На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ШАГ НАВСТРЕЧУ

23 953 подписчика

Свежие комментарии

  • Jolie
    затолокин))они ждали-ждали тебя 5 лет и "померли от тоски"))))А где все? С НОВЫ...
  • Jolie
    нихде)))🤣🤣🤣🤣🤣🤣🤣Когда деревья был...

Календарная копилка. 28 июля - 3 августа.

28 июля. ДЕНЬ ПАМЯТИ РАВНОАПОСТОЛЬНОГО КНЯЗЯ ВЛАДИМИРА. ДЕНЬ СВЯТОЙ ИУЛИТТЫ И КИРИКА.

День памяти святого равноапостольного великого князя Владимира Киевского (1015). Князь Владимир в X веке создал мощную единую Киевскую Русь и начал крестить весь народ. В его время жили легендарные Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, их воспевают во многих былинах и преданиях. Сын Святослава, внук великой княгини Ольги. С 980 года он становится единодержавным князем Руси, воссоединив земли русские. Прославил себя воинскими подвигами. Он принял христианскую веру в 988 году и был наречен Василием. Затем он крестил своих детей. Место, где были крещены его дети в Киеве, до сих пор называется Крещатиком. Подданные Владимира приняли христианство. Утверждая христианскую веру в России, Владимир распространял в ней образование, строя училища и храмы. Считают, что Владимир скончался на 63-м году от рождения. Православная церковь причислила Владимира к лику святых, равноапостольных за ревность в вере христианской. История называет Владимира за государственные дела Великим.
Он создал мощную единую Киевскую Русь и крестил народ ее в конце X века. "На Владимира, — говорится в присловий, — и солнце краснее светит, чем во всякую другую пору". О крещении Руси в летописи "Повести временных лет" рассказывается следующее.
"Прослышав о решении Владимира отказаться от многобожия, в Киев потянулись проповедники — всем хотелось иметь такого сильного владыку в единоверцах. Первыми перед Владимиром предстали приверженцы мусульманства и стали нахваливать Аллаха и пророка его Магомета, объяснять предначертанные ими законы. Владимиру кое-что понравилось, например многоженство. А вот запрет на вино...
— На Руси есть веселье пить, не можем без этого жить, — ответил мусульманам князь, названный позже Красным Солнышком, и отослал их восвояси.
Потом пришли хазары. Они были иудеями. Владимир внимательно выслушал их рассказы о могущественном боге Яхве, а потом спросил:
— Где же земля ваша, иудеи?
— Бог разгневался на отцов наших, — молвили послы, — и рассеял нас по разным странам.
— Так что же вы, — недобро рассмеялся Владимир-князь, — иных учите? Или и мне участь, подобную вашей, готовите?
Ушли иудеи ни с чем.
Следом явились посланцы Рима. Но их тоже ждала неудача. Не понравилось князю, что глава их церкви папа римский стоит превыше земных владык.
Наконец, из Греции пришли христиане. Их рассказы пришлись князю по душе. Он приказал своим подданным принять крещение".

Святая Иулитта происходила из знатного рода и была христианкой. Рано овдовев, она воспитывала своего трехлетнего сына Кирика. Во время гонения, воздвигнутого на христиан императором Диоклитианом (284-305), святая Иулитта с сыном и двумя верными рабынями ушла из города, оставив свой дом, имущество и рабов.
Под видом нищей она сначала скрывалась в Селевкии, а затем в Торсе. Там около 305 года она была узнана, задержана и представлена на суд правителя Александра. Святая бесстрашно отвечала на вопросы судьи и твердо исповедала свою веру во Христа. Правитель приказал бить святую палками. Во время пыток святая Иулитта повторяла: "Я христианка и не принесу жертвы бесам".
Младенец Кирик плакал, глядя на мучения своей матери, и рвался к ней. Правитель Александр пробовал ласкать его, но мальчик вырывался и кричал: "Пустите меня к матери, я христианин". Правитель швырнул ребенка с высоты помоста на каменные ступени, мальчик покатился вниз, ударяясь об острые углы, и умер. Мать, увидев своего истерзанного сына, возблагодарила Бога за то, что Он удостоил младенца мученического венца. После многих жестоких пыток святую Иулитту усекли мечом.
Мощи святых Кирика и Иулитты были обретены в царствование святого равноапостольного царя Константина, на них указала одна из рабынь, которые погребли тела мучеников. Интересно, что Кирика и Иулитту почитают в качестве своих покровителей старообрядцы. В честь святых мучеников близ Константинополя был устроен монастырь, а недалеко от Иерусалима воздвигнут храм. По народному верованию, святым Кирику и Иулитте(в русской народной традиции - Улиты) молятся о семейном счастъе и выздоровлении больных детей.  

В русской народной традиции день Кирика и Улиты считался серединой лета. Говорили, что в этот день солнце светит особенно ярко. Женщины праздновали день «Матушки Улиты», называли ее своей заступницей. Бабам полагалось как можно лучше отдохнуть. Тем более, что в поле в этот день лучше было не выходить: люди верили, что там гуляет нечистая сила. Говорили, что тот, кто не боится жать на Кирика и Улиту, может увидеть дурное предзнаменование (такие видения назывались «маньяками»), которое обязательно сбудется. Есть и логичное объяснение такому обычаю. На Кирика и Улиту часто шел сильный дождь, и в поле делать было просто нечего. «Кирики – всегда мокродырики», — подмечали крестьяне. Впрочем, день все равно старались проводить с пользой: приучали детей к домашнему труду, чтобы они становились опорой для своих матерей, как малолетний Кирик — для Иулитты.
Календарное это число славится своими дождями. В народе его за это прозвали "Кирики-мокродырики". Еще о нем говорят: "Не жни на Кирика, виденье привидится".
На Владимира Красное Солнышко солнце красное светит.
Листья на деревьях начинают приобретать осеннюю окраску. Первой начинает желтеть мелколистная липа.

Именины в этот день Василий, Владимир, Петр

29 июля. ЧИРСКОЙ (ПСКОВСКОЙ) ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ. АФИНОГЕН.

Свое название чудотворная икона получила от села Чирска Псковского края. В 1420 году здесь была страшная эпидемия, называвшаяся тогда «моровым поветрием». Каждый день умирали сотни людей. В это время от иконы Богоматери в селе Чирске стали источаться сострадательные слезы. Псковский князь Феодор Александрович тут же послал в это село священнослужителей, дабы они подняли святыню и принесли ее во Псков. Икона была поставлена в Троицком соборе Пскова 16 июля по старому стилю – и сразу же от нее стали совершаться бесчисленные чудеса всех, приходящих к ней с молитвой, мольбой и покаянием в грехах. Плакали несчастные люди – плакала вместе с ними и всего мира Владычица. По представительству Своей Пречистой Матери, Спаситель прекратил бедствие.


В настоящее время, чудотворная икона по-прежнему находится в Троицком соборе Пскова, куда непрерывно стекаются многочисленные паломники для поклонения святыне.
Обращение мольба к иконе Божией Матери «Чирской», о защите. Защищает она от клеветы и от злых людей.
«Если Боже это испытание,
То пошли, молю, терпения,
Если злые куражатся,
То пошли, молю, избавления.
Матушка, Пресвятая Богородица!
Заступись за раба Божьего (имя).
                        Аминь».

