На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ШАГ НАВСТРЕЧУ

23 953 подписчика

Свежие комментарии

  • Jolie
    затолокин))они ждали-ждали тебя 5 лет и "померли от тоски"))))А где все? С НОВЫ...
  • Jolie
    нихде)))🤣🤣🤣🤣🤣🤣🤣Когда деревья был...

Календарная копилка. 29 сентября - 5 октября.

29 сентября. ДЕНЬ ВЕЛИКОМУЧЕНИЦЫ ЕВФИМИИ ВСЕХВАЛЬНОЙ (304 ГОД), СВЯТИТЕЛЬ КИПРИАН, МИТРОПОЛИТ КИЕВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ.


В этот день отмечается память святой Евфимии Всехвальной, жившей в 3 – начале 4 веков в Халкидоне. Согласно житию, она происходила из христианской семьи. Во времена гонений на христиан правитель города повелел собрать всех жителей на праздник в честь бога Марса. Местная христианская община в это время совершала свое богослужение, за что ее членов арестовали. Всех христиан отправили на суд к императору, а молодую Евфимию правитель оставил в городе и попытался соблазнить ее. Когда девушка отвергла предложения правителя, ее подвергли истязаниям. Однако она осталась невредимой. Тогда Евфимию бросили к диким зверям. Все они стали ластиться к ней, лишь одна медведица нанесла ей рану. Вдруг послышался голос с неба, призывавший мученицу к себе. Евфимия тут же испустила дух, и в этот момент в городе произошло землетрясение, разрушившее языческие храмы.

Святитель Киприан, митрополит Киевский и всея Руси, по происхождению серб, подвизался на Афоне. Он родился в болгарском городе Тырново в богатой семье. Еще юношей принял монашеский обет и ушел в один из монастырей на Афоне. Потом стал митрополитом Киевским. Своей благочестивой жизнью и образованием он обратил на себя внимание Константинопольского Патриарха Филофея (1354-1355, 1362-1376), который в 1375 году посвятил Киприана в митрополита Киева и Литвы. На Константинопольском Соборе было постановлено, во избежание разделения русской митрополии, "быть ему по смерти святителя Алексея митрополитом всея Руси". В Москве святитель Киприан терпел многие скорби от великого князя и потому первое время жил или в Литве, или в Константинополе. Лишь в 1390 году, при великом князе Василии Димитриевиче, он был принят как Первосвятитель в Москве. Святитель Киприан заботился об исправлении Богослужебных книг. Сохранились автографы некоторых славянских переводов святителя, свидетельствующие о его большой научной работе. Своими пастырскими посланиями он утверждал веру в Церкви. Широко известна его деятельность по переводу богослужебной литературы. Когда западных областях католики начали притеснять православных, Киприан уговорил литовского князя Витовта притеснения остановить. Когда в 1395 году на Русь направились полчища эмира Тимура (Тамерлана), Киприан, уже митрополит Московский, молитвой отвел от русской земли страшную напасть. Во всяком случае, так считалось в народе. Умер митрополит в глубокой старости в 1406 году, до последних дней занимаясь переводами священных книг и их перепиской.

Евфимия. Евфимия Прехвальная. В этот день на Руси ловили птиц и гадали по их косточкам о том, какой будет зима. Чем больше жира наросло на кости глухаря или утки — тем сильней будут морозы. Смотрели и на другие приметы. Если на Ефимию тепло и сухо, то зима придет поздно и будет мягкой. А если в этот день слышали гром — ждали бесснежную зиму. В это время продолжали заготавливать капусту на зиму. Главным образом, ее квасили. К капусте нередко добавляли яблоки, морковь, клюкву и бруснику — кому что больше нравится.

Именины в этот день Алексей, Виктор, Григорий, Иосиф, Исаакий, Людмила, Сергей

30 сентября. ДЕНЬ ПАМЯТИ СВЯТЫХ МУЧЕНИЦ ВЕРЫ, НАДЕЖДЫ, ЛЮБОВИ И МАТЕРИ ИХ СОФИИ (137 ГОД).

Святые мученицы Вера, Надежда и Любовь родились в Италии. Их мать, святая София, была благочестивой вдовой-христианкой. Назвав своих дочерей именами трех христианских добродетелей, София воспитывала их в любви ко Господу Иисусу Христу. Святая София и дочери ее не скрывали своей веры во Христа и открыто исповедовали ее перед всеми. Наместник Антиох донес об этом императору Адриану (117-138), и тот велел привести их в Рим. Понимая, зачем их ведут к императору, святые девы горячо молились Господу Иисусу Христу, прося, чтобы Он послал им силы не устрашиться предстоящих мук и смерти. Когда же святые девы с матерью предстали перед императором, все присутствовавшие изумились их спокойствию: казалось, что они были званы на светлое торжество, а не на истязания. Призывая по очереди сестер, Адриан убеждал их принести жертву богине Артемиде. Юные девы (Вере было 12, Надежде - 10 и Любови - 9 лет) оставались непреклонны. Тогда император приказал жестоко истязать их: святых девиц жгли на железной решетке, бросали в раскаленную печь и в котел с кипящей смолой, но Господь Своей Невидимой Силой хранил их. Младшую, Любовь, привязали к колесу и били палками, пока тело ее не превратилось в сплошную кровавую рану. Девы  оставались непоколебимыми в вере. Святую Софию подвергли иной, тяжелейшей, пытке: мать была вынуждена смотреть на страдания своих дочерей. Но она проявила необыкновенное мужество и все время убеждала девиц вытерпеть мучения. Все три девицы были обезглавлены. Чтобы продлить душевные страдания святой Софии, император разрешил ей взять тела дочерей. София положила останки их в ковчег и отвезла с почестями на колеснице за город и похоронила на высоком месте. Три дня святая София, не отходя, сидела у могилы дочерей и, наконец, предала там свою душу Господу. Верующие погребли тело ее на том же месте. Мощи святых мучениц с 777 года покоятся в Эльзасе, в церкви Эшо.

