На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ШАГ НАВСТРЕЧУ

23 957 подписчиков

Свежие комментарии

  • Jolie
    затолокин))они ждали-ждали тебя 5 лет и "померли от тоски"))))А где все? С НОВЫ...
  • Jolie
    нихде)))🤣🤣🤣🤣🤣🤣🤣Когда деревья был...

Календарная копилка. 1 - 7 сентября.

Сентябрь

В сентябре заканчивается сбор всего урожая, всех плодов лета. Можно начинать делать на зиму заготовки, повсюду царит изобилие и покой, и умиротворение. Люди получают вознаграждение за летние труды.
«Листопроводец. Задумчивый. Ревун. Рябинник. Вересень. Зоревник. Хмурень. Сентемарий. Руен. Рюин. Первый месяц осени. Конец лета.
Название месяца отражают осенний сезон: Ревун - идут дожди, непогода; Хмурень - угасание солнечного света, хмурое небо; Руен - желтый цвет осени; Рюин - рев  оленей.
Сентябрь совмещает лето и осень.
1-23 сентября - Начало осени. 24-30 сентября - Золотая осень.
22-23 сентября - день осеннего равноденствия. Солнце пересекает экватор и переходит из Северного полушария в Южное. В Северном полушарии наступает астрономическая осень, которая длится 90 дней. А в Антарктиде начинается весна со свирепыми холодами и ураганами.
Средняя температура воздуха в сентябре 10-18 ºС. День в сентябре убывает на 2 часа 13 минут. В сентябре бывают заморозки: Лупповские - 5 сентября, Михайловские - 19 сентября. Могут быть поздние грозы (14 сентября). «Гром в сентябре предвещает теплую и долгую осень».
По Лесному календарю Бианки до 20 сентября в лесу «Месяц стай», с 21 сентября - «Месяц прощания перелетных с родиной».
Певчие птицы собираются в стайки, готовят молодежь к полету. В  1-2 декаде улетают стрижи, иволги, городские ласточки, чибисы, козодои, кулики, зяблики, трясогузки. С конца сентября начинается массовый отлет птиц. В основном птицы улетают ночью. Летят они далеко, нередко за 5-6 тысяч километров.
Так, кукушки, стрижи, соловьи, удоды, мухоловки, иволги улетают в Среднюю и Южную Африку. Зяблики, трясогузки, дрозды, зорянки, славки зимуют во Франции, Италии, Португалии. Черные коршуны летят в район Каспийского моря; журавли, утки, кулики - на берега Нила и т.д. Летают птицы со скоростью: скворцы - 70 км/час, утки - 90 км/час, стрижи - 110 км/час, дикие гуси - 35-40 км/час. При полете птицы не поднимаются выше 400 м.
У зайцев пополнение - зайчата-листопадники. У лосей-самцов идут битвы. Время заготовки «продуктов» на зиму у барсуков, бобров, кротов, белок, ежей.
В сентябре во 2-й половине изменяется окраска листьев клена, липы, дуба, березы. С конца первой декады роняют листья липа, вяз, бородавчатая береза; редеют кроны боярышника, клена, черемухи, осины, ясеня, красной бузины, дуба. Липа и тополь начинают листопад снизу; вяз, орешник ясень - сверху.
Батюшка-сентябрь не любит баловать. В сентябре одна ягода, да и та - горькая рябина. У мужика в сентябре только те и праздники, что новые новины (холсты; зерно нового урожая).
На латинском языке septem означает "семь". В Древнем Риме септембер и был седьмым месяцем, а у нас он — девятый.
На Руси сентябрь официально величали по примеру римлян септембрием или сентябрем. Но были у сентября и народные славянские названия, например: вересень, вресень — по времени цветения медоносного вереска, невысокого вечнозеленого кустарника, а еще — рует, то есть желтый, златоцвет, листопадник, почему — понятно. Ревуном его прозвали потому, что в эту пору начинается гон сохатых, и животные оглашают леса призывным ревом; в некоторых местах Сибири сентябрь до сих пор зовется попросту рев. Хмурень, дождезвон и северняк — эти названия даны за угасание солнца, частое ненастье и похолодание, недаром сентябрь считался дедом ноября. Но и июлю он внук: будут еще теплые деньки. А еще он — рябинник, потому что рябина созревает и становится сладкой.

В Сибири первый месяц осени издавна считается ореховым, временем сбора орехов. Нижнеколымские юкагиры именовали его "рыбным месяцем". По полярному календарю оленеводов, сентябрь — "луна листвы". В Бурятии именовался он "временем сенокоса".
А вот какими были русские народные пословицы и приметы, связанные с сентябрем.
Холоден сентябрь, да сыт.
Что июль с августом не сварят, того не зажарит и сентябрь.
В сентябре синица просит осень в гости.
В сентябре шуба за кафтаном тянется.
Считай, баба, осень с сентября по шапкам да по лаптям.
Сентябрь птиц в дорогу торопит;
Сентябрь — вечер года;
В  сентябре лист на дереве не держится.
Народные приметы в сентябре
Гром в сентябре предвещает теплую осень.
Пока лист с вишен не опал, сколько бы снегу ни выпало, оттепель его сгонит.
Если журавли летят высоко, не спеша и «разговаривают» - будет стоять хорошая осень. Паутина стелется по растениям - к теплу.
Осенний тенетник - на ясную погоду, на вёдро.
Если в этом месяце на дубах будет много желудей, то ожидай и много снегу перед Рождеством.
Частые и сильные туманы, бывающие в сентябре, особенно без ветра, причиняют различные болезни людям слабого здоровья».
На деревьях безвременно появляются желтые листья — к ранней осени.
Влажное лето и теплая осень — к долгой зиме.
Если бурьяны очень высоко растут, то будет много снега.
Если вход в кротовую нору расположен на север, то зима будет теплой, на юг — холодной, на восток — сухой, на запад — сырой.
Опенки у дверей — к осенней поре.
Если осенью с деревьев опадают не все листья, то зима будет холодной.

