубцами и широкими лопатками.
Стенам монастыря не пришлось выполнять свою оборонительную функцию: к тому времени, когда они были построены, нападения на город прекратились.     
Надвратная Благовещенская церковь (первая половина XVIIв.) - массивный, впечатляющий памятник монастырского зодчества. Вероятно, она была въездной башней до времени постройки новой крепостной стены с башнями.

Между Главной Проездной башней и Надвратной Благовещенской церковью расположен справа по ходу Аптекарский огород, который я очень люблю посещать, приезжая в Суздаль.

 

Сейчас он (осень) практически весь убран, но кое-что еще осталось.

Тут же прорыт колодец и для полива и для воды, если случилась осада.

 

Рядом за оградой находится и плодовый сад.

Слива.


Подняла паданку, оказалась вкусная и медовая. Давно таких яблок не пробовала.

Но пройдемся за Надвратную церковь.

Основание надвратной церкви исследователи относят к началу XVII века (по другим источникам – даже к концу XVI века). В городской описи 1628-1629гг. церковь уже упоминается как каменная двухшатровая. К 1722г. она уже названа пятиглавой - за эти сто лет здание претерпело существенные изменения. Позднее церковь была перестроена в одноглавую. В ней два арочных проезда - под центральной частью – больший, и меньший – под высоко поднятой папертью. Паперть украшена пятью красивыми окнами с висячими «бусинами» и резными перспективными килевидными наличниками. Сама церковь декорирована главным образом с южной стороны, считавшейся, вероятно, парадной. Между двумя окнами помещен киот для иконы, убранной оттуда в советское время и сейчас снова помещенной на место. С востока к основному четверику примыкает массивная трехапсидная алтарная часть. 

Далее идет Братский корпус справа.


Братский корпус (XVIIв.) - двухэтажное каменное здание, вытянувшееся параллельно северной стене монастыря, Г-образное в плане. Здесь располагались кельи монахов.

Наиболее старыми постройками (первая половина XVII века) являются, по результатам исследований И.А.Столетова, южный двухэтажный корпус и весь первый этаж. Келейная архитектура секционного типа довольно редка для построек такого назначения. Здание поделено на несколько секций, состоящих каждая из трех каменных клетей - сеней и двух жилых комнат.

Фасады здания украшены скромно, главным образом оконными наличниками с кокошниками, а также пилястрой на южном фасаде.Сегодня там находятся музейные экспозиции.

А справа от Братского корпуса торчат пни многовековых вязов. От старости они представляли угрозу и их постепенно спилили, но можете представить по пням какие это были вековые деревья.

Картина дня

наверх