Изначальные греческие имена девушек — Пистис, Элпис и Агапэ — были переведены на русский язык, а имя матери — София (что означает «мудрость») — сохранило оригинальное звучание. Вера, Надежда, Любовь и их мать Софья. Бабья выть. Всесветный бабий праздник. Всесветные бабьи именины. Девичий праздник. Эти святые женщины очень почитаются на Руси. В этот день проводились девичьи посиделки. «Себя показать и других посмотреть».
С именами святых связано много пословиц. «Бабушка Надёжа, на чужое-то надейся, да свое паси». «Надейся, Надежда, на добро, а жди худа». «Люба парню девка Любаша - к венцу, а не люба - к отцу». «Хоть и Любовь, да не люба». «И Вере не поверю, коли сам не увижу». «Нет вернее Веры, когда спит». «Не одна Софья по тебе сохнет, да все еще не высохла».
Говорили: если полетят журавли в этот день, то на Покров будет мороз, а нет, то зима будет позднее. «Колесом дорога», кричали журавлям, т.е. возвращайтесь.
Может быть первый заморозок в воздухе ниже -2 градуса Цельсия.
В крестьянской среде этот день назывался "всесветными бабьими именинами" и издавна воспринимался как праздник всех женщин. От них следует ожидать только хорошего. А от погоды? Неизвестно. "Русские крестьяне, — отмечал этнограф XIX века, — слишком заняты, по-видимому, в сей день, справляя праздник, чтобы заниматься какими-либо наблюдениями, и поэтому особенных примет у нас не имеется". На Руси в этот день праздновали свои именины многие девушки и женщины, ведь эти четыре имени были очень популярны в народе. Поэтому со временем начали отмечать большой праздник — Вселенские бабьи именины. С ним поздравляли всех женщин. Именины праздновали обычно три дня, прославляя материнскую мудрость и женские добродетели — веру, надежду и любовь. В этот день каждой женщине полагалось поплакать о себе, о своих родных и близких. После этого с чистым сердцем принимались за хозяйство, пекли именинные пироги и кренделя. Как правило, праздник в память Веры, Надежды и Любови выдается ясным и теплым.

Именины в этот день Александра, Вера, Дмитрий, Зиновий, Иван, Илья, Ирина, Любовь, Мирон, Надежда, Никодим, Павел, Серафим, Софья