В сентябре православные праздники
Рождество Богородицы - 21 сентября; Воздвижение - 27 сентября.
На дни святых Адрияна и Наталии обычно приходился конец жатвы. Этот праздник в народе называется Дежень. В нем также сочетаются христианские и языческие обряды. После ржи, пшеницы и ячменя последним с полей убирали овес. Жнецы с песнями несли с поля сноп овса, вносили в избу и ставили на сутки под образа. Затем все — и хозяева, и работники — садились за стол и ели дежень — толокно, замешанное на кислом молоке или воде. По окончании жатвы иногда делали из соломы куклу, наряжали ее в красный сарафан, бусы и несли с песнями по селу.

1 сентября. ДЕНЬ ПАМЯТИ МУЧЕНИКА АНДРЕЯ СТРАТИЛАТА, МУЧЕННИЦЫ ФЁКЛЫ. ПРАЗДНИК В ЧЕСТЬ ДОНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ. СИМЕОН СТОЛПНИК.

Мученик Андрей Стратилат был военачальником в римских войсках в правление императора Максимиана (284-305). За его храбрость, непобедимость и справедливость святой был любим в римских войсках. Когда многочисленное персидское войско вторглось в сирийские пределы, правитель Антиох поручил святому Андрею руководство римскими войсками, дав ему титул "Стратилат", т. е. главнокомандующий. Святой Андрей выбрал себе небольшой отряд храбрых воинов и выступил навстречу противнику. Его воины были язычниками. Сам святой Андрей еще не принимал Крещения, но уверовал в Иисуса Христа. Перед сражением он убеждал воинов, что языческие боги - бесы и помощи в сражении оказать не могут. Он проповедовал им Иисуса Христа, всесильного Бога Неба и земли, подающего помощь всем верующим в Него. Воины вступили в сражение, призывая на помощь Спасителя. Небольшой отряд обратил в бегство многочисленное войско персов. Святой Андрей вернулся из похода со славой, одержав полную победу. Но завистники донесли правителю Антиоху, что он - христианин, обративший в свою веру подчиненных воинов. Святой Андрей был вызван на суд, и там он подтвердил свою веру во Христа. За это его подвергли пытке. Воинов распяли на деревьях, но ни один из них не отрекся от Христа. Заточив святых в темницу, Аитиох послал донесение императору, не решаясь сам предать смерти прославленного победителя. Император знал, как войско любило святого Андрея, и, опасаясь возмущения, послал приказ освободить мучеников, а тайно велел под каким-либо предлогом казнить каждого порознь.
Освободившись, святой Андрей вместе с дружиной воинов пришел в город Тарс. Там их крестил местный епископ Петр и епископ Верийский Нон. Затем воины перешли в местность Таксанаты. Антиох написал письмо правителю Киликийской области Селевку, чтобы тот под видом погони за оставившими знамена настиг дружину святого Андрея и умертвил их. Селевк нагнал мучеников, остановившихся в ущельях горы Тавра, где им по откровению предстояло пострадать. Святой Андрей, называя воинов своими братьями и детьми, призвал их не бояться смерти. Он молился за всех, кто будет чтить их память, и просил Господа послать людям целебный источник на месте, где прольется их кровь. Во время этой молитвы несопротивляющиеся мученики были усечены мечами († ок. 302). В тот же миг из земли истек источник. Епископы Петр и Нон, которые с клириками тайно следовали за дружиной святого Андрея, погребли их тела. Один из клириков, с давнего времени страдавший от злого духа, напился из источника воды и сразу исцелился. Молва об этом разнеслась среди окрестных жителей, и они стали приходить к источнику и, по молитвам святого Андрея и пострадавших с ним 2593 мучеников, получали благодатную помощь от Бога.

В этот день отмечается память трех мучеников Газских — Тимофея, Агапия и Феклы, пострадавших за веру в 304-306 годах. Известно, что Тимофей с юности изучал Священное Писание и обладал даром красноречия, благодаря чему стал известным проповедником христианства. Во время гонений на христиан в царствование императоров Диоклетиана и Максимилиана Тимофея привели на суд и обвинили в преступлениях против языческих божеств. Несмотря на пытки, мученик не отрекся от своей веры, а напротив, произнес проповедь об Иисусе Христе и его любви ко всем людям. За упорство в убеждениях его приговорили к сожжению. В то же время и в том же городе Газе пострадали за истинную веру мученики Агапий и Фекла. Язычники отдали их на растерзание диким зверям.

 Установлен праздник по случаю избавления Москвы от татар в 1591 году. К сражению с Мамаевыми полчищами русские войска очень хорошо готовились, великий князь сумел объединить силы, к нему стекались отряды с разных мест Руси. Пришли под его знамена и донские казаки, они явились с иконой Божией Матери, взятой из Благовещенской церкви городка Сипотина. В 1380 году донские казаки вручили ее князю Дмитрию Ивановичу (Донскому). В день Куликовской битвы, 8 сентября 1380 года, который пришелся на праздник Рождества Пресвятой Богородицы, икона находилась среди русского войска.
Икона сражалась вместе с войсками, ее укрепили на древке как хоругвь, она прошла перед выстроившимися отрядами, а в разгар боев находилась в самом пекле, вдохновляя русских воинов. 8 сентября 1380 года русские одолели Мамая, эта победа вселила в народ уверенность в возможность полного освобождения от татаро-монгольского ига.
После сражения донские казаки преподнесли икону Донскую великому князю Димитрию, он торжественно внес ее в Москву и поместил сначала в Успенском соборе Кремля. Но на обороте иконы скоро обнаружили надпись: "Благовещение Богоматери". Тогда ее перенесли в Благовещенский собор.


В память победы икона стала называться "Донская икона Божией Матери". В 1591 году на Россию напали с двух сторон. Шведы шли к Новгороду, крымские татары во главе с ханом Казы-Гиреем уже были около Москвы, остановились у речки Котлов на Воробьиных горах. Царь Федор Иоаннович был сильно растерян, так как основные силы русского войска защищали Новгород. Не надеясь на человеческие силы, царь с твердой надеждой обратился к Пресвятой Богоматери. Он пришел в церковь Благовещения: взял чудотворную Донскую икону Божией Матери и велел митрополиту со всем собором, с нею и другими святыми образами обойти в крестном ходе вокруг стен Москвы, а потом поставить Донскую икону Божией Матери среди войска, готовившегося к битве.
На следующий день с утра началась ожесточенная битва. Через сутки татары, истерзанные невидимой силой, бросились бежать, оставив множество убитых, раненых и весь свой стан. В благодарность за помощь, оказанную Царицей Небесною, Феодор Иоаннович в том же году на месте, где стояла во время битвы Донская икона Богоматери, построил Донской монастырь.


