На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ШАГ НАВСТРЕЧУ

23 953 подписчика

Свежие комментарии

  • Jolie
    затолокин))они ждали-ждали тебя 5 лет и "померли от тоски"))))А где все? С НОВЫ...
  • Jolie
    нихде)))🤣🤣🤣🤣🤣🤣🤣Когда деревья был...

Переславль-Залесский. Никольский женский монастырь.

Сегодня я хочу рассказать о действующем в Переславле-Залесском городе Никольском женском монастыре, который в настоящее время полностью восстановлен и очень красив. Предупреждаю сразу, что тема очень большая и по описанию и по фотографиям.  Основал Никольский монастырь один из прославленных русских святых  преподобный Димитрий Прилуцкий в 1348 году, то есть 660 лет назад.  Это было трудное для Руси время татаро-монгольского ига, а кроме того, по свидетельству летописцев, «вся Россия испытала тогда гнев Небесный: явилась жестокая язва, известная в летописях под именем черной смерти. Нельзя, говорят летописцы, вообразить зрелища столь ужасного: юноши и старцы, супруги, дети лежали в гробах друг подле друга; в один день исчезали семейства многочисленные. Каждый священник поутру находил в своей церкви до тридцати усопших и более; отпевали всех вместе, и на кладбищах уже не было места для новых могил. … Некоторые спешили оставить мир и заключались в монастырях или отказывали церквам свое богатство; питали, одевали нищих и благодеяниями готовились к вечной жизни». Именно в это время народного бедствия Господь явил на Руси своих многочисленных угодников, которые удалялись в пустынные места, чтобы возносить сугубые молитвы к Богу, и рождались по всей нашей земле новые монастыри.

 

Из жития основателя Никольского монастыря святого Димитрия известно, что он родился в селе Веслеве под Переславлем-Залесским, в благочестивой купеческой семье Подкопаевых. В Переславском Горицком Успенском монастыре принял монашеский постриг, а потом и священный сан. Из жития святого Димитрия известно: преподобный Димитрий построил церковь во имя святого Николая Чудотворца и при ней создал монастырь на берегу Переславского озера и был при этой обители игуменом (Ключевский В.О. Исторические портреты. М., 1990, с. 71).

 

В 1354 году произошла первая встреча преподобных Димитрия Прилуцкого и Сергия Радонежского. Встретились они в Переславле, куда преподобный Сергий прибыл для рукоположения в сан пресвитера. Под влиянием бесед со святым Игуменом преподобный Димитрий ввел в Никольском монастыре общежительный устав, неизвестный до того на севере Руси. Преподобный Димитрий часто посещал игумена Сергия для духовных бесед о том, как бы лучше управить иноческим общежитием и людей избранных привести к Богу. По преданию, и преподобный Сергий посещал своего духовного друга в устроенной им обители и молился здесь в Никольском храме.

Основанный святым Димитрием Никольский монастырь быстро приобрел известность и стал привлекать множество молящихся. В 1368 году по совету преподобного Сергия Радонежского святой Димитрий, избегая людской славы и ища уединения, ушел из Переславля в Вологодские земли, где стал основателем еще одной обители – Спасо-Прилуцкого монастыря.

В последующей своей истории обитель Николая Чудотворца претерпела многие невзгоды, которые выпали на землю русскую. Так, в 1382 году монастырь вместе с городом был разорён ханом Тохтамышем, в 1408 году сожжен Эдигеем, в 1611 году опустошен польско-литовскими отрядами.

В 1381 году власть в Орде, побежденной на Куликовом поле князем Димитрием Донским, захватил хан Тохтамыш. Он не хотел мириться с независимостью Руси и в 1382 году предпринял поход на Москву. Разорив столицу, ханское войско направилось дальше на север. В числе других городов был разрушен и Переславль. Н.М. Карамзин так описывает гибель города: «Жители Переславля бросились в лодки, отплыли на средину озера и тем спаслись от погибели; а город был сожжен неприятелем». В пепелище обратился и Никольский монастырь. Монахи, спасшиеся от гибели, вернулись на это святое место и вновь отстроили родную обитель.

В 1408 году на Русь двинулись отряды эмира Эдигея. Взять Москву врагу не удалось. «Но следы сего ужасного нашествия остались надолго неизгладимыми. "Вся Россия, – пишут современники, – … была потрясена сею грозою. Целые волости опустели. Кто избавился от смерти и неволи, тот оплакивал ближних или утрату имения. Везде туга и скорбь. … Многие удивительные знамения также возвестили гнев Божий: со многих святых икон текло миро или капала кровь"». Отрядами Эдигея был разорен Переславль, а с ним – сожжен и Никольский монастырь.