ОКТЯБРЬ

Это время осознания прошлого, поиска и изучения потустороннего, неизвестного.
В древнеримском солнечном календаре октябрь был восьмым по счету месяцем, оттуда и осталось это название "окто", с латинского означает - восемь. После реформы Юлия Цезаря он занял десятое место, но название его не изменилось. У древних славян октябрь назывался листопадником или листопадом.  До сих пор его так именуют в Сербии и Хорватии — месяц опадающих листьев. Другое старинное название октября — грязник: дожди вперемежку со снегом превращают дороги в грязное месиво. Кроме того, начинаются холода — вот он и предзимник, преддверие настоящей зимы.
Еще десятый месяц нарекали листобоем и желтнем — это ведь время золотой осени, а еще — кисельником, потому что кругом слякоть, а еще — крутевертем, потому что погода то так повернется, то этак. В октябре собирают последние остатки урожая, закрома и погреба полны — вот он и хлебник. Заготавливают дрова на всю зиму — вот он и древопилец. А еще в это время начинают мять, трепать лен. Отбросы льна называются кострицей; вот и месяц назвали кострычником. Грязник. Листопад. Подзимник. Позимник. Свадебник. Паздерник. Зазимье. Замерь. Замерен. Хвал месяц.
Старинное русское название месяца Октомбрь, Октобрь.
Названия месяца октябрь в основном заимствованы из среднегреческого языка. Октябрь - поздний период осени. Норма солнечного сияния 80 часов. Погода очень изменчива. День убывает на 2 часа 10 минут.
В октябре природа прощается со своей очаровательной яркой и пестрой одеждой. Деревья прощаются с нами до следующей весны. Возвращается мир и покой после бурного лета. Природа засыпает, а люди готовятся к зиме.
1-15 октября - Золотая осень.
16-23 октября - Глубокая осень.
24-31 октября - Предзимье.
По астрономическому календарю в октября Солнце находится в созвездии Девы, затем переходит в созвездие Весов. По знакам Зодиака: кто родился 1-23 октября - Весы; 24-31 октября - Скорпион. Сам октябрь имеет знак Зодиака Весы.
По гороскопу друидов родившиеся 1-3 октября имеют талисманом священное дерево Орешник, с 4-го по 13 октября - Рябину, с 14-го по 23 октября - Клен, с 24-го по 31 октября - Орех. Талисманом октября является камень опал и цветок календула.
В соответствии с Лесным календарем Бианки в октябре (до 20-го числа) идет первый месяц осени - «Месяц прощания перелетных птиц с родиной», с 21 октября (по 20 ноября) - второй месяц осени - «Месяц полных кладовых».
В октябре - православный праздник Покров Богородицы (14 октября). Гражданские праздники: 1-е воскресенье - День учителя, 2-е воскресенье - День работников сельского хозяйства, 3-е воскресенье - День работников пищевой промышленности, последнее воскресенье - День работников автомобильного транспорта.
В октябре продолжается отлет птиц. Когда замерзают последние озера, пруды, реки, улетают последние птицы: утки, грачи, чайки. Утки, лебеди, чайки, часть грачей могут оставаться на зиму, если им есть чем кормиться и если где-нибудь остается не покрытая льдом вода.
Не улетают, остаются зимовать: вороны, воробьи, голуби, чайки, дятлы, филины, синицы, все дикие куры, куропатки, совы, большой ястреб-тетеревятник. В средней полосе зимует 15 видов северных птиц. Всего зимует около 40 видов птиц.
Октябрь - месяц свадеб. Время удач и любви. Свадьбы сопровождаются соответствующими обрядами. И названия свадеб разные (виды свадеб): кто прожил 5 лет дружно, справляют «Сиреневую свадьбу», кто 10 лет - «Розовую свадьбу», 25 лет - «Серебряную свадьбу», 50 лет - «Золотую».
А еще народ сложил о нем много пословиц и поговорок, немало сохранил примет.
Октябрьские поговорки и приметы:
В октябре семь погод на дворе: сеет, веет, крутит, мутит, ревет, сверху льет и снизу метет.
Плачет октябрь холодными слезами.
Октябрьский иней — к сухой и солнечной погоде, к теплу.
В октябре луна в кругу — лето сухое будет.
Коли лист с дуба и березы опал в октябре весь, будет легким год, а если не весь — суровая зима.
Если лист ложится на землю вверх изнанкой — к урожаю.
Ива рано инеем покрылась — к долгой зиме.
Если много орехов, а грибов нет — к долгой зиме.
Октябрь ни колеса, ни полоза не любит.
Гром в октябре предвещает бесснежную, короткую и мягкую зиму.
Осень говорит: "Озолочу", а зима: "Как я захочу!".
Первый снег выпадает за сорок дней до настоящей зимы.
Листопад прошел быстро - скоро наступит стужа и зима будет суровой, а если листья остаются зелеными и долго держатся на деревьях - зима будет короткая, с небольшими морозами.
Сентябрь пахнет яблоком, октябрь - капуста.
Первый снег упал на мокрую землю - останется, на сухую - скоро сойдет. От первого снега до санного пути - шесть недель.
Дневной снег не лежит - первый надежный снег выпадает к ночи.
В октябре на одном часу и дождь и снег.
Если в октябре луна в кругу, то лето будет сухим.
Если в октябре листья с берез и дубов опадают чисто — к легкому году, а нечисто — ждать суровой зимы.
Если на Арину (1 октября) журавли полетят на юг, то на Покров (14 октября) надо ждать первого мороза.
Октябрь землю покроет, где листком, где снежком.
В октябре ни на колесах, ни на санках.
Всем октябрь взял, да мужику нет ходу.
В октябре семь погод на дворе: сеет, веет, крутит, мутит, ревет, сверху льет, снизу метет. Поздний листопад - на тяжелый год.

Очень красиво сказал об этой поре года Иван Алексеевич Бунин: «Не видно птиц. Покорно чахнет лес, опустевший и больной. Грибы сошли, но крепко пахнет в оврагах сыростью грибной».
Октябрь на Руси называют «грязником». Хотя еще и случаются солнечные деньки, но небо часто хмурится, и сыплет мелкий осенний дождик. С деревьев опадает листва, начинаются первые ночные заморозки. К октябрю полевые работы заканчивались, и наступало время свадеб. И христианский праздник Покров Пресвятой Богородицы (в просторечье — Покров) считается в народе покровителем невест. В этот день невесты, заботясь о своей будущей семейной жизни, молятся: «Батюшка Покров, мою голову покрой». Обряд венчания проходил в церкви, а потом голову невесты покрывали фатой. Из церкви на лошадях молодые ехали к родителям жениха. Отец с иконой встречал молодых мужа с женой, а мать — с хлебом-солью.

1 октября. ДЕНЬ АРИНЫ. МОЛЧЕНСКОЙ ИКОНЫ БОЖЬЕЙ МАТЕРИ, ИМЕНУЕМОЙ  «ЦЕЛИТЕЛЬНИЦА».

«Святая мученица Ариадна была рабыней старейшины города Промиссии во Фригии Тертилла при императоре Адриане (117-161 годы). Когда однажды хозяин совершал жертвоприношение языческим богам, христианка Ариадна отказалась в нем участвовать. За это ее подвергли побоям... Увидев, что ее преследуют, мученица побежала, взывая к Богу, чтобы Он защитил ее от врагов. Внезапно по ее молитве в горе образовалась расщелина, и Ариадна скрылась в ней. Это чудо привело в смятение и страх преследователей, и они в помрачении ума начали избивать друг друга копьями».