В нем поставили Донскую икону Божией Матери и установили 19 августа по старому стилю (сейчас 1 сентября) праздник в память оказанного Богоматерью милосердия "чрез Ее святую икону Донскую". Царем Алексеем Михайловичем, особенно уважающим эту икону, был установлен крестный ход в день праздника в этот монастырь, совершавшийся в разное время до 1646 года, когда "татары, напавшие на курские пределы, были счастливо отражены".
Святой Симеон родился в пределах Антиохии Сирийской в середине IV века от бедных родителей. В юности он пас овец своего отца. Однажды, придя в храм, он услышал пение заповедей Блаженств, и в нем зародилась жажда праведной жизни. Симеон начал усердно молиться Богу и просить указать ему, как достичь подлинной праведности. Вскоре ему приснилось, что он копает землю как бы для фундамента под здание. Голос ему сказал: «Копай глубже». Симеон стал усерднее копать. Считая вырытую яму достаточной глубины, он остановился, но тот же голос повелел ему копать еще глубже. То же повеление повторилось несколько раз. Тогда Симеон стал копать безостановочно, пока таинственный голос не остановил его словами: «Довольно! А теперь если хочешь строить, строй, трудясь прилежно, потому что без труда ни в чем не достигнешь успеха». Решив стать монахом, святой Симеон покинул родительский дом и принял иночество в соседней обители, а затем для еще больших подвигов он уединился в сирийскую пустыню. Здесь святой Симеон положил начало новому виду подвижничества: «столпничества». Построив столп в несколько метров высоты, он поселился на нем и этим лишил себя возможности прилечь и отдохнуть. Стоя днем и ночью, как свеча в прямом положении, он почти непрерывно молился и размышлял о Боге. Кроме строжайшего воздержания в пище, он добровольно переносил много лишений: дождь, зной и стужу. Питался он размоченной пшеницей и водой, которые приносили ему добрые люди.
Его необычайный подвиг стал известен во многих странах, и к нему начало стекаться множество посетителей из Аравии, Персии, Армении, Грузии, Италии, Испании и Британии. Видя его необыкновенную силу духа и внимая его вдохновенным наставлениям, многие язычники убеждались в истинности христианской веры и принимали крещение.
Святой Симеон сподобился дара исцелять душевные и телесные болезни и предвидел будущее. Император Феодосий II Младший (408-450 гг.) очень уважал преподобного Симеона и часто следовал его советам. Когда император скончался, его вдова царица Евдокия была совращена в монофизитскую ересь. Монофизиты не признавали во Христе две природы — Божескую и человеческую, а лишь одну Божескую. Преподобный Симеон вразумил царицу, и она опять стала православной христианкой.
Святой Симеон жил более ста лет и скончался во время молитвы в 459 году. Его мощи почивали в Антиохии. Православная Церковь в богослужении, посвященном святому Симеону, называет его «небесным человеком, земным ангелом и светильником вселенной».

Андрей Стартилат. Стратилат Тепляк. Андрей и Фекла.
Несмотря на то, что настала осень, в народе его зовут "Андрей-тепляк"; по многолетним наблюдениям, 1 сентября в основном оказывается теплым и ведренным (ясным). В некоторых местностях с этой даты начинают отсчет двух погожих осенних недель —
бабьего лета. Кроме того, считается, что с 1 сентября можно жать овес: "Андреев день приспел — овес поспел".
Дозревает овес: «Стратилатов день пришел, овес дошел». «Батюшка юг пустил ветер на овес». Под названием Тепляк в народе разумеется ветер, который дует с юга в это время и способствует созреванию овса. «Если на Феклу с полуден тянет, пошли овсы на спех».
«На Феклу именинница свекла», — говорили в народе и начинали уборку этого овоща. На Руси свеклу употребляли с древних времен — как белую, так и красную. Последнюю, впрочем, ценили больше — в том числе за целебные свойства. Ей приписывали «силу мягчительную, питательную, прохладительную, мочегонную и слабительную». Толченые листья свеклы прикладывали к воспаленным глазам, а сырые коренья держали во рту от зубной боли. Из свеклы готовили разнообразные блюда, в первую очередь, супы. Названия как минимум двух из них известны всем — это горячий наваристый борщ и холодная витаминная ботвинья. Квашеную свеклу — бураки — подавали зимой к вареной картошке. На Феклу подмечали, какой дует ветер: если с юга, то это сулило большой урожай овса. «Батюшка юг пустил ветер на овес»; «Феклин день пришел, овес дошел», — говорили крестьяне. Фекла свекольница. «На Феклу копают свеклу».
1-7 сентября - возможны заморозки на почве. Желтеют листья березы. Начало листопада у орешника-лещины. Вырезают старые ветки у ягодников. Сбор яблок сортов: Десертное Петрова, Бессемянка Мичурина, Анис алый, Боровинка, Осенняя радость.
1 день 1-го месяца осени - Новый год на Руси с 1492 года.
В 1492 году Великий Московский князь Иван III Васильевич «...принял решение Новый год исчислять не с 1 марта, а с 1 сентября, так как это гораздо удобнее для народного хозяйства: подводились итоги урожая, готовились к зиме, игрались свадьбы».
Старорусские традиции. Встречи Нового года.
Семенов день. Семен-день. Симеон Столпник. Симеон Летопроводец. Семин день. Семен. Осенины. Марфа. Засидки. Марфино лето. Бабье лето. Лето на проводе. Встреча осени. Зажигание нового огня года. Первая встреча осени. На Летопроводца оканчивались все торговые и хозяйственные договоры и сделки. С Семена начинали мочить коноплю, сушить и мять лен.
В этот день черт меряет воробьев меркою: сколько взять себе, а сколько выпустить; для этого воробьи все собираются к нему, и потому в Семен-день их нигде нельзя увидеть.
Поскольку по старому календарю день Симеона Столпника приходится на 1 сентября, то с ним было связано большое количество начинаний или завершений работ, сроков и т.д.
С Семена начинались засидки, то есть работа в избах при огне. Под Семен-день вечером гасят старый огонь, а утром зажигают новый. Яровое к Симеону Столпнику обязательно убирается.
В течение долгих веков сохранялся обычай на день Симеона сажать на коня мальчика - при переходе от младенчества (по четвертому году). На Семена дитя постригай и на коня сажай и на ловлю в поле выезжай.
Девка на поре - жених на дворе.
Переходы в Семен-день на новоселье - счастье и веселье. В Семен-день «хоронят» мух, блох, тараканов и прочих домашних насекомых, чтоб не водились в доме.