День священномученика  Афиногена, епископа Пидахвийского. Предание таково: однажды правитель Филомарх устроил большой праздник в честь языческих богов и приказал горожанам принести жертву идолам, но многие севастийцы отказались участвовать в этой затее, поскольку исповедовали христианство. Правитель приказал своим воинам избивать отступников. Тогда же выяснилось, что христианство распространилось в Севастии благодаря проповедям местного епископа — старца Афиногена. Филомарх отдал приказ разыскать Афиногена и привести его на суд. Воины, отправленные к старцу, не застали его самого в монастыре, зато схватили его десятерых учеников. После этого Афиноген сам пришел к правителю и стал укорять его за то, что он бросил в темницу невиновных людей. Слова епископа не возымели действия на Филомарха, и старец оказался в тюрьме вместе со своими учениками. На суде все одиннадцать христиан проявили стойкость и отказались поклониться языческим идолам. После жестоких пыток они были казнены. Перед смертью Афиноген удостоился чести услышать глас Божий, обещавший мученикам встречу в раю.
На Руси называли этот день попросту — Финогеевы зажинки, начало жатвы.

Зажинки в стародавние годы были одним из важных земледельческих праздников. Во времена древнерусского язычества праздник этот был посвящен Даждьбогу, позже — богу Велесу; к первой половине XIX века зажинки уже не сохраняли каких-либо заметных языческих черт, но тем не менее обладали своеобразной обрядностью.
Поутру в Афиногенов день выходили зажинщики и зажинщицы каждой семьи на свой надел, начинали жать. Впереди шла хозяйка с хлебом-солью и зажженной свечой. (А в некоторых местностях, где обычаи соблюдались наиболее патриархально, "зажин" начинал местный священник.) Первые сжатые колоски затыкали за пояс — это на все время страды должно было застраховать от ломоты в пояснице.
Первый сноп — "зажиночный" — называли снопом-именинником и ставили отдельно от других. Его украшали цветами и лентами, при этом говорили: "Стань, мой сноп, на тысячу коп!" По окончании работы хозяйка брала его и несла домой впереди своих домашних, певших особые "зажиночные" песни:

И говорило ржаное жито, в чистом поле стоя, в чистом поле стоя:
"Не хочу я, ржаное жито, да в поле стояти, да в поле стояти.
Не хочу я, ржаное жито, да в поле стояти, колосом махати.
А хочу я, ржаное жито, во пучок вязаться, в тугой сноп ложиться.
Чтобы меня, жито, ржаное жито, во пучок связали, во пучок связали".

В избе хозяйка взмахивала снопом и громко произносила:
— Первый сноп в дом, а клопы, тараканы — вон!
Мухи, вон! Идет хозяин в дом!

Крестьяне верили, что таким образом изба на весь год освободится от неприятных насекомых. Затем хозяйка клала три земных поклона перед иконами и ставила "именинника" в красный угол перед иконами. По прошествии недели зажиночный сноп переносился в овин, где он и стоял вплоть до начала молотьбы.
Согласно народному крестьянскому календарю, после Афиногенова дня не стоит ждать жары: "Лето перешагнуло знойный возраст". А еще в народе говорят: "На Афиногена пташки задумываются". (На самом деле они не задумываются, а 29 июля замолкают, то есть не поют. Тот, кто на Афиногена раньше других выйдет в поле с косой,  ни  в  чем  в течение года не будет испытывать нужды.  Такого  косаря  поздравляли  все женщины села: по дороге домой ему бросали зерна пшеницы, а в начале ХХ века угощали вошедшими тогда в моду конфетами.
«Если этот день с теплом да со светом - уберешься загодя со жнитвом, а коли будет дождливым - хлеб в снопе прорастет» (погода будет сырой).
Кончаются жаркие дни. Ночи становятся холоднее. Считалось, что ко дню Афиногена, или Финогея, как его называли на Руси, лето проходит самую знойную пору. Сам же праздник имел огромное значение для крестьян — во многих районах начинали жать рожь.  Именинный сноп сохраняли для будущих обрядов: с него начинали молотьбу, соломой с него кормили заболевшую скотину, а зерном лечили людей. Часть первого зерна обязательно оставляли для посева. Кроме того, на ниве оставляли несколько колосьев на корню. Этот несжатый участок называли «финогенова волотка» (волотка — это верх снопа). Из оставленных на поле колосьев старухи завивали так называемую бороду Волоса; впоследствии этих колосьев никто не должен был касаться, так как они предназначались в жертву древнему славянскому богу. С этого дня на столе регулярно появлялись грибные блюда. С жатвой связано множество пословиц, поговорок и примет, которые вспоминали в день святого Афиногена. Среди них такие: «Первый колосок Финогею, последний — Илье на бороду»; «На Финогея молись солнышку — проси Бога о ведрышке»; «Придет Финогей с теплом и светом — уберешься загодя со жнитвом; Финогей с дождем — копногной, хлеб в снопе прорастет». В Афиногенов день обращали внимание на приметы. Если ботва у моркови поникала — это предвещало дождь. А когда начинались частые туманы, можно было готовиться к сбору грибов. С этого дня на столе регулярно появлялись грибные блюда: любимая многими гречневая каша с грибами и луком, котлеты из белых грибов, грибная икра и, конечно, жаренная с грибами картошка. Лето неуклонно приближалось к осени, птицы переставали петь. «На Афиногена и пташка задумывается»; «Заря ходит — птичьи перья подбирает», — замечали люди.

Именины в этот день Алевтина, Валентина, Иван, Матрона, Павел, Петр, Федор, Юлия, Яков.

30 июля. ДЕНЬ ВЕЛИКОМУЧЕНИЦЫ МАРИНЫ (МАРГАРИТЫ). ОБРЕТЕНИЕ СВЯТОГОРСКОЙ ИКОНЫ БОЖЬЕЙ МАТЕРИ (УМИЛЕНИЕ).