Восстановление обители относится ко второй половине XV столетия, ко времени княжения Василия III, когда завершалось собирание российских земель вокруг Москвы в единое государство. Но тогда же, как отмечает историк, «истекала седьмая тысяча лет от сотворения мира по Греческим хронологам: суеверие с концом ее ждало и конца миру. … Уверяли, что Ростовское озеро целые две недели страшно выло всякую ночь и не давало спать окрестным жителям. Были и важные, действительные бедствия: от чрезвычайного холода и морозов пропадал хлеб в полях; два года сряду выпадал глубокий снег в мае месяце. … Набожность, питаемая мыслию о скором преставлении света, способствовала размножению храмов». Возможно, именно в это время возрождается и Переславский Никольский монастырь. По сохранившимся документам начала XVI века можно заключить, что в то время Никольский «на Болоте» монастырь был процветающим, имел земли и крестьян, получал жертвы от усердных богомольцев, а значит, и усердно молился за них. Больше о том периоде истории монастыря ничего не известно.

Смутное время самозванца Лжедмитрия до основания поколебало российскую жизнь, подрывая саму основу этой жизни – Святое Православие. Как и всякая смута, время Лжедмитрия проявило в обществе две грани – предательство и мученичество. О жизни Никольского монастыря в тот период свидетельств не сохранилось. Можно только догадываться, что братия обители защищали свою веру «даже до смерти», потому что в 1609 году обитель подверглась полному разорению от польско-литовских завоевателей.

В далёкое смутное время 1606 - 1612 гг. как пишут: "великие святые Земли русской преподобный  Иринарх и патриарх Гермоген благословили русский народ на борьбу против польско-литовских захватчиков. Их молитвенный труд, подвиг великого стяжания тела, дерзновенное обращение к Богу, позволили освободить Москву 22 октября 1612 г. от иноземцев и самозванцев."

Восстановление обители начинается в 1613 - 1645 гг. и связанно с преподобным Дионисием Затворником, учеником преподобного старца Иринарха; он начал новое возрождение монастыря.

 

В 1613 году на это место пришел старец Дионисий, впоследствии схимонах и затворник. По преданию, еще будучи благочестивым мирянином, он сподобился в сонном видении явления святителя Николая Чудотворца, повелевшего возобновить обитель его имени. Придя на это святое место, усердной молитвой и трудом подвижник начал возрождать монастырь.

Преемник старца Дионисия игумен Варлаам построил с помощью благотворителей каменную шатровую колокольню с хорошим подбором колоколов и осуществил в 1680 году закладку соборного летнего храма во имя святителя Николая. Устройство этого храма совершалось при игумене Питириме, который управлял монастырем с 1704 по 1719 год. При преемнике игумена Питирима в 1721 году было закончено строительство Никольского собора на средства московских благотворителей Герасима Обухова и его супруги Ирины. Если смотреть на старое фото, то выглядел монастырь примерно так.

Вскоре паломники принесли Корсунский крест в обитель. Предполагают, что эту великую святыню и памятник старины привезли в Переславль из Суздаля.

Происхождение корсунских крестов относят к X веку. По преданию, еще святой равноапостольный князь Владимир принес в Киев из Корсуни (Херсона) десять таких крестов с частицами мощей святых угодников. От города Корсуни они и получили свое название – «Корсунские». Эта древняя православная святыня, принесённая когда-то паломниками - Корсунский крест с мощами 19 святых угодников Божьих. Как известно, корсунскими принято называть святыни наиболее древние по происхождению, а также напоминающие их по форме. До нашего времени сохранилось несколько корсунских крестов, один из которых, ранее находившийся в Никольском монастыре, долгое время  хранился в историческом музее Переславля-Залесского.

Корсунский Крест и чудотворный образ святителя Николая, по предположениям, очень древний, относящийся ко времени основания обители, были главными ее святынями.

В XVIII веке монастырь заново полностью обстраивался зданиями из камня. Очень долго строился главный храм Николая Угодника (1680—1721 годы); это был высокий пятиглавый собор, имеющий три далеко выступающие апсиды и широкие оконные проёмы. Он под №1.