Именины в этот день Андрей, Николай, Тимофей, Фекла

2 сентября. ДЕНЬ ПРОРОКА САМУИЛА.

Пророк Самуил, пятнадцатый и последний судья Израильский, жил за 1146 лет до Рождества Христова. Он происходил от колена Левиина, был сыном Елканы из Рамафаим-Цофима, с горы Ефремовой. Родился испрошенный у Господа молитвами своей матери Анны (почему и получил имя Самуил, что значит "испрошенный") и еще до рождения был посвящен Богу. Когда мальчику исполнилось 3 года, мать пошла с ним в Силом и по обету отдала его в скинию на попечение первосвященника Илия, который в то же время был и судьей над народом Израильским. Пророк возрастал в страхе Божием, и уже в 12 лет ему было откровение о том, что Бог покарает весь дом первосвященника Илия за то, что он не обуздывает своих нечестивых сыновей.
Пророчество сбылось, когда филистимляне, убив 30000 израильтян (среди них были и сыновья первосвященника Офни и Финеес), одержали победу и взяли Ковчег Божий. Услышав об этом, первосвященник Илий упал с седалища навзничь у ворот и, сломав хребет, умер. Жена Финееса, до которой слух о происшедшем дошел в тот час, когда рождался младенец, умерла со словами: "Отошла слава от Израиля, ибо взят Ковчег Божий" (1 Цар. 4,22).
По смерти Илия Самуил сделался судьей народа Израильского. При нем Ковчег Божий был возвращен из плена самими филистимлянами, а после обращения израильтян к Богу они вернули себе и все города, которые взяли филистимляне. Состарившись, пророк Самуил поставил своих сыновей - Иоиля и Авию - судьями над Израилем, но они не наследовали честности и правосудия отца, так как были корыстолюбивы. Тогда старейшины Израиля, желая, чтобы народ Божий был "как прочие народы" (1 Цар. 8, 20), потребовали у пророка Самуила поставить им царя. Пророк Самуил увидел в этом глубокое падение народа, которым до того времени управлял Сам Бог, возвещая волю через святых избранников. Оставляя должность судии, пророк Самуил спрашивал народ, не обидел ли он кого в продолжение своего правления, но никто не нашел за ним ничего. После обличения первого царя Саула в непослушании Богу, пророк Самуил помазал на царство святого Давида, который находил у него прибежище, спасаясь от преследований царя Саула. Пророк Самуил скончался, достигнув глубокой старости. Жизнь его описана в Библии (1 Цар.; Сир. 46, 16-23). В 406 году мощи пророка Самуила были перенесены из Иудеи в Константинополь.

Самуил. Самойлин день.
Собираются в стаи перелетные грачи. Появляются зимние опята. В садах обрезают красную и белую смородину. На Руси пророка Самуила считали заступником сильного пола, говорили: «Самойло-пророк сам Бога о мужике молит». Поэтому и Самойлов день становился своего рода мужским праздником: дочери подавали с утра отцу семейства новую рубаху, жены накрывали богатый стол, чтобы хозяин добрым да сытым принимался за дела. В Самойлов день просили хорошей погоды для осенних работ. Времени для них оставалось совсем мало — зима приближалась неизбежно. В этот день в лесах уже появлялись первые зимние опята, и дети с корзинами шли за «урожаем». На столе частым блюдом в этот день были жареные грибы с картошкой.

Именины в этот день Александр, Виктор, Владимир, Иван, Лев, Максим, Николай, Самуил, Степан, Тимофей, Федор

3 сентября. ДЕНЬ ФАДДЕЯ ПРОПОВЕДНИКА, АВРААМА СМОЛЕНСКОГО.

Апостол Фаддей от 70-ти, по происхождению еврей, родился в сирийском городе Едессе. (Святого апостола от 70-ти Фаддея следует отличать от апостола из числа 12-ти Иуды, прозванного Фаддеем или Леввеем. - Память 19 июня). Придя в Иерусалим на праздник, он услышал проповедь святого Иоанна Предтечи и, приняв от него Крещение в Иордане, остался в Палестине. Увидев Спасителя, он сделался Его учеником, и был избран Господом в число тех 70-ти учеников, которых Он послал по два на проповедь в города и местности, которые Сам намеревался посетить (Лк. 10, 1). После Вознесения Спасителя на Небо, апостол Фаддей благовествовал в Сирии и Месопотамии. Он пришел с проповедью Евангелия в Едессу и обратил ко Христу князя Авгаря, народ и жрецов. Проповедь свою он утверждал многими чудесами (о которых Авгарь писал ассирийскому царю Нарсесу); поставил священников и устроил Едесскую Церковь. Князь Авгарь хотел наградить апостола Фаддея богатыми дарами, но тот отказался и пошел с проповедью в другие города, обращая многих язычников в христианскую веру. Дойдя с проповедью до финикийского города Вирита (Бейрута), он основал там Церковь и в том же городе мирно скончался в 44-м году. (Это место кончины указывается в славянской минеи; по другим источникам он скончался в Едессе; по древнему армянскому преданию, апостол Фаддей после различных мучений был усечен мечом 21 декабря в Артазской области в 50 году).

Авраамий жил в XIII веке. Еще в юношестве лишившись родителей, роздал все имущество нищим, вдовам и сиротам и постригся в монахи в монастыре Святой Богородицы в Селище. Более пятидесяти лет продолжалось его служение. "Житие Авраамия" было написано его учеником Ефремием и стало памятником древнерусской литературы. В нем рассказывается о незлобивости святого, его любви к ближним и о знамениях, которыми была освящена его жизнь. Например, когда долгая засуха измучила жителей города и ничьи молитвы о дожде не помогали, монахи попросили помолиться Авраамия. Не успел Авраамий после службы дойти до своей кельи, как пошел дождь, и город был спасен.

