На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ШАГ НАВСТРЕЧУ

23 957 подписчиков

Свежие комментарии

  • Jolie
    затолокин))они ждали-ждали тебя 5 лет и "померли от тоски"))))А где все? С НОВЫ...
  • Jolie
    нихде)))🤣🤣🤣🤣🤣🤣🤣Когда деревья был...

Хождение к трём морям. Иерусалим. Храм Гроба Господнего.

Иерусалимский храм Воскресения Христова, более известный как храм Гроба Господня стоит на том месте, где, согласно Священному Писанию, был распят, погребён, а затем воскрес Иисус Христос. 

Современный храм Гроба Господня — архитектурный комплекс, включающий Голгофу с местом Распятия, ротонду (сооружение с куполом, под которым непосредственно расположена Кувуклия), Кафоликон (соборный храм Иерусалимской Церкви), подземный храм Обретения Животворящего Креста, храм святой равноапостольной Елены и несколько приделов. На территории Храма Гроба Господня расположено несколько монастырей, ряд вспомогательных помещений, галерей и т. п.
Храм разделен между шестью конфессиями христианской церкви: греко-православной, католической, армянской, коптской, сирийской и эфиопской, каждой из которых выделены свои приделы и часы для молитв. Нередко деление служит причиной конфликтов между представителями различных конфессий. Чтобы не было никаких недоразумений между различными конфессиями, ключи от храма с 1192 г. хранятся в арабско-мусульманской семье, причем право отпирать и запирать дверь принадлежит другой мусульманской семье. Эти права на протяжении веков передаются в обеих семьях от отца к сыну.

Пройдя через большой двор, мощеный каменными плитами, вы подходите к фасаду Храма с двумя большими арками (одна из них замурована), это и есть вход.


Предание гласит, что в Великую субботу, когда христиане ожидают схождения Благодатного огня, армяне подкупили тогдашнего иерусалимского пашу и добились единоличного присутствия в Храме. Православным пришлось молиться у входа под надзором турецкой армии. Долго молились, дольше обычного, но Огонь всё не сходил.

И тут: гром, молния, ещё бы дождик пошёл одна из колонн раскололась и из неё брызнул Огонь. Под впечатлением от увиденного, один из турецких офицеров воскликнул: "Велик Бог христианский!", за что был избит и сожжён на месте бывшими единоверцами.


Территория площади перед входом в храм почти целиком принадлежит Иерусалимской Патриархии. В левом углу двора возвышается колокольня, построенная французским зодчим Журденом в 1160-1180 годах. Храмы в левой части двора, выходящие апсидами на западную сторону площади, имеют общий вход слева от портала храма, рядом с колокольней.
Под колокольней расположена церковь Сорока Севастийских мучеников, являющаяся усыпальницей Иерусалимских патриархов.



Слева от церкви Сорока мучеников под открытым небом находится церковь Жен-мироносиц, без крыши, только иконостас имеет небольшой козырек, предохраняющий иконы и внутреннее убранство алтаря. Слева от церкви святых Жен-мироносиц, в западной части двора, помещается церковь святого Иакова, брата Господня. Этот храм является приходским для православных Иерусалима.