В 1693 году построили соборную шатровую колокольню. Под №2.

В 1748 году была возведена церковь Благовещения Пресвятой Богородицы (№5) и Святые ворота с надвратной церковью во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла (№3). Церковь была построена на пожертвования московских купцов братьев Холщевниковых. В 1761 году архимандрит Филарет построил каменную ограду.

Под №4 - Келейный корпус, построенный позже.

Под №6 -Смоленско-Корнилиевская церковь.

С 1776 по 1896 год в Переславском Никольском монастыре сменились тридцать пять настоятелей, то есть каждый управлял по три-четыре года. Это не могло благоприятно влиять на устройство обители – богослужебная и хозяйственная ее жизнь постепенно пришла в упадок.

К 1896 году братия монастыря насчитывала пять-шесть человек. Колокольня, храмы, жилые постройки нуждались в капитальной реставрации. Жители Переславля проявили беспокойство о древней святыне своего города. Для обновления Никольской обители они решили ходатайствовать перед Святейшим Синодом о переименовании Никольского мужского монастыря в женский. Предписанием Святейшего Синода от 10 июня 1898 года заштатный Никольский мужской монастырь был обращен в общежительный женский.

Из Свято-Успенского монастыря города Александрова прибыли четыре монахини и восемь послушниц. В 1899 году была отремонтирована покосившаяся, угрожавшая падением колокольня. В том же 1899 году был произведен капитальный ремонт двухэтажного келейного корпуса с настоятельскими покоями, возведены несколько хозяйственных построек. В 1900 году в Благовещенском храме была возобновлена придельная церковь Сретения Господня. Причиной возобновления придела послужила теснота теплой церкви для собирающихся богомольцев. Из этого можно сделать вывод, что жители Переславля во множестве стали посещать Никольский женский монастырь, несмотря на его местоположение на болоте, невзирая на размытые дороги осенью и снежные заносы зимой.

В том же году на средства благотворителей с южной стороны теплого Благовещенского храма была сооружена каменная двухэтажная ризница. Вся церковная утварь отреставрирована и заново вызолочена, приобретены двенадцать парчовых облачений для священнослужителей. Причем золотым шитьем по ним занималась сама матушка игумения Антония по особому расположению к этому рукоделию.

В 1902 году была освящена новая придельная церковь Благовещенского храма во имя Всех святых, а также выстроен еще один двухэтажный каменный келейный корпус.

В 1903 году один из благотворителей привез в Никольский монастырь икону преподобного Серафима Саровского, освященную на мощах святого старца в день его прославления 19 июля (1 августа) 1903 года.

В это время Никольский монастырь был полностью благоустроен, сиял благолепием и красотой. Заметно возросло число насельниц, к 1903 году их было уже около ста человек. И вот так она выглядела.

 

Последний настоятель Никольского собора протоиерей Евгений Елховский с сестрами обители и воспитанницами приюта (примерно 1915 год).

 

После революции Никольская обитель претерпевает значительные разрушения – были взорваны соборный храм святителя Николая и древняя колокольня, снесена ограда. В некоторых хозяйственных и жилых постройках новые городские власти поместили животноводческую базу. В келейном сестринском корпусе разместилась школа-интернат для слаборазвитых детей. Оставшиеся помещения, в том числе и святые алтари храмов, заняли жильцы. О судьбе большинства сестер и духовенства обители после революции сведений не сохранилось.

То, что не уничтожили люди, разрушило время. Вот так выглядела Благовещенская церковь. Казалось, обитель погибла безвозвратно. И только спустя семьдесят лет, в 1993 году, монастырь открылся вновь. 16 февраля 1994 года в обитель прибыли первые насельницы – две инокини из Толгского монастыря города Ярославля. Они поселились в здании Благовещенской церкви, которая в течение последних десятилетий служила жилым домом и складом. В условиях холодной зимы, едва наладив быт, сестры приступили к подготовке разоренного храма к богослужению. Жители Переславля и братия Никитского мужского монастыря оказывали им посильную помощь.

20 апреля 1994 года, на праздник преподобного Даниила, Переславского чудотворца, произошло еще одно знаменательное событие. Из исторического музея в Никольский монастырь были перенесены мощи этого  чтимого Переславского святого. Святые мощи преподобного Даниила в течение двух лет освящали своим пребыванием обитель, пока 20 апреля 1996 года не были перенесены на место своего постоянного пребывания во вновь открывшийся Переславский Свято-Троицкий Данилов монастырь.