В младенчестве она лишилась матери, и отец отдал ее на попечение кормилице, которая воспитала Марину в православной вере. Узнав о том, что дочь его стала христианкой, отец в негодовании отказался от нее. Во время гонения на христиан императора Диоклитиана (284-305) святая Марина в пятнадцатилетнем возрасте была схвачена и заключена в темницу. С твердым упованием на волю Божию и Его помощь готовилась юная узница к предстоящему подвигу. Правитель Олимврий, очарованный красотой девушки, пытался уговорить ее отречься от Христовой веры и стать его женой. Но святая, не колеблясь, отвергла льстивые предложения. Тогда разгневанный правитель предал святую мученицу истязаниям. Жестоко избитую, святую прибили гвоздями к доске и трезубцами рвали тело. Сам правитель, не выдержав ужаса этой пытки, закрыл лицо руками. Но святая мученица оставалась непоколебимой. Брошенная на ночь в темницу, она сподобилась Небесного посещения и была исцелена от ран. Привязав к дереву, мученицу опаляли огнем. Едва живая, святая молилась: "Господи, Ты сподобил меня за Имя Твое пройти через огонь, сподоби меня пройти и через воду святого Крещения".
Услышав слово "вода", правитель повелел утопить святую в огромной бочке. Мученица просила Господа, чтобы эта казнь стала для нее святым Крещением. Когда ее погружали в воду, внезапно засиял свет и белоснежная голубка опустилась с Неба, неся в клюве золотой венец. Узы, наложенные на святую Марину, сами собой развязались. Мученица стояла в купели Крещения славя Святую Троицу - Отца, Сына и Святого Духа. Святая Марина вышла из купели совершенно здоровой, без единого следа ожогов. Пораженный чудом народ стал славить Истинного Бога, и многие уверовали. Это привело в ярость правителя, и он приказал уничтожать всех, кто исповедует Имя Христа. Тогда погибло 15000 христиан, а святая мученица Марина была обезглавлена. Страдания великомученицы описал очевидец событий, по имени Феотим.
До взятия Константинополя крестоносцами в 1204 году мощи великомученицы Марины находились в монастыре Пантепонта. По другим сведениям, они находились в Антиохии до 908 года и оттуда были перенесены в Италию. Честная ее рука была перенесена на Афон, в Ватопедский монастырь. В этот день чествуют двух святых — Маргариту Антиохийскую (она же — православная святая Марина) и Лазаря Галисийского. В католической церкви Маргарита входит в число 14 святых помощников (так называли 14 древних святых, которые при разных обстоятельствах помогали людям); говорили, что она являлась Жанне д`Арк. Православная церковь почитает Маргариту Антиохийскую под именем святой Марины. Особой любовью она пользуется в Греции, где в ее честь воздвигнуто большое количество храмов. Другой святой, которого поминают наравне со святой Мариной, — преподобный Лазарь Галисийский. Он родился в городе Магнезии, во взрослом возрасте принял постриг в монастыре Святого Саввы. Позже Лазарь поселился на горе Галисия неподалеку от Эфеса. Вокруг подвижника вскоре возникла монашеская община и образовался монастырь.

В 1563 году пятнадцатилетнему пастуху Тимофею неподалеку от Пскова, на Синичьей горе, у речки Луговицы, в чудном сиянии явился образ Богородицы, возвестил о том, что через шесть лет здесь воссияет благодать Божья, и растаял в воздухе. Ровно шесть лет спустя, в 1569 году, явилась икона в том же месте тому же пастуху, но не исчезла, а осталась в ветвях дерева. Образ поставили в местном приходском храме. От него стали совершаться чудесные исцеления, а Синичью гору с тех пор люди именовали Святой.


По приказу Иоанна IV Грозного, чуть позже на Святой горе был основан Святогорский монастырь, куда и поместили чудотворную икону, получившую название "Умиление". Но известен монастырь еще одним великим местом поклонения.

Последнее пристанище в Святогорском монастыре нашел и Александр Сергеевич Пушкин, который часто бывал здесь во время михайловской ссылки в 1824-1826 годах. Он приходил на ярмарки, пользовался монастырской библиотекой, состоял в дружеских отношениях с братией и настоятелем обители игуменом Ионой. Многое из подмеченного здесь впоследствии поэт использовал при написании «Бориса Годунова».
В апреле 1836 года Пушкин похоронил в Святогорском монастыре мать и внес в монастырскую казну деньги, закрепив место и за собой. Предчувствие?
В приходно-расходной книге монастыря настоятель Геннадий записал: «Получил от г-на Пушкина за место на кладбище 10 руб. Сделан г-ном Пушкиным обители вклад — шандал бронзовый с малахитом и икона Богородица пядичная, в серебряном окладе с жемчугом».
Эти вещи он взял из своего дома в Михайловском.
Стоит отметить, что именно Геннадий совершал панихиду над гробом поэта, простоявшем в Успенском соборе в ночь с 5 на 6 февраля 1837 года.

Сначала над могилой поэта возвышался только простой крест, но в конце 1839 года председатель опеки над семьей и имуществом Пушкина граф Григорий Александрович Строганов от имени Натальи Николаевны и своего личного обратился к императору с просьбой даровать высочайшее дозволение на сооружение памятника на могиле поэта. Приходилось согласовывать каждый шаг, ведущий к увековечиванию памяти Пушкина… Даже надгробие…
Получив дозволение, опека заключила договор с прославившимся благодаря этому заказу скульптором Александром Ивановичем Пермагоновым. Над монументом работал сам Пермагонов, а помогали ему родной брат Лев и братья Парфен, Афанасий и Александр Истомины. В ноябре 1840 года памятник одобрили и вдова поэта и граф Строганов. Но с установкой повременили до весны 1841 года.

Памятник очень прост и строг: на трех гранитных четырехугольных плитах, суживающихся кверху, белый мраморный обелиск с нишей, в которой стоит мраморная урна, покрытая покрывалом. Над нишей — скрещенные факелы, над ними лавровый венок. На гранитном цоколе высечены слова:
«Александр Сергеевич Пушкин. Родился в Москве 26 мая 1799 года. Скончался в С.-Петербурге 29 января 1837 года».
А в самом Святогорском монастыре в соответствии с уставом на службах братия ежедневно поминает Пушкина и его родных, нашедших здесь последнее пристанище.

Но продожжу далее. Поздний сенокос.  Накануне вечером обтесывали свежесрубленное дерево,  а  поутру  примечали: если липкая поверхность покрылась за  ночь  темным  налетом  и  затвердела, то все постройки из этих бревен будут стоять долго и крепко. На Руси день Марины с Лазарем считался временем зарниц, молний без грома и дождя, которые предвещали пожары и иссушали зрение. Смотреть на них категорически запрещалось. Кроме того, мудрые люди предупреждали: «Сухая молния калит хлеб в цвету, наводит ржу на траву». Голубые вспышки зарниц — «зори с лазорями» — на самом деле отблески далеких гроз, но в народе об их появлении сложили легенду: некогда жила-была морская царевна Марина, но однажды сбежала из покоев своего отца, Морского царя, на землю. С тех пор каждый год в день рождения Марины ее отец вспоминает о непокорной дочери и гневается, пронзая небо огненными стрелами. В эти дни крестьяне начинали задумываться о приближающихся холодах. На Марину с Лазарем наблюдали за погодой: считалось, что осень будет такой, как два последних дня июля и первый день августа.

Именины в этот день Вероника, Лазарь, Леонид, Маргарита, Марина.

31 июля. Мученика Емилиана.

Святой Мученик Емилиан был славянином, он пострадал за Христа в царствование императора Юлиана Отступника (361-363). Емилиан был рабом местного градоначальника и христианином.
Император разослал по всем областям указ, согласно которому христиан следовало предавать смерти. В городе Доростоле на берегу Дуная, где жил Емилиан, указ зачитали на городской площади. Возмущенный жестоким решением императора, Емилиан отправился на языческое капище, разбил изваяния идолов и опрокинул алтари. Когда горожане обнаружили, что капище разгромлено, они в ярости начали избивать крестьянина, случайно проходившего мимо. Емилиан крикнул, чтобы не трогали невиновного человека, и признался в своем поступке. Мужчину схватили и привели к судье Капитолину. По приказу сановника Емилиана долго били, а затем осудили на сожжение. Однако мученик не погиб в костре, зато пламя опалило многих язычников, пришедших посмотреть на казнь. Когда огонь погас, святой Емилиан лег на угли и с молитвой отошел в мир иной.