Об обстоятельствах явления Молченской иконы Божией Матери предание рассказывает следующее. В начале XIV века из разоренных татарами киевских пределов пришли в землю Путивльскую два инока и поселились в тихом и пустынном месте – в пещере на горе Чудной близ Молченского болота. Отшельники принесли с собой чудный образ Пресвятой Богородицы. После смерти иноков их погребли в устроенной ими же пещере. Это место было пустынным и диким, заросшим дремучими лесами, по которым бродили только бортники, собиравшие дикий мед. Однако во времена княжения Василия Дмитриевича (1389–1425 гг.) и при митрополите Киприане Божией Матери было угодно прославить это дикое место явлением Своего чудотворного образа.
В 1405 году один из бортников, бродя по лесу, зашел на Чудную гору и приблизился к тому месту, где были погребены иноки. Вдруг его озарило необычайное сияние и на ветвях липового дерева он увидел икону Пресвятой Богородицы с Предвечным Младенцем. Благоговейно опустился он на землю при виде этого чудесного знамения и услышал громкий неведомый голос: «Да созиждется на сем месте церковь Пресвятой Богородицы».
Духовенство Путивля в сопровождении городских властей и множества народа, узнав от бортника о чудесном явлении иконы, тотчас же отправилось на указанное место и обнаружили ее находящейся на дереве и окруженной небесным светом. Тут же был отслужен молебен Пресвятой Богородице и многие получили исцеление.
На месте явления святого образа сначала была выстроена часовня, а затем воздвигнута церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы и основан общежительный мужской монастырь – Молчанская Софрониева пустынь.


После разорения обители в смутное время чудотворный Молченский образ был перенесен в Путивль и помещен в новопостроенный там монастырь.
Бесчисленные тайны хранят подземные пещеры и ходы Молчанского Рождества Богородицы Печерского монастыря – по преданию в них могла проехать тройка лошадей, а протяженность достигала 25 километров. Подземным ходом монастырь был соединен с Молчанской Софрониевой пустынью – местом явления чудотворной иконы Богородицы, – и с княжеским теремом на соседнем холме. В 1920 году настоятеля и братию Молченской Печерской Софрониевой пустыни обвинили в «неблагонадёжности и враждебном отношении к советской власти», на основании чего древняя пустынь была упразднена.
После закрытия монастыря на его территории располагался детский дом, затем здесь был развёрнут Путивльский концентрационный лагерь для польских военнопленных. В 1942 году на территории обители располагался штаб партизанского соединения под командованием А.С. Ковпака.
А уже в послевоенные годы монастырь, строившийся веками, был превращён в руины людьми, которые не ведали, что творили. Они не только не испытывали уважения к святыне, но и не представляли себе ценности уникального архитектурного ансамбля.
Кирпичи, добытые из стен монастырских строений, были пущены на сооружение жилых помещений, сараев и других построек. На месте, где прежде возвышался центральный храм Рождества Пресвятой Богородицы, бульдозерами разровняли землю и устроили площадку для выпаса колхозного скота. Из былого монастырского комплекса уцелело всего несколько наземных и подземных сооружений.
В советское время на территории монастыря в Путивле располагался завод радиодеталей. Обитель пострадала в эти годы больше, чем за весь предшествующий период своего существования.

В 1991 г. в монастырских храмах возобновились богослужения. В 1997 г. Монастырь получил статус женского, в нем развернулись восстановительные работы. Чудотворная Молченская икона Божией Матери, которая после закрытия монастыря в 1925 г. хранилась у одного путивльского священника, была возвращена в обитель. Матерь Божия со Своего чудотворного образа неоскудно подает милость и благодать всем прибегающим к Ней с верой и молитвой.
На этой иконе Богоматерь изображена в короне, на правой руке Ее Богомладенец, а в левой – лествица. Перед Богородицей изображен молящийся человек.

Одним из самых древних святых образов Православной Церкви является икона Божией Матери “Целительница”, которая датируется 6 веком нашей эры. Существует также другая икона, носящая аналогичное название. Она являла миру свои чудеса в 18 столетии. Что касается иконы, которая располагалась в Москве, то она является точной копией святого образа, находящегося в Карталинии, в Цилканском храме. Данный образ был написан в 4 веке нашей эры, то есть во времена равноапостольной Нины.
Икона Богородицы «Целительница» изображает Владычицу Небесную, которая стоит у ложа страждущего клирика. История этой иконы описана в книге «Руно орошенное», которую написал святитель Дмитрий Ростовский. Предание гласит, что некогда жил на свете Викентий Бульвиненский, который служил клириком в Наварнинской церкви. Клирик имел привычку становиться на колени перед иконой Богородицы во время входа и выхода в Храм Божий. При этом он произносил небольшую молитву, и благочестию его радовались окружающие верующие.
Так случилось, что клирику суждено было заболеть серьезным недугом, который поразил его язык. Боль от недуга была настолько мощной, что Викентий почти лишился рассудка. Когда он на время приходил в себя, то начинал мысленно читать свою любимую молитву к Царице Небесной. И вот, во время чтения молитвы возле его ложа появился прекрасный юноша, который приходился Викентию Ангелом-Хранителем. Юноша взирал на клирика с великим состраданием, а затем начал молиться Пресвятой Богородице, чтобы та исцелила больного. Почти тот час же пред клириком появилась Матерь Божья, которая смилостивилась над Викентием и излечила его от страшной болезни. Клирик сразу пошел в храм и стал петь на клиросе необычайно чистым и сильным голосом.
 
