На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ШАГ НАВСТРЕЧУ

23 952 подписчика

Свежие комментарии

  • Jolie
    затолокин))они ждали-ждали тебя 5 лет и "померли от тоски"))))А где все? С НОВЫ...
  • Jolie
    нихде)))🤣🤣🤣🤣🤣🤣🤣Когда деревья был...

Календарная копилка. 17 - 23 марта.

Третья седмица Великого поста.
Церковный устав третьей седмицы Великого поста полностью аналогичен Второй седмице поста.
Суббота 3-й седмицы - день поминовения усопших.
Неделя 3-я Великого поста (третье воскресный день поста)- Крестопоклонная.
Поклонение Кресту Господню, совершаемое в этот воскресный день, напоминает нам о том, что путь к Воскресению - только через Крест, и спасение души невозможно без борьбы с грехами и страстями, без претерпения скорбей и страданий. В субботу на всенощном бдении на середину храма выносится Крест и совершается благоговейное поклонение ему; обратно в алтарь Крест уносится лишь в пятницу четвертой седмицы.

17 марта
День преподобного Герасима Вологодского, благоверного князя Даниила Московского; мучеников Павла и Иулиании; преподобного Иоасафа Псковского.

Преподобный Герасим, первый Вологодский чудотворец, монашеское пострижение принял 4 марта в Киевской Гнилецкой Успенской обители, возникшей на месте пещер, где преподобный Феодосий (память 3 мая) уединялся на время Великого поста. Из послушания братии преподобный Герасим принял сан иеромонаха. Подражая подвигам древних отцов, преподобный устремился на Север Руси и пришел на реку Вологду (19 августа 1147 года), на правом берегу которой благословил возникший посад, "прорицая ту быти граду великому". Святой избрал себе для жительства дремучий лес, отделявшийся от посада небольшим Кайсаровым ручьем. Там преподобный устроил себе хижину, а со временем построил храм во Имя Пресвятой Троицы и при нем первый на Севере монастырь во Имя Пресвятой Троицы. Обитель послужила духовному просвещению окрестных жителей.
Преподобный мирно преставился 4 марта 1178 года в день своего иноческого пострижения и тезоименитства.

Дании́л Алекса́ндрович  — младший сын Александра Невского, первый удельный князь Московский (с 1263, фактически с 1277); родоначальник московской линии Рюриковичей: московских князей и царей. Благочестие, справедливость и милосердие стяжали князю Даниилу всеобщее уважение.

Святые мученики Павел и его сестра Иулиания пострадали за веру и были казнены при императоре Аврелиане (270 - 275) в Финикийском городе Птолемаиде.

В 1299 году немцы совершили набег на Псков и подожгли Снетогорский монастырь, погибли 27 служителей и игумен Иоасаф. Он был человеком, который благодаря своему труду, сделал этот монастырь лучшим в то время. Устав в монастыре был строгим и не подлежал изменениям. В XVII веке Иоасаф был причислен к лику Святых.

По народному календарю день называется Герасим Грачевник. Этот праздник на Руси совпал со временем прилета грачей, потому и получил такое народное название — день Герасима-грачевника. Все, конечно, помнят картину Саврасова «Грачи прилетели». Художник изобразил скупыми красками не только неброскую красоту мартовского весеннего пейзажа среднерусской природы, но и передал само ожидание весны, трепет души русской. Прилетел грач - через месяц жди схода снега. В день Герасима прилетали с юга грачи. Интересно, что грачи обычно летят с той же скоростью, с какой продвигается фронт теплого воздуха, — около 50 километров в сутки. Если же грачи прилетали раньше 17 марта, то это считалось нехорошей приметой: предсказывали неурожайный и голодный год. Наблюдательные люди знают, что если грачи, прилетев, сразу принимаются за починку своих гнезд, то весна будет скорой и дружной. А вот если птицы, посидев на гнездах непродолжительное время, снова взлетают, холода продержатся еще несколько дней. Крестьяне использовали грачей как своего рода посевной календарь: если птицы сели на гнезда, то уже через неделю можно выходить в поле. На Герасима хозяйки пекут грачей из теста, угощая ими ребятишек. Грач, кстати, считается птицей-работягой, поэтому и рожденные в его день отличаются трудолюбием и хозяйственностью. Кроме всего прочего, грачи обладают свойством изгонять из дома и со двора нечистую силу. Поэтому на Герасима вываживали кикимору. Кикимора — одна из разновидностей домового из древнерусского поверья. Ее представляли в виде карлика или маленькой женщины. Если ее изображали в виде женщины, то голова ее была маленькая, с наперсток, а тело тоненькое, как соломинка. Внешность ее была безобразна, одежда — неряшлива и неопрятна. Если изображали в виде карлика, то обязательно с глазами разных цветов: один для сглазу, другой для проказу. Реже кикимору представляли в образе девушки с длинной косой, нагую или в рубахе. В старину считалось, что если кикимора показалась на глаза, то стоит ждать беды в доме. Она была предвестником смерти кого-нибудь из членов семьи. Кикимор не любили и старались от них избавиться любыми способами, что было чрезвычайно трудно. Мириться с ней крестьяне не хотели, потому что она постоянно пакостила: то стучала вьюшкой в печи, то спутывала пряжу, то била горшки. Чтобы унять нечисть, приглашали в дом знахаря, который осматривал все углы избы, обметал печь и читал заговоры. Как раз на Герасим-день считалось, что они становились тихими и безобидными, и тогда их можно было выгнать из дома. В другие дни люди защищались от кикиморы с помощью молитв и оберегов. Наилучшим оберегом от кикиморы, чтобы она не прижилась в доме, служил «куриный бог» — камень с естественным отверстием, созданным природой. Также использовали горлышко от разбитого кувшина с лоскутом красной ткани, которое вешали над куриным насестом, чтобы кикимора не мучила птиц. Кикимора — одна из разновидностей домового из древнерусского поверья. Боится кикимора можжевельника, веточки которого развешивали по всему дому, особенно тщательно защищая солонки с солью, чтобы ночью она не просыпала соль, которая в старину стоила очень дорого. А если кикимора досаждала грохотом посуды, то надо было ее перемыть водой, настоянной на папоротнике. Обязательно в доме надо было отыскать куклу или посторонний предмет, с помощью которого наслали кикимору на семью. Этот предмет следовало аккуратно вынести из дома и выбросить, а лучше всего сжечь. До сих пор существует примета, что если человек хочет другому нанести вред, то оставляет в его доме заговоренный предмет, и чтобы снять порчу, необходимо избавиться от этого предмета. По народным поверьям, если в доме подметать полы веником из полыни, то нечистая сила не заведется. В основе поверья — отношение к полыни как одному из оберегов. В народе считалось, что резкий запах этой травы отпугивает нечистую силу и злых людей. Кикимора могла вернуться в дом только осенью, после отлета грачей в теплые края. С грачами связаны и некоторые поговорки: «Грач на горе — так и весна на дворе»; «Герасим грача на Русь ведет — скоро снег сойдет». Существуют и приметы на погоду: если грачи «играют», будет погожий день; а если кричат — жди дождя.