С Омельянова дня начиналась пора заготовок.  На Руси в южных районах на Омельяна (Емилиана) заканчивалась жатва. После окончания страды серпы выкладывали на сжатой полосе кругом и приглашали священника, который служил молебен прямо в поле и освящал инструменты. После этого серпы уносили домой и бережно хранили до следующего года. Лучшим отдыхом после страды была баня, где в этот день было принято париться вениками из ржаной соломы, а также из полевых трав и цветов. Говорили, что такой обряд смывает всю усталость, накопившуюся за время жатвы. В баню заходили с поклоном — чтобы не обидеть банного духа. С Омельянова дня начиналась жаркая пора у хозяек — они заготавливали варенья и соленья на зиму. Значительную часть заготовок составляли дары леса. «Омельян пришел, грибов-ягод нашел, велит заготавливать», — приговаривали наши предки, возвращаясь из лесу с полными корзинами и туесами. Устраивали себе новую постель из соломы. Старую постель сжигали, полагая, что благодаря этому человек  избавляется от болезней,  которыми он болел в течение года, и которые могут вернуться.
Хочу немного сказать о найденных на улице ценных вещах или деньгах. Их лучше не поднимать, особенно, если находка лежит на перекрёстке или рядом с ним. Это обычно так называемый «чёрный поклад», т.е. на этот предмет перенесли болезни или неудачи и беды и таким образом откупаются, передавая их другому человеку. Я бы советовала их не брать, но коли уж надумали рискнуть, то хотя бы отгородитесь от него. Прежде чем поднять произнесите: «Деньги взял, подклад оставил!». Тот поклад (если делался на них) останется на месте. Вообще-то бесплатно доставшихся вещеё не бывает, в народе считается, что бесплатно: БЕС ПЛАТИТ…

Именины в этот день Афанасий, Емельян, Иван, Кузьма, Леонтий, Мирон, Степан

Наступает август. Август - это месяц выяснения отношений и решения судеб. Урожай собирают, времени становится больше для встреч и отдыха. Можно встречаться, знакомиться, расслабиться, обмениваться опытом, обсуждать свои дела, обсуждать новые перспективы.
По древнеримскому солнечному календарю, последний месяц лета был шестым в году и назывался "секстилисом". Но в I веке до нашей эры он получил более привычное для нас теперь название в честь императора Августа. Пришло к нам из Византии. Месяц еще называют "серпень", "хлебосол".
Погода в августе непостоянна: то дождь, то ветер, то жара. Треть августовских дней со средней температурой воздуха +19 С. Световая часть дня свыше 15 часов. За август день убывает на 2 ч. 13 мин.
Завершающий месяц лета. «В августе мужику дохнуть некогда: косить, возить, пахать, сеять». В целом август суше июля, но сухость для растений не очень нужна, а вот избыток воды вреден.
Август заканчивает и астрономическое лето, и фенологическое лето живой природы.
В августе цветет вода в водоемах. В заводях - камыши, лилии, кувшинки. Время лесных орехов. Начало листопада. По Лесному календарю Бианки в августе, до 20 августа, продолжается второй месяц лета, «Месяц птенцов», а с 21 по 31 августа будет третий месяц лета, «Месяц стай». Начало подготовки птиц к перелету.
В садоводческих работах в августе следует: в первой декаде сделать прививки на деревьях; в третьей декаде - полив смородины. Весь месяц - сбор урожая. «Что соберет мужик в августе, тем и зиму-зимскую сыт будет».
В садах растут флоксы, гладиолусы, гортензии, георгины, золотые шары, настурции, астры, розы, гвоздики, мальвы, лилии и т.д.
Август - разносол, всего вдоволь. В августе всему час: держи рукавички про запас. В августе до обеда - лето, после обеда - осень. Коли грибовно, так и хлебовно. Поспевает черемуха. В августе дуб желудями богат - к урожаю. Если листья на деревьях в августе желтеют снизу - ранний сев будет хорош. В августе грачи устраивают пробные облеты, собираются стайками. Это не простой месяц. Три Спаса этого месяца, спасают  все человечество, и это действительно так.                        
Потому что на Медовый Спас, Господь, через символ сладкого меда, дарит нам утешение, дабы жизнь наша, не смотря на всю ее сложность, не казалась нам слишком горькой и тяжелой.
Спас  Яблочный – символ сбора плодов – время для осмысления бытия и подведения итогов. Этот плодородный Спас, показывает,  насколько  Господь любит человечество, и одаривает его Своими щедротами. И в тоже время предостерегает нас об опасности вкушения запретных плодов.
Спас Ореховый – символ знаний, к которым надо стремиться.  Познание  веры, надежды и любви – заложено в каждом из нас. Ореховый Спас дан человечеству, как возможность сохранения мира на Земле, через единение и понимание.
Спасут нас три Спаса: терпение, щедрость и понимание.
В Древней Руси август называли иначе: серпень — идет жатва, а жали в те времена серпами; собериха-припасиха — в честь сбора урожая; август — хлебосол, разносол и хлебовень. В. И. Даль записал в прошлом веке во Владимирской губернии еще одно похожее по смыслу название месяца — "густырь" — и сделал пояснительную пометку: "Всего в избытке, густо едят". По той же причине наградили август в народе забавной кличкой "наделяша".
В древности август называли август-зорничник и зарник — из-за ясных зорь и ярких зарниц; "зарев", может быть, потому, что у оленей в этот период начинаются брачные игры: ревут в лесах рогачи; "зарев" — от корня "рев", август-живень — августовский урожай обеспечивает жизнь на все зимние месяцы; август-ленорост — "лен идет в рост, припасает холст", и ленораст — собранный лен расстилают по росной траве; август-межник — межа, граница между летом и осенью.

Августовские поговорки и приметы

В августе серпы греют, вода холодит.
Август-густарь, страды государь.
В августе мужику три заботы: косить, пахать и сеять.
На зимний стол август готовит разносол.
Что в августе соберешь, с тем и зиму проведешь.
В августе лето навстречу осени вприпрыжку бежит.
В августе всему час — держи рукавички про запас.
В августе до обеда — лето, после обеда — осень.
В августе дуб желудями богат — к урожаю.
Если листья на деревьях в августе желтеют снизу — ранний сев будет хорош.
Коли грибовно, так и хлебовно.

В августе начинается сбор урожая овощей и фруктов. Самый разгар жатвы. В первый Спас — медовый — пчеловоды несут мед в церковь и там освящают его. Устраиваются крестные ходы и служатся молебны. В этот день можно есть мед. В праздник второго Спаса — яблочного — крестьяне собирали в садах яблоки, обычно им помогали дети. В этот день в церкви освящали собранные фрукты и ягоды. Потом с величальными песнями приносили плоды в дом. Ребятишки вволю наедались спелых яблок, катались по земле, играли. Последний Спас в августе — ореховый.

Народные приметы в августе Если кроты выходят из-под земли, то ожидается ухудшение погоды. Если ласточки купаются и тревожно летают, то в гнездо, то из гнезда — быть дождю. Если листья деревьев показывают свою изнанку — быть дождю. Если лягушки прыгают на берег и квакают днем, то будет дождь. Какова погода в Ильин день, такой она будет и 27 сентября. Если 7 августа утренник холодный, то и зима ожидается холодной. В августе дуб богат желудями — к урожаю. Если в августе листья на деревьях желтеют снизу, то ранний сев будет хорошим.

1 августа. Обретение мощей Преподобного Серафима Саровского, чудотворца. ДеньСвятой Макрины.