Ещё первые христиане почитали место распятия и погребения Иисуса Христа, находившееся тогда за городской чертой, вне стен ветхозаветного Иерусалима. Вероятно, память об этом месте не была потеряна после разрушения города Титом в 70 году. По сообщению Евсевия, при строительстве на месте разрушенного Иерусалима при императоре Адриане (135 год) нового римского города Элия Капитолина, на месте пещеры Гроба был построен языческий храм Венеры. Первая церковь Гроба Господня была заложена св. царицей Еленой, строилась под руководством Макария Иерусалимского одновременно с частично сохранившейся Вифлеемской базиликой. Помимо Гроба Господня, в состав храмового комплекса вошли предполагаемое место Голгофы и место обретения Животворящего креста. В результате был построен монументальный комплекс зданий, общий вид которого вырисовывается при сопоставлении археологических исследований современного здания с описаниями, сделанными раннехристианскими авторами, и изображением на мозаичной карте из Мадабы (середина V века).
Храм Воскресения был торжественно освящён в присутствии императора Константина 13 сентября 335 года, в память о чём в православной церкви был установлен праздник Обновления Храма.
Храмовый комплекс существовал без изменений до захвата в 614 году Иерусалима персидским царем Хосровом II. Сооружения храма были сильно повреждены, но под руководством инока Модеста (позднее патриарха иерусалимского), на средства императора Ираклия, и жены Хосрова, христианки Марии, было восстановлено все разрушенное (616—626 годы). В 637 году Иерусалим был осажден халифом Омаром. Патриарх Софроний сдал город после заверения мусульман о заключении мирного договора, и храм Гроба и основные христианские святыни Иерусалима не были повреждены.
Слухи о разрушении Храма Гроба Господня достигли Европы и послужили одним из поводов для агитации в Европе к началу Крестовых походов  в XI веке. В середине XII века крестоносцы с размахом отстроили храм в величественном романском стиле (по его подобию позднее был построен собор Новоиерусалимского монастыря под Москвой).
Построенный в 1130-47 храм Воскресения вновь объединил под одной кровлей все святые места, связанные со смертью и Воскресением Иисуса Христа. Крестоносцы не стали существенно менять структуру западной части здания, круглого Анастасиса Храм Воскресения), сохранившего планировку и украшения, восходящие ещё ко временам императора Константина Великого.
Землетрясение 1545 года привело к понижению колокольни до современного уровня. В 1555 году расширением храма занимались монахи-францисканцы; им же принадлежит внутреннее убранство кувуклии.
Известен пожар 1808 года, когда сгорел деревянный шатер над Анастасисом и была повреждена кувуклия. Однако в период 1808-10 годов ротонда была восстановлена с участием архитекторов из разных стран. При восстановлении кувуклии были использованы габариты кувуклии-подобия из Воскресенского Новоиерусалимского монастыря под Москвой (оформление архитектора Бартоломео Растрелли). В 1860-х годах был сооружён полусферический купол над ротондой из металлоконструкций, своей формой напоминающий первоначальное завершение Анастасиса времен Константина Великого. В таком виде здание существует и сейчас.



В черной одежде как раз и есть представитель мусульманской семьи, который запирает двери Храма на ночь.

Камень миропомазания.
В нескольких шагах от входа, прямо на мраморном полу, лежит камень миропомазания, место, где Иосиф и Никодим помазали смирной и алоэ тело Иисуса.

Над Камнем Помазания висят 8 лампад - по числу допущенных в храм христианских конфессий: православных, католиков, армян, маронитов, коптов, сирийцев, грузин и эфиопов. Не пускают в храм только протестантов: сказать, что все концессии между собой дружат, было бы преувеличением, но протестантов они ненавидят дружно, все вместе. Именно благодаря "дружбе" конфессий ключи от храма издревле находятся у двух мусульманских семейств: одно из них ключи хранит, другое открывает и закрывает ими входные двери, как я уже говорила.


Сверху Камень прикрыт плитой из розового мрамора, предназначенной, для предохранения подлинного камня от разрушения: уж очень усердно паломники откалывали от него по кусочку и увозили домой.

На стене, рядом с Камнем, замечательная фреска. 
 

Прямо за камнем - стена Воскресенского собора. Если вы пройдете налево от камня, то попадете в большую ротонду центрального здания Храма, в центре которой возвышается мраморная часовня (кувуклия). Часовня перекрывает пещеру Гроба Господня (где был похоронен Иисус) и делится на две части: придел Ангела и собственно Гроб Господень.
Два окошка в приделе Ангела служат для передачи всем молящимся Благодатного Огня, который ежегодно сходит в Великую Субботу перед Пасхой.
А нас повели на Голгофу, находившуюся справа от Камня шагах в пятнадцати, примерно на 3-х метровой высоте. Лобное место евангельское возвышалось на 3 метра над уровнем земли, и на нынешнюю Голгофу ведёт 17 ступеней из притвора при входе, направо от Камня Помазания.


Это как бы верхний храм, разделённый массивными пилястрами на две части.

В глубине северной части высится Распятие с предстоящими, над открытым престолом на колонках: под престолом обложено серебром отверстие в природной скале, в которое был водружён Крест Христов.