День именин: Александр, Василий, Вячеслав, Георгий, Герасим, Григорий, Даниил, Павел, Ульяна, Яков.

18 марта
День мученика Конона Исаврийского; иконы Божьей Матери "Воспитание".

Мученик Конон родился в Вифании во времена жестоких гонений на христиан в царствование Декия (249-251) годы. Он всю жизнь прожил в молитве и посте, за это в преклонном возрасте получил дар чудотворения. Конон лечил детей от оспы и от других заболеваний. Он умер в мучениях. Святой Конон с юности сподобился особого покровительства Архистратига Михаила, который являлся ему и помогал во многих трудных обстоятельствах его жизни.


Древний византийский образ, который в России получил название «Воспитание», так как молящиеся перед нею получали помощь от Божией Матери в воспитании детей. Икона Богородицы прославилась по всей России своими чудотворениями.
Оригинал иконы Богородицы до революции находился в Казанском соборе на Красной площади, но после разрушения храма бесследно исчез. В нас настоящее время в возрождённом Казанском соборе находится точный список чудотворной иконы Богородицы. Пред иконой Пресвятой Богородицы «Воспитание» молятся о воспитании чад в вере и благочестии.

В народе этот день назывался Конон Огородник. В этот день огородникам не следовало сидеть без дела. Нужно было замачивать семена и готовиться к посадкам в парники. В народе говорили: «На Конона Градаря начинай копать гряды в огороде». По народным приметам ясный день 18 марта обещал лето без града. Мученик Конон Градарь. Считали, что если в этот день начинать пахать огород (хотя бы сделать несколько лунок или копков лопатой), то огород будет добр и овощей будет много. По этому поводу говорили: «Навозишь на Огородника на гряды навоз — не хлебнешь зимой над печным горшком слез»; «Где лишняя навоза колышка, там лишняя хлеба коврижка». А чтобы избежать появления в огороде трех бед — мошки, червей и засухи — крестьяне выкапывали в земле три лунки, а затем засыпали их, приговаривая: «Одна лунка для суши, другая — для мошки, третья — для червей». Интересно, что огород на Конона полагалось возделывать даже в плохую погоду. Не зря этот угодник называется еще и Страдником. Наши предки учили своих детей: «Хотя бы в день Конона Градаря была и зима, начинай пахать огород. Ты только почни в этот день — непременно огород будет добр, и овощу будет много». Существовали и особые приметы на погоду. Считалось, что если на Конона стоит солнечная погода, то летом града можно не бояться. С этого дня утренники — весенние морозы, что случаются до восхода солнца, — становились все легче. По народному поверью, после Конона их всегда бывает сорок.

Именинники: Адриан, Георгий, Давид, Иван, Ираида, Кирилл, Константин, Марк, Николай, Федор.

19 марта
День 42 мучеников Амморейских,  день преподобномучеников Конона и его сына Конона; обретение Честного Креста и гвоздей святой царицею Еленой в Иерусалиме; икон Божьей Матери Ченстоховской, Шестоковской и "Благодатное Небо"; преподобного Аркадия Кипрского.

Аммореи - племя, происходившее от Ханаана и самое страшное из всех племен, с которыми когда-либо имели дело израильтяне. Они были гигантского роста и очень воинственны, населяли одну из плодороднейших стран на земле, омываемую с трех сторон реками. Израильтяне просили пропустить их через страну и не делать никакого вреда, но им отказали, и когда израильтяне пошли через эту землю, то на них напали и пытались остановить. Они были разбиты, страну поделили.
42 святых мученика в Амморее: Константин, Летий, Феофил, Феодор, Мелиссен, Каллист, Васой и прочие с ними.
Во время войны между греческим императором Феофилом (829-842) и сарацинами, последним удалось осадить город Амморею (Галатия). В результате измены военачальника Вадитзиса Амморея пала, а сорок два ее защитника - воина были захвачены в плен и отправлены в Сирию. В течение семи лет томительного заключения пленников тщетно убеждали отказаться от христианской веры и принять мусульманство. Они упорно отвергли все лестные предложения и мужественно выдержали страшные угрозы. После многих пыток, так и не сломив дух воинов-христиан, их осудили на смерть. Стойкость святых надеялись поколебать и перед самой казнью. Приговоренные спокойно и бесстрашно подходили к палачам. Их обезглавили, а тела бросили в реку Евфрат. В службе прославляются святые страстотерпцы: "всеблаженный" Феодор, "непобедимый" Каллист, "доблий" Константин, "чудный" Феофил и "крепчайший" Васой.
Предатель же Вадитзис не избежал позорной участи: враги знали, что нельзя доверять изменнику, и умертвили его.