Преподобный Серафим Саровский был удостоен за свои чудеса великой милости Божией, он был причислен к лику Святых. Родился он и вырос в Курске, родители его были священники. В раннем возрасте он упал с колокольни и повредил ноги. Родители молились и просили исцеления, Богородица совершила чудо, и Серафим стал ходить. Он сам стал исцелять, особенно хорошо работал по исцелению ног. Серафим умер во время молитвы перед иконой Божией Матери "Умиление" в 1833 году.
Мощи преподобного были обретены в 1903г. близ алтаря Успенского собора Саровской обители, где он подвизался. При этом произошло множество чудесных исцелений. Мощи были поставлены в самом Успенском соборе для открытого поклонения. При открытии мощей прп. Серафима присутствовали император Николай II со своей семьей, и он лично нес раку со св. мощами.


Сам преподобный предвидел такое духовное торжество, когда говорил: «Среди лета запоют Пасху! А народу-то со всех сторон, со всех сторон».
В 1927 году, в разгар безбожных большевистских гонений на Святую Церковь, мощи преподобного Серафима были увезены из Саровской обители. Они оказались в Антирелигиозном музее в Ленинграде, где и были вновь обретены в 1991 г. Тогда св. мощи были торжественно перенесены в Серафимо-Диевскую обитель, основанную самим преподобным.

И сбылось еще одно предсказание святого: "Тогда в Дивееве будет диво, когда убогий Серафим ляжет в Сарове, а плоть свою перенесет в Дивеево".
Серафиму Саровскому при жизни 12 раз являлась Богородица, она исцелила его от болезни.
По указанию Царицы Небесной сам старец начал копать канавку вокруг Дивеевского монастыря, чтобы оградить его от прихода антихриста. И будут времена: "Когда век-то кончится, антихрист с храмов кресты начнет снимать. Да и монастыри разорять, да и все разорит. А к вашему подойдет, а канавка станет от земли до неба. Так прочь и уйдет".
И действительно, в Сарове из 19 храмов осталось только 4, и то не действующих, а в Дивееве, конечно, покуражились, показали свою власть, но главные соборы не тронули.
Всех принимал старец неизменным пасхальным приветствием: "Христос воскресе, радость моя!" Но однажды летом 1825 года к нему приехали из столицы офицеры. Хотели получить благословение. Святой же к ним даже не вышел, а все повторял: "Ишь, что задумали!" Потом оказалось, что визитерами были господа декабристы. Прозорливый батюшка, наверное, уже тогда знал, какое пламя разгорится из искры.
Всех, кто приходит поклонится святому с чистым сердцем, принимает старец и сегодня. Преподобному Серафиму Саровскому, Господь даровал особую благодать исцелять многие болезни и подавать помощь во многих нуждах. Обращаются к нему с мольбой об исцелении  болезни ног, чревных болезнях, об исцелении от болей в пояснице, вообще в болезненном состоянии, а также об изгнании бесов.
Так уж устроен человек, что с трудом верит в то, что нельзя увидеть и услышать. Трудно поверить в существование ангелов, (но верить в хорошее   хочется всегда), и уж весьма сложно поверить в существование бесов. И тем не менее.… немотивированная злоба, зависть- это порождение нечистых сил, но постигнуть, что рядом с людьми находятся бесы, которые искушают, а иной раз и вселяются в человека, вот это  понять и поверить сложно.
Преподобный Серафим по праву может быть назван учеником Божией Матери. Пресвятая Богородица трижды исцеляла его от смертельных болезней, многократно являлась ему, наставляла и укрепляла его. Еще в начале своего пути он услышал, как Божия Матерь, указывая на него, лежавшего на одре болезни, сказала апостолу Иоанну Богослову: "Сей от рода нашего".
По выходе из затвора преподобный много сил отдал устроению девичьей монашеской общины в Дивееве и сам говорил, что ни одного указания не давал от себя, делал все по воле Царицы Небесной.
Преподобный Серафим стоит в начале поразительного взлета русской православной духовности. С великой силой звучит его напоминание: "Господь ищет сердца, преисполненного любовью к Богу и ближнему; вот престол, на котором Он любит восседать и являться в полноте Своей пренебесной Славы. "Сыне, даждь Ми сердце твое, - говорит Он, - а все прочее Я Сам приложу тебе", - ибо в сердце человеческом Царство Божие вмещаться может".

В этот день Православная церковь отмечает память преподобной Макрины Каппадокийской. Святая Макрина родилась в Каппадокии в начале IV века и, несмотря на свою удивительную красоту, отказалась от мирской жизни, не вышла замуж, а посвятила всю жизнь служению Христу. Умерла Макрина в 380 году. Она была сестрой святителя Василия Великого, жила в 4 веке. Макрину, как и ее брата, родители воспитали в строгом благочестии и послушании. Будущая святая еще в юности дала обет девства и вместе со своей матерью, преподобной Емилией, оставила мир, приняв иночество. Женщины построили обитель на берегу реки Ирисы, позже сюда стали приходить многие знатные девы и вдовы, желающие посвятить себя служению Христу. Преподобная Макрина проводила все время в трудах и молитвах. Согласно легенде, ее целомудрие было столь велико, что даже в болезни она не решилась обнажить свое тело перед врачевателем. Вместо этого она горячо молила Господа об исцелении. Молитва была услышана, и святая не только поправилась, но и получила в награду за веру дар чудотворения.

На Руси святую нередко называли, немного искажая имя, Мокриной, и не случайно: по тому, насколько «мокрый» этот день, судили о приближающейся осени. Первый день августа считался на Руси указчиком погоды на всю осень.
Кроме того, считалось, что 1 августа оводы кусаются последний день; пора закрывать сезон купания: "Медведь в воду лапу окунул".
Смотри осень по «Макридам». Но чаще первый августовский день приносит с собой  дождливую  погоду, что  отразилось и в народном названии этого  дня. По погоде этого дня определяют характер осени. Если день солнечный, то осень будет сухой, поэтому с уборкой сена можно не торопиться, не сгниет.  Макрида считается указательницей осени. «Макрида сряжает осень». «Макрида мокра - и осень мокра». «Смотри осень на Макриде». «Ведро на Макриду - осень сухая, дождь - осень мокрая». «На Макриду дождь - на следующий год будет урожай на рожь».
Начало уборки овса. Ранний листопад. Замолкают птицы, пропадают оводы. С яблонь снимают ловчие пояса.
Коли на Макриду мокро, то страда ненастная. Дождь с утра - не жди добра: осень будет вся мокра. На Мокрицы если дождь - сев озимых хлебов будет вся мокра. Если в этот день будет дождь - сев озимых хлебов будет хорош. Если в этот день будет дождь, то не будет орехов. Оводы кусают последний день. Полетел пух с осины - иди за подосиновиками».  Так и говорили: «Макрина мокра — и осень мокра». В то же время осадки сулили хороший урожай на следующий год: «Коли на Макрину дождь, уродится рожь». Эта же примета обещала, что в лесу будет много орехов. По приметам, дождь в этот день предвещал, что в лесу будет много орехов. Если же день выдавался сухим, то бабы проводили особый обряд вызывания дождя — «делали мокрины». Находили девушку, родившуюся 1 августа, называли ее Мокриной, наряжали в праздничное платье и подносили ей колосья хлеба. Она должна была отнести их к реке, чтобы та передала хлеб влаге небесной и уговорила ее пролить дождь. А вот если день и без обрядов выдавался сырым, то родившейся в день Макрины нельзя было выходить на улицу, иначе ливень может залить всю землю. В это время заканчивались летние работы и начинались осенние. «Макрина снаряжает осень, а Анна (7 августа) — зиму», — подмечали в народе.
Именины в этот день Григорий, Дмитрий, Евгения, Митрофан, Роман, Степан, Тихон

2 августа. ДЕНЬ ИЛЬИ ПРОРОКА.