Вот оно - место распятия Иисуса Христа. Когда-то, оно находилось за пределами крепостной стены.  На иврите Голгофа означает – “череп”, “голова”. Hазванная в Евангелиях “местом Лобным”, эта скала теперь находится под кровлей xрама Гроба Господня. Строители разных эпох усекли её со всех сторон, оставив вершину. Заключённая в саркофаг, она скрыта от глаз. Её серую поверхность и трещину, пoявившуюся в результате землетрясения в момент смерти Христа, можно увидеть только в специальных окнах. Свой современный архитектурный облик Голгофа приобрела в результате ремонта храма в 1810 году. На святом месте Распятия пребывает лишь сама скала, которую строители и реставраторы разных эпох усекали, выравнивали, обтесывали; сегодня ее размеры составляют 4,5х11,5х9,25 м. На скалу ведут 2 лестницы: правая начинается сразу от дверей храма («латинский всход» ведет к римо-католичскому приделу), левая - со стороны кафоликона («греческий всход» ведет к главному православному приделу). 2 нефа, разделенные приземистыми массивными столпами с аркой между ними, образуют православный и католические приделы Голгофы, который в византийское время они составляли единый храм.

Православный престол, высотой в метр, выполнен из розового мрамора; под престолом находится отверстие, в которое был водружен Крест Распятия. Поверхность скалы скрыта мраморным полом, лишь справа и слева от престола в застекленных проемах можно видеть серый камень самой Голгофы и трещину, прошедшую через всю скалу в результате землетрясения в момент смерти Спасителя. Вся скала теперь выложена мрамором: трещину в ней можно видеть справа от престола в полу. Два чёрных круга на этом полу отмечают место крестов двух разбойников.
 


 
Схематическое изображение Голгофы и погребальной пещеры Спасителя
 
На рисунке: Сплошная жирная линия обозначает (предполагаемую) действительность во времена Его страдания: справа - Голгофа, с тремя крестами (13), позади неё неглубокая яма - разбитая цистерна, - куда эти кресты были сброшены после снятия распятых (12), и где впоследствии найдены св. царицей Еленой. За Голгофой показана наружная стена Иерусалима и ворота в ней, ведущие в Город. В левой части рисунка - сад Иосифа Аримафейского (7) и в скале отверстие гробницы, у которого лежит отваленный гробный камень.
Пунктиром отмечены очертания современной часовни Св. Гроба - Кувуклии, а над нею - ротонды Анастасиса и других существующих построек над Св. Местами.
На первом плане плоский камень, послуживший Спасителю при помазании Его мёртвого Тела Никодимом (3). Над камнем пунктиром показаны неугасимые лампады и покрывающая его мраморная плита.
Я нашла в инете этот рисунок и решила разместить его с целью лучше пояснить географическую зависимость друг от друга великих Святынь, послуживших Искуплению рода человеческого и объединённых теперь под одной кровлей великого Храма Воскресения Христова.

Спустившись с Голгофы, мы два раза повернули направо и пошли к капелле Св.Елены. Часть Голгофы оказалась застеклена - через стекло хорошо было видно, что камень украшен большим ржавым пятном.


Христианские богословы считают, что кровь Христа омыла захороненный на Голгофе по промыслу Божьему череп Адама и в его лице всё человечество от греховной скверны, даровав этим возможность спасения.

Место, куда, по легенде, стекла кровь Иисуса и смыла с костей Адама первородный грех. Между прочим, человеческие жертвоприношения Бог самолично запретил буквально на соседней горке под названием Мориа, она же Храмовая гора.

Фрагмент фрески Фра Беато Анджелико. Когда кровь Иисуса через расселину в скале попала на череп Адама, произошло сильное землетрясение: Голгофа раскололась (внизу видно), многие могилы на кладбищах разрушились и давно умершие праведники воскресли. Одновременно случилось солнечное затмение, после чего тому, что на кресте распяли Сына Божия, поверили многие.

Дальше нас провели мимо нескольких пределов.

В том числе и темницу, в которой содержался Иисус накануне распятия.



Далее мы посетили Храм Воскресения. Строительство базилики началось примерно в 326, а освящена она была в 335 году. Никто не знает, как церковь точно выглядела - сохранились только отдельные описания. Историк Евгений Кесарийский особое внимание останавливал на памятнике Гроба Господня, носившем имя Анастасис (Воскресение). Посредине храма Воскресения находилась гробница Христа, окруженная 12-ю колоннами, по числу апостолов. Эти колонны сверху были украшены большими серебряными чашами, принесенными в дар самим императором Константином.