Святой преподобномученик Конон жил в Иконии (Малая Азия). Овдовев, он с семилетним сыном удалился в монастырь. Благочестивой жизнью святой сподобился помощи свыше - он изгонял бесов, исцелял больных, давал слепым прозрение, проповедовал учение Христа среди язычников и обратил многих. Слух о нем дошел до правителя Дометиана, гонителя христиан. Святого Конона призвали на суд и заставляли принести жертву идолам, но проповедник не сдался и был предан истязаниям. На суд был доставлен и семнадцатилетний сын мученика - диакон Конон. После того, как льстивыми уговорами и его не удалось заставить отречься от Истинной веры, отца с сыном сначала жестоко пытали, а потом в ярости изыскали страшный способ уничтожить проповедников - перепилить их деревянной пилой. Монахи тайно похоронили тела мучеников в монастыре, где святые подвизались при жизни. Это произошло в царствование Аврелиана, в 270 - 275 гг. Впоследствии мощи святых мучеников были перенесены в Италию, в город Ацерру (в Кампании).

Обретение Честного Креста и гвоздей святой царицей Еленой во Иерусалиме (326). Римские императоры-язычники пытались полностью уничтожить в человечестве воспоминания о священных местах, где пострадал за людей и воскрес Господь наш Иисус Христос. Император Адриан (117-138) приказал засыпать землей Голгофу и Гроб Господень и на искусственном холме поставить капище языческой богини Венеры и статую Юпитера. На это место собирались язычники и совершали идольские жертвоприношения. Однако через 300 лет великие христианские святыни - Гроб Господень и Животворящий Крест были вновь обретены христианами и открыты для поклонения. Это произошло при равноапостольном императоре Константине Великом, первом из римских императоров, прекратившем гонения на христиан. Император Константин, одержавший в трех войнах победу над врагами, видел на небе Божие знамение - Крест с надписью "Сим победиши". Желая отыскать Крест, на котором был распят Иисус Христос, Константин направил в Иерусалим свою мать, благочестивую царицу Елену, снабдив ее письмом к Патриарху Иерусалимскому Макарию, хотя  царица Елена к этому времени была уже в преклонных годах. Разыскивая Животворящий Крест, она расспрашивала христиан и иудеев, но долгое время ее поиски оставались безуспешными. Наконец, ей указали на одного старого еврея по имени Иуда, который сообщил, что Крест зарыт там, где стоит капище Венеры. Капище разрушили и, совершив молитву, начали копать землю. Вскоре были обнаружены Гроб Господень и неподалеку от него три креста, дощечка с надписью, сделанной по приказанию Пилата, и четыре гвоздя, пронзившие Тело Господа. Чтобы узнать, на котором из трех крестов был распят Спаситель, Патриарх Макарий поочередно возложил кресты на покойника. Когда был возложен Крест Господень, мертвец ожил. Увидев воскресшего, все убедились, что найден Животворящий Крест. Христиане, в бесчисленном множестве пришедшие поклониться Святому Кресту, просили святителя Макария поднять, воздвигнуть Крест, чтобы все могли, хотя издали, благоговейно созерцать Его. Это торжественное событие произошло в 326 году.


Ченстоховская икона относится, по преданию, к тем 70-ти иконам Пресвятой Богородицы, которые написал апостол Лука (память 31/18 октября). Во времена разгрома Иерусалима римскими войсками бежавшие христиане сумели сохранить и эту святыню. В 326 году ее получила в дар святая царица Елена, совершавшая паломничество по Святой Земле. В Русскую землю чудотворный образ был принесен основателем города Львова галицко-волынским князем Львом Даниловичем. При завоевании Западной Украины поляками икона досталась князю Владиславу Опольскому. Когда татары осадили замок Бельз, князь Владислав, уповая на помощь Матери Божией, вынес святыню на городскую стену. Пронзенный вражеской стрелой чудотворный образ навсегда сохранил следы истекшей крови. Спустившаяся на татарское войско мгла заставила их снять осаду и удалиться в свои пределы. Заступница Небесная в сонном видении повелела князю перенести чудотворную икону на Ясную гору Ченстоховскую, где он и основал в 1352 году монастырь. Икону пытались украсть гуситы, но были наказаны за святотатство. В середине XVI века под стенами монастыря потерпела поражение победоносная шведская армия, после чего король Ян Казимир поручил свое государство покровительству Божией Матери, назвав Ее Ченстоховский образ «Королевой Польши». Так православная чудотворная икона, захваченная в качестве военного трофея, стала национальной святыней католической Польши. Ее равно почитают и в южнорусских и украинских землях. Ченстоховская икона прославилась многими чудотворениями. С нее сделано много списков как для католических, так и для православных храмов. Один из известнейших списков находился в Казанском соборе Санкт-Петербурга.


В Тверской губернии Кашинского уезда находится село Шелтомеж, вблизи которого находятся при реке Сити поля Боженские, орошенные кровью русских, когда великий князь Георгий Всеволодович, защищая родную землю от нашествия татар, положил на брани за веру и Отечество жизнь свою со всем своим православным воинством. И в наше время Сама Царица Небесная покрывает достопамятные окрестности Своим благоволением, знамением которого являются великие чудеса от святой Ее иконы. По сохранившимся преданиям, эта икона в незапамятные времена явилась в Москве, в доме г. Скрипицына. Одна девица, так называемая простенькая, или блаженная, видела во сне, что у них в трубе печи Пресвятая Богородица, и три раза заявляла о том домашним, но на ее слова никто не обращал внимания до тех пор, пока все увидели на шестке печи, выпавший из трубы, сверток холста, и, когда развернули его, все пришли в благоговейный ужас: пред глазами их явилось прекрасное изображение Пресвятой Богородицы с Предвечным Младенцем, на правой руке у Нее небольшой обжог, ясное доказательство, что Она была в огне и силою Божиею осталась невредимою. Икона была принята как драгоценный дар от самого Господа, и все с благоговением почитали Ее. Домовладелец благолепно устроил Ее и по смерти своей передал своим детям в благословение с наименованием IIIестоковская, потому что она явилась на шестке. Неизвестно, когда икона перенесена в село Шелтомеж, но по древним актам видно, что владелец этого села секунд-майор Скрипицын просил в 1779 году у Тверского епископа Арсения благословения устроить каменный храм «место деревянного, построенного еще в 1686 году, и что его родовая икона Шестоковской Божией Матери, перешедшая к детям его, была долгое время предметом споров и судебной тяжбы между наследниками. Известно также, что все время эта икона оставалась святынею, от которой изливались великие чудотворения. Пред Нею совершались молебны, и ее носили во многие места Тверской и Ярославской губерний. Но с 1851 года сия икона, замечательная по древности и чудесам, передана в неотъемлемую собственность церкви с. Шелтомежи, где ради чудотворной иконы устроена женская Шестоковская община в 1887 г.