Пророк Илия родился за 9 веков до Р.Х. в Палестине. Он жил в пустыне в строгом посте и молитвах. Он предсказал царю Израилеву засуху, которая иссушит страну через три года, если народ не откажется от идолов. Он ушел на север, нашел пристанище у бедной вдовы и через три года вернулся в город. Молния зажгла костер, люди стали просить прощение у Господа, и через некоторое время пошел дождь. Царь Ахав осознал свое заблуждение и оплакал грехи, но жена его Иезавель грозила убить пророка Божия. Пророк Илия бежал в царство Иудейское и, скорбя о бессилии искоренить идолопоклонство, просил у Бога себе смерти. Ему предстал Ангел Господень, укрепил его пищей и повелел идти в дальний путь. Сорок дней и ночей шел пророк Илия и, дойдя до горы Хорив, поселился в пещере. Здесь после грозной бури, землетрясения и пламени Господь явился "в тихом ветре" и открыл скорбевшему пророку, что Он сохранил семь тысяч верных рабов, не поклонившихся Ваалу. Господь повелел пророку Илии помазать (посвятить) на пророческое служение Елисея. За свою пламенную ревность о Славе Божией пророк Илия был взят на Небо живым в огненной колеснице. Пророк Елисей стал свидетелем восхождения пророка Илии на небо в огненной колеснице и получил вместе с его упавшей милотию (плащом) дар пророческого духа вдвое больший, чем имел пророк Илия.
По преданию Святой Церкви, пророк Илия будет Предтечею Страшного Второго Пришествия Христа на землю и во время проповеди примет телесную смерть.
Жизнь святого пророка Илии описана в Ветхозаветных книгах. Во время Преображения Господня пророк Илия беседовал со Спасителем на горе Фавор.


Со дня огненного вознесения на Небо пророка Илии его почитание в Церкви Христовой никогда не прерывалось. Русская Православная Церковь свято чтит пророка Илию. Первая церковь, построенная в Киеве при князе Игоре, была во имя пророка Илии. После Крещения святая равноапостольная княгиня Ольга построила храм пророка Илии у себя на родине, в селе Выбуты.
Иконописная традиция изображает пророка Илию возносящимся на колеснице с огненными колесами, которая окружена со всех сторон пламенем и запряжена четырьмя крылатыми конями.
Ветхозаветному Илье Пророку были подвластны грозные стихии. В вихре и пламене он живым вознесся на небо. На Руси Илью называли иногда Перуном, который повелевал громом и молнией, вихрями и ветрами, небесной влагой. По четвергам он посылал благодатный дождь. Мы помним это из поговорки: "после дождичка в четверг".
Пророк Илья стал защитником и покровителем земледелия и скотоводства. Он может быть грозным и карающим, щедрым и наделяющим. Это распорядитель самых страшных и благодатных сил природы. Он скачет по небу в огненной колеснице, запряженной шестеркой белых коней.
Ему молятся о защите от огнестрельных ран, об удаче на охоте, о лечении от сибирской язвы. Илья Пророк имеет определенную власть над силами тьмы.