К началу 1995 года она насчитывала уже десять насельниц. В 1995 году от общества «Ярославская икона» были получены в дар колокола и сооружена временная звонница.

И даже, когда построили новую Звонницу на месте старой, восстановили колокола, маленькая колоколенка осталась. И сносить ее не собираются. А прошлым летом в ней пол новый настелили. Все "призывы" на молитву, на трапезу звонят в ней...



Из старых храмов в монастыре сохранилось лишь два. Одноглавая надвратная церковь Петра и Павла была построена в 1748 году. Она отличается стройностью и устремленностью вверх. Это достигается за счет вытянутого купола с высоким барабаном и маленькой главкой.


Это фото 2004 года. Не мое.

 

Благовещенская церковь с трапезной 1748 года имеет пять глав. Эта церковь, как и надвратная церковь Петра и Павла, устремлена вверх. Такой эффект производит купол с узким барабаном и небольшой главкой.

При размывке стен и сводов в Благовещенском храме под слоем извести и грязи были обнаружены прекрасно сохранившиеся росписи. Их расчистили, укрепили и восстановили художники-реставраторы из Санкт-Петербурга Галина Яковцева, Алексей Лебедько и Николай Голубцов.

Большим событием в жизни Свято-Никольского монастыря стало посещение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II 23 августа 1997 года. Со времен Петра Великого предстоятели Русской Православной Церкви не посещали Переславль и его святыни. На время пребывания в обители предстоятеля Русской Православной Церкви из исторического музея в иконостас Благовещенского храма на несколько часов был возвращен Корсунский Крест. 12 июня 2010 года состоялась торжественная передача Корсунского креста из музея в монастырь.

 

В 2003 году закончено возведение нового Никольского собора и колокольни. Этот храм, решенный в формах московского зодчества XV–XVI веков, представленный теперь не только на бумаге, а в реальности, поражает посетителей Переславля и своей преемственной связью с лучшими образцами отечественного зодчества, и органическим сочетанием с имеющимися уже монастырскими  постройками.

 

Над порталом входа в храм входящего встречал мозаичный образ святителя Николая Чудотворца, изображенного в рост на фоне возникшей из небытия Никольской обители.

Вновь построенный храм представляет тип крестово-купольного собора с тремя престолами, как это и было исторически, но был создан архитектором Вячеславом Ижиковым. Главный престол посвящен святителю и чудотворцу Николаю, два боковых – правый – основателю монастыря преподобному Димитрию Прилуцкому и левый – небесному покровителю строителя собора мученику Виктору, именно так, как это было и в храме XVIII века. (Исторически он был освящен в честь преподобного Герасима «иже на Иордане» – небесного покровителя Герасима Обухова, строителя прежнего собора, взорванного в 1937 году).

 

Заботясь о здоровье и условиях жизни насельниц, одновременно со строительством соборного храма осуществлялось и строительные работы по возведению трехэтажного келейного корпуса для сестер с архиерейскими покоями и домовой церковью во имя преподобного Сергия Радонежского, на месте сгоревшего в 1994 году ветхого здания.

В 2000 году в жизни монастыря произошли два знаменательных духовных события. Одно из них – обретение святых мощей благоверного князя Андрея Смоленского, прославленного в древности Переславского святого.

 

У южной стены Никольского собора находятся мощи св. князя Андрея Смоленского, который жил в XIV веке. Благоверный князь Андрей Смоленский, чудотворец Переславский. Точное время рождения и смерти этого святого не установлено. Известно, что он был современником преподобных Сергия Радонежского и Димитрия Прилуцкого. Главными подвигами князя Андрея были смирение, миролюбие и терпение. Отказавшись от борьбы за княжескую власть, тайно, бедным странником пришел он в Переславлъ около 1360 года и поселился при церкви святителя Николая у городских (Никольских) ворот. Тридцать один год безропотно исполнял обязанности пономаря, скрывая ото всех свое знатное происхождение. После смерти при нем обнаружили его собственноручное жизнеописание, перстень с печатью и железные вериги. Похоронили святого князя при Никольской церкви.