Предание гласит, что в Москву образ привезён великой княгиней Софьей, дочерью литовского князя Витовта, ставшей женой великого князя Василия Дмитриевича (1389–1425 г.г.) Икона Божьей Матери "Благодатное небо" находится в иконостасе Московского Архангельского собора Кремля. Раньше эта икона находилась в Смоленске. На иконе Богородица изображена во весь рост, на ее левой руке Младенец.


Пред иконой Пресвятой Богородицы «Благодатное Небо» молятся о наставлении на путь, ведущий ко спасению и наследию Царствия Небесного, а также об исцелении различных душевных и телесных недугов, о благополучном путешествии на воздушном транспорте, от ересей и расколов, о наставлении в Православной вере.

В этот день обходили колодцы кругами, чтобы те горькими стоками не полнились, а лишь подпустили добрую подземную водицу. В этот день считалось необходимым вытоптать снег вокруг колодцев, чтобы в них не стекала грязная вода. Первый круг вытаптывал именинник — мальчик по имени Константин. Русский народ крайне ценил колодезную воду, складывал о ней песни, пословицы, поговорки. Всем известна, например, такая: «Не плюй в колодец — пригодится воды напиться». Существовали и поверья: «Не пей из чужого колодца — своя вода не потечет»; «Если в колодец бросить мох — пойдет дождь». Константин — один из 42 мучеников, память которых отмечается 19 марта. Для этого их обходили кругами. На Константина наблюдали за птицами. Говорили, что в этот день всегда прилетает белый аист. А вот ласточка могла и задержаться в пути — и поэтому ее «заманивали» в деревни, чтобы она скорее принесла весну. Но тепло, случалось, задерживалось — и об этом извещал дятел. Если он в марте начинал стучать по дереву, это предвещало долгие холода. Если в этот день мороз, то будет еще сорок утренних заморозков. Начинают оживать мухи, бабочки-лимонницы.

Именинники:  Аркадий, Елена, Константин, Максим, Федор.

20 марта
День священномучеников епископов Херсонских: Василия, Ефрема, Капмтона, Евгения…; преподобного Павла препростого; святого Павла исповедника, епископа Прусиадского; преподобного Емилиана Италийского; иконы Божьей Матери "Споручница Грешных".

Святые священномученики Василий, Ефрем, Евгений, Елпидий, Агафодор, Еферий и Капитон несли благовестие Христово в земли Северного Причерноморья от Дуная до Днепра, включая Крым, и запечатлели свое апостольство мученической смертью в IV веке в городе Херсонесе Таврическом. Еще задолго до Крещения святого Владимира христианская вера уже проникла в Крым, который в древности назывался Тавридой и был подвластен римским императорам. Начало просвещения Тавриды верою Христовой положено святым апостолом Андреем Первозванным. Дальнейшему распространению христианства там способствовали, помимо своей воли, сами же его враги: римские императоры ссылали туда государственных преступников, которыми в первые три века христианства считались и исповедники Христа. Так, в правление Траяна (98-117) был сослан на заточение в Инкерманские каменоломни святой Климент, епископ Римский. Там продолжал он свою проповедь, там принял и мученическую кончину.
Населявшие крымские земли язычники упорно сопротивлялись распространению христианства. Но вера Христова через своих самоотверженных проповедников крепла и утверждалась. В начале IV века в Херсонесе была учреждена епископская кафедра. Это была переломная эпоха, когда Херсонес, служивший базой для римских воинов, постепенно переходил в зависимость от Византии. В царствование Диоклитиана (284-305), в 300 году (то есть еще до начала гонения, которое император начал с 303 года) Иерусалимский Патриарх Ермон (303-313) для Евангельской проповеди разослал в разные страны многих епископов. Двое из них, Ефрем и Василий, прибыли в Херсонес и насаждали там Слово Божие. Затем святитель Ефрем пошел к народам, жившим по Дунаю, где в благовестии Христовом претерпел много скорбей и трудов. Во время начавшегося гонения он был обезглавлен (точно известен лишь день его кончины - 7 марта). Проповедь в Херсонесе продолжал святой Василий - сподвижник святого Ефрема. Вскоре, по повелению императора Максимиана Галерия (305- 311), гонение на христиан разразилось с новой силой. Христоненавистники вооружились и против святителя Василия: 7 марта 309 года они ночью ворвались в его дом, связали его, поволокли по улицам и забили до смерти камнями и палками. Тело святителя было брошено за городом на съедение псам и птицам и много дней лежало без погребения, но осталось нетронутым. Потом христиане тайно похоронили в пещере святое тело мученика.
Через год, узнав о мученической кончине святителя Василия, три его сподвижника - епископы Евгений, Елпидий и Агафодор, оставив проповедь в Геллеспонтской стране, прибыли в Херсонес продолжить его святое дело. Они положили много трудов для спасения человеческих душ. Все три епископа разделили участь своего предшественника - беснующиеся язычники также побили их камнями 7 марта 311 года.
По прошествии нескольких лет, уже в царствование святого равноапостольного Константина Великого (306-337; память 21 мая) из Иерусалима в Херсонес прибыл епископ Еферий. Сначала он тоже встретил противодействие со стороны язычников, но святой император, объявивший свободу христианской веры во всей империи, не допустил насильственных действий против проповедника: он издал указ, по которому херсонесским христианам беспрепятственно разрешалось совершать богослужения. Стараниями святителя Еферия в городе был построен храм, где святой мирно правил своей паствой. После его смерти на место святителя Еферия святой император Константин прислал в Херсонес епископа Капитона. Чтобы обратить к вере язычников, святой Капитон в святительском облачении вошел в разведенный костер, долго молился в огне и вышел из него невредимым, набрав в свою фелонь горячих угольев. Тогда множество неверующих убедились в силе Бога христианского. Об этом чуде и о великой вере святого Капитона было возвещено святому Константину и святым отцам на Первом Вселенском Соборе в Никее (325).
Через несколько лет святитель Капитон по делам направился в Константинополь, но корабль бурею прибило в устье Днепра. Местные жители (язычники), захватив корабль, утопили всех бывших на нем, в том числе и святого Капитона. Это произошло 21 декабря. Проповедь священномучеников укрепила веру Христову в Херсонесе. С начала V века этот город становится духовным центром, откуда христианство распространяется на север в сторону Руси. С IХ века Херсонес все более привлекает внимание русских, начавших селиться в городе. Современные археологические раскопки показали, что в городе находилось более пятидесяти храмов, относящихся к V-ХIV векам. В 987 году в Херсонесе принял Крещение святой равноапостольный князь Владимир. Этот древний город явился колыбелью христианства для Руси.