В этот день нельзя работать и нельзя купаться. Пчелы собирают воск в этот день на свечу Богу.
Около церкви собирали рогатый скот, забивали его и продавали мясо, а деньги шли на нужды Храма.
Илья Пророк так же популярен в народе, как и Николай Угодник. Один из самых почитаемых церковных праздников. Это последний летний праздник. Считается «сердитым», даже опасным. Грозный белобородый старец Илья - повелитель дождей, грома и молний, разъезжающий на громыхающей колеснице и карающий неправедных. Он посылает на землю плодородие. Илья Пророк помогает урожаю: «хлебом одаряет».
В народе считается, что с Ильина дня идет поворот на осень, хотя жаркое лето может простоять еще долго.
На Ильин день перегоняют пчел, подчищают ульи, подрезают первые соты. С этим днем связано множество обычаев, традиций и примет. По библейской легенде, ветхозаветному пророку Илие были подвластны грозные стихии. Самый конец его жизни окружен атмосферой чуда — в вихре и пламени он живым вознесся на небо. Не удивительно поэтому, что с приходом на Русь христианства народ, сохранявший многие качества старых языческих богов, наделил Илью приметами своего самого почитаемого божества — Перуна-громовика.
Независимый и могучий Перун повелевал громами и молниями, вихрями и ветрами, небесной влагой. Ему посвящался один из дней недели — четверг. В засуху только Перун мог послать благодатный дождь. Его просили об этом, но часто мольбы оставались тщетными. Кстати, отсюда и пошла шутливая поговорка: 'После дождичка в четверг'.
Пророк Илия, заменив в народном представлении Перуна, взял на себя и все его 'обязанности', став вдобавок защитником и покровителем земледелия и скотоводства. Илья-пророк сделался одним из самых популярных в простом народе святых. Грозный, карающий, но в то же время щедрый, наделяющий, он — распорядитель самых страшных и благодетельных сил природы. Илья скачет по небу в огненной колеснице, запряженной шестеркой белых коней; от стука ее колес происходит гром. А 'быстрее коней Ильи только ветер', — гласит пословица.
Впрочем, иногда народное воображение приближало образ святого к простому крестьянскому быту. Один исследователь записал лет сто тому назад такую беседу со смоленским крестьянином.
— Илья развозит по небу, — поведал землепашец, — воду для всех святых и, если расплещет малость, так на земле дождь идет.
— А почему ж зимой дождей не бывает? — поинтересовался ученый.
— А зимою, — нимало не смутился вопросом собеседник, — святые без воды сидят.
В русских сказках Илью поселяют на острове Буяне, лежащем на неизведанных просторах моря-океана; на острове том будто бы спрятаны все громы-молнии, вся сила бурь-ветров. Но не только ими повелевает Илья: ему молились и о защите от ружейных ран, и об удаче на охоте, и даже об излечении от сибирской язвы. Множество всевозможных заговоров связано с его грозным и всемогущим именем.
'Встану я, раб Божий, пойду на восточную сторону, к морю океану. На том океане - море стоит Божий остров, на том острове лежит белгорюч камень-алатырь, а на камне сидит святой пророк Илья с небесными ангелами. Молюсь тебе, святой пророк, пошли тридцать ангелов в златокованном платье, с луками и стрелами, чтобы отбивали они от раба твоего все беды и напасти, все недуги и болезни'.
Властен Илья-пророк и над духами тьмы, поражает их своими стрелами. Вообще ко 2 августа приурочено множество запретов.
Нельзя выгонять скот на пастбище, а то загрызут его волки: существовало поверье, что в Ильин день 'весь дикий зверь бродит на свободе'. Но, даже и избежав встречи с хищниками, пастух-ослушник будет наказан: разгневанный непослушанием пророк может наслать молнию и на скот, и на пастуха.
Еще нельзя на Ильин день работать. Сено возить — грех, Илья сожжет его. Стогов на Ильин день не мечут — спалит грозой. Единственное исключение делалось для пасечников: они могли подрезать соты на пчельнике, чистить ульи. Пчела — 'божья пташка', собирающая воск Богу на свечку; Илья не ударит стрелой в улей, хотя бы даже укрылся за ним нечистый дух.
Еще в Ильин день нельзя купаться. Если 1 августа это не рекомендовалось, то 2-го запрещалось строго-настрого. Этот запрет объяснялся так: Илья-пророк ездит на конях по небу; от быстрого бега в Ильин день одна из лошадей теряет подкову, которая падает в воду, и вода сразу становится холодной: 'Илья-пророк в реках воду мутит'.
'Мне было лет восемь или девять, — рассказывала крестьянка из Нерчинска собирателю народных рассказов, — я помню, это было в Ильин день. Мужики наши мылись в бане. У нас же в деревне все бани на берегу, за огородами. Мужики напарятся и выскакивают — прямо в речку ныряют.
Мы, ребятишки, на берегу были. И вот тетка Мищиха из своей бани вышла, к нам подошла. Посмотрела, посмотрела и говорит:
— Это что же такое они вытворяют! Разве в Ильин день купаются? Сегодня Илья - пророк воду мутит — только черти сегодня купаются. Сказала так и ушла. И вот мы смотрим: на той стороне речки появился из воды кто-то косматый, черный и давай из воды выскакивать. Нырнет — снова вынырнет, нырнет — выскочит. Сам волосатый, волосья длинны, черны и до самых пят. Руками хлопает по воде и выскакивает. А там же, на той стороне, скалы одни. Кто ж там мог быть?! Человек никак не мог'.
Почитание Ильи повсюду отличалось сочетанием языческих и христианских традиций. В Вятской губернии, например, пророка умилостивляли дарами: приносили в церковь ногу барана, пчелиный мед, пиво, колосья свежей ржи и зеленый горох. В некоторых местах долго сохранялся обычай в Ильин день собирать у церкви рогатый скот. После обедни выбиралось одно животное для ритуального заклания. Его закалывали, разделывали на части по числу мирян, те мясо покупали, а деньги шли потом на нужды храма. В этой традиции ясно просматривается уцелевший от глубокой языческой старины обычай приносить в жертву богу-покровителю стад лучшее животное.
А под конец Ильина дня наступала так называемая воробьиная ночь. Считалось, что она чревата грозой, от которой испуганные птицы начинают метаться, вспархивать, натыкаться на разные предметы и падать наземь. После же дня пророка Ильи светлая часть суток начинает стремительно убывать: 'Илья-пророк три часа проволок'.
На Ильин день выпекают колоба и пышки из нового урожая.
В народном воображении Илья - святой грозный, суровый, карающий, но в то же время щедрый, наделяющий: могучий распорядитель самых страшных и благодетельных сил природы. В его подчинении дожди, гром, молнии, он посылает на землю плодородие. На Ильин день вся нечистая сила, спасаясь от огненных стрел пророка, обращается в различных зверей - зайцев, лисиц, кошек, собак, волков и т.п. На Ильин день скот не выгоняют в поле, боясь грозы и гадов, коим в этот день дана воля. В связи с этим верованием установился обычай в день Ильи не пускать в дом собак и кошек, чтобы не навести на избу грозу и молнию.
О грозе в народе говорят: Илья по небу на шести жеребцах ездит. Гром происходит от стука по небесной мостовой колесницы Ильи-пророка, который гоняет нечистого духа или змия. Молния - это стрелы, которыми Илья поражает злую силу. Ильинским дождем умываются, окачиваются от призора.
В эту пору крестьянин с особым страхом смотрел на небо: урожай уже готов к жатве и достаточно сильного ливня, града, палящей молнии, чтобы лишиться хлеба. Чтобы отвести беду, умилостивить грозного пророка, в Ильин день не работали в поле, не косили и не убирали сена, чтобы его не спалило грозой.
Первый сноп - первый осенний праздник. Новая новина на Ильин день - спят на Ильинской (первой) соломе. Ильинская соломка - деревенская перинка.
После Ильина дня не советуют есть земляники, иначе будешь дремать.
Илья жатву начинает, а лето кончает. Илья Пророк в поле копны считает. После Ильина дня сваливает летняя жара. «До Ильи облака ходят по ветру, а с Ильи - против ветра». На Илью «зима с летом борются». «До обеда лето, после обеда - осень».
Устанавливается умеренное тепло. Световой день идет на убыль, а ночи на прибавление. «Илья Пророк два часа светлого времени уволок». «С Ильина дня ночь длинна, а вода холодна». После Ильина дня перестают купаться. «Илья воду остудил». «Олень копыто замочил - купанию конец».
Окончание сенокоса. Начало жатвы. Грибная пора. Лет осенней паутины.
Петр и Павел на час день убавил, а Илья-пророк - два уволок. Придет Петрок - отщипнет листок, придет Илья - отщипнет и два. Во что Илья, в то и Воздвиженье. С Ильина дня ночь длинна: работник высыпается, а кони наедаются. После Ильина дня в поле сива коня не увидишь - вот до чего темны ночи. С Ильи работнику две угоды: ночь длинна да вода холодна. На Ильин день и камень прозябнет (утренники).
До Ильина дня под кустом сушит, а после Ильи и на кусте не сохнет. Придет Илья - принесет гнилья (дожди).
На Илью бывают обыкновенно «воробьиные ночи» - когда в течение целой ночи раздаются оглушительные раскаты грома, молния почти беспрерывно яко озаряет все небо, испуганные птицы постоянно мечутся, вспархивают, натыкаются на разные предметы и падают. В такую ночь ревет скот, страшно становится и не спится человеку.
Глухой гром - к тихому дождю, гром гулкий - к ливню. Гром беспрерывен - будет град. Гром гремит долго и не резко - к ненастью, если же отрывисто и непродолжительно - будет ясно.
До Ильи и поп дождя не намолит, а после Ильи и баба фартуком нагонит. О грозе в народе говорят: Илья Муромец по небу на шести жеребцах ездит.
Дождь в Ильин день предвещает обильный урожай ржи на следующий год. До Ильина дня дождь - в закром, а после Ильина - из закрома. На Ильин день дождь - будет мало пожаров, ведро - много. Ильинская пятница без дождя - пожаров много.
Илья-пророк - косьбе срок. До Ильина дня сено сметать - пуд меду в него накласть. До Ильина дня в сене пуд меду, после Ильина дня - пуд навозу. Сенокос надобно кончать до Ильина дня: после Ильи на вилах сено сушить.
С Ильина дня защипывают (собирают) горох.
Коли к Ильину дню рожь убрана, то новый посев оканчивается до Флора и Лавра (31 августа); а коли рожь поспевает позже, то и сей позже, до Семена дня (14 сентября).
К Ильину дню хоть кнутом прохлестни, да заборони (пар). До Ильи хоть одним зубом подери (пашню под озимые).
В Ильин день если с утра облачно, то сев должен быть ранний, и можно ожидать обильного урожая; если облачно в полдень - средний сев, а если вечером - сев поздний и урожай плохой.
С Ильи-пророка открываются волчьи выходы (норы); первый выезд на волков. С Ильина дня начинаются утренники. Муха до Ильина дня кусается, а после - запасается. После Ильина дня комары перестают кусаться.
В день Ильи капусту накрывают горшком, чтобы была бела. На Ильин день перегоняют пчел, подчищают ульи, подрезывают первые соты. До Ильи грачи поодиночке, а после Ильи большими стаями».
С Ильи запрещается рыть колодцы. Считается,  что  в  колодце,  вырытом  после этого дня, будет скапливаться лишь  вредная  для  здоровья  человека вода. В старину людей, которые вопреки приметам все-таки решались рыть колодцы  в  августе,  так  и  называли “вредными”.  Чтобы  вода  в  колодце  никогда не портилась, все кто имел колодцы у себя во дворе, должны  были обязательно задобрить колодезника  -  невидимое  человеческому  глазу  существо, живущее в колодце. Для этого с первым ведром опускали в колодец листья мяты.
В старину на Руси в Ильин день устраивали крестные ходы и молились пророку о дожде или, наоборот, о ясной погоде — в зависимости от того, что было нужнее. Кроме того, по верованиям, дождевая вода, собранная в это время, избавляла как от сглаза, так и от глазных болезней. С Ильина дня начиналась осень, несмотря на то, что по календарю до нее было еще далеко. Ночи становились холодными, случались утренние заморозки, а дневная жара сходила на нет. С этого дня люди переставали купаться (кстати, этот обычай жив и сейчас). Наши предки говорили: «Илья Пророк бросил в воду ледяшок»; «С Ильина дня ночь длинна, а вода холодна»; «До Ильи мужик купается, а с Ильи с рекой прощается»; «На Илью до обеда лето, а после обеда осень». Воздух становился влажным, и хозяйки, вывешивая постиранное белье, замечали: «До Ильина дня под кустом сушит, а после Ильина дня и на кусте не сохнет». Нередки были и дожди: «До Ильи поп дождя не намолит, после Ильи и баба фартуком нагонит». К Ильину дню было принято выпекать первые хлеба из нового урожая, которыми лакомилась вся деревня. В пророке наши предки видели благодетеля, который способен подарить хороший урожай. В некоторых губерниях выставляли в этот день у ворот чашку с зернами ржи и овса и просили священника «повеличать Илию на плодородие хлеба».
Святого пророка Божия Илию избрали небесным покровителем воздушно-десантные войска России. Поэтому в возрожденном празднике на московской Ильинке и на Красной площади в Москве участвуют воины-десантники. В 2006 году например, по благословению Патриарха Алексия, в столице прошли торжества, посвященные 400-летию Ильинского набата, и традиционный праздник "Ильин День на улице Ильинке". Праздник на Ильинке ― это единственный в Москве праздник улицы, проводимый ежегодно в честь святого, именем которого она названа.