 

Второе знаменательное событие 2000 года – это принесение в обитель святых мощей преподобного Корнилия Молчальника, Переславского чудотворца, он подвизался в обители в XVII веке. Родился он около 1635 года в купеческой семье.  Мирское имя святого было Конон. Пятнадцатилетним отроком он оставил дом и поселился в Лукиановой пустыни, что в 25 верстах от Переславля-Залесского. Через пять лет, духовно окрепший, приняв на себя обет молчания, Конон пришел в Борисоглебский Песоцкий монастырь, который граничил с Никольской обителью. Здесь он проходил самые тяжелые послушания, объясняясь знаками. Братия долгое время считали его немым. По преданию, духовником его был настоятель Никольской обители игумен Варлаам. Через пять лет послушника Конона постригли в монашество с именем Корнилий. Он продолжал вести крайне суровый образ жизни, умерщвляя свою плоть. 30 лет нес преподобный подвиг молчания, имел дар прозорливости и исцелений. Перед кончиной был пострижен в великую схиму и скончался 22 июля 1693 года. Рака с мощами находится в Благовещенской церкви.

 

В Никольском соборе есть еще одна замечательная икона с частицей мощей свт. Луки (Войно-Ясенецкого). Оказывается, с 1910 по 1917 год будущий святитель и профессор и светило медицины работал в Переславле главным врачом инфекционной больницы. Это именно он написал знаменитый труды ««Регионарная анестезия» и «Очерки гнойной хирургии».

Наместник Иоанно-Богословского монастыря Рязанской епархии архимандрит Авель (Македонов; +6.12.2006) передал в дар Никольской обители частичку мощей святителя Николая; теперь она помещена в древний образ святого покровителя обители.

От наместника Китаевой пустыни города Киева архимандрита Прохора (Костюченко) были получены восемьдесят четыре частицы мощей Киево-Печерских святых.

 

Иконостас Благовещенского храма украшает древний образ Спаса Нерукотворенного, переданный из запасников музея-заповедника города Ярославля.

Президент России Владимир Владимирович Путин посетил Никольский монастырь в канун Рождества Христова 6 января 2002 года.

 

Проект звонницы также был создан архитектором Вячеславом Ижиковым. Эта звонница заменила взорванную в ХХ веке шатровую колокольню ХVII века. Вновь построенная звонница представляет собой массивную трехпролетную галерею с ярусами звона, увенчанную тремя главами. Формы звонницы и на этот раз архитектурно не копировали постройку XVII века, но были также ориентированы на более ранний исторический период, в гармоничном сочетании с новопостроенным собором. Набор колоколов, наибольший из которых весит около восьми тонн, был отлит на колокололитейном заводе в городе Тутаеве (Романове-Борисоглебске) под руководством Николая Александровича Шувалова. Освящение колоколов  состоялось на праздник святого великомученика Георгия Победоносца 6 мая 2005 года.

2006 год для истории монастыря отмечен началом работ по росписи  Никольского собора. С мая 2007 года продолжены работы и по возведению каменной ограды взамен обветшавшей, разрушенной временем.

Сегодня Свято-Никольский монастырь является одной из процветающих обителей города.

Но и на этом не кончается летопись восстановления порушенных святынь. Ждет своего участия приписанная к обители Смоленско-Корнилиевская церковь, с приделом князей-страстотерпцев Бориса и Глеба. Эта древняя свидетельница трудов Борисо-Глебской обители (ныне не существующей) рушится на глазах. Внимания и трудов ожидает еще не благоустроенная церковь под звонницей, посвященная великому учителю покаяния – святому Пророку Иоанну Предтече. Заканчиваются работы по реставрации надвратной монастырской церкви святых апостолов Петра и Павла. Сама территория монастыря очень ухожена, поразительное колличество цветов и даже есть пруд с лилиями и золотыми рыбками. А сецчас просто фото по монастырю.





Перед входом в монастырь через надвратную церковь.






 



 



 

Стена монастыря.

 

Весь пруд усажен кустами флоксов.

Никольский храм сзади.



 


 


 


















 

 






За оградой видна Смоленско-Корнилиевская церковь, частично востановленная.




Конечно внутри монастыря находится и маленькое кладбище, скорее всего это могилы монахинь.



Есть и старые могилы. Вот эта, например, 1882 года.

Ну и напоследок еще раз посмотрим Никольский храм. Разнимца в цвете неба потому, что снимки представылены снятые в разные дни, поскольку хочу напомнить, что я в течении 2014 года в Переславле была 4 раза.

И сзади.



Панорамный снимок.


Ну и внутри. Вот на этом я пожалуй закончу и рассказ и показ. Спасибо, если вытерпели)))))

Картина дня

наверх