Икона Божией Матери "Споручница грешных" названа так по надписи, сохранившейся на иконе: "Аз Споручница грешных к Моему Сыну...".
Впервые этот образ прославился чудесами в Николаевском Одрине мужском монастыре бывшей Орловской губернии в середине прошлого столетия. Древняя икона Богоматери "Споручница грешных" из-за ветхости своей не пользовалась должным почитанием и стояла в старой часовне у монастырских ворот. Но в 1843 году многим жителям в сновидениях было открыто, что икона эта наделена по Божьему Промыслу чудотворной силой. Икону торжественно перенесли в церковь. К ней начали стекаться верующие и просить о врачевании своих печалей и болезней. Первым получил исцеление расслабленный мальчик, мать которого горячо молилась перед этой святыней. Особенно прославилась икона во время эпидемии холеры, когда многих смертельно больных, с верою к ней притекающих, она возвратила к жизни.
В монастыре в честь чудотворного образа был построен большой трехпрестольный храм. На иконе "Споручница грешных" Богоматерь изображена с Младенцем на левой руке, Который обеими руками Своими держит Ее правую руку. Главы Богоматери и Младенца увенчаны коронами.
В 1848 году усердием москвича Димитрия Бонческула был сделан список с этого чудотворного образа и помещен в его доме. Вскоре он прославился источением целительного мира, давшего многим выздоровление от тяжких болезней. Этот чудотворный список перенесли в храм святителя Николая в Хамовниках, в котором был устроен тогда же придел в честь иконы Божией Матери "Споручница грешных". Икона Божьей Матери "Споручница грешных" прославилась тем, что приносит исцеление парализованным, расслабленным, доведенным до полного упадка физических и душевных сил.
Василий Капельник и Павел. На Руси считалось, что с Василия и Павла весна идет. Пасмурная холодная погода к ночи - будет заморозок. Впрочем, холод еще чувствовался: «С крыш капает, а за нос цапает»; «Весна непостоянная, как мачеха: то повеет теплом, то нагонит холодов»; «Весна да осень — на дню погод восемь». Тем не менее, тепло неизбежно наступало, снежный покров таял все быстрее. Порой с крыш срывались пласты снега и льда — по народному поверью, это падали на землю грехи тяжкие. Поэтому в этот день следовало молиться иконе Божией Матери «Споручница грешных». На Павла можно было проверить, насколько правдивы приметы. Пасмурная погода к ночи предвещала заморозок на следующий день. А вот обильная капель с сосулек обещала хороший урожай льна и конопли летом.

А еще это день Весеннего равноденствия (Vernal Equinox) — одно из уникальнейших явлений природы, суть которого, говоря научным языком, сводится к тому, что «в момент равноденствия центр Солнца в своем видимом движении по эклиптике пересекает небесный экватор». Говоря проще, в этот день Земля, вращаясь вокруг своей воображаемой оси, проходящей через полюса, одновременно двигаясь вокруг Солнца, находится в таком положении по отношению к светилу, что солнечные лучи, несущие тепловую энергию, падают отвесно на экватор. Солнце переходит из южного полушария в северное, и в эти дни во всех странах день почти равен ночи. С 2010 до 2014 года весеннее равноденствие наступает 20 марта. Весеннее и осеннее равноденствия считаются астрономическим началом соответствующих времен года. Промежуток времени между двумя одноименными равноденствиями называют тропическим годом. Этот год сегодня и принят для измерения времени. В тропическом году приблизительно 365,2422 солнечных суток. Вот из-за этого «приблизительно» равноденствие каждый год приходится на разное время суток, каждый год продвигаясь вперед примерно на 6 часов. В День весеннего равноденствия начинается Новый год у многих народов и народностей Земли: Иран, Афганистан, Таджикистан, Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан — практически все страны Великого шелкового пути связывают начало нового года с этим явлением природы. В этот день свет и тьма разделяются поровну. В давние времена, когда не было календарей, весну определяли по солнцу. Считалось, что именно с этого дня начинаются обновления в природе: первый весенний гром, набухание почек на деревьях, буйное прорастание зелени. День весеннего равноденствия особо почитался и в языческой вере. Считалось, что в этот день в годичном круговороте Весна, олицетворяющая собой оживление и возрождение природы, приходит на смену Зиме. Как известно, когда Солнце переходит из северного полушария в южное, наступает осеннее равноденствие — 22 или 23 сентября.