Аринин день. Плакунья журавлиная. Арина Шиповница. Первое зазимье. На Руси имя "Ирина" часто произносили "Арина", а день называли "Арина-журавлиный лет": если 1 октября последние журавли улетают в теплые края, жди суровой зимы. Во многих деревнях Тульской и близлежащих губерний родители посылали ребят за околицу следить за журавлями. Завидев стаю, дети должны были кричать: "Колесом дорога! Колесом дорога!" — вдруг птицы повернут назад и тем самым задержат наступление зимы и  чтобы они по весне вернулись домой.
Если на Арину журавли полетят, то на Покров будет первый мороз; если нет, то до Артемьева дня (2 ноября) не будет ни одного мороза - «слякоть простоит». Какая погода на 1 октября, такая будет и на 1 апреля.
Арина Шиповница - шиповник собирают, сушат на зиму. Считалось, что полезны только те ягоды, которые собраны после дня Арины (Ирины). Плоды шиповника наши предки использовали и в кулинарных, и в лечебных целях. Например, из него приготовляли витаминные напитки, которые применяли для укрепления иммунитета. Из ягод варили варенье, кисель, делали желе, мармелад, повидло. Популярен был чай из плодов рябины и шиповника.

Всего в народном календаре три праздника, посвященных Арине. Наши предки так и говорили: «Три Арины в году живут». Первую Арину, 29 апреля, называли «урви берега»; вторую, 18 мая, — «рассадница»; а третью — «шиповница» и «журавлиный лет». По этому дню судили о погоде 1 апреля. Также наблюдали: если бурьяны высоки — зимой будет много снега.

Именины в этот день Алексей, Ариадна, Аркадий, Борис, Вениамин, Владимир, Иван, Иларион, Ирина, Константин, Михаил, Петр, Сергей, Софья

2 октября. ДЕНЬ ПАМЯТИ МУЧЕНИКОВ ТРОФИМА, САВВАТИЯ (26), ЗОСИМЫ ПУСТЫННИКА (4 ВЕК).

В этот день отмечается праздник двух святых мучеников — Зосимы Пустынника и Трофима. Зосима жил в 4 веке. Не в силах обитать в одном городе с язычниками, он удалился в пустыню, где мирно соседствовал с дикими зверями. Однажды во время охоты правитель Киликии увидел его и захотел узнать, каким волшебством Зосима укрощает хищников. Старец ответил, что у него одно средство — вера в Христа. Правитель приказал предать Зосиму пыткам, чтобы заставить отречься от веры. Мучители, смеясь, говорили, что они примут христианство, если дикие звери придут на помощь старцу. Зосима обратился с молитвой к Богу, и на площади внезапно появился огромный лев. Правитель велел отпустить святого, но Зосима тут же скончался.
Трофим пострадал за веру чуть раньше — в 3 веке. Однажды а Антиохии во время языческого праздника Трофим и его друг Савватий молили Бога наставить соплеменников на путь спасения. Об этом узнал правитель. Он приказал подвергнуть друзей пыткам и, в конце концов, казнить.

Зосима и Савватий. Трофим. Трофимовские вечерки. Зосима считается заступником пчел. В это время собирают мед и убирают ульи. «Улья в погреб ставь, праздник меда правь». Иногда в связи с этим день называют «Лакомый стол». 2-10 октября - Пчелиная девятина. В эти дни «надобно на голодный желудок, что ни утро, по чайной ложке меда съедать, запивая теплой водой» - целительное средство от всех болезней. "Следом за Ариною — Трофим, — отмечено в народном календаре.
Еще 2 октября называют так: "Заступник пчел — сладкий стол", отмечая память о соловецком иноке - пчеловоде святом Зосиме. Пчелиные мед и воск издревле были на Руси в чести: ими наряду с пушниной и зерном выплачивались всякие подати, дани и налоги. А уж в приготовлении хмельного меда для празднеств и застолий наши предки не знали себе равных. С приходом же христианства пчела стала слыть Божьей угодницей, приносящей мед "Богу на свечку". Вот какое устное поверие было записано лет сто назад в Поволжье.
С незапамятных времен жили на свете пчелы, но не было у них своего покровителя. И нападала от этого на пчелиное царство всякая нечисть. Тогда собрались на совет семьдесят семь цариц семидесяти семи богатейших пчелиных городов: "У всякого скота, у всякой твари есть свои заступники, — сказала мудрейшая из цариц, — одна пчела трудится безо всякой защиты!" И полетели семьдесят семь цариц к престолу Господню, и взмолились о даровании им заступника. Смилостивился Бог Саваоф, дал царицам в защиту Зосиму, и стали пчелы с той поры трудиться еще усерднее и прилежнее во славу Божию. Недаром же говорят: "Работает, как пчела"; не напрасно же считается, что роятся пчелы только у хороших людей: "Злому-неправедному лучше и не заводить пчелу". А жалит пчела только грешников; убить пчелу — счастье свое погубить..
Если в этот день ветер с юга - будет хороший урожай озимого хлеба на следующий год. На Руси в этот день отмечали праздник пчельников — Пчелиную девятину. В течение девяти дней с Зосимы нужно было приготовить ульи к зиме. Устраивали Трофимовы вечерки, на которых молодые люди выбирали невест, а девушки присматривались к женихам. Существовало поверье, что если в этот день пристально посмотреть в глаза избраннику, то он непременно ответит на чувства. «На Трофима не проходит счастье мимо: куда Трофим, туда и оно за ним», — говорили люди. Наблюдали приметы: если ветер в этот день дует с юга — на следующий год можно ждать хороший урожай озимого хлеба.
Переход среднесуточной температуры воздуха через 10 градусов Цельсия. Созревают японская айва, поздняя облепиха. Срубают капусту поздних сортов.

Именины в этот день Алексей, Гавриил, Георгий, Давид, Зосима, Игорь, Константин, Макар, Мария, Николай, Трофим, Федор

3 октября. ДЕНЬ ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ЕВСТАФИЯ ПЛАКИДЫ (118).