А вот если 3 сентября тепло и солнечно, то хорошая погода будет стоять еще целые четыре недели. На Фаддея было принято убирать лен. А поскольку в этот день отмечалась еще память мученицы Вассы Алонской, то при работе говорили: «Баба Василиса о льнах радеет». Сжав лен, его раскладывали на лугах — ради «улежания», другими словами, чтобы из него вышла лишняя влага, а он стал мягким и гибким. При этом каждая баба произносила заговор: «Улежи-ка, мой ленок, белый да мягкий, не бойся ни ветру, ни вихрю, ни частого дождичка, ни красного солнышка». Наблюдали в этот день за погодой. Если на Фаддея небо чистое и солнце светит ясно, то того же можно было ждать еще на четыре недели вперед. «Кто Фаддей - тот своим счастьем владей».  Посадка луковиц нарциссов. До 1 октября - посев семян щавеля.

Именины в этот день Александр, Игнатий, Корнилий, Марфа, Павел, Рафаил, Фаддей

4 сентября. ДЕНЬ ПАМЯТИ МУЧЕНИКА АГАФОНИКА, ДЕНЬ ПАМЯТИ ИКОНЫ ГРУЗИНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ.

Агафон жил в конце III века в городе Никомидия на берегу Мраморного моря. Мученик Агафоник происходил из знатного рода Гиппасиева. Сведущий в Священном Писании, он обратил к вере во Христа многих язычников, в том числе и самого первенствующего члена Сената (принцепса). Комит Евтолмий, посланный в Понтийскую (Причерноморскую) страну, в местности Карпен распял учеников христианина Зотика, отказавшихся принести жертву идолам, а самого Зотика взял с собой. В Никомидии Евтолмий схватил мученика Агафоника (с принцепсом), Феопрепия, Акиндина и Севериана. После истязаний Евтолмий повел мучеников во Фракию на суд императора, но по дороге, в местности Потама, умертвил мучеников Зотика, Феопрепия и Акиндина, которые не могли далее идти за колесницей правителя из-за полученных ими во время истязаний ран. Мученик Севериан был умерщвлен в Халкидоне, а мученик Агафоник с другими усечены мечом, по приказу императора, в Силиврии.
Мощи мученика Агафоника в церкви в честь его имени в 1200 году в Константинополе видел русский паломник Антоний. В ХIV веке архиепископ Силиврийский Филофей посвятил мученику Агафонику похвальное слово.

Грузинская икона Пресвятой Богородицы. В 1622 году персидский шах Аббас покорил Грузию. Многие христианские святыни были похищены и многие проданы русским купцам, бывшим в Персии. Так, Грузинская икона Божией Матери попала к некоему купцу Стефану, который благоговейно хранил ее. В то время в Ярославле купец Георгий Лыткин, по торговым делам которого Стефан был в Персии, получил во сне откровение о святыне, приобретенной Стефаном, и повеление отослать ее в Черногорский монастырь Архангельской епархии, основанный в 1603 году. Когда в 1629 году Стефан возвратился на Родину и показал икону Георгию Лыткину, тот вспомнил о своем видении и отправился в Двинские пределы в Черногорскую обитель (названа так оттого, что построена на гористом и мрачном месте, издревле называвшемся Черная гора; впоследствии обитель была переименована в Красногорскую). Там икона и прославилась чудотворениями. В 1654 году во время моровой язвы икона была принесена в Москву, и молившиеся пред ней избегали смертоносной язвы.

Множество списков с иконы свидетельствуют о ее глубоком почитании. В 1658 году, по благословению Патриарха Никона, было установлено ежегодное празднование Грузинской иконе Божией Матери. Служба была составлена в 1698 году смотрителем Московской типографии Феодором Поликарповым.
Агафоник. День Агафона Огуменника.
В народной традиции — "Агафон-огуменник": тогда, говорят, леший выходит из лесу и принимается дурить — раскидывать снопы по гумнам. Видом своим леший напоминает человека, он даже способен принять облик знакомого или родственника. Но если внимательно приглядеться, не ошибешься: на нем почти всегда красный кушак, левая пола кафтана сунута за правую, а не наоборот, как все обычно носят; обувь перепутана: правый лапоть надет на левую ногу, левый — на правую. Глаза у лешего зеленые и горят, как угли.
Иногда леший представляется народному воображении иначе: он "огромен, выше дерева, и такой толщины, что девкам впору вокруг него хороводы водить"; "может превращаться в зверя, иногда оборачивается медведем с курчавой шерстью"; "глаза лешего горят, как у филина"; "леший чаще бывает не видим, а лишь слышен"; "на дороге лешего попадаться опасно: он может покалечить или увести за собой, навеки сгубить"...
 «На Агафона Леший из лесу в поле выходит раскидывать снопы по гумнам».
Однако считается, что леший не только проказит, пугает, водит людей по лесу, он нередко помогает человеку, особенно если тот его чем-то уважил.
Собираясь в ночь, мужики надевали тулуп наизнанку, мехом вверх, голову обвязывали полотенцем, а в руки брали кочергу. Этой кочергой вокруг гумна очерчивали круг и садились внутрь него. Говорили, что в этом случае леший не сможет подойти к гумну. В народных преданиях леший — это лесной дух, главная задача которого — следить, чтобы никто не принес вреда его хозяйству. Соответственно леший относится и к людям: добрым, которые зря ветки не заломят и зверя не убьют, помогает выйти из леса быстрой и короткой тропой, а злых заставляет плутать кругами, а может и в самую чащу завести. Говорили, что с виду леший напоминает человека, может принять облик знакомого, родственника. В народном календаре лешему отводится несколько примечательных дней, Агафон Огуменник — один из них. Особым днем считалось, например, Воздвиженье (27 сентября), когда лешие перегоняют по лесу зверье; попадаться на пути такому каравану было смертельно опасно. В октябре, на Ерофея, «лешие с лесом расстаются». Крестьяне говорили, что в этот день лесной дух проваливается под землю, где зимует до весны, но перед этим всласть беснуется — кричит, хохочет, ломает деревья и гоняет зверей. В любой из праздников, связанных с лешим, в лес было ходить нежелательно. На Агафона замечали: если день выдавался ясным, то солнечная погода продержится еще четыре недели.

Именины в этот день Александр, Алексей, Ариадна, Афанасий, Василий, Гавриил, Иван, Иларион, Исаакий, Макар, Михаил, Федор, Феликс.

5 сентября. ДЕНЬ МУЧЕНИКА ЛУППА.
 