День именин:  Анна, Антонина, Василий, Евгений, Евдокия, Екатерина, Емельян, Ксения, Мария, Надежда, Николай, Павел.

21 марта
День преподобного Феофилакта исповедника, епископа Никомидийского и Дометил; епископа Ерма, день преподобного Лазаря и Афанасия Мурманских, день иконы Божией Матери "Знамение" Курская.

Святой Феофилакт жил в Константинополе в VIII веке во время иконоборческой ереси. После смерти императора-иконоборца Льва IV Хазара (775-780) на престол вступил император Константин VI (780-797). Произошла и смена Патриархов: святой Патриарх Павел (память 30 августа), будучи не в силах управлять паствой при сильно распространившемся иконоборчестве, добровольно оставил кафедру (784). На его место был избран святой Тарасий (память 25 февраля) - в то время первый царский советник. По настоянию нового Патриарха был созван VII Вселенский Собор (787), осудивший иконоборческую ересь. Для Православия наступили относительно мирные времена. Монастыри вновь стали пополняться насельниками.
Святой Феофилакт, преданный ученик святого Тарасия, по благословению Патриарха вместе со святым Михаилом  удалился в монастырь на берег Черного моря. Ревностные подвижники своими трудами и сосредоточенным молитвенным подвигом получили от Бога дар чудотворения. После нескольких лет пребывания в монастыре они оба были посвящены Патриархом Тарасием в епископский сан - святой Михаил был поставлен епископом Синадским, а святой Феофилакт - епископом Никомидийским.  Феофилакт строил храмы, больницы, странноприимные дома, щедро раздавал милостыню, опекал сирот, вдов и больных, сам ухаживал за прокаженными, не гнушаясь омывать их раны.
Когда императорский трон занял иконоборец Лев V Армянин (813-820), страшная ересь вспыхнула с новой силой.
На императора-иконоборца не смог повлиять и преемник святого патриарха Тарасия - святой Никифор (806-815), который совместно с епископами тщетно убеждал правителя не нарушать церковного мира. Присутствовавший на переговорах императора с патриархом святой Феофилакт, обличая еретиков, предсказал Льву Армянину скорую гибель. За смелое пророчество святитель был отправлен в ссылку в крепость Стровиль (в Малой Азии). Здесь он томился тридцать лет до самой кончины, последовавшей около 845 года.
После восстановления иконопочитания в 847 году, при императрице святой Феодоре (842-855; † 867, память 11 февраля) и сыне ее Михаиле, святые мощи епископа Феофилакта были перенесены в Никомидию.

Преподобные Лазарь и Афанасий Мурманские. Хотя этих святых и разделяет время, но день памяти у них один. Соединил их Свято-Успенский монастырь на Мурманском острове, что на Онежском озере. Его основатель, преподобный Лазарь, пришел на Русь из Греции. В 1343 году он получил благословение епископа Кесарийского идти к архиепископу Василию в Новгород, чтобы написать список из Софийской иконы. Святитель Василий с радостью принял Лазаря. А после кончины святителя Лазарь отправился на остров Мурманский, где проповедовал Евангелие среди языческих племён лопарей и чуди и основал Успенский монастырь. В средине 15-го века в этой обители подвизался преподобный Афанасий. Известно, что во второй половине 17-го века его уже называли "преподобным чудотворцем".

В 1295 году эта икона явилась двум охотникам у корня большого дерева на берегу реки Тускарь, это в 30 километрах от Курска. Ее называют Курская Коренная икона Божией Матери "Знамение".
Указом царя Федора Иоанновича в 1597 году на месте явления иконы был сооружен мужской монастырь под названием "Курская Коренная пустынь".

Ночь и день сравнялись по продолжительности. В этот день в северном полушарии начинается весна, а в южном - осень. На Равноденствие раньше выпускали на волю певчих птиц. Вешнее равноденствие. Если облака высоко и плывут быстро - к хорошей погоде. В этот день пекли из теста ритуальное изображение солнца - круглые блины и просили природу о богатом урожае, после чего начинали весеннюю пахоту. Даты, связанные с солнечным циклом, у многих народов отмечались как праздничные. Не стал исключением и день весеннего равноденствия, выпадающий на 21 марта по новому стилю. Считалось, что именно с этого момента начинается настоящая весна. На Руси говорили, что на весенний солнцеворот прилетают посланцы Рая — жаворонки, принося с собой тепло. «Придет солнышко и к нашим окошечкам», — ждали этого дня люди. Также на весеннее равноденствие приходился день вербы — к этой дате она уже должна была распуститься: «Время вербе осеребриться». Ветки вербы приносили в дом: считалось, что она изгоняет из дома всякую тяжесть — бытовые неполадки, ссоры, болезни. В то же время с этим деревом связаны и весьма неприятные суеверия. Говорили, например: «Кто вербу посадит — сам на себя заступ готовит», — это означало, что человек умрет, когда из дерева можно будет вытесать лопату. Впрочем, это поверье не мешало использовать вербу в лечебных целях. До цветения крестьяне заготавливали кору и сушили ее на чердаках с хорошей вентиляцией. Позже из нее готовили чай с добавлением аниса, липового цвета и малины. Отваром коры полоскали рот при стоматите и горло при ангине. Порошок из нее часто использовался как кровоостанавливающее средство. Также отвар коры ивы и коры дуба добавляли в ванну от болей в ногах. В этот день подмечали: если облака плывут по небу быстро и высоко — погода будет доброй. Также говорили, что если будет метель, и снег ляжет на поля волнами — это к хорошему урожаю хлеба и овощей.