Именины в этот день Александр, Алексей, Афанасий, Георгий, Ефим, Иван, Илья, Константин, Кузьма, Леонтий, Николай, Петр, Савва, Сергей, Тихон, Федор

3 августа. ПРОРОКА ИЕЗЕКИИЛЯ. ПРЕПОДОБНОГО ОНУФРИЯ ПЕЧЕРСКОГО

Святой пророк Иезекииль происходил из еврейского города Сарира и был священником. Во время нашествия на Иерусалим вавилонского царя Навуходоносора св. Иезекииль был взят в плен и отведен в Вавилон. В 597 году до Р.Х. он попал в изгнание, жил недалеко от реки Ховар. В 30 лет ему явилось видение славы Господней, он наполнился пророческим духом и благодати. В Вавилоне он пророчествовал 23 года и написал "Книгу пророчеств". Особенно важны два знаменательных видения пророка - о храме Господнем, исполненном славы, и о сухих костях на поле, которым Дух Божий дал новую жизнь. Видение о храме было таинственным прообразом освобождения рода человеческого от работы вражией и устроения Церкви Христовой через искупительный подвиг Сына Божия, воплотившегося от Пресвятой Девы Марии, именуемой пророком "вратами затворенными", которыми прошел только Один Господь Бог. Видение о сухих костях на поле - прообраз всеобщего воскресения мертвых и новой вечной жизни искупленных Крестной смертью Господа Иисуса Христа.
Святой пророк Иезекииль имел от Господа дар чудотворения. Он, как и пророк Моисей, молитвой к Богу разделил воды реки Ховара, и евреи перешли на другой берег, избежав преследования халдеев. Во время голода пророк испросил у Бога умножения пищи для голодавших.
За обличение в идолопоклонстве одного еврейского князя, святого Иезекииля предали казни: привязанный к диким коням, он был разорван на части. Благочестивые евреи собрали растерзанное тело пророка и похоронили его на поле Маур, в усыпальнице Сима и Арфаксада, прародителей Авраама, недалеко от Багдада. Пророчества Иезекииля записаны в книге, названной его именем и включенной в Библию.
Святитель Димитрий Ростовский обращал внимание верующих на следующие слова в книге пророка Иезекииля: если праведник, надеясь на свою праведность, дерзнет грешить и в грехе умрет - будет отвечать за грех и подлежит осуждению; а грешник, если покается, и умрет в покаянии - его прежние грехи не воспомянутся перед Богом. Иезекииль, согласно Библии, первым увидел и описал херувимов. Каждый из них имеет четыре лица — человеческое, львиное, телячье и орлиное. "А ноги их — ноги прямые, а ступни ног их — как ступни у тельца, и сверкали, как блестящая медь".

В этот день чествуют преподобного Онуфрия Печерского, жившего в Киеве в 12 веке. Онуфрий был монахом Киево-Печерской лавры, обитал в Ближних пещерах, где в настоящее время находятся его нетленные мощи. Сведения о жизни преподобного и обстоятельства, при которых его начали почитать как святого, не сохранились. Известно лишь, что Онуфрий соблюдал молчаливый затвор, как и многие киево-печерские монахи, например, Феодор Молчальник. На Руси память преподобного отмечали особенным образом: все работы в этот день в честь монаха полагалось совершать молча. Говорили, что на Онуфрия ни одного лишнего слова не стоит произносить без крайней необходимости.

День  посвящали  огородным   заботам,  и  в  первую  очередь – прополке овощей.  С этого же дня начинают защипывать горох.  К гороху относились в русских   деревнях поэтически. Очень часто красивых девушек  сравнивали с гороховыми  растениями: “Девица в красе - что  горох  на  полосе: кто ни пройдет, то щипнет”.
Кроме того, работы в этот день было достаточно, и тешить душу разговорами крестьянам в любом случае было некогда. В частности, на Онуфрия было принято заниматься закромами (так называются места в амбарах, специально отведенные для хранения зерна). Хозяева проверяли, не изгнили ли доски, не проржавели ли гвозди. Закрома в этот день старались хорошенько проветрить и просушить, чтобы запасы хлеба не портились при хранении. В некоторых регионах в амбары запускали кошек, чтобы те заранее изловили всех мышей. Наши предки в день Онуфрия обращали внимание на приметы. Говорили, что если случатся сильные росы, то будет плохой урожай льна.

Именины в этот день Анна, Георгий, Евгений, Иван, Петр, Роман, Семен, Федор

Картина дня

наверх