Кувуклия (8,3х5,9 м) состоит из 2 частей: западной, 6-угольной в плане (2,07х1,93 м), где заключается Гроб Господень, и восточной (3,4х3,9 м.), где расположен придел Ангела. Пьедестал с частью священного камня, отваленного Ангелом, находится посреди часовни и служит престолом при совершении архиерейской православной Литургии на Гробе Господнем ). В часовне 15 лампад (в 3 ряда, по числу основных исповеданий). В северной и южной стенах – овальные оконца для передачи Благодатного Огня. Вход из придела Ангела в пещеру Гроба Господня украшен мраморным порталом. Слева при входе изображены жены-мироносицы, справа – простирающий к ним руку Архангел Гавриил, вверху портала – мраморный полог с надписью по-гречески, воспроизводящей слова ангела: «Что ищете Живого среди мертвых? Его нет здесь, Он воскрес».


По традиции православные зажигают от Благодатного Огня 33 свечи по числу лет земной жизни Христа. Затем затушенные свечи забирают с собой и используют для очищения и освящения своего жилища.

А это балконы. Они располагаются в Кафоликоне. Вход в Кафоликон разрешен только православным: ни армяне, ни католики войти сюда не могут. Когда Иоанн Павел II в 2000 году посетил храм Гроба Господня, в Кафоликон он так и не попал, хотя ему очень хотелось. Кстати, с балконов этих российское телевидение ежегодно снимает Чудо схождения Благодатного огня на Гроб Господень.

Далее мы попадаем в храм Воскресения.

Храм Воскресения занимает центральное место всего комплекса.

Четыре больших столба поддерживают четыре арки, на которых укреплен купол, освещающий храм. Восточная часть храма возвышена на несколько ступеней и закруглена: это место служит довольно просторным алтарем. У левой (северной) и правой (южной) стен находятся кафедры: налево -- патриарха Иерусалимского, а направо - патриарха Антиохийского. По преданию, вся эта часть храма построена на месте, где находился сад Иосифа Аримафейского.

В храме есть небольшая каменная ваза, в которой заключается как бы приплюснутый шар, наверху его прочерчен крест. Это так называемый Пуп, или центр Земли. Из праха, взятого из-под Пупа, Господь создал Адама.

Все первые иконы Богородицы, опять же по преданию, были написаны евангелистом Лукой по просьбе христиан Антиохии и Греции, которые не имели возможности посетить Пресвятую Деву лично. Богородица благословила эти иконы, придав им свою благодать и силу. Иерусалимская икона была написана первой - для иерусалимской общины, в 15-й год после Вознесения Господа. В 5-м веке икону перевезли в Константинополь, а в 988 году подарили русскому князю Владимиру Святому, а тот, в свою очередь, икону подарил новгородцам - в честь их обращения в христианство.
В 1571 году царь Иван Грозный реквизировал Иерусалимскую икону Божьей Матери и из новгородского Софийского собора перенес ее в московский Успенский собор, откуда образ исчез во время нашествия Наполеона. Теперь в Успенском соборе висит верный список иконы, как и здесь. А где сейчас находится подлинная Иерусалимская икона Божьей Матери, да и сохранилась ли она - Бог весть.

Далее по широкой каменной лестнице (29 ступенек), ведущей в подземелье, мы спустились в придел Св.Елены. Купол, венчавший капеллу и освещавший ее своими 6 окнами, поддерживали четыре массивные колонны из монолита красного цвета с коринфскими капителями.



В 326 года, когда, как считается, крест, на котором распяли Христа, был найден святой царицей Еленой (матерью императора Константина Великого) во время её путешествия в Иерусалим, предпринятого с целью паломничества и поиска христианских реликвий. Вместе с Крестом Господним Еленой были обретены четыре гвоздя.


Место обретения Креста находится в приделе Обретения Креста Храма Воскресения Христова в Иерусалиме, в бывшей каменоломне. Оно отмечено вделанной в пол плитой красного мрамора с изображением православного креста, плита с трёх сторон обнесена металлической оградкой, здесь же первое время хранился Крест. В придел Обретения Креста из подземной армянской церкви святой Елены вниз ведут 22 металлических ступени, это самая низкая и самая восточная точка Храма Гроба Господня, два этажа вниз от основного уровня. В приделе Обретения Креста под потолком около спуска есть окно, отмечающее место, с которого Елена наблюдала за ходом раскопок и бросала для поощрения работавших деньги. Это окно соединяет придел с алтарем церкви святой Елены.