Празднуют этот день и мусульмане. Весенний новогодний праздник равноденствия — Навруз, зародившись в Хорасане (историческая область на северо-востоке Ирана) более 3000 лет назад, почти одновременно с возникновением земледелия, распространился по всем сопредельным странам. Корни Навруза уходят в зороастризм. Навруз является древнейшим земледельческим праздником, его происхождение связано с возникновением земледельческого календаря. Фирдоуси и Омар Хайям, служивший при дворе туркменского царя Мелик-шаха, связывали возникновение Навруза с именами легендарных царей Джемшида, Каюмурса и других. По древнему обычаю, до наступления Навруза люди должны тщательно убирать в домах и вокруг, полностью рассчитаться с долгами. На праздничный стол выкладывали круглые лепешки из пшеницы, ячменя, проса, кукурузы, фасоли, гороха, чечевицы, риса, кунжута и бобов. В Навруз приготовляют кушанья из семи, преимущественно растительных, продуктов, наиболее известным праздничным блюдом является сумаляк — блюдо из пророщенных ростков пшеницы.

День именин: Афанасий, Владимир, Иван.

22 марта
День сорока мучеников, в Севастийском озере мучившихся, день праведного Тарасия; мученика Урпасиана; святого Кесария, брата святого Григория Богослова; Албазинскои иконы Божьей Матери "Слово Плоть Бысть".
Родительская вселенская суббота 3-й недели Великого поста.

"Сорок Мучеников день с ночью равняют", приходит весеннее равноденствие, солнцеворот. Пора бесконечных темных ночей минула, но зима еще окончательно не сдала свои позиции. В этот день через крышу дома перебрасывали 40 палочек, чтобы привлечь удачу. 22 марта Православная Церковь отмечает память сорока Севастийских мучеников — воинов-христиан из города Севастии (территория современной Турции), которые приняли мученическую смерть за веру во Христа. В 313 году святой Константин Великий издал указ, согласно которому христианам разрешалась свобода вероисповедания, и они уравнивались в правах с язычниками. Но его соправитель Ликиний был убежденным язычником и в своей части империи решил искоренить христианство, которое там значительно распространилось. Ликиний готовился к войне против Константина и, боясь измены, решил очистить от христиан свое войско. В то время в армянском городе Севастии одним из военачальников служил Агриколай, ревностный сторонник язычества. Под его началом была дружина из сорока каппадокийцев, храбрых воинов, которые выходили победителями из многих сражений. Все они были христианами. Когда воины отказались принести жертву языческим богам, Агриколай заключил их в темницу. На следующее утро воинов вновь привели к Агриколаю. На этот раз язычник пустил в ход лесть. Снова услышав отказ, Агриколай велел заковать воинов. Однако, старший из них, Кирион, сказал: «Император не давал тебе права налагать на нас оковы». Агриколай смутился и приказал отвести воинов в темницу без оков. Через семь дней в Севастию прибыл знатный сановник Лисий и устроил суд над воинами. Эти события происходили зимой, был сильный мороз. Святых воинов раздели, повели к озеру, находившемуся недалеко от города, и поставили под стражей на льду на всю ночь. Чтобы сломить волю мучеников, неподалеку на берегу растопили баню. В первом часу ночи, когда холод стал нестерпимым, один из воинов не выдержал и бросился бегом к бане, но едва он переступил порог, как упал замертво. Все стражники спали, бодрствовал только один по имени Аглаий. Взглянув на озеро, он увидел, что над головой каждого мученика появился светлый венец. Тогда Аглаий разбудил остальных стражников, сбросил с себя одежду и сказал им: «И я - христианин!» - и присоединился к мученикам. Наутро истязатели с удивлением увидели, что мученики живы, а их стражник Аглаий вместе с ними прославляет Христа. Тогда воинов вывели из воды и перебили им голени. Во время этой мучительной казни мать самого юного из воинов, Мелитона, убеждала сына не страшиться и претерпеть все до конца. Тела мучеников положили на колесницы и повезли на сожжение. Юный Мелитон еще дышал, и его оставили лежать на земле. Тогда мать подняла сына и на своих плечах понесла его вслед за колесницей. Когда Мелитон испустил последний вздох, мать положила его на колесницу рядом с телами его святых сподвижников. Тела святых были сожжены на костре, а обуглившиеся кости брошены в воду, чтобы христиане не собрали их. Спустя три дня мученики явились во сне блаженному Петру, епископу Севастийскому, и повелели ему предать погребению их останки. Епископ с несколькими клириками ночью собрал останки славных мучеников и с честью похоронил их.


В 1665 году в крепость Албазин, освобожденную от китайцев, пришел старец Ермоген из Киренского Свято-Троицкого монастыря и принес с собой на Амур Чудотворную икону Божьей матери "Слово плоть бысть", получившую с тех пор имя Албазинс-кой. Сейчас это город Благовещенск. Албазинская икона Божией Матери "Слово плоть бысть" - великая святыня Приамурья, свое название получила от русской крепости Албазин (ныне село Албазино) на Амуре, основанной в 1650 году знаменитым русским землепроходцем атаманом Ерофеем Хабаровым на месте городка даурского князя Албазы.
 ... Летом 1900 года, во время "Боксерского" восстания в Китае, волна мятежа дошла и до русских рубежей. Китайские войска неожиданно появились на берегу Амура перед мирным Благовещенском. Девятнадцать дней враг стоял пред беззащитным городом, осыпая его артиллерийским огнем, угрожая вторжением на русский берег. Обмелевший Амур облегчал переправу противнику. Но в Благовещенском храме непрестанно шла служба, читались акафисты пред чудотворной Албазинской иконой. И Покров Божией Матери, как в давние времена албазинских сражений, был простерт над городом: не осмелившись перейти Амур, неприятель ушел от Благовещенска. По рассказам самих китайцев, они часто видели в те дни, как по берегу Амура проходила Светлая Женщина, внушавшая им необоримый страх и лишавшая их снаряды губительной силы.
Более 300 лет охраняет амурские рубежи России чудотворная Албазинская икона Божией Матери. Православный народ чтит ее не только как Покровительницу русских воинов, но и как Помощницу матерей. Верующие молятся пред иконой за матерей во время их чревоношения и родов - "дарует бо Богородица верным обильные дары целебные от неистощаемого источника святыя иконы Албазинския".