 «Он был военачальником при императоре Тите (79-81 гг.) и Траяне (98-117 гг.)» Жизнь Плакиды, римского военачальника конца I века, была отмечена многими чудесами. Однажды, охотясь, он собирался убить оленя, как вдруг увидел у того между рогами необыкновенное свечение. В ярких отблесках явилось Плакиде изображение креста, и олень заговорил человеческим голосом, приказывая охотнику креститься. После этого римлянин-язычник, приняв имя Евстафия, перешел вместе с семьей в христианство и оставался верен ему до самой смерти. Во время гонений на христиан при императоре Адриане Евстафия, его жену и детей бросили в раскаленную на огне пустотелую медную фигуру быка. В те жестокие времена такая казнь была довольно широко распространенной и даже имела специальное название — "диуий". Мощи мучеников по сей день хранятся в Риме, в храме святого Евстафия.
Евстафий. Астафий. Астафьев день. Астафьевы ветры. На Руси 3 октября именовали Астафьевым днем. Он считался одним из самых ветреных в году, зато по астафьевым ветрам можно судить о будущей погоде: "На Астафья примечай ветер, — гласит народная мудрость, — северный — к стуже, южный — к теплу, западный — к мокроте, восточный — к ясной погоде и хорошему урожаю". Южный ветер также сулил хороший урожай озимых. А еще:
• Выше ветра головы не носи.
• Против ветра не плюй.
• За ветром в поле не угонишься.
• На ветер надеяться — без хлеба быть.
На Руси святого Евстафия (на русский манер - Астафия) именовали Ветряком, а этот день называли Астафьевы ветры. «Ветряк дует всяк», — говорили наши предки». Смотрели и на другие приметы: если в этот день тепло, и летит паутина, значит, снег выпадет еще нескоро. А вот если шишки на елях выросли низко, нужно было ждать ранних морозов. На Астафия Ветряка отмечали свой праздник мельники, работающие на мельницах-ветрянках. Также начинали сплавлять хлеб водным путем, пока ветер дул в паруса, а реки не покрылись льдом. Иногда на Афстафия рубили позднюю капусту, оставленную специально для этого случая: тронутые морозом кочаны приобретали особый вкус. Все мумифицированные (гнилые) плоды следует собрать и с деревьев и с земли и выбросить за пределы сада. Собрать гнезда боярышницы и уничтожить.

Именины в этот день Александр, Василий, Ефрем, Иван, Иларион, Михаил, Олег, Татьяна, Федор

4 октября. ДЕНЬ СВЯТИТЕЛЯ ДИМИТРИЙ, МИТРОПОЛИТА РОСТОВСКОГО, ДЕНЬ БЕССЕРЕБРЕННИКОВ КОНДРАТА И ИГНАТА.

Родившийся в 1651 году в семье украинского казака, он с 1684 года жил в Киево-Печерской лавре, занимаясь огромным трудом — созданием книги обо всех православных святых. Эту подвижническую работу Дмитрий окончил через двадцать с лишним лет, будучи уже митрополитом Ростовским. Собрание житий, написанное им, стало любимым чтением во многих домах. Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, прибыв в 1702 году на Ростовскую кафедру, прежде всего посетил монастырь святителя Иакова, епископа Ростовского (память 27 ноября и 23 мая). В соборной церкви в честь Зачатия Пресвятой Богородицы он совершил литургию, после которой при всех присутствовавших в храме определил на правой стороне место своего будущего погребения со словами: "Се покой мой, зде вселюся в век века". Преставился святитель Димитрий 28 октября 1709 года (сведения о жизни помещены в этот день). Несмотря на желание Святителя, выраженное в завещании, духовенство и жители Ростова просили прибывшего для погребения местоблюстителя патриаршего престола Рязанского митрополита Стефана Яворского совершить погребение в соборном храме города, рядом с предшественником святителя Димитрия, святителем Иоасафом. Митрополит Стефан, соблюдая завещание своего почившего друга, настоял на погребении тела святителя Димитрия в указанном месте. Однако до прибытия митрополита Стефана место погребения приготовлено не было, хотя со дня кончины прошло около месяца. В связи с неотложным отъездом митрополита Стефана из Ростова в выкопанной могиле был сделан наскоро заготовленный деревянный сруб, в котором 25 ноября было погребено тело святителя. Это обстоятельство, предусмотренное Промыслом Божиим, привело к скорому обретению мощей. В 1752 году производился ремонт в соборной церкви монастыря, и 21 сентября при починке опустившегося пола было обнаружено нетленное тело святителя Димитрия. Место погребения оказалось сырым, дубовый гроб и находившиеся в нем рукописи истлели, но тело святителя, а также омофор, саккос, митра и шелковые четки сохранились нетленными. После обретения у святых мощей совершалось множество исцелений, о чем было донесено Синоду, по предписанию которого в Ростов прибыли Суздальский митрополит Сильвестр и Симоновский архимандрит Гавриил для освидетельствования мощей святителя Димитрия и происшедших чудесных исцелений. Последовал указ Синода от 29 апреля 1757 года о причислении к лику святых святителя Димитрия, митрополита Ростовского и установлении празднования 28 октября (день преставления) и 21 сентября (день обретения мощей).