В этот день отмечается память святого Луппа Солунского, бывшего рабом великомученика Димитрия Солунского. Известно, что святой Димитрий перед казнью поручил ему раздать бедным все свое имущество. Согласно житию, после казни мученика Лупп взял ризу своего господина, орошенную его кровью, а также его перстень и с помощью этих реликвий сотворил впоследствии много чудес. Луппу и самому было суждено стать мучеником: за проповедь христианства император Максимилиан приговорил его к смерти.

11 августа, в день святого Калинника, существует народное поверье: "Коли Калина не закалинит, то и Луппа не залупит"? А если все-таки закалинит, то "Луппа морозом овсы лупит". Надо поскорее убирать урожай. Еще Луппу называли брусничником — к этому сроку ягода уже поспела. А еще считалось, что если 5 сентября журавли отправились на юг, зима наступит рано.
Лупп-Брусничник. Лупп-первый заморозок. Замечали в народе, что если поспела брусника, то и овес созрел. Говорят, что на этот день льны лупятся. «Лупа льны лупит». «Лен две недели цветет, четыре недели спеет, а на седьмую семя летит».
Наступают более жестокие заморозки. Первые Лупповские ранние морозы. «На Лупа мороз льны сушит» (Осенние морозы называют «лупповские»). Лупповские заморозки вредны для овса и льна. «На Лупа мороз лупит овес». «Не соберешь овес - наглотаешься слез».
Поспела брусника, клюква. Сбор яблок сортов: Бельфлер-Китайка, Коричное Новое, Жиголевская, Слава Мичурина и др. Ветки смородины, пораженные щитовкой, нужно промазать чистым керосином». В народе день святого Луппа (на Руси его называли Лупом) получил название Брусничник. К этому сроку в лесах и на болотах поспевала брусника, поэтому все крестьяне, свободные от более серьезных работ, брали туеса и корзины и шли по ягоды. Их использовали по-разному: пекли пироги с брусникой, готовили варенье и пастилу, варили компоты. Большой популярностью пользовалась моченая брусника. Также эту ягоду уважали за целебные свойства. Сок из ягод применяли при простуде и туберкулезе; из листьев варили чай, помогающий при болезнях кишечника и печени. По зрелости брусники судили также о том, поспел ли овес. Если ягоды уже налились соком и заалели, то с жатвой нужно было спешить. Торопились убрать и лен. Крестьянки различали три стадии развития этого растения: две недели цветет, четыре спеет, на седьмую семя летит. «На Лупа лен лупится», — говорили люди. Смотрели в Лупов день на журавлей: если птицы потянулись на юг, зима придет рано. В то же время, если клин летит низко, то больших холодов не будет. А вот если журавли летят молча и быстро, нужно ожидать скорого ненастья. Начинались первые заморозки. «Лупов мороз морозит нос», — шутили старики. И добавляли: «Лупенские морозы на овес садятся, брусникой сластятся».
Именины в этот день Иван, Николай, Павел, Федор.

6 сентября. СВЯЩЕННОМУЧЕННИКА ЕВТИХИЯ,  ПРАЗДНОВАНИЕ В ЧЕСТЬ ЯВЛЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ПРП. СЕРГИЮ РАДОНЕЖСКОМУ. ПЕТРОВСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ.

В этот день отмечается память священномученика Евтихия, ученика святых апостолов Иоанна Богослова и Павла. Хотя он и не вошел в число апостолов от семидесяти, но за свои труды также стал именоваться апостолом. Евтихий стал учеником Иоанна Богослова, услышав его проповедь об Иисусе Христе, а позже, встретившись с Павлом, проповедовал вместе с ним в разных странах. В странствиях ему пришлось испытать множество мучений: язычники, разгневанные посягательством на их верования, морили его голодом, жгли каленым железом, бросали в ямы к диким зверям. Во время одной из пыток произошло чудо: лев, выпущенный на Евтихия, заговорил человеческим голосом и воздал хвалу Творцу. Видя это, многие язычники обратились в христианство. Свою жизнь святой закончил мученически: его приговорили к смертной казни.

Однажды, глубокой ночью, преподобный Сергий (1314-1392) читал акафист Божией Матери. Совершив обычное правило, он сел немного отдохнуть, но вдруг сказал своему келейнику, преподобному Михею († 6 мая 1385): "Бодрствуй, чадо, мы будем иметь чудное посещение". Едва он произнес эти слова, как был услышан голос: "Пречистая грядет". Преподобный Сергий поспешил из келлии в сени, и внезапно его осиял яркий свет, сильнее солнечного. Он увидел блистающую в неизреченной славе Божию Матерь, сопровождаемую апостолами Петром и Иоанном. Не в силах вынести чудного света, преподобный Сергий благоговейно склонился перед Божией Матерью, и Она сказала ему: "Не бойся, избранниче Мой! Я пришла посетить тебя. Не скорби более об учениках своих и об этом месте. Молитва твоя услышана. Отныне всем будет изобиловать твое жительство, и не только в дни твоей жизни, но и после твоего отшествия к Богу неотступно буду от твоей обители, подавая ей неоскудно все потребное и покрывая ее во всех нуждах". Сказав это, Божия Матерь стала невидима. Долго преподобный Сергий был в неизреченном восхищении, а, придя в себя, поднял преподобного Михея. "Скажи мне, отче, - спросил келейник, - что это было за чудесное видение? от ужаса душа моя едва не разлучилась от тела!" Но преподобный Сергий молчал; только его светившееся лицо говорило о той духовной радости, которую переживал святой. "Погоди немного, - наконец промолвил он ученику, - пока успокоится дух мой от чудного видения". Через некоторое время преподобный Сергий призвал двух своих учеников, преподобных Исаакия и Симона, и сообщил им общую радость и надежду. Все вместе они совершили молебное пение Божией Матери. Остальную часть ночи преподобный Сергий провел без сна, внимая умом Божественному видению. Явление Божией Матери в келлии преподобного Сергия, на месте нынешней Серапионовой палаты, было в одну из пятниц Рождественского поста 1385 г. Память о посещении Божией Матерью Троицкой обители и Ее обетовании свято хранилась учениками преподобного Сергия. 5 июля 1422 года были обретены его святые мощи, и вскоре на гробе преподобного Сергия была поставлена икона явления Божией Матери. ФОТО Икона чтилась как великая святыня. В 1446 г. великий князь Василий Васильевич (1425-1462) был захвачен в Троицком монастыре войсками князей Димитрия Шемяки и Иоанна Можайского. Он заперся в Троицком соборе, а когда услышал, что его ищут, взял икону явления Божией Матери и с ней встретил князя Иоанна в южных церковных дверях, говоря: "Брат, мы целовали Животворящий Крест и эту икону в этой церкви Живоначальной Троицы у этого же гроба чудотворца Сергия, чтобы нам не мыслить и не желать никому от братии между собой никакого зла; а вот сейчас не знаю, что сбудется надо мной".