Зима кончается. Почин весне. В этот день в старину выпекали из теста птичек в честь 40 святых мучеников. По представлениям наших далёких предков именно птицы на своих крыльях приносили из тёплых краёв весну. Примечали, коли трясогузка прилетела, то река через 12 дней вскроется. Сорок сороков. Вторая встреча весны. День с ночью меряется, зима кончается, весна начинается. День массового прилета птиц. В народе этот день считался днем второй встречи весны (первая была на Сретение, третью ждали на Благовещение), одним из самых больших праздников в году. Крестьяне говорили, что «на Сороки день с ночью меряется, зима кончается, весна начинается». А предвестниками весны были жаворонки (хотя на Сороки, по поверью, из-за моря прилетали 40 разных птиц). Хозяйки загодя выпекали из теста печенье в виде птиц, как правило, 40 штук — по числу погибших мучеников. Для этого использовали упругое, хорошо вымешанное тесто (2 кг муки, 50 г дрожжей, 250 г растительного масла, стакан сахара, 0,5 литра воды, немного соли), в качестве смазки — сладкий крепкий чай. Печенье давали ребятне, приговаривая: «Жаворонки прилетели, на головку детям сели». Детвора залезала на крыши, привязывала «жаворонков» к шестам и зазывала птиц скорей прилетать и приносить весну. Затем выпечку крошили и раскидывали по сторонам. Впрочем, весна могла быть и обманчивой — утренние морозы еще бывали сильны. Наблюдали в этот день за погодой: если на Сороки тепло, то так же будет еще в течение 40 дней. Теплый ветер сулил дождливое лето. Первый гром, прозвучавший над голым лесом, предвещал голодный год, а мороз на Сорок сороков, напротив, обещал урожай — особенно проса.

Именинники: Александр, Александра, Алексей, Афанасий, Валерий, Дмитрий, Иван, Ираклий, Кирилл, Леонтий, Михаил, Наталья, Николай, Петр, Сергей, Тарас.


23 марта
День мучеников Кодрата Никомидийского, Саторина, Руфина; преподобной Анастасии; новомученика Михаила Солунского; мученика Кодрата, Киприана, Дионисия, Леонида, Павла, Виктора, Василисы, Ники и Галины.

Святой мученик Кодрат и иже с ним. Во время гонения на христиан (в III веке) одна благочестивая женщина по имени Руфина бежала из Коринфа в горы, спасаясь от преследований. Там она родила сына Кодрата и вскоре после родов скончалась. Младенец остался жить. Детство и юношеские годы святого Кодрата прошли в пустыне. Будучи уже взрослым, он однажды повстречал христиан, которые просветили его светом истинной веры. Кодрат выучился грамоте, а позже изучил врачебное искусство и достиг в нем больших успехов. Но более всего Кодрат любил пустынное безмолвие и большую часть времени проводил в горах, предаваясь молитве. Прошло много лет. В пустыню к святому часто приходили его друзья и последователи, чтобы послушать его наставления. Среди них были Киприан, Дионисий, Анект, Павел, Крискент и многие другие.
По приказу гонителя христиан Декия (249-251) в Коринф прибыл военачальник Иасон. Святой Кодрат был схвачен вместе со своими друзьями и брошен в темницу. На допросах Иасон чаще всего обращался к Кодрату как старшему по возрасту. Святой мужественно защищал свою веру во Христа Спасителя. Тогда его стали истязать. Святой Кодрат, несмотря на нечеловеческие страдания, находил в себе силы поддерживать других, убеждая их не страшиться и твердо стоять за веру. Не добившись ни от кого отречения, Иасон приказал бросить мучеников на растерзание зверям. Звери же не тронули их. Святых привязали за ноги к колесницам и волочили по городу, многие из толпы бросали в них камни. Наконец мучеников присудили к усечению мечом.
Остальные ученики святого Кодрата также пострадали за Христа: Дионисий (другой) был заколот ножом; Викторин, Виктор и Никифор были заживо раздроблены в огромной каменной ступе; Клавдию отрубили руки и ноги; Диодор сам бросился в приготовленный для него костер; Серафион был обезглавлен; Папия и Леонида утопили в море. Подражая мужчинам, на муки за Христа добровольно пошли и многие святые жены.
Святой Мученик Леонид и Святые Мученицы Ника, Галина и Василиса пострадали в Коринфе в 258 году. Их бросили в море, но они не утонули, а шли по воде как по суше и пели духовные гимны. Их догнали на корабле, повесили камни на шеи и утопили.

Кондрат. Могут быть ранние грозы: если они случатся - год будет счастливым и удачным. 23 марта чествуют сразу нескольких святых. В этот день отмечают память Коринфских мучеников и мучениц. Среди всех русский народ выбрал мученицу Василису и дату посвящал ей. В этот день хозяева занимались весенним заботами: нужно было отвести воду от дома, чтобы не ушла в подпол. Для этого выходили во двор и рыли каналы. На Василису нередко выходили на промысел: считалось, что если на реке в лунку бегут весенние ручьи, то хорошо ловится плотва. Существовали и приметы на погоду. Синие облака, бегущие по небу, предсказывали тепло и дождь. Считалось, что в этот день могут быть первые грозы. Смотрели также: «День туманом мглист — будет лен волокнист». А некоторые явления в этот день не предвещали ничего хорошего: «Холод и ветер в спину — не выжить зиму» (то есть год будет голодным). Как бы то ни было, весна уже наступала неизбежно, и в народе говорили: «Василисин туман съедает снег».

Именинники:  Анастасия, Василиса, Виктор, Галина, Георгий, Денис, Дмитрий, Иван, Леонид, Марк, Михаил, Ника, Павел, Федор.

Картина дня

наверх