В этот день отмечается память апостола от семидесяти Кодрата, который в 1 веке проповедовал слово Божие в Афинах и носил чин епископа. По преданию, он обратил в христианство многих язычников, что вызывало ненависть закоренелых идолопоклонников. Однажды разъяренная толпа напала на Кодрата, чтобы побить его камнями. Хотя Кодрат остался жив, язычникам удалось его схватить и бросить в темницу, где мученик впоследствии скончался от голода. Самым известным трудом Кодрата считается апология христианства, которая так впечатлила императора Адриана, что он издал указ, запрещающий осуждать кого-либо без улик. Также в этот день церковь чествует двух священномучеников, погибших за веру в 8 веке, — епископа Ипатия и пресвитера Андрея.

Какая погода в этот день - такая будет четыре недели без изменения. На Руси Кондрата да Ипата считали днем плодородия и земледелия. В этот день обязательно полагалось работать – в первую очередь, удобрять землю свежим навозом. Мудрые люди говорили: «Не присядешь без дела на Кондрата да Ипата — будешь богатым». Согласно земледельческому народному календарю, погода, установившаяся 4 октября, продержится без изменений еще целый месяц. Однако существовало и другое убеждение: будто бы простому человеку не приобрести богатства, как бы он ни трудился. «Кондрат с Ипатом помогают богатеть богатым», — говорили по этому поводу. В это время начинали замолотки. С вечера топили овины — двухэтажные строения для молотьбы зерна. На нижнем этаже разводили костер, тепло от которого сквозь решетчатый пол проходило на верхний этаж, где были разложены снопы. Жар подсушивал колосья, и зерна затем легко вымолачивались. Первый овин на Кондрата да Ипата крестьяне называли именинным, а для молотильщиков на завтрак варили овсяную кашу. «Хозяину — хлеба ворошок, а молотильщикам – каши горшок», — говорили при этом. Вечером же работников угощали пирогами и брагой.. Также знали, что если при резком северо-восточном ветре светит солнце, то зима будет холодной.

Именины в этот день Агния, Александр, Алексей, Андрей, Валентин, Василий, Владимир, Даниил, Дмитрий, Иван, Иосиф, Ипатий, Исаакий, Кондрат, Константин, Петр

5 октября. ДЕНЬ СВЯТОГО ПРОРОКА ИОНЫ.