Троицкий инок Амвросий (середина ХV в.) воспроизвел икону явления Божией Матери преподобному Сергию в резьбе по дереву.
Царь Иоанн Грозный брал икону явления Божией Матери в казанский поход (1552). Наиболее известна икона, написанная в 1588 году келарем Троице-Сергиевой Лавры Евстафием Головкиным (1571-1581; 1583-1593) на доске от деревянной раки преподобного Сергия, которая была разобрана в 1585 году в связи с переложением мощей преподобного Сергия в серебряную раку (14 августа). Неоднократно Матерь Божия через эту чудотворную икону охраняла русские войска. Царь Алексей Михайлович (1645-1676) брал ее в польский поход в 1657 г. В 1703 г. икона участвовала во всех походах войны со шведским королем Карлом ХII, а в 1812 г. митрополит Платон послал ее московскому ополчению. Икона участвовала в русско-японской войне 1905 года и во время первой мировой войны была в Ставке верховного главнокомандующего в 1914 году.
Над гробом преподобного Михея была построена церковь и наименована при освящении 10 декабря 1734 г. в честь явления Пресвятой Богородицы со святыми Апостолами преподобному отцу Сергию Радонежскому. 27 сентября 1841 г. храм был возобновлен и освящен Московским митрополитом Филаретом († 19 ноября 1867 г.), который сказал: "Благодатию Всесвятого и Всеосвящающего Духа совершилось ныне обновление этого храма, созданного прежде нас в честь и память явления Пресвятой Владычицы нашей Богородицы преподобному и Богоносному отцу нашему Сергию, чему очевидным свидетелем был и преподобный Михей, во благоухании святыни здесь почивающий. Праведно было память этого благодатного события почтить освященным храмом, хотя, впрочем, вся обитель эта есть памятник этого чудного посещения. Потому что вся судьба ее в продолжении веков есть исполнение обетования Небесной Посетительницы: "Неотступна буду от этого места". В память посещения Божией Матери в Троицком соборе Троице-Сергиевой Лавры по пятницам читается акафист Пресвятой Богородице, а особая служба в честь явления Божией Матери совершается в обители 24 августа, на второй день отдания праздника Успения Пресвятой Богородицы.
 (ок. 1306).
Петровская икона Пресвятой Богородицы называется так потому, что была написана святителем Петром, митрополитом Московским в бытность его еще игуменом Ратского монастыря на Волыни. Во время посещения Ратской обители святителем Максимом, митрополитом Киевским и всея Руси, святой Петр поднес ему в дар эту икону. Митрополит перенес ее во Владимир на Клязьме, где тогда находилась его кафедра. По смерти святителя Максима игумен Геронтий, решивший захватить митрополичий престол, ходил с этой иконой к Константинопольскому Патриарху Афанасию (1303-1311). Во время плавания игумена Геронтия поднялась страшная буря. Ночью ему явилась Пресвятая Богородица и сказала: "Не на тебя возложится сан святительский, но на того, кто написал Мой образ". Когда он предстал перед Патриархом Афанасием с иконой, святитель Петр уже был в Константинополе. Патриарх передал икону святителю Петру со словами: "Приими святой Богородичный образ, который ты написал своими руками, ибо ради этого воздала тебе дар Сама Владычица, предсказав о тебе". Святитель Петр перенес икону во Владимир, а в 1325 году при перенесении митрополичьей кафедры в Москву икону как великую святыню поместили в Московском Успенском соборе.

Евтихиев день. Обычно день тихий, безветреный. «Хорошо, коли Евтихий будет тихий, а то не удержишь льняное семя на корню: все дочиста вылущится» На Руси на Евтихия наблюдали за погодой: день должен быть тихим, безветренным, иначе может осыпаться льняное семя. В первую неделю сентября семена льна как раз дозревали, и важно было успеть собрать их. Если на Евтихия шел дождь, это предвещало сухую осень и хороший урожай на следующий год.

Именины в этот день Арсений, Георгий, Кузьма, Максим, Петр

7 сентября. ДЕНЬ ПАМЯТИ АПОСТОЛА ТИТА, ЕПИСКОПА КРИТСКОГО, ЧУДОТВОРЦА. ПЕРЕНЕСЕНИЕ МОЩЕЙ СВЯТОГО АПОСТОЛА ВАРФОЛОМЕЯ (4 ВЕК).