Это камни того времени перед местом Обретения Креста. Поиски велись долго, пока, наконец, один пожилой еврей по имени Иуда не вспомнил рассказ отца и не указал примерное место его нахождения. Когда Крест нашли, Иуда (будущий епископ Иерусалимский) и другие иудеи уверовали во Христа и крестились.


Крест Христа, а заодно и кресты двух распятых вместе с ним разбойников, как выяснилось, сбросили в заброшенный подземный водоем (цистерну), высеченный в скальном грунте, находившийся чуть восточнее Голгофы, недалеко от городских ворот, называемых Судными. Ворота назвали так потому, что пересекшему их преступнику оглашался окончательный, не подлежащий обжалованию приговор, после чего к месту казни его сопровождали только стража и палачи.
Иудеи искренне считали, что распятие - варварский римский обычай, сами-то они преступников обычно забивали камнями, в крайнем случае - душили шнурками, но при этом любой предмет, имевший отношение к смертной казни, становился нечистым и мог осквернить все вокруг: его следовало немедленно убрать и спрятать подальше.
Когда цистерну освободили от мусора, забившего ее за 300 лет доверху, крестов в ней не нашлось. Рабочие пали духом, но Св.Елена простучала стены клюкой и обнаружила наспех заложенную камнем дверь. За ней, под мусором, нашли три сосновых креста, несколько гвоздей и расколотую табличку с надписью на трех языках (латинском, иврите и греческом) "Иешуа из Назарета, Царь Иудейский".
Но как узнать, на каком именно кресте распяли Спасителя? Решили проблему остроумно: кресты клали рядом с умиравшей женщиной по одному. Два из них не оказали никакого действия, а вот третий женщину исцелил полностью. Найденные гвозди априори были признаны гвоздями, пронзившими тело Христа.
Оставалось разобраться с крестами разбойников: на каком из двух распяли Благоразумного разбойника Дисмаса, а на каком Злого (Гестаса)? Кресты были совершенно одинаковыми и сколько к ним больных не подводили - эффекта это не дало ни какого. По одной из версий, в конце концов Св.Елена приказала, расколов вдоль все четыре бревна, сделать из них два новых креста, каждый из которых содержал бы по половине обоих первоначальных.
Св.Елена приказала часть Креста Господня распилить на мелкие кусочки и разослать по всем частям Византийской империи, но сам Крест оставила в Иерусалиме. Один из новых крестов, сделанных из разбойничьих, она также оставила епископу Макарию, а другой забрала с собой. Впоследствии Св.Елена установила этот крест, вложив в него частичку Креста Господня и один из гвоздей, на Кипре, после чего на острове немедленно прекратилась многолетняя засуха. По свидетельству русского паломника Даниила Галицкого, посетившего Святые места во времена крестоносцев, крест этот, ничем не поддерживаемый, висел в воздухе.

В 1859 году русские выкупили у эфиопского духовенства участок земли, расположенный в нескольких десятках метров от храма Гроба Господня. Сейчас на этом месте располагается русское Александровское подворье, но прежде чем подворье построить, на участке произвели археологические раскопки и наткнулись на остатки стены двухтысячелетней давности, в 2,5 метра высотою. Между двумя пилястрами стены располагался покрытый выбоинами и истертый ногами Порог Судных врат, с четкими следами петель от некогда бывших здесь ворот. По обеим сторонам от ворот лежали плиты древней мостовой. Нет сомнений, что Иисус пересекал Порог на пути к Голгофе. Сейчас Порог - под стеклом и в деревянной раме.
Заодно русские выкупили у греков подлинный кусок Голгофы и, расположив камень на территории подворья, установили на нем распятие.

Хотелось бы еще показать раскопки, которые продолжают весьма омторожено вести ученые. Нам по пути они встречались повсеместно.

Все они застеклены.

Вот пожалуй и всё, что я могу показать. Спасибо за внимание.

Картина дня

наверх