(8 век до Рождества Христова), преподобного Ионы Пресвитера (9 век), Ионы Яшезерского (1592). Библейскую историю о нем пересказал столетие назад писатель Саша Черный лучше его этого  не сделать.
"Праведника Иону посетил во сне Господь.
— Пойди в Ниневию, нету моего терпения! Живут хуже скотов, злодей на злодее...
Проснулся Иона, сел на ложе и задумался. Да разве они послушаются? Камнями побьют, а сами еще пуще прежнего закрутят. Слишком уж милосерд Господь... Нянька им Иона, что ли...
И придумал Иона худое дело, словно затмение на него нашло. Сел потихоньку на корабль и поплыл в город Фарсис, будто по делам, авось, и без него все обойдется.
В Форсисе решил заодно родных повидать, внучку на колене покачать, — давно не видел.
Но разве от Господа скроешься? Задул во все щеки ветер, море на дыбы встало, паруса все бечевы порвали и залопотали вверх углами. Закружился корабль, как юла под бичом, — дело дрянь.
Начали корабельщики товар в море бросать: рожки, фиги, смолу-канифоль, только тюки в воздухе мелькают. Все барыши на дно пошли, а толку мало: корабль все пуще носом в воду зарывается, двух матросов водой слизнуло, кое-как успели за бортом за канат уцепиться.
Что же делать, решили жребий бросать.
Пал жребий на Иону, и стал он просить корабельщиков, чтобы его в воду бросили и тем корабль спасли.
Делать нечего, взяли старика подмышки, а он и глаза зажмурил: вот тебе и Фарсис, повидался с внучкой, и бросили его промеж двух огромных зеленых волн. Так они его, словно одеялом, и накрыли.
И сразу, словно кто море коровьим языком вылизал, гладкое стало, пруд-прудом, а ветер к облакам улетел, на самое мягкое лег и заснул... И поплыл корабль невредим своей дорогой в Фарсис.
Топить праведника Господу не хотелось.
И вот наплыл на Иону несуразный морской зверь Левиафан-кит, глотнул раз и втянул старика с головой и ногами в темные недра. Сел Иона на смрадных кишках, под себя козий мех подложил (как в воду бросили, так он со страху его в кулаке зажал) и думать стал. Что же больше делать во чреве китовом?
И вспомнил он зеленую землю, розовое солнце на камнях, вырезные листья смоковницы над низенькой оградой, ящериц, укрывшихся от зноя в его плаще... Господи, не зная он раньше, до чего это хорошо!
Закачала тьма Иону. Лучше уж в могиле, хоть печаль не сосет! Пал он в уголке на лицо и стал молиться, не славословил, не благодарил, а горько жаловался первый раз в жизни: — Каюсь, Господи, согрешил! Трудно мне со злыми, истомился. Уходил от них, а Ты не велишь. Тебе одному служил, а Ты отвернулся. Разве серне укротить гиен? Не люблю я их. Грешен, обманул Тебя: думал, что серный дождь для них лучший учитель, чем я... Что ж, Тебе виднее. Каюсь, Господи, пусть будет по-Твоему. Пойду! Освободи только из смрадной тьмы, дай ступить на землю, пойду и исполню.
Гул прокатился над заалевшим утренним морем. Гулко в испуге ударил Левиафан плоским хвостом. Ударил хвостом и понесся, сам не зная, куда и зачем, фыркая и играя, к тихому берегу. С разбега выкатил скользкую голову темной глыбой на песок, раскрыл жирную пасть и выбросил Иону головой вперед, как раз за тем мысом, откуда корабль отчаливал.
Только к закату вернулся из Ниневии Иона. Шел к морю скалистой тропой на ночлег, в Ниневии и переночевать не хотел, всю дорогу сердито ворчал. Усмирил? Уж они его попомнят: гремел, как лев в пустыне, струпьями проказы грозил источить все живое, иссушающий ветер звал на их сады и источники, гром — на их кровли, мор — на их скот, саранчу — на их поля... Покаялись. Только бичом страха и можно их к Господу пригнать. Но надолго ли?
Шел Иона, угрюмо смотрел на свои пыльные ноги, трудно ему было понять своих злых братьев, и не радовал его тяжелый подвиг, который выполнил он по Божьему слову.
И вдруг за выступом скалы остановился: лежит на земле ястребенок, из гнезда выпал, пищит, клюв разевает и слабые крылья топорщит. Улыбнулся Иона, взял птенца на ладонь, поднес к глазам: цел! Полез вверх по шатким камням, по писку нашел гнездо, уложил ястребенка среди двух таких же писклявых и, довольный, той же дорогой спустился к подножию. Расстелил плащ под скалой, вытянул усталые ноги и уснул.
И опять посетил его во сне Господь:
— Ну, что, Иона, сетуешь?
— Сетую, Господь, прости уж...
— А ты бы, Иона, не пощадил?
— Не пощадил бы, Господи!.. Уж Ты который раз пугаешь. Покаются, потом еще пуще грешат.
— Вот ты какой строгий. Что же ты ястребенка-то пожалел? Разве он добрый? Подрастет, станет других птиц бить, кровь сосать. А, Иона?..
Обиделся Иона:
— Да ведь Ты же его сам создал, Господь!
Но разве кто из праведников Господа переспорил?
— Создал... А подумал ли ты, что в Ниневии сто двадцать тысяч живых душ? Не все же они псы. Из ястребенка — только ястреб и вырастет, а человек — то змей, то голубь, как повернуть. Авось уймутся... И дети растут — как же им без матерей и отцов подняться? Истребить легко, да тогда и создавать не стоило.
— Что же, может, и не стоило, — печально вздохнул Иона.
— Ну, это уж не твоего ума дело. Это Мне знать, а не тебе. А ты, Иона, не сетуй, а люби. Так ли?
— Так, Господь... — смутился Иона, проснулся и до светлого утра размышлял.
А как первый свет брызнул в глаза, понял, что мудрость жалости глубже мудрости гнева. Встал, взял посох и пошел к шумящему морю. Обогнул мыс Иона, смотрит — вот чудо. Тот корабль, на котором он бежать хотел, у берега новым товаром грузили, да и корабельщики те же. Увидали его, глазам не верят:
— Смотри-ка, старик-то жив!
— Жив, жив, — рассмеялся Иона, — и еще лет сто проживу! Что же, опять с вами поеду. Возьмете, что ли?
— А зачем тебе в Фарше?
— Внучка там у меня, — улыбнулся Иона и тихо повторил,— внучка. Давно не видел.
— Ну что же, садись, — сказал кормчий и прикрыл ладонью глаза: солнце подымалось над морем".
Святой пророк Иона написал книгу, которая входит в состав Библии и содержит пророчества о судьбах израильского народа, страданиях Спасителя, кончине мира. Святой пророк Иона жил в VIII веке до Рождества Христова и был преемником пророка Елисея. Книга пророка Ионы входит в состав Библии и содержит пророчества о судьбах израильского народа, страданиях Спасителя, запустении Иерусалима, кончине мира. Кроме пророчеств, в книге Ионы рассказано, как он был послан Господом к ниневитянам с проповедью о покаянии (Иона 3, 3-10).

День священномученика Фоки, епископа Синопийского (117). Священномученик Фока, несмотря на истязания, не отрекся от Христа. Его заперли в горячей бане, где он и скончался. Фока, по преданию, родился в городе Синопе и с юности вел добродетельную жизнь. В зрелые годы он стал епископом и, проповедуя христианство, обратил в свою веру многих язычников. Во время гонений на христиан при императоре Траяне правитель города принуждал Фоку отречься от веры, но епископ остался тверд в своих убеждениях, несмотря на все мучения.

День Фоки. Фока Ветроградарь. Иона. На Руси этот день отмечали запретом есть рыбу — в память о пребывании Ионы в чреве кита. Зато в обилии на столе была редька – крестьяне заканчивали уборку этого овоща. Как правило, ее подавали с солью, луком и квасом. Фоку наши предки почитали как защитника от пожаров, а также как спасителя утопающих. Соответствующие молитвы ему произносились в этот день. Листопадной день называли потому, что в это время порывы ветра буквально сдирают листву с деревьев — начинался листодер. Однако, если на Фоку и Иону лист с березы еще не опал полностью, это означало, что снег ляжет поздно. Листопадную называли началом настоящей осени. А в земледельческом календаре отмечено, что если к Ионову дню с берез опала еще не вся листва, то снег ляжет поздно.
Фока в народе почитается как защитник от пожаров и как подающий помощь утопающим.

Именины в этот день Александр, Андрей, Вениамин, Иона, Кузьма, Макар, Мартин, Николай, Петр, Федор, Фока

Картина дня

наверх