Апостол от 70-ти Тит был уроженец острова Крита, сын знатных язычников. В молодых годах он внимательно изучал эллинскую философию и древних поэтов. Занимаясь науками, Тит проводил жизнь добродетельную, не предаваясь порокам и страстям, свойственным большинству язычников. В двадцатилетнем возрасте святой Тит во сне услышал голос, внушавший ему оставить эллинскую премудрость, не дающую душе спасения, но искать той, которая спасает. После этого сна святой Тит ждал еще один год, не будет ли ему еще подобного веления и, действительно, ему было указано ознакомиться с учением Божиих пророков. Первое, что ему довелось прочитать, была Книга пророка Исаии. Открыв ее на 47 главе, он был поражен словами, сказанными как бы про его собственное духовное состояние.
Когда до Крита дошел слух о появившемся в Палестине Великом Пророке и о чудесах, творимых Им, правитель острова Крита, родной дядя Тита, послал его туда. Этот Пророк был Сам Господь Иисус Христос, воплотившийся от Пресвятой Девы Марии и пришедший в мир для искупления рода человеческого от тяготевшего над ним первородного греха. Святой Тит в Иерусалиме увидел Господа; слушал Его проповедь и уверовал в Него. Он был свидетелем Крестных страданий и смерти Спасителя, Его славного Воскресения и Вознесения на Небо. В день Пятидесятницы будущий апостол слышал, стоя в народе, как 12 апостолов, после сошествия на них Святого Духа, говорили разными языками, в том числе на языке критян (Деян. 2, 11). Святой Тит принял Крещение от апостола Павла и сделался его ближайшим учеником. Он сопровождал апостола Павла в его миссионерских путешествиях, неоднократно выполнял его поручения, касающиеся новоустроенных Церквей, и был с ним в Иерусалиме. Святой Тит был причислен к 70-ти апостолам и рукоположен апостолом Павлом во епископа Критского. Около 65 года, незадолго до второго заточения, апостол Павел направил пастырское послание своему избраннику (Тит. 1-3). Когда апостол Павел как узник был привезен в Рим на суд кесаря, святой Тит оставил временно свою Критскую паству и пошел в Рим послужить своему духовному отцу. После мученической кончины апостола Павла апостол Тит вернулся в главный город Брита - Гортину.
Апостол Тит мудро управлял своей паствой и трудился над просвещением язычников светом веры Христовой. Ему был дан от Господа дар чудотворений. Во время одного из языческих праздников в честь богини Дианы Тит проповедовал собравшимся во множестве язычникам. Когда он увидел, что они его не слушают, он помолился Господу, чтобы Сам Господь показал заблуждающимся людям ничтожество идолов. По молитве апостола Тита, идол Дианы на глазах у всех упал и разбился. В другой раз апостол Тит молился, чтобы Господь не допустил окончания постройки воздвигавшегося языческого храма в честь Зевса, и он разрушился. Такими чудесами апостол Тит привел к вере во Христа многих. Просветив светом веры и окрестные страны, апостол Тит мирно скончался в глубокой старости 94-х лет. Перед смертью его лицо просияло, как солнце.

Перенесение мощей апостола Варфоломея было в конце VI века. Его апостольская деятельность и мученическая кончина воспоминаются Церковью 11 июня. Апостол Варфоломей пострадал за Христа в Албане Армянской (ныне Баку) в 71 году, где и находились его святые мощи. От мощей святого апостола происходили многочисленные чудеса, и много неверных обращалось ко Христу. При императоре Анастасии (491-518) мощи апостола Варфоломея были принесены во вновь построенный город Анастасиуполь (или Дару) и находились там до конца VI века.
Когда город Анастасиуполь был захвачен персидским царем Хозроем, христиане, взяв ковчег с мощами апостола Варфоломея, бежали с ним к берегам Черного моря. Настигшие их жрецы бросили ковчег с мощами апостола Варфоломея в море. Вместе с ним были брошены в море еще 4 ковчега с мощами святых мучеников Папиана, Лукиана, Григория и Акакия. Силою Божией ковчеги не потонули в морской пучине, но совершили чудесное плавание по морям и достигли Италии. Ковчег с мощами апостола Варфоломея пристал к берегу у острова Липары, а остальные ковчеги продолжали свой путь и пристали к берегу в разных местах Италии. Ковчег с мощами мученика Папиана остановился в Сицилии, мученика Лукиана - в Мессине, мученика Григория - в Калабрии и мученика Акакия - в Аскулусе. О прибытии святых мощей апостола Варфоломея было откровение епископу острова Липары Агафону, который вышел с клиром к берегу моря, взял ковчег из воды и торжественно перенес в церковь. От мощей апостола Варфоломея истекло миро, подававшее исцеление от различных болезней. В церкви острова Липары святые мощи оставались до середины IХ века. Когда остров был захвачен язычниками, христианские купцы взяли святые мощи апостола Варфоломея и перевезли в город Беневент, где их приняли с великой честью и положили в главной церкви города

7 сентября 1379 года состоялась первая публичная смертная казнь в Москве.
«Там, на Кучковом поле (где теперь Сретенский монастырь), 30 августа 1379 года над ними (сыном последнего в Москве тысяцкого Василия Вельяминова - Иваном и его помощником богатым купцом Некоматом) была совершена публичная смертная казнь, насколько известно - первая в Москве. Народ с грустью смотрел на смерть Ивана, красивого молодца: вместе с головою Ивана отсекались для него все заветные предания старинной вечевой свободы (имеется ввиду традиция выбора тысяцкого - предводителя городского войска - тысячи - вечем помимо князя)». Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей

Тит Листопадник. Варфоломеев день. День Баутромея-житосея и Тита грибного.
«Святой Тит последний гриб растит». Большой урожай грибов в течение лета предвещает продолжительную зиму. «Грибы грибами, а молотьба за плечами». Молотьба. «Тит пошел молотить». В эту пору, как указано в народном земледельческом календаре, осень набирает все большую и большую силу, заморозки становятся частыми, грибной сезон подходит к концу: "Святой Тит последний гриб растит".
Сбор последних летних грибов (3-й урожай). В садах обильно поливают садовую землянику.
Пришел Варфоломей - жито на золу сей. Кто пораньше встает - тот грибов наберет, а сонливый да ленивый идут после за крапивой». На Руси в дни сильного листопада, которые наступали на Тита, люди обыкновенно шли в лес по грибы. А сельские мастера старались сплести к Листопаднику побольше кузовков и корзинок. Соответственно, и на крестьянских столах на Тита бывали грибные блюда: жаренные со сметаной грибы, грибные пироги да грибные супы. Грибные кушанья, хотя и не считались сытными («гриб да огурец в животе не жилец»), часто выручали наших предков, были любимы и популярны. О них складывали многочисленные присказки: «Не смейся горох, не лучше грибов. Грибы пожарим, тебя оставим»; «Ешь пирог с грибами, держи язык за зубами». Не меньше поговорок относилось и к грибной охоте: «Назвавшись груздем, полезай в кузов!»; «На окошке грибы не растут»; «Кто раньше встает, тот грибов наберет, а сонливый да ленивый идут после за крапивой»; «Бояться волков – быть без грибков»; «Пошла бы кума за грибами, да навстречу медведь с зубами». По урожаю грибов судили о том, какой будет зима. Если грибов в лесах было много, это предвещало долгие холода. Впрочем, сбором и заготовкой грибов дела в этот день не ограничивались. Нужно было заняться и зерном. «Грибы грибами, а молотьба за плечами», – приговаривали рачительные хозяева.

Именины в этот день Владимир, Иван, Моисей, Тит.

Картина дня

наверх